Разное

Рисунок ягоды и грибы: Картинки грибы и ягоды для детей

Содержание

Рисование в подготовительной группе на тему грибы и ягоды, в том числе ветка рябины, конспект занятия + фото и видео

Дата: 29 марта 2017 Автор: Мария Скопина Рубрика: Для дошкольников 0

Обучение изобразительной деятельности является важной составляющей образовательной программы детского сада. Рисование, лепка и аппликация — любимые занятия детей, тяга к творчеству сильнее год от года. Получая положительные эмоции от процесса создания поделок, ребята одновременно развивают необходимые в будущей школьной жизни умения. К возрасту 6–7 лет мелкая моторика дошкольников хороша развита, появляются способности к прогнозированию и анализу, к выявлению взаимосвязей между предметами явлениями окружающего мира. На занятиях по изобразительной деятельности детям предоставляется максимальная свобода выбора в выполнении задания: самостоятельное продумывание замысла, планирование действий к его выполнению, определение техники исполнения, необходимых инструментов и материалов. Сегодня мы расскажем, как должно проходить занятие по теме «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детишек.

Содержание

  • 1 Подготовка к занятию по рисованию на тему «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детского сада

    • 1.1 Задачи обучения рисованию в подготовительной группе

    • 1.2 Техники и приёмы рисования

      • 1.2.1 Примеры рисунков грибов, ветвей и ягод, выполненных в нетрадиционных техниках

    • 1.3 Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Ягоды и грибы»

  • 2 Мотивирующее начало занятия на тему «Ягоды и грибы»

      • 2.0.1 Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Грибы и ягоды»

    • 2.1 Составление конспекта занятия по рисованию на тему «Грибы и ягоды»

      • 2.1.1 Временной план занятия по рисованию в подготовительной группе

      • 2.1.2 План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему «Ветка рябины».Автор: Бондаренко Наталия Евгеньевна

  • 3 Порядок выполнения рисунков на тему «Грибы и ягоды»

    • 3. 1 «Ветка рябины»

    • 3.2 «Рябиновая ветвь»

    • 3.3 «Грибной ёжик»

    • 3.4 «Кто спрятался под грибком»

    • 3.5 Картинка «Семейка опят»

      • 3.5.1 Образцы рисунков на тему «Грибы и ягоды»

  • 4 Видеоматериалы

      • 4.0.1 Обучающий ролик «Рисуем гроздь рябины»

      • 4.0.2 Мастер-класс «Как нарисовать снегирей на рябине»

      • 4.0.3 Мастер-класс «Как нарисовать грибы поэтапно»

      • 4.0.4 Видеоурок по рисованию карандашом для детей на тему «Грибы»

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детского сада

Рисование является одной из основных форм творческой деятельности ребёнка. Проводившиеся в детском саду занятия служат гармоничному и эмоционально позитивному развитию дошкольника, готовят к начальной школе и развивают личностные качества. Работа с кисть, карандашами и фломастерами развивает мелкую моторику и готовит кисть руки к освоению важному для будущей жизнедеятельности навыку — письму. На занятиях рисованием ребёнок получает знания о цветах и оттенках, учится видеть красоту в различных цветовых сочетаниях. Развивается пространственное мышление, закрепляются понятия композиции и перспективы. Активизируются образная память и мыслительные процессы.

Занятие по рисованию в подготовительной группе

Задачи обучения рисованию в подготовительной группе

  1. Развитие эстетических чувств: цветовое и композиционное восприятие предметов, чувство формы, ритма, пропорции. Направляя детей на конкретное зрительное восприятие объектов, педагог должен научить видеть предметную красоту, неповторимые свойства предметов.
  2. Развитие пространственного мышления, закрепление композиционных способностей. Старшие дошкольники должны уметь создавать трёхплановую композицию.
  3. Обучение выделению основных или наиболее значимых свойств предмета при помощи выделения цветом, размера изображения, расположения на переднем плане рисунка.
  4. Развитие навыка рисования по представлению (на темы окружающей действительности, по мотивам сказок).
  5. Побуждение к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения ребёнка.

Воспитанники подготовительной группы знакомы с основными видами рисования и используют различные техники и приёмы для реализации творческого замысла:

  1. Предметное рисование.

    Предметное рисование с натуры в подготовительной группе

    Ребята учатся реалистично передавать в рисунке характерную форму предмета или его частей, с соблюдением пропорций, цвета, объёма, движения. У детей 6–7 лет активно развивается аналитическое мышление, они учатся выделять общие признаки у предметов и особенности, по которым они отличаются один от другого. Срисовывание на занятиях в старшей и подготовительной группе не проводится. Возможно рассматривание образцов готовых работ на заданную тему, обсуждение техник исполнения, приёмов рисования. Прямой показ действий не проводится. Рекомендуется во время изучения технокарт и наглядных инструкций совместно с воспитанниками строить устный план выполнения действий. Большое значение отводится рисованию предметов с натуры: ребята учатся передавать характерные особенности строения и формы на конкретных примерах. В подготовительной группе ребята рисуют предметы и по представлению, оперируя образами зрительной памяти и следуя за воображением.

  2. Сюжетное рисование.

    Пример сюжетного рисования по представлению в подготовительной группе

    Дошкольники учатся передавать свои впечатления и ощущения, рисуя предметы и отображая своё понимание связи между ними, взаимодействия. В подготовительной группе детям даётся возможность самостоятельно придумать сюжет (небольшую сценку) по теме занятия. Развиваются композиционные способности юных художников: они располагают рисунок по всей площади листа, учатся определять положение объектов — передний и задний план. В выпускной группе детского сада дети осваивают умение передавать характерные движения объектов, преодолевают условность и статичность изображения.

  3. Декоративное рисование.

    Расписывание узором из ягод и листьев в подготовительной группе

    Обучение украшению бумажной заготовки или фигурки из папье-маше выполняет требование развития эстетического вкуса на занятиях по изобразительной деятельности. Дошкольники знакомятся с народными промыслами нашей страны, учатся видеть красоту в изделиях мастеров из народа. Полученные знания об особенностях гжельской, хохломской, городецкой росписей ребята применяют в создании собственных узоров по мотивам народной живописи.

Для темы «Грибы и ягоды» в подготовительной группе наиболее актуально предметное рисование с натуры или по представлению: «Еловые ветки», «Гроздь рябины», «Мухомор», «Грибы в лесу», «Семейка опят» и т. д. Ребята отрабатывают навыки создания композиции, расположения предметов на листе бумаги, учатся заполнять рисунком весь лист, создавать необычный фон. Рисование с натуры будет основным методом в школе. В подготовительной группе перед воспитанниками не ставится задача в изображении объёма предмета или создания светотени. Цель в обучении детей 6–7 лет состоит в научении выделять особенности предмета перед ними и отображать их в рисунке: форма предмета, его частей, соотношение деталей с основной фигурой. Анализирование предмета и передача его деталей успешно осуществляется детьми 6–7 лет при близком расположении предмета. Результативно проходят занятия, имеющие в основе игровой элемент. Например, перед каждым воспитанником кладётся на столе веточка рябины, которую по заданию нужно нарисовать с натуры. Каждый изучает только свою веточку, выделяет и изображает её особенности (одна или две грози ягод, раздвоенная веточка, количество листьев, свежая или пожухшая листва). В конце занятия воспитатель собирает веточки и кладёт их на общий стол, предлагая ребятам найти по рисункам, кто какую ветку рисовал.

Часто выполняются работы на эту тему способом сюжетного рисования: «Снегири клюют рябину», «Белка прыгнула на ветку», «Грибной ёжик», «Кто спрятался под грибком» и т. д. Воспитанники подготовительной группы учатся изображению характерных движений птиц и животных, продумывают небольшие сюжетные сценки. В декоративном рисовании также используются грибы и ягоды в создании растительного орнамента на заготовке.

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

Техники и приёмы рисования

Рассмотрим в виде таблицы, какими приёмами должны овладеть старшие школьники в рамках обучения рисования в подготовительной группе:

Чем создаётся рисунокТехника и приёмы рисования
Карандаши, фломастерыСоздание наброска: лёгкой линией, без нажима на лист бумаги переносятся контуры предмета.
Регулирование нажима карандаша.
Создание штриховки с различной степенью нажима и размаха без выхода за контуры изображения.
Использование цветных фломастеров для рисования контуров и деталей предметов.
Краски: акварель, гуашьСмешивание красок на палитре.
Размывание краски на большой поверхности.
Накладывание штрихов и мазков по форме предмета.
Примакивание (наложение вертикальных мазков).
Рисование кончиком кисти (наложение линий или тычков).
Рисование по влажному фону.
Сухая пастельОсвоение графической техники рисования (пастелью одного цвета).
Создание основного тона растушёвкой, при помощи жёсткой кисти.
Рисование плавных линий.
Развитие аккуратности при рисовании пастелью: придерживание листа бумаги в процессе рисования, стряхивание пыли на салфетку.

По теме «Грибы и ягоды» проводятся занятия по нетрадиционным техникам рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков грибов, ветвей и ягод, выполненных в нетрадиционных техниках
Рисование отпечатками
Граттаж
Кляксография
Пальчиковая живопись
Монотипия
Кляксография
Пальчиковая живопись
Рисование воском и акварелью
Точечное рисование
Рисование мелками на наждачной бумаге
Метод «тычка»

В процессе образовательной деятельности должен осуществляться личностно-ориентированный подход. При подготовке к проведению занятий по рисованию в подготовительной группе воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это степень владения конкретными приёмами рисования, умение работать в смешанных техниках, степень вовлечённости в коллективную деятельность. К осуществлению поставленной в начале занятия цели должны прийти все воспитанники. К тем, у кого возникают трудности в процессе создания рисунка, воспитатель применяет форму индивидуального показа. Успевающим воспитанникам дополнительно дают задания по украшению готового рисунка или оформление общей композиции в подгруппе (создание панно на листе ватмана).

Личностный подход реализуется через свободу выбора воспитанниками материалов для рисования. Детям должен быть предоставлен доступ к наборам бумаги, карандашей и фломастеров, красок и мелков. Старшие дошкольники, опираясь на оценку своих возможностей, вправе выбрать самостоятельно технику рисования для выполнения поставленной задачи.

Главное в осуществлении личностно-ориентированной концепции обучения — предоставление свободы замысла. Ребёнку предоставляется тема, которая предполагает активизацию воображения. Особенно располагает к фантазированию сюжетное рисование: ребёнок придумывает образы для рисунка, ситуацию, взаимосвязь предметов.

Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Ягоды и грибы»

Тема занятияФорма организации занятияОбучающие и развивающие задачиТехника и приёмы рисования
«Ветка рябины»Индивидуальная.Формирование умения рисовать с натуры, анализировать предмет и выявлять его характерные особенности.
Развитие композиционных навыков.
Рисование акварелью.
Оттачивание приёмов рисования кистью (всем ворсом/щетиной и кончиком).
«Грибной ёжик»Индивидуальная.Формирование художественного мышления, развитие воображения.
Развитие зрительного восприятия.
Создание предварительного наброска простым карандашом.
Создание фона.
Проработка деталей (штриховка, линии, мазки, тычки).
«Грибная поляна»Коллективная.Развитие композиционных навыков.
Формирование понятия о перспективе (передний и дальний план).
Закрепление навыка предметного рисования с передачей характерных особенностей предметов.
Рисование на общем листе ватмана подгруппами.
Приём примакивания кистью (грибы).
Способ рисования мятой бумагой (трава).
«Мухомор»Индивидуальная.Закрепление навыка предметного рисования.
Развитие зрительного восприятия.
Как правило, в подготовительной группе занятие на эту тему проводится в технике пальчиковой живописи:
Рисование вертикальных линий — длинных и коротких.
Рисование точек.
«Грибы в лесу»Коллективная.Активизация процессов памяти и внимания.
Закрепление навыка предметного рисования.
Рисование в подгруппах.
Рисование карандашами:
Штриховка в пределах контуров наброска с различной степенью нажима.
Создание контуров цветными фломастерами.
«Кто спрятался под грибком»Индивидуальная.Развитие навыка сюжетного рисования.
Активизация памяти, воображения.
Рисование в смешанной технике — акварелью и гуашью.
Заготовка фона.
Рисование по влажному фону.
Рисование мазками разной направленности.
Проработка мелких деталей тонкой кисточкой.
«Снегири на ветке рябины»Индивидуальная.Развитие навыка сюжетного рисования.
Активизация образной памяти, развитие умения анализировать и прогнозировать.
Рисование гуашью:
Заготовка фона.
Рисование мазками.
Прорисовка деталей тонкой кисточкой.
«Сказочный гриб»Индивидуальная.Развитие навыка рисования по представлению.
Активизация воображения.
Рисование цветными карандашами:
Создание наброска.
Продумывание фона.
Штриховка с различной степенью нажима.
Прорисовка деталей (возможно, фломастером).

Мотивирующее начало занятия на тему «Ягоды и грибы»

Обязательным этапом занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе является мотивирующее начало. Оно создаёт эмоционально позитивную атмосферу, активизирует образную память воспитанников, расширяет знания детей об окружающей действительности, настраивает на последующий творческий процесс. В качестве мотивирующего материала в начале занятия по рисованию используются:

  • Наглядный материал: тематические плакаты, карточки, иллюстрации в книгах, игрушки и фигурки.
  • Чтение стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, отрывков из прозаических художественных произведений по теме занятия.
  • Проведение беседы.
  • Создание проблемных и игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
  • Использование технических средств: прослушивание аудиозаписей, показ слайдов на проекторе.
Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Грибы и ягоды»
Тема занятияМотивирующее начало
«Сказочный гриб»Прослушивание пословиц о грибах:
Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
Весна красна цветами, а осень — грибами.
Ягоды любят день, грибы — ночь и тень. и др.
Беседа с воспитанниками: как они понимают ту или иную пословицу, где растут грибы, какую погоду они любят и т. д.
Разучивание с воспитанниками скороговорки о грибах.
«Ветка рябины»Создание сюрпризного момента:
В гости к ребятам приходит белочка (медвежонок, заяц, ёжик или другой лесной зверь). Она принесла ребятам в подарок букет из рябиновых веток. Белочка раздаёт ребятам по веточке и замечает, что у них на столах лежат листы бумаги, кисточки и краски, а смогут ли ребята нарисовать ветки рябины? После выполнения задания белочка обещает провести с ребятами игру «Найди свою веточку в букете».
«Грибная полянка»В начале занятия воспитатель загадывает детям загадки о грибах и прикрепляет к доске картинки с изображением отгадок (либо ставит на стол фигурки отгаданных грибов).
Проведение беседы о грибах: где растут, какие места любят определённые грибы, какие грибы несъедобные. Детям даётся задание разделить на две группы изображения грибов — на съедобные и ядовитые.
Физкультминутка «За грибами».

Составление конспекта занятия по рисованию на тему «Грибы и ягоды»

Временной план занятия по рисованию в подготовительной группе

Длительность занятия по рисованию с воспитанниками 6–7 лет составляет не более 30 минут.

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало 6–7 минут.
  • Практическая работа 15–17 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов 1 минута.

Каждое проведённое занятие воспитатель анализирует по следующим критериям:

  • Достижение цели занятия.
  • Выполнение образовательных и воспитательных задач.
  • Эмоциональный настрой воспитанников на каждом этапе занятия (чем было обусловлено то или иное состояние детей).
  • Наличие задержек на каком-либо этапе занятие: выявление причины и пути коррекции в последующей образовательной деятельности.
  • Анализ работ воспитанников: какие приёмы рисования требуют дополнительного закрепления.
  • Самоанализ работы педагога: какие обучающие методы и приёмы были эффективны в проведении занятия, какие нет.
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему «Ветка рябины».

Автор: Бондаренко Наталия Евгеньевна
ЦельСоздание рисунка с использованием различных приёмов (примакивание, тычок, рисование концом кисти, элементы пальчиковой живописи).
ЗадачиСоздать комфортные условия для позитивной творческой деятельности.
Совершенствование навыков рисования акварельными красками.
Закрепление навыка смешивания красок на пластиковой палитре или листе бумаги.
Развитие чувства прекрасного через наблюдение объектов природы.
Ход занятияВоспитатель зачитывает стихотворение о красавице рябинке. Рассказывает ребятам об особенностях строения этого дерева и как меняется цвет его листьев с наступлением осени.
Изучение и обсуждение наглядного материала — картинки с изображением рябины в разные времена года.
Практическая часть:
Тонирование листа бумаги при помощи краски и кусочка поролона.
Пока бумага сохнет, воспитатель ещё раз рассматривает с ребятами изображение ветки рябины, обсуждают особенности строения, формы ягод и листьев, цветовые качества.
Рисование кистью веток и листьев, кончиками пальцем — ягод рябины.
Прорисовывание мелких деталей кончиком кисточки: прожилки листьев — штрихами, серединки ягод — точками.
Демонстрация и анализ готовых работ.
Благодарность воспитанникам за проделанную работу.

Порядок выполнения рисунков на тему «Грибы и ягоды»

Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Для тех ребят, у кого возникают затруднения с выполнением задания, могут быть предложены карточки со схематическими инструкциями по рисованию предметов. Прямой показ действий для воспитанников подготовительной группы педагог осуществляет только в случае выполнения особо сложного элемента или индивидуально в ситуации крайнего затруднения у воспитанника.

«Ветка рябины»

Создание наброска
Создание наброска
Раскрашивание штриховкой
Рисование штриховкой листьев
Процесс штриховки
Закрашивание контуров ягод
Раскрашенная кисть
Процесс обведения контуров ветки
Прорисовка контуров
Прорисовка прожилок листьев
Обведение контуров ягод
Кисть с обведёнными ягодами
Рисование сердцевин ягод (крестиками или звёздочками)
Кисть с прорисованными сердцевинками
Прорисовка сердцевин точками
Готовая работа

«Рябиновая ветвь»

Рисование наброска простым карандашом
Обведение контуров ветви
Раскрашивание ветви
Обведение контуров и раскрашивание листьев
Раскрашенная ветвь и листья
Обведение контуров ягод
Раскрашивание ягод
Раскрашенная ветвь и грозди рябины
Рисование прожилок
Рисование сердцевин ягод (крестиками)
Промежуточный этап рисования
Прорисовка мелких деталей
Готовая работа

«Грибной ёжик»

Создание акварельного фона
Пока фон сохнет, рисуем тело ёжика
Штрихами рисуем травку
Рисуем лапки ёжика
Рисуем мордочку и нос
Наносим коричневые штрихи — иголки
Наносим штрихи чёрной краской
Гуашью рисуем ножки грибов
Рисуем шляпки грибов
Даём гуаши высохнуть
Кончиком кисти обводим ножки грибов
На ёжике грибы тоже обводятся
Готовая работа

«Кто спрятался под грибком»

Рисуем акварельной краской фон неба
Плавным переходом рисуем траву
По мокрому фону рисуем тучи на небе
Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону капли
Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону траву и листочки
Гуашью рисуем ножку гриба
Гуашью рисуем шляпку
Рисуем туловища и головы жучков
Дорисовываем кончиком кисти усики и лапки жуков
Кончиком кисти прорисовываем детали
Готовая работа

Картинка «Семейка опят»

Создание наброска контуров пня
Рисование наброска опят
Раскрашивание штриховкой опят
Раскрашивание штриховкой пня
Раскрашивание среза пня
Прорисовка колец на срезе
Прорисовка контуров грибов
Рисование травы (горизонтальная штриховка)
Рисование сюжетных элементов фломастером
Готовая работа
Образцы рисунков на тему «Грибы и ягоды»
Примеры работ воспитанников подготовительной группы
Предметное рисование акварелью
Работа воспитанницы подготовительной группы
Предметное рисование
Сюжетное рисование по представлению
Работы воспитанников подготовительной группы
Образец работы
Работа воспитанницы подготовительной группы
Предметное рисование
Рисование по представлению
Рисование по представлению

Видеоматериалы

Обучающий ролик «Рисуем гроздь рябины»
Мастер-класс «Как нарисовать снегирей на рябине»
Мастер-класс «Как нарисовать грибы поэтапно»
Видеоурок по рисованию карандашом для детей на тему «Грибы»

Занятия рисованием с детьми 6–7 лет являются одним из средств подготовки к предстоящему обучению в школе. Рисуя кистью и карандашами, ребёнок тренирует руку к освоению сложного навыка — письма. На занятиях рисованием формируются понятия композиции и перспективы, активизируется образное и пространственное мышление. Продумывая замысел и способы создания рисунка, ребёнок развивает аналитические способности и пробует прогнозировать результат от планируемых действий. Рисование развивает творческий потенциал дошкольника. На занятиях изобразительной деятельностью воспитанники учатся следовать устным инструкциям педагога, а также развивают собственные речевые навыки при изложении этапов работы и анализе результата.

  • Автор: Мария Скопина
  • Распечатать

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Оцените статью:

(2 голоса, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Метки:

Лицензия на клюкву. Дикорастущие грибы и ягоды передали под контроль Минсельхоза России

Татьяна Марьина

Страна и мир 22 июля 2019

И все-таки случилось. .. Дикорастущие грибочки-ягодки, а вместе с ними лесные орехи и лекарственные травы переданы под контроль Минсельхоза России. Что, собственно, и зафиксировано в специальном постановлении правительства.

РИСУНОК Валерия ТАРАСЕНКО

Много, «как грязи»…

Нелишним будет напомнить, что выдвинутая без малого три года назад инициатива тогдашнего губернатора Владимирской области Светланы Орловой взять под госконтроль сбор дикоросов взбудоражила общество до предела. Г-жа Орлова настаивала: «Частники собирают лесное богатство бесплатно, из-за чего государство теряет огромную часть природных ресурсов, не получая ничего»

.

Ее активно поддерживал министр сельского хозяйства – тоже тогдашний – Александр Ткачев. Печалился о том, что Россия традиционно импортирует грибы, хотя своих в стране «как грязи», а промышленной основы для их производства нет. Тогда же проскочила информация о том, что Минсельхоз настаивает на введение лицензии на сбор даров леса.

Натолкнувшись на протестный ропот общественности (далеко не для всех тихая охота и вылазки по ягоды – хобби, для тысяч россиян это чуть ли не единственный способ прокормить семью), поборники госконтроля за дикоросами пыл поумерили. Аграрное ведомство попыталось даже оправдаться: «Информация о том, что Министерство сельского хозяйства выступает за введение лицензии на сбор дикорастущих трав, является вымыслом и не соответствует действительности».

Всполошившихся грибников/ягодников успокаивали и тем, что окончательно вопрос должна решить Госдума, и она только лишь готовит законопроект, который должен навести порядок в вопросе сбора дикоросов.

В сухом остатке на сегодня: закона «о порядке» пока так и не появилось; постановление правительства о контроле за всеми подвижками на рынке дикоросов имеется. Нервозное состояние к заядлым любителям – грибникам/ягодникам возвращается. В стане же профессиональных заготовителей и переработчиков очевидных волнений не наблюдается. Там взаимоотношения с государством уже отрегулированы. Как и взаимоотношения с инвесторами.

За последние годы в России сложились три ведущих центра по заготовке и переработке дикоросов.

Первым называют наш Северо-Западный федеральный округ. Стимулом к развитию заготовок, прежде всего в Карелии, Псковской, Архангельской областях, стали прямые инвестиции со стороны заинтересованных шведских, финских и норвежских компаний. Сегодня только в Карелии действуют более сорока фирм, которые занимаются сбором дикоросов и поставкой их в страны Северной Европы. Правда, промышленная переработка сырья здесь находится в зачаточном состоянии, поэтому ягоду за границу отправляют в свежем виде.

Как отличить съедобные грибы от несъедобных?

Заготовители и переработчики Центрального ФО ориентированы на рынок Москвы. Здесь есть и современные производства, занимающиеся консервированием грибов, ягод, соков.

И, наконец, третий регион – огромная Сибирь. Особенность здешнего рынка дикоросов – наличие кедрового ореха, растущего только тут. Удаленность от границ стимулирует развитие глубокой переработки продукции на месте, чтобы свести к минимуму расходы при доставке продукции на внешние рынки.

Сколько за кучку?

Наверное, только в России грибы стали по-настоящему народной едой, изюминкой национальной кухни. Хотя первые упоминания об их употреблении в пищу историки обнаружили аж в древнегреческих и потом в древнеримских источниках. Но там летописцы не столько восхваляли вкус грибов, сколько рассказывали о многочисленных смертельных отравлениях.

Приписывали грибам и дьявольское, и божественное происхождение. Так, немецкий «Травник» в конце XVI века указывал: «Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие». А некий французский ботаник в XVIII веке уверял, что грибы были специально изобретены дьяволом, чтобы нарушить гармонию природы и довести до отчаяния исследователей.

Славяне чужестранных «Травников» не читали, французской ботаникой вряд ли интересовались. Они просто научились грибы правильно готовить. Историки кухни полагают, что грибы во многом заменили славянам недоступные морепродукты, став третьим важнейшим ингредиентом кулинарии наравне с мясом и всякого рода растениями.

В середине прошлого века начались серьезные исследования целебных свойств грибов. Для начала ученые «разложили» их на белки, жиры и углеводы. Выяснили, в частности, что содержание белка в белых грибах доходит до 4,6%, в подберезовиках – 3,9, в лисичках и осенних опятах – по 3,2, в маслятах – 1,9%. Жиров в разных грибах содержится от 1 до 6%.

При всей их полезности не стоит забывать, что грибы как губка впитывают из почвы все что нужно и не нужно. Вместе с полезной «минералкой» гриб поглощает радионуклиды и соли тяжелых металлов. Именно поэтому народонаселение иных цивилизованных стран грибные дикоросы считает «грязными» и отдает предпочтение культивируемым шампиньонам.

Причем поедает их исключительно в сыром виде.

Нынешний сезон тихой охоты грибники в наших краях начали еще месяц назад. И очень даже успешно. Однако цены на лесные дары, как всегда, кусачие. Раскладывая свою лесную добычу на газетные подстилки, пустые ящики и прочую рухлядь, продавцы тут же вступают в «ценовой сговор».

Среднестатистический «сговор» в Петербурге сегодня выглядит примерно так: 1200 рубликов за кучку белых грибочков, 900 – за семейство лисичек. Впрочем, кило лисичек можно сторговать и дешевле раза в два-три. На весах грибы никто взвешивать не будет. Торговля только так – кучками.

Ценовая составляющая прочей добычи – опят, маслят, моховиков и иже с ними – зависит от многих факторов. От места реализации: у продмага в окраинном районе – в пять раз дешевле, чем у станции метро в центре города. От настроения торговца: с утра заломил цену на товар, к вечеру отдает нераспроданное почти за бесценок.

Сетевым супермаркетам торговать грибным свежачком запрещено. Срок хранения товара, признанного скоропортящимся, не более суток. Реализовать его за столь короткое время и по столь высокой цене весьма затруднительно.

Болото без ограничений

Особый интерес – к ягодным дикоросам. И в первую очередь, наверное, к чернике.

В некоторых странах Западной Европы, в Китае, а также за океаном – в США, Чили, Перу, Аргентине черника введена в культуру и выращивается в промышленных масштабах. Прижилась «культурная» ягода и на наших садово-огородных грядках, удивляя и радуя дачников плодами, в два-три раза превышающими размеры лесных собратьев.

Говорят, правда, что, несмотря на крупноплодие и неплохие вкусовые качества, «культурная» черника не обладает лечебными свойствами лесной ягоды. Так что полезную чернику можно собрать только в лесу.

Обычно к концу августа на рынках Петербурга можно заприметить первую бруснику. Везут ее из Псковской области и из южных районов Ленинградской. Позже пойдет ягода из районов северных – не совсем дозревшая. Но специфика у ягодки такая: полежит сорванной несколько дней – дойдет до кондиции, можно отправлять на реализацию.

Как правило, много брусники к нам идет из упомянутой Карелии. И немало – если верить торговцам – из Белоруссии.

Кстати, в Белоруссии каждый год тамошнее министерство природы «в целях получения зрелой и качественной продукции леса» устанавливает конкретные сроки начала сбора брусники. График расписывается по областям и по датам. Можно, конечно, наплевать на расписание и начать собирать ягоду, когда заблагорассудится. В конце концов определять наиболее приемлемый для сбора срок – личное дело каждого. Но при этом любой самостийный «охотник» на опекаемую государством ягоду должен иметь при себе немалую сумму денежек, дабы заплатить солидный штраф.

Под госконтроль попадает не только брусника, но и «царица болот» – клюква.

Ягода эта ценилась во все времена. Было время, когда ни один купец не покидал Россию, не загрузившись «по самую макушку» клюквой. Ягода приносила немалый доход в царскую казну. О ее полезности целые трактаты написаны. Любой, кому приходилось недужить, в первую очередь про клюквенный морс вспомнит. Клюква – в заначке у сердечников и у тех, кто склонен к повышенному давлению.

Вот интересно: какие заградительные кордоны на пути к болоту поставит Минсельхоз, чтобы не пустить ягодника к дармовому, но подконтрольному государству клюквенному «улову»? Вопрос был бы риторическим, если бы сам Минсельхоз на него не ответил: «Введение ограничений к сбору дикорастущего сырья для граждан не планируется».

#Минсельхоз #грибы и ягоды #грибники #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6485) от 22.07.2019 под заголовком «Дикорос под контролем».


Материалы рубрики

17 января, 16:10

Вред во благо.
Почему россияне могут бояться борцов с преступностью?

29 декабря, 12:56

«СПб ведомости» и Прокуратура Петербурга рассказывают, как бороться с незаконными гостиницами в доме

22 декабря, 11:35

Депутаты ЗакСа утвердили проект соцподдержки многодетных семей

19 декабря, 13:55

Семь раз проверь, один отправь. ФСБ России борется с нарушениями экспортного контроля

15 декабря, 10:59

ЗакС Петербурга выступил с инициативой запретить в России рекламу секс-услуг

Комментарии

Загрузка…

Новости партнеров

Blätter Und Pilze Muster Hand Gezeichnet Verschiedene Herbstblatt Beeren Und Pilze Vintage Herbst Saison Skizze Nahtlose Vektor Textur Stock Vektor Art und mehr Bilder von Speisepilz – Gemüse

Vektoren

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos
Шаблон листьев и грибов. Ручной рисунок различных осенних листьев, ягод и грибов, таких как сморчки и лисички, подберезовики и королевские трубы, винтажный осенний сезон, набросок бесшовной векторной текстуры.

Beschreibung

Blätter und Pilze Muster. Hand gezeichnet verschiedene Herbstblatt, Beeren und Pilze, Vintage Herbst Saison Skizze nahtlose Vektor Textur.

ОЧИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИЯ

9,00 € Für Dieses Bild

Günstige Und Flebure Optionen Für jedes Budget



umed inbander inbandere undere undere underes jedes jedes jedes.

Erweiterte Lizenz hinzufügen.

Bildnachweis:Татьяна Лазунова

Максимальный размер:Векторный график (EPS) – Большой масштаб

Stock-Illustration-ID:1254016196

Дата публикации:

Suchbegriffe

  • Speisepilz – Gemüse Grafiken,
  • Illustration Grafiken,
  • Retrostil Grafiken,
  • Botanik Grafiken,
  • Herbst Grafiken,
  • Pfifferling Grafiken,
  • Blatt – Pflanzenbestandteile Grafiken,
  • Zeichnung Grafiken,
  • Vektor Grafiken,
  • Etikett Grafiken,
  • Gravur Grafiken,
  • Muster Grafiken,
  • Morchel – Speisepilz Grafiken,
  • Skizze Grafiken,
  • Eichel – Pflanzensamen Grafiken,
  • Speisekarte Grafiken,
  • Tannenarten Grafiken,
  • Jahreszeit Grafiken,
  • Alle anzeigen

Kategorien

  • Essen und Trinken
  • Bordürmen0006
  • Татуировки
  • Природа и ландшафт
  • Мода и красота

Häufig gestellte Fragen


Was ist eine lizenzfreie Lizenz?
Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen. Es ist für beide Seiten ein Gewinn und der Grund dafür, dass alles auf iStock ausschließlich lizenzfrei zur Verfügung steht — auch alle Speisepilz — Gemüse-Bilder und Filme.
Welche Arten von lizenzfreien Dateien gibt es auf iStock?
Lizenzfreie Lizenzen sind die beste Option für alle, die Bilder commerziell nutzen müssen. Deshalb sind alle Dateien auf iStock – egal ob Foto, Grafik oder Videoclip – nur lizenzfrei erhältlich.
Wie können Sie lizenzfreie Bilder und Videoclips nutzen?
Von Social-Media-Anzeigen über Werbetafeln bis hin zu PowerPoint-Präsentationen und Kinofilmen: Sie können jede Datei auf ändern, personalisieren und ihre Größe anpassen – einschließlich aller Speisepilz – Gemüse-Bilder богатый проект и фильм iStock. Mit Ausnahme der “nur zur redaktionellen Verwendung” vorgesehenen Fotos (умейте в redaktionellen Projekten verwendet und nicht geändert werden können), sind Ihrer Kreativität keine Grenzen gesetzt.

Erfahren Sie mehr über lizenzfreie Bilder oder sehen Sie sich die häufig gestellten Fragen zu Grafiken und Vektoren an.

Векторный Эскиз Грибы, Клубника И Черника Клипарт Изображения

Векторный Эскиз Грибы, Клубника И Черника Клипарт Изображения

Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и других технологий отслеживания. Узнайте больше здесь. Понятно!

  • Скачать исходный файл
  • Просматривать

Описание

Получите это изображение Food and Drink, Food, Nature в нужном вам формате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *