Система воспитания детей: Сравнение популярных методик воспитания детей, или Как вырастить гения
Сравнение популярных методик воспитания детей, или Как вырастить гения
Идеи для дома / Семья и дети
Есть одна легенда о том, что родители новорожденного малыша хотели знать, когда им надо начинать воспитывать своего ребенка. Они обратились за советом к мудрецу. «Когда родился ваш малыш?», — спросил мудрец. «Три дня назад», — ответили родители. «Вы опоздали ровно на три дня», — ответил старец.
Современные родители не отстают в своем желании воспитать своего ребенка как можно лучше. Сегодня существует много методик воспитания детей, только надо выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.
Методика Монтессори. Ребенок должен решать сам
Сегодня чрезвычайной популярности набирает методика Марии Монтессори. Это итальянский педагог и психолог. Девизом ее системы воспитания детей можно назвать то, что педагог не должен делать за ребенка то, что малыш может делать сам.В мире уже давно существуют детские сады и школы, которые работают по этой системе. Самые известные люди, которых воспитывали по Монтессори, — Джордж Клуни, Билл Клинтон, Билл Гейтс.
Что же сделало этих людей такими успешными? Кажется, сработал основной принцип педагогической системы Монтессори — ребенок сам определяет свои интересы и занимается тем, что действительно хочет делать.
Можно выделить основные принципы этой методики.
1. Определяем интересы ребенка
Для этого рекомендуют разделить игровую комнату на зоны, и малыш сам должен решить, чем ему интересно заниматься: рисовать, конструировать, прыгать на скакалке.
Но этот способ нельзя воспринимать буквально, ведь интересы ребенка разные и порой меняются каждый день.
2. Забыть о запретах
Но надо понимать, разницу между тотальными запретами на все и вседозволенностью. Психологи рекомендуют определить четкий круг запретов, которые ребенок может запомнить, особенно на то, что опасно для жизни малыша.
3. Не ругать
Тут надо понимать разницу между пояснением и криком. Нужно объяснять ребенку следствия его поступка, чтобы он сам понял, что поступил плохо, а не просто говорить «нельзя».
4. Не хвалить
Наверное, этот пункт трудно выполнить почти всем родителям. Но тут имеется в виду, что не надо захваливать свое чадо, чтобы ребенок не делал того, что нравится родителям, а поступал так, как хочет делать сам.
5. Не критиковать
Не надо сравнивать ребенка с другими детьми и поддавать сомнению его даже незначительные достижения.
6. Не стимулировать
Родители или педагог не должны подталкивать ребенка заниматься тем, что нравиться взрослым. Можно предложить игрушку, но не надо подстрекать малыша с ней играть.
7. Не читать сказок
Ребенок должен жить в реальном мире. Но это правило также нелегко выполнить. Ведь, читая сказки, мы развиваем фантазию у ребенка, учим доброте и взаимопомощи.
У этой системы есть плюсы и минусы. Главный минус в том, что дети, которые занимаются по системе Монтессори или ходят в такой садик, трудно адаптируются в школе. Они часто не понимают правил дисциплины и не готовы учить то, что им неинтересно.
Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие
Эта методика считается альтернативой системы Монтессори. Главная цель — гармоничное развитие ребенка.Основные моменты этой методики:
1. Ребенок должен развиваться в своем темпе
В то же время родители должны предоставить для этого все доступные средства.
2. Игрушки должны быть из натуральных материалов, куклы без лиц — это развивает фантазию у детей
3. Воспитатель — пример для подражания у ребенка
4. Учебный материал поделен на части: духовную, душевную, практическую
В духовной части уделяют внимание активному мышлению, в душевной — музыке, в практической — рисованию, лепке.
5. Воспитываем человеческие ценности на исторических примерах
Популярные методы обращения в рыцарскую эпоху. Дети переодеваются в средневековые костюмы, разыгрывают сценки.
Методика Глена Домана. Как воспитать гения
Доктор Глен Доман — нейрохирург. Он работал с детьми-инвалидами, в которых была поражена нервная система. Доктор изобрел свою методику, которая оказалась очень действенной для развития памяти у детей. В результате больные дети через некоторое время догоняли здоровых в своем развитии.Что же придумал Глен Доман? Он попробовал показывать детям карточки с рисунками и называть, что там изображено. Такой урок должен длиться несколько секунд, а всего уроков в день может быть и до пятидесяти.
Также большое значение его методика воспитания уделяет физическому развитию детей. Он уверен, что для новорожденного надо максимально много времени проводить на полу или специальном приспособлении. Детей нужно вертеть и крутить разными способами, учить преодолевать препятствия.
Самые важные принципы методики Домана:
1. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов воспитать его эрудитом
2. Хвалите ребенка за его достижения
3. Не учите детей без их интереса
4. Регулярные занятия — залог успеха
5. Не проверяйте знаний у малыша
6. Каждый ребенок может вырасти гением, надо лишь постараться.
7. Маленькие дети воспринимают и запоминают огромное количество информации. После 6 лет способности памяти не такие большие.
Система воспитания Никитиных. Минимум опеки — максимум любви
Эту систему открыли для себя и миру педагоги-новаторы Никитины, испытав на собственных детях. Все методы приходили со временем и опытом. Вот основные правила воспитания, которые вывели для себя Никитины.1. Закаляйте ребенка
Холод — главный враг болезней. Но закалять ребенка надо постепенно.
2. Не надо заставлять ребенка есть
И речь идет не только о перекорме. Если какой-то ребенок Никитиных отказывался от еды, его не кормили вообще. Но до следующего «планового» приема пищи никаких перекусов.
3. Движение — жизнь
Огромное значение в семье уделялось физическому развитию. Дети лазали по турникам, канатам, лестницам. При этом никто не указывал, как именно надо заниматься ребенку — все по собственному желанию.
4. «Нет» лишней опеке
Согласно методике воспитания Никитиных, не надо излишне опекать детей — они многое могут сами. Когда их дети начинали ползать и ходить, родители практически не страховали малышей. И ребята учились группироваться, правильно падать и поддерживать баланс тела. Если малыша страховать, он перестает полагаться на свои силы.
5. «Да» взрослым игрушкам
Если ребенку интересно играть не куклой, а ложкой, тапочками, феном — пожалуйста, лишь бы не было опасности для жизни. Но надо четко выделить, какие взрослые вещи можно брать, а какие — нет.
6. Собственный пример — стимул для детей
По мнению отца семейства, если что-то делать с любовью и интересом, дети искренне заинтересуются делами родителей.
7 . Развивайте ребенка с помощью настольных игр, головоломок, ребусов, загадок
Очень важно, чтобы вся семья принимала участие в домашних играх, это развивает не только мышление, но и формирует командный дух.
Но у этой системы есть вторая сторона медали, которую увидели сами Никитины. Их дети были эрудированы не по годам. В школе они не привыкли напрягаться, а когда запас их знаний иссяк, они просто не умели учиться. Несмотря на физическое развитие, они не стали чемпионами в спорте.
Горе от ума
Выбирая методы воспитания для своего малыша, надо помнить, что они должны быть полезны для вашего ребенка и подходить именно ему.Задумайтесь, так ли нужно делать из своего ребенка гения? Принесет ли это ему счастье? Или просто вы пытаетесь удовлетворить свои амбиции, заставляя детей делать то, что им не нужно.
Стоит помнить правило, которое все эти педагоги открыли для себя: не бегите вперед поезда с обучением, воспитывайте малыша с любовью и искренним интересом — и тогда результаты действительно вас удивят.
Обсудить статью
- Воспитание ребенка
Современные системы воспитания детей: топ-5
14.02.2017
Воспитание детей – это длительный процесс, который требует должного внимания и ответственного подхода родителей, ведь именно от семьи зависит, каким же человеком вырастет малыш. Систем воспитания, на которые часто ориентируются мамы и папы, существует множество, сегодня предлагаем вам познакомиться с некоторыми из них.
Читайте также: «Синий кит» игра смерти в Украине — как уберечь ребёнка
Обзор самых популярных систем воспитания ребенка — в нашем материале!
При появлении малыша на свет, а лучше до этого момента, родителям стоит вместе разобраться, каким они видят своего чада спустя годы, какие ценности они должны ему привить и какие качества хотели бы лицезреть. От этого зависит не только подбор системы воспитания, но и успех в ее (их) применении.
1. Гленн Доман. Американский физиотерапевт убежден, что мозг маленького ребенка впитывает информацию с невероятной скоростью, поэтому обучение должно начинаться с раннего возраста. Буквально с 3 – 6 месяцев, по мнению специалиста, в жизнь крохи должны вводиться физические упражнения (конечно, с помощью родителей), которые он неразрывно связывал с уровнем интеллекта.
Уже с первого года жизни применяется обучение математике и чтению. Интересно, что одной из основ обучения считается не внедрение слов по буквам и слогам, а по карточкам с написанными словами и картинками. Основным возрастом для развития метод Домана определяет возраст до 7 лет.Читайте также: Как вырастить ребенка успешным человеком?
2. Мария Монтессори. Если вы интересовались популярными системами воспитания, скорее всего, имеете представление о ключевых характеристиках метода. В центре системы итальянского педагога стоит ребенок, который сам выбирает занятия по интересам (из предложенных родителями или педагогом), приобретает знания на личном опыте (не из объяснений взрослых), развивает навыки в игровом процессе, свободно перемещается по классу (в процессе обучения). Письму, в предложенном методе развития, ребенок обучается раньше, чем каким-либо другим навыкам.
3. Методика Никитиных. В основе этой методики лежит наблюдение Бориса и Елены Никитиных за собственными детьми. Семеро малышей позволили им не только углубить знания в сфере педагогики, но и учиться на собственных ошибках, а также убеждаться в действенности своих советов на практике. Одной из основ принципов обучения считается создание правильной окружающей среды: для физического развития нужен спортивный уголок, различный инвентарь и приспособления, для умственной активности и развития интеллекта пространство стоит заполнить различными таблицами, схемами, буквами, картами и т.д. Также в рамках методики вы найдете различные варианты головоломок, задач, большинство из которых решаются с применением разных предметов (пластилина, карандашей, кубиков и т.д.).
4. Сесиль Лупан. Успешная актриса не имела отношения к педагогике или психологии, но решила поделиться собственным опытом воспитания, который признали многие. В основе этой методики воспитания лежат принципы Гленна Домана, которого мы упоминали ранее. При этом Сесиль решили подкорректировать учения специалиста, дополнив и преобразив его по личным наблюдениям и открытиям.
Мама двух дочерей убеждена, что развитие – процесс сугубо индивидуальный и нужно обращать внимание не на возрастные критерии, а на творческие и умственные способности каждого: если ребенок любит шуметь всем, что попадается по руку, возможно его развитию помогут музыкальные инструменты (для начала игрушечные), если он любит рисовать – предоставляйте ему такую возможность. Наблюдайте именно за своим малышом, и вам намного проще будет понять, что поможет вырастить его успешным.Читайте также: Как подружиться с собственным ребенком?
5. Вальдорфская педагогика. Эта методики может применяться в школьном возрасте. Основывается она на учениях австрийского мыслителя Рудольфа Штайнера. В центре этой методики находится не раннее интеллектуальное развитие, а раскрытие индивидуальности через культуру и творчество. Чтение и письмо дети начинают изучать практически к 12 годам, а вот в волшебный мир сказки, пения и танцев окунаются с первых дней обучения. Также отсутствует система оценивания, а новые знания ребенок получает только тогда, когда к ним готов. Современная техника (планшеты, мобильные телефоны, компьютеры и т.д.) в данной системе воспитания не является положительным моментом, только мешая раскрыть каждого малыша.
Знакомьтесь с различными методиками воспитания, совершенствуйтесь, обращайте внимание на все особенности вашего чада, ставьте цели и смело идите к новым достижениям вместе со своим малышом!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также
Типы стилей воспитания и их влияние на детей — StatPearls
Терренс Санвикторес; Магда Д. Мендес.
Информация об авторе
Последнее обновление: 18 сентября 2022 г.
Определение/Введение
Когда дело доходит до воспитания детей, семьи очень разные. Культурный фон оказывает большое влияние на то, как существует семья и как воспитываются дети. За последние несколько лет население Соединенных Штатов Америки изменилось. Изменения, вызванные иммиграцией (с различными культурными, этническими и духовными идеологиями), социально-экономическим статусом и семьями с одним родителем, являются одними из факторов, определяющих разнообразие стилей воспитания в семьях. По данным Бюро переписи населения США за 2014 год, четвертая часть детей проживала в семьях с одним родителем, а три четверти жили в семьях с двумя женатыми родителями. Эти закономерности различаются, если учитывать расу и этническую принадлежность. Хотя дети могут процветать во всех типах семейной среды, данные свидетельствуют о том, что в среднем дети, живущие в семьях с одним родителем, живут хуже, чем их сверстники.
Определение культуры относится к образцу социальных норм, ценностей, языка и поведения, разделяемых людьми. В результате на родителей влияет их культура. Когда дело доходит до саморегуляции, подходы к воспитанию в разных культурах различаются в отношении поощрения внимания, уступчивости, отсроченного вознаграждения, исполнительной функции и усиленного контроля.
У каждого родителя свой подход к тому, как взаимодействовать с детьми и направлять их. Мораль, принципы и поведение ребенка обычно устанавливаются через эту связь. Различные исследователи группируют стили воспитания в три, четыре, пять и более психологических конструктов. Содержание этой статьи будет сосредоточено только на четырех категориях воспитания: авторитарном, авторитарном, разрешительном и невовлеченном. Каждая категория использует уникальный подход к тому, как родители воспитывают своих детей. Как правило, каждый родитель попадает в одну из этих категорий, а иногда имеет некоторые характеристики из другой категории. Стиль воспитания также может зависеть от ситуации.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Авторитарное воспитание
Родители этого стиля, как правило, имеют односторонний способ общения, когда родитель устанавливает строгие правила, которым ребенок подчиняется. У ребенка практически нет места для переговоров, и правила обычно не объясняются. Они ожидают, что их дети будут соблюдать эти стандарты, не допуская при этом ошибок. Ошибки обычно приводят к наказанию. Авторитарные родители обычно менее заботливы и имеют высокие ожидания с ограниченной гибкостью.
Дети, которые растут с авторитарными родителями, обычно ведут себя лучше всех в комнате из-за последствий плохого поведения. Кроме того, они лучше способны придерживаться точных инструкций, необходимых для достижения цели. Кроме того, такой стиль воспитания может привести к тому, что дети будут иметь более высокий уровень агрессии, но также могут быть застенчивыми, социально неприспособленными и неспособными принимать собственные решения. Эта агрессия может оставаться неконтролируемой, поскольку им трудно справляться с гневом, поскольку им не предоставили надлежащего руководства. У них низкая самооценка, что еще больше усиливает их неспособность принимать решения.[2] Строгие родительские правила и наказания часто заставляют ребенка восставать против авторитетных фигур, когда он становится старше.
Авторитетное воспитание
Этот тип родителей обычно развивает близкие, заботливые отношения со своими детьми. Они имеют четкие ориентиры для своих ожиданий и объясняют свои причины, связанные с дисциплинарными мерами. Дисциплинарные методы используются как способ поддержки, а не наказания. Мало того, что дети могут вносить свой вклад в цели и ожидания, но также существуют частые и соответствующие уровни общения между родителем и их ребенком. В целом, этот стиль воспитания приводит к самым здоровым результатам для детей, но требует большого терпения и усилий с обеих сторон.
В результате авторитетного воспитания дети становятся уверенными в себе, ответственными и способными к саморегуляции.[1][3] Они могут более эффективно справляться со своими негативными эмоциями, что приводит к лучшим социальным результатам и эмоциональному здоровью. Поскольку эти родители также поощряют независимость, их дети узнают, что они способны достигать целей самостоятельно. Это приводит к тому, что дети растут с более высокой самооценкой. Также у этих детей высокий уровень успеваемости и школьной успеваемости.[4]
Снисходительное воспитание
Снисходительные родители склонны быть теплыми, заботливыми и, как правило, иметь минимальные ожидания или вообще не иметь их. Они навязывают ограниченные правила своим детям. Общение остается открытым, но родители позволяют своим детям во всем разобраться самостоятельно. Эти низкие уровни ожиданий обычно приводят к редкому применению дисциплины. Они больше похожи на друзей, чем на родителей.
Ограниченные правила могут привести к тому, что у детей появятся нездоровые привычки в еде, особенно в отношении закусок.[5] Это может привести к повышенному риску ожирения и других проблем со здоровьем в более позднем возрасте ребенка. У ребенка также есть большая свобода, когда он решает, когда ему ложиться спать, делать ли домашнюю работу и когда, а также время, проведенное за компьютером и телевизором. Свобода в такой степени может привести к другим негативным привычкам, поскольку родитель не дает особых указаний по умеренности. В целом дети снисходительных родителей обычно обладают некоторой самооценкой и приличными социальными навыками. Однако они могут быть импульсивными, требовательными, эгоистичными и не уметь себя контролировать.[7][8]
Невовлеченное воспитание
Детям предоставляется много свободы, так как такие родители обычно не мешают. Они удовлетворяют основные потребности ребенка, оставаясь в целом отстраненными от жизни своего ребенка. Невовлеченный родитель не использует особый стиль дисциплинирования и имеет ограниченное количество общения со своим ребенком. Они, как правило, мало заботятся о своих детях, но при этом мало или совсем ничего не ожидают от них.
Дети незаинтересованных родителей обычно жизнестойки и даже могут быть более самостоятельными, чем дети с другими типами воспитания. Однако эти навыки развиваются по необходимости.
Клиническое значение
Характеристики стиля воспитания родителей могут продолжать преобладать в поведении и действиях ребенка по мере его взросления. Когда ребенок становится старше, на него могут влиять другие факторы, которые в дальнейшем формируют его поведение или, возможно, полностью его изменяют (например, терапия, культура, работа и круг общения). Что касается последствий для здоровья, важно определить, какие области беспокойства связаны со стилем воспитания родителей пациента (т. е. с привычкой к неконтролируемому перееданию) и решать проблемы на этом уровне. Эти вопросы становятся относительно более важными, когда речь идет о поведенческом/психологическом вмешательстве.
Быть компетентным в культурном отношении, когда это возможно, является большим преимуществом для медицинских работников, которые заботятся о педиатрических пациентах. Понимание семейного фона, того, как устанавливаются правила и стили дисциплины, позволит клиницисту понять динамику семейной ячейки. После того, как воспитатель ознакомится с методами родительского воспитания, выявление, управление или направление семей станет более легкой задачей.
Сестринское дело, союзное здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства
Для вмешательства ребенка может потребоваться знание стиля воспитания их родителей, особенно если подозревается физическое или словесное насилие. Понимание домашней обстановки, в которой живет ребенок, может привести к улучшению результатов лечения пациентов, поскольку можно применять более персонализированные подходы к благополучию ребенка.
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Масуд Х., Ахмад М.С., Чо К.В., Фахр З. Стили воспитания и агрессия среди подростков: систематический обзор литературы. Community Ment Health J. 2019 Aug;55(6):1015-1030. [PubMed: 31102163]
- 2.
Мартинес I, Гарсия Х.Ф. Влияние стилей воспитания на самооценку подростков и усвоение ценностей в Испании. Span J Psychol. 2007 ноябрь; 10 (2): 338-48. [PubMed: 17992960]
- 3.
Моррис А.С., Шелк Дж.С., Стейнберг Л., Майерс С.С., Робинсон Л.Р. Роль семейного контекста в развитии регуляции эмоций. Соц Дев. 2007 01 мая; 16 (2): 361-388. [Бесплатная статья PMC: PMC2743505] [PubMed: 19756175]
- 4.
Понг С.Л., Джонстон Дж., Чен В. Авторитарное воспитание и успеваемость азиатских подростков в школе: Взгляд из США и Тайваня. Int J Behav Dev. 2010 Январь; 34 (1): 62-72. [Бесплатная статья PMC: PMC4026298] [PubMed: 24850978]
- 5.
Лопес Н.В., Шембре С., Белчер Б.Р., О’Коннор С., Махер Дж.П., Арбель Р., Марголин Г., Дантон Г.Ф. Стили воспитания, методы воспитания, связанные с едой, и здоровое питание детей: посреднический анализ для изучения взаимосвязи между воспитанием детей и питанием ребенка. Аппетит. 2018 01 сентября; 128: 205-213. [Бесплатная статья PMC: PMC7529118] [PubMed: 29920321]
- 6.
Лангер С.Л., Крейн А.Л., Сенсо М.М., Леви Р.Л., Шервуд NE. Прогнозирование физической активности ребенка и экранного времени: родительская поддержка физической активности и общие стили воспитания. J Pediatr Psychol. 2014 июль; 39 (6): 633-42. [Бесплатная статья PMC: PMC4092246] [PubMed: 24812256]
- 7.
Leeman RF, Patock-Peckham JA, Hoff RA, Krishnan-Sarin S, Steinberg MA, Rugle LJ, Potenza MN. Воспринимаемая родительская вседозволенность в отношении азартных игр и рискованного поведения подростков. Джей Бихав Наркоман. 2014 июнь;3(2):115-23. [Бесплатная статья PMC: PMC4117283] [PubMed: 25215222]
- 8.
Piotrowski JT, Lapierre MA, Linebarger DL. Исследование коррелятов саморегуляции в раннем детстве на репрезентативной выборке англоязычных американских семей. J Child Fam Stud. 2013 апр; 22(3):423-436. [Бесплатная статья PMC: PMC3602616] [PubMed: 23525149]
- 9.
Nijhof KS, Engels RC. Стили воспитания, стратегии выживания и выражение тоски по дому. Дж. Адолеск. 2007 г., 30 октября (5): 709-20. [PubMed: 17258804]
- 10.
Куппенс С., Сеулеманс Э. Стили воспитания: более пристальный взгляд на хорошо известную концепцию. J Child Fam Stud. 2019;28(1):168-181. [Бесплатная статья PMC: PMC6323136] [PubMed: 30679898]
Типы стилей воспитания и их влияние на детей — StatPearls
Терренс Санвикторес; Магда Д. Мендес.
Информация об авторе
Последнее обновление: 18 сентября 2022 г.
Определение/Введение
Когда дело доходит до воспитания детей, семьи очень разные. Культурный фон оказывает большое влияние на то, как существует семья и как воспитываются дети. За последние несколько лет население Соединенных Штатов Америки изменилось. Изменения, вызванные иммиграцией (с различными культурными, этническими и духовными идеологиями), социально-экономическим статусом и семьями с одним родителем, являются одними из факторов, определяющих разнообразие стилей воспитания в семьях. По данным Бюро переписи населения США за 2014 год, четвертая часть детей проживала в семьях с одним родителем, а три четверти жили в семьях с двумя женатыми родителями. Эти закономерности различаются, если учитывать расу и этническую принадлежность. Хотя дети могут процветать во всех типах семейной среды, данные свидетельствуют о том, что в среднем дети, живущие в семьях с одним родителем, живут хуже, чем их сверстники.
Определение культуры относится к образцу социальных норм, ценностей, языка и поведения, разделяемых людьми. В результате на родителей влияет их культура. Когда дело доходит до саморегуляции, подходы к воспитанию в разных культурах различаются в отношении поощрения внимания, уступчивости, отсроченного вознаграждения, исполнительной функции и усиленного контроля.
У каждого родителя свой подход к тому, как взаимодействовать с детьми и направлять их. Мораль, принципы и поведение ребенка обычно устанавливаются через эту связь. Различные исследователи группируют стили воспитания в три, четыре, пять и более психологических конструктов. Содержание этой статьи будет сосредоточено только на четырех категориях воспитания: авторитарном, авторитарном, разрешительном и невовлеченном. Каждая категория использует уникальный подход к тому, как родители воспитывают своих детей. Как правило, каждый родитель попадает в одну из этих категорий, а иногда имеет некоторые характеристики из другой категории. Стиль воспитания также может зависеть от ситуации.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Авторитарное воспитание
Родители этого стиля, как правило, имеют односторонний способ общения, когда родитель устанавливает строгие правила, которым ребенок подчиняется. У ребенка практически нет места для переговоров, и правила обычно не объясняются. Они ожидают, что их дети будут соблюдать эти стандарты, не допуская при этом ошибок. Ошибки обычно приводят к наказанию. Авторитарные родители обычно менее заботливы и имеют высокие ожидания с ограниченной гибкостью.
Дети, которые растут с авторитарными родителями, обычно ведут себя лучше всех в комнате из-за последствий плохого поведения. Кроме того, они лучше способны придерживаться точных инструкций, необходимых для достижения цели. Кроме того, такой стиль воспитания может привести к тому, что дети будут иметь более высокий уровень агрессии, но также могут быть застенчивыми, социально неприспособленными и неспособными принимать собственные решения. Эта агрессия может оставаться неконтролируемой, поскольку им трудно справляться с гневом, поскольку им не предоставили надлежащего руководства. У них низкая самооценка, что еще больше усиливает их неспособность принимать решения.[2] Строгие родительские правила и наказания часто заставляют ребенка восставать против авторитетных фигур, когда он становится старше.
Авторитетное воспитание
Этот тип родителей обычно развивает близкие, заботливые отношения со своими детьми. Они имеют четкие ориентиры для своих ожиданий и объясняют свои причины, связанные с дисциплинарными мерами. Дисциплинарные методы используются как способ поддержки, а не наказания. Мало того, что дети могут вносить свой вклад в цели и ожидания, но также существуют частые и соответствующие уровни общения между родителем и их ребенком. В целом, этот стиль воспитания приводит к самым здоровым результатам для детей, но требует большого терпения и усилий с обеих сторон.
В результате авторитетного воспитания дети становятся уверенными в себе, ответственными и способными к саморегуляции.[1][3] Они могут более эффективно справляться со своими негативными эмоциями, что приводит к лучшим социальным результатам и эмоциональному здоровью. Поскольку эти родители также поощряют независимость, их дети узнают, что они способны достигать целей самостоятельно. Это приводит к тому, что дети растут с более высокой самооценкой. Также у этих детей высокий уровень успеваемости и школьной успеваемости.[4]
Снисходительное воспитание
Снисходительные родители склонны быть теплыми, заботливыми и, как правило, иметь минимальные ожидания или вообще не иметь их. Они навязывают ограниченные правила своим детям. Общение остается открытым, но родители позволяют своим детям во всем разобраться самостоятельно. Эти низкие уровни ожиданий обычно приводят к редкому применению дисциплины. Они больше похожи на друзей, чем на родителей.
Ограниченные правила могут привести к тому, что у детей появятся нездоровые привычки в еде, особенно в отношении закусок.[5] Это может привести к повышенному риску ожирения и других проблем со здоровьем в более позднем возрасте ребенка. У ребенка также есть большая свобода, когда он решает, когда ему ложиться спать, делать ли домашнюю работу и когда, а также время, проведенное за компьютером и телевизором. Свобода в такой степени может привести к другим негативным привычкам, поскольку родитель не дает особых указаний по умеренности. В целом дети снисходительных родителей обычно обладают некоторой самооценкой и приличными социальными навыками. Однако они могут быть импульсивными, требовательными, эгоистичными и не уметь себя контролировать. [7][8]
Невовлеченное воспитание
Детям предоставляется много свободы, так как такие родители обычно не мешают. Они удовлетворяют основные потребности ребенка, оставаясь в целом отстраненными от жизни своего ребенка. Невовлеченный родитель не использует особый стиль дисциплинирования и имеет ограниченное количество общения со своим ребенком. Они, как правило, мало заботятся о своих детях, но при этом мало или совсем ничего не ожидают от них.
Дети незаинтересованных родителей обычно жизнестойки и даже могут быть более самостоятельными, чем дети с другими типами воспитания. Однако эти навыки развиваются по необходимости. Кроме того, у них могут быть проблемы с контролем своих эмоций, менее эффективные стратегии преодоления трудностей, проблемы с учебой и трудности с поддержанием или развитием социальных отношений.[9]][10]
Клиническое значение
Характеристики стиля воспитания родителей могут продолжать преобладать в поведении и действиях ребенка по мере его взросления. Когда ребенок становится старше, на него могут влиять другие факторы, которые в дальнейшем формируют его поведение или, возможно, полностью его изменяют (например, терапия, культура, работа и круг общения). Что касается последствий для здоровья, важно определить, какие области беспокойства связаны со стилем воспитания родителей пациента (т. е. с привычкой к неконтролируемому перееданию) и решать проблемы на этом уровне. Эти вопросы становятся относительно более важными, когда речь идет о поведенческом/психологическом вмешательстве.
Быть компетентным в культурном отношении, когда это возможно, является большим преимуществом для медицинских работников, которые заботятся о педиатрических пациентах. Понимание семейного фона, того, как устанавливаются правила и стили дисциплины, позволит клиницисту понять динамику семейной ячейки. После того, как воспитатель ознакомится с методами родительского воспитания, выявление, управление или направление семей станет более легкой задачей.
Сестринское дело, союзное здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства
Для вмешательства ребенка может потребоваться знание стиля воспитания их родителей, особенно если подозревается физическое или словесное насилие. Понимание домашней обстановки, в которой живет ребенок, может привести к улучшению результатов лечения пациентов, поскольку можно применять более персонализированные подходы к благополучию ребенка.
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Масуд Х., Ахмад М.С., Чо К.В., Фахр З. Стили воспитания и агрессия среди подростков: систематический обзор литературы. Community Ment Health J. 2019 Aug;55(6):1015-1030. [PubMed: 31102163]
- 2.
Мартинес I, Гарсия Х.Ф. Влияние стилей воспитания на самооценку подростков и усвоение ценностей в Испании. Span J Psychol. 2007 ноябрь; 10 (2): 338-48. [PubMed: 17992960]
- 3.
Моррис А.С., Шелк Дж.С., Стейнберг Л., Майерс С.С., Робинсон Л.Р. Роль семейного контекста в развитии регуляции эмоций. Соц Дев. 2007 01 мая; 16 (2): 361-388. [Бесплатная статья PMC: PMC2743505] [PubMed: 19756175]
- 4.
Понг С.Л., Джонстон Дж., Чен В. Авторитарное воспитание и успеваемость азиатских подростков в школе: Взгляд из США и Тайваня. Int J Behav Dev. 2010 Январь; 34 (1): 62-72. [Бесплатная статья PMC: PMC4026298] [PubMed: 24850978]
- 5.
Лопес Н.В., Шембре С., Белчер Б.Р., О’Коннор С., Махер Дж.П., Арбель Р., Марголин Г., Дантон Г.Ф. Стили воспитания, методы воспитания, связанные с едой, и здоровое питание детей: посреднический анализ для изучения взаимосвязи между воспитанием детей и питанием ребенка. Аппетит. 2018 01 сентября; 128: 205-213. [Бесплатная статья PMC: PMC7529118] [PubMed: 29920321]
- 6.
Лангер С.Л., Крейн А.Л., Сенсо М.М., Леви Р.Л., Шервуд NE. Прогнозирование физической активности ребенка и экранного времени: родительская поддержка физической активности и общие стили воспитания. J Pediatr Psychol. 2014 июль; 39 (6): 633-42. [Бесплатная статья PMC: PMC4092246] [PubMed: 24812256]
- 7.