Русский по слогам: Переносы в слове русский, деление на слоги
Как разделить слова на слоги (с примерами и объяснениями)
Устная речь паузами делится на слова, а те на слоги. В это статье мы разберем, как правильно разделить слова на слоги.
Для начала разберемся, что такое слоги. Они — минимальные произносительные единицы. Их можно пропеть, прокричать, проскандировать, так как разграничение слогов напрямую зависит от присутствия в них голоса.
Именно гласный звук – единоличный хозяин слога. Он не терпит соперничества. Два гласных не сживаются вместе. При изменении слов, появившийся новый гласный образует под себя новый слог.
Вывод №1: Гласные звуки являются слогообразующими.
Пример:
В слове «ло-ма-ный» — 3 слога.
«Сло-ма-нный», несмотря на добавление двух согласных букв, имеет тот же состав слогов.
В «пе-ре-ло-ма-нном» — две появившиеся гласные «е» увеличили это количество до пяти.
Вывод №2: Слогов в слове столько, сколько в нем гласных: год — 1; ле-то – 2; ле-то-и-сче-сле-ни-е – 7.
Гласный может образовать слог как самостоятельно, так привлекая к этому согласные звуки. Если в слоге не один звук, то первым почти всегда, как стражник на входе, стоит согласный.
Вывод №3: Слог часто начинается с согласного.
Оканчивающиеся гласными слоги именуются открытыми. В конце закрытых стоят согласные. Таких в русском языке меньше, и встречаются они чаще всего в конце слова.
Вывод №4: Все слоги, стоящие в середине слова, заканчиваются обычно гласным: мо-ло-ко, мо-ло-чник.
Такое стремление к открытости слога порождает ряд правил слогораздела:
- Примыкают к предыдущему слогу не означающие звуков буквы «ь», «ъ», а также «й». Пример: Зай-ку бро-си-ла хо-зяй-ка у подъ-е-зда на скамь-е.
- Несколько рядом стоящих согласных обычно крепятся к следующему за ними гласному, тем самым открывая предшествующий слог. Пример: Ба-бу-шка при-го-то-ви-ла пи-рог. [Ш], присоединяясь к последнему слогу, подтверждает это правило.
- По такому же принципу сдвоенные согласные в середине слова переходят к последующему слогу: а-лле-я, гру-ппа, пи- цца.
- Если в слове несколько согласных букв образуют один звук, нельзя их расчленить и отправить в разные слоги. Таких сочетаний немного. Их нужно запомнить: зж [ж:], тся, ться [ц:]. Ра-зжё-вы-вать, ви-зжать, сме-я-ться.
Исключение! Особым признанием гласных звуков пользуются непарные звонкие согласные: [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]. Их еще называют сонорными.
Им позволено закрывать слоги, то есть прикрепляться к предшествующему гласному:
- если за ними в слове стоят еще согласные: скром-ный, вам-пир (но ку-мир)
- если эти сонорные не имеют рядом двойников: вой-на (но ва-нна).
Пример применения правил:
Ма-нник де-ла-е-тся из ман-ки.
Ма-нник – сдвоенные «н»;
де-ла-е-тся – [ц:] обозначается двумя буквами;
из ман-ки – сонорный [н] присоединяется к предыдущему.
Эти правила — звенья закона восходящей звучности. Благодаря ему более наглядно можно представить себе деление слов на слоги.
Достаточно оценить звучность всех элементов слова по четырехбалльной шкале:
4 – гласные;
3 — сонорные звонкие;
2 — звонкие;
1 – глухие.
Самыми звучными являются гласные, за что заслуженно получают свою четверку. Минимальную оценку имеют глухие, потому что голос в их произношении почти не участвует.
Подставив цифры вместо букв, можно любое деление на слоги превратить в легкую задачку. Главное, соблюсти условие: в каждом слоге, (исключение может составлять начальный) прослеживается рост звучности. Это значит, что слог начинается с меньшего числового значения.
Примеры:
Абракадабра – 4-234-14-24-234 – а-бра-ка-да-бра.
«Ум-ник» (43-341) хорошо демонстрирует, что первый слог иногда не подчиняется закону восходящей звучности.
Манник / делается / из / манки.
34-3341 / 24-34-4-114 / 42 / 343-14.
Соответственно: Ма-нник / де-ла-е-тся / из / ман-ки.
Что и требовалось доказать! Пользуясь цифрами, мы пришли к тому же результату, что и при использовании правил. Осталось только выбрать удобный способ разделения слов на слоги.
Русский язык Слог. Перенос слова
Материалы к уроку
06. Слог, ударение и перенос слов.doc
92.5 KBСкачать06. Слог, ударение и перенос слов.pptx
5.85 MBСкачать
Конспект урока
Тема: Слог. Перенос слова.
Ход урока
- Организационный момент. Введение в тему урока.
Введение
Расшифруйте слова, если известно, что каждая цифра соответствует номеру буквы в алфавите, и вы узнаете тему урока.
19, 13, 1, 4 17, 6 , 18, 6, 15, 16, 19 19, 13, 16, 3, 16
(слог) (перенос) (слово)
Вспомните, как можно узнать, сколько в слове слогов?
Дружат гласная с согласной
Составляют вместе слог.
Ма и ша, а вместе Маша
К нам явились на урок.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
из учеников.
Как вы уже знаете, в устной речи слово делится на части.
Части слова, на которые оно делится при произношении, называются слогами:
со-ло-вей, ~ во-ро-бей, ~ со-ро-ка.
2. Объяснение материала
Слог состоит из одного или нескольких звуков.
В слоге обязательно есть гласный звук: ~ру-ка, ~ а-ист, ~паль-то, ~ и-ва, ~ло-па-та.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков
Гласные звуки произносятся свободно, протяжно, присоединяя к себе согласные звуки.
Согласный звук сам образовать слог не может.
Например, ~ в слове рука 2 гласных звука: ~ у и а,
значит, в этом слове 2 слога: ~ слог ру и слог ка. ~
А вот в слове ло-па-та – ~ 3 слога.
На это нам указывают 3 гласных звука: ~ о, ~ а и а. ~
Определите цифрой количество слогов в словах:
Тет-радь… (2 слога),
Шко-ла… (2 слога),
мел … (1 слог),
кисть… (1слог),
ка-ран-даш …~ (3слога),
у-чи-тель…~ (3слога).
Учитель: – Докажите свой выбор:
На какую тему эти слова?
3. Чистописание
Запишите букву п и слоги с этой буквой:
П, пп, по, пе
Дополните слоги до целых слов: ~по-ле, ~ пес-ня, ~ по-го-да, ~ по-су-да.
Обратите внимание! В словах поле и песня по два гласных звука.
Значит, эти слова состоят из двух слогов.
Слова погода и посуда – трёхсложные слова, так как в них по три гласных звука.
Слово посуда – словарное. Надо запомнить написание буквы о в корне слова.
Рассмотрите рисунки. ~ Какая бывает посуда?
Какой посудой мы чаще всего пользуемся?
Один слог в слове тянется дольше, ~ произносится громче и сильнее, чем остальные. Это ударный слог.
Например, ~ал-фа-вит. В этом слове три слога.
Третий слог вит ~ ударный. Он произносится более протяжно и сильнее.
Гласный звук в ударном слоге называется ударным
и обозначается значком~ «ударение».В слове ал-фа-вит ~ ударный гласный звук [и].
Остальные гласные в слове – ~безударные.
Слог с безударным гласным звуком тоже называется ~ безударным.
В односложных словах и в словах с буквой ё ~ знак ударения не ставится.
Буква ё всегда обозначает ударный слог.
Например, слон, ~ кот, ~ свёкла, ~шофёр. ~
Распределите слова
Зоопарк, ночь, картофель, арбуз, мост, небо
в 3 столбика:
1-ый – односложные слова, ~ 2-ой – двусложные, ~3-ий – трёхсложные.
Поставьте знак ударения.
Проверьте себя:
Как мы произносим ударный слог?
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток.
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит.
И чётко речь моя звучит.
Расшифруйте слова: ~ сложите их из данных слогов – и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения.
Запишите эти слова, разделяя на слоги.
Выделите ударный слог.
У слона на дне рождения были:
Ан-ти-ло-па, кро-ко-дил, бе-ге-мот, жи-раф.
Послушайте шуточное стихотворение.
Обратите внимание на значение выделенных слов.
На двери замка
Нет замка,
Живёт щегол здесь,
Первый щёголь.
И утром белка
Из белка
Ему взбивает гоголь-моголь.
Вы заметили, что значение слова зависит от ударения?
Ударение помогает различать одинаковые по написанию, ~но разные по значению слова.
Например, атлас – атлас, ~ мука – мука ~
Сравните предложения:
Мама налила молоко в кружки. ~ ~ |
Дети нарисовали квадратики и кружки.~ ~ |
Мою сестру зовут Лида. ~ ~ |
Я мою руки перед едой. ~~ |
Слова кружки и кружки, ~ мою и мою имеют разное лексическое значение, хотя и одинаковы по написанию.
Ударение помогает по смыслу правильно употребить слова в предложении.
Запишите пары предложений. (по вариантам)
Поставьте знак ударения над выделенными словами.
В письменной речи нам часто приходится делить слова для переноса, если они не умещаются на строке.
Для этого мы используем ~знак переноса ~ – короткую горизонтальную чёрточку.
Важно помнить правила переноса слов.
Слово переносится с одной строки на другую ~ по слогам.
Например, ~ кни-га, ~ пе-нал.
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку.
Шкаф, ~класс. ~
Не переносятся слова, которые имеют один слог ~ и слог, состоящий из одной гласной буквы.
Улей, ~ змея. ~
Буквы й, ~ь и ъ не отделяют от стоящей перед ними буквы.
Например, ~ май-ка, ~конь-ки, ~вью-га, ~ ру-чьи.
При переносе слов с удвоенными согласными ~ одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
Например,~ ван-на, ~ кас-са, ~ рус-ский.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка.
Он выполнял домашнее задание и просит нас его проверить: ~
Перенёс слова Незнайка: ~
За-йка, ~ ле-йка, ~ чайн-ик, ~ майк-а,
У-ши, ~ ше-я, ~ ло-б, ~ гла-за,
О-вцы~, ут-ки, ~ ко-нь, ~ ко-за.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
ПЕРЕНОСИ ПРАВИЛЬНО!
Зай-ка, лей-ка, чай-ник, май-ка,
Уши, шея, лоб. Эти слова не переносятся
гла-за, ов-цы, ут-ки, конь – один слог – не переносится и ~ ко-за.
5. Физкультминутка-игра «Да – нет».
Хлопайте в ладоши, ~если ~слышите слово, ~ которое ~нельзя разделить для переноса:
~парта, ~ ~машина, ~~ясень, ~~стол, ~~дерево, ~ ~яма, ~~ручка, ~~ оса, ~ ~ ухо, ~~брюки, ~ ~глаз, ~эхо, ~~ космос, ~ ~урок. ~
Молодцы! ~Зная правила все переноса, не останемся мы с носом!
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (2)
Вспомните: в году 12 месяцев и 4 времени года:
Весна, зима, лето, осень.
Запишите сначала весенние месяцы, ~затем зимние, ~ потом летние и осенние. Разделите слова для переноса.
Слова для справок: ~ январь, июнь, апрель, октябрь, декабрь, август, июль, май, ноябрь, февраль, сентябрь, март.
Проверьте себя:
Весенние месяцы: март, ап-рель, май.
Зимние месяцы: де-кабрь, ян-варь, фев-раль.
Летние: июнь, июль, ав-густ.
Осенние месяцы: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.
Среди слов:
У-ли-ца, ли-ни-я, улит-ка, у-лей, окунь-ки, а-ку-ла, ра-ди-о, утю-ги
Найдите, ~ какие слова разделены для переноса, ~ а какие – по слогам? ~3~
У-ли-ца, ли-ни-я, улит-ка, у-лей, окунь-ки, а-ку-ла, ра-ди-о, утю-ги.
Запишите слова, которые разделены для переноса.
3) Учитель: Знаете ли вы, как по-другому можно разделить для переноса эти слова? Подберите к ним синонимы
Добро-та – …(до-брота) – сердечность
Прилеж-ный – … (при-лежный) – старательный, аккуратный
От-вага – …(отва-га) – смелость, храбрость
Ве-сёлый – … (весё-лый) – радостный, забавный
– Подберите к этим словам слова, близкие по значению. Например, грустный – печальный.
Отгадайте загадку:
Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.
Днём спит. Ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка).
Какой это текст? Объясните свой ответ. (Текст-описание).
Какое из выделенных слов нельзя переносить?
Запишите выделенные слова, разделив для переноса.
Проверьте себя:
Ат-ласная, бар-хатные, чут-кие, но-чью, охо-ту.
– Как можно ещё перенести эти слова?
Помогите Незнайке собрать слова из слогов.
Запишите полученные слова.
У вас получились слова:
Пружина, ~ландыши, ~ежата, ~смородина. ~
Исправьте ошибки Незнайки в переносе слов.
Запишите слова, правильно разделяя их для переноса.
Правильно переносить слова так:
- Ули-ца
- ошиб-ка
- паль-то
- зай-ка
коро-бок или ко-робок
7. ИТОГ УРОКА
Незнайка усвоил все правила переноса слов.
Давайте их повторим.
Переноси слова по слогам.
Одну букву нельзя отделять от слова.
Букву й не отрывай от гласного.
Слова, состоящие из одного слога не переносятся.
Какие правила переноса слов вы знаете ещё?
Наш друг Незнайка сделал вывод:
Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесём,
По строке ~опять пойдём.
Незнайка благодарит вас за плодотворную работу на уроке.
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки
Повысим успеваемость по школьным предметам
Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ
Выбрать репетитора
Азбука PRO.
Учимся читать русские буквы, слоги и слова! в App Store Азбука PRO МОЖЕТ НАУЧИТЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ ПО-РУССКИ!
Красочные картинки с буквами и музыкой, кубиками, цифрами и пазлами! Установите приложение и пусть радости ребенка нет предела 🙂
Уважаемые родители! Вспомните, как вы учились читать и рассказывайте сказки своему ребенку. Тогда ему или ей будет в 10 раз интереснее приступить к этому важному делу! А пока мы подготовили эффективное приложение, с помощью которого дети открывают и остаются в увлекательном мире чтения на 11 лет.
НАШИ ИГРЫ
Азбука PRO состоит из набора мини-игр для развития памяти, зрительного и слухового восприятия и запоминания объектов, отображаемых на экране. Ребенок может видеть карточки с буквами, при нажатии на которые воспроизводится содержимое карточек мужским или женским голосом. Также на экране могут появляться слоги и традиционные римские цифры, буквенные слова и картинки слов, нарисованные на карточках в виде таблиц или отдельных элементов. Смешивая вместе предметы в игре, используя разные способы отображения, мы получаем те игры, с помощью которых ребенок может научиться читать от А до Я.
«Буквы» – найди похожие по звучанию и написанию буквы
«Алфавит и цифры» – буквы и цифры в алфавитном порядке
«Слоги» – найди сходные по звучанию и написанию слоги
«Составь слова» – составление слов из по слогам
«Волшебные слова» – игры на угадывание слов
«Умные цифры» – найди похожие по звучанию и написанию числа
«Яркие цвета» – запоминание цветов на карточках
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
Чтобы эффективно научиться читать, ваш ребенок должен быть вовлечен в увлекательную игру в мире букв, слогов и слогов.Для начала ему предстоит пройти через первую и самую главную долину букв, где он встретится со всеми людьми многогранного мира гласные, согласные, твердые и мягкие звуки.Затем ему предстоит проявить отвагу и смекалку в играх со слогами, а затем на самом главном этапе – необходимость тренировать все свои вновь приобретенные умения и навыки в играх со слогами. рдс!
Занятие чтением с помощью нашего приложения очень простое: вы даете ребенку iPad или iPhone с установленным приложением Азбука PRO и возвращаетесь к своим делам, ведь умное приложение сделают все остальные. Находясь рядом с малышом во время игр, вы сможете увидеть, как радостно и весело учится читать ваш ребенок. Если заниматься с ребенком каждый день от 30 минут до часа, то знания легкой головы будут накапливаться, и процесс обучения пойдет быстро.
Давайте немного помечтаем и перенесемся в то время, когда ваш ребенок научился читать (будем надеяться, что это произошло благодаря Азбуке ПРО). Малыш может в свое удовольствие побегать за игрой Азбука ПРО защита – он уже умеет читать названия игр! И вы услышите смех и увидите радость от того, что ваш ребенок сам научился читать!
Чтобы получить всю эту красоту, вам достаточно скачать приложение на свой iPhone или iPad!
КОММЕНТАРИИ:
Вот что пишут о приложении наши пользователи!
Ксения Даймонд:
“Очень понравилось идеальное изучение языка и чтение. Спасибо!”
Алексей Таш:
“Отличная программа для изучения алфавита!!! Купил сыну на планшете! Хорошие иллюстрации, и продуманное управление. Возможности настройки шрифта и озвучка хорошая! Всем советую!”
Светлана + Андрей :
“Все работает отлично. Сын взволнован, показывает на экран и смеется. Спасибо большое.”
КОНТАКТЫ:
Будем рады ответить на все ваши вопросы и проконсультировать по использованию приложения! Пишите на [email protected]
Официальный сайт Азбука PRO: http://azbuka-pro.ru/
Присоединяйтесь к нашим социальным сетям!
Facebook: https://www.facebook.com/AzbukaPRO
Одноклассники http://ok.ru/group/52707608559801
Вконтакте http://vk.com/club98292285
Instagram https://instagram.com/azbuka_pro/
Твиттер https://twitter.com/azbuka_pro
Успехов в обучении!
С уважением,
Команда Азбука PRO
Сравнительный анализ слоговых и общеупотребительных слоговых моделей в русском и персидском языках – Система журналов университета Tarbiat Modares
Том 6, выпуск 4 (2015) ЛРР 2015, 6(4): 15-38 | Вернуться к просмотру страницы проблем
Скачать цитирование:
БибТекс | РИС | КонецПримечание | Медларс | Процит | Менеджер ссылок | RefWorks
Отправить ссылку по адресу:
Mendeley
Zotero
RefWorks
Baharloo H, Mahmoodian S S. Сравнительный анализ слоговых и общих слоговых моделей в русском и персидском языках. ЛРР 2015; 6 (4):15-38
URL: http://lrr.modares.ac.ir/article-14-4812-en.html
Сравнительный анализ слоговых и общеупотребительных слоговых моделей в русском и персидском языках
Хади Бахарлоо * 1 , Соня Садат Махмудян 2
1- Доцент по русскому языку, Университет Тарбиат Модарес, Тегеран, Иран
2- Доктор философии. студентка факультета русского языка, Университет Тарбиат Модарес, Тегеран, Иран
Аннотация: (5542 просмотров)
Хотя слог не является значимой единицей языка, он играет важную функциональную роль в языке. Одной из важнейших функциональных ролей слога является формирование и организация фонетической системы языка. Любой язык имеет свою специфическую слоговую конструкцию (паттерны) и специфические ограничения на сочетание и употребление звуков на уровне слога.