Разное

Рисунок эзопа о языке 2 класс рисунок – Рассуждения Эзопа о языке 2 класс рисунок

Содержание

Рассуждения Эзопа о языке 2 класс рисунок

Эзоп был обычным рабом, и однажды его хозяин Ксанф попросил его приготовить ужин из самого хорошего, что есть в мире. Эзоп приготовил три блюда из языков. На вопрос хозяина, почему все из языка, он ответил, что это самое прекрасное, что есть на свете, так как благодаря ему можно без боя покорять города, признаваться в любви. На следующий раз Ксанф попросил своего раба приготовить блюдо из самого плохого, что есть в мире. И на свое удивление, он опять увидел на ужин языки. На немой вопрос хозяин Эзоп ответил, что язык так же и самое плохое, что есть на свете, так как им можно обидеть любого человека, огорчить самых близких. Так в русском языке благодаря рабу, появилось выражение «Эзопов язык».

Происходит от имени великого баснописца Древней Греции Эзопа.

Басня.

Иллюстрация к Эзопову языку.

Простой рисунок карандашом.

Иносказательный язык, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения.

О мудрости Эзопа слагались легенды.

Эзопов язык, понятный искушенному читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.

Помнишь ли ты рассуждения Эзопа о языке? Нарисуй, как сможешь, эту картинку.

Дошкольник.

pickimage.ru

“Язык — самое удивительное, что есть на свете”. 2-й класс

Цель: развивать интерес к языку как учебному предмету; формировать у обучающихся любовь к великому русскому языку; раскрыть понятие о том, что язык – важнейшее средство общения; показать богатство и красоту русского языка.

Наглядность: опорные слова, таблицы, рисунки.

I. Вступление.

Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное увлекательное путешествие в страну с красивым и мелодичным названием Языкария, которое будет долгим, продолжительным и не закончится сегодня. Пусть оно всем доставит удовольствие, создаст радостное, праздничное настроение.

– Маленькие путешественники, каково ваше настроение?

– Готовы ли вы к дальнейшему путешествию?

– Тогда занимаем места в этом сказочном поезде и отправляемся в путь, в страну Языкарию (звучит музыка).

II. Значение слова язык.

1. Вспомним, какие значения имеет слово язык?

– Язык – орган в полости рта (он подвижный, с помощью него мы определяем вкус пищи).

– Язык – средство общения.

Какие же значения имеет еще слово язык? На этот вопрос мы ответим, выполнив задание.

2. Запишите данные предложения в тетрадях:

Малыш больно прикусил язык.

Богат и красив русский язык.

Разведчики взяли языка.

Язык сильно ударил о стенки колокола.

Объясните значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении?

В третьем предложении вы сказали, что слово язык употребляется в значении пленный.

3. Чтение и обсуждение текста “Язык”.

Послушайте текст.

Не теперь придумано называть “языком” пленного, от которого можно добыть важные сведения о противнике. За “языком” отправлялись в стан врага еще доблестные воины древних русских дружин.

Не зря говорят: “Язык без костей”, “Развязать язык”. Плененный нашими солдатами противник не раз выбалтывал многие военные секреты о своей армии: срок готовящего наступления, сведения о количестве войск, планы на будущее, число танков и самолетов:.

Какие же секреты выбалтывал пленный?

III. Чтение и анализ рассуждений Эзопа.

Хотите ли вы узнать, как относились к языку в давние времена. На минуточку перенесемся в Древнюю Грецию.

– Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все этому удивились.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего нет на свете, в другом утверждает, что язык – самое худшее, что есть на свете?

IV. Язык – друг, язык – враг.

– Язык для человека может быть другом и врагом. Попробуем поразмышлять над тем, в каких жизненных ситуациях язык может принести пользу.

Язык – друг

1. Сценка.

Блоха встретила на тропинке сороконожку и испуганно закричала:

– Остановись! Остановись немедленно!

– Что случилось? – испугалась сороконожка.

– Да у тебя на 39 ботинке шнурок развязался.

Что сделала Блоха? (предупредила, помогла)

Значит, когда помогаешь кому-либо язык – друг.

2. А. Барто “Наша Таня”.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

– Перестанет ли Таня плакать?

– С какими добрыми словами утешения обратились к Тане?

– Значит, когда мы утешаем, сочувствуем язык - друг.

– Вспомните, случилось ли вам утешать кого-нибудь? Как это было?

3. Представьте, я вам сейчас скажу вот такое объявление: “Завтра мы поедем в цирк”.

– Какое чувство вызовет у вас это объявление? (чувство радости)

– А какими словами вы выразите эту радость?

Значит, когда мы радуемся язык – друг.

4. А еще когда язык является нам другом? (благодарим, хвалим, советуем)

Язык – враг

1. Но язык может принести и вред своему хозяину, быть врагом.

Отрывок из сказки А.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится
“Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

– Что делает старуха? (бранится)

– Если ругаешься, бранишься, оскорбляешь язык - враг.

2. Стихотворение Б. Заходера “Лесные сплетни”.

– Кем мы можем назвать синицу, сороку, галку, кукушку:.? (сплетницами)

– Услышав все эти сплетни зяблик очень удивился.

– Когда сплетничаешь язык – враг.

3. Кого мы называем предателем? (Человек, который предал, предает кого или чего-нибудь, изменник)

В каком произведении вы сталкивались с предателем?

“Сказка о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове” (просмотр отрывка из мультфильма).

4. Еще раз обобщим, когда язык – друг, а когда – враг.

Помогаешь

Сочувствуешь, утешаешь

Радуешься

Благодаришь

Хвалишь

Ругаешься, бранишься, оскорбляешь

Предаешь

Сплетничаешь:

V. Анализ русских пословиц и поговорок.

1. Прочитайте русские пословицы и поговорки о значении слова, речи в жизни человека, о том, как она способна повлиять на окружающих, и т.д. Подумайте, порассуждайте о смысле народной мудрости.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Доброе слово для доброго дела.

Слово горы ворочает.

Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.

Язык мой – друг мой.

Худое слово доведет до дела злого.

От худого слова – да навек ссора.

Язык наш – враг наш.

2. Списывание пословиц и поговорок.

VI. Подведение итогов.

Наше путешествие подходит к концу. Пришло время возвращаться. Все заняли места в сказочном поезде (звучит музыка).

– В какой стране мы побывали?

– Почему нет ничего на свете лучше языка? И хуже языка?

urok.1sept.ru

Кирина Любовь Валериевна | сайт учителя-логопеда детского сада

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Поговорим о слове, о речи, о культуре общения.

А вы задумывались о  том, что такое “язык”?

Гоовря и рассуждая о языке вспоминается басня…

Басня Эзопа о языке.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

 

Язык – это, прежде всего, инструмент, им необходимо хорошо владеть. Овладение родным языком начинается еще в утробе матери. Ребенок, находясь еще в животе своей мамы, обладает способностью воспринимать и отличать мелодичность, темп и громкость не только музыки, но и речи. Поэтому огромная роль в развитии речи детей отводится их родителям. Речь родителей и близких является образцом для ребенка. Именно от этого в первую очередь складывается общее впечатление ребенка о языке и его темпо-ритмиических особенностях.

Так же, говоря о культуре общения в целом, нельзя забывать о ее составляющих – точность речи, логичность, уместность, нормы и правила общения.

 

Таким образом, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, не только приятен окружающим, но и успешен в жизни. Благодаря хорошо развитой речи человек может творчески мыслить, находить необычные пути достижения поставленных целей, реализовывать свой потенциал.

О себе

В 2011 году закончила ФГБОУ “Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева”, факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. Специальность: специальная дошкольная педагогика и психология, логопедия. Квалификация: педагог-дефектолог, учитель-логопед. Имею диплом с отличием, множество грамот, сертификатов, публикаций, дипломов и благодарностей за учебный период.

Так же в 2008 году получила дополнительное образование по образовательной программе «Лечебно-оздоровительный массаж» (свидетельство).

С сентября 2011 года по настоящее время работаю учиетелем-логопедом ГБОУ д/с комбинированного вида № 1524 г. Москва.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Те книгикоторые заставляют нас задуматься, сопереживать , смеяться, страдать и плакать! Любимые писатели – Л.Н. Толсой, Ф.М. Достоевский.

Мой взгляд на мир

 

Интересная притча о взгляде на мир

На дороге стояло старое засохшее дерево.
Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался –
ему показалось, что это стоит поджидая его стражник.
Прошел влюбленный юноша
и сердце его радостно забилось.
Он принял дерево за свою возлюбленную.
Ребенок, напуганный страшными сказками,

увидев дерево, расплакался,
решил, что это привидение,
но дерево было только деревом.

Мы видим мир такими, каковы мы сами.

Мои достижения

Мои достижения – это успехи, победы и хорошие результаты мои учеников.

Моё портфолио

Работаю в образовании только четвертый год. Имею уже достаточно разносторониий опыт работы с детьми. Работа педагога очень сложная творческая, необычная и этим она еще более притягательна.Надеюсь, что положено хорошее  начало моего большого пути и я согу внести свою частичку доброты, искренности в сердца моих воспитанников. 

Мои публикации:

Добавить грамоту в портфолио

nsportal.ru

Эзоп — Википедия

Эзоп

«Эзоп». Картина Диего Веласкеса (1639—1640)
Дата рождения ок. 620 до н. э.[1]
Место рождения
  • Mesembria (Pontus)[d], Несебыр, Бургасская область, Болгария
Дата смерти ок. 564 до н. э.
Место смерти
  • Дельфы, Дельфы, Phocis Regional Unit[d], Центральная Греция, Греция
Род деятельности баснописец, писатель, мифограф
Язык произведений древнегреческий язык[1]
Произведения в Викитеке

ru.wikipedia.org

Басни Эзопа в иллюстрациях Эрнста Гризета: vasily_sergeev — LiveJournal

Маленькие короткие притчи-басни раба Эзопа, жившего в VI веке до н.э. во Фригии (Малая Азия), до сих пор являются образцом философии и человеческой мудрости. “Эзопов язык” – язык, с помощью которого в скрытой форме можно выразить свой протест, неудовольствие, свои воззрения на мир. Персонажи Эзопа – животные, рыбы, птицы и очень редко человек. Сюжеты басен Эзопа стали основой для произведений многих писателей: так в России для И.А. Крылова и И. И. Хемницера, в Германии – для Лессинга, во Франции – для Лафонтена…


Лев и змея


Однако человеку мало просто слова, человеку нужен еще и зрительный образ. Потому вместе с появлением книгопечатания появляются и иллюстрации к басням Эзопа. Большую серию таких иллюстраций в XIX веке исполнил французский художник Эрнст Гризет (Griset Ernest), опубликовав их в книге “Басни Эзопа” в 1875 году.

Волк и Журавль

Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:
«Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу».
Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит: «Давай же награду».
Волк заскрипел зубами, да и говорит:
«Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?»


Эзоп и петух

Лиса и журавль

Договорились жить между собой в дружбе
Лиса и журавель, ливийских стран житель.
И вот лиса, налив на плоское блюдо
Похлебки жирной, поднесла ее гостю
И попросила отобедать с ней вместе.
Смешно ей было видеть, как стучит птица
По блюду каменному без толку клювом
И жидкую не может ухватить пищу.
Журавль задумал отплатить лисе тем же.
И сам плутовке угощение ставит —
Большой кувшин, наполненный мукой крупной
Туда просунул клюв он и поел вволю,
Смеясь над тем, как разевала пасть гостья,
Не в силах в узкое протиснуться горло.
«Что ты со мною, то и я с тобой сделал».

Краткая биографическая справка

Эрнест Гризет родился в Болонье, во Франции, 24 августа 1843 года. После революции во Франции в 1848 году вынужден был эмигрировать с родителями в Англию. Первые уроки рисования брал у бельгийского художника Луи Галле. Так получилось, что дом Гризета в северной части Лондона располагался рядом с зоопарком, что и стало причиной того, что главными персонажами его рисунков и иллюстраций на всю жизнь стали животные. Тараканы, муравьи, комические животные – все это можно было встретить на страницах журналов и сатирических изданий, с которыми сотрудничал Гризет. Книга “Басни Эзопа” стала одной из немногих, которая в настоящее время пользуется большой популярностью у коллекционеров. Сам же художник, увы, почти полностью забыт…


Собака и ее отражение

Собака с кухни унесла кусок   мяса,
Но по пути, в  бегущую взглянув   речку,
Решила, что кусок, который там   виден,
Куда крупней, и бросилась за ним   в воду;
Но,  потеряв и то,  что у  нее   было,
Голодная вернулась  от  реки   к дому.
Кто ненасытен, тем отрады нет в жизни: они,  гонясь за призраком,  добро тратят.

Лисица и Виноград

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла.
Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай

Лев, Медведь и Лисица

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться.
Медведь не хотел уступить, и лев не уступал.
Они так долго бились, что ослабели оба и легли.
Лиса увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала


Дог и псы

Осел и Погонщик

Погонщик гнал по дороге осла; но тот прошел немного, свернул в сторону и помчался к обрыву.
Он должен был вот-вот свалиться, и погонщик стал его оттаскивать за хвост,
но осел упрямо упирался. Тогда погонщик отпустил его и сказал: “Будь по-твоему: тебе же хуже!”


Соловей и Ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал.
Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его.
Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней.
Но ястреб на это возразил: “Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях,
и погнался за добычей, которой и не видать”.
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

Волк и Ягненок

Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать.
Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить.
Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению.
Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: “Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!”
Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было.
Сказал на это волк: “Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!”


Городская и полевая крысы


Собаки и крокодилы

Советующий дурное осторожному, потратит время зря и будет высмеян.
Псы пьют из Нила, бегая вдоль берега,
Чтоб не попасться в зубы крокодиловы.
И вот, одной собаке, в бег пускавшейся,
Сказал крокодил: «Тебе бояться нечего, попей спокойно».
А она: «И рада бы, да знаю, как ты охоч до мяса нашего».


Спор кошек

Лев и Мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её.
Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.
Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Лисица

Попалась лиса в капкан, оторвала хвост и ушла.
И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть.
Созвала она лисиц и стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты.
«Хвост, — говорит, — совсем не кстати, только напрасно лишнюю тягость за собой таскаем».
Одна лисица и говорит: «Ох, не говорила бы ты этого, кабы не была куцая!»
Куцая лисица смолчала и ушла.


Старик и Смерть


Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе.
Дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине.
Явилась Смерть и спросила, зачем он ее звал.
“Чтобы ты подняла мне эту ношу”, – ответил старик


Дог и гуси


Кавалерист и лошадь


Лев и эхо


Лисица и Лев

Лисица никогда в жизни не видела льва.
И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива;
во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые;
а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.
Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть


Лягушки, просящие царя

Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им цаплю, которая стала их хватать и пожирать.
Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.


Лисица и петух


Медведь и пчелы

Ворон и Лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве.
Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо.
Стала она перед вороном и принялась его расхваливать:
уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами,
да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос;
выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
“Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове,
– ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.
Басня уместна против человека неразумного

Больной лев

Лев, изнуренный годами, притворился больным, и обманутые этим другие звери приходили навещать его, а лев пожирал их одного за другим.
Пришла и лиса, но встала перед пещерой и оттуда приветствовала льва; и на вопрос, почему она не входит, сказала:
«Потому что следы тех, кто входил, я вижу, а тех, кто выходил, не вижу».
Урок, полученный другими, должен нас предостеречь, ибо в дом человека важного войти легко, а выйти не просто.

Верблюд, Слон и Обезьяна

Животные держали совет, кого избрать царем, и слон с верблюдом выступили и спорили друг с другом,
думая, что всех превосходят и ростом и силою. Однако обезьяна заявила, что оба они не подходят:
верблюд – оттого, что не умеет гневаться на обидчиков, а слон – оттого, что при нем на них
может напасть поросенок, которого слон боится.
Басня показывает, что часто малая помеха останавливает большое дело.


Тщеславный орел


Отшельник и медведь

Беременная гора

Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался
страшный грохот похожий на стон, и все решили, что у горы начались схватки.
Толпы народа прибывали со всех концов земли, чтобы только поглядеть на великое чудо
– что гора произведёт на свет.
Дни и ночи стояли они в трепетном ожидании и, наконец, гора родила мышь!
Так и с людьми бывает — обещают много, а делают ничего!

vasily-sergeev.livejournal.com

Урок во 2 классе “Язык — самое удивительное, что есть на свете” – РУССКИЙ ЯЗЫК – КОНСПЕКТЫ УРОКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ – Каталог статей

Цель: развивать интерес к языку как учебному предмету; формировать у обучающихся любовь к великому русскому языку; раскрыть понятие о том, что язык – важнейшее средство общения; показать богатство и красоту русского языка.

Наглядность: опорные слова, таблицы, рисунки.

I. Вступление.

Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное увлекательное путешествие в страну с красивым и мелодичным названием Языкария, которое будет долгим, продолжительным и не закончится сегодня. Пусть оно всем доставит удовольствие, создаст радостное, праздничное настроение.

– Маленькие путешественники, каково ваше настроение?

– Готовы ли вы к дальнейшему путешествию?

– Тогда занимаем места в этом сказочном поезде и отправляемся в путь, в страну Языкарию (звучит музыка).

II. Значение слова язык.

1. Вспомним, какие значения имеет слово язык?

– Язык – орган в полости рта (он подвижный, с помощью него мы определяем вкус пищи).

– Язык – средство общения.

Какие же значения имеет еще слово язык? На этот вопрос мы ответим, выполнив задание.

2. Запишите данные предложения в тетрадях:

Малыш больно прикусил язык.

Богат и красив русский язык.

Разведчики взяли языка.

Язык сильно ударил о стенки колокола.

Объясните значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении?

В третьем предложении вы сказали, что слово язык употребляется в значении пленный.

3. Чтение и обсуждение текста “Язык”.

Послушайте текст.

Не теперь придумано называть “языком” пленного, от которого можно добыть важные сведения о противнике. За “языком” отправлялись в стан врага еще доблестные воины древних русских дружин.

Не зря говорят: “Язык без костей”, “Развязать язык”. Плененный нашими солдатами противник не раз выбалтывал многие военные секреты о своей армии: срок готовящего наступления, сведения о количестве войск, планы на будущее, число танков и самолетов:.

Какие же секреты выбалтывал пленный?

III. Чтение и анализ рассуждений Эзопа.

Хотите ли вы узнать, как относились к языку в давние времена. На минуточку перенесемся в Древнюю Грецию.

– Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все этому удивились.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего нет на свете, в другом утверждает, что язык – самое худшее, что есть на свете?

IV. Язык – друг, язык – враг.

– Язык для человека может быть другом и врагом. Попробуем поразмышлять над тем, в каких жизненных ситуациях язык может принести пользу.

1. Сценка.

Блоха встретила на тропинке сороконожку и испуганно закричала:

– Остановись! Остановись немедленно!

– Что случилось? – испугалась сороконожка.

– Да у тебя на 39 ботинке шнурок развязался.

Что сделала Блоха? (предупредила, помогла)

Значит, когда помогаешь кому-либо язык – друг.

2. А. Барто “Наша Таня”.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

– Перестанет ли Таня плакать?

– С какими добрыми словами утешения обратились к Тане?

– Значит, когда мы утешаем, сочувствуем язык – друг.

– Вспомните, случилось ли вам утешать кого-нибудь? Как это было?

3. Представьте, я вам сейчас скажу вот такое объявление: “Завтра мы поедем в цирк”.

– Какое чувство вызовет у вас это объявление? (чувство радости)

– А какими словами вы выразите эту радость?

Значит, когда мы радуемся язык – друг.

4. А еще когда язык является нам другом? (благодарим, хвалим, советуем)

1. Но язык может принести и вред своему хозяину, быть врагом.

Отрывок из сказки А.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится
“Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

– Что делает старуха? (бранится)

– Если ругаешься, бранишься, оскорбляешь язык – враг.

2. Стихотворение Б. Заходера “Лесные сплетни”.

– Кем мы можем назвать синицу, сороку, галку, кукушку:.? (сплетницами)

– Услышав все эти сплетни зяблик очень удивился.

– Когда сплетничаешь язык – враг.

3. Кого мы называем предателем? (Человек, который предал, предает кого или чего-нибудь, изменник)

В каком произведении вы сталкивались с предателем?

“Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове” (просмотр отрывка из мультфильма).

4. Еще раз обобщим, когда язык – друг, а когда – враг.

Помогаешь

Сочувствуешь, утешаешь

Радуешься

Благодаришь

Хвалишь

Ругаешься, бранишься, оскорбляешь

Предаешь

Сплетничаешь:

V. Анализ русских пословиц и поговорок.

1. Прочитайте русские пословицы и поговорки о значении слова, речи в жизни человека, о том, как она способна повлиять на окружающих, и т.д. Подумайте, порассуждайте о смысле народной мудрости.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Доброе слово для доброго дела.

Слово горы ворочает.

Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.

Язык мой – друг мой.

Худое слово доведет до дела злого.

От худого слова – да навек ссора.

Язык наш – враг наш.

2. Списывание пословиц и поговорок.

VI. Подведение итогов.

Наше путешествие подходит к концу. Пришло время возвращаться. Все заняли места в сказочном поезде (звучит музыка).

– В какой стране мы побывали?

– Почему нет ничего на свете лучше языка? И хуже языка?

xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai

Фрагмент урока по теме “По страницам басен И.А. Крылова и Эзопа”

Цель: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова и Эзопа.

Задачи: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока – обобщение.

Форма урока – урок-презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

Приложения

Содержание фрагмента урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию

Учитель: Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)

– Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню.

“Кот, петух и лиса”
“Ворона и Лисица”
“Волк и Ягнёнок”
“Волк и семеро козлят”
“Лев и Лисица”

Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописцев мы внимали.

III.

Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов.

IV. Работа по теме урока

(Рисунок 1)

– Что такое басня? (Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)

Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов.)

– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.)

– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь – Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)

– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола. (Рисунок 2)

Д. Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.

1 Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы  
2 Большое по объему произведение  
3 Может быть написана в прозе или стихах  
4 В начале или в конце сформулирован вывод-мораль  
5 Повторы  
6 Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)  
7 Мало описаний  
8 Высмеиваются человеческие пороки  
9 Много диалогов  
10 Интересный короткий занимательный сюжет  
11 Волшебный помощник  

– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

  • Работай дружно, по плану.
  • Умей выслушать другого.
  • Уважай мнение других.
  • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

Внимание на слайд. (См. Приложение 1) Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням дедушки Крылова. Заметьте, среди иллюстраций есть и ваши работы. Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни. Вторая группа мораль этой басни. Третья группа – чему учит данная басня. Карточки с названия басен, со строчками из басен перед вами, они вам помогут. На слайдах иллюстрации к басням “Лебедь, Щука и Рак”, “Чиж и Голубь”, “ Слон и Моська”, “Мартышка и очки”, “ Стрекоза и Муравей”, “Квартет”.

Карточки со строчками из басен:

  1. Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, только мука.
  1. Вперёд чужой беде не смейся голубок.
  1. А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь.
  1. Ай, Моська! Знать, она сильна,
    Что лает на Слона!
  1. Как не полезна вещь, – цены не зная ей,
    Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,
    Так он её ещё и гонит.
  1. Ты всё пела? Это дело:
    Так, поди, же попляши!

– Видите ребята, сколько басен дедушки Крылова вам уже известны. А сколько интересных героев в них. Приглашаю героев басни “Ворона и Лисица” (Рисунок 3, Рисунок 4)

1-я группа готовила инсценировку басни: “Ворона и Лисица”. Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни. Определите и скажите своими словами мораль басни.

– Почему автор говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть это ложь.)

– Кого вам лисица напоминает? (Льстивого человека.)

– А ворона? (Глупого, невнимательного человека.)

– В чем смысл басни? (Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)

2-я группа “Волк и Ягненок” (Рисунок 5)

– Выберите строчку выражающую мораль всей басни. (“У сильного всегда бессильный виноват”.) Как понимаете смысл этой фразы?

– Удалось ли выступающим передать характеры героев?

Сейчас с помощью синквейна выразите своё отношение к героям инсценированных вами басен Крылова. (Рисунок 6, Рисунок 7)

На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?

– Как вы думаете, зачем люди придумали такой литературный жанр? Почему возник в литературе жанр – басня?

Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

– Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?

– Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. Предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.

– Сами сформулировали мораль. Молодцы!

– Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев. Физкультминутка (Рисунок 8)

Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над головой. Если басня принадлежит Эзопу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

  1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. (Крылов “Слон и Моська”)
  1. Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
    Да только воз и ныне там. (Крылов “Лебедь, Щука и Рак”)
  1. Помертвело чисто поле;
    Нет уж дней тех светлых боле,
    Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом. (Крылов “Стрекоза и Муравей”)
  1. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива. (Эзоп “Лисица и лев”)
  1. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. (Эзоп “Лев и мышь”)
  1. Мартышка тут с досады и с печали
    О камень так хватила их,
    Что только брызги засверкали. (Крылов “Мартышка и Очки”)
  1. Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Крылов “Зеркало и Обезьяна”)
  1. Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. (Эзоп “Муравей и голубь”)
  1. Чижа захлопнула злодейка – западня;
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
    А Голубь молодой над ним же издевался. (Крылов “Чиж и Голубь”)

У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен И.А. Крылова сейчас прозвучали. ( “Слон и Моська”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и Очки”, “Зеркало и Обезьяна”, “Чиж и Голубь”.)

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *