Схема слова вулкан: Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ
Строение вулкана – части на схеме, внутренняя структура в разрезе с подписями (6 класс)
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 242.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 242.
В 6 классе ученики изучают большую тему «Литосфера», в которую входят сведения о наиболее опасных явлениях, связанных с движением вещества в глубинах земного шара. Одно из таких явлений – вулканизм. Давайте вспомним строение вулкана, повторим известные данные и узнаем что-то новое.
Как устроен вулкан?
Посмотрим схему конусовидного вулкана.
Рис. 1. Строение вулкана в разрезе с подписями.Перечислим части вулкана и сразу дадим их описание.
На вершине расположен кратер – углубление, которое является «воротами» для выхода магмы на дневную поверхность. Резервуар, в котором происходит накопление магмы, находится под вулканом и называется магматическим очагом.
Между очагом и кратером существует канал, то есть жерло. Часто жерло имеет сложную форму, похожую на крону дерева. В местах, где боковые жерла выходят на поверхность, образуются боковые кратеры.
Магма – это перегретое вещество мантии, превращенное в полужидкое состояние. Как только магма изливается на дневную поверхность, из нее выделяются различные газы, магма превращается в лаву.
Виды извержений
В зависимости от состава магмы лава может быть жидкой, свободно стекающей по склонам вулкана. В этом случае формируется плоский или щитовой вулкан незначительной высоты. Лава разливается по местности, покрывает посевы, леса, жилые поселки, испаряет водоемы, стекает с береговых обрывов в океан. Лавовые поля занимают большую площадь, где долгое время ничего не растет.
Если лава вязкая, она не растекается далеко и наращивает вулканический конус.
Самый высокий вулкан России и Евразии Ключевская сопка, расположенный на Камчатке, извергается с частотой от 1 года до 5 лет. Его высота изменяется от 4750 м до 4850 м, так как его вершина либо взрывается, превращаясь в обломки, либо наращивается лавой.
Рис. 2. Вулкан Ключевская Сопка.На фотографии видно, что над вулканом поднимается гигантский столб дыма. Это не дым, это мелкие «брызги» горных пород, застывшие на воздухе – вулканический пепел. Крупные обломки называют вулканическими бомбами.
Особенности извержений
Одним из самых опасных проявлений вулканизма являются раскаленные лавины, где смешиваются пепел и перегретые газы. Температура потока достигает 500-800°С при скорости до 700 км/час.
В мощных столбах пепла часто наблюдаются молнии. Такое явление называют грязной грозой. Чем мельче частички пепла, тем больше образуется молний.
Рис. 3. Грязная гроза.Что мы узнали?
Мы узнали внутреннюю структуру вулканов, познакомились с разными типами извержений. Оказывается, бывает гроза, вызванная извержением вулкана.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 242.
А какая ваша оценка?
Конспект – опыта “Извержение вулкана” | План-конспект занятия (подготовительная группа):
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад №18
607060, Нижегородская область, г. Выкса, улица Ленинградская, здание55
Телефон: 8 (83177) 3-56-98 E-Mail: [email protected]
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
Подготовила и провела
воспитатель 1 кв. категории
Модина Т.В.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
развитие речи,
физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Место проведения: помещение группы «Ромашка»
Участники: дети, воспитатель, родители.
Цель. Формирование у детей предпосылок к опытно-экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.
2. Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
2. Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, умение работать в парах.
Оборудование: поднос, муляж вулкана, лимонная кислота, сода, красная гуашь, моющее средство, иллюстрации с изображением вулкана, листы бумаги, карандаши, схема проведения опыта «Извержения вулкана», игрушка «Лунтик», презентация на тему: «Вулканы», папка «Юные исследователи», знаки безопасности.
Техническое оборудование: ноутбук.
Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава.
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, просмотр мультфильмов о вулканах («Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)
Методы и приёмы:
Словесные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.
Ход непрерывно – образовательной деятельности.
Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
– Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение (Показываю). Потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение, в группе приветливые лица. И я хочу подарить вам, ребята тоже хорошее настроение.
– Покажи, какое у вас настроение (Показывает). Мое хорошее настроение плюс твоё хорошее настроение — это уже два хороших настроения.
-Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете моими помощниками.
– А хотите подарить своё хорошее настроение нашим гостям?
Приготовьте ладошки, и я считаю: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!
Воспитатель: дети, а вы любите проводить опыты?
-Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию. Согласны?
А вы знаете, как себя правильно вести в лаборатории? Я напомню вам правила:
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.
– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию к моему знакомому профессору Всезнамусу. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые.
-надо приготовимся к нашему путешествию и надеть специальную одежду. Готовы и … Смотрите …
Сюрпризный момент. На полу лужа.
Воспитатель: ой, ребята, а что это за лужа у нас на полу?
Предположения ребят. В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
Воспитатель: Лунтик, так это ты тут свои слёзы пролил? Что же у тебя случилось?
Лунтик: я случайно услышал, что вы собираетесь в научную лабораторию и мне захотелось с вами, мне тоже хочется много знать и принять участие в опыте, вот я и расстроился.
Воспитатель: ребята, а хотите взять «Лунтика» с собой, чтобы он узнал много интересного, как и вы?
Вот теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию.
(Звучит таинственная музыка)
Глазки все закрыли вместе
И покружимся на месте.
Покружились, покружились,
А теперь остановились,
А теперь остановились
И в ученых превратились (открываем глазки)
2. Основная часть.
– Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Всезнамуса
-Здравствуйте профессор! (тишина)
-Странно, почему-то его нет? Ребята, вот записка лежит на столе, хотите узнать, что в ней написано?
Профессор: Добрый день, Татьяна Валерьевна, здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Но я про вас не забыл и приготовил все для интересных опытов, ответственным в лаборатории назначаю Вас Татьяна Валерьевна. Желаю успехов в вашем научном эксперименте.
Воспитатель: спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что Мы с вами великолепно справимся, а результаты наших опытов оставим профессору.
Воспитатель: смотрите, профессор, оставил нам ещё и задание, отгадать загадку?
Я черный страшный великан,
Что делать мне – решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать?
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы! А что же это за явление такое –вулкан?
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам рассказать и показать легенду про древнего бога Вулкана. А Лунтик будет слушать и смотреть внимательно (показ презентации)
Слайд №1. Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Слайд №2. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан. (в презентации и на макет вулкана)
Воспитатель: правильно! А что извергает вулкан?
Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет?
Воспитатель: Дана, найди пожалуйста этот предмет на столе. (Воронка).
Воспитатель: верно, молодец и называется она кратер вулкана.
Воспитатель: верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма или проста лава, которая сжигает всё на своём пути.
Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
Слайд №6. А если вулкан начинает извергаться, то есть магма начинает двигаться в жерло вулкана, то – это действующий вулкан.
– Вот сколько новых слов вы узнали.
– А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана? (.)
Воспитатель: посмотрите, какие макеты гор мы с вами подготовили, но это спящие вулканы, а нам надо, чтобы они стали действующими. Ребята, может быть, вы знаете, как нам это сделать, давайте попробуем поразмышлять.
-Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? (воду)
-Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
– А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
– Придется нам обратиться за подсказкой к профессору. Давайте посмотрим на экран компьютера.
На экране:
1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.
4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем. Ещё дана и схема.
– Ребята, вы запомнили, какие вещества мы сейчас будем использовать?
-А может нам немного отдохнуть?
Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать, огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Ребята, а вы сами хотите разбудить вулкан?
Воспитатель: ну тогда
Быстро встали, улыбнулись!
Выше, выше потянулись!
Вправо, влево поворот! И идём скорей вперёд!
Воспитатель: вот мы и пришли к своим столам, у нас все готово для проведения опытов.
3. Практическая часть.
– Для нашего эксперимента мы разделимся на две группы. Первая группа будет смешивать вещества в первом сосуде, а вторая группа будет смешивать вещества во втором сосуде. Действуем по схеме, которую вы видите на доске перед вами. Мы с Лунтиком будем за вами наблюдать.
– Давайте попробуем запустить наш вулкан. Первой выливаем жидкость красного цвета, сосуд 1, а затем добавляем жидкость из 2-го сосуда с лимонной кислотой.
– Скажите, что сейчас произошло? (.)
– А почему так получилось? ()
– Вам понравился наш опыт? ()
– Я думаю, что профессору было бы интересно увидеть наши результаты. Я предлагаю вам зарисовать опыт и рисунки отправить профессору. Мне и Лунтику очень понравилось с вами работать.
4. Заключительная часть.
-Молодцы ребята, вы сегодня были очень внимательными, активными, любознательными.
-А сейчас пора возвращаться в детский сад.
-Лунтик: а мне хочется остаться у профессора, чтобы узнать ещё больше интересного, хорошо Лунтик, но ты быстрее возвращайся к нам.
Воспитатель: а нам пора ребята.
Закройте глаза и скажем волшебные слова.
Сейчас кругом я повернусь. И в детском саду я окажусь!
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).
– Ребята, Лунтик вам оставил сюрприз, не все вулканы такие грозные есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки.
(Из кратера макета достаются конфеты).
– Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?
– Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и повесьте их себе. Спасибо всем за работу.
Литература:
1. Равиза Ф. В. «Простые опыты» М. 1997
2. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения» Управление ДОУ №4 2004
3. Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» Дошкольное воспитание№1 2005
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург.
(Звучит таинственная музыка)
Глазки все закрыли вместе
И покружимся на месте.
Покружились, покружились,
А теперь остановились,
А теперь остановились
И в ученых превратились (открываем глазки)
Профессор: Добрый день, Татьяна Валерьевна, здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Но я про вас не забыл и приготовил все для интересных опытов, ответственным в лаборатории назначаю Вас Татьяна Валерьевна. Желаю успехов в вашем научном эксперименте.
Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать, огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Воспитатель: ребята, а вы сами хотите разбудить вулкан? ну тогда
Быстро встали, улыбнулись!
Выше, выше потянулись!
Вправо, влево поворот! И идём скорей вперёд!
На экране:
1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.
4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем. Ещё дана и схема.
– Ребята, вы запомнили, какие вещества мы сейчас будем использовать?
| Вулкан Мир | Университет штата Орегон
Щитовые вулканы
Щитовые вулканы – это самые большие вулканы на Земле, которые на самом деле выглядят как вулканы (т.е. не считая паводковых базальтовых потоков). Самыми известными примерами являются гавайские щитовые вулканы. Щитовые вулканы состоят почти исключительно из базальта, типа лавы, которая при извержении очень жидкая. По этой причине эти вулканы не крутые (нельзя накапливать жидкость, которая легко стекает вниз). Извержения щитовых вулканов взрывоопасны только в том случае, если вода каким-то образом попадает в жерло, в противном случае для них характерно малоэксплозивное фонтанирование с образованием шлаковых конусов и конусов брызг у жерла, однако 90% вулкана состоит из лавы, а не из пирокластического материала.
Щитовые вулканы являются результатом высокой скорости поступления магмы; лава горячая и мало изменилась с момента образования. Щитовые вулканы являются обычным продуктом вулканизма в горячих точках, но их также можно найти вдоль вулканических дуг, связанных с субдукцией, или сами по себе. Примерами щитовых вулканов являются Килауэа и Мауна-Лоа (и их гавайские друзья), Фернандина (и его галапагосские друзья), Картала, Эрта Але, Толбачик, Масая и многие другие.Вот 4 вулкана, из которых состоит большой остров Гавайи. Это Мауна-Кеа (MK), Мауна-Лоа (ML), Хуалалай (H) и Кохала (K). Фотография была сделана недалеко от вершины вулкана Восточный Мауи (EM). Это самые большие вулканы на Земле.
Это вертикальный аэрофотоснимок вершинной кальдеры вулкана Мауна-Лоа (север слева). Обратите внимание, что кальдера состоит из множества меньших обрушений типа «печенька», которые слились, чтобы сформировать главную кальдеру. Обратите также внимание на то, что многие потоки лавы (темные и светлые — это аа и пахоехо соответственно) были усечены краем кальдеры. Это указывает на то, что они извергались с вершины вулкана, когда кальдера была заполнена. С тех пор обрушение образовало нынешнюю кальдеру. Подобным образом разрушаясь и заполняясь, кальдеры приходят и уходят на протяжении всей активной жизни базальтового вулкана.
Стратовулканы (они же Stratocones)
Стратовулканы составляют самый большой процент (~ 60%) отдельных вулканов Земли, и для большинства из них характерны извержения андезитовых и дацитовых лав, более холодных и вязких, чем базальтовые. Эти более вязкие лавы позволяют давлению газа достигать высоких уровней (они являются эффективными «пробками» в трубопроводе), поэтому эти вулканы часто подвергаются взрывным извержениям. Стратовулканы обычно наполовину состоят из лавы и пирокластического материала, и наслоение этих продуктов дает им другое общее название составных вулканов.
Это схематическая диаграмма стратовулкана, предназначенная для иллюстрации различных слоев различных материалов, из которых он состоит. Фиолетовые цвета предназначены для обозначения слоев пепла, либо продуктов выпадения больших облаков извержения, либо продуктов пирокластических потоков. Обратите внимание, что эти слои пепла, как правило, тонкие, но широко распространены. Оранжевые цвета представляют собой потоки лавы, и обратите внимание, что у некоторых из них есть шлаковые конусы, связанные с ними у жерла. Зеленые цвета предназначены для обозначения куполов лавы, и обратите внимание, что они не текут очень далеко. Каждое извержение, независимо от того, что оно производит, питается из магматического очага через дайку. Большинство даек проходят через центр вулкана, и поэтому большинство извержений происходит на вершине или вблизи нее. Однако некоторые дайки отклоняются в сторону, чтобы питать извержения на флангах.
Это яма, выкопанная в Котопакси, большом стратовулкане недалеко от Кито, столицы Эквадора. Яма имеет глубину около 2 метров и в ней хорошо видно несколько обнаженных слоев пепла. Также легко заметить, что слои разные – одни грубые, другие тонкие, одни темные, а другие светлые.
Лава в стратовулканах иногда образует «аа», но чаще она вообще почти не течет, предпочитая скапливаться в жерлах, образуя вулканические купола. Некоторые стратовулканы представляют собой просто набор куполов, нагроможденных друг на друга. Стратовулканы обычно встречаются вдоль вулканических дуг, связанных с субдукцией, и скорость поступления магмы в стратовулканы ниже. Это является причиной более холодного и дифференцированного состава магмы и причиной обычно длительных периодов покоя между извержениями. Примерами стратовулканов являются гора Сент-Хеленс, гора Ренье, Пинатубо, гора Фудзи, Мерапи, Галерас, Котопакси и множество других.
Хотя они не так взрывоопасны, как большие комплексы кремнистых кальдер, стратовулканы причинили гораздо больше жертв, чем вулканы любого типа. Это по многим причинам. Во-первых, стратовулканов гораздо больше, чем любого другого типа. Это означает, что на склонах этих вулканов также будет много людей. Кроме того, стратовулканы представляют собой крутые нагромождения пепла, лавы и куполов, которые часто покрываются проливными дождями, сотрясаются от землетрясений или перегружаются из-за вторгающихся сгустков магмы (или всего сразу).
Известным примером этого является гора Сент-Хеленс, северный склон которой обрушился во время первых стадий большого извержения 1980 года. Однако гора Сент-Хеленс, безусловно, была не единственным вулканом, пострадавшим от подобного извержения. Двумя другими недавними примерами являются Безымянный (Камчатка) в 1956 году и Унзен (Япония) в 1792 году. Обрушение сектора Унзен в 1792 году сбросило склон вулкана в мелководное внутреннее море, вызвав разрушительное цунами, унесшее жизни почти 15 000 человек вдоль близлежащих береговых линий.
Это фото месторождений лахара возле вулкана Санта-Мария (Гватемала). Раньше это была широкая, глубокая речная долина, и вы можете видеть дальнюю стену долины, где растут деревья. Отложения лахара простираются от той дальней стены до места, где была сделана эта фотография. Вы можете видеть, что между событиями лахара река врезается в отложения лахара, но каждый раз, когда происходит другое событие, она снова наполняется. Люди дают представление о размерах камней, которые может нести лахар.
Еще одна очень распространенная и смертельная опасность в большинстве стратовулканов называется лахар. Лахар — это индонезийское слово, обозначающее селевой поток, и большинство геологов используют этот термин для обозначения селевого потока на действующем вулкане. Иногда это слово зарезервировано только для селевых потоков, которые непосредственно связаны с продолжающимся извержением (которые поэтому обычно горячие), но это начинает сбивать с толку. Вероятно, проще всего назвать любой селевой поток на вулкане лахаром. Лахары настолько опасны, потому что они быстро движутся, и часто небольшое извержение или относительно небольшой ливень могут вызвать огромный лахар. Самая последняя крупная вулканическая катастрофа произошла на колумбийском вулкане под названием Невадо-дель-Руис в 1985.
Еще одно место, которое начинает сильно уставать от лахаров, — это Пинатубо на Филиппинах. Извержение Пинатубо 1991 года было вторым по величине в этом столетии (после Катмаи в 1912 году) и отложило огромный объем относительно рыхлого пирокластического материала на уже крутых и овражных склонах. Кроме того, количество осадков на Филиппинах очень велико. Сочетание всего этого рыхлого материала и проливных дождей образовало, вероятно, сотни лахаров, некоторые из которых были огромными. Своевременная эвакуация означала, что только пара сотен человек были убиты непосредственно 1991 извержение. Во много раз больше людей было убито или ранено лахарами после извержения 1991 года. Эти лахары будут оставаться проблемой в течение десятилетий после большого извержения.
Комплексы риолитовой кальдеры
Комплексы риолитовых кальдер являются наиболее взрывоопасными из вулканов Земли, но часто даже не похожи на вулканы. Обычно они настолько взрывоопасны, когда извергаются, что в конечном итоге рушатся сами по себе, а не строят какое-либо высокое сооружение (Джордж Уокер назвал такие сооружения «обратными вулканами»). Обрушившиеся впадины представляют собой большие кальдеры, и они указывают на то, что магматические очаги, связанные с извержениями, огромны. На самом деле слои пепла (пеплопады или пепловые потоки) часто простираются на тысячи квадратных километров во всех направлениях от этих кальдер. К счастью, нам не приходилось переживать ни одного из них с 83 года нашей эры, когда произошло извержение Таупо. Однако многие комплексы риолитовых кальдер представляют собой сцены небольших извержений во время длительных перерывов между крупными эксплозивными событиями. Вентиляционные отверстия этих небольших извержений иногда следуют за кольцевыми разломами главной кальдеры, но чаще всего этого не происходит. Происхождение этих риолитовых комплексов еще недостаточно изучено. Многие люди думают, что Йеллоустоун, например, ассоциируется с горячей точкой. Однако происхождение горячих точек для большинства других риолитовых кальдер не работает; они встречаются в дугах, связанных с субдукцией. Примеры комплексов риолитовых кальдер включают Йеллоустоун, Ла Примавера, Рабаул, Таупо, Тоба и другие. Изображение слева — обнажение игнимбрита Лос Чокойос, продукт одного из самых мощных известных извержений…
Моногенетические поля
Моногенетические поля не похожи на «вулканы», а представляют собой совокупность иногда от сотен до тысяч отдельных жерл и потоков. Моногенетические поля являются результатом очень низкой скорости поступления магмы. На самом деле скорость предложения настолько распределена как во времени, так и в пространстве, что никакая предпочтительная «сантехника» никогда не устанавливается; следующая порция магмы не имеет ранее существовавшего пути к поверхности и прокладывает свой собственный путь. Моногенетическое поле похоже на то, как взять один вулкан и распространить все его отдельные извержения на большую территорию. На юго-западе Америки и в Мексике есть многочисленные моногенетические поля, в том числе Мичоакан-Гуанахуато, Сан-Мартин-Тустла, Пинакате и вулканическое поле Сан-Франциско.
Вид с воздуха на шлаковый конус Потерянный Джим и моногенное вулканическое поле озера Имурук, полуостров Сьюард, Аляска. Фотография предоставлена Джимом Клафом, Аляскинский отдел геологических и геофизических исследований.
Плавучие базальты
Потопные базальты — еще один странный тип «вулкана». Некоторые части мира покрыты тысячами квадратных километров толстых потоков базальтовой лавы – отдельные потоки могут иметь толщину более 50 метров, а отдельные потоки простираются на сотни километров. Старая идея заключалась в том, что эти потоки со свистом проносились над сельской местностью с невероятной скоростью (например, как внезапный паводок). Новая идея заключается в том, что эти потоки формируются скорее как потоки, а именно медленно движущиеся, при этом большая часть большой толщины достигается за счет впрыскивания лавы внутрь изначально тонкого потока. Самый известный пример базальтовой провинции в США — базальтовая провинция реки Колумбия, охватывающая большую часть юго-восточного штата Вашингтон и простирающаяся до Тихого океана и до Орегона. Деканские ловушки на северо-западе Индии намного больше, а сибирские ловушки еще больше (но плохо изучены). Плато Онтонг-Ява может быть океаническим примером наводненной базальтовой провинции.
Нажмите здесь для получения дополнительной информации о базальтах реки Колумбия
Щелкните здесь для получения дополнительной информации о ловушках Deccan
Срединно-океанические хребты
Это карта основных океанических спрединговых центров. Иногда считается, что это один вулкан длиной около 70 000 км. Здесь плиты раздвигаются конвекцией в верхней мантии, и лава выходит на поверхность, заполняя пространство. Или лава вторгается на поверхность и раздвигает плиты. Или, что более вероятно, это сочетание этих двух процессов. В любом случае, именно так создаются океанические плиты.
Лава, образующаяся в центрах распространения, представляет собой базальт и обычно обозначается аббревиатурой MORB (базальт Срединно-океанического хребта). MORB на сегодняшний день является наиболее распространенным типом горных пород на поверхности Земли, поскольку из него состоит все дно океана. Мы знаем, что распространение происходит вдоль срединно-океанических хребтов по двум основным признакам: 1) MORB прямо на гребне хребта очень молодой, и он стареет по обе стороны от хребта по мере удаления; и 2) отложения очень тонкие (или отсутствуют) прямо возле гребня хребта, и они утолщаются по обе стороны от хребта по мере удаления. Срединно-океанические хребты также являются местом многих землетрясений, однако они неглубокие и, как правило, небольшой магнитуды.
Мы никогда не были свидетелями извержений вдоль срединно-океанических хребтов, хотя несколько раз вдоль них регистрировались рои землетрясений (в основном с помощью секретных подслушивающих устройств ВМС США). Когда вскоре после этого ученые провели исследование, были обнаружены свежий на вид базальт, шлейфы горячей насыщенной химическими веществами воды и недавно убитые морские организмы, что указывает на то, что извержение почти наверняка произошло.
Нажмите здесь для получения дополнительной информации о подводных вулканах!
вулканов | Ready.gov. Во время извержения вулкана лава и другие обломки могут течь со скоростью до 100 миль в час, уничтожая все на своем пути. Вулканический пепел может перемещаться на сотни миль и вызывать серьезные проблемы со здоровьем.
В США находится 161 потенциально активный вулкан. Аляска, Гавайи, Калифорния, Вашингтон и Орегон имеют наибольшее количество действующих вулканов, но в других штатах и территориях также есть действующие вулканы.
Извержение вулкана может:
- Загрязнить источники воды.
- Повреждение техники.
- Уменьшение видимости из-за смога и вредных газов, которые могут угрожать низменным участкам.
- Затрудняют дыхание и вызывают раздражение кожи, глаз, носа и горла.
ЕСЛИ ВЫ НАХОДИТЕСЬ ПОД ВУЛКАНОМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
- Слушайте экстренную информацию и оповещения.
- Следуйте приказам об эвакуации или укрытии. Если рекомендуется эвакуироваться, сделайте это заранее.
- Уменьшите воздействие пепла, выполнив следующие действия:
- Ограничьте время пребывания на открытом воздухе и в крайнем случае используйте пылезащитную маску или тканевую маску, если вам необходимо находиться на улице.
- Избегайте участков с подветренной стороны и речных долин вниз по течению от вулкана.
- Найдите временное убежище от вулканического пепла в том месте, где вы находитесь.
- Закройте вентиляционные отверстия и запечатайте двери и окна.
- Избегайте вождения в густом пепле. Если вам нужно вести машину, держите окна поднятыми и не используйте систему кондиционирования воздуха.
- Не поднимайтесь на крышу, чтобы убрать пепел.
- Оставайтесь дома, пока власти не объявят, что выходить на улицу безопасно.
Изображение
- Знайте риск извержения вулкана в вашем районе.
- Запросите у местного управления по чрезвычайным ситуациям планы эвакуации и укрытия, а также возможные средства защиты от пепла.
- Узнайте о системах оповещения сообщества, подписавшись на бесплатную службу под названием Служба уведомлений о вулканах (VNS), которая отправляет уведомления о вулканической активности.
- Заранее приобретите необходимые припасы, в том числе продукты длительного хранения, чистящие средства и воду на несколько дней, на случай, если вам придется немедленно эвакуироваться или если услуги будут отключены. Учитывайте особые потребности каждого человека, включая лекарства. Не забывайте о потребностях домашних животных в лекарствах и еде.
- Обратитесь к врачу, если у вас есть проблемы с дыханием.
- Разработайте план коммуникации и эвакуации со всеми членами вашей семьи. Имейте план для домашних животных и домашнего скота.
- Подготовьте план самоизоляции, если вам больше всего угрожает пепел.
- Храните важные документы в надежном месте. Создавайте защищенные паролем цифровые копии.
- Узнайте, что покрывает страховой полис вашего домовладельца в случае извержения вулкана.
Изображение
- Слушайте оповещения. Служба уведомлений о вулканах предоставляет актуальную информацию об извержениях.
- Выполняйте приказы местных властей об эвакуации. Эвакуируйте заранее.
- Избегайте участков с подветренной стороны и речных долин вниз по течению от вулкана. Щебень и пепел будут переноситься ветром и силой тяжести.
- Найдите временное убежище от вулканического пепла в той локации, где вы находитесь, если у вас достаточно припасов. Закройте вентиляционные отверстия и загерметизируйте двери и окна.
- Находясь на улице, защитите себя от падающего пепла, который может раздражать кожу и повредить дыхательные пути, глаза и открытые раны. Используйте подходящую сертифицированную маску для лица, например N95.
- Избегайте вождения автомобиля при сильном пеплопаде.
Изображение
- Прислушайтесь к властям, чтобы узнать, когда безопасно возвращаться после извержения. Оставайтесь дома, пока власти не сообщат, что выходить на улицу безопасно.
- Отправляйте текстовые сообщения или используйте социальные сети, чтобы связаться с семьей и друзьями. Телефонные системы часто бывают заняты после стихийного бедствия. Делайте только экстренные вызовы.
- Избегайте вождения в густом пепле. Вождение будет поднимать вулканический пепел, который может засорить двигатель и заглохнуть транспорт.
- Избегайте контакта с пеплом, если у вас проблемы с дыханием.