Разное

Рот рисунок для детей: Рот рисунок детский (66 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Содержание

Агрессия или страх: психолог Восковская объяснила, как понимать детские рисунки – Parents.ru

Развлечения

Фото
Iuliia Isaieva/Getty Images/Moment RF

психолог

Зашифрованное послание

Если вы скажете, что поиск и изучение ключей к расшифровке — занятие утомительное и куда как легче в доверительной беседе выспросить у малыша обо всех его страхах, тревогах, радостях и печалях, то будете неправы. Вы, наверное, и по себе знаете, как даже взрослым порой бывает сложно вдруг взять и раскрыть душу собеседнику. А уж отыскать нужные для этого слова, тем более удается не каждому. Как же можно надеяться, что четырехлетний кроха вдруг откроет маленький ротик и произнесет такие взрослые слова, как «симпатия» или «антипатия», «спокойствие» или «тревога», «гармония» или «беспорядок»? Он и сам-то не понимает своих чувств и не знает, как именно они называются. А вот рисунок дает ребенку возможность выразить то, чего он пока еще не может понять и выразить словами.

Рисунок для него — не искусство, а речь, которой он еще не научился как следует пользоваться. Но, становясь творцом рисованных человечков и фигурок, он, как истинный художник, ощущает полную, ничем не ограниченную свободу. Конечно же, он не задается мыслью переложить на белый лист свои чувства, маленькие пальчики сами ведут карандаш, а из-под него выходит зеркало души маленького творца.

Возрастные особенности

Анализируя рисунок, учитывайте возраст ребенка. Ведь в два года он будет рисовать палочки, кружочки, квадратики и, только изобразив их, придумывать, что же они такое и как же их назвать. К трем годам у малыша появляется желание порисовать человечков. Но только нарисовать их он толком не может. У него получается кружочек с рожицей (голова), к которому приделаны палочки (руки и ноги).

А вот в четыре года к кружочку он уже приделывает овал (туловище), и рисунок сам по себе становится более сложным. В пять лет он лихо пририсовывает своим человечкам такие необходимые части, как рот, нос, глаза, пальцы, волосы. В шесть-семь лет у человечка появляется шея, сгибы на руках и ногах, одежда и разные прически. Вот на эти возрастные особенности рисунка ориентируются психологи при оценке умственного развития ребенка. Если в семь лет малыш все еще продолжает рисовать кружочки и палочки, родителям стоит побеспокоиться о том, как развивается их малыш.

Психологи рекомендуют начинать «расшифровку», только когда ребенку исполнится четыре года. Однако вы можете прочесть рисунок и трехлетней крохи, но тут вам пригодятся скорее не ключи к шифру, а собственные ощущения. Взгляните на рисунок и постарайтесь понять, какие эмоции он у вас вызывает. Не стоит долго над этим раздумывать, доверяйте своей интуиции. Рисунок может казаться темным и тусклым, ярким и светлым, веселым или грустным, тяжелым или легким. Если вы находите в нем только позитив, значит, ребенка ничто не беспокоит, если же в рисунке преобладает негатив, вам следует отыскать его причину и по возможности устранить ее. Но прежде вы должны вспомнить, не обижал ли кто вашего малыша накануне. Как правило, обиду малыши долго не держат, но если она еще не прошла до того, как он взял в руки карандаш, то обязательно выльется на лист бумаги. А когда хорошее настроение восстановится, он снова начнет рисовать только позитивные рисунки.

Фото
CokaPoka/Getty Images/iStockphoto

Мы рисуем человека

  • 2 года: малыш изображает человека в виде концентрических незавершенных кругов.

  • 3 года: круги замкнуты, появляется изображение глаз, а также рук и ног в миниатюре.

  • 3 года и 2 месяца: человечек-«головастик», изображены все черты лица, волосы, непропорциональные руки и ноги.

  • 3 года и 7 месяцев: появляется туловище, руки вырисованы более детально.

  • После 4 лет: все части тела прорисованы, некоторые диспропорциональны, на лице улыбка.

  • После 5 лет: все части тела изображены четко, на кистях и ступнях прорисованы пальцы, у человечков есть половая идентификация.

Рисование человечков позволяет проследить этапы нейрофизиологического и психического развития малыша. Темпы развития у всех разные, и правильно расшифровать рисунок может только специалист. Но если, например, в 4-5 лет у нарисованного человечка ноги «растут» из головы, это означает, что схему тела ребенок «видит» неправильно, и это может сказаться на его восприятии пространства.

Ключи к человечкам

  • Даже маленький ребенок знает, что думаем мы головой, а потому в ней сила. Если он нарисовал человечку маленькую голову, значит, не считает себя умным мальчиком или девочкой, и это делает его несчастным. Если же он все тело вырисовал жирно, а голову еле заметно, значит, излишне робок и застенчив.

  • Голова должна контролировать туловище, а для этого нужна шея. В четыре года или пять лет малыш о ней даже и не вспоминает и лепит голову прямо на туловище. Но потом понимает, что не будет голова поворачиваться без шеи. Тело для него ассоциируется с желаниями и чувствами, а голова — с разумом, который и должен управлять телом. Если ребенок рисует толстую, жирно прочерченную шею, значит, у него часто возникают сильные желания, которые он все же старается контролировать. Но если шея короткая, то чувства в нем все же побеждают разум, а если шея тонкая и нечеткая, то наоборот.

  • Широкие плечи — ребенок считает себя сильным, а узкие плечи говорят о его слабости.

  • Крупное туловище свидетельствует о той же силе, непропорционально крупное — о неудовлетворенных желаниях. Тщедушное туловище показывает, что ребенок нисколько не верит в себя, и задача родителей — помочь ему преодолеть этот комплекс.

  • Лицо с тщательно прорисованными деталями (глазами, бровями, ресницами, носом, ртом, подбородком) говорит о том, что малыш озабочен своим внешним видом. Крупный подбородок — в вашем малыше вот-вот проснется лидер.

  • Большие уши рисуют дети, которые привыкли, что их вечно ругают и критикуют. Так они показывают, что критика взрослых оседает в них тяжелым грузом. А вот маленькие уши рисует ребенок, которого критика нисколечко не беспокоит. Он вообще не обращает на нее внимания.

  • Маленькие глазки — малыш застенчив, предпочитает прятать взгляд от других. Большие, широко распахнутые глаза — малыша что-то пугает, он ищет защиты.

  • Большие зубы — агрессивность. Это ведь их малыш часто пускает в ход, когда что-то не по его.

  • Сильные руки и ноги — малыш хочет вырасти и стать сильным, а пока ему этой силы не хватает. Длинные — ребенок уже сейчас мечтает многого добиться. Короткие руки — отсутствие далеко идущих стремлений.

Фото
eclipse_images/Getty Images/E+

Моя семья

Часто малыши ставят безошибочный диагноз своим семьям. Если отношения между родителями разладились, а те изо всех сил стараются не показать этого ребенку, он все равно почувствует неладное. Возможно, эта мысль и не примет отчетливых очертаний в его головке, но будет явно присутствовать в его рисунке, стоит попросить его изобразить семью.

Прежде всего в глаза бросается порядок изображения членов семьи и их размеры. Первым он начнет вырисовывать самого важного члена семьи и, конечно же, сделает его больше остальных. Таким «великаном» может быть не только папа, но и бабушка, если, к примеру, она держит бразды правления в своих руках. А вот привязан малыш больше всего к тому члену семьи, которого на рисунке держит за руку. Если же вся семья держится за руки, то ее дружеским взаимоотношениям можно только позавидовать. Равно как и в случае, когда семья занята одним общим делом, а не поделена на рисунке перегородками, изображающими комнаты.

Сигнал тревоги — изображение кого-то из семьи в профиль или даже спиной. Так малыш изображает родственника, которого боится или который ему не симпатичен. Но если между ним и малышом совсем недавно произошла ссора, то рисование его в подобных ракурсах — явление временное.

Малыши очень эмоциональны, обидеть их ничего не стоит. И тогда они вообще могут исключить из рисунка кого-то из членов семьи. Часто ребенок исключает своих младших братиков и сестренок, после рождения которых родители начали уделять ему меньше внимания. А их отсутствие малыш может вполне резонно аргументировать: сестренка или братик гуляет, играет в соседней комнате, спит. Такая же участь может постигнуть и папу, с той лишь разницей, что в запечатленном на листе моменте он пребывает на работе или в командировке. Это значит, что ребенку не хватает внимания отца или он его боится и предпочитает проводить время без него.

Но если ребенок исключил из рисунка самого себя, родителям стоит крепко задуматься, ведь значит это одно: ребенок неуютно чувствует себя в семье, словно он там лишний.

Фото
ru” data-v-0136fa76=””>Parents.ru
Фото
Parents.ru

Цветные мысли

Понять, каков он этот маленький человек, чем живет и что чувствует, помогут и цвета, которые он использует в рисовании. К примеру, если на рисунке присутствует не меньше 5–7 цветов, ребенок живет полной жизнью, наслаждается ее красками. Использование одного-двух цветов можно простить двухлетнему малышу, но никак не трех-, четырехлетнему. Это означает одно: малыша что-то гнетет, и красок не хватает не только в рисунке, но и в его жизни.

Цвет, которым он раскрашивает членов семьи, тоже о многом говорит. Например, для нелюбимых он выбирает коричневый или черный цвет. А для любимых — желтый. Ведь когда детей спрашивают, с чем у них ассоциируется мама, они часто отвечают: с солнышком.

Если в рисунке преобладает:

  • Синий — ребенок спокоен и уравновешен. Ему не скучно одному, ведь он любит порассуждать. Дружбе он отдается целиком, потому что предпочитает отдавать, а не получать. Однако следует учитывать одно «но». Порой дети выбирают синий не потому, что спокойны, а потому что хотят успокоиться.

  • Зеленый — ребенок независим, настойчив, упрям. Зеленый для него — цвет спокойствия и безопасности, к которым он стремится.

  • Красный — ребенок эксцентричен, агрессивен, активен и легко возбудим.

  • Желтый — малыш — любознательный оптимист.

  • Фиолетовый — ребенок любит фантазировать, он эмоционален, но в то же время очень чувствителен и раним.

  • Коричневый — ребенок часто испытывает отрицательные эмоции. Он медлителен и физически не развит.

  • Черный — ребенок подавлен, черный цвет он использует как протест против дискомфорта, который ощущает. Ему необходима смена атмосферы.

  • Серый — все равно что отсутствие цвета. Малыш безразличен к окружающему, он стремится не замечать того, что ему не нравится и что его тревожит.

Фото
Parents.ru
Фото
Parents.ru

Такие несложные ключи вам понадобятся для расшифровки рисунка маленького человечка. Рисование не только поможет вам сделать психологический портрет ребенка, но и укрепит его пальчики, научит координации, тонким движениям, и позже ему легче будет овладеть письмом. К тому же, рисуя, он будет подмечать особенности окружающего мира, например, что у кошки и у стула четыре ноги, а у человека — две.

Больше полезных материалов для родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Марина Ахмедова

О чём расскажет детский рисунок? Проблемы малыша «закодированы» в цветовой гамме | Здоровье ребенка | Здоровье

Палитра красок

В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.

Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.

Красный говорит о быстрой возбудимости.

Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

Зеленый – показывает, что он ищет покой.

Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.

Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Точка, точка, два крючочка

К трем годам среди штрихов и каракулей появляются круги, а к кругам присоединяются палочки – вырастают руки и ноги. Появляется человек! В этом неловком человечке ребенок видит прежде всего себя. И это открытие для малыша: теперь он может переносить на бумагу свои мысли, которые еще не оформлены словесно, он может создавать свой мир.

Казалось бы, как трудно маленькому художнику нарисовать правильно глаза, уши, рот. Но именно их он старательно выводит. И эти черты лица расскажут о многом.

И прежде всего глаза. Большие, распахнутые глаза выражают тревогу, просят о помощи. Глаза-точечки боятся выразить свой страх – ребенок поставил себе внутренний запрет на слезы и просьбы. Человечек только с глазами на лице – подозрителен и осторожен. А если на портрете отсутствуют нос, рот и уши, ребенок не хочет общаться.

Шея на рисунке выражает связь ра­зума и тела. Как только ребенок начинает контролировать свои эмоции, на его рисунках появляется шея. И чем сложнее контролировать малышу свои чувства, тем длиннее эта шея.

Руки для ребенка имеют очень большое значение, ведь через тактильные ощущения он познает мир. Поэтому пусть вас не пугает, если у нарисованного человечка очень длинные руки и пальцев больше пяти. Таким образом художник выражает силу и способности своего персонажа. Если пальцев больше на левой руке, значит, ребенок чувствует себя более влиятельным дома, а если на правой – в детском саду, на улице или в компании друзей. Разведенные в сторону руки говорят о стремлении действовать, а длинные и слабые – просьба о защите.

Ноги – это то, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше точка опоры у персонажа рисунка, тем увереннее ребенок ощущает себя в этом мире. Очень длинные ноги – стремление к независимости, короткие – признак беспомощности.

Кто тут главный?

Сначала все «головоногие» на рисунках малыша имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.

И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.

Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.

Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу.

А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.

Нарисовать свой страх

Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.

Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.

Кстати

Лист бумаги тоже хранит в себе много тайн. Если его разделить на две части – правую и левую, то каждая из них будет отвечать за определенный вид подсознания. Левая часть – экстравертная: это представление о будущем и связь с отцом. Правая – интровертная: связь с прошлым, с домом, с матерью. В этой части ребенок чаще изображает того, кто оказывает на него сильное влияние.

Верхняя часть лица отображает интеллектуальный мир, нижняя – материальный.

Интересно

Характер по рисунку

► Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.

► Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.

► На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.

► Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

Смотрите также:

  • Арт-терапия помогает раскрепоститься, найти себя и избавиться от страхов →
  • Арт-терапия. Поможет ли творческое самовыражение снять стресс? →
  • По одёжке встречают →

Как расшифровать рисунок тест “Рисунок человека”

Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального “я”, выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.

Тест “Рисунок человека” разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: “Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь”.

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер (“а какого человека?”), следует отвечать уклончиво, например: “любого”, “рисуй какого хочешь”. На любые выражения сомнений можно сказать: “ты начни, а дальше легче будет…”

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

  • Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
  • Как он отнесся к заданию?
  • Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
  • Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
  • Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
  • Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
  • Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
  • Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т. д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

  • Кто этот человек?
  • Где он живет?
  • Есть ли у него друзья?
  • Чем он занимается?
  • Добрый он или злой?
  • На кого он смотрит?
  • Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • У него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.

Интерпретация результатов теста

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:

  • У человека нарисована голова.
  • У него две ноги.
  • Две руки.
  • Туловище достаточно отделено от головы.
  • Длина и ширина туловища пропорциональны.
  • Плечи хорошо прорисованы.
  • Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
  • Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
  • Шея ясно просматривается.
  • Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  • У человека нарисованы глаза.
  • У него нарисован нос.
  • Нарисован рот.
  • Нос и рот имеют нормальные размеры.
  • Видны ноздри.
  • Нарисованы волосы.
  • Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  • Человек нарисован в одежде.
  • По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  • Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  • Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  • На руках изображены пальцы.
  • На каждой руке пять пальцев.
  • Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  • Большой палец достаточно хорошо выделен.
  • Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
  • Прорисован локтевой сустав.
  • Прорисован коленный сустав.
  • Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  • Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  • Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  • Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  • Длина и ширина конечностей пропорциональны.
  • На ногах можно различить пятки.
  • Форма головы правильная.
  • Форма тела в целом правильная.
  • Очертания конечностей переданы точно.
  • Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  • Уши хорошо различимы.
  • Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
  • На лице прорисованы ресницы и брови.
  • Зрачки расположены правильно.
  • Глаза пропорциональны размерам лица.
  • Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  • Четко различимы лоб и подбородок.
  • Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию.

Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет – 10 очков.
  • 6 лет – 14 очков.
  • 7 лет – 18 очков.
  • 8 лет – 22 очка.
  • 9 лет – 26 очков.
  • 10 лет – 30 очков.
  • 11 лет – 34 очка.
  • 12 лет – 38 очков.
  • 13 лет – 42 очка.
  • 14 лет – свыше 42 очков.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

  • На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.
  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор – это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Символические значения фигуры человека

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Голова, лоб

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации “я” ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо – довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного “я”. Не менее тревожный факт – изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок

За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови

Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

Аккуратные брови , так же как и аккуратная прическа, – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно – об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза

Глаза, как известно, – зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

Пристальный, пронизывающий взгляд – выражение агрессивности.

Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже – мальчики.

Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот

Рот – многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица.

Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации.

Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос

Нос – сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Руки, ладони, пальцы

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

Другая важная характеристика изображения рук – это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.

Для детей старшего возраста отсутствие рук – очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

Если ребенок рисует длинные руки – это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека.

Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения – внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

Если сильный ребенок рисуетслабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

Если маленький ребенок изображает пупок – это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста – это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя.

В целом округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

Крайне негативный признак – изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Ноги – символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

Если стопы нарисованы в профиль – это признак устойчивости, уверенности в себе.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

Если ступниодетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни – довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии

Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий . Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности.

В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, – а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), – это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Расположение и размер рисунка

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Фигура, смещенная на листе вправо , говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево – означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение – голова в профиль, туловище анфас – усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В “мягком” варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали

Среди необязательных деталей рисунка – такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела

Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу – явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей – это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка

Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей

Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце

Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания

Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

 

Источник: 
kalyakimalyaki.ru/paper166.html

Все статьи

Lips Drawing – Как рисовать губы шаг за шагом

Первый шаг в обучении рисованию лица человека – сначала научиться рисовать каждую черту лица.

В этом уроке вы научитесь рисовать губы, неотъемлемую часть человеческого лица. Вы можете применить эти шаги независимо от того, хотите ли вы нарисовать реалистичное, анимированное, мультяшное или карикатурное человеческое лицо.

Мы подготовили пошаговое руководство по рисованию губ, состоящее из 9 простых шагов. Чтобы упростить вам процесс, каждая инструкция снабжена иллюстрациями.

Возможно, вы удивитесь, узнав, что рисовать губы на самом деле не так сложно, как вы думаете! Более того, все, что вам нужно, это лист бумаги и карандаш, и вы готовы начать рисовать!

Развлекайтесь и используйте свое воображение и креативность!

О чем эта запись в блоге

  • Как рисовать губы — приступим!
    • Шаг 1
    • Шаг 2 – Нарисуйте линию, формирующую верхнюю губу
    • Шаг 3 – Нарисуйте левую сторону нижней губы
    • Шаг 4 – Завершите контур губ
    • Шаг 5 – Завершите форму верхней губы
    • Шаг 6 – Заверните форму нижней губы
    • Шаг 7 – Разделите верхнюю и нижнюю губы
    • Шаг 8 – Затем нарисуйте зубы во рту
    • Шаг 9 – Добавьте текстуру на поверхность губ
    • 3 Еще несколько советов, как сделать губы проще!
    • Ваш рисунок губ завершен!

Шаг 1

Начиная с левой стороны от середины листа, проведите линию вверх. Как только линия станет длиной около 2,5 см, постепенно протяните короткую линию вниз.

Это создаст левую сторону верхней губы. При правильном начертании форма линии должна выглядеть как наклон.

Имейте в виду, что линия должна быть проведена легким штрихом, чтобы не получилась резкая или толстая линия. Это помогает сделать губы более естественными.

Шаг 2. Нарисуйте линию, формирующую верхнюю губу

Повторите предыдущий шаг на противоположной стороне, чтобы создать правую сторону верхней губы. На этом этапе контур верхней губы должен быть завершен.

Имейте в виду, что две линии, которые мы нарисовали ранее, и одна, которую мы нарисовали на этом шаге, должны соединиться, образуя верхнюю губу.

Говоря научным языком, мы рисуем ярко-красную границу верхней губы с каждой стороны дуги купидона.

Шаг 3. Нарисуйте левую сторону нижней губы

После завершения контура верхней губы мы теперь перейдем к нижней губе.

Начиная с левой конечной точки верхней губы, нарисуйте изогнутую линию вниз, пока не совместитесь с дугой купидона на верхней губе.

Помните, чем дальше вы будете рисовать нижнюю губу, тем более пухлыми будут ваши губы. Если вы хотите нарисовать тонкие губы, линия должна быть лишь слегка изогнутой.

Но если вы хотите, чтобы губы были полнее, как показано на рисунке, нарисуйте изогнутую линию с наклоном вниз.

Шаг 4. Завершите контур губ

Когда форма губ вас удовлетворит, удлините линию, которую мы нарисовали ранее, пока не достигнете правой конечной точки верхней губы.

После завершения этого шага контур всех губ должен быть завершен.

Шаг 5. Завершение формы верхней губы

Нарисуйте линию внутри губ, следуя контуру верхней губы. Это формирует бугорки верхней губы.

Шаг 6. Закругление формы нижней губы

Нарисуйте изогнутую линию, выходящую из нижней левой части верхней губы.

Продлите линию до середины губ.

Шаг 7 – Разделите верхнюю и нижнюю губы

Увеличивайте длину линии, которую мы нарисовали в предыдущем шаге, пока не дойдете до противоположного конца верхней губы, образуя бугорки на нижней губе.

Это также создает разделение между верхней и нижней губами.

Шаг 8. Затем нарисуйте зубы внутри рта

Нарисуйте слегка изогнутую горизонтальную линию внутри контура, который мы нарисовали в предыдущем шаге.

Создает зубы во рту.

Шаг 9. Добавляем текстуру на поверхность губ

Человеческие губы имеют отчетливую текстуру на поверхности, поэтому обязательно добавьте на них линии. Эти линии необходимы, особенно если вы хотите нарисовать реалистично выглядящее человеческое лицо.

Нарисуйте несколько изогнутых линий на некоторых частях края губ. Как правило, эти линии существуют по краю боковых бугорков как верхней, так и нижней губы.

Не нажимайте слишком сильно карандашом при рисовании этих линий. Важно рисовать легкие штрихи, чтобы линии выглядели более естественно и реалистично.

Теперь, когда мы успешно нарисовали губы, пришло время для самой приятной части — выбора цвета и раскрашивания губ.

Без помады цвет губ сильно различается в зависимости от цвета лица. Это означает, что вы можете раскрасить губы любым цветом, который вам нравится!

Вы даже можете нанести на него яркую помаду, чтобы сделать его еще более ярким!

3 Еще несколько советов по рисованию губ!

Читайте по нашим губам, когда мы расскажем вам еще 3 способа сделать этот рисунок таким же простым, как улыбка!

Научиться создавать набросок губ может быть намного сложнее, чем вы думаете, поскольку существуют очень специфические формы и детали, которые должны выглядеть правильно.

Всякий раз, когда вы рисуете что-то реальное, вы можете упростить задачу, просматривая фотографии того, что вы рисуете.

Когда дело доходит до губ, у вас под рукой есть модель, так как вы можете сфотографировать свои собственные губы и использовать их, чтобы помочь вам в рисовании.

Кроме того, есть множество фотографий, которые вы можете найти в Интернете, чтобы помочь вам!

Самый простой совет, который мы можем предложить, чтобы сделать этот рисунок губ легким, — это небольшое предложение, но его стоит запомнить.

Это так же просто, как предложить вам не относиться к этому как к гонке, а не торопиться. Может быть легко разволноваться и начать торопиться, и это отличный способ сделать ошибки.

Если делать это медленно и концентрироваться на каждом отдельном шаге. Таким образом, вы с меньшей вероятностью застрянете на каком-либо отдельном шаге! Это может показаться очевидным, но это то, о чем можно легко забыть.

При работе над этим руководством о том, как рисовать губы, может возникнуть соблазн просто взять ручку и начать работать по шагам.

Это может сработать, если вы будете очень осторожны, но вы не хотите оказаться в ситуации, когда вы оказались правы в конце, а затем совершили ошибку.

Вот почему мы предлагаем рисовать тонким карандашом, а не сразу браться за перо. Таким образом, вы можете стереть любые ошибки, не теряя работу.

Когда вам понравится, просто проведите ручкой по линиям, а затем сотрите остатки карандаша.

Убедитесь, что чернила ручки полностью высохли, прежде чем начать стирание, так как вы можете размазать чернила, если не будете осторожны.

Ваш рисунок губ завершен!

Надеемся, вам понравится этот пошаговый урок рисования губ. Являетесь ли вы новичком или экспертом в рисовании, мы уверены, что вы смогли быстро и легко выполнить все шаги.

Теперь, когда вы умеете рисовать губы, вы на один шаг приблизились к созданию реалистичного портрета человеческого лица.

Мы регулярно загружаем совершенно новые учебные пособия по рисованию, поэтому не забывайте регулярно посещать наш веб-сайт для получения ресурсов для рисования и учебных материалов.

Какую часть человеческого лица вы хотели бы научиться рисовать следующей? Дайте нам знать, и мы сделаем все возможное, чтобы подготовить для него учебник. Мы всегда стремимся удовлетворить запросы наших любимых читателей.

Как только вы закончите рисовать и раскрашивать губы, сфотографируйте свой шедевр и поделитесь им на нашей странице в Facebook и в Pinterest.

Не стесняйся! Вы много работали над созданием произведения искусства, поэтому мы уже можем точно сказать, что оно выглядит невероятно!

Нам не терпится увидеть, как ты рисуешь губы!

Иногда детские рисунки могут нарисовать гораздо большую картину.

Сломанные мелки

Посмотреть
фильм

Посмотреть
галерею

Плавающий


Вы смотрите на рисунок восьмилетней девочки. Это она слева. Улыбающийся мальчик — ее старший брат, а животное — это то, как она нарисовала свою маму. Никто не знал об этом в то время, но они оба оскорбляли ее. Когда врачи узнали, они снова посмотрели на эту картину. Именно тогда они поняли, что девушка парит, без рук и без рта. Говорят, это означает, что она чувствовала себя беспомощной и безмолвной, что является основным признаком жестокого обращения в рисунках.

Воспроизвести аудио

Волейбол


Это изображение волейбольной команды. Его нарисовал девятилетний мальчик. Тот, что посередине, — тренер, а двое других — мальчик и его друг. Через несколько месяцев в школе узнали, что тренер трогал мальчиков там, где не должен был быть. Именно тогда они заметили, что мальчик нарисовал интимные места на тренере и его друге. Если бы только школа увидела это раньше.

Воспроизвести аудио

Острый


Вот рисунок восьмилетнего мальчика. Он нарисовал одного из папиных друзей. В то время учитель не видел ничего плохого. Потом они узнали, что мужчина заставляет мальчика делать плохие вещи. Оглядываясь назад на этот рисунок, врачи увидели, насколько острыми были зубы и пальцы мужчины. Это соответствовало тому, как другие дети, подвергшиеся насилию, рисовали эти вещи. Еще один знак найден слишком поздно.

Воспроизвести аудио

Частные части


Это произведение восьмилетнего мальчика. Нарисовав это в классе, он представил его своему учителю, который ничего не заметил. Когда позже школа обнаружила, что мальчик подвергается насилию со стороны члена семьи мужского пола, они заметили на этом рисунке ярко выраженные гениталии. Если бы учитель спросил ребенка: «Кто изображен на этой картинке?» или «Где вы это видели?», скорее всего, оскорбление можно было бы прекратить раньше.

Безрукий


Это рисунок другого мальчика. Он нарисовал себя слева и свою сестру справа. Некоторое время спустя выяснилось, что и мальчик, и его сестра подвергались сексуальному насилию со стороны своего отца. Обратите внимание на хмурый взгляд и слезы, изображенные на лице мальчика, а также на отсутствие рук, нарисованных на нем и его сестре. По мнению экспертов, дети, которые рисуют себя без рук, символизируют свою беспомощность в прекращении ситуаций, в которых они находятся.

Пустой


Это автопортрет четырехлетней девочки. Это было нарисовано всего через несколько дней после того, как она подверглась сексуальному насилию со стороны пожилого мужчины на барбекю по соседству. Изучив рисунок, врачи отметили, что девочка нарисовала себя без рук, что соответствует беспомощному символизму, присутствующему в других рисунках детей, подвергшихся насилию. Кроме того, эксперты отметили ее большие пустые глаза, которые соответствовали тому, как изображали себя другие дети, которым причинил вред взрослый.

Задний двор


Этот леденящий душу рисунок нарисовала семилетняя девочка. В отличие от других, представленных в нашей галерее, эта конкретная работа была сделана для психолога после того, как девочка уже сообщила о сексуальном насилии со стороны своего отца. При рассмотрении рисунка психолог отметил преувеличенные, непропорциональные размеры половых органов отца, а также его веселое, улыбающееся лицо.

О ВЫСТАВКЕ

По словам эксперта по защите детей доктора Элспет Макиннес, старшего преподавателя Университета Южной Австралии, дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто прячут подсознательные подсказки о своем положении в классных рисунках. К сожалению, многие из этих подсказок обнаруживаются слишком поздно.

О ЗНАКАХ

В ходе своего исследования доктор Макиннес выделяет несколько элементов, которые могут служить предупреждающими знаками. Вот некоторые из этих знаков:

  • Взрослые фигуры с увеличенным ртом или острыми зубами.
  • Нарисованные дети с отсутствующими чертами лица, такими как пустые глаза, отсутствие рук или рта.
  • Нарисованные дети парят в подвешенном состоянии.
  • Взрослые, нарисованные с увеличенными руками и/или острыми пальцами.
  • Нарисованные фигуры с ярко выраженными гениталиями.

ЧТО СПРОСИТЬ

Если эти знаки замечены в детских рисунках, д-р Макиннес также уточняет несколько вопросов, которые следует задать ребенку. Эти вопросы включают:

  • «Расскажите мне об этой фотографии».
  • «Кто на этой картинке?»
  • «Что происходит на этой картинке?»

Задокументируйте ответы ребенка. Если вы подозреваете что-то необычное, обратитесь за советом к специалисту. Если вы подозреваете жестокое обращение, обратитесь в местное агентство по защите детей. В экстренных случаях обращайтесь в местные правоохранительные органы. Для получения более подробной информации, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Работа © Университета Южной Австралии, воспроизведена с разрешения Университета Южной Австралии.

6.1.A2 Эскиз и затенение рта ребенка

Бренда Ходдинотт

Обведите фигуры, а затем добавьте штриховку, чтобы нарисовать рот ребенка, который выглядит трехмерным

Расходные материалы: бумага для рисования, карандаши (2H, HB, 2B и 4B), точилка для карандашей, брусок наждачной бумаги, винил и резинки-клячки

Эта деятельность состоит из трех разделов:

  • Введение
  • Пропорции контура рта
  • Формирование детских губ с растушевкой

ArtSpeak

Перекрестная штриховка: Техника затенения, при которой наборы прямых или изогнутых линий перекрываются или перекрещиваются.

Форма: Элемент искусства, созданный в рисунках и картинах с использованием теней и/или цветов для преобразования форм в трехмерные структуры.

Градация: (также называемая градацией , градиентом, градуированным затенением или градуированными значениями ) Непрерывный плавный переход значений от темного к светлому или от светлого к темному.

Штриховка: Ряд прямых или изогнутых линий (называемый набором ), нарисованных близко друг к другу для создания иллюзии значений. В зависимости от желаемого эффекта затенения отдельные линии в наборах штриховки могут располагаться далеко друг от друга или близко друг к другу.

Подсветка: Небольшой участок рисунка, визуализированный белым или очень светлым цветом для определения самой яркой области, где свет отражается от поверхности. Блики более выражены на блестящих или блестящих поверхностях, чем на тусклых или матовых.

Источник света: Направление, откуда исходит преобладающий свет. Источник света идентифицирует светлые и теневые области объекта рисования, позволяя художникам знать, где добавить светлые или темные линии и значения в своих работах.

Пропорция: Соотношение размеров двух или более компонентов произведения искусства.

В качестве дополнения

По сравнению со ртом ребенка старшего возраста или взрослого рот ребенка пропорционально меньше и имеет более выраженные формы.

Вызов!

Посмотрите на рисунки детских ртов на рис. 1. Сравните рот ребенка (внизу справа) со ртом чуть более старшего возраста и малышей.

Рисунок 1

Введение

Поскольку рты маленьких детей находятся в постоянном движении (говорят, смеются, жуют и корчат рожицы), они принимают разные формы.

По сравнению со ртом ребенка старшего возраста рот младенца обычно имеет более полные губы и более выраженные индивидуальные формы. Ширина рта ребенка увеличивается быстрее, чем его высота, что создает иллюзию того, что с возрастом губы становятся тоньше.

Совет!

Помните: в реальном мире ни одна часть человеческого тела не обведена линиями.

Мастера-художники подсказывают края форм с их штриховкой.

По мере того, как ребенок растет от младенчества до дошкольника, рот увеличивается, чтобы вместить растущую челюсть и полный рот зубов (рис. 2).

В этом упражнении пять форм детских губ преувеличены, чтобы вы могли лучше понять их трехмерную структуру.

Хотя в жизни эти отдельные формы обычно выглядят менее выраженными (более плоскими), их нужно знать, чтобы правдоподобно нарисовать рот на портрете младенца или ребенка любого возраста.

Рисунок 2

Пропорции контура рта

В этом разделе вы сначала сделаете набросок пяти круглых форм, чтобы помочь установить пропорции рта ребенка спереди. Затем вы слегка обрисовываете губы, соединяя внешние секции округлых форм.

1. Нарисуйте три круглые фигуры, изображающие верхнюю губу (рис. 3).

Начните с самого большого и высокого (центральный круг). Две меньшие и нижние круглые формы (по обе стороны от большой) имеют одинаковый размер.

Делайте линии светлыми, чтобы потом их можно было стереть.

Рисунок 3

2. Нарисуйте две круглые фигуры одинакового размера, чтобы изобразить нижнюю губу (Рисунок 4).

Оставьте место в центре пяти кругов, если вы хотите, чтобы рот казался слегка приоткрытым.

Чтобы рот казался закрытым, нарисуйте верхний и нижний круги немного ближе друг к другу.

Рисунок 4

3. С помощью ластика-замешивания осветлите круги.

4. Слегка обведите верхнюю и нижнюю губы (рис. 5 и 6).

Периметр верхней губы касается/прорезает внешние края кругов.

Например, внимательно изучите линию, определяющую нижний край верхней губы.

Рисунок 5

Рисунок 6

5. Сотрите участки кругов, которые находятся за пределами губ (Рисунок 7).

Рисунок 7

6. Добавьте крошечные круги внутри каждой круглой формы, чтобы обозначить блики.

Не забудьте оставить эти блики белыми (или светлыми) при добавлении теней.

Источник света исходит из верхнего правого угла.

7. Осветлите весь контурный рисунок ластиком-клячкой.

Если вы все еще можете четко видеть линии наброска вокруг пяти кругов, снова промокните их заостренным кончиком ластика, пока они не станут светлее.

Формируем губы ребенка с помощью штриховки

В этом разделе вы добавляете штриховку к пяти круглым формам, чтобы рот ребенка выглядел трехмерным.

В иллюстрациях к этому уроку используется штриховка и перекрестная штриховка; однако вы можете использовать любую технику затенения, которая вам удобна.

8. Карандашом 2H и штриховкой слегка заштрихуйте губы (рис. 8 и 9).

Помните: источник света исходит из верхнего правого угла, поэтому общее затенение слева темнее.

Секции в левом нижнем углу, которые не являются частью кругов, должны быть еще темнее.

Рисунок 8

Рисунок 9

9. Карандашом 2B заштрихуйте отверстие рта (Рисунок 10).

Рисунок 10

10. С помощью ластика, сформованного в виде клина или кончика, еще раз осветлите очертания губ и пять круглых фигур.

11.Сотрите контурные линии по периметру губ, пока они не станут едва заметными.

12. Используйте перекрестную штриховку, чтобы сгладить затенение губ (рис. 11 и 12).

Рисунок 11

Рисунок 12

13. С помощью 4B слегка затемните штриховку внутри отверстия рта.

14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *