Система воспитания в спарте: Спартанское воспитание — урок. История, 5 класс.
Как воспитывали детей в Спарте? | Саморазвитие
Говоря об античном воспитании, многие подразумевают вовсе не гуманную афинскую модель, а спартанскую. И это понятно: наверняка многие из нас на школьных уроках истории слышали о суровой спартанской дисциплине, которая действительно впечатляет. Насколько это правдиво и как на самом деле воспитывали детей в Спарте? Давайте узнаем!
Общие черты спартанской модели воспитания
Оказывается, школьные представления о спартанской системе воспитания — не мифы и не домыслы. Детям, рождённым в Спарте, было тяжело с первого дня рождения. Однако жаловаться им не приходило в голову, поскольку воспитательная система всем спартанским обществом воспринималась как самая правильная и неукоснительная — выбора не было ни у кого.
Почему так сложилось? Спарта была крупным древнегреческим полисом, консервативной и воинственной территорией, что и определяло её взгляды на воспитание детей.
Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет. Однако то, будет ребёнок жить или нет, решали не отец и не мать.
Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: крепким и хорошо сложенным малышам (вне зависимости от пола) разрешалось остаться в Спарте. Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофеты. Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен.
Кстати, новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином. Дети со слабым здоровьем сразу погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.
В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные. Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности. Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.
По спартанским же законам в семье можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.
Был ли плюс у такого спартанского «отбора»? Минимальный, но всё-таки был. Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса. Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!
Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью. Здесь он рос до семи лет. Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом родители. В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено. Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладываются основы будущего характера.
Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми. Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу. Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а спали в жёстких деревянных кроватках.
Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды. К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.
Как таковых игр у спартанских детей не было. Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.
Воспитание мальчиков
До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.
С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.
Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.
Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка. Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием. Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.
Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».
А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями.
Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).
Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.
Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.
Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.
Воспитание девочек
О воспитании девочек в Спарте известно мало. Одно можно сказать точно: женщины оказались под влиянием мужского спартанского мировоззрения. Поэтому буквально с рождения им приходилось воспитывать девочек по мужскому типу.
Жизнь спартанских девочек, как и мальчиков, имела строгий регламент. Если в афинской модели воспитания девочек учили пению и музыке, то девочки из Спарты с младых лет занимались гимнастикой и спортом. Правда, есть предположение, что их учили ещё чтению и письму, поэтому они были намного грамотнее мальчиков-спартиатов.
Однако основным предназначением женщины спартанцы всё же считали материнство, ведь именно спартанским женщинам под силу родить здоровое и крепкое потомство — будущих воинов. Маленьких девочек убеждали в этом с самого детства. Учитывая специфику общества, их воспитывали строго — безо всякой «залюбленности», изнеженности и слабости.
Так же, как и мальчиков, спартанских девочки с раннего возраста закаляли. В морозы им приходилось выступать на праздниках и церемониях с минимумом одежды. Считалось, что закалка и хорошая физическая форма укрепит женский дух и избавит девочку от ненужной чувствительности.
Наравне с мальчиками девочки бегали и прыгали, занимались борьбой, копьеметанием, учились обращению с оружием. Их тоже заставляли заниматься первичной военной подготовкой. Такая воспитательная модель подразумевала, что если спартанцы уйдут на войну, женщинам придётся самостоятельно охранять Спарту и удерживать пленников.
К счастью, спартанские мальчики относились к девочкам если не на равных, то с большим уважением, поскольку они были крепкими, «избранными» (новорождённых девочек тоже отбирали старейшины), а также разделяли их патриотические взгляды.
Спартанская система обучения – Античность
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей. Население Спарты резко делилось на спартиатов — господствующий класс (завоеватели), периэков—граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов — порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму — все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении. В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть). Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спар-тиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. В семье дети оставались до 7 лет, затем их забирали у родителей и распределяли по особым государственным общежитиям. Государственное воспитание в СПАРТЕ длилось с 7 до 30 лет и делилось на три этапа: Этап с 7 до 15 лет: в общежитиях мальчики разбивались на небольшие отряды, где они вели военный образ жизни. Академическое обучение сводилось к изучению грамоты, а все остальное время занимала военная подготовка. Ежегодно проводились публичные испытания – соревнования (АГОНЫ). Для некоторых такие соревнования заканчивалось смертью. В 14 лет подростки получали право ношения оружия и распределялись по военизированным отрядам, которые несли военную и полицейскую службу. Итогом этого года было посвящение подростка в ИРЕНЫ. Этап с 15 до 20 лет: С 15 лет подростков учили говорить емко и по существу: изящно, остроумно и едко. К обучению так же добавлялось изучение пения и музыки. Кроме этого обучаемые, в этом возрасте, должны были самостоятельно добывать себе пропитание хищением, если они попадались, то их жестоко наказывали за неловкость. Этап с 20 до 30 лет: воины получал формальные гражданские права, но так же продолжали военную подготовку. Наибольшее внимание при обучении уделялось военно-физической подготовке детей, их учили бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие — физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”). Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели (старцы) посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие , военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях. |
Система образования в древнегреческом городе-государстве Спарта
Написано GreekBoston.com по истории Древней Греции. Комментарии отключены на системе образования в древнегреческом городе-государстве Спарта
Большинство из нас понимает, насколько уникальной была спартанская культура, поскольку она была полностью сосредоточена на успехе своих воинов. Каждый аспект общества, включая систему образования, был сосредоточен либо на воспитании воинов, либо на воспитании тех, кто поддерживал бы воинов. Вот посмотрите, какой была система образования:
Спартанская система обучения новых воинов называлась «Агоге»
Конечной целью агоге , или спартанской системы образования, было воспитание мужчин-солдат, которые были бы эффективны в спартанской армии. Обучение начиналось в возрасте семи лет, и все граждане мужского пола, кроме первенца в семье, должны были пройти это обучение. Студенты жили в этих общинах до двадцати лет, когда они могли стать профессиональными солдатами. Тем не менее, женщин также отправят в общественные школы — они просто получат другой набор навыков.
Как студенты были сгруппированы во время получения образования
Студенты были разделены на группы, каждая из которых выбрала своего лидера. Затем эти лидеры, посоветовавшись со своими сверстниками, выбирали 20-летнего подростка, которого они хотели, своим инструктором. Эти 20-летние были на последнем курсе образования. и в их обязанности входило обучение младших школьников тому, чему они научились до того, как следующие 30 лет прослужили в армии.
Чему будут учиться мальчики в школе
Как упоминалось выше, конечной целью было превратить мальчиков в солдат, и обучение было всесторонним и также было сосредоточено на физической подготовке. Они научились боксировать, плавать, бороться, метать копье, выслеживать животных, охотиться, ловить рыбу и метать диск. Изучение навыков выживания, таких как выслеживание, охота и рыбалка, были не только инструментами, которые помогали им на войне, но и помогали им во время путешествий. Они также прошли обучение в дикой природе, например, по оказанию первой помощи, что есть в дороге и как построить убежище.
Мальчики должны были пройти тесты, чтобы получить высшее образование
Перед выпуском каждый мальчик должен был украсть немного еды, чтобы его не поймали. Цель этого упражнения состояла в том, чтобы доказать, что мальчик может позаботиться о себе, если ему придется жить солдатской жизнью. Если его ловили, его наказывали не за кражу, а за то, что его поймали. Считается, что пойманных мальчиков часто били кнутом, что обычно применялось к рабам.
Как воспитывали спартанских женщин
Женщины получали такое же образование, как и мальчики. Они прошли обучение борьбе, гимнастике и художественной гимнастике. Акцент, стоящий за получением девочкой отличного образования, заключался в том, что сильные женщины рождают сильных детей, которые могут вырасти сильными воинами. Цель состояла в том, чтобы научить их быть сильными, потому что они несли ответственность за ведение домашнего хозяйства, пока мальчики были на войне. Это включало защиту домашнего хозяйства от нападений, поэтому женщины должны были быть физически сильными и умными. Их образование отражало это.
Учимся уважать старших
Кроме того, детей учили с большим уважением относиться к старшим. Их учили обращаться ко всем старшим как к отцу. В свою очередь, каждый был обязан следить за тем, чтобы детей учили хорошим манерам. Если взрослый видел, как ребенок делает что-то не так, то он был обязан жестоко отругать, но не хлестать ребенка.
Спартанское образование было построено вокруг потребности в сильной армии. В то время как мальчиков учили, как выжить в качестве солдата, девочек также обучали тому, чтобы они могли произвести сильное потомство. Прежде всего, это было уважительное общество, где каждого учили уважению к личности.
Источники:
Википедия — Агоге
Категория: История Древней Греции
Этот пост был написан GreekBoston.com
Спартанское образование. Часть I
Система образования Спарты отличалась от системы образования любого другого города Древней Греции: она была публичной, организованной вокруг военной доблести и тоталитарной.
Хотя спартанское образование было единственным в своем роде, его влияние было широко распространено. Это послужило точкой воспламенения, вызвав как неодобрение, так и похвалу — иногда от одних и тех же мыслителей, когда они работали над выделением элементов и закономерностей в том, что было действительно систематическим образованием.
Это изложение текстов является первым в серии о Спарте и в основном сосредоточено на отрывках из Тиртея и Ксенофонта.
Тиртей Фр. 10 West 1-18
«Для хорошего человека справедливо пасть и умереть, сражаясь в авангарде за свою родину, тогда как оставить свой город и свои богатые поля и пойти нищенствовать дела самые жалкие, скитания с милой матерью и престарелым отцом, с маленькими детьми и замужней женой. Ибо ненавистным будет такой человек среди всех тех, к кому он придет в рабстве к нужде и отвратительной нищете, и позорит свое происхождение и опровергает свою благородную красоту, за которыми следуют все зло и бесчестие. Теперь, если так мало думают о скитальце и так мало почитают, уважают или жалеют, давайте бороться с волей за эту землю, и умереть за наших детей, и никогда не щадить наших жизней. Оставайтесь же, о юноши, плечом к плечу и сражайтесь; не начинай скверного бегства и не бойся, но сделай сердце в груди твоей великой и крепкой, и никогда не смиряйся, когда сражаешься с врагом». 0003
Тиртей жил в 7 в. элегический поэт, тесно связанный со Спартой. (Он либо был спартанцем, либо переехал туда из Афин или Милета.) Его Eunomia собирала и прославляла законы и обычаи спартанской системы, а другие его стихи считались важной (устной) литературой в образовании спартанцев. Считалось, что подобные стихи лучше всего воплощают моральный кодекс, которому должны были подражать спартанцы. Некоторые даже читали спартанским солдатам, идущим в бой.
В этом фрагменте поддерживается значение androsunē — мужество или, более буквально, «мужественность». «Аргумент» — это, по сути, двоякая альтернатива, выдвинутая перед молодым человеком: стоять и сражаться и быть славным, или бежать и стать изгнанником со всеми позором и страданиями, которые это подразумевает.
Дух гоплита, готового встретить смерть и встать вместе со своими товарищами на защиту своего города, не уникален для Спарты. Большинство других греческих городов-государств в то время поддерживали подобные идеалы. Что, пожалуй, более характерно для спартанских ценностей, так это идея о том, что одной трусости достаточно для изгнания и полного социального избегания всей семьи.
Подобные глубокие формы социального контроля и порицания в Спарте засвидетельствованы и в других местах. Тем не менее, стоит помнить, что это было послание, неоднократно адресованное молодым спартанцам: будьте готовы рискнуть своей жизнью в бою или постичь участь хуже смерти, включая статус изгоя и социальное перемещение вашей семьи.
Ксенофонт Конституция лакедемонян 2.1-2; Плутарх Жизнь Ликурга 16.4Ксенофонт:
” В других греческих государствах родители, заявляющие, что дают своим сыновьям лучшее образование, отдают своих мальчиков под опеку и контроль наставника [payagōgos], как только они начинают понимать то, что им говорят, и отправить их в школу, чтобы они учились буквам, музыке и упражнениям на борцовской площадке . .. Ликург, напротив, вместо того, чтобы позволить каждому отцу назначать раба в качестве наставника, дал обязанность по надзору за мальчиками принадлежит члену класса, из которого замещаются высшие должности, фактически «Воспитателю детей» (payonomos), как его называют. Он дал этому человеку полномочия собирать мальчиков вместе, присматривать за ними и строго наказывать их в случае проступков. Он также назначил ему штат юношей, снабженных кнутами, чтобы наказывать их, когда это необходимо; и в результате скромность и послушание неразлучны в Спарте».
Плутарх:
«Но Ликург не поручил бы сыновьям спартанцев присматривать за купленными или нанятыми воспитателями, и не было бы законно каждому отцу воспитывать или обучать своего сына, как ему заблагорассудится, но как только им исполнится семь лет, Ликург приказал, чтобы их всех взяло государство и зачислило в отряды, где они подверглись одинаковой дисциплине и воспитанию, и таким образом они привыкли разделять друг с другом занятия спортом и занятия».
Ксенофонт был яростно проспартанским (или лакедемонянином, как их называли в Греции) афинянином, военачальником и учеником Сократа. Это было так важно для их состояния и их характера, что первая тема, которую он затронул в своих Конституция лакедемонян была характером воспроизводства, воспитания и образования в Спарте. Описав, как спартанское государство заметно различалось по семейным устройствам и роли женщин (и избегая упоминания о евгенических решениях государства по поводу детоубийства), он обратился к воспитанию детей. Первое существенное различие между спартанцами и другими греками заключалось в том, что у спартанцев было государственное образование и государственное регулирование поведения детей, в то время как у других греков это было полностью личным делом. Этот факт также засвидетельствован Плутархом, первым в. CE Платоник, который также очень проспартанский.
В других местах в Греции ребенка 6 или 7 лет отдавали частной няне или проводнику, обычно рабу, называемому payagōgos. Педагог направлял ребенка и, возможно, водил его в школу или к учителю, также финансируемому и управляемому из частных источников. Решение о том, какое образование он получит и какое дисциплинарное взыскание будет применено за любое плохое поведение, принимал отец ребенка или законный опекун. В Спарте все мальчики были переданы под власть пайономоса, размещены в казармах и подчинены дисциплине со стороны всех старших мальчиков и мужчин. Эта дисциплина включала частые телесные наказания, и Ксенофонт приписывает этому суровому, милитаристскому воспитанию послушный характер спартанцев.
Ксенофонт Конституция лакедемонян 2.1, 3-4одежды; и принято давать им столько еды, сколько они могут съесть. Вместо того, чтобы смягчать ноги мальчиков сандалиями, он требовал, чтобы они укрепили свои ноги, ходя без обуви. Он считал, что если эту привычку выработать, то они смогут легче взбираться на холмы и спускаться по крутым склонам с меньшей опасностью, и что юноша, привыкший ходить босиком, будет прыгать, прыгать и бегать проворнее, чем мальчик в сандалиях. И вместо того, чтобы позволить им баловаться в вопросе одежды, он ввел обычай носить одну одежду в течение года, полагая, что таким образом они будут лучше подготовлены к смене жары и холода».
Вторым ключевым отличием, которое отмечает Ксенофонт между образованием в других греческих государствах и в Спарте, является роль физического дискомфорта в обучении спартанской молодежи. Как только начинается их формальное образование, спартанские дети подвергаются физическому воздействию способами, призванными закалить их тело и дух. Они ходят босиком, чтобы развить твердые, мозолистые ступни и привыкнуть к преодолению труднопроходимой местности. Они также носят только одну одежду круглый год, независимо от погоды и несмотря на то, что зимой в их регионе довольно холодно. Все это предназначено для того, чтобы сделать этих мальчиков крепкими и стойкими, или, по-видимому, чтобы отсеять тех, кто таковыми не является. Дополнительным уровнем физической нагрузки были выдаваемые детям ограниченные пищевые пайки, рассмотренные в 2. 1, 5-9.ниже.
Ксенофонт Конституция лакедемонян 1.3-4становятся матерями и воспитываются в установленном порядке, живут на самой простой пище, с самым скудным набором деликатесов. Вина либо выдерживают совсем, либо, если их разрешают, разбавляют водой. Остальные греки ожидают, что их девушки будут подражать оседлому образу жизни, характерному для ремесленников, — помалкивать и заниматься шерстяной работой. Как же тогда можно ожидать, что женщины, воспитанные таким образом, будут рожать прекрасных детей? Но Ликург считал, что труда рабынь достаточно для производства одежды. Он считал материнство важнейшей функцией свободнорожденной женщины. Поэтому, во-первых, он настаивал на физической подготовке для женского пола не меньше, чем для мужского пола: более того, он учредил скачки и испытания силы для соревнующихся женщин, как и для мужчин, полагая, что если оба родителя сильны, то они производят более энергичные потомство».
Одним из наиболее интересных различий между спартанским обществом и другими древнегреческими городами-государствами была роль и образ жизни женщин. Браки среди спартанцев не заключались, как в других греческих государствах: сообщалось об обмене женами, а мужчины обычно жили вне дома. Многие из этих различий, казалось, были направлены на то, чтобы подорвать традиционную семейную ячейку и укрепить лояльность к государству/вооруженным силам. Однако, поскольку мужчины жили постоянной военной службой, женщины взяли на себя большую роль в управлении домом и имуществом.
В этом контексте можно отметить тот исключительный факт, что спартанские женщины физически тренировались и соревновались в спортивных состязаниях. Это означает, что они были на улице и вне дома с обнаженными телами – все это не одобрялось в остальной части Греции. Что наиболее важно, поскольку гимнастика была центральной частью спартанского образования, это означает, что спартанские девочки получали свое собственное образование, которое имело некоторые общие элементы с образованием мальчиков.
Ксенофонт Конституция лакедемонян 2.1, 5-9«В других греческих государствах… принято разрешать им столько еды, сколько они могут съесть… Что касается еды, то он требовал префекту принести с собой такое умеренное количество его, чтобы мальчики никогда не страдали от сытости и знали, что значит идти с неудовлетворенным голодом; ибо он полагал, что те, кто подвергся этому обучению, смогут лучше продолжать работать натощак, если это необходимо, и будут способны дольше работать без дополнительной пищи, если будет дано слово команды: они захотят меньше деликатесов и с большей готовностью приспособятся ко всему, что им предложат, и в то же время будут наслаждаться лучшим здоровьем. Он также думал, что диета, которая делала их тела стройными, больше способствовала увеличению их роста, чем диета, состоящая из плотообразующих продуктов. С другой стороны, чтобы они не чувствовали слишком сильного голода, он, не давая им возможности без труда взять то, что они хотят, позволил им утолить голод, украв что-нибудь. Не из-за того, что им было трудно обеспечить их пропитанием, он побуждал их добывать себе пищу собственными хитростями. Никто, я полагаю, не может этого не видеть. Ясно, что человек, желающий заняться воровством, должен проводить бессонные ночи и обманывать, а днем прятаться в засаде, а кроме того, если он хочет взять в плен, он должен иметь наготове шпионов. Тогда не может быть никаких сомнений, что все это образование было спланировано им для того, чтобы сделать мальчиков более находчивыми в добывании припасов и лучшими бойцами. Кто-то может спросить: но почему, если он считал воровство хорошим делом, он приказал избить пойманного мальчика во много раз? Я отвечаю: потому что во всех случаях люди наказывают ученика за то, что он не выполняет должным образом то, чему его учат. Так спартанцы наказывают тех, кого поймают на краже. Он сделал делом чести украсть как можно больше сыра [с алтаря Артемиды Ортии], но назначил других бичевать воров, желая тем самым показать, что, претерпевая боль в течение короткого времени, можно добиться прочной славы и счастья. . Здесь показано, что там, где нужна быстрота, ленивый, как обычно, получает мало пользы и много хлопот».
В этом тексте подчеркивается образовательная практика ограничения количества еды, доступной для молодых мальчиков, которые теперь являются спартанскими кадетами. Они получают слишком мало пищи, чтобы быть полностью сытыми, и часто чувствуют себя голодными. Утверждается, что это сделает их стройнее и выше и что таким образом они научатся справляться с лишениями. Это, как и устойчивые перемены погоды (см. выше 2.1, 3-4), преследуется как черта выносливости, желательная для будущих воинов. Однако сомнительно, чтобы эта калорийная депривация была действительно желательна на таком ключевом этапе их физического и умственного развития.
Часто из-за нехватки еды мальчики были вынуждены воровать. Ксенофонт утверждает, что эта практика не была преднамеренной и что воровство было преднамеренным результатом; тот факт, что воровство было наказуемым преступлением, не является признаком того, что оно осуждалось и было таким непреднамеренным. Но если за это наказывали, как могло быть задумано воровство? Ксенофонт отрицает какое-либо противоречие, считая, что цель состояла в том, чтобы научить молодых кадетов быть искусными ворами , способными избежать обнаружения, но его объяснение звучит, по крайней мере, несколько неубедительно. Столь же вероятным кажется, что эти мальчики были недостаточно обеспечены, но воровство в результате стало настолько обычным и повсеместным, что его можно было терпеть, по крайней мере, до тех пор, пока оно не было вопиющим.
В целом, однако, такое положение дел создавало противоречие между тем, что кадетам технически разрешалось делать, и тем, что им нужно и что они должны делать. Это система, которая поощряет послушание, но также требует определенных типов неповиновения или, по крайней мере, выхода за рамки. Часто такие нарушения влекут за собой наказание, причем суровое телесное наказание. Итак, единственное, что абсолютно гарантируется системой, это то, что кадеты будут страдать от боли, и упомянутый праздник Артемиды Ортии также указывает на этот факт, поскольку это почти садомазохистский праздник наказания и почти бегства от наказания. Как мы видим в других текстах, младшие кадеты в конечном итоге брали на себя роль раздающих побои, что еще больше привязывало их к системе повиновения и наказания. Одним словом, спартанская система образования была пристрастился к боли.
Тиртей Фр. 12 West 1-19
«Я не стал бы ни вспоминать о человеке, ни упоминать его в своем рассказе за доблесть в скачках или борьбе, даже если бы он был ростом и силой циклопа и превзошел бы в быстроте фракийца. Северный Ветер, и он не был милее Тифона и богаче Мидаса или Кинира, даже если он был более великим царем, чем Пелопс, сын Тантала, и обладал ласковостью языка Адраста, и даже если вся слава была связана с его воинской силой. ; ибо человек не годится на войне, если он не вынес зрелища кровавой бойни и не стоял близко и не протягивал руку, чтобы поразить врага. Это доблесть, это самая благородная награда и самая прекрасная награда для юноши в мире; это общее благо как для города, так и для всего его народа, когда человек твердо стоит на переднем крае, не переставая, и заставляя сердце и душу пребывать, совершенно забывает о гнусном бегстве и ободряет своими словами того, с кем он стоит».