Разное

Схема звуки и буквы русского языка: Буквенно звуковая схема. Как составить звуковую схему слова

Содержание

Конспект урока русского языка по теме “Различение твёрдых и мягких согласных звуков.Звуковая схема слова.Предложение.” | План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:

Технологическая карта урока.   1 класс  «А»

УМК «Перспективная начальная школа»

1. Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных звуков.Звуковая схема слова.Предложение.»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний,умений,навыков.

2. Планируемые результаты:

2. 1. Личностные: парная работа, соблюдение дисциплинарных традиций,взаимоконтроль

2. 2. Метапредметные : следование точной инструкции учителя

2. 3. Предметные:  усвоение письма словарных слов, развитие фонематического слуха

3. Цель урока: закрепление навыков различения твёрдых и мягких согласных звуков:[р]-[р,],[л]-[л,],[б]-[б,],формирование умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой,

Этап урока

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Вводная часть урока

Готовность детей к уроку

Подготовить детей к работе на уроке

Просим детей открыть учебник на стр. 47,где нарисованы 3 кленовых листа,

Дети открывают учебник.отмечают закладкой стр.

Приёмы работы с учебником:нахождение страницы и знака-помощника

Продолжение урока

Применять практические навыки в работе

Читаем первое задание к Упр. 19 и предлагаем 1 ученику прочитать вслух текст Л.Яхнина ,а остальным-следить по учебнику.

Читаем 2-е и 3-е задание

Даём время на выполнение задания,организуем взаимопроверку

1 ученик читает задание,остальные следят

Дети работают в парах: один ученик выписывает слова,где начальный звук[р],

А другой выписывает 3 слова с начальным звуком [р,]/

Поиск и выделение необходимой информации по указанию учителя

Закрепление знаний

Прверка предметных ЗУНов

Закрепление умений составлять звуковую схему слова.

Просим детей составить звуковую схему слова РЕПЕЙ.Задаём вопросы по учебнику.(стр.47,перед плакатом)

Дети отвечают на вопросы ,составляют схему слова РЕПЕЙ

Работа с предложениями.

Последовательно читаем задание (с.47,после плаката).Просим двух учеников дать ответ

Предлагаем выписать из упр.19 два любых предложения к схемам и придумать к каждой схеме по одному предложению

Дети отвечают на вопрос: «Какие предложения из упр.19 зашифрованы в этих схемах?»

Дети выписывают два предложения.Устно составляют по одному предложению.

Выполнение упр.20 стр.48

Работа в парах

Задаём два вопроса после упражнения

Дети читают задание к упражнению,записывают все слова с твёрдым звуком [л],затем с мягким [л,]

лаковые         лягушка

лучи               личинками

ласкают         лениво

лакомится     лисица

лучший          лес

                        летний

Дети отвечают на вопросы

Динамическая пауза

Готовность детей к дальнейшей работе на уроке

Смена деятельности организма,отдых

Заключительный этап работы. выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы

Просим открыть тетрадь на стр.28

Предлагаем рассмотреть картинки,которые нарисованы к каждому словарному слову.

Дети читают слово.

Затем записывают словарное слово,ставят в нём ударение,подчёркивают букву,написание которой надо запомнить

Дополнительное задание:вставить буквы в словарные слова  предложения.

Упр.1 Т.с.28

Читаем последовательно задания.к упр.,Даём время на выполнение

Дети читают задание,последовательно выполняют каждый этап задания.

Итог урока.Рефлексия

Спрашиваем,что понравилось на уроке,что запомнилось?

Алфавит.

Буквы. Звуки. Звуковая схема слова

Похожие презентации:

Научный стиль речи

Проект по русскому языку – Рассказ о слове Звезда

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Язык и профессии. Культура речи

Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»

Роль русского языка в многонациональной России

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10

Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий

Художественный стиль речи

1. Буквы

Алфавит
Буквы
Звуки
Звуковая схема слова
Кондрашова Е.А.
учитель начальных классов

2. АЛФАВИТ (33 буквы)

Буквы,
Гласные Согласные
буквы
которые звука
буквы
(21)
не обозначают (2)
(10)
(Ъ, Ь)

3. Гласные буквы А О Э Ы У Я Ё Е И Ю

Гласные звуки
[А О У Ы Э И]
Звука [Е] нет! Есть звук [Э], [Й’Э]
Звука [Я] нет! Есть звук [А], [Й’А]
Звука [Ё]нет! Есть звук [О], [Й’О]
Звука [Ю]нет! Есть звук [У], [Й’У]
Парные согласные звуки
(по твёрдости-мягкости)
твёрдый [Б] – [Б’] мягкий
твёрдый [П] – [П’] мягкий
твёрдый [В] – [В’] мягкий
твёрдый [Ф] – [Ф’] мягкий
твёрдый [Г] – [Г’] мягкий
твёрдый [К] – [К’] мягкий
твёрдый [Д] – [Д’] мягкий
твёрдый [Т] – [Т’] мягкий
твёрдый [З] – [З’] мягкий
твёрдый [С] – [С’] мягкий
твёрдый [Н] – [Н’] мягкий
твёрдый [М] – [М’] мягкий
твёрдый [Л] – [Л’] мягкий
твёрдый [Р] -[Р’] мягкий
твёрдый [Х] – [Х’] мягкий
[Ж]- всегда твёрдый звук
[Ш]- всегда твёрдый звук
[Ц]- всегда твёрдый звук
[Ч’] всегда мягкий звук
[Щ’] всегда мягкий звук
[Й’] всегда мягкий звук

5.

Парные согласные звуки (по звонкости-глухости)[Б]-[П] глухой
звонкий [В]-[Ф] глухой
звонкий [Г]-[К] глухой
звонкий [Д]-[Т] глухой
звонкий [З]-[С] глухой
звонкий [Ж]-[Ш] глухой
звонкий

6. Непарные согласные звуки (по звонкости-глухости)

звонкий [Л] – [нет] глухой
звонкий [М] – [нет] глухой
звонкий [Н] – [нет] глухой
звонкий [Р] – [нет] глухой
звонкий [Й’] – [нет] глухой
звонкий [нет] – [Ч] глухой
звонкий [нет] – [Щ] глухой
звонкий [нет] – [Х] глухой
звонкий [нет] – [Ц] глухой
Звуки
– гласный звук
– согласный твёрдый звук
– согласный мягкий звук
– слоги-слияния (согласный+гласный)

8. Гласные буквы А О У Ы Э указывают на твердость предшествующего согласного звука

дом
мама
сук
рысь
мэр

9. Гласные буквы Я Е Ё Ю И указывают на мягкость предшествующего согласного звука

река
мяч
люди
мёд

10. Буква Е обозначает один звук [э], если стоит после мягкого согласного звука (река [р’эка])

река
Буква Е обозначает два звука [й’э]
,если стоит:
1) в начале слова (ем [й’эм], Елена [й’эл’эна])
2) после гласного (роет [рой’эт])
3) после Ъ,Ь (съел [cй’эл])
ель

11.

Буква Ё обозначает один звук [о], если стоит после мягкого согласного звука (пчёлка [пч’олка] )пчёлка
Буква Ё обозначает два звука [й’о]
, если стоит:
1) в начале слова (ёлка [й’олка] )
2) после гласного (поёт [пай’от])
3) после Ъ,Ь (льёт [л’й’от] )
ёлка

12. Буква Я обозначает один звук [а], если стоит после мягкого согласного звука (мята [м’ата] )

мята
Буква Я обозначает два звука [й’а]
, если стоит:
1) в начале слова (яма [й’ама], Яша [й’аша])
2) после гласного (стоят [стай’ат])
3) после Ъ,Ь (платья [плат’й’а])
яма

13. Буква Ю обозначает один звук [у], если стоит после мягкого согласного звука (люди [л’уд’и] )

люди
Буква Ю обозначает два звука [й’у]
, если стоит:
1) в начале слова (юла [й’ула], Юля [й’ул’а] )
2) после гласного (рисую [р’исуй’у])
3) после Ъ,Ь (шью [шй’у], вьюга [в’й’уга] )
юла

14. Согласные буквы Ч Щ Й всегда обозначают мягкие звуки [ч’] [щ’] [й’] чаща [ч’ащ’а] май [май’]

чаща
Согласные буквы Ш Ж Ц
всегда обозначают твердые звуки
[ш] [ж] [ц]
[шишк’и]
шишки

16.

Буквы Ъ и Ь звука не обозначают [-] Буква есть, а звука нет! Поэтому квадратик (т.е.звук) не рисуем. конь
4б.,3 зв. [кон’]
день
4б.,3 зв. [д’эн’]
стул
стол
астра
арбуз
3б.,3зв.
4б.,4зв.
4б.,4зв.
5б.,5зв.
5б.,5зв.
рыба
4б.,4зв.
лиса
4б.,4зв.
река
4б.,4зв.
лимон
окунь
5б.,5зв.
5б.,4зв.
иголка
6б.,6зв.
аист
4б.,4зв.
икра
4б.,4зв.
ужи
ежата
3б.,3зв.
5б.,6зв.
яблоки
ели
6б.,7 зв.
3б.,4 зв.
стая
4б.,5 зв.
моет
4б.,5 зв.
стоит
5б.,5 зв.
мясо
4б.,4зв.
лес
3б.,3 зв.
чай
3б.,3 зв.
чаща
4б.,4 зв.
шишки
5б.,5 зв.
жираф
5б.,5 зв.

English     Русский Правила

Что делает русский язык таким трудным для изучения? | Гэвин Лоуренс

«Русский язык» русским курсивом

Что делает русский язык таким трудным для изучения?

Если вы занимались лингвистикой или хотели выучить второй язык, вы, несомненно, знаете, что некоторые языки даются носителям английского языка труднее, чем другие. Как правило, чем больше язык отличается от английского, тем труднее его освоить носителю английского языка. Вот почему у тех, кто изучает китайский, арабский, японский и другие восточные языки, возникают трудности; эти диалекты принадлежат совершенно разным языковым школам с уникальными правилами, системами письма, грамматическими структурами и, конечно же, очень странными идиомами.

Но в Азии и на Ближнем Востоке нет монополии на языки, от которых хочется рвать на себе волосы; Россия, всегда конкурентоспособная нация, дает этим языкам возможность заработать деньги. Русский очень отличается от английского во многих отношениях, и имеет множество очень сложных правил, которые могут обескуражить будущего студента. Но, как говорится, чем они больше, тем сильнее падают. Первый раз, когда вы успешно сформулировали предложение на русском языке, является важным событием и вызывает чувство гордости, которое вы действительно никогда не забудете. Русский язык стоит того, чтобы выучить его, и самый первый шаг к изучению русского языка — понять, с чем именно вам придется столкнуться. В этой статье я попытаюсь разобрать некоторые из самых сложных аспектов русского языка таким образом, чтобы это было понятно носителю английского языка, чтобы дать представление о том, что именно делает русский язык таким трудным для изучения.

Имейте в виду, что эта статья не предназначена для ускоренного изучения основ русского языка. таких уже полно в инете. Скорее, это должно быть доступным объяснением того, с чем именно столкнется будущий студент, изучающий русский язык. Насколько это возможно, я постараюсь по большей части избегать использования русских слов и кириллицы (русского алфавита), так как это руководство предназначено для студентов, практически не знакомых с русским языком.

Есть три основные части языка, на которых я сосредоточусь, после чего кратко коснусь пары других второстепенных моментов. Я считаю, что перед изучением русского языка каждый должен усвоить три основные вещи: читать и произносить кириллицу, использовать и спрягать глаголы и падежи. Давайте более подробно рассмотрим каждый из них.

  1. Кириллица/Произношение

Русская азбука может немного раздражать начинающего ученика (у меня точно была) тем, что в ней используется смесь знакомых нам иероглифов с одинаковыми звуками (Т, К, А, М и т. д.), знаки со знакомыми формами, но незнакомыми звуками (русское «Б» звучит как наше «В», их «Х» звучит как наше «Н», их «Н» звучит как наше «Н», ) и символы, не имеющие английского эквивалента (И,Ч, П, Б, Ж и т. д.). Первое препятствие, которое должен преодолеть начинающий русскоязычный, — это научиться различать эти символы и не путать их с аналогами из латинского алфавита.

О произношении можно сказать многое; русский акцент – зверь, чтобы получить вниз. Русский (по большей части) фонетический язык, и как только вы разберетесь со звуками букв, чтение будет относительно простым. Но есть исключения в произношении, которые являются ключом к правильной речи. Некоторые слова пишутся буквами, которые либо не произносятся, либо произносятся не так, как должны; хорошим примером этого является «здравствуйте», что означает привет (в качестве примечания: русские слова имеют тенденцию быть намного более тяжелыми по слогам, чем их английские эквиваленты). Первое «в» в слове «здравствуйте» туземцы никогда не произносят. Эти исключения не особенно многочисленны, и со временем вы их уловите. Лучшая практика для правильного чтения и разговорной речи — это слушать носителей языка и подражать им. Разница между хорошим русским акцентом и великолепным заключается в мельчайших деталях, которые лучше всего усваиваются путем повторения.

2. Глаголы и спряжения

Если вы знакомы с каким-либо романским языком (французским, испанским, немецким и т. д.), вы знаете о спряжении глаголов. По сути, это включает изменение окончания глагола в зависимости от имени собственного, используемого с глаголом. Существует стандартная, неизменная форма глагола, называемая инфинитивом; это соответствует английскому глаголу «до » (, например, бежать, говорить и т. д.). В английском языке у нас очень упрощенная форма спряжения глаголов; мы говорим «я бегу», «мы бежим», «они бегут», но также и «он бежит с ». В русском языке вы будете менять окончание глагола, чтобы оно соответствовало одному из шести разных местоимений (я, ты [неофициальное], ты [официальное], он/она/оно, мы и они). Подробнее о неформальной и официальной речи мы поговорим чуть позже. Если бы мы применили ту же систему на английском языке, потенциально это могло бы выглядеть примерно так; «И руни», «ты руну», «мы руна». Российская система сложнее, но следует тому же общему принципу; окончание глагола всегда изменяется, чтобы «соответствовать» подлежащему глагола (вещи или лицу делает что-то).

Существует фундаментальная часть использования глаголов, которую иностранцам очень трудно выучить, называемая временами. Времена (или пары аспектов; подробнее об этом чуть позже) в основном являются русским эквивалентом нашей запутанной системы времени и времен. Например, в английском языке есть фразы «я делаю», «я делаю», «я делаю» и т. д. у нас есть вспомогательные слова и суффиксы (have, were, -ing), которые обозначают, когда и как совершается действие. происходит. В русском языке у каждого глагола две формы: совершенный и несовершенный. Они выполняют аналогичную функцию. Глагол, употребленный в прошедшем времени (я сделал) в форме совершенного вида, имеет значение «я сделал что-то однажды» или «я сделал что-то до конца». Это завершенное или «совершенное» действие. Тот же глагол в форме несовершенного вида означает «я сделал что-то в течение неопределенного периода времени» или «я сделал что-то и не закончил». Это действие без определенного решения или несовершенное действие. Трудность заключается в запоминании двух форм каждого глагола и их правильном использовании. Существует МНОЖЕСТВО мелких нюансов (когда какую форму использовать, как найти обе формы слова и т. д.), которые очень трудно выучить иностранцам и объяснить местным жителям; это то, что приходит только со временем и обширной практикой.

3. Падежи

Падежи, пожалуй, самая сложная часть русского языка. Подобно спряжению глаголов, оно включает изменение конца слова в зависимости от его отношения к другим словам в предложении. Однако это значительно сложнее. Использование падежей во всех смыслах и целях делает порядок слов почти неуместным в русской грамматике. В английском языке мы должны произносить фразу «I love you» в таком порядке — «I, love, you», чтобы она имела смысл. В русском языке это предложение можно произнести по-разному; «тебя я люблю», «я тебя люблю», «я тебя люблю» и так далее. Это стало возможным благодаря тому, что в русском языке конец каждого слова изменяется, чтобы отразить его правильное положение в предложении. I — подлежащее, и, таким образом, ему дается окончание, обозначающее этот факт (мы напишем его как I 9).0007[s].) «Любовь» по правилам спряжения глаголов соответствует слову «я» (будем писать любовь [i]). « Вы», как вы, наверное, догадались, изменено, чтобы показать, что это объект предложения (вещь или человек, который делает что-то с по ). Таким образом, получается «ты [о]». С этими изменениями не имеет значения, в каком порядке стоят слова, так как [s], [i] и [o] выполняют эту роль и показывают нам кто делает что к кому .

Обратите внимание, что в русском языке все существительные имеют «род». Это означает, что каждое существительное трактуется по-разному и по-разному связывается с другими словами в зависимости от того, мужского ли оно, женского или множественного числа (существует также «средний» род, но очень часто его употребление пересекается с мужским родом, поэтому мы пропустить пока). Пол обычно обозначается буквой, на которую заканчивается слово, однако есть исключения. Например, слово в русском языке, оканчивающееся на «а», почти всегда будет женского рода, тогда как слово, оканчивающееся на согласную, почти всегда будет мужского рода. Подобно тому, как глаголы должны соответствовать (или согласовываться) со своими подлежащими, все прилагательные должны соответствовать роду существительного, которое они описывают. Таким образом, чтобы сказать «высокая девушка» по-русски, «высокая» должна быть дополнена окончанием + женского рода (поскольку слово «девушка» женского рода).

Сложность заключается в смешивании падежей с родом. В русском языке шесть падежей, каждый из которых используется в сочетании с разными предлогами (например, над, над, под, вокруг, к и т. д.) или с разными грамматическими обстоятельствами. Каждый род (мужской, женский и множественный) имеет свой собственный набор из шести окончаний слов, соответствующих шести падежам. Возьмем, к примеру, слова «большой дом». Предполагая, что дом — слово мужского рода, нам нужно дать слову «большой» окончание мужского рода. Таким образом, он становится «большой (м) дом (м). Теперь вот где это становится немного сложнее. Для того, чтобы сказать « на большой дом», и «большой», и «дом» нужно согласовывать не только между собой (большой (м) дом (м)), но и с предлогом « на.” Это изменяет окончания обоих слов, и мы получаем это (число 4 используется для обозначения того, какой из шести падежей используется в слове, но поскольку я не определил падежи, это в значительной степени не имеет значения): «на большой (м4) дом (м4).» Был использован правильный род трех возможных (m) и правильный падеж шести (4). Из 18 возможных способов сказать «в большом доме» (3 потенциальных пола, умноженных на 6 возможных падежей) это единственный правильный способ.

Если это не имеет смысла, то все в порядке. Это невероятно сложная система, и я не могу надеяться объяснить ее достаточно в одной статье. Русский, без сомнения, очень сложный язык. В то же время это прекрасный язык, изучение которого невероятно полезно (не говоря уже о том, что он пользуется большим спросом у сотрудников). Если вы делаете первые шаги на пути к овладению русским языком, я надеюсь, что это поможет вам понять, что именно вас ждет. Но не отчаивайтесь; как и во всем, приложите достаточно усилий, и в конце концов он просто начнет щелкать. Удачи! 9Схема 0003

, транскрипция слова на русском языке. сколько слогов, букв, звуков, куда падает ударение в слове ящерица? Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: скоро,

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем делить слова на слоги. На практике оказывается, что это не такая уж и простая задача, к тому же, чтобы правильно выполнить эту задачу, нужно знать некоторые нюансы. Если задуматься, не каждый может дать внятный ответ даже на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же такое слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, оно обязательно должно содержать одну гласную, которая сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог – это наименьшая разговорная единица речи или, проще говоря, звуко/звуковое сочетание, произносимое на одном дыхании. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, нужно трижды выдохнуть, значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные — это слоговые звуки (образуют слог), а согласные — неслоговые (не могут образовывать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающихся объяснить, что такое слог.

  • теория выдоха. Один из древнейших. По ее словам, количество слогов в слове равно количеству выдохов, сделанных при его произнесении.
  • акустическая теория. Подразумевается, что слог представляет собой сочетание звуков высокой и низкой громкости. Гласная громче, поэтому способна как самостоятельно образовывать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • артикуляционная теория. В этой теории слог представлен как результат мышечного напряжения, которое увеличивается к гласному и ослабевает к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как сложное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеперечисленных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них не смогла в полной мере охарактеризовать природу понятия «слог».

Типы слогов

Слово может состоять из разного количества слогов – от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» — один слог, «сно-ви-де-ни-е» — пять. В этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова более одного слога, то один из них ударный, и он называется ударным (при произнесении отличается долготой и силой звука), а все другие не напряжены.

В зависимости от того, на какой звук заканчивается слог, они бывают открытыми (гласные) и закрытыми (согласными). Например, слово «для воды». При этом первый слог открытый, так как оканчивается на гласную «а», а второй закрытый, так как оканчивается на согласную «д».

Как разделить слова на слоги?

Прежде всего стоит уточнить, что деление слов на фонетические слоги не всегда совпадает с делением на перенос. Так, по правилам переноса нельзя отделить одну букву, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги по правилам деления, то гласный, не окруженный согласными, составит один полноценный слог. Например: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но это слово при переносе не отделится.

Как сказано выше, в слове ровно столько слогов, сколько гласных. В качестве слога может выступать один гласный звук, но если в нем больше одного звука, то такой слог обязательно будет начинаться с согласного. Приведенный пример — слово «ю-ла» — делится именно так, а не «юл-а». Этот пример демонстрирует, как вторая гласная «а» притягивает к себе «л».

Если в середине слова подряд стоят несколько согласных, то они принадлежат следующему слогу. Это правило относится как к случаям с одинаковыми согласными, так и к случаям с разными неслоговыми звуками. Слово «о-ча-и-н» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге привлекала сочетанием разных согласных — «тч», а «ы» — двойным «нн». Из этого правила есть одно исключение – для непарных бессложных звуков. Если звонкий согласный (у, л, л, м, м, н, н, р, р) стоит первым в буквосочетании, то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «фляга» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере — «о-ча-я-ны» — «н» шло к началу следующего слога по общему правилу, так как это был парный сонорант.

Иногда буквосочетания согласных в письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова на слоги и деление на переносы будут разными. Так как сочетание означает один звук, то эти буквы не должны разделяться при делении на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. Например, в слове «и-зжо-га» три слога, но при переводе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один долгий звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «ц»/«ц», в которых «ц»/«ц» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться», не разбивая «ц», но при переносе будет «учить-ся».

Как отмечалось в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке гораздо меньше закрытых слогов. Как правило, они только на конце слова: «хакер». В редких случаях закрытые слоги могут быть в середине слова при условии, что слог оканчивается на непарный сонорный: «мешок», но «бу-дка».

Как разделить слова для переноса

Разобравшись с вопросом о том, что такое слог, какие они бывают виды и как на них делить, стоит обратить внимание на правила переноса слов. Ведь при внешнем сходстве эти два процесса не всегда приводят к одному и тому же результату.

При делении слова на перенос используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещается отрывать одну букву от слова, даже если это слогообразующая гласная. Этот запрет распространяется и на передачу группы согласных без гласной, с мягким знаком или у. Например, «а-ни-ме» делится на слоги вот так, но может передаваться только так: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя на самом деле их три.

Если две и более согласные стоят рядом, их можно разделить на свое усмотрение: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных между гласными они разделяются, кроме случаев, когда эти буквы входят в состав корня на стыке с суффиксом или приставкой: «классы», но «классы». Тот же принцип распространяется и на согласную в конце корня слова перед суффиксом – отрывать буквы от корня при переносе, конечно, можно, но нежелательно: “Киев-ский”. Аналогично и в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «недополз». Если корень начинается с гласной, можно либо все-таки отделить саму приставку, либо вместе с ней передать два слога корня: «безаварийный», «безаварийный».

Аббревиатуры нельзя переносить, а сложные слова можно, но только по компонентам.

Азбука по слогам

Слог имеет большое практическое значение в обучении детей чтению. С самого начала ученики учат буквы и слоги, какие из них можно комбинировать. А позже из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей учат читать слова из простых открытых слогов — «ма», «мо», «му» и т.п., а вскоре задание усложняется. Большинство букварей и руководств, посвященных этому вопросу, построены по этой методике.

Кроме того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книги издаются с текстом, разделенным на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения узнавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие «слог» еще не до конца изученный предмет языкознания. Однако его практическое значение трудно переоценить. Ведь эта небольшая часть слова помогает не только выучить правила чтения и письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не следует также забывать, что благодаря слогу возникает поэзия. Ведь основные системы создания рифм основаны именно на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя ему посвящено множество теорий и исследований, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

В этой статье вы найдете информацию о том, как сделать фонетический разбор слова – ЯЩЕРИЦА.

Не все знают, что такое фонетический разбор слова. В русской грамматике это понятие относится к характеристике звукового компонента. Причем слово нужно разбивать не просто на буквы, а на звуки. Звуков больше, чем букв. Ведь некоторые буквы обозначают два звука. Давайте узнаем далее, как разобрать слово – ЯЩЕРИЦА на звуки в деталях.

Сколько слогов, букв, звуков, звука А в слове ЯЩЕРИЦА: схема, транскрипция слова на русском языке

Как было сказано выше, между буквами и звуками существует большая разница. Прежде чем приступить к фонетическому анализу, рассмотрим немного теории вопроса.

Что за буквы? Это символы, которые используются в письменной форме. Буквы образуют слова в тексте. Они используются для визуального представления слов, человек воспринимает написанное глазами. Эти символы можно прочитать. А когда чтение происходит вслух, здесь уже образуются звуки. Точнее, буквы сливаются в слоги, а слоги в слова. Всего в русском языке тридцать три буквы в алфавите. Русский алфавит принято называть кириллицей. Порядок расположения букв в алфавите знают даже первоклассники благодаря урокам русского языка.

Алфавит русской грамматики содержит гласные и согласные буквы. Точнее, десять гласных и двадцать один согласный. Он также включает в себя мягкий знак и твердый знак. С их помощью подчеркивают мягкость или твердость согласного звука.

Вот мы и приблизились к понятию звуков. Они являются голосовой речью. Благодаря им слова образуются слитно. Звуки, как и буквы, гласные, согласные. Когда они делают фонетический анализ слова, они анализируют его.

Некоторые буквы состоят из двух звуков. В частности:

  • Буква Е состоит из звука Й и звука Е
  • Буква Йо состоит из звука Й и звука О
  • Буква Ю состоит из звука Ы и звука У
  • Буква И состоит из звука Й и звука А

Очень интересно, что если гласная безударная, то буквы типа Е и Я имеют звук Ы и звук И пишутся так: [ЙИ]

Звуки нужно слышать, потому что они произносятся не так, как пишутся. Пример такого свойства:

  • Слово детское. Согласные Т, Ц, как правило, сливаются в один звук Ц.


Теперь давайте посмотрим на слово ЯЩЕРИЦА

Транскрипция этого слова следующая:

[ЯЩ’ИР’ИЦА]

Буква И – имеет два звука мягкий [Й’] – звонкий согласный, звонкий, непарный и мягкий звук [А] (гласный, ударный).
Буква Щ — [Щ’] — шипящий согласный, глухой и мягкий, непарный.
Буква Е – [И] гласный и безударный
Буква Р – [Р’] – сонорный согласный звук, непарный звонкий и мягкий
Буква И – один звук [И] (гласный и безударный)
Буква Ц – [Ц] ​​один звук согласная, непарная глухая и твердая
Буква А [А] гласная и безударная.

Как видите, в слове семь букв, восемь звуков.

ВАЖНО : Гласная (И, Ю, Э, Э) в начале слова всегда дает два звука, так как она йотизирована. В слове ящерица было применено это правило.

Куда падает ударение в слове ЯЩЕРИЦА?

В этом слове ударение падает на I – на первый слог . В слове четыре слога. Главный фонетический компонент – правильное и четкое произношение гласных в тех слогах, которые являются ударными. Они, как правило, отличаются именно своим долгим звучанием и неискаженностью. Благодаря этому хорошо слышно, какую букву писать в этом слове, например: Е или И. Легче сделать фонетический разбор ударного слога. В грамматике такое положение гласных называется сильным положением. Остальные гласные в слове имеют слабую позицию.

Для анализа звука :

  • ударный гласный слог (сильная позиция) произносится отчетливо с более длинным звуком.
  • безударный слог с гласной (слабая позиция) читается без определенной интонации, звучит не так отчетливо, как ударный.


Ящерица – фонетический разбор

Как видите, сделать фонетический разбор слова не так уж и сложно. Главное знать некоторые правила русской грамматики и все звуки, которых в русском языке 42.

Видео: фонетический анализ слов

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдохом на выдохе.

Ср: ого, ого.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные более звонкие по сравнению с согласными.

    Ровно гласных образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные неслоговые. При произнесении слова согласные «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или из нескольких звуков (в этом случае, помимо гласного, в слоге есть согласный или группа согласных).

Обод – о-бо-док; страна – страна; ночник – ночник; миниатюрный – ми-ни-а-ту-ра.

3. Слоги открытые и закрытые.

    открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Да, страна.

    Закрытый слог оканчивается на согласную.

    Сон, вкладыш.

    В русском языке больше открытых слогов. Закрытые слоги обычно встречаются в конце слова.

    Ср: ночник (первый слог открытый, второй закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий закрытый).

    В середине слова слог обычно оканчивается на гласную, а согласная или группа согласных после гласной обычно переходит на следующий слог!

    Ночник, скажи мне, диктор.

Внимание!

Иногда в слове может быть написано два согласных, а один звук, например: избавиться от [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае различают два слога: и -жить .
Деление на части out-live соответствует правилам переноса слов, а не деления на слоги!

То же самое можно увидеть на примере глагола оставить , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; так деление на слоги будет – оставляем , а деление на части для переноса – оставляем .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов от глагольных форм, оканчивающихся на -ться, -ться.

  • Деление крути-ся, жми-ся – деление на части для переноса, а не деление на слоги, так как в таких формах сочетание букв ц, ц звучит как один звук [ц].

  • При делении на слоги сочетания букв ц, ц целиком переходят на следующий слог: смотри, жди .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать только непарные звонкие согласные: [дж], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май-ка, Соня-ка, со-лом-ка.

Внимание!

При соединении нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно переходят в следующий слог.

О-тт давай, да-нн.

2) Два или более согласных обычно идут к следующему слогу.

Ша-пк а, р-вн-т.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первый непарный звонкий (буквы р, р, л, л, м, м, н, н, д).

Мар-ка, заря-ка, буль-ка, стел-ка, лад-ка, бан-ка, бан-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово исчисляемое делится на морфемы исчисляемое ( рас – консоль, счет – корень; а, н – суффиксы; – окончание).
То же слово при передаче делится следующим образом: вычислено .
Слово делится на слоги следующим образом: вычисляется .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова состоят из слогов. Буквы ъ, ь, й не отделяются от предыдущих букв. Разж-райд, блю-ка, мы-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять одну букву в строке, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя не могут быть разделены для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать конечную согласную от приставки. Из – течь, один раз – лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную. Po-to rip, pri-to rip.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится. Ран-н-й, тер-р-ор, ван-н-а.
6. Букву s после приставки отрывать от корня нельзя, но часть слова, начинающуюся с буквы s, не переносить. Раз – говорю.

Тема: Деление слов на слоги и определение ударного слога.

Научитесь делить слова на слоги. Сколько гласных, столько и слогов.
Затем научитесь определять ударный слог.

Сколько слогов в словах:
семья, шапка, пальто, моя, лапа, диван, ее ?
  • 2 или 3
Правильный ответ:
Сколько слогов в словах:
окно, ошибка, потолок, деревня, тишина ?
  • 2 или 3
Правильный ответ:
перекресток, ТВ, перестрелка?
  • Да или Нет
Правильный ответ:
Одинаковое количество слогов в словах:
диета, дилемма, модернизм, петрушка, котенок ?
  • Да или Нет
Правильный ответ:
Сколько слогов в слове
филологическое ?
  • 5 или 6
Правильный ответ:
Сколько слогов в словах:
мая он, ой, ай, стол, сто, жара ?
  • 1 или больше 1
Правильный ответ:
Нужно ли показывать ударение в словах:
краб, ёжик, мед, одноименный, край, крик ?
  • Да или Нет
Правильный ответ:
звонит
, взял, включил, атлас (ткань)?
  • на первом или на втором
Правильный ответ:
  1. на второй
На какой слог падает ударение в словах:
платки, банты, порты, значение ?
  • на первом или на втором
Правильный ответ:
  1. на первом
На какой слог падает ударение в словах:
по рекам, по средам, партер, плотник ?
  • на первые или на второй
Правильный ответ:
  1. на второй

Тема: Соотношение букв и звуков.

Характеристики звуков.
  1. С съемка, привет ч ти, С ито?
    • [с] – акк., глух., тв.
    • [с”] – согл., глух., негромко.
  2. Какой звук произносится в словах вместо выделенных букв:
    ш ели, ч потом, ш ороч?
    • [ш] – акк., глух., тв.
    • [ш”:] – согл., гл., мягкий непарный.
  3. Какой звук произносится в словах вместо выделенных букв: о
    молл ах, старый тк я улыбаюсь тс я?
    • [ц:] – гласная.
    • [ц:] – соотв., глух., тв. непарный
    • [с:] – соотв., зв. непарный, тв. непарный
  4. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:
    д пол, пово д , т рати?
    • [т] – согл., ч., тв.
    • [т”] – согл., гл., софт.
    • [э] – соотв., звук, тв.
    • [д”] – согл., звук, софт.
  5. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:
    эээ экономика, и гра, и история?
    • [а] – ч. , безуд.
    • [э] – гл., унуд.
    • [и] – гл. перкуссия
  6. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:
    в скоро ф действовать, Корова в ?
    • [ф] – акк., глух., тв.
    • [c] – согл., вз., тв.
  7. Какой звук произносится в словах вместо выделенных букв: ма
    й ка, стро й , од?
    • [й] – соотв., зв. непарный, тв.
  8. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:
    е м, под е зд, е здить?
    • [э] – гл. перкуссия
    • [й”] – согл., мягкий непарный, звуковой непарный.
  9. Какой звук произносится в словах вместо выделенных букв: гри
    б , гри пп , тулу Р ?
    • [б] – акк, звук, тв.
    • [б”] – согл., звук, софт.
    • [р] – согл., гл., тв.
    • [н] – соотв., звук, тв.
  10. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: с
    с р, л с жи, ш и ус?
    • [и] – гл. перкуссия
    • [а]-ч. безударный
    • [с]-гл. перкуссия
    • [с] – гл. безударный
Правильный ответ:
  1. [с”] – согл., глух., тих.
  2. [ш] – акк., глух., тв. непарный
  3. [с:] -соотв., глух. непарный, тв. непарный
  4. [т] – согл., ч., тв.
  5. [а] – ч., безуд.
  6. [ф] – акк., глух., тв.
  7. [й”] – согл., звук непарный, мягкий непарный.
  8. Два звука: [й”] – акк., звук непарный, мягкий, непарный и [э] – основной ударный.
  9. [р] – согл., гл., тв.
  10. [с]-гл. перкуссия

Тема: Транскрипция.

1. Прочитайте транскрипцию, определите, какие слова представлены и запишите их буквами:

Слова:
1) [у”а], 2) [у”у”о´], 3) [с”у”е´л”и], 4) , 5) [парас”о´нк] *,
Внимание!Упрощенный вариант транскрипции,распространенный в школьной традиции: [парас”о´нак]*

Ответ:

1) я, 2) она, 3) ела, 4) снег, 5) свинья

2.
Прочитайте транскрипцию, определите, какие слова представлены и запишите их буквами:

Слова:
1) [фс”е], 2) [фс”о], 3) [знак ´м”его:б]*, 4) [м”ит”е´л”], 5)[ бас”е´й”н],

Внимание! Упрощенный вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [pазнако´м”ит:а]*

Ответ:

1) все, 2) все, 3) познакомиться, 4) метель, 5) бассейн,

3. Прочитайте транскрипцию, определите, какие слова представлены и запишите их буквами:

Слова:
1) [бгаты´р”]1, 2)[н”ит”], 3)[л”ингв” и´с”т”ик]2, 4)[аб”д”о´ м], 5) [кам”н”й”у´тар] 3,

Внимание! Упрощенный вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [багаты´р”]1, [л”ингв”и´с”т”ика]2, [кам”н”й”й´тар]3

Ответ:

1) герой, 2) нить, 3) лингвистика, 4) том, 5) компьютер

4. Прочитайте транскрипцию, определите, какие слова представлены и запишите их буквами:

Слова:
1) [фай”л], 2) [тр”э´н”чернил], 3) [с”э´рк”э], 4) [дрость], 5) [у”у´ пк] *,

Внимание! Упрощенный вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [й”у´пка]*

Ответ:

1) файл, 2) тренировка, 3) сердце, 4) молочница, 5) юбка

5.
Прочитайте транскрипцию, определите, какие слова представлены и запишите их буквами:

Слова:
1) [т”и´х”у”], 2)[ш”:от]*, 3) [каз”о´л], 4)[звезда”о´зды], 5) [ски´ жы]

Внимание! Упрощенный вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [ш”от]*

Ответ:

1) тихо, 2) оценка, 3) коза, 4) звезды, 5) лыжи

Тема: Составление транскрипции.

1. Запишите слова:

1) пол, 2) дом, 3) курс, 4) зуб, 5) дамы

2. Запишите слова:

1) мать, лед, ложь, знать, тень

Ответ:

[мат”], [л”от], [лгать”], [знать”], [т”эн”]

3. Запишите слова:

1) вода, 2) дома, 3) сама, 4) окно, 5) водила

Ответ:

1) [вада´], 2) [дама´], 3) [сама´], 4) [акно´], 5) [вази´л]

4. Запишите слова:

1) носил, 2) ездил, 3) носы, 4) душа, 5) лыжи

Ответ:

1) [нас”и´л], 2)[пыж”и´л], 3)[насы´], 4)[душа´], 5)[лы´жы]

5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *