Схема прикорма при грудном вскармливании с 6 месяцев комаровский: Первый прикорм комаровский таблица прикорма. Прикорм при грудном вскармливании
Прикорм- что это такое и как его едят?
Главная
Статьи
Питание
Логиневская Яна ВладимировнаВрач-педиатр
24.04.2019
Что такое прикорм и когда же его начинать? Эти и многие другие вопросы, связанные с питанием ребенка, мучают молодых родителей. В эпоху интернета и легкого доступа к информации этой информации порой становиться слишком много.
Давайте разбираться что же такое прикорм
Прикорм – это введение в рацион здорового ребенка в определенном возрасте любых пищевых продуктов, домашнего или промышленного приготовления, которые дополняют грудное молоко или имитирующую его пищу, и способствуют постепенному переводу ребенка на общий стол. Как правило, прикорм является более густым по консистенции, чем предыдущее питание ребенка. При наличии у ребенка каких-либо проблем со здоровьем введения прикорма может иметь свои особенности.
Цель прикорма на первом году жизни познакомить ребенка с продуктами питания отличными от грудного молока / либо смеси. Своевременно обучить глотать и жевать твердую пищу. А также избежать дефицита энергии и микронутриентов, и витаминов.
В литературе, и других источниках можно встретить такие названия как «педиатрический» и «педагогический» прикорм?
Педиатрический прикорм, если следовать из его названия – это классические схемы введения прикорма, рекомендуемые педиатром на приеме. Схемы при которых происходит постепенное замещение кормлений грудным молоком / смесью на кормление кашами, фруктовыми/овощными пюре и другими видами продуктов.
Педагогический прикорм -“Педагогический” означает, что в первую очередь ребенка обучают – учат есть, правильному поведению за столом, учат, что еда — это радость и удовольствие, показывают новые вкусы. Суть педагогического прикорма в том, что питание ребенка начинается с “микродоз” (крупинок пищи), которые ребенок получает из маминой тарелки, ничего не пюрируется и не блендерится, и даже не разминается.
Питание ребенка – вместе с семьей, сколько съест, столько съест. Ничего специально не готовится, семье предлагается перейти на здоровый рацион. Недостаток данного вида прикорма в том, что ребенок, начиная питание с «микродоз», не увеличивает адекватно объем прикорма, что может вести к недостаточности питания ребенка в более старшем возрасте.В своей статье я буду опираться на современные исследования и рекомендации прежде всего ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) и Национальной Программы Оптимизации Вскармливания Детей первого года Жизни в Российской Федерации.
Какие же требования должны быть выполнены по отношению к прикорму:
- Прикорм должен быть своевременным, вводится в тот момент, когда потребности ребенка в энергии и пищевых веществах превышают то, что может быть обеспечено посредством грудного вскармливания (или смеси).
- Прикорм должен быть адекватный, то есть с достаточным количеством энергии, белков и микронутриентов для удовлетворения пищевых потребностей растущего ребенка.
- Безопасным- храниться или готовиться в гигиенических условиях, а кормление проводиться чистыми руками, с использованием чистой посуды – ложки, тарелки, а не бутылочек и сосок.
- Правильно вводимый –ребенка кормят соответственно с сигналами голода, а частота приема пищи и методы кормления должны соответствовать возрасту ребенка.
Когда же мы вводим прикорм
Оптимальный возраст для введения прикорма – 6 месяцев.
Если ребенок недоношенный, то сроки введения прикорма откладываются на столько, на сколько раньше родился этот ребенок (то есть если ребенок родился не в 40 недель, а, например, в 36 мы вправе отложить введение прикорма на 4 недели, но если мы видим, что в 6 месяцев ребенок уже вполне готов к введению прикорма, то можно начинать уже с 6 месяцев). Откладывать введение прикорма желательно не более чем на 2 месяца. Стараться, чтобы начало введения прикорма было не позже чем в 8 месяцев ребенка.
До 6 месяцев грудное вскармливание полностью покрывает энергетические потребности ребенка. В районе 6 месяцев энергетические потребности ребенка резко возрастают, следовательно, необходимо добавлять что-либо в его рацион помимо жидкого питания. Грудное молоко по своей энергетической ценности содержит 67-68 ккал/100гр, смесь имеет примерно такие же цифры. Грудное молоко остается ценным энергетическим продуктом для детей не только первого года жизни, но и после года. При этом необходимо учитывать, что объем желудка ребенка к 6 месяца составляет около 200 мл, поэтому пища, вводимая ребенку должна быть гуще чем смесь или грудное молоко, иначе мы все равно не сможем восполнить энергетические потребности организма. Оптимальная калорийность продуктов прикорма должна быть не менее 100 ккал/100 гр.
Жидкая пища и жидкость быстро заполняют желудок. Чтобы восполнить энергетический дефицит необходимо вводить продукты с большей энергетической ценностью, чем грудное молоко или смесь.
Способы повышения калорийности по ВОЗ:
-
готовить с меньшим количеством жидкости
-
Заменять часть воды для приготовления пищи – грудным молоком или смесью (при этом необходимо учитывать, что в грудном молоке присутствуют ферменты (липаза) – которые начинают переваривание и расщепление пищи еще до поступления ее в организм ребенка, поэтому растворимые каши при добавлении грудного молока сразу становятся жидкими, но их энергетическая ценность при этом не теряется.
На что мы ориентируемся при вводе прикорма:
Основной критерий – это готовность ребенка к введению прикорма – ребенок проявляет интерес к еде, так называемый пищевой интерес – он интересуется тем, что ест мама, активно тянется к еде из тарелки родителей, хочет попробовать на вкус.
Косвенные критерии
- Возраст ребенка около б месяцев
- Угасание рефлекса «выталкивания» твердой пищи (активный интерес к еде никогда не проявляется до угасания рефлекса выталкивания)
- Удвоение веса при рождении (необязательный признак, некоторые дети удваивают свой вес ранее 6 месячного возраста)
- Ребенок может сидеть с поддержкой
- У ребенка появляются первые зубы (опять же не всегда)
Принципы поддержания интереса к еде
- Родители должны помнить, что для формирования основного критерия готовности кприкорму, ребенок должен видеть, как едят в его семье. Формирование пищевых привычек идет из семьи и ближайшего окружения ребенка. Если до 6 месяцев ребенок никогда не видел, как мама или папа принимают пищу, как они едят за столом и что они едят, у него может не возникнуть пищевого интереса к 6 месяцам. Пищевой интерес начинает постепенно формироваться как навык слежения за действиями взрослого с 3 месячного возраста. То есть где-то с 3х месяцев ребенка, если вы берете его с собой на кухню (столовую) ребенок начинает наблюдать за процессом принятия пищи, и постепенно этот интерес – от интереса «наблюдения» переходит к «желанию» попробовать так же как мама или папа.
- Желательно не кормить ребенка отдельно и стараться есть вместе с ребенком то, что ест ребенок. Если вы кормите ребенка промышленным питанием (готовые пюре в банке), то пробуйте это питание вместе с ребенком. Старайтесь даже баночное питание максимально приблизить к общему виду на столе – переложите пюре из банки в тарелку, дайте ложку. В возрасте 8-10 месяцев ребенок учится есть руками, поэтому в этом возрасте целесообразно, чтобы на тарелке у ребенка были небольшие кусочки пищи, которую он уже ест – это могут быть кусочки отварного картофеля, брокколи, цветной капусты, кусочки яблока, банана. Кусочки должны быть небольшие, 1 х 1 см, чтобы ребенок мог захватить их пальцами. Параллельно мама может докармливать ребенка из тарелки основной пищей. Ребенок учится справляться с более твердой пищей, учится жевать, глотать. Чем раньше будет отработан навык глотания более твердой пищи, тем легче родителям в дальнейшем. В возрасте 10-12 месяцев у ребенка уже совершенствуются навыки мелкой моторики, он учится есть ложкой (наберитесь терпения, у разных деток это получается по-разному и с разной скоростью)
- Учитывайте соматическое состояние ребенка – не вводите новые продукты, когда ребенок нездоров, или устал, или режутся зубы, или перенес какую-то медицинскую манипуляцию – например прививку
- Предлагайте небольшие порции. Некоторые дети недоедают еду, потому что их изначально пугает размер порции. Не настаивайте на том, чтобы ребенок доедал порцию. Пусть лучше через какое-то время попросит еще
- Старайтесь поддерживать чистоту вокруг ребенка! Это изначально приучает ребенка к чистоте за столом и к опрятному питанию. Некоторые дети очень чувствительны к внешним раздражителям – грязные руки, лицо, одежда могут вызывать у них сильный дискомфорт
- Помогайте ребенку, если видите, что ребенок «заинтересован» в еде, но устал с ней бороться.
- Никаких игр, развлечений и уговоров во время еды – таким образом вы подменяете пищевой интерес интересом к игре. Ребенок не сможет научиться адекватно оценивать свои желания в еде. Не надо превращать еду в представление.
Правила введения прикорма:
-
любой новый продукт вводится только здоровому ребенку. Ребенку на грудном вскармливании прикорм дается до груди.
-
введение новых продуктов не должно совпадать с вакцинацией, прорезыванием зубов, отпуском или другим стрессом для ребенка (при стрессе ребенок может отказаться от предложенного нового продукта).
-
любой новый продукт вводится в первой половине дня (так у родителей есть время понаблюдать за ребенком, посмотреть на его реакцию, заметить аллергические проявления) Если у ребенка появилась реакция на новый продукт, то ее лучше записать, а продукт попробовать ввести еще раз через 5-10 дней.
-
желательно вводить не более одного нового продукта в день.
-
для ознакомления с продуктом ребенку иногда требуется 10-15 предложений, для того, чтобы он начал его есть. Реакция ребенка в виде поморщивания, выталкивания пищи, кривизны лица не свидетельствует о том, что ребенку не понравилась пища, а лишь о том, что для него новый вкус очень яркий и вызывает большое количество эмоций. Для детей даже нейтральные вкусы могут показаться очень насыщенными, за счет более высокой чувствительности рецепторов. Поэтому при ознакомительном прикорме не рекомендуется использовать специи и соль в приготовлении питания для ребенка
Основные продукты для введения прикорма
Для первого прикорма есть три основных вида продуктов: каши, овощи и мясо.
-
Каши – для начала прикорма используются безмолочные каши. Первыми вводятся рис, кукуруза, гречка – это могут быть специальные «быстрорастворимые» детские каши(внимательно изучаем состав, смотрим, чтобы не было никаких добавок, подсластителей, усилителей вкуса, витаминов), быстрорастворимые каши хорошо подходят для начала прикорма, в 6-7 месяцев, в дальнейшем можно переходить на обыкновенные «взрослые» каши, можно измельчить уже готовую гречку или рис с помощью блендера или вилки; так же хорошо подходят каши быстрого приготовления в виде хлопьев. Затем вводятся остальные каши (овсяная, ржаная, пшенная). При аллергической отягощенности в семье не рекомендуется введение молочных каш ранее 12 месяцев.
-
Овощи – сначала вводим зеленые/белые овощи (кабачок, огурец, брокколи, кольраби, белокочанная и цветная капуста), затем бобовые, цветные овощи (морковь, тыква, свекла, помидор)
-
Мясо – начало прикорма с наиболее легко усваиваемых и гипоаллергенных сортов мяса – кролик, индейка, затем телятина, говядина, свинина,баранина. Детям с аллергией на белок коровьего молока начинают прикорм сначала со свинины, затем уже вводят говядину. Детям аллергикам стараются так же ограничить введения курицы в рацион, так как она относиться к высокоаллергенным продуктам. Баранина вводится детям не ранее чем в 10 месяцев. Мясо птицы – утка, гусь – содержит в себе тугоплавкие жиры и не рекомендовано к введению в рацион малышей до 3х летнего возраста.
-
Фрукты и молочные продукты не считаются основными продуктами для прикорма. Могут даваться для разнообразия стола. При желании мамы дать фрукты, ягоды и соки ребенку лучше их использовать в качестве вкусовой добавки к основным прикормам или вообще отложить введение на более старший возраст. У детей с аллергической склонностью рекомендовано не вводить молочные продукты до года. С ягодами и фруктами надо быть осторожными. Лучше всего начинать прикорм с сезонных фруктов и ягод, меньше всего и реже всего вызывают аллергию – смородина, черника, яблоки, груши, сливы. Аллергические реакции чаще возникают на клубнику, бананы, цитрусовые.
-
Рыба и морепродукты. Не являются основными продуктами прикорма. Но рыба, как и мясо является источником белка, богата полиненасыщенными жирными кислотами, а также минеральными веществами и витаминами. Рыбу рекомендовано вводить не ранее 9-10 месяцев. Опять же, если ребенок аллергик, то желательно воздержаться от введения рыбных продуктов до 1 года. Начинаем вводить прикорм с нежирных белых сортов рыбы в виде пюре – ледяная рыба, хек, треска, пикша, минтай, навага, судак, речной окунь, сибас, дорадо.
-
Яйцо. Продукт, который богат множеством различных микро и макроэлементов, витаминов. Однако яйцо обладает очень высокой аллергеностью (входит в ту самую большую восьмерку аллергенов). Если учесть, что в четверти (5-6 г) или половине (10-12 г) желтка, которые рекомендуется вводить, содержится крайне мало полезных веществ и энергии, то проще не давать этот продукт, чем рисковать появлением аллергических реакций у ребенка.
-
Орехи, арахис в цельном виде не должны присутствовать в рационе ребенка как минимум до трех лет. В ряде стран, общин, семей, где, например, арахис распространен в качестве основного продукта питания, он может использоваться в качестве добавки в блюда прикорма в пюреобразном состоянии. Орехи входят в большую восьмерку аллергенов и не рекомендованы для введения в прикорм детям аллергикам до трех летнего возраста.
-
Вода. После начала введения прикорма детям можно начинать предлагать воду в качестве питья. Сначала в качестве ознакомления, в последствие как дополнительный источник жидкости, при сокращении объёмов грудного молока (смеси). Это должна быть чистая вода без каких-либо добавок. Важно помнить, что дети на грудном вскармливании могут достаточно долго отказываться от воды, в связи с тем, что они получают достаточное количество жидкости с грудным молоком.
-
Чай. Всемирная организация здравоохранения не рекомендует включать чай в рацион детей до 2-х летнего возраста. Почему? Прежде всего из-за танинов, которые присутствуют в чае и могут способствовать снижению усваивания микроэлементов, в том числе железа и вызывать анемию.Так же в чае содержится кофеин (он содержится в связанном с танинами состоянии и чаще называется теин), который может оказывать чрезмерное возбуждающее действие на неокрепшую нервную систему ребенка., так же он может приводить к учащению сердцебиения, усилению перистальтики желудка, повышению температуры тела – все это может негативно сказаться на общем состоянии ребенка.
- Соль, сахар не рекомендуются для введения в прикорм до 1 года. Специи вводятся в рацион ребенка уже после 2х летнего возраста. Данные рекомендации основаны на высокой чувствительности рецепторов у маленьких детей и вкус даже для нас безвкусных блюд для детей гораздо более яркий и насыщенный.
ЧЕМ кормить – выбор родителей. Но необходимо помнить, что ни один отдельно взятый продукт (кроме грудного молока для детей первых месяцев жизни) не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами, поэтому при составлении прикорма следует комбинировать разнообразные продукты. Важно, чтобы на протяжении введения прикорма дети получали приятные вкусовые ощущения от процесса приема пищи, это способствует лучшей адаптации к новым продуктам.
Не бойтесь вводить прикорм своим малышам. За консультацией по прикорму детей разного возраста вы всегда можете обратиться к специалистам нашего центра.
Такая «модная» Омега-3
Грудное молоко: золотой стандарт питания
Возврат к списку
можно ли принимать ребенку, правила приема, дозировка
Особенности запоров у детей
О запоре можно говорить, когда увеличивается промежуток времени между дефекациями в сравнении с индивидуальной физиологической нормой либо при регулярном неполном опорожнении кишечника.
Для малышей первых месяцев жизни на грудном вскармливании стул в норме может быть от одного до 6-7 раз в течение дня. При постепенном переходе на «общий стол» стул становится гуще и реже. Запором можно считать урежение стула — менее 6 раз в неделю для малышей до 3 лет1.
У детей постарше частота опорожнения кишечника может в норме колебаться от 3 раз в день до 3 раз за неделю. Запором можно считать урежение стула меньше чем до 3 раз в неделю для детей старше
3-летнего возраста1.
Немедикаментозная коррекция
Если запор у грудничка, прежде всего, нужно пересмотреть и наладить процесс вскармливания: распорядок кормлений и объем питания. Необходимым может быть отказ от необоснованно раннего введения прикорма. Кормящая мама должна пить достаточное количество жидкости и ограничить употребление продуктов, стимулирующих газообразование и замедляющих перистальтику толстого кишечника: крепкого чая и кофе, алкогольных напитков, шоколада, сахарных сиропов, цитрусовых2.
У малыша с запорами, находящегося на искусственном вскармливании, следует использовать только адаптированные молочные смеси и избегать их частой смены.
Младенцу нужно обеспечить достаточное количество жидкости: чистой воды, можно давать фиточай с фенхелем или ромашкой для младенцев. Начиная с 4-4,5 месяцев малышу можно давать слабоконцентрированные компоты из сухофруктов или ягодные морсы. Вводить прикорм в виде овощных и фруктовых пюре стоит не ранее 5-го месяца жизни ребенка2.
Перед началом кормления грудничку при проблеме запора может быть полезен массаж живота.
Разрешению запоров также может способствовать терапия положением (выкладывание малыша на живот с согнутыми и приведенными к туловищу ножками), легкий массаж перианальной области2.
В питании ребенка с проблемой запора старше годовалого возраста должна присутствовать пища, богатая пищевыми волокнами и растительной клетчаткой, кисломолочные и молочные продукты, содержащие лакто- и бифидобактерии
2,3.Обилие пищевых волокон находится в пшеничных отрубях, но их использование у детей младшего возраста может быть ограничено из-за способности отрубей впитывать в полости кишечника питательные вещества. Также в рационе должны присутствовать овощи, фрукты2. Для ребенка еще важно и соблюдение питьевого режима — употребление достаточного количества воды4.
Физическая нагрузка
Необходимое условие предупреждения запоров заключается в постоянной регулярной физической нагрузке (особенно утренней зарядке), достаточном пребывании ребенка на свежем воздухе (в холодное время — не менее 2 часов, в теплое — 4 часа и более)3.
Формирование туалетных навыков
Для формирования туалетных навыков с полуторагодовалого возраста следует высаживать ребенка на горшок 2-3 раза в день после еды на 5 минут (туалетный тренинг)1. В это время малыш не должен играть в игрушки, разглядывать картинки в книгах, смотреть телевизор3.
Подавление позывов на дефекацию
Подавление позывов на дефекацию может играть роль основного причинного фактора запора, если ребенок постоянно занят и его день расписан по минутам, а также в непривычной и некомфортной обстановке1. Поэтому для нормального опорожнения кишечника важен удобный туалет, в том числе и подставка под ноги при необходимости для обеспечения упора при дефекации4.
Медикаментозное лечение
Считается, что даже стартовая терапия запоров у детей не должна ограничиваться только коррекцией питания и режима. Такие изменения могут учащать стул у здоровых детей, но не вызывать уменьшения симптомов у страдающих запором2.
Некоторые препараты, применяющиеся у взрослых, могут быть ограничены к использованию в детском возрасте ввиду различных причин.
Также некоторые слабительные средства могут обладать неприятным вкусом или их применение предполагает прием большого объема жидкости, что может вызывать нежелание у детей принимать лекарство2. Важно отметить, что многие дети могут негативно относиться к ректальным манипуляциям: применение клизм может вызывать у детей дополнительный страх и дискомфорт в отношении дефекации2,5. Кроме того, нередко применение ректальных слабительных средств считается возможным только после неуспешного лечения пероральными слабительными6.
Для лечения запора у детей врач может назначить с 0 лет препарат из группы стимулирующих слабительных — капли для приема внутрь Гутталакс®
2,7.Действующее вещество в составе — пикосульфат натрия — активируется непосредственно в толстой кишке посредством бактериального расщепления. Гутталакс® способствует естественному процессу дефекации7.
Гутталакс® обладает двойным механизмом действия:
С одной стороны, он способствует усилению перистальтики кишечника, стимулируя акт дефекации, а с другой — помогает размягчить стул посредством привлечения воды/электролитов в просвет толстого кишечника7.
Что еще важно знать о Гутталакс®
Препарат не вызывает привыкания при приеме в рекомендуемых дозировках7
Гутталакс® не влияет на переваривание и всасывание питательных веществ в кишечнике7
Капли Гутталакс® не обладают вкусом и запахом, их легко можно добавить ребенку в любую пищу или напиток2,7
Препарат в форме капель позволяет подобрать для ребенка индивидуальную действующую дозу7
Применение лекарственных средств, в том числе и слабительных препаратов, например Гутталакс®, у такой особой группы населения, как дети, возможно только после консультации врача7
Правила приема и дозировка*
7Согласно инструкции по медицинскому применению, стандартная дозировка Гутталакс® для детей:
Дети от 0 до 4 лет
Малышам младше 4 лет Гутталакс® дозируется по массе: 1 капля на 2 кг веса в сутки
Старше 10 лет
Дозировка: 10-20 капель в сутки
Дети от 4 до 10 лет
Дозировка: 5-10 капель в сутки
Время развития слабительного эффекта может составлять 6-12 часов
Для того чтобы помочь ребенку сходить в туалет утром, можно дать ему капли Гутталакс® накануне на ночь, перед сном
* Применение Гутталакс® у детей только после консультации врача.
Лечение запоров предполагает комплексный подход, включая сведения для родителей по обучению ребенка туалетным навыкам, рекомендации по питанию, питьевому режиму, физической активности и распорядку дня2.
Подробнее о препарате
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ.
правил грудного вскармливания, с чего начать, принципы микродозы
Ребенку старшего возраста требуется больше питательных веществ, чем дает материнское молоко или молочная смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начинать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.
Врачи разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в рацион детей. Однако есть и другой способ познакомить малыша с едой, которую едят взрослые. Это называется педагогической приманкой. Давайте разберемся, чем такая еда отличается от традиционной и как ее подавать.
Противников педагогической еды много и вы скоро поймете почемуза
- Знакомство ребенка с новой едой учитывает потребности, зрелость малыша и его желания.
- Во время семейного обеда младенец знакомится с семейными традициями, связанными с едой.
- Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
- Педагогические добавки не вредят молоку кормящей матери.
- Арахис учится жевать, и его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
- С таким приманом проблем с аппетитом у детей, как правило, не бывает.
- Не нужно покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробках.
Минусы
- Научной базы для введения таких продуктов питания не существует.
- Очень сложно выяснить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула.
- При первой пробе ребенок может подавиться едой.
- Вся семья должна начать правильно питаться, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Однако этот минус вскоре превращается в плюс для всех членов семьи.
О том, что такое педагогическое дополнение, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Рассчитайте свою таблицу для традиционных продуктов Вы можете, заполнив форму ниже.
Рассчитайте график вскармливания
Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания
12345678910111213141516171819202122232425262728293031JANAURYFEBRAURAURARYMARTHAAPRILMAYJUNEJULYAUGOUSTASEPTEMPERCENVEMBEMBEMBEMBERM1920182017201620152014201201201201201201201101101101010101010101010101010101010слу хот Грудное вскармливание Искусственное вскармливаниеКогда я могу начать?
Малышу начинают предлагать педагогические добавки с учетом физиологического и психологического развития крохи. При этом, по рекомендациям врачей, до 6-месячного возраста ребенку не дают никакой другой пищи, кроме грудного молока.
Одни детки готовы пробовать еду из маминой тарелки в 6 месяцев, другие – в 7 и даже позже, то есть начало полностью индивидуальное.
Когда и с чего начать?
Педагогические добавки не преследуют цели насытить кроху новой пищей и вытеснить грудное вскармливание новыми блюдами. Рекомендуется начинать с этого вида питания, если оно доступно:
- Физическая готовность. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также подносить ложку ко рту. Когда пища попадает в рот малыша, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
- Пищевая ценность. Малыш постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
- Физиологическая готовность желудочно-кишечного тракта. Когда малыш пробует новый продукт, у него не развивается рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.
Перед тем, как давать ребенку первое микропитание новой пищей, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет малыша на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.
При педагогическом прикорме большое значение имеет грудное вскармливание крохиПедагогические прикормы вводятся следующим образом:
- Мама кладет в свою тарелку свежее, вкусное и безопасное детское питание.
- Малыш сидит на коленях у мамы, держа ложку в ручке.
- Когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки.
- Как только малыш потянется за едой, мать угостит его микродозой одного из продуктов. Так называют крохотную порцию размером с рисовое зернышко или спичечную головку. Для жидких продуктов такая микродоза составляет один глоток.
- Ребенок ест продукт или выплевывает его.
- Если ребенку понравилось блюдо, дают еще до двух микроскопических порций того же блюда.
- В течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не более трех микродоз.
- Далее при отсутствии негативных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложки.
Правила и принципы
- Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Главным аспектом для начала таких блюд является готовность крохи пробовать незнакомую пищу.
- Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не меняется. Малышам дают еду в том же виде, в котором едят их родители, а не готовят пюре.
- Для ребенка отдельно не готовится. Для соблюдения этого и предыдущих принципов семья должна придерживаться здорового питания. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, молочных продуктов, мяса, рыбы. Не стоит предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
- Пока малыш не научился держать ложку, он получает еду из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9месячного возраста малыша можно усадить в свое кресло, а еду для него поставить на его отдельную тарелку.
- Ребенок продолжает сосать грудь. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогические добавки не рекомендуются. Одной из целей введения педагогических добавок является поддержка НВ на срок до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из материнского молока, вымывая их с едой из тарелки взрослого.
- Поощряя интерес карапузов к еде, кроха одновременно приучается к правильному поведению за столом. Не стоит позволять ребенку быть некрасивым на тарелке. Если малыш начинает проявлять активность, мать должна отодвинуть тарелку или накрыть ее.
- Ребенку следует предлагать пищу, которая его заинтересовала. Не следует настаивать на том, чтобы карапузов пробовал неинтересную ему еду.
- Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то давать его следует не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушать процесс знакомства малыша с другой едой.
Признаки неправильного введения прикорма
Трудности, знакомые со взрослой пищей, бывают у многих малышей. По поводу педикюра делают вывод, что после достаточно удачных попыток и хорошего аппетита ребенок начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому не берите кроху вместе с собой к столу несколько дней, чтобы решить проблему. Если ребенок в это время снова проявил интерес к еде родителей, препятствовать крохе не стоит. Кроме того, желательно, чтобы кроха ел с аппетитом, и показывал, как вам нравятся продукты на тарелке.
Мнение Комаровского Е.
Знаменитый педиатр не видит в педагогическом прикорме вреда, но и полезного его не считает.