Разное

Схема факторы влияющие на воспитание нравственности подростка: Завершите схему «Факторы, влияющие на воспитание нравственности подростка».

Факторы, влияющие на нравственное воспитание школьников

И родители, и учителя в равной степени озабочены нравственным воспитанием следующего поколения. Жизнь молодежи устроена так, что нравственность, кажется, не является приоритетом. Родители обеспокоены тем, что у их детей нет такого чувства уважения и сильных этических принципов, как в их годы, а учителей заботит, что ученики не воспринимают списывание как проблему и не сравнивают себя с одноклассниками. Чрезвычайно важно перечислить факторы, влияющие на нравственное воспитание школьников.

Влияние родителей на нравственное воспитание

Родители имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Дети узнают, что хорошо, а что плохо, от своих родителей. Интересно, что наказание за непослушание создает только часть моральных суждений детей. На самом деле дети учатся на примерах, и атмосфера в доме, где они живут, сформирует их систему принятия нравственных решений.

Когда дети получают опыт общения в доме, где они чувствуют себя в безопасности и комфорте, и где нет места злости и жестокости, они развивают сильное чувство собственного достоинства, которое становится их нравственной основой. Если они встречают проявления насилия, которые препятствуют их нормальному образу жизни, то они на уровне инстинктов понимают, что это неправильно. Родители, которые уделяют время обсуждению основ своих моральных принципов и требуют от ребенка соответствия этим принципам, обычно более успешно справляются с поддержанием такого уровня нравственного развития и у своих детей.

Влияние образцов для подражания на нравственное воспитание

Помимо родителей, учителей и других примеров для подражания, школы также играют ключевую роль в формировании нравственного облика следующего поколения. Школа придает особую ценность таким понятиям, как честность, порядочность и сочувствие, а учителя, которые сами проявляют данные качества, будут развивать их у окружающих. Как говорил Авраам Линкольн: «То, что делаешь, звучит громче того, что ты говоришь». Непоследовательность и лицемерие со стороны учителей и родителей может нанести реальный вред нравственному развитию ребенка. Некоторые модели поведения могут навредить ребенку неосознанно. Среда обитания создает прямую, но не всегда точную связь между детьми и их примерами для подражания. Часто образец для подражания разговаривает или ведет себя неподобающим образом, но ребенок может воспринимать эти слова и действия как приемлемые, просто потому что их позволяет себе тот, на кого он ориентируется. Детям необходима помощь в выборе подходящего образца для подражания.

Социальное взаимодействие

Чтобы развиться в полноценного взрослого человека, детям необходимы различные виды социального взаимодействия: общение с другими взрослыми, членами семьи, сверстниками, а также детьми других возрастов. Каждый вид общения усилит или ослабит сформировавшиеся представления ребенка о том, что допустимо с точки зрения нравственности. Многие дети хотят испытывать чувство сопричастности и быстро обучаются общественному договору, что поможет им стать членами общества. Для общения с другими людьми дети методом проб и ошибок учатся совершать нужные поступки в определенный момент. Необходимо помнить, что необходимо время для полноценного развития нравственного облика.

Нравственное воспитание детей традиционно начинается дома в семье, затем продолжается в стенах детского сада и школы. Например, еще в дошкольном возрасте дети учатся быть благодарными, говоря «спасибо» в случаях, когда люди что-то им дают.

Уверенность в себе

Одной из миссий игр, направленных на нравственное воспитание школьников, является формирование в детях уверенности в себе. Например, учителя имеют возможность провести занятия, которые помогут указать школьникам на их сильные стороны, и как эти качества могут поспособствовать им стать успешными в жизни.

Уважение к другим людям

Дети должны научиться уважать других. Например, когда преподаватель делает замечание ученику, который громко разговаривает в то время, пока другой ученик дает устный ответ, это влияет на характер непослушного учащегося.

Умение брать на себя ответственность

Нравственное воспитание школьников также происходит, когда педагоги детей учат брать на себя ответственность за свои поступки и признавать свои ошибки. Если ребенок толкает своего одноклассника, сидящего рядом, преподаватель обязан подчеркнуть то, что такие действия не правильны, и провинившийся обязан признать свою ошибку и принести извинения.

Великодушие

Нравственное воспитание школьников также подразумевает под собой взращивание у детей такой черты, как великодушие. Например, если у кого-то из учащихся сгорит дом, было бы правильным для одноклассников собрать деньги или пожертвовать свои вещи, чтобы помочь ему и его семье.

Некоторые соображения

Сами учителя могут вдохновить детей стремиться жить сплоченно и бескорыстно в классном коллективе. Педагоги могут стать примером и поспособствовать нравственному воспитанию школьников, посредством своего поведения. Например, учитель может выделить дополнительное время после занятий отстающим ученикам, вместо того, чтобы им прибегать к помощи репетиторов. Так он покажет, что заботится о своих учениках.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Факторы, влияющие на воспитание нравственности подростка

Дети, как и цветы, требуют ухода и создания вокруг них самой благоприятной обстановки для полноценного развития. На воспитание ребенка влияют различные факторы, так как на него воздействует весь окружающий мир. Задачей родителей является воспитать готового к разным ситуациям человека, ведь оградить от неудач, зла, предательства, вредных привычек не всегда получается, а вот научить понимать ребенка, что есть хорошо, а что – плохо, возможно.

Как уже было сказано выше, главным фактором влияния на воспитание ребенка является именно семья. Большую часть своего детства ребенок проводит в окружении близких людей, личный пример которых является основой формирования необходимых каждому человеку качеств. Если в семье царят доверие и доброта, то ребенок будут стараться подражать этому поведению и за пределами домашнего мира. Атмосферу, царящую в семье, малыш чувствует еще в утробе матери, поэтому так важно уметь сглаживать конфликты, учить ребенка добру и справедливости с самого рождения.

Генетические особенности характера ребенка проявляются достаточно часто и являются одним из факторов влияния на воспитание ребенка. Как говорится, «от осинки не родятся апельсинки», и очень часто характер родителя передается и ребенку. Неудивительно, если ваш ребенок гиперактивный, если в детстве вы сами не могли усидеть не месте. Корректировать характер ребенка можно, но не стоит ломать его хрупкий мир, привнося методом наказа важные жизненные ценности. Только обсуждение поступков и личный пример способны показать ребенку важность умения контролировать себя, сдерживать свои негативные эмоции и порывы.

Окружающий мир – сверстники, родственники, знакомые, отношение человечества к природе также играют немаловажную роль в воспитании. Даже в образцовой семье может вырасти хулиган. Не стоит паниковать и, тем более, наказывать ребенка за его первые шаги на пути к злому поступку. Важно объяснить, почему это действие не стоит совершать и каковы возможные последствия. Оградить от окружающего мира невозможно, да и не нужно, а вот помочь ребенку выбрать правильный путь грамотные родители всегда могут.

Пребывание ребенка в дошкольных и школьных заведениях – важный этап его жизни, поэтому и детский сад, и школа являются одними из основных факторов влияния на воспитание детей. Именно в социальных группах сверстников, взрослых – воспитателей и учителей, формируется ряд необходимых для жизни навыков – организованность, умение работать в команде, усидчивость, толерантность. Общение родителей и представителей детского сада и школы – залог успеха в воспитании ребенка. Важно знать о том, что происходит в школе и детском саду, чтобы определить причину того или иного поведения.

В наше время огромную роль в воспитании ребенка играют средства массовой информации.

Знания, полученные детьми из просмотра телепередач и страниц в интернете, зачастую пагубно влияют на воспитание ребенка. Контролировать этот процесс очень сложно, но родители в силах привить своему чаду интерес к положительным примерам из жизни, тогда дети будут стараться искать ту информацию, которая будут полезной.

Факторов, влияющих на воспитание ребенка, множество. Родителям важно уметь контролировать их, ведь именно семья играет самую важную роль в воспитании.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Как уже было отмечено, данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности – учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей – более половины, а свои собственные – менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически».

На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников.

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением.

Следовательно, эта сложнейшая сфера – осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности – требует самого пристального внимания педагогов.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII–VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

Помимо личностных факторов особенностей подросткового возраста, Е.

Л. Белоусова выделила общий комплекс факторов, оказывающий особенное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов включает:

  • 1. общие факторы, в том числе
  • · уровень развития социально-экономической культуры общества,
  • · разработку и реализацию государственных программ воспитания,
  • · влияние средств массовой информации;
  • · недостаточную сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии;
  • · моральную и материальную поддержку педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и другие;
  • 2. частные факторы, в том числе
  • а) организационно-педагогические , а именно:
    • · организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работы;
    • · преобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях образования,
    • · недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и другие;
  • б) психологические, а именно:
    • · уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении воспитанников,
    • · самооценка подростками наличия нравственных качеств и другие.

Соответственно, в работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач – ситуаций с нравственным содержанием.

Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Ситуация, которую предлагает воспитатель подросткам для размышления, может быть и незаконченной. Это значит, что школьникам предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения. Таким образом, подростки приобретают умение не только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

В связи с логикой процесса осознания нравственных явлений и необходимостью формирования определенных навыков в осмыслении поведения, все используемые в процессе нравственного просвещения школьников ситуации можно разделить на аналитико-оценочные, ситуации предвидения поведения и ситуации морального выбора.

Аналитико-оценочные ситуации содержат в себе задачу, требующую проанализировать поведение ее участников, обстоятельства, выявить мотивы и цели поступков людей, дать им оценку. Такие ситуации способствуют формированию умения анализировать поступки людей, оценивать их и правильно разбираться вжизненных обстоятельствах.

Формированию у подростков умения осознавать свои поступки способствуют и ситуации предвидения поведения, которые, как правило, содержатся в задачах на определение результатов и возможных способов поведения. Ситуации подобного вида могут характеризоваться незаконченностью действий их участников, неразрешенностью моральных противоречий либо отсутствием данных о способе и результате такого разрешения, что особенно активизирует процесс формирования у школьников умения предвидеть поведение людей и свое собственное в определенных условиях.

Не менее ценными среди методов духовно-нравственного просвещения являются и ситуации морального выбора, целью которых является формирование у младших подростков умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. По сравнению с указанными выше видами ситуации морального выбора являются более сложными, так как требуют от школьников умения анализировать, оценивать поступки участников ситуации, предвидеть возможные способы поведения и его результаты для того, чтобы принять правильное этическое решение.

Умение педагога и воспитателя вести такую работу иногда может стать решающим фактором в правильном духовно-нравственном воспитании подростков. Соответственно, задача эффективного духовно-нравственного воспитания во многом зависит от высокого профессионализма педагогов и психологов, которые работают с подростками. Это накладывает на специалистов особую ответственность, как профессиональную, так и нравственную, так как в процессе воспитания закладываются основы будущих граждан современного общества.

Изучение теоретических источников подтвердило значимость проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в настоящее время. Исследователи разных стран отмечают, что требования современности достаточно высоки и предполагают наличие нравственных, духовных и моральных ценностей у молодых людей – будущих активных граждан. Однако состояние нынешнего воспитания этих важных черт находится на недостаточно высоком уровне. Тем более, ситуация усугубляется массовым распространением такой информации через телевидение и интернет, которая не только не способствует воспитанию нравственных ценностей, но и подменяет их другими ценностями, в первую очередь, материальными.

Преодоление названных противоречий обусловливает работу психологов и педагогов в изучении социально-педагогических условий организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе образования с учетом особой специфики психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков.

Данная специфика состоит в том, что эта важная сторона воспитательного процесса приходится на трудный переломный период трансформации детской психики, то есть, дополнительно усложняется. В период взросления подросток пытается осознать свое место в жизни, переосмыслить через свое понимание то, чему его научили в младшем возрасте. Большое значение для подростка приобретает мнение сверстников. Именно поэтому в этот период важна роль умного и душевного педагога, который в общении с подростком сумеет обсудить с ним важные стороны социальной жизни и взаимоотношений людей в обществе. Исследователи подчеркивают значение равноправного общения, обсуждения проблем, а не нравоучения и обычного донесения информации. Кроме того, существует и ряд факторов, которые влияют на процесс духовно-нравственного воспитания.

Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов, включает, по мнению исследователей, как общие факторы социально-экономического состояния всего общества, а также частные факторы, к которым относятся организационно-педагогические и психологические. Суммарное воздействие данных факторов формирует уровень духовно-нравственного воспитания подростков.

Соответственно, актуально было исследовать уровни духовно-нравственного воспитания современных подростков в Молдове и возможности повышения данного уровня.

Нравственные ценности подростку прививают в семье, школе. Помимо этого подростки также волей-неволей усваивают и те ценности, которые каждый день предлагает им телевизор, улица. Но не всегда, к сожалению, то, что подросток усвоил на улице, можно назвать правильным и полезным. Каким должно быть нравственное воспитание подростков ?

В наше время влияние на нравственность подростков различных телевизионных передач, современных кинофильмов очень велико . А потому те модели поведения, которые пропагандируются «голубым экраном», подростки принимают за истинные и стараются следовать им и в собственной жизни.

Так, сегодня на телеэкранах даже положительные герои убивают друг друга, ведут асоциальный образ жизни, заботятся только о собственном материальном благополучии, «шагают по головам» ради достижения своих целей. У подростков формируются вполне логичные выводы: чтобы хорошо жить, именно так и нужно поступать .

Не меньшее, а то и большее воздействие, чем телевидение, оказывают на подростков компьютерные игры, интернет — сегодня за компьютером подростки проводят очень много времени. Им доступны интернет-ресурсы различной направленности, компьютерные игры на любой вкус. И нередко посещаемые подростком сайты или его любимые игры несут в себе далеко не самые положительные черты .

Вот почему нравственное воспитание подростков играет столь важную роль . Подростки должны с помощью родителей выработать собственную шкалу ценностей. Такие понятия как любовь, дружба, взаимовыручка, помощь, уважение, благодарность должны быть старательно «вложены» в юные подростковые головы, и тогда они самостоятельно смогут понимать разницу между «хорошим» и «плохим», между «правильным» и «неправильным».

Однако подросткам свойственно все родительские советы и запреты по-своему проверять и оценивать . Ведь, спрашивается, почему нельзя распускать руки, если папа с завидной регулярностью бьет маму? Почему нельзя воровать в магазине жвачку, если родители лично принесли с работу «лишнюю» бумагу? Почему нужно отдавать владельцу найденный на улице мобильный телефон, если папа с мамой подобную находку сами советуют оставить?

Таким образом, нравственное воспитание подростков – это прежде всего родительский пример . Родители должны показать подростку, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным. Так, например, все тот же найденный мобильный телефон родители не должны оставлять себе, а должны попытаться вернуть владельцу или же отнести в милицию. Да, это потребует некоторых усилий, но так ли уж нужна в доме чужая утерянная вещь?

Нравственное воспитание подростков в семье – это одна из основ будущей взрослой жизни подростков. Не зная, «что такое хорошо, а что такое -плохо», подростки могут наделать в жизни немало ошибок, платить за которые придется дорогой ценой. Отсутствие нравственного воспитания приводит подростков к аморальным и неэтичным поступкам, даже преступлениям.

Подросткам, которым родители привили нравственные ценности, даже в голову не придет издеваться над животными, применять физическое или эмоциональное насилие, воровать или грабить, хулиганить. Воспитанные подростки будут достойно вести себя в общественных местах, не позволят себе грубости по отношению к окружающим. Разумное, бережное отношение к людям и природе и долджно прививать подросткам нравственное воспитание .

влияний на нравственное развитие | Подростковая психология

Влияние на моральное развитие

Как и большинство аспектов развития, факторы влияния многогранны. Моральное развитие находится под сильным влиянием межличностных факторов, таких как семья, сверстники и культура. Внутриличностные факторы также влияют на нравственное развитие, например, когнитивные изменения, эмоции и даже развитие нервной системы.

Межличностное влияние

Было показано, что взаимодействие детей с опекунами и сверстниками влияет на развитие у них морального понимания и поведения. Исследователи рассматривали влияние межличностных взаимодействий на нравственное развитие детей с двух основных точек зрения: социализация/интернализация (Grusec & Goodnow, 19).94; Кочанская и Аскан, 1995; Kochanska, Askan, & Koenig, 1995) и теории социальной области (Turiel, 1983; Smetana, 2006). Исследования с точки зрения теории социальной сферы сосредоточены на том, как дети активно отличают моральное поведение от обычного, частично на основе ответов родителей, учителей и сверстников (Smetana, 1997). Взрослые, как правило, реагируют на моральные проступки детей (например, удары или кражи), привлекая внимание ребенка к влиянию его или ее действий на других и делая это последовательно в различных контекстах.

Напротив, взрослые с большей вероятностью реагируют на обычные проступки детей (например, ношение шапки в классе, поедание спагетти пальцами), напоминая детям о конкретных правилах и делая это только в определенных условиях (например, в школе, но не в школе). дома) (Сметана, 1984; 1985). Сверстники реагируют в основном на моральные, а не на общепринятые проступки и демонстрируют эмоциональный стресс (например, плач или крик), когда они становятся жертвами моральных, а не общепринятых проступков (Сметана, 19).84). Затем дети используют эти различные сигналы, чтобы помочь определить, является ли поведение неправильным с моральной или условной точки зрения.

Исследования с точки зрения социализации/интернализации сосредоточены на том, как взрослые передают детям стандарты поведения с помощью методов воспитания и почему дети усваивают или не усваивают эти ценности (Grusec & Goodnow, 1994; Kochanska & Askan, 1995). С этой точки зрения нравственное развитие предполагает все большее соблюдение и усвоение детьми правил, требований и стандартов поведения взрослых. Используя эти определения, исследователи обнаруживают, что поведение родителей различается по степени, в которой они поощряют усвоение детьми ценностей, и что эти эффекты частично зависят от детских качеств, таких как возраст и темперамент (Grusec & Goodnow, 19).94). Например, Кочанска (1997) показала, что мягкая родительская дисциплина лучше всего способствует развитию совести у детей с темпераментом боязливых. Однако такая же родительская отзывчивость и взаимоотзывчивая ориентация родителей и детей наилучшим образом способствуют развитию совести у темпераментно бесстрашных детей. Эти родительские влияния проявляют свои эффекты несколькими путями, включая усиление у детей моральных эмоций (например, вины, сопереживания) и их самоидентификацию как моральных личностей (Кочанска, 2010).

Нравственное развитие в семье

В формировании нравственности детей нет большего влияния извне, чем влияние семьи. Посредством наказания, поощрения, а также прямого и косвенного обучения семьи прививают детям мораль и помогают им развивать убеждения, отражающие ценности их культуры. Хотя вклад семьи в нравственное развитие детей огромен, существуют определенные способы наиболее эффективной передачи и усвоения морали.

Справедливость

Семьи устанавливают правила правильного и неправильного поведения, которые поддерживаются за счет положительного подкрепления и наказания. Положительное подкрепление является наградой за хорошее поведение и помогает детям понять, что определенные действия поощряются больше, чем другие. Наказание, напротив, помогает удержать детей от плохого поведения и с раннего возраста помогает детям понять, что действия имеют последствия. Эта система дополнительно помогает детям принимать решения о том, как действовать, поскольку они начинают учитывать результаты своего поведения.

Справедливость

Представление о том, что справедливо, является одним из центральных моральных уроков, которые дети усваивают в семейном контексте. Семьи устанавливают границы распределения ресурсов, таких как еда и жилые помещения, и предоставляют своим членам различные привилегии в зависимости от возраста, пола и занятости. То, как семья определяет, что является справедливым, влияет на развитие у детей представлений о правах и привилегиях, а также влияет на их представления о разделении, взаимности и уважении.

Личный баланс

Понимая принципы честности, справедливости и социальной ответственности, дети учатся находить баланс между своими потребностями и желаниями и интересами более широкого социального окружения. Устанавливая ограничения на свои желания, дети выигрывают от большего чувства любви, безопасности и общей идентичности. В то же время эта связанность помогает детям усовершенствовать свою моральную систему, предоставляя им ориентир для понимания того, что правильно, а что нет.

Социальные роли

В семейной среде дети начинают рассматривать свои действия не только с точки зрения справедливости, но и с точки зрения эмоциональных потребностей. Дети узнают ценность социальной поддержки от своих семей и развивают мотивацию, основанную на доброте, щедрости и сочувствии, а не только на личных потребностях и желаниях. Учась заботиться об интересах и благополучии своей семьи, дети развивают заботу об обществе в целом.

Мораль и культура

Роль культуры в нравственном развитии – важная тема, поднимающая фундаментальные вопросы о том, что является универсальным, а что культурно-специфическим в отношении морали и нравственного развития. Многие исследовательские традиции изучали этот вопрос, придерживаясь социально-когнитивных и структурно-развивающих позиций, теоретизируя, что мораль предъявляет к ней универсальное требование, исходя из моральной философии. Ожидается, что если мораль и существует, то она связана с теми ценностями, которые можно обобщить в разных группах и культурах. В качестве альтернативы, релятивистские культурные позиции были выдвинуты в основном теориями социализации, которые сосредоточены на том, как культуры передают ценности, а не на том, какие ценности применяются между группами и отдельными людьми.

В качестве примера некоторых дебатов Шведер, Махапатра и Миллер (1987) приводили доводы в пользу морального релятивизма или представления о том, что разные культуры определяют границы морали по-разному. Напротив, Туриэль и Перкинс (2004) выступали за универсальность морали, сосредоточив внимание в основном на свидетельствах на протяжении всей истории движений сопротивления, которые борются за справедливость путем утверждения прав личности на самоопределение. В обновленной версии дебатов между моральным релятивизмом и моральной универсальностью Миллер (2006) дает вдумчивый обзор культурной изменчивости моральных приоритетов. Миллер утверждает, что вместо изменчивости того, что люди считают моральными (справедливость, справедливость, права), существует культурная изменчивость приоритета, отдаваемого моральным соображениям (например, важность просоциальной помощи). Wainryb (2006), напротив, анализирует обширную литературу, которая продемонстрировала, что дети в различных культурах, таких как США, Индия, Китай, Турция и Бразилия, разделяют широко распространенное мнение о отстаивании справедливости и неправомерности причинения вреда другим. Культуры различаются условностями и обычаями, но не принципами справедливости, которые появляются очень рано в развитии, до того, как социализация повлияет на них. Уэйнриб (1991; 1993) показывает, что многие очевидные культурные различия в моральных суждениях на самом деле обусловлены различными информационными предположениями или убеждениями о том, как устроен мир. Когда люди придерживаются разных убеждений о последствиях действий или статусе разных групп людей, их суждения о вреде или справедливости поведения часто различаются, даже если они руководствуются одними и теми же моральными принципами.

Еще одним мощным механизмом социализации, с помощью которого передаются ценности, является религия, которая для многих неразрывно связана с культурной самобытностью. Нуччи и Туриэль (1993) оценивали реакции людей на указания Бога и различия в их реакциях на Божьи моральные (например, воровство) и обычные (например, день поклонения) указания. Одним из явных способов, с помощью которых общества могут социализировать людей, является нравственное воспитание. Соломон и его коллеги (1988) представили данные исследования, в котором подходы прямого обучения и управляемого размышления к нравственному развитию были объединены, а также доказательства увеличения спонтанного просоциального поведения. Наконец, исследования нравственного развития и вопросов культуры охватывают множество подтем. Например, недавний обзор исследований, посвященных социальной изоляции, выявил культурные сходства в оценке социальной изоляции в различных обществах и культурах (Hitti, Mulvey & Killen, 2011).

Внутриличностные влияния

Моральные вопросы, как правило, эмоционально окрашены и вызывают сильные аффективные реакции. Следовательно, эмоции, вероятно, играют важную роль в нравственном развитии. Однако в настоящее время среди теоретиков нет единого мнения о том, как эмоции влияют на моральное развитие. Психоаналитическая теория, основанная Фрейдом, подчеркивает роль вины в подавлении первичных влечений. Исследования просоциального поведения были сосредоточены на том, как эмоции побуждают людей совершать моральные или альтруистические поступки. Теории социально-когнитивного развития недавно начали исследовать, как эмоции влияют на моральные суждения. Теоретики-интуиционисты утверждают, что моральные суждения можно свести к немедленным инстинктивным эмоциональным реакциям, вызванным моральными дилеммами.

Исследования социально-эмоционального развития и просоциального развития выявили несколько «моральных эмоций», которые, как считается, мотивируют моральное поведение и влияют на моральное развитие (Eisenberg, 2000, для обзора). Основные эмоции, последовательно связанные с нравственным развитием, — это вина, стыд, сопереживание и сочувствие. Вина определяется как «эмоция, основанная на возбуждении или болезненном чувстве сожаления, которое возникает, когда действующее лицо вызывает, предвидит возникновение или связано с аверсивным событием» (Fergusen & Stegge, 19).98). Стыд часто используется как синоним вины, но подразумевает более пассивную и унылую реакцию на предполагаемую несправедливость. Вина и стыд считаются «сознательными» эмоциями, потому что они имеют первостепенное значение для самооценки человека.

В отличие от вины и стыда сопереживание и сочувствие считаются моральными эмоциями, ориентированными на других. Эмпатию обычно определяют как аффективную реакцию, вызванную опасением или пониманием эмоционального состояния другого, которое отражает аффективное состояние другого. Точно так же сочувствие определяется как эмоциональная реакция, вызванная опасением или пониманием эмоционального состояния другого, которое не отражает аффект другого, а вместо этого вызывает у одного выражение беспокойства или сожаления о другом (Eisenberg, 2000).

Связь между нравственными действиями и нравственными эмоциями широко исследована. Было обнаружено, что очень маленькие дети выражают чувство заботы и сочувствия к другим, проявляя заботу о благополучии других (Eisenberg, Spinard, & Sadovsky, 2006). Исследования последовательно демонстрировали, что когда у человека вызывается эмпатия, он или она с большей вероятностью будет участвовать в последующем просоциальном поведении (Batson 1998; Eisenberg, 200 для обзора). Кроме того, в другом исследовании изучались эмоции стыда и вины, связанные с эмпатическим и просоциальным поведением детей (Zahn-Waxler & Robinson, 19).95).

В то время как эмоции служат для детей информацией в их интерпретациях моральных последствий поступков, роль эмоций в детских моральных суждениях исследовалась лишь недавно. Некоторые подходы к изучению эмоций в моральных суждениях исходят из точки зрения, что эмоции — это автоматические интуитивные представления, определяющие мораль (Greene, 2001; Haidt, 2001). Другие подходы подчеркивают роль эмоций как оценочной обратной связи, которая помогает детям интерпретировать действия и последствия (Turiel & Killen, 2010). Исследования показали, что дети приписывают разные эмоциональные последствия актерам, совершившим моральные проступки, чем тем, кто совершал обычные проступки (Арсенио, 19 лет).88; Арсенио и Флейс, 1996). Эмоции могут помочь людям расставить приоритеты среди различной информации и возможностей и снизить требования к обработке информации, чтобы сузить рамки процесса рассуждения (Lemerise & Arsenio, 2000). Кроме того, Мальти, Гуммерум, Келлер и Бухманн (2009) обнаружили индивидуальные различия в том, как дети приписывают эмоции жертвам и обидчикам.

Ссылка на обучение

Воспитание оказывает наибольшее влияние на нравственное развитие подростков. Подробнее читайте в этой статье «Формирование характера: нравственное развитие в подростковом возрасте» от Центра общения родителей и подростков.

Моральные рассуждения в подростковом возрасте | Развитие в течение жизни

Результаты обучения

  • Опишите нравственное развитие в подростковом возрасте

Моральное мышление в подростковом возрасте

Рисунок 1 . Нравственное развитие подростков подвергается испытанию в реальных жизненных ситуациях, часто наряду с давлением сверстников вести себя или не вести себя определенным образом.

По мере того, как подростки становятся все более независимыми, у них также развивается более тонкое мышление о морали или о том, что правильно и что неправильно. Каждый из нас ежедневно выносит моральные суждения. По мере того, как когнитивное, эмоциональное и социальное развитие подростков продолжает созревать, их понимание морали расширяется, а их поведение становится более тесно связанным с их ценностями и убеждениями. Таким образом, нравственное развитие описывает эволюцию этих руководящих принципов и демонстрируется способностью применять эти руководящие принципы в повседневной жизни. Понимание морального развития важно на этом этапе, когда люди принимают так много важных решений и несут все большую и большую юридическую ответственность.

Если вы помните из модуля по среднему детству, Лоуренс Колберг (1984) утверждал, что нравственное развитие проходит через ряд стадий, а рассуждения о нравственности становятся все более сложными (отчасти в соответствии с ростом когнитивных навыков, в соответствии с этапами когнитивного развития Пиаже). разработка). По мере интеллектуального развития дети проходят три стадии морального мышления: доконвенциональный уровень , конвенциональный уровень и постконвенциональный уровень 9.0093 . В среднем детстве и раннем подростковом возрасте ребенок начинает заботиться о том, как ситуационные результаты влияют на других, и хочет угодить и быть принятым (традиционная мораль). На этой стадии развития люди способны ценить то благо, которое можно получить, придерживаясь социальных норм в форме законов или менее формализованных правил. Начиная с подросткового возраста и старше, подростки начинают использовать абстрактные рассуждения для оправдания поведения. Нравственное поведение основано на самостоятельно выбранных этических принципах, которые обычно являются всеобъемлющими и универсальными, такими как справедливость, достоинство и равенство, что является постконвенциональной моралью.

Влияние на нравственное развитие

Подростки восприимчивы к своей культуре, к образцам, которые они видят дома, в школе и в средствах массовой информации. Эти наблюдения влияют на моральные рассуждения и моральное поведение. Когда дети младше, их семья, культура и религия сильно влияют на принятие ими моральных решений. В раннем подростковом периоде гораздо большее влияние оказывают сверстники. Давление сверстников может оказать сильное влияние, потому что друзья играют более важную роль в жизни подростков. Кроме того, новая способность мыслить абстрактно позволяет молодежи признать, что правила просто созданы другими людьми. В результате подростки начинают сомневаться в абсолютной власти родителей, школ, правительства и других традиционных институтов (Vera-Estay, Dooley, & Beauchamp, 2014) [1] К позднему подростковому возрасту большинство подростков менее склонны к мятежу, поскольку они начали устанавливать свою собственную идентичность, свою собственную систему убеждений и свое место в мире.

К сожалению, у некоторых подростков есть жизненный опыт, который может помешать их нравственному развитию. Травматический опыт может заставить их смотреть на мир как на несправедливый и несправедливый. Кроме того, социальное обучение также влияет на нравственное развитие. Подростки, возможно, наблюдали, как взрослые в своей жизни принимают аморальные решения, игнорирующие права и благополучие других, что приводит к тому, что у этой молодежи развиваются убеждения и ценности, противоречащие остальной части общества. При этом у взрослых есть возможность поддерживать нравственное развитие, моделируя нравственный характер, который мы хотим видеть в наших детях. Родители особенно важны, потому что они, как правило, являются первоисточником морального руководства. Авторитетное воспитание способствует нравственному росту детей лучше, чем другие стили воспитания, и одна из самых влиятельных вещей, которую может сделать родитель, — это поощрять правильные отношения со сверстниками. [2] Хотя родители могут счесть этот процесс нравственного развития трудным или сложным, важно помнить, что этот этап развития необходим для благополучия их детей и конечного успеха в жизни.

Ссылка на обучение

Воспитание оказывает наибольшее влияние на нравственное развитие подростков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *