Русский язык для 3 класса упражнения – Русский язык для детей в 3 классе
Тренировочные упражнения по русскому языку. 3 класс. 1 четверть.
Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
Гора, холм, горный, гористый.
Вода, водичка, озеро, водный.
Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
Бегун, бег, прыгун, беговой.
Морской, море, моряк, рыбак.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, подчеркни орфограммы.
________-прор_дил свёклу
________-зап_вал песню
_________-тонкая р_бина
_________-широкие п_ля
_________-дов_рить курицу
_________-предск_зать погоду
_________-зап_вал таблетку
_________-нар_дился в гости
Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
Гора, холм, горный, гористый.
Вода, водичка, озеро, водный.
Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
Бегун, бег, прыгун, беговой.
Морской, море, моряк, рыбак.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, подчеркни орфограммы.
________-прор_дил свёклу
________-зап_вал песню
_________-тонкая р_бина
_________-широкие п_ля
_________-дов_рить курицу
_________-предск_зать погоду
_________-зап_вал таблетку
_________-нар_дился в гости
_________-нам_л_тить
Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
Гора, холм, горный, гористый.
Вода, водичка, озеро, водный.
Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
Бегун, бег, прыгун, беговой.
Морской, море, моряк, рыбак.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, подчеркни орфограммы.
________-прор_дил свёклу
________-зап_вал песню
_________-тонкая р_бина
_________-широкие п_ля
_________-дов_рить курицу
_________-предск_зать погоду
_________-зап_вал таблетку
_________-нар_дился в гости
Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
Гора, холм, горный, гористый.
Вода, водичка, озеро, водный.
Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
Бегун, бег, прыгун, беговой.
Морской, море, моряк, рыбак.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, подчеркни орфограммы.
________-прор_дил свёклу
________-зап_вал песню
_________-тонкая р_бина
_________-широкие п_ля
_________-дов_рить курицу
_________-предск_зать погоду
_________-зап_вал таблетку
_________-нар_дился в гости
_________-нам_л_тить
№1
Дополни предложения второстепенными членами, чтоб получились распространённые предложения. Подчеркни грамматическую основу.
Солнце светит. Набежала туча. Выросли грибы
№2
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Пиши проверочные слова.
Настали коро-кие -сенние д-ньки. Х-лодная р-са ночью и утром покрывает тр-ву.В з-лёный убор д-ревьев вплелись осенние кра-ки. После д-ждей пошли гр-бы. Гри- боровик – кре-кий с тёмной шля-кой. А вот нарядная красная шапочка выгл-нула из-под опавшей л-ствы. Это подосиновик на высокой но-ке. В л-сной чаще на опушке в-дны в-сёлые рыжики.
№3
Запиши с проверочными словами. Пиши в столбик.
___ – тр-пинка _____- в-селье
____- прох-дил _____- тв-рожный
____- в-лнистый _____-скр-пучий
____-к-лосок _____-др-зды
____- стр-жи _____- п-мощник
____-скв-рец _____-к-вёр
№4.Расположи предложения по порядку, чтоб получился текст, запиши.
Там птицы наелись берёзовых почек и устроились на ночлег. Поляна была покрыта опавшими осенними листьями. Стая тетеревов вечером полетела на лесную поляну. Утром проснулись тетерева и удивились. Потом они нырнули в мягкий снег. За ночь выпал снег и укрыл всю поляну. Теперь у птиц есть убежище от врагов.
Выпиши первое предложение, выдели грамматическую основу, выпиши словосочетания.
№1
Дополни предложения второстепенными членами, чтоб получились распространённые предложения. Подчеркни грамматическую основу.
Солнце светит. Набежала туча. Выросли грибы. Улетели птицы (ярко, тёплые, в, на небо, края, перелётные, после дождя,тёмная, в лесу )
№2
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Пиши проверочные слова.
Настали коро-кие -сенние д-ньки. Х-лодная р-са ночью и утром покрывает тр-ву.В з-лёный убор д-ревьев вплелись осенние кра-ки. После д-ждей пошли гр-бы. Гри- боровик – кре-кий с тёмной шля-кой. А вот нарядная красная шапочка выгл-нула из-под опавшей л-ствы. Это подосиновик на высокой но-ке. В л-сной чаще на опушке в-дны в-сёлые рыжики.
№3
Запиши с проверочными словами. Пиши в столбик.
___ – тр-пинка _____- в-селье
____- прох-дил _____- тв-рожный
____- в-лнистый _____-скр-пучий
____-к-лосок _____-др-зды
____- стр-жи _____- п-мощник
____-скв-рец _____-к-вёр
№4.Расположи предложения по порядку, чтоб получился текст, запиши.
Там птицы наелись берёзовых почек и устроились на ночлег. Поляна была покрыта опавшими осенними листьями. Стая тетеревов вечером полетела на лесную поляну. Утром проснулись тетерева и удивились. Потом они нырнули в мягкий снег. За ночь выпал снег и укрыл всю поляну. Теперь у птиц есть убежище от врагов.
Выпиши первое предложение, выдели грамматическую основу, выпиши словосочетания.
infourok.ru
Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Упражнения по русскому языку для 3 класса
Парные согласные в середине слова
№1
Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Поставьте ударение. Выделите корень.
Часы – час, мосты -…, долги – …, трава – …, листы – …, блины – …, леса – …, лиса – …, дожди – …, мячи – …, сдеды – …, шаги – …, листы – …, овца – …, доска – …, цветы – …, число – …, берега – …, ведро – … .
№2
Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корня, подчеркните ударные и безударные гласные. Поставьте знак ударения.
Ходьба – ходит, варенье – …, гроза -…, моряк – …, синева – …, далёкий – …, светлячок – …, зверьки – …, ветерок – …, полевой – …, носильщик – …, зимовать – …, звонок – …, часовщик – …, значок – …, слонёнок – … .
№3
Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните парные согласные в середине слова.
Деревянная ука…ка (…), лесная сторо…ка (…), приятная улы…ка (…), поку…ка (…) продуктов, чёрная кра…ка (…), оконная зама…ка (…), трудная зага…ка (…), поли…ка (…) огорода, дружеская поддер…ка (…), поса…ка (…) деревьев, доба…ка (…) к обеду.
№4
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните парные согласные в середине слова.
Сладок – сладкий, робок – ро…кий, скользок – сколь…кий, лёгок – лё…кий, гибок – ги…кий, редок – ре…кий, жидок – жи…кий, крепок – кре…кий, мягок – мя…кий, низок – ни…кий, близок –бли…кий, шаток – ша…кий, вязок – вя…кий.
№5
Напишите к данным словам проверочные. Подчеркните парные согласные в середине слова.
Узок – узкий, дерзкий, гладкий, ловкий, хрупкий, резкий, близкий, низкий, зыбкий, лёгкий, жидкий, терпкий.
№6
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните парные согласные в середине слова. Напишите в скобках проверочные слова.
У…кий мостик, ни…кий кустик, ре…кий лес, гла…кий лёд, бли…кий друг, лё…кие облака, сла…кий сахар, ги…кий прут, ре…кий ветер, ро…кий мальчик, ло…кий фокусник, дер…кий поступок, жи…кий суп.
№7
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Подчеркните парные согласные в середине слова.
Возле гря…ки две лопатки,
Возле ка…ки два ведра.
После утренней заря…ки
Мы работаем на гря…ке.
№8
Слова с двумя безударными гласными.
Запишите однокоренные слова по группам , поставьте в них знак ударения. Выделите корень. Подчеркните безударные гласные в корне.
Молодой, молодёжь, голова, холода, колосок, поясок, борода, голоса, говорить, сторожа, сторожить, сторониться, головастик, полосатый, полоса, располосовать, холодный, золотой, позолотить, золотник, холодить, борода, бородатый, колосистая, колосится, дорогой, подорожание, дорожить, молодеть, поясной, поясочек, бороздить.
№9
Подберите к данным словам проверочные. Подчекните сочетания -оро-,
-оло-.
Сторона – стороны, сторонка, волосок, борода, голова, полоса, колосок, холода, голоса, борона, сторожа, золотой, голодовка, холодильник, молодой, дорогой. соловей.
№10
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните безударные гласные
в корне слова и сочетания –оро-, -оло-.
- Петушок, петушок, з…л…той гр…б…шок! Масляна г…ловушка, шёлкова б…родушка!
- В поле зак…л….силась рожь.
- Маленький ст…ричок с белой б…р…дою ст…р…жил сад.
- Кроет уж лист з…л…той влажную землю в л…су. (А. Майков)
- В пруду водилось много г…л…вастиков.
- Наступили зимние х…л…да.
№10
Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните безударные гласные в корне слова и сочетания –оро-, -оло-.
- Мал з…л…тник, да дор…г .
- Р…дная ст…р…на – мать, чужая – мачеха.
- Хол…ден сентябрь, да сыт.
- Г…л…ва на плечах не для одной шапки.
- Сметка д…роже богатства.
- Вы, братцы, пом…л….тите, а мы поедим.
- Пустой кол…с выше стоит.
- Май х…лодный – год хлебородный.
- Л…невые руки не р…дня умной г…л…ве.
№ 11
Подберите к данным словам проверочные. Подчеркните безударные гласные в корне слова.
- Небеса – небо, небесный, серебро, деревянный, поясок, корешок, гребешок.
- Молотил – молот, обмолот, зеленел, вечерело, хлопотал, трепетал, лепетал, сторожил, веселился, голосил.
№12
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните безударные гласные в корне слова и сочетания –оро-, -оло-.
1. Жаворонок взмыл в голубые н…б…са.
2. В с…ду з…л…нели м….л….дые д…р…вца.
3. Осиновые л,..сточки тр…п…тали на в…тру.
4. Хл…п…тливые белки прыгали с ветки на ветку.
5. В…ч…рело. С…ребряный месяц появился на небе.
6. Малыши вес…ло л…п…тали.
Сочетания жи- , ши-
№1
Спишите, разделяя слова на слоги. Подчеркните сочетания жи-, ши-.
Шило, лужи, малыши, шина, жилка, шишка, шипы, кожица, жидкий, покажи, свежий, ворошить, горошина, служить, шип, шить, ландыши, пружина, свяжи, пушистый.
№2
Составьте из слов предложения так, чтобы выделенные слова были первыми. Подчеркните сочетания жи-, ши-.
Душистая, роза, расцвела, в саду.
Стекло, лужицы, превратились, прозрачное, в.
Гриша, котишка, у, жил, рыжий, плутишка.
Лисы, пушистый, у, хвост.
Снег, белый, в воздухе, кружится.
№3
Составьте предложения со словами.
Кувшин, пушинка, вышивка, душистая.
№4
Прочитайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните в них сочетание жи-.
Что за колобок с иголками
Бежит под соснами и ёлками? (….)
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
А возьмёшь – вода в руке. (……..)
№ 5
Составьте сочетание слов. Подчеркните жи-, ши-.
Ж..дкий, пуш…стый, рыж…й, душ…стый, ш…пучий, свеж…й, колюч…й, еловая, глиняная ,тугая | Ёж…к, кружка, напиток, ландыш…, суп, луж…ца, лисица, шишка, пруж…на, снеж…нка. |
Как писать поздравление?
Уровень 1
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай- бай!»
М…р…з сн…жком укутывал:
«См…три, не замерзай!»
Л…тят, порхают, кружатся,
Пуш…стые л…тят
И белым мя…ким кружевом
Окутывают са… .
Уровень 2
З…ма пришла. За окнами,
Где ч…рных ёлок ря… ,
Пуш…стые и лё…кие
Сн…ж…ночки л…тят.
Наз…вите- ка, р…бятки,
Мес…ц в этой зага…ке:
Дни его всех дней к…роче,
Всех н…чей дл…ннее ночи.
На п…ля и на луга
До в…сны л…гли сн…га.
Только мес…ц наш пройдёт,
Мы встр…чаем Новый го… .
nsportal.ru
Тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки по русскому языку 3 класс
Дополнительные задания по русскому языку для 3 класса. Тема: Глагол (для 3 класса)
Упражнение 1. Укажите время и род глаголов. Выделите окончание.
Наступил… ясн… утро. Со…нце ярко сияло в глубоком неб… .Лучи его играл… на речк… ,на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на траве, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина. Только весело щебетал… ласточка.
Образец: Наступило ясное утро.
Упражнение 2. Спишите предложения. Вместо точек вставьте нужные по смыслу глаголы класть и положить.
Отец принёс газеты и … их на стол. Я всегда свои книги … на полку. Допишу работу и … тетрадь в портфель. Надо всегда каждую вещь … на своё место.
Упражнение 3. Спиши. Единственное число существительного и глагола замени множественным, выдели окончания глаголов, укажи спряжение.
1.Соловей поёт.
2.Жаворонок звенит.
3.Иволга свистит.
4.Сорока трещит.
5.Сова кричит.
6.Дятел стучит.
7.Клест скрипит.
Образец: комар пищит-комары пищат (2 спр)
Упражнение 4. К данным глаголам подберите другие, противоположные по смыслу.
Говорить-молчать
Радовать-
Разрешить-
Отдохнуть-
Светлить-
Давать-
Зажигать-
Упражнение 5. Разобрать по составу.
Иголочка, журавлиная, садик, выдумка, замазка, выходной, липовый, стройка, звонок, цветной, ласточка, тёмный, ночка, снеговой, примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка, яблонька, колхозный, городок, садовый, ходовой, думать, передумать, сельский, хвостик, хитрая.
Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В глаголах выделите приставки и корни.
1.Ветер унёс тучу гр…зовую. 2.Утки прон…слись с криком. 3.Таня перен…сла братца через ручей. 4.П…чтальон принёс телеграмму от сестры. 5.Отн…си книгу товарищу. 6.Волны вын…сли на поверхность моря обломки корабля. 7. Дачу обн…сли новым забором. 8.Все д…роги, все тр…пинки белым снегом зан…сло. 9.Н…сется в небе стая журавлей.
Упражнение 7. Проспрягайте глаголы.
Расту, лежу, решать, приготовить.
Упражнение 8. Данные глаголы изменить по образцу.
Глаголы: сеять, посеять, видеть, увидеть, слышать, услышать, смотреть, посмотреть.
Упражнение 9. К данным глаголам подобрать и записать противоположные по смыслу и по значению. Поставить их во 2 лице единственного числа окончания глаголов выделить.
Говорить-молчать-молчишь
Падать-
Встречать-
Молчать-
Ругать-
Упражнение 10. Спишите. Подчеркните глаголы неопределенной формы. Поставьте к ним вопросы, определите спряжение.
Родная земля-самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
Упражнение 11. Прочитайте. Спишите. Определите время выделенных глаголов.
Стоит у дороги старый-престарый тополь. Зимой тревожно шумят его голые ветви. Весной покрывается тополь зелёной листвой.
– Скажи, дедушка, сколько лет нашему тополю? Кто его посадил?
– Хороший человек этот тополь посадил. Мальчишкой я играл под ним, твоя мама с подружками венки плела, теперь и ты играешь в его тени.
nsportal.ru
Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: задание для самостоятельной работы по русскому языку 3 класс
Задания для самостоятельной работы по русскому языку
3 класс
Прочитай и спиши текст.
Пришла весна.
Звонкой барабанной дробью отметил приход весны в лес дятел. Высоким и голубым стало небо. Ярче светит солнце. День стал длиннее. В середине марта прилетели скворцы и грачи. У них начались заботы по строительству гнёзд. Скворцы выдворяют из своих прошлогодних квартир воробьёв. Возле скворечников шум и гам. Сороки тоже возводят жилища. Галки ломают с деревьев и таскают в гнёзда небольшие веточки.
Выполни задания.
- Выпиши из текста 5-ое предложение и разбери его по членам предложения.
(не забудь подписать части речи и выписать словосочетания)
- Выделенные слова разбери по составу.
- Определи падеж следующих имён существительных:
Отметил ….дробью, отметил …приход, стало….небо, прилетели … в середине, в середине… марта, заботы… по строительству, по строительству… гнёзд, выдворяют … из квартир, выдворяют… воробьёв, возле скворечников, ломают… с деревьев, таскают… в гнёзда.
- Выпиши слова с разделительным ь, придумай ещё 2 своих слова с этой же орфограммой
Дополнительное задание*
Прочитай предложения. Запиши их правильно.
Морковь ньчео лепонаяз. Сок из моркови дают леманьким тядем.
Прочитай стихотворение П.Радимова.
Ещё подснежник не расцвёл,
Ручей бурлит в овраге.
Полно проталин возле сёл,
Снег тоньше стал бумаги.
Ступай, зима, и не ворчи!
Весь воздух полон звону,
И гнёзда мастерят грачи,
И каркают вороны.
П.Радимов
Выполни задания.
- Выпиши все имена существительные в единственном числе, запиши их в 3 столбика: ж.р., м.р., с.р.
- Выпиши предложение, в котором говорится о ручье. Найди в нём имена существительные и определи падеж.
- Подбери синоним к глаголу, который находится в 7 строчке. Подбери к нему родственные слова . выдели корень.
- Существительное в первой строчке разбери по составу.
Дополнительное задание.
Перестрой стихотворение в прозу. Полученный текст запиши.
Прочитай текст. Спиши 1 часть.
В лесу
Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.
Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.
По Г. Скребицкому
Выполни задания.
- Письменно ответь на вопрос: О каком времени года говорится в этом тексте? Докажи.
- Разбери каждое второе предложение по частям речи. У существительных определи падеж.
- Из второй части выпиши словосочетания «прил.+сущ.».
- Выпиши из текста самое длинное слово. Раздели его на слоги и для переноса
- Вставь пропущенные слова:
Соки наполняют собой…(1) , а они надуваются, … (2), вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую…(3) листвы.
1…………..
2………….
3…………..
Дополнительное задание.
Найди лишнее слово: проталины, сугробы, ручей, голоса (птиц), трава.
Составь с ним предложение.
Спиши текст, вставь пропущенные знаки препинания.
Первой из деревьев зацветает ольха длинные серёжки её покачиваются от ветра пыльца ольхи очень лёгкая и переносится на большие расстояния у ольхи есть шишечки, в которых находятся семена семена любят чижи и чечётки.
Выполни задания.
- Выпиши предложение о пыльце. Определи падеж имён существительных.
- Выпиши названия птиц. Напиши ещё 3 названия птиц.
- Выделенные слова разбери по составу.
- Выпиши 4 имени существительных во множественном числе.
Дополнительное задание.
Прочитай деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.
Лист =■
Стебель =●
Цветок = ▲
Волст = ?
…….. = …….
nsportal.ru
Учебно-методический материал (3 класс) по теме: Комплекс тренировочных упражнений по русскому языку
2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических умений, связанных с изучением рода имен существительных.
Для того, чтобы понятие «род имен существительных» было сформировано у ребенка путем его собственного открытия и было осознанно им, следует провести комплекс упражнений, который поможет изучить данную категорию всесторонне. Данный комплекс упражнений выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы. Мы предлагаем Вам упражнения и методические рекомендации по их использованию.
1.
Дедушка, мама, сестра, папа, сын, внучка, брат, дядя, тётя бабушка.
- Прочитай существительные, которые называют мужчин.
- -Каким местоимением можно заменить?
- -К какому роду отнести эти существительные поможет существительное мужчина. (мужской).
- -Прочитать существительные, которые называют женщин. Каким местоимением можно заменить.
- А к какому роду отнесём эти существительные, поможет слово женщина. (женский).
- Прочитать слова: окно,гнездо,солнце
- Попробуйте подставить местоимения он, она.
- Можно ли подставить эти местоимения к словам?
- Какое местоимение подойдёт?
Эти существительные относятся к среднему роду.
2.
Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.
Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .
- Какой вывод можно сделать (род можно определить по окончанию прилагательного)
- Надежен ли этот способ? (нет, так как прилагательное зависит от существительного и, только зная род имени существительного, можно определить окончание у зависимого слова).
3.
Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.
Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.
4.
Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши :м.р., ж.р, ср.р.
Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.
5.
- Прочитай слова.
- В каком из столбиков слова мужского рода?
- Среднего?
- Женского?
- По каким признакам ты определил род?
- Запиши слова, указывая род и выделяя окончания.
- В каком столбике нет одушевленных существительных?
- Попробуй дополнить ими.
- Не получается? Случайно ли это?
Сын | Дочка | Окно |
Гвоздь | Воля | Поле |
Камыш | Площадь | Имя |
6.
- Какие окончания бывают у имен существительных в мужском, женском и среднем роде?
- Закончи схему: впиши окончания, приведи примеры.
7.
- Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.
- Спиши, обозначь в словах орфограммы:
М.р | Ср.р | Ж.р. |
Носорог | Сторож | Анна |
Ночь | Солнце | Кукла |
Звездопад | Рассказ | Шишечка |
Варежка | Стихотворение | Дядя |
Сочинение | Пение | Подсказка |
8.
- Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
- Как определить род существительного? (Нужно поставить существительное в начальную форму).
9.
- Определи род выделенных существительных:
Кенгуру скакал огромными прыжками.
Буратино разлил горячее какао.
Мне нравится душистый шампунь.
- Как определили род? (По окончанию прилагательного, относящемуся к данному существительному).
- Что нужно делать в случае затруднений при определении рода имен существительных? (определить его по контексту – по зависимому слову или посмотреть в словаре).
Задания данного комплекса следует выполнять последовательно, таким образом, соблюдается логика изучения данного понятия.
Упражнение 1 помогает ученикам самому выявить термины: мужской, женский и средний род и найти слова – подсказки, которыми можно пользоваться при определении рода (Задание для слабых учеников, которые показали низкий результат в предварительной работе).
Упражнение 2: дети определяют род с синтаксической точки зрения, но при этом понимают, что это заданные прилагательные, и если они будут работать со словосочетанием, где окончание прилагательного не будет указано, начать нужно будет с определения рода имени существительного.
Упражнение 3 направлено на отработку умения определять род с помощью слов – подсказок.
Упражнение 4: помимо определения рода имен существительных, дети учатся классифицировать существительные.
Упражнение 5: учащиеся рассматривают род с морфологической точки зрения, определяя окончания, а также обращают внимание на то, что существительные среднего рода чаще всего неодушевленные.
Упражнение 6 помогают обобщить морфологические знания о роде, составив таблицу окончаний существительных разного рода.
Упражнение 7 направлено на обучение детей видеть ошибки в определении рода существительных и исправлять их.
Упражнение 8: дети тренируются в нахождении существительных в тексте, постановке их в начальную форму и определении рода.
Упражнение 9 помогает детям научиться определять род существительных по контексту и в случае затруднений обращаться к словарю.
В заключение работы над данной темой учитель может еще раз провести констатирующий эксперимент и посмотреть, насколько изменились результаты.
Библиография
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
3. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.
4. Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.Астрель, 2011.
5. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.
6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.
7. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
8. Русская грамматика. Академия наук СССР. Институт русского языка. http://rusgram.narod.ru/1121-1146.html
Заключение
Таким образом, в ходе данной работы по теме «Освоение учащимися третьего класса способов определения рода имен существительных» в первой главе были определены теоретические основы изучения данной темы. Было выявлено, что изучение категории рода может проходить с семантической, синтаксической и морфологической точек зрения.
Далее мы проанализировали несколько учебных программ с точки зрения изучения рода имен существительных, а именно «Школа 2100» и «Планета знаний» и выделили основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы.
Были изучены знания об имени существительном, которые дети получают до изучения интересующей нас темы и новый материал, который предлагается детям. Мы сделали вывод о том, что программа «Школа 2100» дает довольно полное представление о существительном до изучения категории рода, а при изучении данной темы учащиеся рассматривают понятие «род» с трех точек зрения: синтаксической, семантической и морфологической.
Также данная программа насыщенна упражнениями для наблюдения, что позволяет детям самим сформулировать основные правила, и упражнениями пропедефтического характера, которые прививают детям интерес к языку, желание размышлять и находить правильный ответ.
По программе «Планета знаний», подходя к теме «Род имени существительного», ученики знают, что существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, умеют определять одушевленность – неодушевленность, знают имена собственные и их правописание.
Дается это понятие только с точки зрения морфологии: обращается внимание на окончания и слова – помощники он мой, она моя и так далее. В данной теме в третьем классе не изучаются также способы определения рода несклоняемых существительных и существительных, называющих животных. Также не говорится о том, что род – это постоянный признак.
Подводя итог анализу двух программ, мы определили:
– программа «2010» в третьем классе разносторонне рассматривает понятие «род имен существительных», в то время как по программе «Планета знаний» дети усваивают лишь один способ его определения, получают лишь ознакомительные сведения,
– обе программы предъявляют высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности, отличаются насыщенностью содержания теоретическими знаниями.
Поле этого был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий определить имеющиеся знания учеников для продуктивного планирования дальнейшей работы по изучению темы.
Мы констатировали, что ученики третьего класса довольно успешно определяют род существительных с семантической точки зрения, используя собственный опыт. Они делят существительные с помощью понятий «мужчина – женщина», используют слова «он, она, мой, моя, мое». Наибольшие затруднения вызывает определение рода с синтаксической точки зрения.
Таким образом, в ходе данного эксперимента была подтверждена гипотеза: изучение категории рода имен существительных учащимися третьего класса будет более продуктивным, если при объяснении будут использоваться знания, полученные детьми в ходе предварительной работы.
Дети, не изучая рода имен существительных, смогли определить его, опираясь на собственные знания. В ходе работы они обратили внимания на сложные слова, такие как «тюль», «прорубь», слова общего рода «Сашенька». Эти полученные знания можно будет использовать при изучении данной темы.
Последним шагом была разработка комплекса упражнений, который выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы и направлен на формирование грамматических умений, связанных с изучением данной темы.
На основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что все задачи, поставленные в данной работе, выполнены и цель работы: определение методических условий, направленных на формирование грамматических умений по теме «Определение рода имен существительных» достигнута.
nsportal.ru