Разное

Русский язык 3 класс урок – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка в 3 классе

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка в 3 классе

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 3 классе

                                                   

                                  Провела: учитель начальных классов

                          Каткова Е.П.

                               2016 – 2017 учебный год

Цели урока:
Предметные:
¬ усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
¬ формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
¬ развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
¬ расширение творческой деятельности учащихся;
¬ формирование объективной самооценки.
Личностные:
¬ формирование личностных универсальных учебных действий;
¬ развитие внимания, мышления, интереса к языку.

 Тип урока:  урок закрепления и обобщения знаний.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, проблемного изложения, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический, частично-поисковый.

 Оборудование: карточки со словарными словами,  названия сказок, смайлики, компьютер, проектор, экран.

ИКТ: презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент. 

       – Добрый день, ребята, уважаемые гости. Мы  рады видеть вас на уроке,  и думаем, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.  

     Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбку подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда за работу.

Успехов желаю я вам.

II. Постановка проблемы урока.

 -Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

Давайте откроем свои тетради и запишем число, классная работа.

– А отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

– А что такое КОРЕНЬ?

 (Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

– Как вы думаете, почему он самый главный?

– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?

Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание. (слайд)

  • Дедушка Корень  рассказал мне историю, она произошла с мальчиками – Димой и Колей. Послушайте её.
    «Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
    Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
    – Мяч будет, – сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
    – Почему так получилось? Кто виноват?
    – Какое правило не знал автор записки?
    – Как правильно записать это слово?
    с м…чом – мяч – с мячом

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (слайд)
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
– Какие задачи мы поставим перед собой?

  • Развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова;

– Упражняться в подборе проверочных слов к словам с   безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

 (слайд)

– Я вам предлагаю ответить на вопросы:
Что

Где                                              надо   проверять?

Как

Чем
III. Повторение ранее изученного материала. (слайд)


– Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.
– Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять?

– Посмотрите на доску:

_________- п . чник
_________- сл . вечко
________- д . лёкий
________- т . грёнок
________- пр . мая

– Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
– Какие буквы вы вставили? (е, я, о, и, а)
Вывод: Безударные гласные а, о, е, я, и в корне надо проверять.

Минутка чистописания 

-Давайте пропишем буквы в тетрадь.

  аа  оо  ии  ее  яя
– Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? В корне слова.
– Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.
– Ответим на четвёртый вопрос:
Чем надо проверять? Проверяем ударением.
IV. Работа над темой урока 
1. – А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. (слайд)
– Итак, вот слово ЗИМА
– Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
– Затем поставим ударение.
– Выделим корень
– Определим безударную гласную.
– Подбираем проверочное слово. (слайд)
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.

Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.

2. Устный диктант с использованием веера.

-Приготовьте веера. Я читаю вам слова, а вы покажите, какая буква пишется в этом слове.

С…лить

Сн…говик

Зв…риный

Зв…зда

М…лчать

Хл…пушка

Б…гун

– Вывод.

3. Самостоятельна работа.

– Используя алгоритм, вставьте безударную гласную, запишите слова, выделите орфограмму.

I в.

II в.

Д…ска

Д…жди

М…ряки

Л…сток

Скр…пит

П…ля

Сл…нёнок

Сн…га

Гл…за

Тр…ва

Сп…шить

Цв…тник

М…рской

Выб…гать

К…рмушка

Л…сной

4. Самопроверка и вывод.

V. Словарная работа «Отгадал, запиши»

 (слайд)

– Выполняем следующее задание дедушки Корня «Отгадал –  запиши». Как вы думаете, что нам предстоить сделать?

-Правильно, отгадывать загадки. Я  буду читать загадки, а вы отгадки запишите в тетрадь и определите орфограмму.

1.В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд- приятель

И ставит подпись:… (дя́тел).

2.Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (соро́ка)

3. Маленький мальчишка

В сером пальтишке

По дворам шныряет

Крохи собирает. (воробе́й)

4.Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Это …..(воро́на).

-Как одним словом назвать слова?

– Какая орфограмма? (безударная гласная, непроверяемая ударением)

– Что нужно делать, если мы не можем проверить слово? (посмотреть в словарь и запомнить написание).

– Ребята,  что можете рассказать об этих птицах?

– Как мы можем им помочь?

– Составьте предложение о птицах.

(один человек записывает предложение у доски и объясняет орфограммы).

VI.  Физкультминутка. (Слайд)

VII. Выборочный диктант.

– Идём дальше. (Слайд )

 Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.

У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

-Какие ошибки вы здесь встретили?

-Давайте исправим ошибки (объяснения детей)

-А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”.

 Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.

Самопроверка.

– Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?

– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?

VIII. Работа в парах.

1. Творческое задание. (Слайд)

– Дедушка Корень приготовил для вас следующее творческое  задание.

В названиях сказок нужно найти безударную гласную, выписать на  и подобрать проверочное слово.

Снегурочка.

Волк и семеро козлят.

Аленький цветочек.

Рукодельница и Ленивица.

Конёк – Горбунок.

2. Проверка.

IX. Итог урока. (Слайд)

– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота. Нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.

– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!

– Молодцы!  Ребята, скажите, пожалуйста, без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе? (слайд)

Безударный в корне – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

X. Рефлексия.

-Я, думаю, что урок дедушки Корня  вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что  узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались. (Слайд)

– Вам понравился урок?

– Какое задание больше всего понравилось?

-Получился ли урок, каким мы его задумали?

-Давайте поблагодарим Дедушку  за те задания, которые он вам приготовил.

– С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.

Домашнее задание.

Спасибо за урок!

nsportal.ru

Русский язык 3 класс

Представляем Вам подборку материалов по русскому языку для 3 класса начальной школы, для повторения и самостоятельного изучения онлайн.


Предложение

 

Типы предложений

 

Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

 

Простое и сложное предложения. Союзы

 

Состав слова

 

Корень слова. Однокоренные слова

 

Роль окончания и предлога в предложении

 

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

 

Разбор слова по составу

 

Фонетика

 

Фонетический разбор слова

 

Правописание

 

Правописание звонких и глухих согласных в корне

 

Слова с безударной гласной «е» в корне слова

 

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

 

Сопоставление правил

 

Правописание предлогов и приставок

 

Правило употребления твёрдого и мягкого знаков

 

Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

 

Обозначение звука [ы] после Ц

 

Части речи

 

Части речи и члены предложения

 

Самостоятельные части речи

 

Служебные части речи

 

Имя существительное

 

Имя прилагательное

 

Глагол

 

перейти к материалам 4 класса >>>

 

вернуться на страницу “Русский язык для школьников” >>>

 

Для улучшения успеваемости или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: “Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Открытый урок русского языка в 3 классе

Учитель начальных классов: Сапожникова Татьяна Викторовна

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «У»

Тип урока: освоение нового материала (технология деятельного подхода)

УМК: « Школа России»

Технологическая карта изучения темы «Правописание суффиксов -ик -ек.»

Тема

Правописание суффиксов -ик -ек.

Цели

1)Сформировать умение строить способы на примере способа написания суффиксов -ик, -ек;

2)Развивать интерес к исследовательской деятельности;

3)Сформировать умение применять изученные правила;

4)Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Задачи

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

  • воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Формируемые УУД

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные

:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Планируемые результаты

Предметные:

  • открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,

  • ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения;

  • уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка

  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

  • проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель урока,

  • проговаривать последовательность действий на уроке,

  • работать по плану,

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний,

  • отличать новое от уже известного,

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:

– основные

дополнительные

  • УМК «Школы России», учебник 3 класса, русского языка,

  • компьютер;

  • презентация в программе Power Point;

  • дидактический раздаточный материал;

  • компьютеры у детей.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

детей

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2мин.)

Цель этапа: подготовить обучающихся к началу урока, включение в деловой ритм.

(диалог учителя и учащихся)

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит можно садиться!

-Прочтите эпиграф.

-Объясните его смысл.

-Что нужно делать если хочешь получить новые знания о строении слова?

-Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

-С чего начнете работу на уроке?(С повторения)

Настрой на урок

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4мин)

Цель: обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение.

Методы познавательной деятельности: репродуктивный и частично – поисковый.

Форма работы: фронтальная, групповая

– Откройте тетради. Запишите число 26 ноября. Классная работа.

1.Чистописание.

– Пишем соединение букв ищ ищ ищ (три раза), Пишем четыре полуовала плюс один крючок с петелькой внизу.

– Из скольких букв состоит это соединение?

– Какие это буквы: строчные или заглавные?

– На что похоже это соединение? (На суффикс)

Игра с суффиксами. (слайд)

– Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и увидела на картинках, что это не кот, а…

– Не слон, а…

-Не дом, а…

-Каким способом образованы новые слова?

– Какой суффикс помог образовать новые слова?

– На что он указывает?

– Пропишите слова, обратите внимание на соединение и выделите суффикс.

– Пишем соединения букв ик, ек, чередуя.

– На что похожи эти сочетания букв, которые вы прописали? Какую часть основы слова напоминает?

2.Прием «Найди верное выражение» ( Слайд ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Итак, поговорим о суффиксе. Найди верное утверждение:

Суффикс- это маленькое слово. Суффикс- это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

-О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

– А какие другие части основы слова вы знаете? (Что входит в состав основы слова?)

– Расскажите о них. Эти знания помогут нам выполнить следующие задания.

– Какое следующее задание я вам предложу?

– С какой целью вы будете работать с пробным заданием?

Грамматическая зарядка. (Слайд), Картинки.№2

А)Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к.

– Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

– Объясните правописание орфограмм.

-Какое слово вызвало затруднение? Почему?

– Кто не записал последнее слово? Что вы не смогли сделать?

– Кто правильно записал последнее слово, каким правилом вы воспользовались?

-Какой следующий шаг вы должны будете сделать?

-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.

-В какой части слова встретились орфограммы?

-Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).

б) Работа учащихся выполняется в тетрадях. (Пробное действие)

– Котище

– Слонище.

– Домище.

– Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

– Суффикс –ищ-.

– Суффикс –ищ- указывает на то, что предмет очень большой.(Преувеличительная окраска).

-Суффиксы.

-О суффиксе. (После корня он стоит, перед окончанием. Его я если заменю, другое слово получу).

-Корень и приставка.

-Корень слова – это главная часть основы. Корень – это общая часть всех однокоренных слов.

Приставка – это часть основы, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые однокоренные слова.

– Задание на пробное действие.

– Для того, чтобы понять, что мы не знаем.

Индивид. работа с раздаточным материалом

в суффиксе

Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к.

Ключик.

-Не можем представить правило, по которому записали слово.

-Разобраться в наших затруднениях.

– Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной.

Познавательные УУД.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Регулятивные УУД. Целеполагание, планирование.

Регулятивные УУД

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

3. Выявление места и причины затруднения (2мин)
Цель этапа: актуализировать навыки обучающихся.
Метод познавательной деятельности: словесный, практический.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

– Какое задание вы должны были выполнить?

-Как вы выполняли задание?

-В чем затруднение?

-Почему же возникло затруднение?

– Вставить пропущенные буквы.

– Подбирали проверочные слова.

– Не смогли вставить букву в слове ключик.

– Не знаем способа действия.

Регулятивные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

4. Построение проекта выхода из затруднения. (2мин).

Цель задания: актуализировать полученные знания и навыки обучающихся, понимание учащимися практической значимости изученного материала;

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-В суффиксе мы можем проверить написание гласной?

-Знаем ли мы эту орфограмму?

– Всегда ли в суффиксе пишется буква и? Может быть вы встречали и знаете слово с похожим суффиксом, но в нем пишется буква е, а значит суффикс ек. Я знаю слово горошек, камушек, где в суффиксе пишется буква е – а значит суффикс –ек.

У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом –ек? Когда же писать –ик, а когда –ек?

Заглянем в сказку Гераскиной «В стране не выученных уроков». Какая проблема встала перед Витей Перестукиным мы сейчас посмотрим! (Мультфильм отрывок №1)

– Какая проблема встала перед Витей?

-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему урока.. (Правописание суффиксов -ек -ик.).

– Какие задачи мы будем решать на уроке? Слайд.

– Знаем ли мы как пишутся суффиксы ек ик? Как мы можем узнать об этом?

-Какой путь вы выбираете?

Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и применяешь на письме.

-Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

-Чтобы вы смогли сами открыть правило. Я предлагаю вам работать по плану.

На доску вывешивается план:

  1. Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.

  2. Сравнить между собой группы слов.

  3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

  4. Создать эталон о правописании суффиксов –ик, -ек.

– Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать.

– Узнать правило написания –ек, -ик.

-Витя не знал, как написать слова ключик и замочек.

– Научиться писать слова с суффиксами -ек -ик, познакомится с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -ик.

– Можно прочитать правило в учебнике, а можно самим вывести это правило

– Вывести самим. Это интереснее.

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД Построение монологического высказывания.

Личностные УУД Смыслообразование

Регулятивные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Познавательные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

5. Реализация построенного проекта. (7мин.)

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести Контроль знаний.
Формы работы: индивидуальная; коллективная; парная .

– У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

– Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

– На какие две группы можно разделить слова?

– Разделите слова в два столбика

– В каждой паре слов выделите суффикс.

– Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить?

Расположите слова в 2 группы.

Назовите слова 1 группы.

Назовите слова 2группы.

– Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса?

– Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и.

Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

А в словах 2 группы что происходит?

-Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?.

– Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 119.

– Прочитаем правило.

Алгоритм. Слайд. (Опора на доске)

  1. Измени по числам слово.

  2. Определи, «Убегает» ли гласная.

  3. Если да – пиши –ек. Если нет –ик.

-Смогли вы преодолеть затруднения?

-Что теперь вы можете делать?

-Какой следующий шаг на уроке?

Физминутка

-А сейчас проведем физминутку, но не простую. Будьте внимательны. Если я назову слово суффиксом, делаем домики, а если с приставкой – руки в стороны.

Сынок.

Домик.

Поезд.

Носище.

Разрез.

Ночка.

Выход.

Лесник.

существительное

ед. и мн. число

Кузнечик кузнечики Орешек орешки Птенчик птенчики Горошек горошки

слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в суффиксе

Кузнечик кузнечики Птенчик птенчики

Горошек горошки

Орешек орешки

-При изменении формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает.

-Гласная -е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа

-Суффикс -ик пишется, если … при изменении формы слова гласная сохраняется. (Кузнечик – кузнечики).

Суффикс -ек пишется, если… при изменении формы слова гласная исчезает. (орешек – орешки).

– Да.

– Писать слова с суффиксами –ик, -ек.

– Научиться определять новое правило.

Регулятивные УУД Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные УУД

Уметь вносить необходимые коррективы в действия.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10мин).
Цель этапа: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести Контроль знаний.
Формы работы: индивидуальная; коллективная; парная .

Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.

И проверить сможешь сам свое внимание к словам.

1)Словарная работа.

– Запишите слова отгадки в тетрадь суффиксами –ек, -ик и обьясните написание.(Работа в тетради).

-Запишем слова с комментированием, выделим суффикс в образованных словах. Какое значение придают эти суффиксы. (уменьшительно-ласкательное)

1.Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет. (Карандаш).

2.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

3.Кусочек ткани, обычно квадратной формы. Предмет одежды для женщины. Головной убор. ( Платок ).

4.Крупное промышленное предприятие. (Завод)

5.Маленькая птичка с коричнево-серым опереньем, живущие обычно близ строений. (Воробей).

Арбузики(мн.ч.) – арбузик(ед.ч)…

– Что мы должны помнить, чтобы правильно написать гласную в суффиксах -ек. -ик. (Вспоминаем алгоритм)

Знакомство с новым словарным словом ТОПОР.

Кланяется, кланяется. Придет домой – растянется (Топор)

2)Фотодиктант. Слайд

– Слова надо записать в два столбика.

В первый столбик будете записывать слова с суффиксом -ик , а во второй с суффиксом -ек. )

– Какой следующий шаг на уроке?

Дети выписывают слова самостоятельно.

Проверка.

Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.

Регулятивные УУД Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные УУД

Уметь вносить необходимые коррективы в действия.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин).

Цель этапа:
установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести Контроль знаний.
Формы работы: индивидуальная; коллективная; парная .

Иду по тропинке,

У самой сосны

Синеет подснежн..к-

Фонар.. к весны.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорож..к

Еж – отец, ежиха – мать

И ребенок – еж..к.

-У кого возникли затруднения при выполнении задания?

-Какие слова у вас вызвали затруднение?

-Каким правилом вы должны были воспользоваться?

-Исправьте ошибку.

-Сделайте вывод.

-У кого задание не вызвало затруднение?

-Сделайте вывод.

Записывают в тетрадь, вставляют пропущенные буквы, применяя правило.

-Нужно еще потренироваться в применении правила.

-Мы все хорошо усвоили новое правило.

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа на MacBook.

– Вставьте в слова подходящий суффикс. Пользуйтесь эталоном.

Выполняют задание на MacBook.

9. Домашнее задание.
Цель этапа: информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

10. Рефлексия

Цель этапа:
инициировать рефлексию обучающихся по вопросу эмоционального состояния, осмысление результатов работы и их оценка;
подвести итог урока.

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Удалось ли достичь цели?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

-Кто встретил трудности? В чем? Почему?

-Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.

1 Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

2 Я все понял, могу работать по эталону.

3 Я все понял, могу объяснить другим.

-Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли?

– Открыть эталон написания суффиксов –ик, -ек?

Учащиеся оценивают себя.

Выучим правило дома, потренируемся в применении правила.

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка в 3 классе

Русский язык 3 класс.

Тема « Изменение имён существительных по числам»

Цель урока: создать условия для формирования  к совместной учебно-познавательной деятельности по определению формы числа  имени существительного.

Обучающие задачи:

 – учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

 – изменять имена существительные по числам.

 Развивающие задачи:

 – способствовать развитию речи, внимания.

 Воспитательные задачи:

 – воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

 * применять знания в жизненных ситуациях;

 * определять число имён существительных.

       * знать о существительном, его признаках.

        * изменять имена существительные по числам;

         *вписывать изученные орфограммы в слова.

Метапредметные:

Познавательные ууд:

–  развитие внимания, мышления; определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные ууд:

— выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

-планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебное действие с известным правилом;

Коммуникативные ууд: 

— формировать умение работать в парах, группах;

–  высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Личностные:

– формирование умения оценивать свою работу;

– воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.

Тип урока : повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий

Ход урока

Этап урока

Использование слайдов

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.

Орг. момент

        1.Организационный момент. 
Сыплет, сыплет снег – снежок, 
Начинаем наш урок. 
-Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. 
На рабочий лад настройтесь, Ведь у нас немало дел. 
Поудобнее устройтесь, 
Чтобы каждый проявить себя сумел.

 2.Психологический настрой на урок

У вас у всех хорошее настроение.? Покажите смайлики.  Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. 

Настраиваются на работу.

Выбирают смайлики.

2.

Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания.
  2.      Словарная работа.

 – Отгадайте загадки

  1. Непоседа птица эта, 
    Одного с березой цвета: 
    Верещунья, белобока, 
    А зовут ее… 
    (Сорока) 

-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

  1. – Кар-кар-кар! – кричит плутовка. 
    Ну и ловкая воровка! 
    Все блестящие вещицы 
    Очень любит эта птица! 
    И она вам всем знакома, 
    Как зовут её? …(Ворона) 

-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

  1. Чик-чирик! 
    За зернышком прыг! 
    Клюй, не робей! Кто это?… 
    (Воробей) 

-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.


Орфограммы объяснили, записали, проверили.

-Что объединяет эти слова? (….это им.сущ)

-Что же такое имя существительное?

– Как изменяются имена существительные ?

работают сам.в тетрадях по чистописанию.

Отгадывают загадки, записывают слова, ставят ударения, подчёркивают орфограммы.

ответы учащихся

3.

Постановка темы урока

  1. Поставьте имена существительные в форму множественного числа.

Время, имя, племя, семя, стремя, знамя.

–  Какую работу мы сейчас выполняли?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока ?

  1. Что вы заметили в формах множественного числа имен существительных?

3. Как можно сформулировать правила?

– Сверим неше предположение с авторским текстом- стр 179 в учебнике.

парная работа

Учащиеся формулируют тему урока, ставят цели 

появился суффикс –ен-

Если имя существительное оканчивается на мя то во множественном числе появляется суффикс –ен-

Изменять имена существительные по числам 

учащиеся прочитывают правило на стр 179

4.

Изучение новых знаний и способов деятельности

Работа в учебнике  стр 179 упр 3.

работаю у доски проговаривают  задание.

5.

Первич-ная проверка и понима-ние изучен-ного

Самостоятельная работа с проверкой в рабочей тетради.

Самооценка

Взаимопровер-ка

6.

Обобще-ние и систематизация знаний

-Какая была тема урока?

-Как вы думаете, для чего нам нужно изменять имена сущ-ые по числам? ( для связи слов в предложении и словосочетании)

Для связи слов в предложении и словосочета-нии

7

Дом.задание

правило стр 179 выучить, стр 180 упр 5.

8.

Рефлексия учебной деятельности

– Что нового узнали на уроке.

Оцените себя

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

– Какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайлик. Спасибо за урок.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспекты уроков по Русскому языку 3 класс УМК “Школа России”

Тема:  Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

– Что такое речь?

– Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

– Сформулируйте тему урока.

– Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

– Рассмотрите учебник.

– Как он называется?

– Кто автор этого учебника?

– Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

– На с. 159 прочитайте содержание.

–  Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с.6).

–  Прочитайте стихотворение.

–  Назовите тему стихотворения. (1 сентября)

–  А какова главная мысль текста: (Шкода – к знаниям  дорога.)

–  Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

–  Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

–  Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

–  Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

–  А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)

–  А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

–  Прочитайте пословицы.

–  Объясните их смысл.

–  Какую речь вы бы назвали хорошей

–  Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово    

Мои друг, подумай    не спеши.

Оно бывает то сурово

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

—  Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

—  Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

—  Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

—  А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

—  Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

—  Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

—  Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

—  Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

—  Объясните смысл выражений.

•   Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

•   Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

VI. Рефлексия

—  Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

•   Чтобы сообщить что-то д

nsportal.ru

Планы уроков по русскому языку 3 класс

Тема: Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

– Что такое речь?

– Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

– Сформулируйте тему урока.

– Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

– Рассмотрите учебник.

– Как он называется?

– Кто автор этого учебника?

– Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

– На с. 159 прочитайте содержание.

– Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с.6).

Прочитайте стихотворение.

– Назовите тему стихотворения. (1 сентября)

– А какова главная мысль текста: (Шкода – к знаниям дорога.)

– Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

– А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте пословицы.

– Объясните их смысл.

– Какую речь вы бы назвали хорошей

– Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово

Мои друг, подумай не спеши.

Оно бывает то сурово

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

— Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

— А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

VI. Рефлексия

— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

– Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание

Упр. 4 (с. 7).

Тема: Наш язык

Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои сочинения.

— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)

— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)

— А когда писали? (Письменную.)

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык.)

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются такие слова?

— Чем отличается речь от языка?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 6 (с. 8).

— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.

На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.

Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.

— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).

— Рассмотрите рисунки и прочитайте.

— Как называется такой текст? (Диалог.)

— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?

— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 9).

(Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).

— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.

— Назовите автора этих строк.

— А кто может продолжить это стихотворение?

— О каком времени года в нём говорится?

— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.

— Спишите стихотворение.

(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)

VIII. Рефлексия

— Какие задания вызвали затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое речь?

— Что такое язык?

Домашнее задание

Упр. 9 (с. 9). 18

Тема: Текст. Типы текстов

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— О чём говорит А. И. Куприн?

— Объясните значение выделенных слов.

— Для чего нужен язык?

III. Актуализация знаний

— Разделите текст на предложения и запишите его.

Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.

— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

1) севера, резкий, с, дует, ветер

2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают

3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Лес обнажился, поля опустели.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

— Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)

— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)

— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

• Это много предложений.

• Это предложение, записанное в тетрадь.

• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.

Признаки текста

1. Текст состоит из группы предложений.

2. Предложения расположены в определённой последовательности.

3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

5. Текст выражает законченную мысль.

6. Текст имеет название, заголовок.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).

— Прочитайте.

— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— О чём говорится в тексте?

— Определите главную мысль текста.

— Какое название подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

Упр. 12 (с. 12-13).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Определите главную мысль текста.

— Сколько частей в этом тексте? (Три.)

— Почему текст разделён на части?

— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

— Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

VI Физкультминутка.

VII Продолжение работы по теме урока

1.Работа по учебнику

– Рассмотрите схему нас. 13. Назовите типы текстов.

– Kакой текст называется текстом-повествованием?

– Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

– Какой текст называется текстом-описанием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

— Какой текст называется текстом-рассуждением?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр. 13 (с. 13).

(Работа в парах. Проверка.)

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)

— Докажите.

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)

— Докажите.

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

2. Работа с текстом

— Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Мимо города большого:

Он бежит себе в волнах

Пушки с пристани палят,

Ветер по морю гуляет

Кораблю пристать велят.

Мимо острова крутого,

И кораблик подгоняет;

Кораблю пристать велят.

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Определите тип каждого текста.

Сластёна

Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

По А. Дорохову

Янтарь

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

По В. Сейраняну

— Какой тип текста вы ещё знаете?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что вы знаете о тексте?

— Как отличить текст от набора предложений?

Домашнее задание

Составить и записать текст-описание животного.

Тема: Текст

Цели: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— К какому типу текста относится ваш текст? (Это текст-описание.)

— Какие слова вам помогли описать животное?

— Какие типы текстов вы ещё знаете? (Текст-повествование, текст-рассуждение.)

III. Актуализация знаний

1. Работа в парах

— Разделите текст на три части.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

Прочитайте текст по частям. Обоснуйте.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и тучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

2. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 1, с. 6-9)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.

По И. Шахраю

— Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. (Сутра до вечера моросил мелкий дождь.)

— Определите тип текста.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 14 (с. 14).

— Прочитайте предложения. Составьте текст. (Работа в парах.)

— Прочитайте текст, который вы составили. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— Как вы озаглавили ваш текст?

— О чём говорится в тексте?

— Определите его главную мысль.

— Назовите тип текста. (Текст-описание.)

— Какие вопросы можно поставить к тексту? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

— Объясните значение выделенных слов.

— Назовите имена прилагательные. Какую роль они выполняют?

2. Работа со словами из словаря

— Отгадайте загадки.

Прижались тесно к брату брат,

В зелёных гнёздышках сидят,

Гнёздышки искусные,

А братишки вкусные. (Орех.)

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке —

Берегите, детки, зубки! (Орешник.)

— Найдите слова орех и орешник в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом орех, запишите.

— Запомните, как пишутся эти слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 15 (с. 14).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.)

— Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему?)

— Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные в первом предложении.

— Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?

2. Самостоятельная работа

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Определите тип текста.

Очень красив лес в осенние … . Солнечные лучи … верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие … листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших….

(Проверка.)

VIII. Рефлексия

— Определите тип текста по данным заголовкам.

• «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?»;

• «Как мы с папой ходили в зоопарк»;

• «Красив русский лес!»

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое текст?

Домашнее задание

Упр. 16 (с. 14).

Тема: Предложение

Цели: повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознавать предложения и группы слов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— Чей рассказ вам понравился? Почему?

— Назовите тип текста.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Так пробежало лето.

Приближалась длинная холодная зима.

Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.

Прошла и осень.

Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

1) Небо, по, облака, плывут, белые.

2) Высоко в небе летят журавли.

— Чем отличаются записи?

— Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.)

— А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение изученного о предложении

(Работа в парах.)

— Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.)

1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

2) Предложение не может состоять из одного слова.

3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

– Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.)

2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?

– Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.

– Выполните письменное задание к упражнению.

– Прочитайте предложения, которые вы составили.

– Как обозначаются начало и конец предложения?

Упр. 18 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили?

– Как составить из слов предложение?

– Выполните задания.

– Прочитайте предложения, которые вы составили.

– Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

– Прочитайте сведения о языке на с. 16.

– Что такое предложение?

– Что выражает предложение?

– Составьте любое предложение. Запишите его.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 19 (с. 16).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

– Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)

– Что такое диалог?

– Найдите в тексте диалог.

– Как оформляется диалог в тексте?

– Прочитайте диалог по ролям.

– Запишите его.

VIII. Рефлексия

– Чем группа слов отличается от предложения?

– Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.

– Заяц, заяц, чем ты занят?

– Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Дятел, дятел — мой приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

– Чем отличается монолог от диалога?

– Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

– Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу».

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)

– Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

– Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно.

Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю.

Зелёная трава.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске карточки с закрытыми буквами.)

п

р

Е

Д

л

о

ж

Е

Н

И

Е

— Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

— Из чего состоит текст? (Из предложений.)

— Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

— Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

— Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

— Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

— Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

— Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

— Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

— Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

— Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

— Прочитайте слово, которое получилось.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает Путь,

Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

2. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17).

— Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

— Какие знаки стоят в конце предложений?

— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

— На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

— Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

— Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)

— Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)

Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений. Упр. 21 (с. 17). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

В поле — метёлкой,

В мешке — золотом. (Овёс.)

— Найдите слово овёс в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: урок русского языка 3 класс

приём

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

– проверяет готовность обучающихся к уроку

– создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, с помощью приёма: эмоциональное вхождение  в урок.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.  

– выполняют самооценку готовности к уроку.

– высказывание собственных мыслей.

коммуникативная (умение защищать свою точку зрения)

учебно-познавательная: (самоконтроль)

Готовность учащихся к познавательной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

Этап актуализации знаний – 4 мин

«Мозговая атака»

  1. Главная часть слова.
  2. Опасное место в слове.
  3. Звуки которые могут «свистеть, шуметь, но не хочется им петь»
  4. Третья буква алфавита.
  5. Буква, обозначающая последний звук в слове «парад»
  6. Буква, следующая за буквой «к»
  7. С этой буквы начинается третий слог слова «лопата»

-Какие четыре буквы вы сейчас назвали?

-Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы?

-Запишите цепочки букв.

Сердце матери лучше солнца греет.

-корень

-орфограмма

-согласные

-буква В

-буква Д

-буква Л

-буква Т

В,Д,Л,Т

(высказывания детей)

Минутка чистописания (записывают цепочки в тетрадь)

Объясняют значение пословицы.

Записывают в тетрадь.

Коммуникативные (умение защищать свою точку зрения)

Регулятивные: Участвуют в учебном диалоге

Коррекция внимания и мыслительных операций

Актуализация полученных знаний по данной теме; фиксация затруднений.

Этап постановки цели и задач урока- 3 мин

-создаёт условия для  формулировки темы и определения цели  урока обучающимися

– найдите опасные места.

-Как вы думаете,  над чем мы с вами сегодня будем работать?

-давайте поставим перед собой цель.

Обобщает сказанное и дополняет.

Сегодня на уроке мы обобщим знания о непроизносимой согласной, вспомним алгоритм работы с орфограммой. Составим справочник слов с непроизносимой согласной.

Высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке.

-Над правописанием непроизносимых согласных;

-Проверять непроизносимые согласные. Подбирать проверочные слова.

Регулятивные: (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения)

Участвовать в учебном диалоге

Формулировка темы урока, уточнение (домысливание) цели урока –  разработка плана учебных действий

Этап обобщения  понятий- 10мин

Приём «Своя опора»

  1. На доске слова

Тр.пинка, ска.ка, со.нце, нахо.ка, лес.ница, зв.нок.

– что можете сказать об этих словах?

-Какое задание можете предложить?

-На какие группы можно разделить слова?

-Запишите в тетрадь по орфограммам.

-Давайте вспомним, как узнать какую букву надо написать?

  1. Работа в группах

-Сейчас мы вспомним алгоритм проверки непроизносимых согласных. Каждая группа будет работать по особому заданию выделяя правило проверки.

-Каждая группа выходит к доске и доказывает правило проверки непроизносимой согласной.

Выполняют самостоятельно работу, делают вывод.

-это имена существительные.

Разделить на группы

-по орфограммам

Слова, где есть безударная гласная, слова с парными согласными, и слова с непроизносимыми согласными.

Проверяют слова, вставляют пропущенные буквы, делают вывод.

  1. Ряд 2 группы работают со словами

Местный – местность, место.

Известный – известность, известие.

Честный – честный, честь.

-Найти слова, которые являются проверочными. Вспомнить правило проверки.

2. 2 ряд работают с алгоритмом.

-восстановить алгоритм по порядку исключив лишнее.

1. подбери однокоренное  слово, чтобы этот согласный произносился чётко.

2. прочитай слово, найди опасное место, выясни орфограмму.

3. измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

4. вставь букву в слово.

3. ряд 3 работают со схемами:

1        

        

2.

3.

Делают вывод: Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо изменить слово так, чтобы эта согласная произносилась чётко.

регулятивные: (извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач)

учебно-познавательные: делать выводы на основе обобщения;

коммуникативные

владение устной коммуникацией  (умение защищать свою точку зрения),  

владение  продуктивной  коммуникацией 

(умение разрешать учебные проблемные ситуации)

Актуализация изученных способов проверки слов

 фиксация затруднений.

Этап закрепления –10 мин.

КОЗ

Приём «классификация»

-Организует работу по составлению справочника непроизносимых согласных

-СТИМУЛ: Сегодня мы составим словарь – справочник непроизносимых согласных. Скажите, сколько разделов будет в нашем справочнике?

(Подумайте, какие слова мы должны поместить в наш справочник).

1 раздел «Слова с непроизносимыми согласными» готовят 3 группы, так как таких слов много.

2 раздел слова, которые вызывают сомнения и не имеют непроизносимых согласных готовят 2 группы

3 раздел «Слова с непроверяемой непроизносимой согласной» готовит 1 группа.

Организует проверку работы у доски.

Критерии оценки:

1 правильное слово – 1 балл

1 ошибка – 0 баллов

Итого: 10 слов – 10 баллов – оценка “5”

                              8-9 баллов – “4”

                              6-7 баллов – “3”

Самостоятельно распределяют прилагательные по группам.

-3 раздела.

1 раздел Слова которые имеют непроизносимые согласные, слова которые вызывают сомнение и не имеют непроизносимые согласные

И слова, которые нельзя проверить, но надо запомнить.

1 и 2 группа работают по карточкам

(приложение)

3 группа с источниками (учебник и справочное пособие)

Дети вывешивают листы на доске и защищают свою работу (1 ученик)

Оценивают свою работу

1 группа проверка по документ камере, 2 и 3 у доски

умение разрешать учебные проблемные ситуации

умение защищать свою точку зрения

Применяют на практике знания проверки непроизносимых согласных

Выполнена оценка деятельности), проведена рефлексия

Физминутка 2 минуты «Хлопай – топай»

Счастливый, вкусный, капустный, парусник, звёздный, здравствуй, лестница, ужасный, гигантский.

Если есть непроизносимая согласная – хлопаем

Нет- топаем

Этап: самостоятельная работа с самопроверкой в классе – 8минут

1.Самостоятельная работа 

предлагает  творческую работу для учащихся

-Составить предложения или небольшой рассказ со словами из составленного справочника.

-Организует проверку работы

Ученики меняются листами из справочника и выполняют практическую работу.

Зачитывают составленные предложения или рассказы.

Познавательная : (извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач)

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

(выполнена оценка деятельности), проведена рефлексия

Этап включения в систему знаний и повторение – 3 мин

«Проверяйка»

  1. Экспресс-тест

Вставьте пропущенные буквы

                        Да           нет

Опас.ный                            +

 ужас.ный                           +

чес.ный               +

 счас.ливый        +                    

 интерес.ный.                     +

проверка  на доске

Обобщают изученный материал.

Отвечают на вопросы теста

(умение разрешать учебные проблемные ситуации)

Правильно ответили на вопросы

Этап: рефлексия – 3 мин

«Свой выбор»

Предлагает рефлексию:

Ребята, оцените своё состояние после урока:

Оцени свою работу:

Что вы научились делать?_____

Оцените степень своего участия в работе в группе.                                        

5  4  3  2  1 (5 – это наивысшая оценка)

Вы довольны результатами своей работы? Да  Нет  Не совсем

Анализирует деятельность по достижению цели

.

Оценка и самооценка деятельности каждого.

Осознают свой вклад в общий результат

урока

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *