Роль сверстников в общении с детьми дошкольного возраста: Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника
Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника
Автор: Дьяченко Татьяна Владимировна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.
Дата публикации: 19.09.2019 2019-09-19
Статья просмотрена: 5562 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 1 (pdf)
Библиографическое описание:Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т. В. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 06.04.2023).
В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.
Одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности. Начиная с раннего возраста, взрослые, посредством общения, передают модель окружающего мира.
Через примитивную игру и рассказывание сказок сообщают о взаимоотношениях между людьми, помогают понять причинно-следственную связь. Постепенно ребенок переходит из зоны влияния значимых для него близких людей в зону контактов со сверстниками. Здесь как раз и проявляется характер ошибок взаимодействия «взрослый-ребенок». Именно слова, переданные вербальными формами отношений и невербальными — в виде поступков и действий взрослых, определяют дальнейшее психологическое развитие ребенка и его потребность в общении. Они также способствуют развитию коммуникативных отношений и влияют на эмоциональную окраску этих отношений.Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями. Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе.
В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.
Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней. Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства. Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации.
Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений. Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.
Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.
Таким образом, определение возникновения нарушений в общении у детей дошкольного возраста и диагностика их, играют немаловажную роль для своевременной коррекции и обучения способам гармоничного построения взаимоотношений со сверстниками. Использование психотерапевтических технологий дает психологам возможность помочь ребенку справиться с нарушениями общения среди сверстников и со взрослыми людьми, восстановить его эмоциональное равновесие и, при необходимости, устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Все эти навыки помогут детям дошкольного возраста преодолеть трудности во взаимоотношениях, поддержат стремление к контактам и поспособствуют успешному развитию взаимоотношений с окружающими людьми. Современный мир требует от специалистов разного уровня создания и использование новых методов и психокоррекционных программ, направленных на данную проблематику, что обусловлено развитием индивидуальности психических особенностей каждого ребенка.
Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него. К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям.
Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, сверстник, контакт, общение, окружающий мир, отношение, роль общения, умение.
Похожие статьи
Особенности
отношения к сверстникам у детей дошкольного…Общение со сверстниками является школой социальных отношений (B. C. Мухина). Оно стимулирует преодоление ребенком
2. Бабаева, Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного
Психологические особенности
общения детей старшего…ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник
Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только
Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми…
Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор…дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение, совместная
Главный смысл совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком окружающей. ..
Проблема
общения у дошкольников | Статья в сборнике…Дошкольный возраст — главный период в воспитании ребенка.
Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. К проблеме
Формирование коммуникативных навыков
дошкольников…Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них — социальная чувствительность, а коммуникативная
дошкольный возраст, сверстник , ребенок, взрослый , отношение, формирование личности, окружающий мир, общение. ..
Проявления застенчивости у старших
дошкольников в процессе…ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник.
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.
Особенности
общения со сверстниками детей старшего…В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.
Формирование
умений взаимодействовать со сверстниками…ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с
Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие, но и…
Особенности
общения в детском возрасте | Статья в журнале…Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.
Похожие статьи
Особенности
отношения к сверстникам у детей дошкольного…Общение со сверстниками является школой социальных отношений (B. C. Мухина). Оно стимулирует преодоление ребенком
2. Бабаева, Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения…
Психологические особенности
общения детей старшего…ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник
Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только
Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми. ..
Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор…дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение, совместная
Главный смысл совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком окружающей…
Проблема
общения у дошкольников | Статья в сборнике…Дошкольный возраст — главный период в воспитании ребенка.
Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. К проблеме детского межличностного отношения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные…
Формирование коммуникативных навыков
дошкольников…Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них — социальная чувствительность, а коммуникативная
дошкольный возраст, сверстник , ребенок, взрослый , отношение, формирование личности, окружающий мир, общение…
Проявления застенчивости у старших
дошкольников в процессе…ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник.
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.
Особенности
общения со сверстниками детей старшего…В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.
Формирование
умений взаимодействовать со сверстниками…ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с
Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие, но и…
Особенности
общения в детском возрасте | Статья в журнале…Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.
Роль общения дошкольников со сверстниками в эмоционально-экспрессивном развитии
Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действийи чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю,успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и др. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон дских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач.
Второе отличие общения сверстников от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников (по данным В. В. Ветровой) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданностьникакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяют предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить оригинальностьи самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы “переломы”. От 2 до 7 лет отмечаются 2таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй – около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимостисверстникав жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1-2 лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре.
Второй “перелом” внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей,дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками(М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, 1989).
Общение детей разворачивается не само по себе, в хаотичном порядке, а имеет определенные этапы, которые следуют один за другим.
Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка и является условием эмоционально экспрессивного развития. Для общения со сверстниками характерны яркая эмоциональность, отсутствие регламента в общении. Все это придает коммуникативной деятельности особую эмоциональную насыщенность, где ребенок может в полной мере проявить свое экспрессивное “Я”.
Общение выступает своеобразным институтом социализации эмоций, переживаний. Именно в общении ребенок имеет возможность упражняться в проявлении своих переживаний, используя как вербальные, так и невербальные средства общения: речь, мимика, жесты. В общении со сверстниками создаются благоприятные условия для обогащения и дифференциации эмоций и чувств, через общение проходит развитие эмоционально- экспрессивных представлений. За счет речевого общения происходит увеличение активного и пассивного словаря, обозначающего эмоциональные состояния.
Благодаря речи у детей развивается умение определять эмоциональное состояние других людей, происходит овладение средствами выражения своего эмоционального состояния к сверстнику.
Общение со сверстниками является необходимым условием благоприятного развития личности. Развивая навыки общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками, мы способствуем социальному, нравственному, эмоционально-экспрессивному развитию ребенка.
Работая по данному направлению был составлен комплекс занятий, направленных на развитиеэмоционально- экспрессивной сферы старших дошкольников через речевые ситуации. Вот пример одного из таких занятий (для подготовительной группы).
“Мое поведение в конфликте”.
Задачи:
- Учить поддерживать интерес собеседника к взаимодействию;
- Развивать стремление к конструктивному общению;
- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
Оборудование: не требуется.
Ход урока
Вводная часть.
1. Упражнение на релаксацию “Огонь-лед”.
По команде педагога: “Огонь!”- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: “Лед!”- дети застывают в позе, в которой их застала команд. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Основная часть.
2. Упражение “Разыгрывание конфликта”.
Дети делятся на пары, в которых они принимают роли разных предметов (предъявляются карточки: вилка и ложка, парта и пенал, стол и солонка, алая губная помада и синие тени и т. д.) разыгрываются конфликты. Обсуждается, кто из ребят как себя проявил в конфликте: наступал или оборонялся?
3. “Как разрешаются конфликты”.
Педагог задает детям конфликтные ситуации, а они, разделившись на три команды, придумывают и проигрывают варианты их продолжения. Примеры конкретных ситуаций:
Воспитатель Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание.
Мама лишила Толю на неделю компьютера за то, что он обозвал продавца в магазине.
Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек.
4. Игра “Как общаться между собой”.
Вначале следует беседа.
“Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала с родителями, с братьями и сестрами, затем в детском саду, в школе. Чем старше мы становимся, тем лучше понимаем, кто нам нравится, кто- нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем- нет. Чтобы лучше понять человека, с которым хочешь дружить, нужно представить себя на его месте, хотя бы только в игре”.
Далее детям предлагается ролевое проигрывание ситуаций (роль мальчика выполняет девочка, а роль девочки- мальчик).
Ситуации:
Мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее на свой день рождения, где будут и другие ребята и девочки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся.
Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой на занятии. Как ему сказать ей об этом?
На прогулке мальчик упал и поранил коленку. Девочка хочет подойти к нему и помочь. Как ей это сделать?
Заключительная часть.
Рефлексия:
Педагог задает вопроcы:
Кому понравилось сегодняшнее занятие поднимите руку.
Теперь те, кому не понравилось?
Кому было сложно? Почему?
Отношения со сверстниками в раннем детстве
Социальные навыки
Когда дети играют или общаются со сверстниками, они учатся социальному поведению.
FatCamera / Getty Images
Мишель Балани
Когда дети играют или взаимодействуют со сверстниками, они узнают больше о социальном поведении, в том числе о том, как выражать себя, как по очереди, и как применять эмпатию при общении с другими. Когда дети способны контролировать свои эмоции, они могут принимать более правильные решения и проявлять больше суждений, чем ребенок с плохой регуляцией эмоций. Научите ребенка думать об эмоциях и покажите ему, как контролировать свои чувства при столкновении с проблемой, чтобы помочь ему лучше взаимодействовать с другими. Предоставив тактику, которую они могут использовать, когда они расстроены, например, считая до 10 или делая глубокие вдохи, вы можете помочь им лучше вести переговоры во время их взаимодействия с другими. Это все еще новые навыки для маленьких детей. Самое главное — помочь ребенку понять, что произошло в трудной ситуации, и как попытаться справиться с ней лучше в следующий раз. Часто это означает обращение за помощью к взрослому, а не переговоры со сверстником, когда он расстроен.
То, как ваш ребенок общается с другими, играет важную роль в его взаимодействии со сверстниками и отношениях. Поговорите со своим ребенком о важности правильных навыков общения и дайте ему советы о том, как вести беседу с другими. Объясните, что важно слушать других, когда они говорят, а не говорить одновременно с другими людьми в разговоре. Практикуйтесь в разговорах с ребенком и побуждайте его или ее разговаривать с другими и задавать им вопросы о себе, так как это хороший способ растопить лед и завести новых друзей. Обучая своего ребенка искусству разговора, вы поможете ему научиться знакомиться с новыми людьми и вести увлекательные беседы со своими новыми друзьями, когда он достигнет возраста начальной школы.
Учительница из Нью-Йорка Энн Моррисон говорит, что отношения со сверстниками в это время постоянно меняются; в этом возрасте нормально, что у вашего ребенка еще нет «лучшего друга» или, по крайней мере, кого-то, кого он будет постоянно называть своим лучшим другом. С другой стороны, когда дети, особенно девочки, начинают ориентироваться в своих предпочтениях в отношении дружбы, им часто трудно понять, что вы можете дружить с несколькими детьми одновременно. Это может вызвать огромную драму и обиду, когда дело доходит до выбора партнеров, что может навредить детям, которых не выбрали, или разочаровать друга, который не хочет постоянно играть с одним и тем же ребенком. Моррисон добавляет, что, по ее опыту, многие дети проходят стадию «ты мне не друг» примерно в четыре года. Возможно, вам будет тяжело слышать, как это происходит с вашим ребенком, но важно помнить, что это нормальное с точки зрения развития поведение, связанное с налаживанием дружеских отношений. Если ваш ребенок слышит это часто и расстраивается из-за этого, говорит Моррисон, сообщите об этом учителю вашего ребенка, или, если это свидание, попробуйте поговорить об этом с родителем другого ребенка.
Ресурсы Parent Toolkit были разработаны NBC News Learn с помощью экспертов в данной области, в том числе Энн Моррисон, воспитателя дошкольного образования Французского лицея Нью-Йорка; Морис Элиас, директор лаборатории социально-эмоционального развития и развития характера Рутгерса; Дженнифер Миллер, автор книги «Уверенные родители, уверенные дети»; и Мишель Борба, писатель и педагог-психолог.
Мишель Балани
Сфера 1: Отношения со сверстниками
Положительный опыт и отношения со взрослыми помогают детям устанавливать значимые и особые отношения со сверстниками. Дети испытывают взаимодействие и поведение со взрослыми, которые помогают развивать социальные и эмоциональные навыки, необходимые для позитивного взаимодействия со сверстниками.
Дети начинают осознавать себя и проявлять интерес к другим детям, просто наблюдая за ними или прикасаясь к ним. Наблюдение и интерес ведут к подражанию и простым взаимодействиям, таким как передача игрушки или катание мяча. Малыши старшего возраста участвуют в более сложных взаимодействиях и социальных обменах во время игры, создавая социальные связи. Дети в этом возрасте в основном действуют импульсивно и с трудом контролируют свои эмоции и поведение, но при этом начинают учиться правильному социальному поведению с помощью сигналов и информации, которую воспитатели моделируют для них.
Отношения со сверстниками также играют важную роль как в развитии самооценки детей, так и в появлении эмпатии. Способность детей позитивно взаимодействовать и играть с другими детьми зависит от их осведомленности о чувствах и точках зрения других. 1 По мере взросления дети начинают понимать, что выражают другие дети. Это осознание в конечном итоге перерастает в понимание и поведение, чувствительное к тому, что чувствуют другие. Эти успешные взаимодействия и опыт с другими помогают детям обрести уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Эта уверенность важна для поддержки способности детей строить и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками.
Этапы игры для младенцев и малышей
Игра — это работа детей, инструмент, который позволяет им узнавать и исследовать свой мир. По мере того, как дети достигают вех развития, их стиль игры меняется, отражая их растущие способности. Маленькие дети участвуют в самостоятельной игре, исследуя предметы и игрушки в одиночку. Параллельная игра начинается в раннем возрасте и характеризуется игрой бок о бок с похожими предметами и игрушками, но редко предполагает взаимодействие между детьми. Ассоциативная игра наиболее распространена на этапе дошкольного возраста, когда дети участвуют в аналогичной деятельности, но у них очень мало организованности или правил. 2 Все эти различные типы взаимодействия в игре помогают детям в развитии социальных навыков, таких как соблюдение границ, очередность, обмен и ожидание. Все эти навыки важны для установления здоровых отношений со сверстниками, поскольку дети начинают участвовать в совместных играх с другими в дошкольном возрасте.
От рождения до 9 месяцев
Дети начинают взаимодействовать с окружающей средой и окружающими их людьми; появляется интерес к другим маленьким детям.
Показатели для детей включают:
- Демонстрирует стремление взаимодействовать и вовлекаться, например, использует зрительный контакт, воркует, улыбается
- Наблюдает за другими детьми в окружающей среде
- Проявляет интерес как к знакомым, так и к незнакомым сверстникам 9004, когда плачет слышит плач другого ребенка
- Протягивает руку, чтобы прикоснуться к другому ребенку
- Попытки имитировать действия, например, удары игрушкой
Стратегии взаимодействия
- Положительно реагировать на воркование и вокализацию ребенка, используя как словесные выражения, так и выражения лица
- Держите, обнимайте, улыбайтесь и общайтесь с ребенком
- Имитируйте звуки и действия ребенка в позитивной манере
- Читайте и играйте с ребенком часто; по возможности используйте книги, отражающие домашнюю культуру
- Вовлекайте ребенка в исследования и игры; следовать примеру ребенка
От 7 месяцев до 18 месяцев
Дети начнут наблюдать и подражать поведению других детей.
Показатели для детей включают:
- Проявляет интерес к другому ребенку, приближаясь, например, катится, ползает или идет к ребенку
- Имитирует действия другого ребенка, например, катит машину
- Участвует в простая, взаимная игра, такая как «пирожок»
- Начинает участвовать в параллельной игре, в непосредственной близости от других детей, но не пытается взаимодействовать
Стратегии взаимодействия
- Предоставьте ребенку возможность играть и взаимодействовать с другими детьми
- Моделируйте позитивное взаимодействие, играя и проводя время с ребенком рассказ
- Обеспечьте детей разнообразными игрушками для изучения и игры
От 16 месяцев до 24 месяцев
По мере взросления игры и общения дети начинают стремиться к общению со сверстниками.
Показатели для детей включают:
- Жесты, чтобы сообщить о желании поиграть рядом со сверстником
- Демонстрирует энтузиазм в отношении других детей
- Выражает разочарование, когда другой ребенок отбирает у него что-то, например, игрушку
- Начинает участвовать в простых взаимных взаимодействиях, например, катает мяч вперед и назад
- Демонстрирует предпочтение параллельной игры, например, играет рядом с другими детьми с похожими игрушками практически без взаимодействия
Стратегии взаимодействия
- Распознавать и вдумчиво реагировать на вербальное и невербальное общение ребенка
- Организовывать особое время, когда двое или трое детей читают книгу с опекуном ребенок, который гладит другого ребенка, который расстроен, или когда ребенок передает игрушку другому ребенку
- Обеспечьте ребенку и его сверстникам несколько одинаковых игрушек для игры
- Используйте отвлечение и перенаправление, чтобы помочь ограничить конфликты между детьми
От 21 месяца до 36 месяцев
Дети вовлекаются и поддерживают взаимодействие со своими сверстниками посредством развития социальных и игровых навыков.
Показатели для детей включают:
- Демонстрирует предпочтение избранным сверстникам
- Расстраивается из-за сверстников, например, кричит «нет», если сверстник пытается вмешаться в то, чем он или она занимается
- Участвует в обмене информацией по запросу
- Общается с другими детьми в различных условиях, например, разговаривает со сверстником во время перекуса или дает сверстнику книгу
- Начинает участвовать в более сложных играх с двумя или тремя детьми
Стратегии взаимодействия
- Создайте небольшие группы, в каждой из которых будет воспитатель, чтобы провести время с определенными детьми
- Предоставьте игрушки, с которыми могут играть двое или более детей одновременно
- Обеспечьте мероприятия, которые поощряют делиться, ограничивая при этом риск разочарования, например, для художественных проектов, предоставьте более чем достаточно художественных материалов для участвующих детей
Примечания
- От нуля до трех.