Ш всегда какой звук: Какие согласные всегда твёрдые – ответ на Uchi.ru
Конспект урока “ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВА Ш ш”
ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВА Ш ш
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком ш, буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные): Распознают в словах и характеризуют звук ш как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.
Личностные результаты: Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации.
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш.
Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие учащихся.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
– Проверим готовность к уроку.
II. Целеполагание.
Учащиеся на материале с. 16-19 «Азбуки» формулируют задачу уроков: « Обсудить тему «Мало уметь читать, надо уметь думать», познакомиться со звуком [ш] и буквами Ш, ш (ша), узнать правило правописания сочетания ши, читать слоги слова и тексты с новой буквой».
III. Актуализация знаний.
– Какие пословицы о чтении вы помните? («Азбука – к мудрости ступенька», «Чтение- лучшее учение»)
– Прочитайте тему урока. (Мало уметь читать, надо уметь думать).
– Как вы считаете, что имел в виду народ, говоря, что надо уметь думать? Человек ведь постоянно думает. (Предположения детей)
– Уметь думать – это уметь делать правильные умозаключения из прочитанного. Этому мы сейчас и учимся: понимать внутренний смысл пословиц и народных сказок, понимать то, какую мысль вложил автор в своё произведение. Мы учимся думать.
IV. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Фонетическая зарядка.
– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
2. Выделение нового звука.
Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.
Изучаемый звук выделяется из слов:
шкаф карандаш
Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.
3. Игра «Кто внимательный?».
а) Назовите одинаковый звук в словах:
шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.
Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.
б) На доске предметные картинки с изображением шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза (картинки расположены в том порядке, в котором перечислены).
– Нужно отгадать слово по первым звукам названий.
Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова.
Ш Е С Т Ё Р К А
Читается полученное слово.
Делается вывод, что звук [ш] всегда твердый, поэтому гласная буква е не обозначает мягкость согласного.
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с новой буквой.
Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш ш (ша).
Вывешивается карточка с буквой Ш ш.
– На что похожа буква Ш?
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…
Шустро мышь под печку –
Шасть!
Как бы в лапы
Не попасть.
(Ответы детей.)
Рефлексия
Физкультминутка
2. Чтение слов в столбиках, с. 17.
Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
– Составьте предложение со словом школа
3. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 16.
Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
(Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)
Вопросы:
– Из какой сказки Шамаханская царица?
– Кто автор этой сказки?
(Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)
… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
… … …
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.
Физкультминутка
4. Чтение пословиц, с. 16.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
Выясняется, в каких случаях они могут быть употреблены в речи.
5. Чтение текста на с. 17.
Вопросы:
– О каком времени года говорится в тексте?
– Куда пошли дети?
– Что они видели в лесу?
– Что собирали ребята?
Дети повторно читают текст, называя слова с буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
6. Работа с рисунками(с. 18)
Игра «Доскажите словечко».
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).
– Рассмотрите рисунки. Как называются плоды сосны, рябины, ели?
– На какой вопрос отвечают слова, обозначающие плоды?
Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.
Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Развитие связной речи.
Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки» (с. 18)
– Прочитайте стихотворение.
– О ком говорится в тексте?
– Объясните значение слова «распетушились»
2. Чтение слов. Правописание ши (с. 19)
– Прочитайте слова.
– Прокомментируйте написание слов.
3. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом (с. 19)
– Прочитайте текст, рассмотрите картинку.
– Каким был дед?
– Что он не смог сделать?
– Кто еще был в избе?
– Как вел себя внук?
– Перескажите текст.
Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл.
4. Дидактическая игра «Что для чего?»
– Соотнесите начало и конец предложения.
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
Урок 64. Звук [ш]. Буква Ш, ш
Урок 64.
Звук [ш]. Буква Ш, ш
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с новым звуком [ш] — всегда твёрдым согласным;
• отработают навыки чтения с новым звуком;
• повторят всё о звонких и глухих парных согласных;
• узнают термин «шипящие согласные звуки».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Назовите буквы алфавита, которые вы изучили. А теперь посчитайте, сколько букв вы изучили? (22 буквы.) Назовите буквы гласных звуков, (а, о,у, ы, и, я, е) Обведите буквы, которые могут давать один, а также два звука, (е, я)
Отгадайте загадки, в отгадках укажите орфограмму.
В лесу пасётся и живёт,
На голове дерево растёт.
(Лось)
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет новая площадка.
(Бульдозер)
Летом вырастают, а зимой опадают.
(Листья)
Расскажите всё, что вы знаете о букве ь. (Мягкий знак может быть просто мягким знаком и может быть разделительным мягким знаком. При переносе слов с одной строки на другую мягкий знак не отрывается от предыдущей буквы согласных.)
Укажите отгадку с орфограммой разделительный ь.
2. Мотивация учебной деятельности
— Объясните смысл пословицы Добрая шутка, дружбы не рушит.
Дети дают объяснение.
— Назовите буквы парных согласных звуков, (д, б, т, к, д, б, т)
Эта пословица скрывает в себе новую букву, которую мы будем сегодня изучать.
3. Работа по теме урока
— Отгадайте ребусы.
— Где могут использоваться 1, 3, 4-й предметы? (В цирке.)
Какой одинаковый звук мы слышим в начале первых трёх слов? (ш-ш) Как шуршит камыш? (Ш-ш-ш.)
Как шебуршат в шиповнике букашки? (Ш-ш-ш.)
Как шуршала крыса Шушера, подкрадываясь к Буратино? (Ш-ш-ш.)
Рассмотрите картинку и назовите, что здесь изображено? (Камыш.)
Какой звук мы слышим на конце этого слова? (Звук [ш].)
Переставьте слоги местами. Куда ушёл звук [ш]? (Мышка, в середину слова.)
— А что это за предмет? (Это шалаш. )
Что интересного вы заметили в этом слове? С какого звука начинается и заканчивается это слово? (Со звука [ш]).
Произнесите этот звук и расскажите о нём всё, что узнали. (Это звук согласный, он произносится с препятствиями. Язык прижимается к нёбу и слегка дрожит.)
Что ещё можно сказать о согласном звуке [ш]? (Он глухой, твёрдый.)
Я вам буду показывать картинки, а вы будете произносить названия предметов и слушайте звук [ш]?
Учитель показывает картинки: шашки, игрушка мишка, школьник, шишка, шубка, шапка, шарф, шмель, школа, шар, крыша, крыши.
— Какой буквой обозначают этот звук? (Буквами Ш и ш.)
Напечатайте букву и слоги в тетради: ша, шо, шу.
Теперь прочитайте слоги ши, ше, которые записаны на доске. Как слышится звук [ш]? (В этих слогах звук [ш] произносится твёрдо.)
Что вы можете сказать про звук [ш]? (Звук [ш] слышится во всех случаях твёрдо. Значит, это всегда твёрдый согласный звук.)
Прочтите слова на листочках: шишка, шалаши, уши, груши, шил, ворошил, спешил, тушил. Что необычного вы увидели в этих словах? (После буквы ш стоит буква и, но произносится [ш] всё равно твёрдо.)
Сделать вывод вам поможет звук [ш] и правило, связанное с ним. (Ши — пиши с буквой и.)
Повторите этот вывод. Рядом с чу, ча ставим ши. Запишите сочетание ши в рамочку. Рядом поставьте восклицательный знак. Правило запомните!
Почему букве «ша» отвели именно это место на ленте букв? (Она обозначает глухой согласный звук.)
Прочитайте слова в столбиках на странице 17. Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.
Найдите в столбиках слов четвероногое животное. (Кошка.)
Где в этом слове вы слышите новый звук? (В середине. )
Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]. (Крошка.)
Подчеркните в слогах орфограмму, которую мы изучили? (Карандаши.)
Напечатайте предложение У Гриши карандаши, у Миши шишки.
Дети читают «цепочкой» текст «Наступила осень» (с. 17).
— О чём вы прочитали? (О том, как в лесу наступила осень.)
Как вы понимаете выражение «горели кисти рябин»? (Кисти ягод рябины были очень зрелые и красные.)
Как ещё можно назвать предметы красного цвета? (Они красные, алые, багряные.)
Как вы понимаете слово кисти? (Это ягоды, собранные в пучок, зонтик.)
Когда ещё мы встречаем в русской речи слово кисти? (Кисти для рисования, кисть руки, кисти малярные.)
Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Это многозначные слова.)
Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. (Осень, деньки.)
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Стояли, ясные, еловые, сосновые, ярко.)
Как называются плоды (с. 18)?
Прочитайте стихотворения, записанные на доске. Назовите все слова, в которых слышите звук [ш]. Подчеркните слоги.
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…
Шустро мышь под печку —
Шасть! Как бы в лапы не попасть.
А табуретка хороша!
Перевернул, и буква Ш.
(Е. Тарлапан)
— Прочитайте про себя пословицы. Объясните значение выбранной пословицы. Подчеркните букву ш в пословицах на странице 16.
Беседа по содержанию сказок (с. 16).
Выделяйте персонажей, в названии которых слышится звук [ш].
Прочитайте текст «Петушки» (с. 18). Найдите и подчеркните сочетание ши. Как вы понимаете слово «распетушились»? (Подрались, перья встали дыбом.)
Когда ещё так говорят: «Они распетушились»? (Про детей, которые ссорятся, дерутся.)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали на уроке? (Познакомились со звуком [ш] и буквами Ш и ш. Узнали, что ш всегда только твёрдый согласный. Запомнили орфограмму: ши — пиши только с буквой и.) Прочитайте правило на странице 17 и запомните его.
произношение – Почему в некоторых случаях буква “Х” произносится как “Ш”?
Звук, который вы слышите в HI, на самом деле не “ш” (как английское “ш”), но и звук ШИ не является “ш”. Хотя научиться правильно произносить японский язык очень легко, у японского произношения есть свои особенности, и к этому нужно привыкнуть. Ситуация «ш» (или фрикативная ситуация, как мы бы назвали ее в лингвистическом жаргоне) — одна из них.
Давайте сначала рассмотрим звуки в руке. SHI и HI – это просто латинизированная транскрипция японских букв хираганы し и ひ. Эти буквы (как и большинство букв кана) представляют собой комбинацию согласной (//h// или //s//) и гласной (//i//), но в японском языке некоторые из этих комбинаций согласная + гласная могут резко изменить согласный звук. Обычно мы видим это в общей системе транскрипции (Хепберн), поэтому, когда мы объединяем //h// и //u//, мы получаем FU (ふ), а когда мы объединяем //s// и //i//, мы получить ШИ (し). Но в случае с //h//, хотя произношение и меняется (а меняется для всех на стандартном диалекте — просто не всегда это слышно), система транскрипции не передает это изменение.
Теперь давайте посмотрим на комбинацию //s// + //i//: гласный //i// вызывает изменение звука, которое относится к очень распространенному классу звуковых изменений, называемых палатализацией. Эти изменения обычно происходят перед гласными переднего ряда (например, //e// или //i//), и это является источником «мягких» C и G в английском языке, которые обычно стоят перед E или I (эта палатализация изначально произошло на латыни, поэтому оно имеет эквивалент в большинстве европейских языков, поскольку все они заимствованы из латыни или являются ее прямыми потомками).
В японском языке палатализация, о которой мы говорим, происходит перед //i// и //j// (но не перед //e//). //j// здесь означает согласный звук, который обычно транслитерируется как Y (поскольку он звучит как «y» на английском языке), в таких сочетаниях, как RYO (りょ). Когда этот согласный сочетается с //s//, мы обычно транслитерируем его как sh, поэтому しゃ (//s// + //j// + //a//) транслитерируется SHA, хотя иногда вы всегда найдете транслитерацию СЯ.
Так как же на самом деле звучит это измененное произношение? Для ушей носителя английского языка (или большинства жителей Запада) это обычно звучит точно так же, как английское «sh», но это не так. Звук английского «sh» произносится кончиком языка за зубами, но направленным к небу (небу), в то время как японское SH произносится несколько аналогично, но кончик языка не направлен вверх, а звук, похожий на «ш», на самом деле создается за счет того, что спинка языка прижата к небу. Эти звуки различаются на , и некоторые языки могут их различать. Однако, как это происходит с английским языком в японском, это не имеет значения, и мы просто воспримем первое как «английский акцент», а второе как «японский акцент». Лингвисты отмечают первый (английский) звук как [ʃ], а второй (японский) звук как [ɕ].
После этого мы можем перейти к тому, что происходит с HI. По сути, это очень похоже на ШИ — у нас тоже палатализация происходит точно так же (поэтому она также встречается в HYA, HYO и HYU, хотя в транскрипции это не отражено), но //h// палатализируется до что-то немного другое. Этот согласный называется небным фрикативом, и произносить его теоретически проще — просто приподнимаешь спинку языка к небу (кончиком ничего не делаешь, в отличие от японского SH). Это звучит как более мягкая и плавная версия «h».
Чтобы научиться различать все эти звуки, нужна практика, но я предлагаю послушать записи в статьях Википедии и попытаться увидеть разницу самостоятельно. Сами статьи носят технический характер, но они также содержат список примеров из других языков, где вы можете найти эти звуки.
vlindertherapies – Vlinderings – Звук недели: SH
17–21 марта. Изображение создано с помощью Boardmaker
Звук недели: Sh
Тема: День Святого Патрика/Трилистники
Не знаю почему, но я всегда любил День Святого Патрика. Чтобы воспользоваться темой, представленной «зеленым днем» на следующей неделе, мы собираемся немного переключиться с нашего звука недели, чтобы сосредоточиться на звуке речи. Как я уже упоминал о гласных, в английском языке больше звуков речи, чем отдельных букв для представления. Иногда (как в случае с короткими и долгими гласными) одна буква имеет более одного связанного звука: яблоко против обезьяна . В других случаях буквы объединяются, образуя новый звук: «s», за которым сразу же следует «h», создает новый звук «sh». Приготовьтесь к большому количеству «шшшшшшш» на этой неделе!
С точки зрения речи /ш/ — это звук «жирного воздуха». Чтобы произвести этот звук, губы округляются и сжимаются (выглядят «толстыми»), а язык уплощается у нёба за слегка сомкнутыми зубами.
В терапии: Мы будем читать ‘sh’/St. Книги на тему Дня святого Патрика, делающие ‘sh’/St. Тематические занятия Патрика и изучение звука речи «ш».
Рекомендации для дома: посыпать “ш” в течение недели. Выберите различные виды деятельности, которые нравятся вашему ребенку (и вам!). Дети лучше всего учатся через активный и содержательный опыт. А мультимодальное обучение помогает создавать более прочные и разнообразные связи в мозгу, что способствует запоминанию и запоминанию. Самое главное, получайте удовольствие!
КНИГИ
- Жила-была старушка, которая проглотила клевер! Люсиль Коландро
- Зеленые трилистники от Евы Бантинг
- Ночь перед Днем Святого Патрика автора Наташа Винг
- Ура Дню Святого Патрика Джоан Холуб
- «Тень лунного медведя» Фрэнка Аша [Kindle Edition]
- Тссс!!! Линнет Шауфах
- Туфли Элизабет Уинтроп
- Мои туфли ведут меня туда, куда я хочу, Марианна Ричмонд
- Овца в магазине Нэнси Шоу
- Овцы на корабле Нэнси Шоу [Kindle Edition]
- Прочтите другие книги Нэнси Шоу “Овцы. ..”
ЕДА
Алфавит – SH: Рассмотрите возможность добавления в свое меню некоторых блюд на этой неделе. Вот несколько идей:
печенье с клевером щербет песочное печенье моллюски креветки
песочное печенье короткие ребрышки шашлык
Хотите приключений? Готовьте молочные коктейли дома вместе с ребенком!
Охота за мусором: сколько «ш» вещей вы можете найти дома, делая покупки на рынке, в журналах или рекламных листовках?
Экскурсия:
- Зоопарк/аквариум: можете ли вы найти животных, в имени которых есть буква “ш”?
- Повеселитесь на День святого Патрика в Детском музее Сиэтла
- Остерегайтесь лепреконов-обманщиков в Twirl Cafe
Корзины для стрельбы
Корабли и снаряды – сделайте несколько карт кораблей и снарядов и спрячьте их. Предложите ребенку найти корабли и ракушки, а затем использовать их для создания картинной сцены 9. 0003
Игра в магазин — соберите несколько предметов, названия которых начинаются на «ш» (например, шампунь, бритва, простыни, раковина, рубашка, шнурки, обувь), чтобы открыть магазин. Пусть ваш ребенок спросит у продавца товары из списка покупок.
Просмотрите каталог или объявления о покупках, чтобы найти товары, названия которых начинаются с «ш». Попросите ребенка найти что-нибудь, начинающееся с /sh/ (например, «Покажи мне что-нибудь, что я могу надеть на ноги». [обувь] «Что ты мне показал?)
Ищите фигуры: используйте предметы в доме и спрашивайте ваш ребенок “какой формы?” Например, покажите тарелку и спросите: “Какой формы тарелка?” Пусть ваш ребенок ответит предложением (“форма ___”).
Сделайте сенсорную корзину ко Дню Святого Патрика, подобную этой, из 3 динозавров
Сделайте поделку из трилистника, как одну из этих
Взгляните на этот набор бесплатных печатных материалов ко Дню Святого Патрика от 3 динозавров
Развлекайтесь с Shanmrock Пено-тесто
APPS
- i Get…St.