Разное

Ростовая таблица детей: соотношение параметров ребенка по годам

Содержание

Возрастные таблицы нормы роста и веса детей 🚩 Развитие ребенка

В первую очередь родители должны отслеживать происходящие у их малыша физические изменения, чтобы понимать всё ли с ним в порядке. Для этого мамам с папами следует знать нормы показателей физического уровня мальчиков и девочек, соответствующие каждому возрасту.

Родителей всегда волнует вопрос физических параметров их растущего чада, особенно в сравнении с другими детьми. Но нужно понимать, что не стоит сравнивать своего малыша с более высоким погодкой или пытаться перекармливать худенькую дочку лишь потому, что соседская девочка такого же возраста имеет более упитанный вид. Физические данные ребёнка зависят от многих факторов.

К факторам, оказывающим влияние на рост и вес детей, относятся:

  • Пол.
  • Весовые и ростовые показатели при рождении.
  • Наследственный фактор.
  • Наличие врождённых патологических заболеваний, сбоя в хромосомном наборе.
  • Питание.
  • Социальные условия проживания.

Мальчики зачастую выше и крупнее девочек. У низкорослых родителей в большинстве случаев рождаются дети, которые никогда не будут отличаться высоким ростом.

Доказано, что грудничок на искусственном вскармливании гораздо быстрее набирает вес, чем грудничок, которого мама кормит грудным молоком. Об этом свидетельствует и статистика, приведённая ВОЗ. Причём зафиксировано, что за последние 20 лет нормы роста и массы тела младенцев до года снизились на 15-20%. Это объясняется тем, что в последнее время большинство мам предпочитают вскармливать своё новорождённое дитя естественным способом. В связи с этим, в 2006 году таблицы нормативов роста и веса детей были откорректированы под развитие современных деток.

Таблицы детских весовых и ростовых параметров, разработанные ВОЗ, считаются наиболее приемлемыми для определения параметров физического развития ребёнка. Ведь все нормативы в таблице имеют удобную для применения градацию, состоящую из следующих показателей: средний, низкий либо высокий, ниже либо выше среднего.

Как правило, мальчик прекращает своё физическое развитие к 17-18 годам. Девочка же перестаёт развиваться в 19-20 лет. Ребёнок на пути формирования во взрослого половозрелого человека проходит несколько этапов:

  • Новорождённый возраст.
  • Грудничковый возраст.
  • Ранний возраст.
  • Дошкольный возраст.
  • Школьный возраст.
  • Пубертатный период.

Возраст младенца от момента рождения до 1 месяца считается крайне важным этапом в жизни малыша. Новорождённый период является базой для дальнейшего развития.

В течение грудничкового периода (с 1 месяца до 1 года) малыш стремительно развивается. В раннем возрасте от 1 года до 3 лет у крохи происходит активное формирование эмоциональной системы. Дошкольный возраст длится от 3 лет до 6-7 лет, когда ребёнок проходит следующий этап интенсивного физического развития, становления нервной системы и мозга.

В течение школьного периода (7-17 лет) ребёнок формируется психологически. Ближе к середине этого этапа подросток начинает стремительно расти, его тело сильно меняется. Этот период жизни является крайне важным и волнительным в жизни любого человека. Именно в школьные годы происходит становление личности человека, он переживает подростковый кризис и пубертатное созревание. У девочек примерный возраст пубертата - 11-12 лет, мальчиковый пубертат начинается после 12-13 лет.

Родителям во время полового созревания подростка стоит быть особенно внимательными к своим чадам, ведь в это время может возрастать количество психологических и физиологических проблем. Подросткам необходимо давать больше заботы, участия и особенно тщательно следить за их рационом и эмоциональным состоянием, советовать бывать больше на свежем воздухе, заниматься физическими упражнениями умеренной интенсивности.

По данным таблицы ВОЗ легко оценивается физическое развитие младенца независимо от способа вскармливания. Однако при этом стоит учитывать, что каждый малыш индивидуален и развивается по-своему. Отклонение от средних норм не нужно связывать с каким-либо патологическим процессом. Кроме ростовых и весовых нормативов необходимо учитывать их соотношение и ежемесячную прибавку. Для отслеживания физического развития ребёнка используется антропометрический метод.

Обязательной и важной процедурой является взвешивание и измерение роста новорождённого младенца. Первичную оценку уровня физического развития малыша врач-педиатр проводит в соответствии с таблицей ВОЗ. Для определения пропорциональности тела новорождённого, врач измеряет, помимо ростовых и весовых параметров, окружности груди и головы. В случае выявления недобора массы тела в оперативном порядке предпринимаются меры.

В течение первых 6 месяцев жизни младенец интенсивно растёт. При этом развитие происходит неравномерно. Например, в летний период младенцы при обилии витамина Д развиваются куда быстрее. Во сне, как считается, детки тоже растут стремительнее.

Существует росто-весовой норматив для младенца с рождения и до годовалого возраста. По версии ВОЗ прирост малыша в течение первого года жизни должен располагаться в следующих пределах:

  • Первые 3 месяца жизни – прибавка в росте от 3 до 4 см.
  • Возраст от 3 до 6 месяцев – увеличение роста на 2-3 см.
  • Возраст от 6 до 9 месяцев – прибавка роста от 4 до 6 см.
  • Возраст от 9 до 12 месяцев – прибавка 3 см.

Нормальный вес только что родившегося младенца колеблется в диапазоне от 2500 г до 4500 г. По данным ВОЗ за месяц привес младенца должен быть примерно 400 г. В возрасте от 6 месяцев до 1 года масса малыша обычно увеличивается не меньше, чем на 150 г. При оценке скорости прибавки веса нужно учитывать массу тела младенца при рождении.

Ростовой и весовой стандарт учитывает помимо прочего половую принадлежность новорождённого. Зачастую мальчики быстрее растут и набирают массу более высокими темпами, чем девочки. Потому ВОЗ была разработана отдельная таблица ростовых и весовых нормативов для мальчиков и таблица этих показателей для девочек.

Рост малышей в возрасте от 1 года до 3 лет начинает замедляться и прирост составляет около 10 см в год. Привес в среднем колеблется от 2 до 3 кг.

В возрастном диапазоне 3-7 лет телосложение малышей начинает меняться. Отмечается активный рост ног, увеличение головы, наоборот, замедляется. Физическое развитие ребёнка в этот период отличается неравномерностью:

  • в возрасте от 3 до 4 лет среднее увеличение роста составляет 4-6 см, веса – 1,5-2 кг;
  • у пятилетки в среднем увеличение роста составляет 2-4 см, веса – 1-1,5 кг;
  • шестилетний малыш вырастает в среднем на 6-8 см, масса тела увеличивается на 3 кг.

В течение лета малыш активнее всего развивается. Этому способствует большая физическая нагрузка, обилие солнца, свежего воздуха и достаточное потребление витаминов.

В 6-8 лет у школьников начальных классов начинается довольно напряжённый период в их жизни. Маленький школьник испытывает непривычные нагрузки, что может сказаться на его физическом развитии. Родителям необходимо тщательно следить за изменениями физических показателей своих детей. При малейших отклонениях от нормальных ростовых и весовых показателей стоит проверить младшеклассника у специалиста и, в случае необходимости, предпринять меры для устранения их причин.

Шкала среднего веса и роста детей от 11 до 17 лет имеет довольно большой разброс показателей. Это объясняется тем, что дети в этот период претерпевают наиболее сильные физические изменения. Этот возрастной цикл характеризуется становлением сначала ребёнка подростком, а затем подростка половозрелым человеком. Период полового созревания подростков имеет ряд особенностей.

  1. Активный рост девочек происходит в возрасте от 10 до 12 лет.
  2. Мальчики интенсивнее всего развиваются в 13-16 лет.
  3. Скачок роста спровоцирован всплеском гормонов в пубертатный период.
  4. Соответствие роста и веса в этот период зачастую бывает весьма условным.
  5. Во время пубертатного периода нередко подростки отличаются избыточной массой тела.

Норма веса и роста ребёнка - весьма условное понятие. Этот параметр зависит от многих факторов и не всегда является следствием патологических заболеваний. На возрастную таблицу нормы роста и веса детей нужно лишь ориентироваться. Но если ребёнок, вне зависимости от возраста, слишком активно набирает или теряет вес, показатель его роста сильно отличается от нормативов, то следует обратиться к врачу-гастроэнтерологу, генетику, эндокринологу и невропатологу.

Высота стола, высота стула, ростовая группа

Главная → Как подобрать высоту детского стола и стула

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста.

Утвержден постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г. №91. (санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.42.2660-10)

Группа роста детей (мм)

Группа мебели

Высота стола (мм)

Высота стула (мм)

до 850

00

340

180

от 850 до  1000

0

400

220

1000-1150

1

460

260

1150-1300

2

520

300

1300-1450

3

580

340

1450-1600

4

640

380

 

Подобрать СТУЛЬЯ под необходимую группу роста


Подобрать СТОЛЫ под необходимую группу роста

 

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста.

 

Маркировка столов и стульев в детском саду и ДОУ по САНПИН, по цветам.


ГОСТ 16371-2014. «Мебель.Общие технические условия.» установлено:
На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для дошкольных учреждений должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10×15 мм следующих цветов в зависимости от ростовых номеров изделия мебели:

00 — черный;
0 — белый;
1 — оранжевый;
2 — фиолетовый;
3 — желтый;
4 — красный;
5 — зеленый;
6 — голубой.

Способ нанесения цветной маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность.
Допускается нанесение цветной маркировки, выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.

Ростовые группы столов и стульев по ГОСТ:
для столов в ГОСТ 19301.1-94 Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов
для стульев в ГОСТ 19301.2-94 Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев

 

 

Ростовые группы детской и школьной мебели

Выбирая детскую мебель, родители малышей и руководители дошкольных и школьных учреждений часто сталкиваются с тем, что нужно не просто выбрать модель и цвет изделия, но также определиться с ростовой группой. Так что же такое ростовая группа? Как правильно подобрать нужную ростовку детского стульчика или стола? Чем руководствоваться?

Создавая детскую дошкольную мебель и мебель ученическую для школ, дизайнеры-конструкторы нашей компании, конечно, руководствуются нормативными документами, в которых четко прописаны все требования к мебели, а также возможные ростовые группы.


Действующие ГОСТы и СанПиН для дошкольной мебели:

ГОСТ 19301.1-2016. «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2016 г. N 644-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 19301.1-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

ГОСТ 19301.2-2016.  «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2016 г. N 645-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 19301.2-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 года.

Действующие ГОСТы и СанПиН для ученической мебели:

ГОСТ 11015-93. «Столы ученические. Типы и функциональные размеры». Утвержден и введен в действие 1 января 1995.

ГОСТ 11016-93. «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры». Утвержден и введен в действие 1 января 1995.

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2010 года.

Как правильно маркировать изделия можно посмотреть в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" ст. 5 п.7.2 (содержание маркировки), п.7.3 (цвета маркировки) (ТР ТС 025/2012)


Так что же такое мебельная ростовая группа?

Само понятие «ростовая группа» возникла из соображений здорового развития детского организма. Для формирования правильной здоровой осанки малышей необходимо, чтобы они не только вели активный образ жизни, но также правильно сидели за партами на правильных стульях. Для этого и были разработаны ростовые группы, при которых высота стула и стола зависят напрямую от роста ребенка, и учитывают особенности посадки ребенка. 


Важно! При подборе мебели нужно учесть, что: 

  • при согнутых коленях в 90 градусов, ступни ног должны полностью соприкасаться с полом;
  • между коленями и столешницей должно быть пространство не менее 110 мм для свободного движения,
  • передний край стула не должен вплотную примыкать к подколенным впадинам, нижняя часть бедра должна быть свободна от давления стула,
  • предплечье руки, согнутое в локте под 90 градусов, должно спокойно без напряжения лежать на столешнице,
  • спинка стула должна обеспечивать поддержку спины в двух местах (поясничная область, нижняя часть лопаток),
  • между сиденьем стула и спинкой должно быть предусмотрено свободное пространство.

Все вышеперечисленные условия соблюдаются в ростовых группах. И зная рост своего ребенка, Вам уже не придется бегать по всем магазинам с рулеткой и мерить мебель. Достаточно просто определиться с этой самой ростовой группой.

Таблица ростовых групп в зависимости от роста ребенка

Рост ребёнка (мм)

Ростовая группа для мебели и цвет маркировки

Группа в детском саде или класс в школе (примерно)

Высота от пола до сиденья стула (мм)

Высота от пола до столешницы стола (мм)

до 850

00
(черный)

-

180

340

850-1000

0
(белый)

младшая группа

220

400

1000-1150

1
(оранжевый)

младшая/средняя группы

260

460

1150-1300

2
(фиолетовый)

средняя/старшая группы

300

520

1300-1450

3
(желтый)

старшая группа/1-й класс

340

580

1450-1600

4
(красный)

1-3 классы

380

640

1600-1750

5
(зеленый)

4-7 классы

420

700

1750-1850

6
(голубой)

8-11 классы

460

760

св.1850 7
(черный)
11 класс, ВУЗы, колледжи, техникумы, училища и т.д. 500 820

Как сэкономить на растущей мебели?

Дети, говорят, – цветы жизни, и эти цветы жизни очень стремительно растут. Каждый родитель и руководители дошкольных и школьных организаций обязательно задумывались – как же сэкономить на покупке мебели для детей, но при этом, чтобы ни качество, ни, тем более, обязательные требования к детской мебели не пострадали.

В нашей компании, конечно, и об этом подумали. И в каталоге продукции Вы сможете найти не только мебель определенной ростовой группы, но и мебель, которую можно регулировать по мере роста вашего ребенка. Такая мебель называется «растущая» и является очень популярной как в детских садах и школах, так и дома.

Так в чем же экономия? В растущей мебели разработаны ножки специальной конструкции, в которой предусмотрено сразу по три ростовых группы. Вы покупаете растущие стол и стульчик, и по мере того, как подрастает ваш малыш – переставляете высоту ножек! И все – ближайшие два-три, а то и четыре года Вам не придется думать о новой подходящей мебели для ребенка!

Осталось дело за малым, выбрать дизайн и цвет! Например:

                    

                    

                    

                    

Ростовые группы детских парт и стульев

Как не ошибиться с размером, подбирая парту и стул ребенку. Изучаем мебельные ростовые группы по ГОСТам и СанПиНам.

Что такое мебельная ростовая группа?

Само понятие «ростовая группа» возникло из соображений здорового развития детского организма. Для формирования правильной здоровой осанки малышей необходимо, чтобы они не только вели активный образ жизни, но также правильно сидели за партами на правильных стульях. Для этого и были разработаны ростовые группы, при которых высота стула и стола зависят напрямую от роста ребенка, и учитывают особенности посадки ребенка.
Важно! При подборе мебели нужно учесть, что:
  • при согнутых коленях в 90 градусов, ступни ног должны полностью соприкасаться с полом;
  • между коленями и столешницей должно быть пространство не менее 110 мм для свободного движения,
  • передний край стула не должен вплотную примыкать к подколенным впадинам, нижняя часть бедра должна быть свободна от давления стула,
  • предплечье руки, согнутое в локте под 90 градусов, должно спокойно без напряжения лежать на столешнице,
  • спинка стула должна обеспечивать поддержку спины в двух местах (поясничная область, нижняя часть лопаток),
  • между сиденьем стула и спинкой должно быть предусмотрено свободное пространство.
Таблица ВОЗ норм роста детей от 4 до 10 лет

Таблица ростовых групп в зависимости от роста ребенка

Рост ребёнка (мм) Ростовая группа для мебели и цвет маркировки Группа в детском саде или класс в школе (примерно) Высота от пола до сиденья стула (мм) Высота от пола до столешницы стола (мм)
до 850 00(черный) - 180 340
850-1000 0(белый) младшая группа 220 400
1000-1150 1(оранжевый) младшая/средняя группы 260 460
1150-1300 2(фиолетовый) средняя/старшая группы 300 520
1300-1450 3(желтый) старшая группа/1-й класс 340 580
1450-1600 4(красный) 1-3 классы 380 640
1600-1750 5(зеленый) 4-7 классы 420 700
1750-1850 6(голубой) 8-11 классы 460 760
св.1850 7(черный) 11 класс, ВУЗы, колледжи, техникумы, училища и т.д. 500 820

Таблица размеров модельного ряда FunDesk:

Модель парты Соответствие ростовой группе мин высота парты (мм) макс высота парты (мм) мин высота стула (мм) макс высота стула (мм)
Piccolino II 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 540 760 320 440
Piccolino 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 540 760 320 440
Bambino 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 540 760 320 440
Vivo 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 530 780 330 460
Vivo II 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 530 780 330 460
Sole 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 510 760 340 470
Sole II 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 510 760 340 470
Cantare 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 546 766 320 440
Lavoro 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 540 720 300 440
Lupin 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 525 745 310 430
Karo 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 525 745 310 430
Disa 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 526 746 300 440
Colore 2, 3, 4, 5, 6 (рост от 1,15 до 1,85 м) 540 760 - -
Volare 3, 4, 5, 6, 7 (рост от 1,3 и свыше 1,85 м) 590 810 - -
Amare 3, 4, 5, 6, 7 (рост от 1,3 и свыше 1,85 м) 590 810 - -
Creare 3, 4, 5, 6 (рост от 1,3 до 1,85 м) 560 760 - -
Sognare 3, 4, 5, 6, 7 (рост от 1,3 и свыше 1,85 м) 590 810 - -
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что благодаря регулировкам высоты у парты и стульчика, все комплекты FunDesk и CUBBY подходят для детей от средней группы садика до 11 класса школы. А за отдельными большими партами будет удобно учиться и в ВУЗах.

При подборе детской мебели для занятий и творчества (парты и стулья) удобно ориентироваться на действующие ГОСТы и СанПиНы для дошкольной и ученической мебели.

Действующие ГОСТы и СанПиН для дошкольной мебели:
ГОСТ 19301.1-2016. «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2016 г. N 644-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 19301.1-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

ГОСТ 19301.2-2016. «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2016 г. N 645-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 19301.2-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 года.

Действующие ГОСТы и СанПиН для ученической мебели:
ГОСТ 11015-93. «Столы ученические. Типы и функциональные размеры». Утвержден и введен в действие 1 января 1995.

ГОСТ 11016-93. «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры». Утвержден и введен в действие 1 января 1995.

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2010 года.

Как правильно маркировать изделия можно посмотреть в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" ст. 5 п.7.2 (содержание маркировки), п.7.3 (цвета маркировки) ( ТР ТС 025/2012)

К вопросу о современных стандартах показателей физического развития (длины и массы тела) детей грудного возраста | Сахно Л.В., Ревнова М.О., Колтунцева И.В., Мишкина Т.В., Гайдук И.М., Баирова С.В.

Введение

Физическое развитие — важный показатель здоровья ребенка. Под термином «физическое развитие детей» понимается процесс «обусловленного возрастом изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма» [1].

Оценка физического развития детей входит в структуру комплексной оценки состояния здоровья, осуществляется педиатрами регулярно на профилактических осмотрах, частота которых снижается с увеличением возраста ребенка [3]. Наиболее тщательного контроля требует первый год жизни, поскольку именно в этом возрасте рост и развитие идут очень бурными темпами (в среднем за 12 мес. здоровый ребенок утраивает свой вес и вырастает на 25–30 см). Кроме того, возраст от 0 до 12 мес. относится к критическому периоду онтогенеза, когда ребенок наиболее чувствителен к воздействию различных негативных факторов.

Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, считаются длина и масса тела [4, 5].

Уровень физического развития, его гармоничность являются объективным отражением состояния здоровья ребенка. Рост ребенка — важный показатель соматического здоровья, признак адекватной работы эндокринной системы, социального благополучия (сбалансированное питание, уход за ребенком, психоэмоциональное окружение), выраженные отклонения в росте могут свидетельствовать о генетическом заболевании [6]. Масса тела — показатель более лабильный и первым отвечает на воздействие внешних и внутренних факторов. Есть данные, что снижение массы тела ассоциируется с риском развития инфекционных болезней, анемий, психомоторных нарушений [6]. Избыток массы тела ребенка может быть связан как с нерациональным питанием ребенка, так и с эндокринной, генетической патологией [5]. Очень важно как можно раньше выявить отклонение показателей физического развития от нормативных значений, определить уровень и причину этих отклонений, чтобы при необходимости приступить к углубленному обследованию пациента. При этом показатели для оценки антропометрических данных должны соответствовать современным реалиям. С этих позиций анализ секулярного тренда ростовых процессов необходим для адекватной оценки физического развития детей [7–10]. Есть данные, что в нашей стране имеется тенденция к увеличению длины тела современных городских новорожденных по сравнению с детьми, рожденными в середине прошлого века [11, 12]. Те же тенденции прослеживаются и у европейских новорожденных, о чем свидетельствуют данные исследований зарубежных авторов [13–15].

Для педиатра знание первоначальных данных о росте и развитии ребенка, темпов их изменений (динамики процесса) необходимо для качественной оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма [4, 6]. У детей раннего возраста, особенно первого года жизни, темпы физического развития являются очень точным индикатором здоровья ребенка. Многие хронические заболевания могут не иметь четкой клинической симптоматики. И именно нарушение темпов прибавки массы тела и роста является, возможно, первым донозологическим проявлением болезни.

В повседневной практике врачи чаще используют два способа оценки физического развития — параметрический, или сигмальный, и непараметрический — центильный.

Врачи-педиатры первичного звена, в т. ч. из Санкт-Петербурга, в ежедневной практике чаще используют центильные таблицы, разработанные И.М. Воронцовым (1986 г.) [2]. Для построения этих таблиц использовались данные массового обследования детей Северо-Западного региона РФ.

Метод оценки физического развития с помощью центильных таблиц прост в работе, т. к. исключает расчеты. Центильные шкалы представляют собой описание частотных долей распределения диапазона варьирования признаков, абсолютно независимое от математического распределения. Соответственно, эти шкалы более универсальны. Они удобны при массовых профилактических обследованиях детей, для выделения групп с «пограничными» значениями и возможными патологическими отклонениями признаков [16].

Показатели физического развития детей и подростков могут быть отражением климатических, социально-экономических, этнических и иных особенностей конкретного региона. Есть мнение, что региональные стандарты физического развития детей и подростков должны пересматриваться через каждые 5–10 лет. В России в связи с происходящими в последние десятилетия процессами социально-экономических преобразований и усиливающимися тенденциями социальной стратификации проведение популяционного мониторинга показателей роста и развития представляется первоочередной, насущно необходимой задачей [6, 17].

Цель исследования: провести сравнительный анализ показателей длины и массы тела детей в возрасте от 0 до 12 мес. (2016–2017 гг. рождения), проживающих в Северо-Западном регионе, и данных центильных таблиц, разработанных И.М. Воронцовым в 1986 г.

Материал и методы

Данные в рамках выполненного исследования собирались в период 2016–2017 гг. в г. Санкт-Петербурге и других населенных пунктах Северо-Западного региона. Участники исследования, проводившие непосредственный отбор данных, на этапе подготовки проходили соответствующий инструктаж по методикам сбора данных и дополнительное обучение по вопросам стандартизации антропометрических измерений. Верификация методик измерений (на этапе сбора) проводилась по тестовым антропометрическим данным, предоставленным специалистами (экспертами) кафедры.

Измерены длина и масса тела у 2419 детей (1243 — мальчики, 1176 — девочки) в возрасте 0–12 мес. 2016–2017 гг. рождения. Все дети доношенные, родились в гестационном сроке 37–42 нед. Возрастные группы были выделены с применением стандартных градаций (к детям 2 мес. были отнесены дети в возрасте от 1 мес. 16 дней до 2 мес. 15 дней, 3 мес. — от 2 мес. 16 дней до 3 мес. 15 дней и т. д.). Дети осматривались на профилактических приемах педиатром и на момент исследования не имели никаких острых и хронических заболеваний. Осмотр детей проводился после получения информированного согласия родителей.

В ходе набора статистических данных измерялись следующие антропометрические параметры: масса и длина тела в положении лежа.

Был проведен анализ измерений антропометрических параметров с целью предварительной оценки достоверности и проведения отбраковки. Антропометрические данные примерно 13% субъектов, прошедших скрининг, были признаны недостоверными и исключены из состава обрабатываемой выборки. Следует отметить, что малый вес субъекта скрининга при рождении (<3000 г) не являлся основанием для исключения из состава выборки, а доля субъектов с малым весом в общей совокупности значений была низкой и не превышала 2,4%.

Аналогичный анализ и отбраковка были проведены и для измерений длины тела.

Далее по каждой выборке входных данных (массы и длины тела) оценивались значения математического ожидания (среднего) М и среднеквадратического значения параметра (СКО, σ) для реализации метода сигмальных отклонений [18].

Наибольший интерес представляет последующая оценка достоверности или оценка статистической достоверности различий [18] между двумя независимыми выборками значений. В качестве опорной выборки принимались значения, полученные в работе И.М. Воронцова [2].

Расчеты показали, что коэффициент достоверности t, рассчитанный по результатам обработки данных физи­ческого развития 1986 г. [2], и данных, полученных в 2016–2017 гг. (для обоих полов), больше 2, что подтверждает наличие статистических различий между указанными выборками с вероятностью, превышающей 95% (р<0,05).

Результаты исследования

В ходе работы были измерены длина и масса тела у 2419 детей, проживающих в Северо-Западном регионе (1243 мальчика, 1176 девочек), из них новорожденных — 136 мальчиков, 151 девочка, затем были рассчитаны среднее значение параметров физического развития и среднее квадратическое отклонение (табл. 1).


В исследуемой группе детей, как и 30 лет назад, наблюдалось некоторое преобладание длины и массы тела у мальчиков по сравнению с данными показателями у девочек.

При сравнении средних показателей (50-й центиль) длины и массы тела детей, по данным нашего исследования, можно говорить о тенденции к увеличению массо-ростовых показателей как у мальчиков, так и у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению со сверстниками, рожденными в 1986 г. (рис. 1, 2). Так, длина тела мальчиков при рождении, по данным нашего исследования, составила 52,0 см, в 1986 г.— 51,3 см (p<0,05). Показатели длины тела девочек при рождении составили 52,0 см (2016–2017 гг.) и 50,7 см (1986 г.)  (p<0,05). К 1 году длина тела, по данным нашего исследования, также достоверно различалась (р<0,05) и составила 76,0 см у мальчиков (в 1986 г.— 75,5 см) и 75 см у девочек (в 1986 г.— 74,1 см). Более высокие показатели массы тела как у мальчиков, так и у девочек в зоне 50-го центиля в группе нашего исследования по сравнению с 1986 г. отмечались в среднем первые 5–6 мес.



Средние прибавки массы и длины тела в год в группах детей со средними антропометрическими показателями за 30 лет, по данным нашего исследования, не претерпели значительных изменений.

Мы провели сравнение показателей длины и массы тела в области очень высоких (97-й центиль — рис. 3, 4) и области очень низких (3-й центиль — рис. 5, 6) значений.





Показатели длины тела при рождении в зоне 3-го центиля как у мальчиков, так и у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению с 1986 г., по данным нашего исследования, повысились. Так, длина тела мальчиков при рождении в этой группе составила, по данным нашего исследования, 49,0 см, девочек — 48,0 см, в 1986 г. эти показатели составляли 46,5 см и 45,8 см соответственно (р<0,05). К 1 году показатели длины тела детей в зоне очень низких значений в нашем исследовании и по данным центильных таблиц 1986 г. достоверно не различались (рис. 3). Показатели массы тела в области очень низких значений при рождении как у мальчиков, так и у девочек за 30 лет практически не изменились, однако к 12 мес. заметно незначительное преобладание массы тела у детей, рожденных в 2016–2017 гг. (рис. 4).

Показатели длины тела по 97-му центилю имеют тенденцию к увеличению у детей, особенно у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению с показателями 1986 г. Так, длина тела при рождении как мальчиков, так и девочек в зоне очень высоких показателей, по данным нашего исследования, составила 56,0 см, в 1986 г. этот показатель достигал 55,0 см у мальчиков и 53,9 см у девочек (р<0,05). Длина тела в 1 год у девочек в 2016–2017 гг. составила 81,2 см, что заметно выше по сравнению с 1986 г.— 79,6 см (р<0,05) (рис. 5).

Показатели массы тела в области очень высоких значений имеют в нашем исследовании небольшую тенденцию к нарастанию, которая у мальчиков заметна на протяжении первого полугодия жизни, у девочек — на протяжении всего года (рис. 6).

Заключение

При оценке длины и массы тела у детей 1-го года жизни в нашем регионе сохраняется небольшое преобладание данных показателей у мальчиков по сравнению с девочками.

В целом при сравнении центильных показателей длины и массы тела мальчиков и девочек первого года жизни, рожденных в 2016–2017 гг., с данными 1986 г. можно говорить о тенденции к увеличению этих показателей за последние 30 лет (р<0,05).

Для более полного и объективного представления о современных показателях физического развития детей и подростков необходимо динамическое наблюдение за развитием каждого ребенка.

Перспективой в оценке физического развития детей как составляющей в разработке электронных карт истории развития ребенка (ф. 112) и цифровизации российской медицины мы считаем введение блока графического изображения лонгитюдных кривых развития в карту каждого ребенка. Это позволит проследить динамику физического развития конкретного ребенка и вовремя заметить возможные негативные тенденции.

Целесообразно использование данных в цифровой карте развития ребенка при разработке национального стандарта физического развития детей.

В дальнейшем, с нашей точки зрения, данный пакет программ должен предусматривать всероссийский автоматический анализ и составление таблиц (или кривых) физического развития детей на основании статистики конкретного региона и страны в целом каждые 5–10 лет.

Сведения об авторах:

Сахно Лариса Викторовна — к.м.н., ассистент кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0002-6818-6695;

Ревнова Мария Олеговна — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0002-3537-7372;

Колтунцева Инна Викторовна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0002-4327-1260;

Мишкина Татьяна Владимировна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0001-5498-6061;

Гайдук Ирина Михайловна — д.м.н., профессор кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0003-3633-4662;

Баирова Светлана Вадимовна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0001-5125-1094.

ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России. 194100, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2.

Контактная информация: Гайдук Ирина Михайловна, e-mail: [email protected] Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует. Статья поступила 31.03.2019.

About the authors:

Larisa V. Sahno — MD, PhD, assistant of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0002-6818-6695;

Mariya O. Revnova — MD, PhD, Head of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0002-3537-7372;

Inna V. Koltunceva — MD, PhD, associate professor of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0002-4327-1260;

Tat’yana V. Mishkina — MD, PhD, associate professor of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0001-5498-6061;

Irina M. Gajduk — MD, PhD, Professor of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0003-3633-4662;

Svetlana V. Bairova — MD, PhD, associate professor of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0001-5125-1094.

St. Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya str., 194100, St. Petersburg, Russian Federation.

Contact information: Irina M. Gajduk, e-mail: [email protected] Financial Disclosure: author has no a financial or property interest in any material or method mentioned. There is no conflict of interests. Received 31.03.2019.

.

Физическое развитие недоношенных ДЕТЕЙ (Лекция) / 1-й номер / 2014 год