Сенсорика для детей: Сенсорика. Занятия по сенсорике. Развитие сенсорики. Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?
Сенсорика. Занятия по сенсорике. Развитие сенсорики. Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?
Киселева А. А.,
специалист по реабилитации
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
- 1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
- 2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.дОсобое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим.
Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме. - 3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
Что такое сенсорное развитие детей и какие игры использовать для развития сенсорики
Предпосылка к успешному обучению
Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» – это восприятие.
Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.
На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.
Сенсорное восприятие – главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.
В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:
- восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
- восприятие величины;
- цветовое восприятие;
- восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
- временное восприятие;
- восприятие телесных манипуляций;
- восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
- и т.д.
Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.
Роль сенсорного развития для малышей
Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.
В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.
Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.
Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.
Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки
Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.
- Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
- Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
- Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
- Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.
Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.
Этапы сенсорного познания
У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.
В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.
Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».
В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.
Игры, используемые для тренировки
В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».
Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.
Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.
Клинометрический обзор датчиков движения у детей и подростков
Обзор
. 2006 г., июль; 59 (7): 670-80.
doi: 10.1016/j.jclinepi.2005.11.020.
Санне I де Врис 1 , Ингрид Баккер, Марийке Хопман-Рок, Реми А. Хирасинг, Виллем ван Мехелен
принадлежность
- 1 Качество жизни TNO, Департамент физической активности и здоровья, P.O. Ящик 2215, 2301 г. н.э., Лейден, Нидерланды. [email protected]
- PMID: 16765269
- DOI: 10.1016/j.jclinepi.2005.11.020
Обзор
Sanne I de Vries et al. Дж. Клин Эпидемиол. 2006 9 июля0003
. 2006 г., июль; 59 (7): 670-80.
doi: 10.1016/j.jclinepi.2005.11.020.
Авторы
Санне I де Фрис 1 , Ингрид Баккер, Марийке Хопман-Рок, Реми А. Хирасинг, Виллем ван Мехелен
принадлежность
- 1 Качество жизни TNO, Департамент физической активности и здоровья, P.O. Ящик 2215, 2301 г. н.э., Лейден, Нидерланды. [email protected]
- PMID: 16765269
- DOI: 10.1016/j.jclinepi.2005.11.020
Абстрактный
Предыстория и цели: Изучить клиниметрическое качество датчиков движения, используемых для оценки физической активности у здоровых детей и подростков (2-18 лет).
Методы: Был проведен систематический поиск литературы в PubMed, Embase и SpycINFO. Оценивалось и сравнивалось клиниметрическое качество двух шагомеров (Digi-Walker, Pedoboy), четырех одномерных акселерометров (LSI, Caltrac, Actiwatch, CSA/ActiGraph) и трех трехмерных акселерометров (Tritrac-R3D, RT3, Tracmor2). используя контрольный список из 20 пунктов.
Результаты: В целом качество исследований (n = 35) и, следовательно, уровень доказательств воспроизводимости, достоверности и осуществимости датчиков движения были скромными (среднее = 6,4 +/- 1,6 из 14 баллов). Имеются убедительные доказательства хорошей воспроизводимости шкалы Caltrac у подростков (12–18 лет), плохой воспроизводимости шкалы Digi-Walker у детей (8–12 лет), хорошей достоверности шкалы CSA/ActiGraph у детей и подростков. 8-18 лет) и хорошей валидностью Tritrac-R3D у детей (8-12 лет).
Выводы: CSA/ActiGraph и Caltrac — единственные датчики движения, воспроизводимость, достоверность и осуществимость которых были проверены в разных возрастных группах. Необходимы дальнейшие исследования воспроизводимости датчиков движения у детей дошкольного возраста, повышение качества клиниметрических исследований и оценка приемлемости датчиков движения.
Похожие статьи
Валидность и воспроизводимость датчиков движения в молодости: систематическое обновление.
Де Врис С.И., Ван Хиртум Х.В., Баккер И., Хопман-Рок М., Хирасинг Р.А., Ван Мехелен В. Де Врис С.И. и др. Медицинские спортивные упражнения. 2009 г., апрель; 41(4):818-27. doi: 10.1249/MSS.0b013e31818e5819. Медицинские спортивные упражнения. 2009. PMID: 19276851 Обзор.
Оценка физической активности с помощью акселерометров: оценка по воде с двойной меткой.
Plasqui G, Westerterp KR. Пласки Г. и др. Ожирение (Серебряная весна). 2007 г., 15 октября (10): 2371-9. doi: 10.1038/oby.2007.281. Ожирение (Серебряная весна). 2007. PMID: 17925461 Обзор.
Caltrac по сравнению с калориметрическим определением 24-часового расхода энергии у детей женского пола и подростков.
Брей М.С., Вонг В.В., Морроу Дж.Р. младший, Бьют Н.Ф., Пиварник Дж.М. Брей М.С. и соавт. Медицинские спортивные упражнения. 1994 декабря; 26 (12): 1524-30. Медицинские спортивные упражнения. 1994. PMID: 7869888
Использование робота-манипулятора для оценки изменчивости датчиков движения.
Горзельняк Л., Диас А., Сойер Х., Нолл А., Хорш А. Горзельняк Л. и соавт. Stud Health Technol Inform. 2011;169:897-901. Stud Health Technol Inform. 2011. PMID: 21893876
Измерение уровня активности молодых людей: достоверность шагомеров.
Макнамара Э., Хадсон З., Тейлор С.Дж. Макнамара Э. и др. Бр Мед Булл. 2010;95:121-37. doi: 10.1093/bmb/ldq016. Epub 2010 18 июня. Бр Мед Булл. 2010. PMID: 20562207 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Корреляты физической активности детей в возрасте от 0 до 5 лет: систематический обзор и консультации международных исследователей.
Arts J, Drotos E, Singh AS, Chinapaw MJM, Altenburg TM, Gubbels JS. Искусство Дж. и др. Спорт Мед. 2023 Январь; 53 (1): 215-240. doi: 10.1007/s40279-022-01761-5. Epub 2022 11 октября. Спорт Мед. 2023. PMID: 36219386 Бесплатная статья ЧВК.
Систематический обзор основанных на акселерометре методов оценки физического поведения в течение 24 часов у детей раннего возраста (0–5 лет).
Lettink A, Altenburg TM, Arts J, van Hees VT, Chinapaw MJM. Леттинк А. и др. Int J Behav Nutr Phys Act. 2022 8 сентября; 19(1):116. doi: 10.1186/s12966-022-01296-y. Int J Behav Nutr Phys Act. 2022. PMID: 36076221 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Кластерное рандомизированное контролируемое исследование вмешательства в программу послешкольной игровой площадки для улучшения физического, социального и эмоционального здоровья детей: протокол исследования для проекта PLAYground.
Поулос А., Кулинна Р.Х. Поулос А. и др. Общественное здравоохранение BMC. 2022 1 сентября; 22 (1): 1658. дои: 10.1186/s12889-022-13991-3. Общественное здравоохранение BMC. 2022. PMID: 36050657 Бесплатная статья ЧВК.
Роль удаленного мониторинга в оценке усталости при рассеянном склерозе: обзор.
Блок VJ, Бове Р, Нурбахш Б. Блок VJ и др. Фронт Нейрол. 2022 27 июня; 13:878313. doi: 10.3389/fneur.2022.878313. Электронная коллекция 2022. Фронт Нейрол. 2022. PMID: 35832181 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Ассоциации между физической грамотностью детей и благополучием: является ли физическая активность медиатором?
Мелби П.С., Нильсен Г., Бронд Дж.С., Тремблей М.С., Бентсен П., Эльсборг П. Мелби П.С. и др. Общественное здравоохранение BMC. 2022 29 июня; 22 (1): 1267. doi: 10.1186/s12889-022-13517-x. Общественное здравоохранение BMC. 2022. PMID: 35768864 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи “Цитируется по”
Типы публикаций
термины MeSH
Датчики глюкозы | Детское здоровье Райли
- Найти доктора
- Запросить встречу
- На этой странице:
- Что ожидать
- Ключевые моменты, которые следует помнить
- Связанные условия и отделы
позволяют постоянно контролировать уровень сахара в крови, помогая детям с диабетом 1-го и 2-го типа поддерживать хороший контроль уровня сахара в крови и быстро реагировать, если уровень сахара в крови слишком высок или слишком низок. Дети с диабетом, использующие инсулиновые шприц-ручки, инсулиновые помпы или инсулиновые шприцы, могут использовать датчик глюкозы для мониторинга уровня сахара в крови.
Сенсор глюкозы вводится под кожу; обычно в верхней части руки или живота. Он проверяет уровень сахара в крови каждые пять минут и отправляет показания на внешнее устройство, которое ваш ребенок может прикрепить к своей одежде или носить в кармане. Этот высокий уровень мониторинга уровня глюкозы позволяет вашему ребенку документировать изменения уровня сахара в крови в ответ на прием пищи, физические упражнения, инъекции инсулина и другие факторы, влияющие на уровень сахара в крови. Непрерывный мониторинг также позволяет вашему ребенку быстро узнать, если он или она не ввели правильную дозу инсулина.
Вы и врач вашего ребенка должны сначала обсудить плюсы и минусы непрерывного мониторинга уровня глюкозы, чтобы убедиться, что датчик глюкозы подходит для вашего ребенка. Если это правильный вариант, ваш ребенок будет направлен к нашему координатору программы инсулиновых помп, который расскажет вам о различных типах датчиков и о том, как использовать датчик глюкозы.
Что ожидать
Чего ожидать
Если решено, что постоянный мониторинг уровня глюкозы с помощью датчика глюкозы является хорошим вариантом для вашего ребенка, вы можете ожидать следующее:
- Вы или ваш ребенок введете датчик глюкозы под кожу в области плеча или живота. Все датчики разные. Следуйте инструкциям производителя по установке конкретного датчика глюкозы для вашего ребенка. Датчик помещают в интерстициальную жидкость, окружающую клетки ткани. Эта жидкость содержит глюкозу. Сенсор глюкозы измеряет уровень глюкозы в интерстициальной жидкости.
- Передатчик на датчике глюкозы отправляет измерения уровня сахара в крови на приемник. Способ подключения трансмиттера к сенсору зависит от конкретного сенсора глюкозы.
- Ваш ребенок будет носить трубку размером с пейджер. Устройство отображает уровень сахара в крови и подает звуковой сигнал или вибрирует, когда уровень сахара в крови слишком высокий или слишком низкий.
- Вы или ваш ребенок будете снимать использованный датчик глюкозы и заменять его новым датчиком каждые семь дней. Следуйте инструкциям производителя по удалению конкретного датчика глюкозы вашего ребенка.
Непрерывный мониторинг уровня глюкозы с помощью сенсора глюкозы не заменяет полностью определение уровня глюкозы из пальца, но уменьшает количество необходимых ежедневных взятий из пальца. Вашему ребенку по-прежнему необходимо несколько раз в день проводить тест на глюкозу из пальца с помощью глюкометра, чтобы быть уверенным в точности показаний сенсора глюкозы.
Использование сенсора глюкозы требует обучения и практики. Кроме того, в зависимости от вашей страховки, датчики глюкозы могут быть дороже, чем мониторинг уровня глюкозы в крови из пальца. Координатор программы инсулиновых помп в Riley at IU Health будет работать с вами, чтобы определить, какие датчики глюкозы покрываются вашей страховкой.
Ключевые моменты, которые следует помнить
Ключевые моменты, которые следует помнить
- Датчики уровня глюкозы контролируют уровень сахара в крови каждые пять минут, что помогает детям поддерживать хороший контроль уровня сахара в крови и быстро реагировать, если уровень сахара в крови слишком высок или слишком низок.