Разное

Семейное воспитание цели и задачи: Содержание и цели семейного воспитания

Содержание

Цели и задачи семейного воспитания,? важнейшая задача семей где есть дети-инвалиды

В педагогике изучаются разные способы воспитания детей, разбираются влияющие на становление личности факторы. Одним из самых важных из них признана семья. Невозможно ничем заменить семейную атмосферу, а семейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Рассмотрим подробнее задачи семейного воспитания, чтобы воспитать из своего ребенка Человека с большой буквы.

Задачи и цели семейного воспитания сводятся к главной цели – вырастить полноценную в моральном плане личность. Особые условия воспитательного процесса необходимы для детей-инвалидов, у которых есть отклонения со слухом и речью.

Семейное воспитание – это очень сложная система. На эту систему влияет биологическое здоровье детей, наследственность, материальная обеспеченность родителей, проживание на отдельной жилплощади и т. д. Все это очень гармонично переплетается вместе, чтобы при каждом отдельном случае проявиться по-разному.

Задачи семейного воспитания

  • Создаются максимально приемлемые условия для развития малыша. От родителей требуется обеспечить не только благополучие в материальном плане, но и обратить внимание на микроклимат дома. Грош цена высокому достатку, если родители учат детей переступать через моральные ценности общества. Яркий пример – семьи некоторых «новых русских» в 90-х годах прошлого века. Их дети воспитаны в атмосфере вседозволенности и уверенности, что все можно купить за деньги.
  • Социальная и психологическая защита. Здесь работает принцип «один за всех и все за одного». Родители должны не столько вступаться за свое чадо при любом нужном и ненужном случае, сколько обеспечить уверенность, что такая защита обязательно будет при необходимости. Это окрыляет и придает особую уверенность, она чувствуется в каждом слове, шаге и действии.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи. Родители огромное внимание уделяют образованию ребенка, учат его найти свое место в жизни и получить престижную работу с высоким окладом. Но в процессе такой погони за материальным благополучием нередко забывают о необходимости научить взаимоотношениям с противоположным полом. Дети часто не знают, как правильно построить семью, а ведь семья ставится наравне с работой, если даже не выше нее.
  • Обучение полезным навыкам, направленным на помощь близким и самообслуживание. Девочки учатся от мамы и бабушки вкусно готовить, мальчики постигают от отца умение работать с инструментом, выполнять мелкий ремонт по дому. Этому редко учат на школьных уроках, друзья и знакомые также практически бесполезны. Иногда детей обучают семейному ремеслу, чтобы обеспечить на всю жизнь стабильным заработком.
  • Воспитание чувства достоинства и собственного «Я». Чадо учат базовым моральным принципам, принятым в обществе. Малыш учится воспринимать общество и себя внутри этого общества. Малышу нужно с малых лет рассказывать, как вести себя с обидчиками, защищать свою честь и честь своей семьи.

Одной из главных задач семейного воспитания является формирование качеств личности, которые позволят с достоинством преодолевать встречающиеся на жизненном пути преграды. Именно родители являются первыми воспитателями, от них во многом зависит становление его как личности. Если вспомнить высказывание Жан-Жака Руссо, что каждый последующий преподаватель оказывает на малыша меньшее влияние, чем предыдущий, то родительское воспитание является основополагающим.

Принципы семейного воспитания

У семейного воспитания есть не только цели, но и принципы. Их важнейшей задачей является воспитание из школьников и дошкольников ответственных граждан своей страны, а также опоры для родителей в старости. Эти принципы проявляются не при громких речах и нравоучениях, а на уровне гуманности и милосердии к подрастающему человеку.

Также важны следующие принципы:

  • Участие детей в процессе жизнедеятельности семьи на равных. Ребенок должен с детства понимать, что надо что-то вкладывать в семейный уют и благополучие. Если труд чада приносит вклад в общее благосостояние семьи, то он чувствует себя значимым. В будущем такие дети будут стараться работать на благо своей семьи и фирмы.
  • Открытость и доверительность в отношениях между поколениями. Ребенок не должен таиться от семьи, для него его близкие просто обязаны стать тихой гаванью, в которой можно найти защиту от иногда несправедливого окружающего мира. Это лучше, чем замыкаться или искать совета у случайных людей.
  • Оптимистичность взаимоотношений в семье – для ребенка важно, что папа любит маму, никто никого не обижает, царит доверительная атмосфера любви.
  • Последовательность в требованиях – не нужно ставить завышенные планки к своим детям. Ошибка некоторых родителей – требовать практически невозможного в плане учебы, карьеры, личной жизни. Мальчику пророчат стать депутатом, девочке – выйти замуж за депутата, поступить нужно обязательно в престижное учебное заведение, а работать в успешной фирме с хорошим окладом. Все это очень хорошо, но только сложно реализуемо на практике. Поэтому появляются комплексы неполноценности. Нужно ставить перед детьми простую, но требующую больших усилий задачу – быть хорошим человеком.
  • Оказывать посильную помощь ребенку, общаться с ним и участвовать в его воспитании. Сначала это ремонт поломавшейся машинки, потом – запись в спортивную секцию, далее – помощь при выборе учебного заведения. Не нужно отлынивать от воспитания чада, оправдываясь тем, что ваши родители делали для вас мало. Будьте лучше своих родителей, показав это на примере.

Важно

Принципы семейного воспитания не ограничиваются указанными выше тезисами, нужно приучать своих детей к следующему: не читать чужие письма, физические наказания должны быть под запретом, нельзя потакать и т. д.

Воспитание детей с ограниченными возможностями

Семьи, где есть дети-инвалиды, считаются особенными. Воспитание подрастающего поколения в них требует особого внимания, оно радикально отличается от подхода к воспитательному процессу, применимому к здоровым детям.

Современное общество совершенно не подготовлено к нормальному взаимодействию с детьми, у которых имеются проблемы в развитии. Таких детей считают неполноценными, их социальные проблемы не решаются. Их умышленно или косвенно изолируют от общества. Обособление становится причиной осознания своей неполноценности, это приводит к проблемам в психоэмоциональном состоянии.

Для воспитания детей с ограниченными возможностями потребуется следующее:

  1. Создать атмосферу спокойствия, взаимопомощи и взаимопонимания.
  2. Содействовать в развитии, а не ограничивать.
  3. Воспринимать ребенка таким, какой он есть, завышенные требования к нему предъявлять нельзя. Но родители должны проявлять настойчивость при воспитательном процессе, тщательно соблюдать регулярность занятий, обязательно привлекать специалистов к образовательному процессу.

Воспитание детей с речевыми нарушениями должно проходить при особом режиме, для которого характерно благоприятное отношение, нормальное окружение, психотерапию и логопедические занятия. Огромное значение имеет правильная речь людей, которые его окружают. Важно, чтобы тон был спокойным, не стоит торопить малыша с ответом. Очень сложно закрепить полученные результаты формирования навыков правильной речи, поэтому лучше обратиться за помощью к специалистам.

Воспитание детей с нарушениями слуха должно строиться на правильной методике обучения. Родителям, столкнувшимся с такой бедой, нужно для начала ответить на следующие вопросы:

  • Как общаться с ребенком?
  • Каким вы видите свое чадо в будущем?
  • В какой школе планируется обучение малыша?
  • Какую занятость вы видите для своего ребенка во взрослой жизни?
  • Каких друзей вы планируете видеть рядом со своим чадом?
  • Самый главный вопрос: сколько материальных, моральных, физических и душевных сил вы способны потратить на обучение своего ребенка с отклонениями в слухе?

Результат грамотного семейного воспитания

Если родители постараются и приложат максимум усилий для формирования эффективной системы воспитания, то они с высокой вероятностью получат отменный результат. Гарантий здесь нет, так как на воспитание личности кроме семьи еще влияет окружение, школа, друзья, социальные условия.

Если соблюдать указанные выше принципы, то родители имеют высокую вероятность воспитать здоровую личность, которая не обременена комплексами. Не нужно воспитывать ребенка в страхах, если их много, то есть высокая вероятность, что маленький человек вырастет замкнутым и социально неадаптированным. Такой человек становится безынициативным, ему сложно решить свои проблемы, построить отношения с противоположным полом, создать свою семью.

2. 2. Цели и задачи семейного воспитания

При решении вопросов о воспитании в семье необходимо, прежде всего, учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное и т.д.

Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая целостную задачу воспитания. Согласно идее Л.Н. Толстого, наше вмешательство каким бы то ни было образом в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Становление внутреннего мира человека, работа над собой – это то, помочь в чем и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни.

Важнейшая задача семейного воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.

Дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Все предпринимаемое ими имеет для них большое, важное значение, поскольку они не ставят перед собой маленьких задач, за все переживают. Развитие чувства ответственности, умения владеть своей свободой осуществляется, прежде всего, через целостную жизнь, а не через одно только усвоение идей о свободе. Очень часто мы наблюдаем в детях раздвоение между их представлениями и реальной жизнью. Для них идеи, не воплощенные в жизнь, не подкрепленные и не реализованные ею, так и остаются отвлеченными, безжизненными правилами. Отсюда видно, что воспитание к внутренней жизни, к работе над собой должно быть связано, прежде всего, с жизненным опытом ребенка. При этом важно учесть, что свобода должна быть соразмерна возрасту, т.е. представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии – «все воспитается само собой».

Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно, чтобы именно на этом этапе, в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под «горячую руку» накажут. Одна старая няня рассказывала о двух семьях, в которых ей пришлось работать: в одной запрещалось все, а на самом деле можно было делать все, что хочешь; в другой можно было делать все, но уж если что-нибудь было нельзя, так действительно нельзя.

Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Почему сегодня так много молодежи обращается к легкому и нередко преступному заработку? Этих молодых людей с детства не обременяли заботами и трудами. Такой образ жизни явно или неявно поддерживают сами родители, своей «слепой» любовью ограждая детей от трудов и забот, целиком обеспечивая их. Когда детям позволено все, и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.

Важно также заметить разницу между принятием дисциплины и обязательных правил и попытками родителей навязать детям свои вкусы, чувства, настроения и переживания.

В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а чего нет. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни.

Не способствует укреплению дисциплины и переход детей из-под исключительного влияния семьи под преимущественное влияние школы. Наша школа только внешне дисциплинирует детей. В каждом же человеке ценна его внутренняя дисциплинированность, с детства воспитанная нравственная ответственность.

Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребенка, его слабые стороны, выявить его тип. Очень часто какое-нибудь явное, но не глубокое дарование порой заслоняет основное. Например, увлечение сочинением стихов, дающее быстрые результаты, может увести ребенка в сторону от присущего ему в гораздо большей степени таланта ученого-исследователя. Последний требует порой много усилий и труда для выявления и раскрытия способностей и благодаря этим обстоятельствам может быть отстранен, а сочинительский, пусть даже самый незначительный, будет предпочтен, хотя и не умышленно. В этом отношении задача воспитания очень трудна. Родители должны воспитывать ребенка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу.

Гораздо важнее при этом, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребенка, но воспитали из ребенка прежде всего человека. Для родителей важно должно быть не столько то, кем станут их дети и какие посты займут, сколько какими они будут. Вот типичный пример из школьной жизни. Один ученик, обладая хорошей памятью, легко запоминает весь учебный материал. Другой не имеет такого дара. Чтобы запомнить урок, ему приходится заниматься в два раза больше. В первом случае может вырасти способный «ленивец», привыкший к легким путям и победам, уверенный в своих способностях. Именно ему всегда ставили хорошие отметки, которыми оценивали в конечном итоге не труд и знания, а хорошую память. Знания – это больше, чем память; это способность человека правильно применить в деле накопленную информацию. Если не приучать ребенка с детства прикладывать усилия, то и в последующих жизненных трудах он прилагать усилий не будет.

Большое значение имеет семья для развития здорового организма ребенка. Биологическая функция семьи – поддержание родителями здоровья ребенка. Также важны функции педагогическая и социальная, причем последняя развивает в детях два главных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.

Одной из самых важных задач является формирование основ будущей семейной жизни ребенка. Эта работа должна начинаться с воспитания у детей привычек. Рычагом воспитательной деятельности в этом случае должна стать привычка.

Необходимо, например, развить в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. При этом создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело, и приобретается опыт претворения желаний в дело. Конечно, семейная воспитательная среда особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без подавления воли ребенка. Прививая привычки у ребенка, не нужно проявлять излишней настойчивости. Для укоренения привычки требуется время. Воспитатель, который торопится с этим, рискует вовсе не закрепить их. Если привычка поддерживается только рамками семьи, то по удалении от нее она будет утрачиваться как нечто ненужное. Умелое развитие разумных привычек способствует сохранению их на всю жизнь.

Для искоренения плохих привычек необходимо по возможности устранять повод к их проявлению и в то же время направлять деятельность ребенка в другую сторону. Если у ребенка есть склонность ко лжи, надо поощрять его правдивость, если у него наблюдается злость, надо искать случая пробудить в нем нежные чувства, если он раздражителен, надо стараться не возбуждать его, но действовать успокаивающе. Ребенку необходимо дать возможность быть разумно деятельным. При этом родители не должны забывать, что искореняемая вредная наклонность ребенка, нарушая привычную сферу его внутренней деятельности, потребует себе замещения и, если не найдет достойной замены, то обратится в прежнюю или создаст новую, может быть, даже худшую. Вот почему так важно создание для ребенка такой атмосферы, в которой он легко мог бы сам найти себе деятельность.

Наряду с созданием хороших привычек уважение к ребенку содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте развивалась его творческая личность. Развитие творческих сил ребенка наиболее благоприятно в семье – ни школа, ни приюты, ни другие детские учреждения не дают развития творчества в такой большой степени.

Но, с другой стороны, семья столь же легко может и убить творчество ребенка в самом зародыше, поэтому раскрытие творческих способностей ребенка должно быть одной из главных воспитательных функций семьи. Этому в большой степени способствуют игры, ценны также инсценировки (но только в узком семейном кругу) и иные занятия с детьми.

Особое место в семейном воспитании занимает задача формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит.  В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая. Плохо «ломать» ребенка, но еще более опасно его постоянно «гнуть». Последнее почти неизбежно ведет к лишению собственной инициативы, а значит и внутренней силы.

При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка.

И здесь семье принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно здесь ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.

Основные принципы семейного воспитания – сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, акцент на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы.  В первых веках христианства люди своим жизненным примером вызывали в детях такое настроение, что воспитание являлось естественным развитием самой жизни. Нельзя воспитать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни.

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребенка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семье у родителей, представителей старшего поколения является одной из причин появления в практике воспитания «трудных детей».

Разногласия между родителями в предъявлении требований учат детей лавировать, приспосабливаться к обстановке. В ситуации, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой, как правило, у детей задерживается формирование навыков правильного поведения, плохо формируются разумные привычки, послушание.

Не менее важно, чтобы семья всячески поддерживала требования детского дошкольного учреждения, а затем школы. Отсутствие такой поддержки и взаимопонимания наносит равный урон и авторитету родителей, и авторитету педагогов. Дети часто идут на обман, выбирают для себя наиболее выгодный вариант решения вопроса. Единство требований предполагает, прежде всего, знание и учет каждым воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснение ему смысла предъявляемых требований, приучение его к соблюдению норм и правил поведения.

Все педагогические теории прошлого и настоящего пронизаны идеями гуманизма: любви к ребенку, пробуждения светлых сторон его природы, развития в нем социальных сил, стремления к свободе. Реализация этих важнейших гуманистических принципов во многом зависит от семейного микроклимата. При этом имеется в виду не только отношение к ребенку, но и отношения взрослых членов семьи друг к другу.

Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В доброжелательной обстановке он спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Неблагоприятная семейная атмосфера предопределяет и плохое психическое самочувствие ребенка в семье. У него растет чувство непрочности семейного дома, он начинает с тревогой относиться ко всяким новым обстоятельствам, которые могут оказаться, по его мнению, не под силу его родителям, и семья распадется, а он останется один в непонятном и враждебном мире.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливость или же ворчливость, мелочность, видит хмурые лица.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок – равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: во-первых, традиций семейного общения, нравственно-психологической атмосферы в доме; во-вторых, степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; в-третьих, формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; в-четвертых, типа семьи – многодетная, малодетная; ее состава – полная или неполная; ее структуры – главенство и подчинение; в-пятых, психических и личностных свойств родственников, степени их совместимости, контактности.

Вследствие этих условий, особенно связанных с развитием современной культуры, существенно изменились традиции семейных отношений. Это, прежде всего, коснулось мер социального контроля за реализацией семейных и брачных отношений (церковная и светская мораль, общественное мнение), содержания отцовских и материнских ролей, распределения обязанностей, взаимоотношения, отношений между представителями разных поколений, живущих в одной семье.

В современных условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни наибольшее распространение получила семья, состоящая в основном из родителей и детей.

 По сравнению с многодетной и многопоколенной семьей, взаимоотношения в таких семьях приобретают во многом новый характер. Прежде всего, резко ограничивается поле социализации личности. Ребенок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, оказавшего на него наибольшее влияние в силу определенных причин. В этом случае достоинства и недостатки личности воспитателя повторяются и в личности ребенка.

Уважение должно стать ведущим принципом всей воспитательной работы в семье и проявляться в отношении к ребенку любого возраста. Особенно это важно при взаимоотношениях с подростками и юношеством. Имея собственное мнение и пытаясь отстаивать его, они нередко порой оказываются в оппозиции по отношению к старшему поколению семьи. В результате утрачивается эмоциональный контакт родителей с детьми, возникает нетерпимость к другим позициям. Вот почему так важно для родителей и воспитателей знать присущие каждому возрасту достоинства и недостатки, чтобы лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его дарований и способностей, избирать наиболее действенные средства воздействия на него. Незнание возрастных особенностей детей приводит к излишней опеке их со стороны родителей и создает тем самым искусственную задержку накопления ребенком самостоятельного опыта, ослабляя его развитие, делая личность нестойкой.

Основа педагогической деятельности родителей – педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой, прежде всего, ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка. Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволят эти методы применять. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей, и что для них значит быть родителями.

Одна из характерных особенностей современной семьи – это ее повышенная конфликтность и, как следствие, возросший уровень разводов. Среди наиболее распространенных причин разводов называется низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, бездумность в выборе супруга и др. В связи с этим очень важно помочь подрастающему поколению в развитии необходимых личностных качеств для будущей семейной жизни.

Процесс подготовки к семейной жизни сложный, многосторонний. Здесь хотелось бы выделить следующие важные аспекты. Это, прежде всего, формирование у ребенка, начиная с детских лет, осознания значимости семьи для него. Каким оно будет, во многом зависит от личного опыта и примера родителей. Вот почему так необходимы беседы родителей с детьми о проблемах собственной семейной жизни. От действия родителей во многом зависит и полноценное психосексуальное развитие детей. Именно родителям следует вести ребенка по ступеням психосексуального развития. Все воспитание ребенка в семье, начиная с рождения, должно быть направлено на становление его как будущего родителя. Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка составляют те необходимые условия, от которых во многом зависит успешная подготовка молодежи к семейной жизни.

Значительно острее, чем в полной семье (где есть оба родителя), проблемы воспитания стоят в неполных семьях, состоящих из одного родителя и детей. Одним из распространенных типов неполной семьи в современных условиях становится внебрачная семья.

Внебрачная семья – семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым подсознательно толкает его к повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения.

Отрицательным образом сказывается на воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом. Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условиях многочисленных трудностей у матери могут складываться сложные отношения с ребенком. Отсюда порой возникает несправедливость в отношениях с ребенком, что сказывается на его нравственном развитии.

Отрицательно влияет на ребенка и безумная материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в первую очередь против нее. Основные меры улучшения воспитательных возможностей в такой семье заключаются в создании доверительных отношений в семье, формировании чувства взаимопомощи и в вовлечении детей в дела и заботы семьи, разумном соотношении родительской любви и строгости, возрастании роли личного примера, формировании у детей положительного идеала взрослого. Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших. Тогда они стремятся подражать им.

По оценке самих детей, следует уважать родителей за то, что они должны быть в меру строги, требовательны, справедливы; могут дать хороший совет, правильно оценить поступок, показать, объяснить, помочь в работе. Плохо, когда родители много обещают, а потом не выполняют своих обещаний. Это приводит к тому, что дети перестают верить в справедливость и искренность старших и считают возможным для себя поступать также. Разрыв между словом и делом наносит большой ущерб не только личному авторитету родителей, но и нравственному воспитанию детей.

Авторитет родителей во многом зависит от характера их личных взаимоотношений, соблюдения единых требований в воспитании, соответствия слова и дела.

Дети могут простить родителям и чрезмерную строгость, и многое другое, но они не любят равнодушия к своим делам и проблемам. Известно, что авторитет теряется во много раз быстрее, чем приобретается. Иногда достаточно одного неправильного действия, поступка, и можно надолго потерять доверие ребенка. Поэтому родителям необходимо вести постоянную, настойчивую работу над собой, которая должна основываться на умении создать доверительные, уважительные отношения в семье. Это требует от родителей терпения, тактичности. Эффективность воспитания полностью будет зависеть от того, насколько родители смогут правильно построить свои отношения с детьми, понять их интересы.

Как видно, семья, давая много ценного в смысле воспитания детей, вместе с тем не является до конца тем, что нужно ребенку, которого влечет общество сверстников. Школа есть особенно благоприятная социальная среда для ребенка.

Задача школы – помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь.

Это ни в какой мере не снижает воспитательной роли семьи, но подчеркивает необходимость постоянно согласовывать ее влияние с влиянием школы. В то же время существенно изменяются педагогические задачи воспитания в семье в связи с тем, что основным содержанием детской жизни становится повседневная организованная и планомерная учебная деятельность. К сожалению, многие родители недооценивают роль семьи в организации учебной деятельности детей или понимают ее узко, ограничиваясь тем, что обеспечивают ребенка необходимыми школьными принадлежностями, отводят ему рабочее место, помогают в затруднительных случаях. Но этого бывает, как правило, недостаточно. Школьная жизнь насыщена массой впечатлений и представлений, и поэтому очень важно, чтобы в семье была создана атмосфера, которая бы поддерживала и углубляла внутреннюю жизнь ребенка. Родителей, как правило, больше интересуют отметки, полученные детьми в школе, в то время как главным является получение знаний, то новое, интересное, что входит в жизнь ребенка. Огромное значение имеют в этом смысле беседы родителей с детьми на темы, связанные с учением, подкрепляющие то, что узнали дети в школе, а также домашнее чтение детей. Из правильных семейных взаимоотношений, как пишет Конради в своей книге «Исповедь матери», вырастает, как правило, плодотворная педагогическая среда.

Одно из главных направлений семейного воспитания – воспитание духовное. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего детства. Детям свойственна необычайная природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать их внутренний мир. Их духовная активность должна проявляться в той же мере, какая присуща всей семье, быть ее отражением. Заботой родителей, прежде всего, должно стать формирование внутреннего мира ребенка в целом – развитие всей эмоциональной сферы, ибо чувства отражают те процессы, которые совершаются в душе. Нужно еще пройти немалый путь, чтобы чувства помогали человеку понимать и правильно оценивать жизнь, ибо от здоровья чувств зависит духовное здоровье человека. Если дети имеют неверные, мелкие, ядовитые чувства, то в них не может быть правильной духовной жизни.

Духовно развитый человек – тот, кто не только понимает, но и правильно оценивает и так же действует. Духовное воспитание в семье – это общая духовная жизнь детей со своими родителями. Отношение детей к семье, к родителям должно стать неисчерпаемым источником духовных жизненных сил.

Путь развития человека бесконечен, и потому воспитание не может дать ничего законченного – оно лишь открывает путь и учит следовать ему. В связи с этим необходимо, чтобы в ребенке постоянно развивалось стремление идти к совершенству.

Семейная педагогика решает задачи с помощью определенных методов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание;

2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Эмпирическим путем собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание. Факты представляют собой нечто реальное, конкретное из области изучаемых явлений, поэтому важно их установить и описать. В социальной действительности, клеточкой которой является семья, нет изолированных фактов и явлений: они все взаимосвязаны. Поэтому в задачи эмпирического уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и явлений домашнего воспитания в связи с другими социальными характеристиками семьи (например, особенности воспитания в зависимости от состава семьи, ее типа и т.д.).

Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности, изучение документации, опытная работа и др.

Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных проблем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специально созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

Основные социологические методы – социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного т.д. Усилия исследователя (социолога, психолога) направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства  и т. д. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и других видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы – шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. Количественные показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими учеными. С развитием компьютерной техники расширились возможности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам (количественный состав, тип семьи, уровень образования родителей, детей и т.д.). Поэтому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция некоторого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного материала, но не подменять его.

Исследования теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

Мир семьи прямо или косвенно представлен в художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углубить характеристику семьи. Искусство истолкования и понимания педагогического опыта, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры, называется педагогической герменевтикой.

При изучении семьи, особенностей тактики у содержания домашнего воспитания используется метод идентификации. Идентификация – понимание исследователем другого человека благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в нем.

Таким образом, методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, раскрываются взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи:

–  формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

– закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

 2. Образовательно-воспитательные задачи:

– осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

– формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

– взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

 – вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

 3. Личностно-развивающая задача – создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений в семье;

– оптимальность взаимоотношений в семье;

– оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Авторитет (от лат. autoritas – власть) – влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности – одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями), которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т. д.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня – видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Цели и результаты программы вовлечения семьи и сообщества

PFCE Framework — это руководство по планированию программ для родителей, семьи и сообщества. Он поощряет программы к изучению эффективных способов разработки и внедрения систем и услуг для достижения ожидаемых результатов для семей и детей. В Теме 1: Основы стратегического планирования мы определили термин «ожидаемые результаты» как результаты, ожидаемые программой. Результаты PFCE — это определенные области ожидаемых результатов, над которыми должны работать все программы Head Start.

PFCE Framework помогает планировать программы с учетом конечных или ожидаемых результатов. При сборе и использовании данных полезно с самого начала подумать о том, чего вы хотите достичь с семьями и детьми и к каким результатам наиболее важно стремиться в течение прогнозируемого пятилетнего периода. Многие программы используют свои данные и ожидаемые результаты PFCE для разработки целей программы PFCE. Подобно тому, как домены в ELOF становятся более конкретными за счет разработки целей готовности к школе, результаты PFCE также могут быть адаптированы для поддержки сильных сторон и потребностей уникальных групп населения. Этого можно добиться посредством разработки конкретных программных целей для предоставления услуг по программам вовлечения семьи и сообщества.

Расскажи мне больше

Узнайте больше о PFCE Framework.

По мере разработки целей на уровне программы рассмотрите задачи, которые помогут вам достичь целей вашей программы. Многие программы используют основы PFCE Framework (руководство программой, профессиональное развитие и непрерывное обучение и повышение качества) и области воздействия программы (окружающая среда программы, семейное партнерство, преподавание и обучение, партнерство с сообществом, а также доступ и непрерывность) для разработки целей и действий. /стратегии. Как показано на Рисунке 1, цели и действия/стратегии связаны между системами (желтая колонка) и службами (розовая колонка) для поддержки общих целей программы, которые поддерживают результаты семьи и ребенка.


Рисунок 1: Взаимосвязь между целями, задачами, действиями/стратегиями и результатами


Отслеживание прогресса в достижении целей программы PFCE и ожидаемых результатов

Существует множество инструментов, связанных с данными, которые можно использовать для разработки цели и измеримые задачи и отслеживать прогресс в их достижении. Многие программы используют опубликованные или разработанные на местном уровне инструменты для поддержки текущего процесса мониторинга. Другие полезные источники информации включают беседы с ключевыми сотрудниками и заинтересованными сторонами (например, Советом по политике и родительским комитетом) и наблюдения за персоналом, который регулярно взаимодействует с семьями (например, учителями, персоналом службы поддержки семьи, посетителями на дому, работниками медицинских служб, водителями автобусов). Резюме семейного вклада также может быть неоценимым.

Подход «Четыре Р» для поддержки прогресса семьи:

  • Ответственный
  • Уважительный
  • Актуально
  • На основе отношений

Одним из способов эффективного отслеживания прогресса в достижении целей вашей программы является разработка задач, учитывающих как усилия, так и результаты ваших стратегий. Уровень сложности программы включает в себя тип и объем предлагаемых семейных программ. Результат вашей программы зависит от того, повлияли ли мероприятия вашей программы на жизнь детей и семей.

Важно использовать данные для определения изменений, необходимых для достижения целей семьи. Например, работая с отдельными семьями над постановкой целей в процессе семейного партнерства, сотрудники программы могут узнать о характерных для семьи тенденциях и моделях, которые могут помочь в постановке целей и планировании всей программы с партнерами по сообществу. Этот процесс постановки целей с семьями может стать еще одним источником данных для мониторинга и принятия решений о том, какие улучшения следует внести с течением времени.

Таблица 4: Образец цели, задачи, исхода и результата программы

Образец цели программы

Задача

Ожидаемые результаты

Итоги
(фактические результаты)

Программа Head Start «Движение вперед через улучшение» поддержит всех родителей свои родительские навыки

Внедрение восьминедельной учебной программы по воспитанию детей, основанной на исследованиях, предлагаемой родителям в течение года программы

Участвующие родители повысят свои родительские знания и навыки, увеличат позитивное взаимодействие со своими детьми и получат возможность общаться с другими родителями и общественные организации ( Положительные отношения между родителями и детьми )

40 процентов зарегистрированных родителей участвовали в первом году обучения. Из числа участвующих родителей 80 процентов сообщили о снижении уровня родительского стресса, расширении знаний о воспитании детей, лучшем взаимодействии со своими детьми и большем количестве связей со своими сверстниками и другими общественными организациями

Различие между программными и индивидуальными семейными целями

отслеживать его прогресс в достижении целей и результатов программы PFCE?

Важно уметь различать: 1) цели уровня программы для поддержки результатов PFCE; и 2) индивидуальные семейные цели, которые разрабатываются вместе с семьей в процессе семейной оценки и семейного партнерства. В то же время, когда ваша программа внедряет процедуры приема и оценки семьи, вы также должны определить сильные стороны семьи и потребности, связанные с результатами PFCE. Как процесс семейного партнерства, так и семейные цели должны быть согласованы с результатами PFCE.

Так же, как ваша программа разрабатывает общепрограммные цели для поддержки результатов PFCE, вы также будете работать с семьей над разработкой индивидуальных семейных целей. Они основаны на оценке семьи, процессе семейного партнерства и постоянном диалоге.

Таблица 5: Различия между программой и отдельными семейными целями

Тип

Определение

Цель

Информировано

Цели программы для поддержки семейных результатов, предназначенных для всех семей или групп, предназначенных для всех семей или групп целей

  • 4
                  семьи в программе (например, группы иммигрантов, DLL, отцы) и которые поддерживают прогресс в достижении результатов для детей и семьи
                • Цели, влияющие на все программные службы и системы
                • Цели, которые устанавливаются на программном уровне и которые могут

                Чтобы ответить на вопрос:
                Что должна сделать наша программа, чтобы изменить ситуацию к лучшему для детей и семей?

                • Анализ тенденций и закономерностей, влияющих на детей и семьи посредством:
                  • Оценка сообщества
                  • Ежегодная самооценка
                  • Резюме оценки сильных сторон семьи и потребностей (агрегированные данные)
                  • Резюме индивидуальных целей семьи из соглашений о семейном партнерстве (агрегированные данные)
                  • Сводные данные оценки ребенка

                Индивидуальные семейные цели отражают сильные стороны, потребности и устремления и позволяют добиться прогресса в достижении одного или нескольких из семи результатов PFCE

                • Цели, поставленные перед отдельной семьей для поддержки прогресса в достижении результатов для ребенка и семьи
                • Цели, разработанные совместно персоналом и родителями на основе сильных сторон, интересов и потребностей семьи, применимы ко всем типам семей (например, беременная женщина, будущий отец, родитель ребенка с инвалидностью, пара, чей ребенок переживает переходный период). в детский сад и т.д.)
                • Цели могут быть направлены на обучение взрослых, экономическую мобильность, финансовую стабильность и/или результаты детей, связанные с ранним обучением, готовностью к школе и здоровым развитием
                • Цели и связанные с ними действия сотрудников и семей относятся к PFCE

                Чтобы ответить на вопрос:
                Как мы можем сотрудничать с этой отдельной семьей, чтобы добиться прогресса в достижении целей, которые члены семьи ставят перед собой и своей семьей?

                • Семейные обсуждения целей, интересов, сильных сторон и надежд 
                • Процесс найма и подачи заявок 
                • Регулярное общение с семьей
                • Данные оценки семьи
                • Данные оценки ребенка

                Советы по увязыванию целей вовлечения семьи и готовности к школе

                Расскажи мне больше

                Чтобы узнать больше о привлечении семей к планированию программ, см. «Построение партнерских отношений: руководство по развитию отношений с семьями».

                Убедитесь, что семьи участвуют в процессе постановки целей программы. Благодаря привлечению семей к планированию Head Start повышается эффективность разработки и реализации плана программы, а родители становятся лидерами и лицами, принимающими решения. Чтобы привлечь семьи к планированию программ, намеренно создайте доброжелательную среду, в которой семьи чувствуют, что их ценят, поддерживают и готовы внести свой вклад. Отношения, основанные на силе, и методы, основанные на отношениях, помогают отдельным сотрудникам иметь позитивные целеустремленные отношения с семьями.

                Семьи могут быть вовлечены во все этапы планирования, включая разработку пятилетних планов, планов программ и планов обучения и технической помощи (T/TA), среди прочего. Вклад родителей в планы программы можно получить на собраниях Политического совета и родительского комитета, фокус-группах родителей, беседах с персоналом и родителями, представительстве родителей в Консультативном комитете по услугам здравоохранения и в комитетах по планированию. Не забудьте тщательно включить семьи в различных обстоятельствах (например, семьи, переживающие переходный период, семьи с ДЛС) и различные подгруппы семей (например, отцы, бабушки и дедушки, семьи детей с ограниченными возможностями или особыми потребностями в медицинской помощи, беременные женщины, беженцы и группы иммигрантов, а также семьи, возглавляемые лесбиянками, геями, бисексуалами и трансгендерами (ЛГБТ).

                Вовлечение семей в процесс планирования программ улучшает результаты для детей и семей.

                Убедитесь, что семьи вносят свой вклад в разработку целей программы подготовки к школе. HSPPS требует, чтобы программы включали родителей и членов семьи при определении целей подготовки к школе. Многие программы, например, включают родителей в группы по подготовке к школе и намеренно собирают мнения родителей по целому ряду тем.

                Собирайте и анализируйте данные о сильных сторонах, потребностях и личных целях семей из различных источников. Используйте данные, собранные в процессе приема, оценок семьи и детей, постоянного общения с семьями и процесса соглашения о семейном партнерстве. Вы обнаружите, что семейные опросы, информация от партнеров по сообществу, резюме индивидуальных семейных целей, оценка сообщества и ежегодная самооценка также являются хорошими источниками данных. Персонал также может использовать сводную информацию об отдельных семьях и детях, включая их цели, сильные стороны и трудности, для постановки программных целей и измеримых задач, связывающих результаты для детей и семей. Эти источники данных также могут помочь программам выявить выявленные тенденции и закономерности, которые влияют на разработку целей и задач их программ.

                Таблица 6: Образец увязки целей, задач, итогов и результатов готовности к школе и вовлечения семьи

                Цель готовности к школе

                Задача

                Ожидаемый результат

                Итоги
                (фактические результаты)

                отношения с последовательными, отзывчивыми взрослыми (Цель социальной и эмоциональной готовности младенцев/малышей к школе)

                Внедрить 12-недельную учебную программу для родителей, чтобы как минимум 50 процентов семей могли практиковать навыки, связанные с воспитанием своих детей

                50 процентов участвующих родителей будут иметь более теплые отношения, которые способствуют обучению и развитию их ребенка

                60 процентов зачисленных семей сообщили об улучшении отношений со своими маленькими детьми после участия в курсе

                Согласно текущим данным оценки детей:

                • 65 процентов младенцев (от рождения до 18 месяцев) демонстрируют надежную привязанность к своим родителям и к одному или нескольким знакомым взрослым (например, к основному опекуну, другому учителю в их классе, другим членам семьи)
                • 70 процентов детей ясельного возраста (18–36 месяцев) демонстрируют способность полагаться на пользующихся доверием взрослых (например, основного опекуна, другого учителя в классе, родителя) для надлежащего удовлетворения своих потребностей

                Расскажи мне больше

                Для получения дополнительной информации о постановке целей с отдельными семьями см. «Процесс семейного партнерства: взаимодействие и постановка целей с семьями» на сайте ECLKC.

                Обеспечьте соответствие между целями, которые семьи ставят перед собой, и целями, установленными на уровне программы. Подумайте, запланировали ли вы услуги, отвечающие сильным сторонам и потребностям семей. Иногда вам может потребоваться изменить цель (или задачу) программы, чтобы восполнить пробел в услугах, выявленный в процессе планирования. Вам также следует подумать о том, как цели, которые ставят перед собой семьи, могут способствовать достижению целей вашей программы по подготовке детей к школе.

                Таким образом, программы и семьи устанавливают цели на уровне программы и отдельных семей. Цели программы, связанные с результатами для семьи, предназначены для удовлетворения потребностей всех семей в программе. Эти общепрограммные цели вытекают из нескольких источников данных. Руководство программы, руководящие органы, партнеры по сообществу, персонал и семьи — все вместе работают над постановкой и достижением этих целей.

                Как ваша программа привлекает семьи к постановке целей и планированию программы?

                Кроме того, сотрудники работают с семьями, чтобы установить конкретные индивидуальные семейные цели, основанные на сильных сторонах семьи, потребностях, интересах, надеждах и прогрессе. Этот процесс постановки целей помогает программам выявлять повторяющиеся проблемы и реагировать на потребности и чаяния семей, которым они служат. Такая совместная постановка целей на основе данных помогает программам оценивать эффективность своих услуг, отслеживать прогресс на индивидуальном и программном уровнях и постоянно улучшать качество.

                Изучая Тема 3 , вы узнали, как использовать различные типы целей для предоставления оперативных и высококачественных услуг детям и семьям. В теме 4 четыре сценария предлагают примеры программных целей и измеримых задач и показывают, как каждый из них связан с планом действий программы. Сценарии также включают образцы данных, инструменты и методы отслеживания хода выполнения.

                Подробнее:

                Тип ресурса: Статья

                Национальные центры: Управление программами и финансовые операции

                Последнее обновление: 1 июня 2022 г.

                Цели в классе | Детский центр | Детский и семейный центр | Университет Вандербильта

                Детские классы

                Цели в классе для младенцев — это то, над чем мы работаем ежедневно. Их постановка и стремление к их выполнению имеют для нас первостепенное значение.

                • Цель 1: Стремиться быть лучшими воспитателями, какими только можем быть.
                • Цель 2: Обеспечить безопасность всех наших детей во время всех занятий и занятий, а также всегда быть бдительным и внимательным. Мы постоянно следим за тем, чтобы внешняя игровая площадка, а также внутреннее пространство были безопасными и безопасными, а также обеспечивали здоровую окружающую среду.
                • Цель 3: Обеспечить безопасную, здоровую и привлекательную среду для детей. Мы сделаем это, организовав классную комнату таким образом, чтобы стимулировать их навыки обучения.
                • Цель 4: Обеспечить физическую активность, способствующую развитию крупных и мелких мышц.
                • Цель 5: Обеспечить соответствующие возрасту занятия, которые поощряют любознательность и использование пяти органов чувств.
                • Цель 6: Поддерживать социальное и эмоциональное развитие посредством позитивного руководства и взаимодействия.
                • Цель 7: Развивать заботливые и делящиеся партнерские отношения со всеми родителями. Общение осуществляется через информационные бюллетени, формы ежедневных отчетов, ежедневные беседы и родительские собрания.
                • Цель 8: Продолжать расти как профессионал и быть образцом для подражания.
                • Цель 9: Взаимодействовать, а не реагировать на младенцев, находящихся под нашей опекой.

                Классы для малышей

                Эмоциональные цели

                • Начинает проявлять сочувствие к другим
                • Чувствует себя в безопасности вдали от родителей
                • Демонстрирует привязанность или неприязнь
                • Гордится новыми достижениями
                • Утверждает себя соответствующим образом
                • Демонстрирует противоположное настроение (от упрямого до уступчивого)

                Социальные цели

                • Подражает другим
                • Влияет или убеждает других
                • Помогает во время уборки
                • Пытается угодить другим
                • Проявляет большой интерес к языку взрослых
                • Любит «исследовать» вместе с другими

                Физические цели

                • Удобно сидит на стуле
                • Поднимается по ступенькам
                • Марши на месте
                • Катает, бросает и пинает мяч
                • Штабелирует блоки
                • Использует карандаш или кисть
                • Попытки надеть обувь, носки, куртку
                • Моет и сушит руки
                • Использует ложку
                • Напитки из чашки

                Дошкольное учреждение

                Наша среда для жизни и обучения предназначена для удовлетворения общих потребностей дошкольников и для облегчения их развития посредством соответствующего возрасту опыта. Из-за индивидуальности каждого ребенка ожидания различаются; каждому ребенку бросают вызов, но не торопят. В идеале к моменту поступления ребенка в детский сад должны быть достигнуты следующие цели.

                Эмоциональные цели

                • Демонстрирует чувство безопасности
                • Демонстрирует уверенность в себе
                • Имеет позитивный настрой
                • Проявляет желание учиться
                • Готов попробовать что-то новое

                Поведенческие цели

                • Внимательно слушает
                • Следует указаниям
                • Сосредоточен на текущей задаче
                • Не нарушает работу
                • Проявляет самообладание
                • Правильно использует игрушки и материалы

                Цели самопомощи

                • Надевает пленку без посторонней помощи
                • Обувается без посторонней помощи
                • Заботится о собственных туалетных потребностях
                • Убирает за собой во время перекуса, обеда
                • Пытается решать проблемы самостоятельно
                • Участвует в уборке класса

                Социальные цели

                • Совместная игра
                • Помогает другим
                • Позитивно взаимодействует со сверстниками
                • Положительно взаимодействует со взрослыми
                • Защищает свои права
                • Мирно разрешает конфликты
                • Демонстрирует хорошие манеры; вежливый

                Языковые цели

                • Говорит четко
                • Имеет соответствующий возрасту словарный запас
                • Правильно использует личные местоимения
                • Вербально выражает потребности и идеи
                • Декламирует джинглы и стишки
                • Рассказывает событие или историю последовательно
                • Выполняет трехэтапные словесные инструкции

                Физические цели (большие мышцы)

                • Хорошо скоординирован
                • Отображает хороший баланс
                • Демонстрирует умение обращаться с оборудованием для игровых площадок (скалолаз, качели, горка и т. д.)
                • Педали трехколесные
                • Сборки с блоками
                • Подбрасывает/ловит мяч

                Физические цели (малые мышцы)

                • Наливает молоко/сок в чашку
                • Правильно держит карандаш
                • Можно резать ножницами
                • Может манипулировать застежками
                • Развязывает бантик и/или свободный узел
                • Рисует узнаваемое лицо
                • Записывает собственное имя

                Познавательные цели

                • Демонстрирует знание цветов
                • Демонстрирует знание форм
                • Демонстрирует знание чисел
                • Демонстрирует знание букв
                • Можно собрать пазл из 10 частей
                • Распознает собственное имя (написано)
                • Знает “лево” и “право”
                • Отображает компетенцию на компьютерах

                Личная информация Цели

                • Знает полные имена
                • Знает возраст
                • Знает день рождения
                • Знает номер телефона
                • Знает адрес
                • Знает имя и фамилию родителя(ей)

                Как ставить SMART-цели и ожидания родителей

                Одним из ваших самых важных инструментов как учителя является вовлечение родителей. Когда родители и учителя объединяются, они удваивают уровень академической поддержки, которую получают их ученики. После того, как ваши ученики соберутся на день, они вернутся домой в среду, которая поощряет любовь к учебе. В школе они или нет, у них всегда будет кто-то, кто может помочь им с академическими вопросами.

                Совместная постановка целей и ожиданий держит учителей и родителей на одной волне в течение всего года. Это поощряет взаимопонимание и общее видение академического роста своего ученика. Узнайте, почему, где и как ставить цели и ожидания, чтобы вовлечь родителей в создание здоровой атмосферы в классе.

                Почему постановка целей и ожиданий имеет значение

                После того, как вы познакомитесь со своими учащимися, выделите время, чтобы обсудить их ожидания и цели с их родителями. Как педагог, вы, вероятно, уже ставили перед собой цели или ожидания в классе. Наличие руководящих принципов для поведения и развития ваших учеников может помочь им не сбиться с пути.

                Учащиеся, которые ставят перед собой школьные цели в начале года, с большей вероятностью:

                • Научатся находчивости [1]
                • Обладают более высоким уровнем мотивации [2]
                • Развитие навыков критического мышления [3]
                • Вести себя надлежащим образом в классе [4]

                Родители часто хотят заниматься образованием своего ребенка, но не знают как. Ожидания и постановка целей для ваших студентов – это прекрасная возможность. Привлекая родителей к этому разговору на раннем этапе, они будут знать, как помочь своим детям в течение года, а позже обратятся к вам с вопросами. Кроме того, если они будут сотрудничать с вами в принятии этих решений, они с большей вероятностью будут продвигать их вместе со своим ребенком.

                Родители, которые помогают своим ученикам ставить цели, также чаще взаимодействуют со школами своих детей. [ 5 А когда родители принимают участие в учебе в школе, их дети также с большей вероятностью достигают своих целей, чувствуют мотивацию к успеху и считают себя компетентными. [6]  Вовлечение родителей в процесс определения ожиданий и целей повышает вероятность достижения учащимися указанных целей и создает партнерские отношения с родителями на этом пути.

                Когда задавать родительские ожидания

                Некоторые темы, которые следует затронуть при установлении родительских ожиданий, включают:

                • Способы связи
                • Стандарты поведения учащихся
                • Волонтерские возможности
                • Академические цели
                • Атмосфера в классе

                Ожидания родителей выходят за рамки простых правил в классе. Это совместная работа родителей и учителей по созданию дорожной карты на учебный год. Родители объясняют свои ожидания от школы с точки зрения образования их ребенка. Также обсуждаются ожидания учеников от учителей, а также то, как они хотели бы, чтобы семьи участвовали в занятиях. В результате обе стороны устанавливают свои идеальные ожидания и составляют план их выполнения.

                Установление родительских ожиданий поощряет приверженность и выполнение в течение года, потому что они понимают стандарты вашего класса. Это также поможет вам понять потребности и приоритеты семьи при обучении ваших учеников. И, самое главное, родители будут чувствовать себя более комфортно в вашем классе, потому что они знают, что вы выслушаете их опасения.

                Чем раньше в этом году вы сможете установить родительские ожидания, тем лучше. Если вы установите цели и ожидания в течение первых нескольких месяцев, вы с большей вероятностью будете развивать участие родителей позже. Если ваша школа не проводит конференции до середины или конца года, вместо этого организуйте родительские собрания для обсуждения ожиданий.

                Этапы постановки целей SMART

                Учащиеся с большей вероятностью поставят цели, если им помогут родители или педагоги, чем если бы они были предоставлены сами себе. [7]  Вместе устанавливая цели для своих учеников, покажите родителям, как ставить цели SMART. Это даст им основу для того, чтобы затем научить своих учеников ставить личные цели. Для учащихся цели SMART могут не только повысить их академическую успеваемость, но и поставить серьезные цели на будущее. И, вовлекая родителей, вы можете поощрять участие всей семьи!

                Когда учащиеся руководствуются целями, они с большей вероятностью будут получать удовольствие от учебы, будут мотивированы и получат более высокие оценки. [8]  Что такое цели SMART и как их использовать, чтобы помочь учащимся раскрыть свой потенциал?

                Аббревиатура SMART расшифровывается как:

                • Конкретно:  Ваша цель ясна и включает конкретную конечную цель (например, овладение навыком или завершение проекта).
                • Измеримый:  Вы можете легко отслеживать прогресс в достижении цели и ее достижение.
                • Согласовано:  Ваша цель была согласована со всеми участниками.
                • Разумно: Ваша цель трудна, но в пределах разумного для достижения в течение периода цели.
                • Ограничение по времени:  Вы установили крайний срок для достижения цели.

                Предположим, например, что у одного из ваших учеников проблемы с обучением чтению, и их родители назначают встречу, чтобы обсудить это. Вы можете поставить цель, не относящуюся к SMART, чтобы помочь учащемуся читать лучше, но вы и ваши родители можете не знать, с чего начать. Расплывчатые цели могут пугать родителей или педагогов и разочаровывать вашего ученика.

                Вместо этого вы можете поставить SMART-цель, чтобы ребенок самостоятельно прочитал главу книги в конце учебного года. Таким образом, у вас и их родителей будет поставленная задача, которую легко отследить и узнать, когда ученик ее выполнил. И, если у ученика возникают проблемы с достижением цели, вы всегда можете переоценить его позже.

                Помните, однако, что SMART-цели никогда не должны быть универсальными. Они работают лучше всего, если вы используете их в качестве формата, но настраиваете их в соответствии с потребностями вашего ученика. [9]  Например, вы можете добавить дополнительные критерии, такие как «Адаптируемость», или установить промежуточные цели в течение года.

                Как определить цели и ожидания на родительском собрании

                Один из подходящих моментов для обсуждения целей и ожиданий – это родительское собрание. Таким образом, вы и каждая семья можете заранее обсудить ожидания от класса и академические цели и поощрять двустороннее общение. Если в ближайшее время у вас не запланировано родительское собрание, вы всегда можете запланировать встречи по мере необходимости.

                Воспользуйтесь этими советами на конференции родителей с учителями, чтобы установить цели соглашения о семейном партнерстве в начале учебного года:

                • После того, как вы поделитесь ожиданиями и целями в классе, дайте родителям время поговорить и, выслушав их опасения, задать вопросы. Вы с большей вероятностью будете ставить совместные цели, если родители могут высказать свое мнение [10]
                • Ставьте цели как можно раньше для отстающих учеников, чтобы пресечь опасения в зародыше
                • Включайте родительские ценности или интересы, а также свои собственные при создании целей или ожиданий
                • Запишите свои цели вместе с родителями, так как у вас на 33 % больше шансов достичь записанных целей, чем тех, которые вы держите в голове [ 11 ]
                • Следите за поставленными целями или ожиданиями в ближайшие недели, чтобы стимулировать участие

                Источники:

                [1] Прайс-Митчелл, М. (13 июля 2015 г.) Обучение жизненному успеху: почему находчивость имеет значение . Эдутопия. Получено с edutopia.org: https://www.edutopia.org/blog/8-pathways-why-resourcefulness-matters-marilyn-price-mitchell

                [2] Штат Мичиган (2018 г.). Стратегии активного участия родителей и семьи . Получено с сайта michigan.gov: https://www.michigan.gov/documents/mde/strategies_for_strong_parent_and_family_engagement_part_III_370143_7.pdf

                [3] Карабеник, С.А., и Коллинз-Иглин, Дж. (2014, 15 апреля). Связь воспринимаемых учебных целей и стимулов с использованием студентами учебных стратегий . Журнал экспериментального образования, 65 (7).

                [4] Гонида, Э.Н., Вулала, К., и Киоссеоглу, Г. (2009). Целевые ориентиры учащихся и их поведенческая и эмоциональная вовлеченность: совместное изучение роли воспринимаемых структур школьных целей и целей родителей в подростковом возрасте . Обучение и индивидуальные различия, 15 (1).

                [5] Рабади, С. (2014, 20 мая). 19 проверенных советов по вовлечению родителей в школьную жизнь . Получено с edutopia.org: https://www.edutopia.org/groups/classroom-management/783266

                [6] Карабеник, С.А., и Коллинз-Иглин, Дж. (2005 г., июнь). Изучение взаимосвязи между участием родителей и мотивацией учащихся . Обзор педагогической психологии, 17 (2).

                [7] Мэтьюз, Г. (2018). Резюме исследования целей . Факультет психологии Доминиканского университета Калифорнии.

                [8] Лоулор, К.Б. (2012). Умные цели: как применение умных целей может способствовать достижению результатов обучения учащихся . Развитие бизнес-моделирования и экспериментального обучения, том 39.

                [9] Бьерке, М.Б., и Ренгер, Р. (2017, апрель). Быть умным в написании целей SMART . Оценка и планирование программы, Vol. 61, стр. 125-27.

                [10] Го, Ю. (2010).

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *