Разное

Русский по слогам: Переносы в слове русский, деление на слоги

Как разделить слова на слоги (с примерами и объяснениями)

 

Устная речь паузами делится на слова, а те на слоги. В это статье мы разберем, как правильно разделить слова на слоги.

Для начала разберемся, что такое слоги. Они — минимальные произносительные единицы. Их можно пропеть, прокричать, проскандировать, так как разграничение слогов напрямую зависит от присутствия в них голоса.

Именно гласный звук – единоличный хозяин слога. Он не терпит соперничества. Два гласных не сживаются вместе. При изменении слов, появившийся новый гласный образует под себя новый слог.

Вывод №1: Гласные звуки являются слогообразующими.

Пример:

В слове «ло-ма-ный» — 3 слога.

«Сло-ма-нный», несмотря на добавление двух согласных букв, имеет тот же состав слогов.

В «пе-ре-ло-ма-нном» — две появившиеся гласные «е» увеличили это количество до пяти.

Вывод №2: Слогов в слове столько, сколько в нем гласных: год — 1; ле-то – 2; ле-то-и-сче-сле-ни-е – 7.

Гласный может образовать слог как самостоятельно, так привлекая к этому согласные звуки. Если в слоге не один звук, то первым почти всегда, как стражник на входе, стоит согласный.

Вывод №3: Слог часто начинается с согласного.

Оканчивающиеся гласными слоги именуются открытыми. В конце закрытых стоят согласные. Таких в русском языке меньше, и встречаются они чаще всего в конце слова.

Вывод №4: Все слоги, стоящие в середине слова, заканчиваются обычно гласным: мо-ло-ко, мо-ло-чник.

Такое стремление к открытости слога порождает ряд правил слогораздела:

  1. Примыкают к предыдущему слогу не означающие звуков буквы «ь», «ъ», а также «й». Пример: Зай-ку бро-си-ла хо-зяй-ка у подъ-е-зда на скамь-е.
  2. Несколько рядом стоящих согласных обычно крепятся к следующему за ними гласному, тем самым открывая предшествующий слог.
    Пример: Ба-бу-шка при-го-то-ви-ла пи-рог. [Ш], присоединяясь к последнему слогу, подтверждает это правило.
  3. По такому же принципу сдвоенные согласные в середине слова переходят к последующему слогу: а-лле-я, гру-ппа, пи- цца.
  4. Если в слове несколько согласных букв образуют один звук, нельзя их расчленить и отправить в разные слоги. Таких сочетаний немного. Их нужно запомнить: зж [ж:], тся, ться [ц:]. Ра-зжё-вы-вать, ви-зжать, сме-я-ться.

Исключение! Особым признанием гласных звуков пользуются непарные звонкие согласные: [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]. Их еще называют сонорными.

Им позволено закрывать слоги, то есть прикрепляться к предшествующему гласному:

  • если за ними в слове стоят еще согласные: скром-ный, вам-пир (но ку-мир)
    ;
  • если эти сонорные не имеют рядом двойников: вой-на (но ва-нна).

Пример применения правил:

Ма-нник де-ла-е-тся из ман-ки.

Ма-нник – сдвоенные «н»;

де-ла-е-тся – [ц:] обозначается двумя буквами;

из ман-ки – сонорный [н] присоединяется к предыдущему.

Эти правила — звенья закона восходящей звучности. Благодаря ему более наглядно можно представить себе деление слов на слоги.

Достаточно оценить звучность всех элементов слова по четырехбалльной шкале:

4 – гласные;
3 — сонорные звонкие;
2 — звонкие;
1 – глухие.

Самыми звучными являются гласные, за что заслуженно получают свою четверку. Минимальную оценку имеют глухие, потому что голос в их произношении почти не участвует.

Подставив цифры вместо букв, можно любое деление на слоги превратить в легкую задачку. Главное, соблюсти условие: в каждом слоге, (исключение может составлять начальный) прослеживается рост звучности. Это значит, что слог начинается с меньшего числового значения.

Примеры:
Абракадабра – 4-234-14-24-234 – а-бра-ка-да-бра.

«Ум-ник» (43-341) хорошо демонстрирует, что первый слог иногда не подчиняется закону восходящей звучности.               

Манник / делается / из / манки.
34-3341 / 24-34-4-114 / 42 / 343-14.
Соответственно: Ма-нник / де-ла-е-тся / из / ман-ки.

Что и требовалось доказать! Пользуясь цифрами, мы пришли к тому же результату, что и при использовании правил. Осталось только выбрать удобный способ разделения слов на слоги.

 

Русский язык Слог. Перенос слова

Материалы к уроку

  • 06. Слог, ударение и перенос слов.doc

    92.5 KBСкачать
  • 06. Слог, ударение и перенос слов.pptx

    5.85 MBСкачать

Конспект урока

Тема: Слог. Перенос слова.

Ход урока

  1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Введение

Расшифруйте слова, если известно, что каждая цифра соответствует номеру буквы в алфавите,  и вы узнаете тему урока.

19, 13, 1, 4                      17, 6 , 18, 6, 15, 16, 19                  19, 13, 16, 3, 16

 (слог)                                    (перенос)                                   (слово)

Вспомните, как можно узнать, сколько в слове слогов?

 

Дружат гласная с согласной

Составляют вместе слог.

Ма и ша, а вместе Маша

К нам явились на урок.

Сколько в слове

гласных

Столько и слогов.

Это знает каждый

из учеников.

 

Как вы уже знаете, в устной речи слово делится на части.

Части слова,  на которые оно делится при произношении, называются  слогами:

со-ло-вей, ~ во-ро-бей, ~ со-ро-ка.

 

2. Объяснение материала

Слог состоит из одного или нескольких звуков.

В слоге обязательно есть гласный звук:  ~ру-ка, ~ а-ист, ~паль-то, ~ и-ва, ~ло-па-та.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков

. ~

Гласные звуки  произносятся свободно, протяжно, присоединяя к себе согласные звуки.  

Согласный звук сам образовать слог не может.

Например, ~ в слове рука  2 гласных звука: ~  у и а,  

значит,  в этом слове 2 слога: ~ слог ру и слог ка. ~

А вот в слове  ло-па-та –  ~ 3 слога.

На это нам указывают 3 гласных звука: ~ о, ~ а и а. ~

 

Определите цифрой количество слогов в словах:

 

Тет-радь…  (2 слога),

Шко-ла… (2 слога), 

мел … (1 слог),

кисть…  (1слог),

ка-ран-даш …~  (3слога),

у-чи-тель…~ (3слога).

 

Учитель: Докажите свой выбор:

На какую тему эти слова?

 

3. Чистописание

Запишите букву п и слоги с этой буквой:

П,  пп,  по,  пе

Дополните слоги до целых слов: ~по-ле, ~ пес-ня, ~ по-го-да, ~ по-су-да.

 

Обратите внимание! В словах  поле и песня по два гласных звука.

Значит, эти слова состоят из двух слогов.

Слова погода и посуда – трёхсложные слова, так как в них по три гласных звука. 

 

Слово посудасловарное. Надо запомнить написание буквы о в корне слова.

Рассмотрите рисунки. ~ Какая  бывает посуда?

Какой посудой мы чаще всего пользуемся?

 

Один слог в слове тянется дольше, ~ произносится громче и сильнее, чем остальные. Это ударный слог.   

Например, ~ал-фа-вит. В этом слове три слога.

Третий слог вит ~ ударный.  Он произносится более протяжно и сильнее.

Гласный звук  в ударном слоге называется ударным

 и обозначается значком~ «ударение».  

В слове ал-фа-вит ~ ударный гласный звук [и].

Остальные гласные в слове ~безударные.

Слог с безударным гласным звуком тоже называется ~ безударным.

 

В односложных словах  и в словах с буквой ё ~ знак ударения  не ставится.  

Буква ё всегда обозначает ударный слог.

Например, слон, ~ кот, ~ свёкла, ~шофёр. ~       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Распределите слова

Зоопарк, ночь, картофель, арбуз, мост, небо

в 3 столбика:

1-ый – односложные слова, ~ 2-ой – двусложные, ~3-ий – трёхсложные.

Поставьте знак ударения.

 

Проверьте себя:

Как мы произносим ударный слог?

 

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток.

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит.

И чётко речь моя звучит.

 

Расшифруйте слова: ~ сложите их из данных слогов – и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения.

Запишите эти слова, разделяя на слоги.  

Выделите ударный слог.

 

У слона на дне рождения были:

Ан-ти-ло-па, кро-ко-дил, бе-ге-мот, жи-раф.   

 

Послушайте шуточное стихотворение.

Обратите внимание на значение выделенных слов.

 

На двери замка

Нет замка,

Живёт щегол здесь,

Первый щёголь.

И утром белка

Из белка

Ему взбивает гоголь-моголь.

 

Вы заметили, что  значение слова  зависит от ударения?

 

Ударение помогает различать одинаковые по написанию, ~но разные  по значению слова.

Например, атлас – атлас, ~ мука – мука ~

Сравните предложения:

Мама налила  молоко в кружки. ~ ~

Дети нарисовали квадратики и кружки.~ ~

Мою сестру зовут Лида. ~ ~

Я мою руки перед едой. ~~

Слова кружки и кружки, ~ мою и мою имеют разное лексическое значение, хотя и одинаковы по написанию.

Ударение помогает по смыслу  правильно употребить слова в предложении.

 

Запишите пары предложений. (по вариантам)

Поставьте знак ударения над выделенными словами.

 

В письменной речи нам часто приходится делить слова для переноса, если они не умещаются на строке.

Для этого мы используем ~знак переноса ~ – короткую  горизонтальную чёрточку.

Важно помнить правила переноса слов.

Слово переносится с одной строки на другую ~ по слогам.

 

Например, ~ кни-га, ~ пе-нал.

Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку.

Шкаф, ~класс. ~

Не переносятся слова, которые имеют один слог ~ и слог, состоящий из одной гласной буквы.

Улей, ~ змея. ~

 

Буквы й, ~ь и ъ не отделяют от стоящей перед ними буквы.

Например, ~ май-ка, ~конь-ки, ~вью-га, ~ ру-чьи.

При переносе слов с удвоенными согласными ~ одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Например,~ ван-на, ~ кас-са, ~ рус-ский.

 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка.

Он выполнял домашнее задание и просит нас его проверить: ~

 

Перенёс слова Незнайка: ~

За-йка, ~  ле-йка, ~  чайн-ик, ~  майк-а,

У-ши, ~  ше-я, ~  ло-б, ~  гла-за,

О-вцы~, ут-ки, ~ ко-нь, ~  ко-за.

 

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

 

ПЕРЕНОСИ  ПРАВИЛЬНО!

Зай-ка, лей-ка, чай-ник, май-ка,

Уши, шея, лоб. Эти слова не переносятся

гла-за, ов-цы, ут-ки, конь – один слог – не переносится и ~ ко-за.

 

 

5. Физкультминутка-игра «Да – нет».

Хлопайте в ладоши, ~если ~слышите слово, ~ которое ~нельзя разделить для переноса:

 

~парта, ~ ~машина, ~~ясень, ~~стол, ~~дерево, ~ ~яма, ~~ручка, ~~ оса, ~ ~ ухо, ~~брюки, ~ ~глаз, ~эхо, ~~ космос, ~ ~урок. ~

 

Молодцы! ~Зная правила все переноса, не останемся мы с носом!

 

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (2)

Вспомните: в году 12 месяцев и 4 времени года:

Весна, зима, лето, осень.

Запишите сначала весенние месяцы, ~затем зимние, ~ потом летние и  осенние. Разделите слова для переноса.

Слова для справок: ~ январь, июнь, апрель, октябрь, декабрь, август, июль, май, ноябрь, февраль, сентябрь, март.

 

Проверьте себя:

Весенние месяцы: март, ап-рель,  май.

Зимние месяцы: де-кабрь, ян-варь, фев-раль.

Летние: июнь, июль, ав-густ.

Осенние месяцы: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

 

Среди слов:

У-ли-ца, ли-ни-я, улит-ка, у-лей, окунь-ки, а-ку-ла, ра-ди-о, утю-ги

Найдите, ~ какие слова разделены для переноса, ~ а какие – по слогам? ~3~

 

У-ли-ца, ли-ни-я, улит-ка, у-лей, окунь-ки, а-ку-ла, ра-ди-о, утю-ги.

 

Запишите слова, которые разделены для переноса.

 

    3) Учитель: Знаете ли вы, как по-другому можно разделить для переноса эти слова? Подберите к ним синонимы

Добро-та – …(до-брота) – сердечность

Прилеж-ный – … (при-лежный) – старательный, аккуратный

От-вага – …(отва-га) – смелость, храбрость

Ве-сёлый – … (весё-лый) – радостный, забавный

– Подберите к этим словам слова, близкие по значению. Например, грустный – печальный.

 

Отгадайте загадку:

Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.

Днём спит. Ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка).

 

Какой это текст? Объясните свой ответ.  (Текст-описание).

 

Какое из выделенных слов нельзя переносить?

Запишите выделенные слова, разделив для переноса.

 

Проверьте себя:

Ат-ласная, бар-хатные, чут-кие, но-чью, охо-ту.

– Как можно ещё перенести эти слова?

 

Помогите Незнайке собрать слова из слогов.

Запишите полученные слова.

 

У вас получились слова:

Пружина, ~ландыши, ~ежата, ~смородина. ~

 

Исправьте ошибки Незнайки в переносе слов.

Запишите слова, правильно разделяя их для переноса.

 

Правильно переносить слова так:

  • Ули-ца
  • ошиб-ка
  • паль-то
  • зай-ка

коро-бок или ко-робок

 

7. ИТОГ УРОКА

Незнайка усвоил все правила переноса слов.

Давайте их повторим.

 

Переноси слова по слогам.

Одну букву нельзя отделять от слова.

Букву й не отрывай от гласного.

Слова, состоящие из одного слога не переносятся.

 

Какие правила переноса слов вы знаете ещё?

 

Наш друг Незнайка сделал вывод:

 

Если знать мы будем слоги,

Не запутаемся в слове.

Мы его перенесём,

По строке ~опять пойдём.

 

Незнайка благодарит вас за плодотворную работу на уроке.                                                                                                

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

  • Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

  • Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки

  • Повысим успеваемость по школьным предметам

  • Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ

Выбрать репетитора

‎Азбука PRO.

Учимся читать русские буквы, слоги и слова! в App Store

Азбука PRO МОЖЕТ НАУЧИТЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ ПО-РУССКИ!
Красочные картинки с буквами и музыкой, кубиками, цифрами и пазлами! Установите приложение и пусть радости ребенка нет предела 🙂

Уважаемые родители! Вспомните, как вы учились читать и рассказывайте сказки своему ребенку. Тогда ему или ей будет в 10 раз интереснее приступить к этому важному делу! А пока мы подготовили эффективное приложение, с помощью которого дети открывают и остаются в увлекательном мире чтения на 11 лет.

НАШИ ИГРЫ

Азбука PRO состоит из набора мини-игр для развития памяти, зрительного и слухового восприятия и запоминания объектов, отображаемых на экране. Ребенок может видеть карточки с буквами, при нажатии на которые воспроизводится содержимое карточек мужским или женским голосом. Также на экране могут появляться слоги и традиционные римские цифры, буквенные слова и картинки слов, нарисованные на карточках в виде таблиц или отдельных элементов. Смешивая вместе предметы в игре, используя разные способы отображения, мы получаем те игры, с помощью которых ребенок может научиться читать от А до Я.

«Буквы» – найди похожие по звучанию и написанию буквы
«Алфавит и цифры» – буквы и цифры в алфавитном порядке
«Слоги» – найди сходные по звучанию и написанию слоги
«Составь слова» – составление слов из по слогам
«Волшебные слова» – игры на угадывание слов
«Умные цифры» – найди похожие по звучанию и написанию числа
«Яркие цвета» – запоминание цветов на карточках

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

Чтобы эффективно научиться читать, ваш ребенок должен быть вовлечен в увлекательную игру в мире букв, слогов и слогов.Для начала ему предстоит пройти через первую и самую главную долину букв, где он встретится со всеми людьми многогранного мира гласные, согласные, твердые и мягкие звуки.Затем ему предстоит проявить отвагу и смекалку в играх со слогами, а затем на самом главном этапе – необходимость тренировать все свои вновь приобретенные умения и навыки в играх со слогами. рдс!

Занятие чтением с помощью нашего приложения очень простое: вы даете ребенку iPad или iPhone с установленным приложением Азбука PRO и возвращаетесь к своим делам, ведь умное приложение сделают все остальные. Находясь рядом с малышом во время игр, вы сможете увидеть, как радостно и весело учится читать ваш ребенок. Если заниматься с ребенком каждый день от 30 минут до часа, то знания легкой головы будут накапливаться, и процесс обучения пойдет быстро.

Давайте немного помечтаем и перенесемся в то время, когда ваш ребенок научился читать (будем надеяться, что это произошло благодаря Азбуке ПРО). Малыш может в свое удовольствие побегать за игрой Азбука ПРО защита – он уже умеет читать названия игр! И вы услышите смех и увидите радость от того, что ваш ребенок сам научился читать!

Чтобы получить всю эту красоту, вам достаточно скачать приложение на свой iPhone или iPad!

КОММЕНТАРИИ:

Вот что пишут о приложении наши пользователи!

Ксения Даймонд:
“Очень понравилось идеальное изучение языка и чтение. Спасибо!”

Алексей Таш:
“Отличная программа для изучения алфавита!!! Купил сыну на планшете! Хорошие иллюстрации, и продуманное управление. Возможности настройки шрифта и озвучка хорошая! Всем советую!”

Светлана + Андрей :
“Все работает отлично. Сын взволнован, показывает на экран и смеется. Спасибо большое.”

КОНТАКТЫ:

Будем рады ответить на все ваши вопросы и проконсультировать по использованию приложения! Пишите на [email protected]

Официальный сайт Азбука PRO: http://azbuka-pro.ru/

Присоединяйтесь к нашим социальным сетям!
Facebook: https://www.facebook.com/AzbukaPRO
Одноклассники http://ok.ru/group/52707608559801
Вконтакте http://vk.com/club98292285
Instagram https://instagram.com/azbuka_pro/
Твиттер https://twitter.com/azbuka_pro

Успехов в обучении!
С уважением,
Команда Азбука PRO

Сравнительный анализ слоговых и общеупотребительных слоговых моделей в русском и персидском языках – Система журналов университета Tarbiat Modares

Том 6, выпуск 4 (2015) ЛРР 2015, 6(4): 15-38 | Вернуться к просмотру страницы проблем


Скачать цитирование:
БибТекс | РИС | КонецПримечание | Медларс | Процит | Менеджер ссылок | RefWorks
Отправить ссылку по адресу:

Mendeley

Zotero

RefWorks


Baharloo H, Mahmoodian S S. Сравнительный анализ слоговых и общих слоговых моделей в русском и персидском языках. ЛРР 2015; 6 (4):15-38
URL: http://lrr.modares.ac.ir/article-14-4812-en.html

Сравнительный анализ слоговых и общеупотребительных слоговых моделей в русском и персидском языках

Хади Бахарлоо * 1 , Соня Садат Махмудян 2

1- Доцент по русскому языку, Университет Тарбиат Модарес, Тегеран, Иран
2- Доктор философии. студентка факультета русского языка, Университет Тарбиат Модарес, Тегеран, Иран

Аннотация:   (5542 просмотров)

Хотя слог не является значимой единицей языка, он играет важную функциональную роль в языке. Одной из важнейших функциональных ролей слога является формирование и организация фонетической системы языка. Любой язык имеет свою специфическую слоговую конструкцию (паттерны) и специфические ограничения на сочетание и употребление звуков на уровне слога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *