Разное

Рисунок 4 года: карандашом и красками. Пошаговые примеры для рисования

Содержание

Рисуют дети: анализ детского рисунка. О чем говорят сюжеты, цвета и манера — психология рисунка

Дети рисуют, родители умиляются их шедеврам. Конечно, ведь это творческое проявление малыша! Однако детский рисунок намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Что может увидеть психолог в детских «каракулях»? И почему родителям важно обращать внимание на самые обычные детские работы? Разбираемся вместе.

Содержание:

  • Детский рисунок как метод психодиагностики
    • Возрастные особенности детского рисунка
    • Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?
  • Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка
    • Общее впечатление
    • Положение на листе и размер рисунка
    • Оценка «манеры письма»
    • Детский рисунок и цвет
    • Расположение фигур на рисунке
    • Части тела
    • Изображение дополнительных элементов на рисунке
    • Тема сексуального насилия в детских рисунках
    • Тема смерти в детских рисунках
  • Рекомендации психолога

Детский рисунок как метод психодиагностики

Ground Picture/Shutterstock. com

В первый раз родителям выдают результаты психодиагностики в детском саду. У многих сразу возникает вопрос: откуда у психолога столько информации о детях? Ведь малыши не заполняют анкеты на несколько десятков вопросов, не могут рассказать подробно и обстоятельно о том, что происходит в их душе. Кажется, что психологи берут информацию с потолка. Но это не так.

Помимо бесед с ребёнком и наблюдением за ним психологи анализируют то, что он рисует и как. Попросите десять малышей нарисовать домик по определённому образцу, и вы получите десять разных домов. А если дадите более свободную задачу — «нарисуй домик» — вы получите такое разнообразие рисунков, что будет сложно вспомнить, какая была задача изначально.

У каждого ребёнка своё восприятие, и рисунок, как инструмент воплощения фантазий и мыслей, позволяет определить уровень развития человека, усидчивость, личностные особенности, а также особенности отношений с другими людьми.

Возрастные особенности детского рисунка

moomin201/Shutterstock. com

Дети до трёх лет рисуют то, что принято называть «каляки-маляки» — они только учатся держать карандаш, поэтому получается как получается. Человек в их творчестве выглядит как голова, из которой торчат руки и ноги (хорошо если по две). Цвет дети выбирают, ориентируясь не на свои «вкусовые предпочтения», а на то, какой карандаш ярче пишет и удобнее лежит в руке (или просто, что лежало — тем и нарисовал).

Не надо пугаться чёрным колобкам на ножках — это вполне может быть портрет любимой мамочки. На этом этапе развития ребёнок сначала рисует, а потом ищет смысл в картине. Поэтому анализ работ до трёх лет сводится к фразе «в рамках возрастной нормы».

К слову, герои известного мультфильма «Смешарики» разрабатывались именно такими, чтобы даже двух-трёхлетний малыш мог их нарисовать самостоятельно (круг, руки, ноги, уши).

Источник: pickimage.ru

В 3-4 года появляются первые попытки спланировать рисунок. Если в процессе спросить у ребёнка «что ты рисуешь», он постарается объяснить свою идею. У человечков появляются тела — круглая голова, овальное тельце, ручки и ножки-палочки. Здесь следует обращать внимание на развитие качества рисунка, но не стоит давать слишком однозначных психодиагностических выводов.

Начиная с 5 лет рисунки становятся сюжетными. Ребёнок сначала думает, потом рисует. Мелкая моторика развивается достаточно быстро — детсадовец уже может прорисовать пальцы, руки, ноги, глаза, рот. К шести годам появляются лица в профиль, но поскольку ребёнок не осознаёт перспективы, на картинке чаще всег, нарисована половина лица с двумя глазами. К семи годам постепенно появляется одежда (как правило соответствующая полу персонажа). Дети рисуют своих любимых героев мультфильмов и сказок, игрушки и, конечно, родителей.

Lex0077/Shutterstock.com

Если говорить кратко, то примерно с четырёхлетнего возраста детские рисунки вполне пригодны для более глубокого анализа.

Важно учитывать личностные особенности детей: есть те, кто рисует постоянно — качество работ таких ребят улучшается и опережает рисунки сверстников. А есть дети, которые не любят рисовать: они делают это редко или по просьбе старших. Такие работы будут отличаться по проработке деталей.

Чтобы сделать верные выводы по рисунку, нужно соблюдать правила проведения диагностики:

  1. Ребёнок должен быть отдохнувшим.
  2. Желательно, чтобы он имел хороший контакт со взрослым, для которого рисует.
  3. Важно послушать комментарии автора картины.
  4. Нужно отмечать скорость выполнения работы, концентрацию внимания и отношение к происходящему.

В моей практике был случай: родители приносят рисунок, на котором вроде как изображен человек — довольно пугающая фигура, а рядом большими буквами написано «ПАПА». Среди остальных рисунков с котиками и лошадками такое творчество выбивается. Я спрашиваю малыша: «Что здесь нарисовано»? Ответ: «Это лев и негритята» (оказывается, картинку вообще нужно было перевернуть). Из разговора становится понятно, что ребёнок посмотрел мультик «Каникулы Бонифация», сделал зарисовку и решил подарить рисунок папе. Без этих пояснений рисунок можно было расшифровать, как угодно, вплоть до насилия в семье со стороны отца.

Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?

Coltty/Shutterstock.com

Как было ранее сказано, детские рисунки могут дать нам информацию о личных особенностях ребёнка и его отношении с окружающими. На что обращают внимание психологи, если у ребёнка не было чётко поставленной задачи:

Сюжет рисунка

Дети часто повторяют свои работы: кто-то постоянно рисует зайчиков, кто-то — машинки, а кто-то — домики и человечков. Наиболее частый сюжет — это то, что входит в сферу интересов вашего ребёнка. Также повторяющиеся рисунки могут свидетельствовать о психотравме.

Если сюжет агрессивный, тревожный, пугающий вас, поговорите с ребёнком — спросите, что это, где он такое видел или слышал, нравится ли ему рисунок. Возможно, у него просто не получилось нарисовать туристов у огня, а вы увидели, как человек горит.

Штриховка, нажим

Чрезмерно сильное нажатие на карандаш (вплоть до поломки) говорит о сильном нервном напряжении. Как правило, дети неосознанно «замусоливают» ту часть рисунка, где чувствуют себя максимально неуверенно и тревожно. Например, на рисунках жертв сексуального насилия «яростные» закрашивания часто располагаются в области гениталий.

Агрессивные элементы

Источник: parents.ru

Мы хотим верить, что наши дети самые добрые, чистые и невинные, и их окружают точно такие же люди. Но мы знаем, что это не так. Заметить агрессию на детских рисунках достаточно просто — её выражают острые элементы: зубы, когти, шипы, колючки, оружие. Если мы говорим о домашнем насилии, то это как правило большая фигура с кулаками.

Стёртые элементы, слабые нажатия

Поскольку рисунок не является конкурсной работой, никто не требует от ребёнка супер-результата. Возникает вопрос: почему иногда для создания картины ребёнок по многу раз что-то стирает, не может определиться с наполнением, не рисует чёткие и конкретные линии? Это может указывать на высокий уровень тревоги (причем тревожность может быть как врождённой (слабая нервная система), так и приобретённой (например, повышенные требования родителей).

Цветовые предпочтения

Прежде чем оценивать работу, уточните любимые цвета ребёнка. Не делайте поспешных выводов — многие маленькие дети предпочитают, например, чёрный карандаш просто потому что его лучше видно на бумаге.

«Недетские элементы»

Olimpik/Shutterstock.com

Иногда дети могут начать рисовать внутренние органы. Если это неуместно (на картинке не доктор Айболит), то стоит обратиться к психиатру.

Появление гениталий на картинах детей до 5 лет может быть признаком простой детской заинтересованности в своём теле («Я же рисую ручки и ножки, почему не могу нарисовать другие части тела?»). Но когда половые органы появляются на рисунках ребёнка 6-7 лет, родителям стоит поинтересоваться, что это и откуда ребёнок о них узнал. Возможно, ему нужна ваша защита.

Весной 2022 года проводился анализ работы первоклассников для выявления детей из «группы риска». Задача была нарисовать человека. Около 40% детей нарисовали человека в военной форме. Это стало ярким показателем того, о чём говорят дома, в какой информационной повестке находятся дети. Поэтому при анализе картин не стоит забывать о социальном контексте происходящего в обществе.

Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка

Lex0077/Shutterstock.com

Существует много разных психодиагностических методик на базе рисунка. Например, «несуществующее животное», «человек и человек под дождём», «дом, дерево, человек», «рисунок семьи», «кинетический рисунок семьи» и другие. Каждая методика предназначена для оценки определённых аспектов личности рисующего.

Проще всего оценить психологическое состояние ребёнка и атмосферу, в которой он живёт, через методику «Рисунок семьи». Инструкция для ребёнка: «Перед тобой лежат карандаши и белый лист бумаги. Ты можешь использовать любые цвета и рисовать так, как умеешь. Нарисуй, пожалуйста, свою семью на этом листе».

Понаблюдайте, как рисует ребёнок: с кого он начал (это самый значимый член семьи для ребёнка), кем закончил, кого рисовал долго, а кого — мимоходом. После того как рисунок будет готов, попросите рассказать (или подписать), кто где нарисован. Если есть непонятные элементы, уточните, что это. Попросите ребёнка рассказать о своём рисунке всё, что он посчитает нужным. Только после этого садитесь за анализ работы.

Общее впечатление

Возьмите рисунок семьи или любой другой сюжет, который хотите проанализировать. Какое ощущение он у вас вызывает? Позитивное? Тревожное? Пугающее? Противоречивое? Постарайтесь поймать, что именно вас смущает. Возможно, именно эта деталь даст вам ответы о состоянии детской души.

Если рисунок излучает счастье — это хороший знак. Вероятнее всего, перед нами очень благополучная семья и хорошо развивающийся ребёнок. Если ощущения от рисунка «не очень», обращаем пристальное внимание на детали.

Положение на листе и размер рисунка

Источник: google.com

В норме ребёнок заполняет своим рисунком практически весь лист бумаги. Но если все члены семьи или другие предметы маленькие и размещены с краю, это может свидетельствовать о низкой самооценке ребёнка.

Крупные, но смещённые вверх предметы говорят, напротив, о завышенной самооценке. Выход за границы листа — высокая эмоциональность и трудности с самоконтролем.

Оценка «манеры письма»

Сильные штриховки указывают на напряжение, слишком слабые или несколько раз проведенные в одном и том же месте — на тревогу и стресс. Обращайте внимание, как изображён каждый член семьи или предмет. Если кто-то или что-то выделяется слишком агрессивной или, наоборот, слишком слабой прорисовкой, значит, с этими членами семьи у ребёнка некомфортные отношения или это что-то его пугает.

Детский рисунок и цвет

Alina Shirova/Shutterstock.com

В норме дети 5–7 лет используют 5-6 активных цветов в своём рисунке. Чем увереннее в себе ребёнок, тем больше карандашей он постарается задействовать.

Преобладание одного цвета может сигнализировать об особом состояние ребёнка. Наиболее продуманную и обоснованную систему «цвет-состояние» описал швейцарский психолог Макс Люшер. Несмотря на то, что данная методика применяется давно и успешно, интерпретации Люшера стоит воспринимать как возможное направление для изучения состояния ребёнка, а не как стопроцентный ответ.

Основные значения цветов по Люшеру:

  1. Тёмно-синий — потребность в покое и сосредоточенность на внутренних переживаниях.
  2. Зелёный — стремление к безопасности, независимость, уверенность, состояние равновесия.
  3. Красный — сила воли, активность, возбудимость, агрессия.
  4. Жёлтый — оптимизм, любознательность, позитивный настрой, эмоциональная свобода.
  5. Фиолетовый — эмоциональная и интеллектуальная незрелость, фантазия, интуиция.
  6. Коричневый — неспешность, физический дискомфорт, возможно, отрицательные эмоции.
  7. Чёрный — протест, потребность в изменениях, подавленность.
  8. Простой карандаш (рисунок без других цветов) — отстранённость, нежелание выполнять задание, безразличие, желание закрыться.

В работе с цветом можно спросить у ребёнка, что для него значит тот или иной цвет. Какие ощущения он вызывает? Нравится ему цвет или нет? Возможно, ребёнок выбрал чёрный не потому, что у него проблемы в семье, а потому, что мама и папа каждый день ходят на работу в чёрной одежде.

Получайте материалы от наших психологов и педагогов сразу себе на почту — подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить!

Расположение фигур на рисунке

Ambiento/Shutterstock.com

Расположение объектов и персонажей на рисунке очень значимо для комплексного анализа. Поэтому стоит посмотреть на следующие моменты:

  1. То, что нарисовано первым — самое важное для ребёнка. Если говорить о семье, то первым ребёнок рисует главного для него члена семьи.
  2. Себя ребёнок размещает с тем, что ему близко/нравится. Если речь о родителях и родственниках, то рядом окажутся те, с кем у ребёнка крепкий контакт. Чем дальше человек, тем слабее связь.
  3. Если автор рисунка отсутствует на портрете семьи, стоит спросить ребёнка, где он сам. Иногда дети указывают на некий предмет (шкаф или холмик) и говорят, что они там.
  4. Появление людей, не входящих в семью (родители и дети), свидетельствует о том, что в семью включены другие люди, например, бабушка или дедушка. Если появляются непонятные персонажи, попросите ребёнка прояснить, кто это.
  5. Отсутствие члена семьи означает отсутствие с ним эмоционального контакта со стороны ребёнка. Скорее всего, существует напряженная ситуация, в рамках которой ребёнок не может выразить свои чувства (ревность, обида, вина).
  6. Расстояние между членами семьи говорит о психологической дистанции внутри семьи. Иногда встречаются работы, где все члены семьи вместе, а кто-то один в стороне, или на рисунке можно увидеть физические границы между членами семьи, например, стены или мебель. Это явно свидетельствует о том, что с этим человеком ребёнок не чувствует эмоциональной связи.
  7. Изображение каждого члена семьи рассматривается отдельно и сравнивается между собой. Соотнесение размеров позволяет оценить вес каждого в семье. Кто-то из членов семьи может вызывать тревогу, а кто-то — позитивные эмоции у ребёнка. Стоит обращать внимание на отличающиеся элементы у разных человечков на рисунке — наличие рук, ног, глаз, ушей, рта и т. д. Отсутствие частей тела или у кого-то одного или сразу у всех может свидетельствовать о конкретных проблемах с коммуникацией. Гиперболизация каких-либо частей тела у кого-то одного также свидетельствует о некоторых проблемах. Об этом чуть ниже.

Части тела

Derek Hatfield/Shutterstock.com

При глубоком разборе рисунка обратите внимание, как изображены люди — на какие части тела ребёнок делает акцент, а какие упускает из вида:

  1. Глаза в детских рисунках — это эмоциональная сфера, возможность выражать печаль и радость. Слишком большие глаза — тревога, сигнал о помощи. Слишком маленькие «глаза-щелочки» — запрет на выражения эмоций.
  2. Уши. Персонаж с большими ушами — слушатель (вынужденный или природный), активно реагирует на критику. Маленькие уши или их отсутствие свидетельствует об умении или желании игнорировать критику в свой адрес.
  3. Рот — возможность для коммуникации. Слишком большой рот, рот с зубами, или чёрный заштрихованный рот свидетельствуют о том, что ребёнок испытывает вербальную агрессию со стороны данного персонажа.
    Отсутствие рта говорит о том, что данный персонаж не имеет возможности быть услышанным.
  4. Шея — связь эмоций и рациональности. Наличие шеи означает контроль над эмоциональной сферой. Тонкая и длинная шея — невозможность принять свои эмоции и уход в их отрицание («голова не знает, что творит тело»), короткая и толстая — отсутствие внутреннего противоречия.
  5. Руки самого ребёнка — это возможность установить контакт с родителями. Руки взрослых персонажей — способ взаимодействия с миром. Длинные и большие руки — символ могущества. Кулаки и острые ногти — агрессия.
  6. Ноги — опора человека в реальности. Проведите мысленно линию от ног первого персонажа до ног последнего, как будто это линия пола. Те, кто завис в воздухе, явно не имеют самостоятельной опоры в реальности. Дети иногда сами рисуют землю или пол под ногами героев — это явный признак их желания быть здесь и сейчас.

Изображение дополнительных элементов на рисунке

Basileus/Shutterstock.com

Часто на рисунке встречаются дополнительные элементы — солнце, домик, домашние животные. Существуют интерпретации и для них. Однако стоит учитывать сюжет рисунка, прежде чем давать им категоричную оценку:

  1. Солнце или лампа — желание ребёнка создать тёплую атмосферу в семье.
  2. Бытовые предметы (компьютер, ковёр, посуда) — важные для ребёнка вещи в доме.
  3. Любимая игрушка или питомец — возможные проблемы с коммуникациями в семье. Ребёнок ищет дополнительный источник поддержки.
  4. Облака и тучи — признак негативных эмоций у ребёнка.
  5. Дом вместо семьи — либо нежелание выполнять поставленную задачу (избегание), либо ребёнок не ощущает себя членом семьи.

Тема сексуального насилия в детских рисунках

Источник: region29.ru

Подобный травматичный опыт дети зачастую не могут выразить словами. Им на помощь приходят рисунки. На что стоит обратить внимание родителям и специалистам при изучении рисунка семьи в данном контексте:

  1. Кому-то или всем членам семьи пририсованы половые органы.
  2. Кто-то (как правило фигура мужчины — отец, отчим, брат) изображен в виде монстра или как будто зачирикан.
  3. Дети, не имея возможности нарисовать пенис (им однажды запретили это делать), могут начать рисовать рядом в промежности оружие — мечи, кинжалы, ножи.
  4. Изображение полового члена.
  5. Явный акцент на зоне паха (сильная штриховка, перечеркивание)
  6. Ребёнок рисует элементы, которые его пугают (например, паук), но не хочет про это говорить, закрывается.

Если у вас возникли подозрения о возможном травматичном опыте вашего ребёнка, обратитесь к психологу за более глубокой диагностикой его состояния, а в случае чего обязательно привлеките органы правопорядка.

Пример из практики: во время консультации девочка нарисовала лошадь, на спине у которой лежит змея. Лошадь не может её скинуть, хоть и очень хочет. Девочка, 6 лет, пострадавшая от сексуального насилия со стороны незнакомца на улице.

Тема смерти в детских рисунках

Источник: snob.ru

Дети в возрасте 5–7 лет уже начинают задумываться на тему смерти. Это нормально. Особенно, если произошла гибель кого-то из знакомых людей.

Если в рисунке семьи появилась тема смерти («я умер» или «бабушка умерла») — это попытка ребёнка либо сообщить о травмирующем событии, либо обсудить табуированную тему. Не стоит бояться разговоров с детьми о смерти. Говорите спокойным голосом, выберите ту систему мировоззрения о жизни после смерти (религиозную или про «облачко»), которая вам ближе и понятнее: «Люди живут и рано или поздно умирают. Это нормально. Бабушка прожила долгую жизнь, подарила её нам и теперь она улетела жить на облачко, откуда смотрит на нас и радуется».

Рекомендации психолога

WeronikaH/Shutterstock.com

Рассматривая детские рисунки:

  1. Обращайте внимание на возрастные особенности ребёнка. Анализировать рисунки детей до 4-х лет нет особого смысла. Но важно отслеживать развитие детского рисунка и соответствие его возрасту малыша.
  2. Учитывайте сюжет и контекст происходящего. Возможно, ребёнок находится под впечатлением от события или выполняет какую-то поставленную задачу.
  3. Сравнивайте рисунки. Обращайте внимание на часто повторяющиеся и сильно выбивающиеся элементы. Они подчеркнут личностные особенности и могут дать подсказку, в каком направлении искать проблему.
  4. Обращайте внимание на выбранные цвета, штриховки, постоянные стирания, силу нажатия. Это расскажет вам о тревожности, агрессии, эмоциональном состоянии ребёнка.
  5. Будьте внимательны к деталям. Острые зубы, ногти, кулаки, шипы — явные признаки агрессивных проявлений. Наличие половых органов или акцент на зоне паха может свидетельствовать о сексуальном насилии.
  6. Если вам кажется, что с рисунками что-то не так — обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Дорогие родители, помните, что детский рисунок — это просто рисунок. Диагностическим он становится, если была проведена определённая работа с ребёнком: у него была инструкция, что рисовать; вы видели, как ребёнок рисует; вы провели с ним беседу и получили развернутые пояснения. Только комплекс этих действий позволяет подсмотреть одним глазком на внутреннее состояние ребёнка.

Источник фото обложки: atsurkan/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 5 / 5. Голосов: 7

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Что означают цвета в детском рисунке

Воспитание детей

Прежде всего оговоримся: не спешите впадать в панику, видя на рисунке мрачные тона, подмечая систематическое отсутствие на картинках того или иного члена семьи.

— Мне просто лень ее рисовать, — объяснил четырехлетний Тимофей, почему на его рисунках не находится места для бабушки. А материнское-то сердце уже зашлось в печали: неужели у бабушки с внуком конфликт?

Любимый цвет у ребенка появляется уже года в три. А наиболее ярко его цветовые предпочтения проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дело в том, что, когда ребенок рисует, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. И малыш изображает то, что просит его душа. И вот что же она просит, внимательным родителям подскажут цвета рисунка. А как их расшифровать, мы сейчас подскажем.

Фото
firestock

Есть нюансы

Первым делом — фломастеры. Ну или карандаши, краски, мелки или еще какие средства, которыми рисует ваш ребенок. Обратите внимание на них — может, у него просто зеленый закончился, поэтому трава и деревья теперь красные. Набор должен быть полным. Свобода творчества ведь.

Второй нюанс — не пытайтесь расшифровывать каждый цвет, который появился на бумаге. Учитывайте лишь преобладающий. Причем преобладающий не только в сегодняшнем рисунке, а в целом — за последнюю неделю, месяц.

Третий — обращайте внимание, что именно рисует ребенок. Некоторые темы рисунков, например, лес или море, сами по себе задают цвет. Зеленая трава — не повод для диагноза. Но если малыш настойчиво раскрашивает и небо, и море, и траву, и людей фиолетовым, на это можно обратить внимание. Но не забывайте о пункте первом. Кстати, психологи для анализа используют в основном три темы: человек, семья, выдуманное животное.

Если ребенок рисует свою семью, то обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Черный папа, зеленая бабушка — это может быть художественным выражением отношения ребенка к человеку. Ключевое — может быть. Не спешите устраивать разборки на ровном месте.

Ну а цвет, которым нарисовал ребенок сам себя, расскажет, как малыш воспринимает себя, как он себя чувствует.

Обратите внимание на то, сколько цветов использует малыш. Дети 4−7 лет с нормальным уровнем эмоционального развития используют 5−6 цветов. Если ребенок рисует только одним-двумя карандашами, то это, возможно, говорит о негативном эмоциональном состоянии.

Не очень хорошо, если ребенок предпочитает только простой карандаш. Психологи считают, что это означает нехватку в жизни ребенка ярких событий и положительных эмоций.

Фото
GettyImages

Каждый охотник желает знать.

..

Красный

Цвет жизни и энергии. Но многие психологи считают этот цвет агрессивным. Дети, которые часто рисуют красным, довольно открыты для общества, они очень активные, энергичные, эмоциональные. Часто любителям красного присущи эгоизм и лидерские задатки — за последние можно ухватиться и развить. Если обычно скромный ребенок начал выбирать красный цвет, это может означать, что он напряжен и близок к тому, чтобы стать агрессивным. Просто дайте малышу отдохнуть.

Оранжевый

Означает стремление к ярким впечатлениям, любознательность и интерес к жизни. Его выбирают открытые, общительные, веселые, непосредственные дети, часто меняющие свое мнение и увлечения. Часто они вспыльчивы и плаксивы, шалят и балуются — не потому, что они невоспитанные, а просто они такие. Им непременно нужно найти занятие, которое даст выход их энергии, активный спорт был бы идеален.

Розовый

Поклонникам розового требуется повышенное внимание, им жизненно необходимо чувство безопасности. Очень часто розовый любят робкие дети. Так что если ваш ребенок «розовенький», знайте: ему очень важна поддержка родных и близким, они зависимы от мнения окружающих. Хвалите его, подбадривайте, обнимайте и говорите, как вы его любите, чтобы малыш понимал, как он много значит для вас. Впрочем, это никому не помешает.

Желтый

Этот цвет предпочитают дети-мечтатели. У них хорошо развито воображение, присутствуют лидерские качества, но в то же время они могут оказаться безответственными. Психологи считают, что если ребенок выбирает желтый цвет, он комфортно чувствует себя в своем окружении. Значит, все хорошо, и можно заняться развитием их мечтательности: малыш-романтик создан для профессии созидающей. Например, архитектора, мультипликатора, дизайнера или исследователя.

Зеленый

Поздравляем: у вашего ребенка высокий интеллект и развитая фантазия. Но не только. Зеленый цвет в детских рисунках обычно означает еще и то, что малыш чувствует себя одиноким, ему не хватает внимания со стороны родителей. Если ситуация не изменится, ребенок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Так что почаще проводите время с ребенком, даже если вы считаете, что и так много внимания уделяете своему малышу.

Фото
GettyImages

Голубой

Те, кто видит мир в небесных тонах, дружелюбны, доброжелательны, легко заводят новые знакомства, но в то же время довольно серьезны по сравнению с другими детьми. Такие малыши склонны к задумчивости и очень внимательны к деталям происходящих вокруг него событий. Поэтому не бросайте рядом с ним слов на ветер: он все услышит, обдумает и сделает выводы. Ведь рядом с вами растет маленький аналитик. И кто знает, может, и большой ученый.

Синий

Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. Такие дети предпочитают спокойные и тихие игры. Но даже дети-непоседы иногда начинают рисовать только синим цветом. Это может означать, что ребенок утомился от шумных игр и хочет просто остаться в покое и тишине. Дайте ему такую возможность, ведь каждому из нас иногда нужно побыть наедине с собой. Дефицит личного пространства — страшная штука.

Серый

Этим цветом рисуют тихие и замкнутые в себе детки. Они постоянно нуждаются в поддержке взрослых. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Уделяйте ребенку больше внимания, чтобы их серые рисунки раскрасились всеми цветами радуги. Иначе есть вероятность, что у вас вырастет «человечек в футляре», которого из вечной депрессии просто не вытащить.

Коричневый

Дети, предпочитающие в своих рисунках коричневый цвет, живут в собственном мире, часто не хотят никого туда впускать. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях. Попробуйте посмотреть со стороны на положение ребенка в семье: может, он слышит ваши ссоры? Или вы изливаете негатив на окружающих, придя с ненавистной работы?

Фото
GettyImages

Черный

Пожалуй, наибольшую озабоченность у родителей вызывает появление в детских рисунках черного цвета. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадежности. Если черный цвет стал преобладающим в рисунках вашего малыша и так он рисует уже довольно продолжительное время, то стоит обратиться к психологу. Специалист лучше определит, стоит ли бить тревогу, или же ничего страшного с вашим ребенком не происходит, он просто поклонник графического жанра в искусстве.

P.S.

И напомним: анализировать рисунок не так просто, как кажется. Интерпретировать нужно не одну картинку, а целую серию. Еще лучше, чтобы ребенок сам объяснил, почему он видит мир именно вот так, а не иначе. А то ведь бывает, что проблему начинают искать там, где ее нет и не было. Поэтому, если у вас возникли какие-то подозрения, обратитесь к профессиональному детскому психологу. Он поможет вам во всем разобраться.

Детский психолог

Не спешите делать выводы, увидев несколько рисунков ребенка. Иногда предпочтение в выборе цвета вовсе не означает никаких психологических отклонений. Однако стоит задуматься, если малыш рисует все исключительно черным цветом, когда перед ним стоит целая палитра красок. Возможно, ему не хватает ярких эмоций в жизни или внимания родителей.

Самое важное — слышать своего ребенка. Тогда вы сможете наверняка понять его мотивы в выборе цвета для своих художественных шедевров. В норме, для ребенка от 4 лет использоваться от 5-6 цветов для создания картин. Если у вас происходит не так, не спешите бить тревогу, прислушайтесь к малышу, попытайтесь узнать, что он думает и чувствует.

Марина Рябцева, Юлия Ионина


Теги

  • дети
  • психология

6 эффективных способов улучшить навыки рисования вашего ребенка

Дети начинают рисовать с самого раннего возраста. С того момента, как дети могут держать карандаши, они начинают писать. Это то, что любит и делает каждый ребенок.

Рисование невероятно важно для развития ребенка, как умственного, так и физического. Поэтому, как родитель, вы никогда не должны отговаривать своего ребенка от рисования.

Напротив, вы должны поощрять своих детей и помогать им развивать навыки. Все потому, что польза рисования для детей неоспорима. Более того, рисование — это то, чем ваши дети могут заниматься всю оставшуюся жизнь.

В этой статье вы узнаете обо всех наиболее эффективных способах развития навыков рисования вашего ребенка.

6 способов улучшить навыки рисования вашего ребенка

Проще говоря, чтобы улучшить навыки рисования вашего ребенка, вам нужно повысить его уверенность в себе.

Вам нужно сделать все возможное, чтобы мотивировать их рисовать, что можно сделать несколькими способами. Продолжайте читать, чтобы узнать о способах и о том, как они улучшают навыки рисования вашего ребенка.

1. Пусть учатся, исследуя

Исследование — это исключительный способ черпать вдохновение для детей и начинающих.

Когда дети узнают что-то новое и получают новые идеи, им становится интересно рисовать новые вещи. Они могут черпать вдохновение из разных мест, предметов, животных и т. д. 

Отправляйте их в разные места и вдохновляйте наблюдать за разными вещами, чтобы они могли их рисовать. Кроме того, вы должны поощрять вашего ребенка рисовать разные вещи.

Если они заинтересованы в рисовании животных, вы можете вежливо спросить их, хотят ли они рисовать людей, дома, предметы и другие вещи.

Дети многому учатся, исследуя мир, но вам нужно направлять их. Например, вы можете показать им различные виды искусства, стили, музеи, галереи и т. д. Вы также можете привлечь их к участию в конкурсах, семинарах и художественных курсах.

2. Попробуйте повысить их уверенность в себе

Простой способ сохранить мотивацию ваших детей к рисованию — поощрять их и повышать их уверенность. Когда они уверены в себе, им больше нравится рисовать, и в конечном итоге они становятся лучше в рисовании. Самая маленькая похвала и мотивация имеют большое значение, когда речь идет о поощрении маленьких детей.

Например, вы можете оценить любое произведение искусства, созданное вашим маленьким ребенком. Даже если это будут какие-то случайные каракули, не несущие особого смысла, вас следует подбадривать.

Если вы указываете на их недостатки или критикуете их на ранней стадии, они могут в конечном итоге разочароваться. Они больше не будут с энтузиазмом рисовать или показывать кому-либо свои работы.

Положительные отзывы поощряют детей, независимо от их возраста. Даже подростки нуждаются в оценке своих рисунков. Однако, когда они смогут понять и научиться рисовать, вы сможете указать на некоторые недостатки, которые они могут исправить.

Похвала, которую дети получают от родителей, братьев и сестер, учителей или друзей, значительно повышает их уверенность в себе. Вы заметите значительную разницу в уровне их уверенности. Нет альтернативы тому, чтобы хвалить вашего ребенка за его творческий потенциал и упорный труд, чтобы повысить его уверенность в себе.

3. Взаимодействуйте с ними во время рисования

Участие в диалоге — отличный способ мотивировать детей. Когда вы спрашиваете их об их работах и ​​проявляете интерес, они чувствуют мотивацию. Когда вы говорите им, что вам нравится их рисунок, это означает, что вы поддерживаете их творческий процесс обучения. Дети с большим энтузиазмом стремятся стать лучше.

Проводите время с ребенком, пока он рисует. Спросите их, что они рисуют и какие идеи у них в голове. Похвалите их за работу. Вы можете спросить их, какие фигуры, животных и т. д. они хотят нарисовать. Для тех, кто немного старше, вы можете спросить их, какие техники они используют, что вдохновило их на что-то нарисовать и т. д.

Вы также можете выразить свою поддержку, рисуя вместе с ними. Вам не нужно быть художником, чтобы показать поддержку. Однако имейте в виду, что вам следует воздерживаться от слишком большого количества негативных комментариев.

Такие вещи могут негативно сказаться на маленьких детях. Они также могут начать находить недостатки в своих рисунках, а не получать от них удовольствие.

4. Разрешите им повеселиться

Рисование — это весело, и дети любят развлекаться всеми возможными способами!

Дети будут рисовать только до тех пор, пока им нравится рисовать. Поэтому, если рисование станет для них менее увлекательным, они могут перестать любить рисовать. Часто родители совершают ошибку, заставляя своих детей учиться рисовать. Дети в конечном итоге не любят это занятие, так как считают его рутиной.

Рисование должно быть естественным, и вы, как родители, должны позволять детям получать удовольствие. Пусть рисуют что хотят и как хотят.

Не ограничивайте их соблюдением слишком большого количества правил. Позвольте им повеселиться с медиумами или художественными стилями. Это применимо и к детям постарше.

То, что они старше, не означает, что они всегда должны следовать строгим правилам искусства. Дети постарше тоже могут развлекаться раскрасками и рисованием.

Сначала детям может нравиться рисовать карандашами, мелками, фломастерами и т. д. По мере взросления у них может появиться интерес к технологиям. Возможно, вам будет интереснее заниматься графическим дизайном и цифровым рисунком. Будьте непредвзяты, чтобы позволить им наслаждаться рисованием на этих носителях.

5. Используйте соответствующие возрасту методы и материалы для рисования

Вначале не следует заставлять ребенка начинать рисовать. Это должно прийти естественно.

Когда дети начинают рисовать естественным образом, их следует поощрять, независимо от того, что они рисуют. Это не тот этап, когда нужно учиться рисовать.

Когда они станут старше, вы сможете начать обучать их основам и переходить к продвинутым методам рисования.

3-летний ребенок будет рисовать фигуры или лепить случайные предметы. Не нужно торопить их с рисованием животных, фруктов и т. д. Предоставьте им полную свободу самовыражения в рисовании.

Вы должны помнить, что вы должны предоставить им материалы для рисования или средства, соответствующие их возрасту и навыкам.

Нельзя давать 5-летнему ребенку графический планшет для рисования. Книжка-раскраска может быть более подходящей для них. Им может быть удобнее использовать цветные карандаши или мелки.

Точно так же дети постарше могут использовать ножницы для резки бумаги для поделок, но это не подходит для малышей.

Помните, что рисование в раннем возрасте связано с умственным и физическим развитием детей. При этом неподходящие методы или средства рисования могут повлиять на развитие детей.

6. Запишите ребенка на курсы рисования

Дети улучшают свои навыки рисования, посещая уроки рисования. Художественные классы обеспечивают руководство и помощь в рисовании. Кроме того, они могут исследовать, использовать свое воображение и веселиться с другими детьми, пока учатся рисовать.

Для маленьких детей урок рисования — это не только обучение рисованию. Это также подтверждение того, что они учатся навыкам и получают удовольствие от процесса.

Если ваш ребенок не может посещать курсы рисования, вы также можете найти онлайн-курсы. Есть несколько вариантов для детей разного возраста. Не забудьте выбрать курс в соответствии с возрастом и навыками вашего ребенка. Зачисление вашего ребенка на продвинутый курс не поможет ему преодолеть трудности. Наоборот, это заставит их потерять надежду на улучшение.

Даже если вы записываете своих детей на курсы рисования, обязательно мотивируйте и поощряйте их указанными выше способами.

Почему рисование важно для детей?

Теперь вы знаете, как улучшить навыки рисования вашего ребенка. Однако рисование — это не только навык, которым могут овладеть дети. Это нечто большее. Дети могут извлечь пользу несколькими способами, рисуя.

Давайте рассмотрим несколько преимуществ рисования для маленьких детей.

1. Рисование помогает развивать моторику

Маленьким детям рисование помогает развивать моторику. Это позволяет детям использовать движения рук, запястий и пальцев.

Движения при рисовании улучшают моторику маленьких детей, и они лучше владеют своими руками. Постепенно они учатся, как сильно нажимать, как рисовать разными движениями рук и так далее.

2. Это позволяет детям быть более выразительными

Дети любят рисовать и часто выражают свои чувства через рисунок. Они рисуют людей, которых любят, их питомцев, любимые занятия и т. д. 

Если вы спросите детей, что они рисуют, вы многое поймете об их любимых вещах, а также о том, что они могут чувствовать.

3. Улучшает зрительный анализ у детей

Маленьким детям часто не хватает фундаментального зрительного анализа, и им необходимо развивать его по мере взросления. Например, они начинают понимать расстояние, размер и т. д. только после того, как немного повзрослеют. Эти разработки можно усилить рисованием.

Когда дети наблюдают за предметами и рисуют их, они получают возможность понять объект и проанализировать его размер, расстояние, текстуру и т. д. 

4. Рисование улучшает зрительно-моторную координацию у детей

В дополнение к визуальному анализу , детская зрительно-моторная координация также улучшается благодаря рисованию.

Когда они что-то видят и рисуют, у них постепенно развивается связь между руками и глазами.

5. Рисование помогает детям концентрироваться

Рисование со временем может повысить концентрацию внимания у детей.

Когда они любят рисовать и получают от этого удовольствие, они остаются сосредоточенными на этом. Таким образом, рисование улучшает концентрацию, что позже отражается и на других занятиях.

6. Рисование помогает детям быть уверенными в себе

Когда ребенок демонстрирует свои рисунки, не забудьте похвалить его за усердную работу. Это помогает им стать уверенными в себе и продолжать прилагать больше усилий к своей работе.

Когда они чувствуют себя уверенно, они становятся веселыми. Дети обретают уверенность, учась самооценке, когда они получают признание своей работы, мыслей и опыта.

7. Развивает воображение

Рисование дает детскому воображению волю. Когда они рисуют, они думают о бесконечных возможностях и пытаются представить их через свой рисунок.

Когда они получают свободу воображения, сила воображения возрастает.

Наконец…

Для обучения рисованию нет возрастных ограничений. Однако влияние развития навыков рисования в очень раннем возрасте поразительно. Польза, которую дети получают от рисования, остается с ними на всю оставшуюся жизнь.

Улучшить навыки рисования вашего ребенка несложно. Все, что вам нужно сделать, это поддержать и поощрять их в этом процессе.

Семейный тест по рисованию – Исследование своего сознания

4 минуты

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

Тест семейного рисунка — один из самых известных эмоциональных тестов для детей. Дает понимание того, как ребенок или подросток воспринимает свои самые близкие отношения. Это простой способ понять качество отношений и общения, а также то, как дети строят свою реальность на основе семейных отношений.

Этот диагностический тест существует уже более шести десятилетий. Психиатр Майлз Поро создал его в 1951, и в настоящее время это один из наиболее распространенных инструментов, используемых для оценки личности детей в возрасте от 5 до 16 лет. Хотя сегодня есть профессионалы, которые сомневаются в надежности проективных методов, таких как тест дерева или тест семейного рисунка, их достоверность вполне оправдана. исследовал.

«Одна из самых счастливых вещей, которые могут случиться с вами в жизни, — это иметь счастливое детство».

-Агата Кристи-

Важно отметить, что 9Врачи 0185 используют этот тест вместе с другими, более стандартизированными методами. Интервью, тесты и оценки, подобные этой, вместе взятые, могут дать достаточно информации для постановки точного диагноза. На самом деле, эта конкретная оценка с каждым годом становится все лучше. Это простой и быстрый способ лучше понять детские чувства, семейные отношения и эмоциональную зрелость.

Какова цель теста семейного рисунка?

Как вы, наверное, уже интуитивно понимаете, рисование есть и всегда будет символическим местом, где дети многое раскрывают о себе. Рисование и игра — два идеальных ресурса для психологической диагностики детей. Вот почему тест семейного рисунка является полезным ресурсом для всех детских психологов и терапевтов. Это может помочь медицинским работникам достичь следующих целей:

  • Понять проблемы, с которыми ребенок или подросток сталкивается в своей семье.
  • Укрепите качество эмоциональных связей.
  • Узнайте, как они относятся к своим семейным отношениям и что они думают о них.
  • Выявление возможных конфликтов с некоторыми членами семьи.
  • Оцените эмоциональную и психологическую зрелость ребенка или подростка.
  • Оцените стиль общения в семье.
  • Узнайте, что беспокоит ребенка или подростка дома.

Также важно отметить, что самое главное в этом тесте — эмоциональный аспект. Оценка — это не просто попытка заставить пациента что-то нарисовать. Вместо этого медицинский работник должен способствовать комфортному, плавному диалогу с ребенком во время рисования. Ребенок должен раскрываться, строка за строкой. Короче говоря, процесс рисования должен помочь ребенку высвободить свои чувства, эмоции и беспокойство.

Как терапевты используют семейный тест рисования?

Терапевты и психологи используют семейный тест рисования следующим образом:

  • Сначала они предлагают ребенку лист бумаги и цветные карандаши.
  • Обстановка должна быть комфортной. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности.
  • Затем они просят ребенка или подростка нарисовать свою семью.
  • Ребенку говорят, что рисунок не будет оцениваться. Идея состоит в том, чтобы они были расслаблены во время рисования. Если они наслаждаются опытом, даже лучше.
  • Позже, когда фигуры начинают формироваться, терапевт может начать задавать вопросы.
  • Один из способов получить дополнительную информацию во время теста — задать следующие вопросы:  Кто это? Что они делают? Вы ладите с ним/ней? Кто самый счастливый? Кто самый несчастный?

Также важно, чтобы психолог отметил порядок, в котором ребенок создает различные элементы своего рисунка. Кроме того, они также должны указывать, стирает ли ребенок что-либо, зачеркивает, колеблется и т. д. 

Как медицинские работники оценивают тест?

Вначале семейные тесты по рисованию имели психоаналитическую направленность. Следовательно, в течение многих лет анализ теста проводился через призму Эдипа или стадии психосексуального развития Фрейда. Сегодня интерпретация более стандартизирована. Терапевты используют статистическую информацию   , а также личную ситуацию каждого ребенка или подростка.

Вот некоторые рекомендации по оценке семейного рисунка:

  • Размер и место. Крупные рисунки обозначают надежность и безопасность. Напротив, маленькие фигурки, застрявшие в углу, демонстрируют страх и неуверенность.
  • Кривые и прямые линии. Рисунки с углами и кривыми показывают энергию и зрелость. С другой стороны, рисунки с небольшим количеством форм и/или стереотипными и грубыми фигурами демонстрируют незрелость и заторможенность.
  • Порядок и расстояние. Один из аспектов, который должен оценить терапевт, — это порядок, в котором ребенок рисует каждую фигуру. Дети обычно сначала рисуют мать или того, к кому они эмоционально близки. Еще одна важная деталь, которую необходимо оценить, — расстояние, которое ребенок оставляет между разными людьми на рисунке.
  • Пропуск некоторых цифр. Одна из распространенных закономерностей заключается в том, что некоторые дети предпочитают не втягиваться в нуклеарную семью. Это то, что важно оценить и иметь в виду. Точно так же отсутствие одного из родителей или братьев и сестер может символизировать отказ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *