Рисунки пространственные: объемно пространственная композиция рисунок — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art
объемно пространственная композиция рисунок — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art
Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.
Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.
Композиция в переводе с латинского означает “составлять, сочинять”. Компоновка – составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово “композиция” означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий “композиция” и “компоновка” носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин “композиция” употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании “композиция” – это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке – это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.
Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое.
К монументально-декоративным – мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным – эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным – архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства – дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.
Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.
При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.
Композиция – это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции – это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.
Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции – это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: “Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии – упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту… И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей”. Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного – это гармония.
В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом – везде.
Рис.28
Хорошим упражнением для развития композиционного видения может послужить такой прием. Кляксу или любое пятно на бумаге можно ограничить рамкой, прочерченной вокруг пятна на определенном расстоянии, сообразно его размеру и форме (рис. 28). Тогда вы получите композицию пятна. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой. Вопрос в том, как соблюдены правила и приемы размещения предметов на листе. Наиболее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой-либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите рисунок предмета.
По мере усвоения этих приемов, можно попытаться усложнить задачу по принципу “от простого к сложному”, включив в компоновку два и более предметов. Таким образом закладываются и воспитываются основы понимания композиции, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем. Хорошо технически выполненные рисунки с плохой компоновкой заметно теряют свои достоинства, тем самым снижается общее впечатление от работы в целом. Хорошая композиция придает художественному произведению цельность, выразительность и гармонию, что является главным признаком любого художественного произведения.
Хорошим советом для студентов может служить выражение Леона Баттиста Альберти: “Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины”.При работе над композицией в учебном рисунке необходимо:
1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.
3. Определить масштаб и характер предмета (предметов) и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).
4. Разместить и уравновесить предметы на листе бумаги.
5. Определить центр композиции.
6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
7. Выявить объем предметов посредством светотени.
8. Обобщить и завершить работу над композицией.
Прежде чем приступить к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи данной постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, подбираются в соответствии с определенным сюжетом или темой. По тому, как составлена учебная постановка, можно предопределить будущую композицию, ибо сама постановка, в некотором смысле, уже есть композиция.
2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения.
Отсутствие достаточной информации о предмете изображения и о его расположении, пропорции и других изобразительных моментах в процессе рисования чревато лишь срисовыванием или механическим переносом предметов постановки на бумагу. Постановка предметов, включенных в композицию, может быть не совсем удачной. В одном случае они могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом – плохо просматриваться в глубине постановки (т.е. за крупным предметом) или предмет может иметь незнакомую конструкцию и т.
Рис.29
3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально).
Правильность компоновки предметов изображения прежде всего зависит от формы предметов, составляющих постановку, и их размерных величин (рис.29). В данном случае имеется в виду один предмет. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально. Это связано с закономерностью зрительного восприятия. В каждом отдельном случае расположение листа к модели выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. Во всяком случае, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.
4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа.
Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке (на полях или отдельном листочке). Для этого необходимо определить место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. При компоновке группы предметов важно умение увидеть в постановке предметы не по отдельности, а в целом. После чего намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Они нужны для размещения изображения натурных постановок. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих этих случаях нарушается композиция.
Рис.30
5. Определить центр композиции.
Под композиционным центром понимается середина ограниченного зрительного поля группы предметов, составляющих одно целое, т.е. серединная часть целого. Под зрительным центром понимается наиболее выделяющаяся часть предмета, которая останавливает наш взгляд. Композиционный центр не всегда может совпадать со зрительным, во многом это зависит от расположения главного, основного предмета, вокруг которого группируются остальные, а также от выбора точки зрения. Композиционный центр на листе определяется так называемым центральным лучом (крестообразной пометкой), полученным условным симметричным делением формата путем проведения вертикальных и горизонтальных линий. Пересечение двух линий можно считать центром композиции, заключенным в пределах зрительного поля. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, масштаба и направления тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в нем прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было “ни убавить, ни прибавить” в пределах отверстия (рамки “формата”). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи (рис. 30).
6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передачи характера.
Построение предметов на плоскости бумаги следует начать с определения их мест в пределах границ, отведенных им ранее. Определение этих мест осуществляется легким касанием карандаша, при этом намечаютобщими овалами места расположения предметов с учетом масштаба и пропорций будущих предметов (рис.31). Затем на листе намечают общий характер формы предметов, их пропорции и расположение в пространстве. В последующем, при построении конструктивной основы форм предметов, необходимо обратить особое внимание на перспективное изображение оснований предметов, т.е. на расположение их следков на плоскости стола и расстояние между ними. При этом следки оснований не должны накладываться, а края выступающих поверхностей предметов врезаться друг в друга. Кроме того, расстояния между предметами должны быть логически выдержаны.
Рис.31
7. Выявление объема предметов посредством светотени.
Для выявления объема предметов вначале следует определить их светотеневые контрасты, а затем – полутона. Легким касанием карандаша на бумаге помечаются границы собственных и падающих теней, после чего приступают к прокладыванию тоном теневых участков. После этого можно проложить полутона, одновременно усиливая как границы собственных теней, так и сами тени. Нельзя забывать, что работа над выявлением объема предмета тоном – это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Об этом, к сожалению, часто забывают, находясь в плену у натуры. Падающие тени всегда темнее собственных, особенно от наиболее близко расположенных к вам предметов. Работая тоном, необходимо постоянно сравнивать светотеневые отношения предметов друг с другом, уточнять их пропорции, следить за смещением предметов (компоновкой) и перспективными изменениями. Главное в работе тоном ~ это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.
Рисование тоном требует развитого чувства формы и цельного видения. При штриховке целесообразно класть тон штрихами по форме предмета. Такое направление штриховки в рисунке дает хорошую рис 31 возможность добиться объемности формы предмета.
Переходя к детальной проработке формы предметов, нельзя забывать, что детали подчинены общему целому, в противном случае они будут раздробленными. Такой подход не означает, что деталями полностью пренебрегают. Не следует также делать их “камнем преткновения”. Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, т.е. методически последовательно.
8. Завершение и обобщение работы над рисунком, т.е. рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.
Схемы поиска композиционного равновесия на примере пятна-окружности на листе бумаги
Рис. 32. Плоскостные композиции из геометрических фигур
Рис.33. Объемно-пространственные архитектурные композиции
In Art, Академический рисунок, Обучение искусству, Рисунок*, Школа Искусств Tags учебный академический рисунок, учебные пособия, Композиция, изображение предметов на листе бумаги, Основы композиции, композиция рисунок, Методическое пособие, Учебное пособие, Компоновка, композиционный центр рисунок, Композиция в рисунке, Основы композиции в учебном рисунке, рисунок живопись композиция, композиция карандашом рисунок, школа рисунок, картина композиция, композиция основа, объемно пространственная композиция рисунок, построение рисунка композиция
основы пространственного построения конструкций — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art
Изучение и рисование геометрических тел в учебном академическом рисунке является основой для освоения принципов и методов изображения более сложных форм.
Обучение изобразительным искусствам требует строгого соблюдения последовательности усложнения учебных задач и многократных повторений для овладения техникой. Наиболее подходящей формой для усвоения принципов построения рисунка являются геометрические тела, имеющие в своей основе ясные конструктивные строения. На простых геометрических телах легче всего понять и усвоить основы объемно-пространственной конструкции, передачи форм в перспективном сокращении, закономерности светотеней и пропорциональные отношения.
Упражнения по рисованию простых геометрических тел позволяют не отвлекаться на детали, имеющиеся в более сложных формах, таких, как архитектурные объекты и тело человека, а всецело сосредоточиться на главном – изобразительной грамоте.
Правильно понятые и усвоенные закономерности при изображении простых форм должны способствовать более осознанному подходу к рисованию сложных форм в последующем.
Для того чтобы научиться грамотно и правильно изображать форму предмета, необходимо осознать скрытую от глаз внутреннюю структуру предмета – конструкцию. Под словом “конструкция” (от латинского construct) подразумевается “строение”, “структура”, “план”, то есть взаимное расположение частей предмета и их соотношение. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. Чем сложнее форма (независимо от материала, фактуры и цвета предмета), тем больше и серьезнее студентам придется изучать внутреннее строение натурной модели. Гак, например, при рисовании живой натуры – головы или фигуры человека, помимо знания общеконструктивных особенностей непременно следует знать и пластическую анатомию. Поэтому без ясного понимания строения формы и характера предмета невозможно грамотно освоить рисунок.
При изображении пространственных форм, кроме знания закономерностей строения конструкции, необходимы знания о законах перспективы, пропорции, светотени. Вопросы, касающиеся перспективы и пропорции, подробно освещены в разделах “Пропорции” и “Основы перспективы”.
Для правильного изображения натурной модели студентам необходимо еще раз напомнить о необходимости приучить себя всегда анализировать натуру, ясно представлять ее внешнее и внутреннее строение. К сожалению, как показывает практика, многие студенты ограничиваются лишь поверхностным впечатлением, не углубляясь в суть строения формы предмета. В искусстве, как и в любой науке, к изучению натурного предмета необходимо подходить с научной точки зрения. Подходить к работе следует осознанно, не довольствуясь копированием внешних форм, которые видит глаз. Такое рисование не будет способствовать успешному выполнению работ по изображению как простых, так и сложных форм.
Рисование геометрических форм малоопытным рисовальщикам кажется на первый взгляд достаточно легким. Но это далеко не так. Не имея достаточного опыта в рисовании, студенты легко привыкают к механическому копированию. Поэтому при изображении более сложных форм можно легко запутаться. Для более уверенного овладения рисунком прежде всего необходимо освоить методы анализа форм и принципы геометрического построения простых тел.
Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Задача заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Для правильного ее изображения студентам необходимо научиться рисовать такие фигуры в перспективе, чтобы без особого труда выделять на плоскости объемные тела, ограниченные этими плоскими фигурами. Плоские геометрические фигуры служат основой понимания конструктивного построения объемных тел. Так, например, квадрат дает представление о построении куба, прямоугольник – о построении призмы параллелепипеда, треугольник – пирамиды, трапеция – усеченного конуса, круг представляется шаром, цилиндром и конусом, а эллипсовидные фигуры – шарообразными (яйцевидными) формами (рис.34).
Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и ширину. Для определения и изображения их на плоскости пользуются точками и линиями. Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом.
Линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями обозначают контуры предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространства линии, линии построения и многое другое.
Для основательного изучения геометрические формы лучше всего следует рассматривать в виде прозрачных каркасных моделей. Это позволяет лучше проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкций и перспективного сокращения форм геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра, шара, конуса и призмы. Вместе с тем, такой прием в значительной степени облегчает построение рисунка, в котором отчетливо прослеживаются все пространственные углы, ребра, грани тела, независимо от их поворотов в пространстве и в перспективном сокращении. Каркасные модели позволяют развить у студентов объемно-пространственное мышление, тем самым способствуя правильному изображению геометрической формы на плоскости бумаги.
Для основательного закрепления в сознании студентов объемно-пространственного представления о строении этих форм было бы наиболее эффективным выполнить их своими руками. Модели можно сделать без особого труда из подручных материалов: обыкновенной гибкой алюминиевой, медной или любой другой проволоки, деревянных или пластмассовых реек. В последующем, в целях усвоения закономерностей светотени, можно будет изготовить модели из бумаги или тонкого картона. Для этого необходимо сделать заготовки – соответствующие развертки или отдельно вырезанные плоскости для склеивания. Не менее важен сам процесс моделирования, который больше принесет пользы для осознания обучающимися сущности строения той или иной формы, чем использование уже готовой модели. Для изготовления каркасных и бумажных моделей потребуется немало времени, поэтому в целях его экономии не следует делать модели большого размера – достаточно, если их габариты не будут превышать трех, четырех или пяти сантиметров.
Поворачивая изготовленную бумажную модель под разными углами к источнику света, можно проследить за закономерностями света и тени. При этом следует обратить внимание на изменение пропорциональных отношений частей предмета, а также на перспективное сокращение форм. Приближая и отдаляя модель от источника света, можно увидеть, как меняется контрастность освещения на предмете. Так, например, при приближении к источнику света свет и тень на форме приобретают наибольшую контрастность, а по мере удаления становятся менее контрастными. Причем, близлежащие углы и грани будут наиболее контрастными, а углы и грани, находящиеся в пространственной глубине,
– менее контрастными. Но самое главное на начальном этапе рисования
– это умение правильно отображать объемно-пространственную конструкцию форм с помощью точек и линий на плоскости. Это является основополагающим принципом в освоении рисунка простых геометрических форм, а также при последующем изучении более сложных форм и осознанном их изображении.
Для последовательного изучения, анализа форм и выполнения рисунка геометрических тел следует рассмотреть приемы и принципы их построения на плоскости.
В целях соблюдения последовательности в работе над рисунком, основанной на принципе “от простого к сложному”, необходимо вначале изучить простые геометрические тела: куб, призму, пирамиду, цилиндр.
Простое объяснение пространственного рисунка
Мы живем в трехмерном мире. И поэтому вам часто приходится обращать внимание на три измерения в графическом изображении, чтобы нарисовать мотив, который выглядит реалистично. Ибо всякий мотив обычно простирается в высоту, ширину и длину — в трех измерениях.
Если вы хотите изобразить это правильно, вы должны научиться правильно делать наброски и рисовать пространственно*. Основываясь на этом, вы сможете затем попрактиковаться в правильном рисовании в перспективе, чтобы правильно отображать трехмерные объекты.
Важное основное правило, если вы хотите рисовать пространственно: один и тот же объект всегда выглядит по-разному с разных ракурсов. Это происходит из-за формы и света/тени, которые описывают тело. Это относится как к неодушевленным предметам, так и к людям, животным или растениям.
Пример натюрморта с пространственным изображением
Сокращение перспективы
Ракурс перспективы — это эффект, который становится особенно отчетливым, когда мы смотрим прямо перед собой на объект, который простирается вдаль. Например, смотрим на вытянутую руку или ветку прямо спереди.
Перспективный ракурс цилиндра с разных точек зрения
Рисунок ниже является еще одним хорошим примером перспективного ракурса. Здесь мы видим человека, раскинувшего руки в обе стороны. Наша точка зрения как наблюдателей сцены выбрана таким образом, что мы стоим почти в линию с вытянутыми руками. Таким образом, мы можем только догадываться о длине рук. Из-за этого нам как иллюстраторам довольно сложно реалистично нарисовать геометрию рук, включая одежду.
Пример перспективного ракурса
Образцом послужила следующая картина: Вечеря Господня в Эммаусе Караваджо
Графическая задача возникает из-за геометрической формы, которую руки и рукава принимают в этом ракурсе. Геометрия в данном контексте просто совершенно ненормальна, когда ее приходится рисовать. Причина: То, что нам нужно здесь нарисовать, противоречит нашему предубеждению, что руки, кисти и пальцы длинные и тонкие. Однако, с нашей точки зрения, эти части тела скорее принимают форму круга.
Пример перспективного ракурса в натюрморте с зеленым луком
Кроме того, в этом ракурсе много «информации» сжато в очень маленьком пространстве. В нашем примере складки на рукаве сжаты до небольшой площади поверхности, которую мы можем видеть.
Ракурс перспективы также является эффектом, который можно легко изобразить с помощью техники перспективы точки схода.
Практика делает совершенным
Если вы хотите рисовать и раскрашивать пространство, на этом сайте вы найдете множество других советов и приемов. Некоторые из них также полезны для представления и рисования пейзажей и перспективного рисования. В разделе «Рисование пейзажей» вы найдете еще несколько уроков, посвященных тому, как рисовать в перспективе.
Добейтесь пространственной глубины ваших рисунков, советы Энтони Вайчулиса
В апрельском выпуске The Artist’s Magazine за 2008 год Энтони Вайчулис писал об использовании линейной и атмосферной перспективы.
Придайте своей работе иллюзию пространственной глубины с помощью пяти простых эффектов перспективы.
Энтони Вайчулис
Мы можем наблюдать уменьшение размера, деталей и контраста, а также общее осветление значений по мере того, как наши глаза перемещаются от переднего плана La Petite Fleur (уголь, 9×6) Терезы Роджерс, дальше в рисунок .Художники используют два вида перспективы: линейную и атмосферную (или воздушную). Линейная перспектива использует линии и точки схода, чтобы определить, насколько видимый размер объекта меняется с расстоянием. Атмосферная перспектива связана с тем, как на внешний вид объекта влияет пространство или атмосфера между ним и зрителем. Леонардо да Винчи заметил это последнее явление и назвал его «перспективой исчезновения».
При совместном использовании линейная и атмосферная перспектива могут создать иллюзию пространства и объема в вашем искусстве, будь то обширный пейзаж или интимный натюрморт. Вот пять эффектов, используемых при рендеринге перспективы, которые вы легко можете включить в свою работу.
1. Уменьшение размера
Эффект: По мере удаления объекты уменьшаются в размерах. Этот эффект проявляется как в Water’s Edge Тимоти Яна (ниже), так и в La Petite Fleur 9 Терезы Роджерс.0042 (выше). Далекие деревья в Water’s Edge изображены довольно маленькими, чтобы определить их расстояние от переднего плана. Самые дальние ягоды в La Petite Fleur от Rogers заметно мельче даже на небольшой глубине. Внимание к этому простому эффекту окажет большое влияние на вашу способность передать глубину.
Наблюдение: Попробуйте наблюдать за объектами одинакового размера с разным расстоянием между ними. Чтобы понять, как быстро размер уменьшается с расстоянием, возьмите небольшой кусочек акрилового стекла (или другого безопасного прозрачного материала) и маркер. Поместите два одинаковых предмета на достаточном расстоянии друг от друга. Глядя через акрил на предметы, отмечайте ширину или длину каждого из них на прозрачной поверхности и отмечайте разницу в размерах. Делая это на нескольких разных расстояниях, вы поймете, как быстро удаляющиеся объекты будут «сжиматься».
2. Уменьшение деталей
Эффект: По мере удаления объектов детали исчезают. Как бы ни была сложна поверхность предмета, он не будет заметен долго, пока уходит вдаль. Пышные текстуры уступают место более простым формам. Сравните детали листвы на переднем плане на рисунке Яна «Край воды » с деревьями на заднем плане. Виноград на переднем плане в La Petite Fleur имеет богатую текстуру, в то время как ягоды на заднем плане имеют гораздо более простую и однородную текстуру поверхности.
В пейзажах, иллюстрирующих значительные расстояния, как, например, в картине Тимоти Яна «У воды» (уголь, 61/2×61/2), эффекты уменьшения контраста значений и осветления общих значений совершенно очевидны, когда наши глаза перемещаются от воды, растений и облаков. ближе всего к нам, к противоположной береговой линии с деревьями и более дальнему небу.Наблюдение: Встаньте возле любого здания или дерева и наблюдайте за похожим на расстоянии. Обратите внимание, что кора, кирпич или другая текстура ближнего объекта гораздо заметнее, чем дальнего. Чтобы увидеть этот эффект в меньшем масштабе, поместите апельсин (или объект с аналогичной текстурой) на каждом конце длинного стола. Сядьте в один конец и наблюдайте за обоими апельсинами. Обратите внимание, как детали заполняют поверхность ближнего апельсина, в то время как поверхность дальнего апельсина кажется упрощенной.
3. Уменьшение контраста
Эффект: По мере удаления объектов контрастность между объектом и его фоном уменьшается. Следите за водой и облаками, когда они приближаются к горизонту на рисунке Яна. Обратите внимание, как свет и тьма начинают сливаться по мере их удаления. Виноград на заднем плане на рисунке Роджерса кажется мягче и, если прищуриться, быстро сливаются воедино, в отличие от винограда на переднем плане. Края разделения значений постепенно начинают испаряться, позволяя более высокому контрасту на переднем плане продвинуться вперед.
Наблюдение: Вот еще один замечательный пример того, как мы воспринимаем глубину и расстояние. Поднесите палец достаточно близко, чтобы можно было разобрать отпечаток. Удерживая фокус на пальце, обратите внимание, что все вокруг пальца кажется очень мягким и размытым. Теперь подойдите ближе к ближайшему объекту, продолжая фокусироваться на пальце, и наблюдайте, как значения вокруг пальца начинают повышаться в контрасте и деталях.
4. Осветление габаритных значений
Эффект: По мере удаления объектов значения начинают светлеть. Опять же, фоновые значения Яна и Роджерса, как правило, не такие темные, как значения на переднем плане. Это изменение значений также способствует предыдущему эффекту, при котором снижается контрастность.
Наблюдение: Этот эффект более заметен на больших расстояниях (в данном случае он более заметен в пейзаже Яна, чем в натюрморте Роджерса). Посмотрите на любые здания, горы или деревья, которые находятся далеко на расстоянии. Вы заметите явное повышение передачи (осветление) в диапазоне значений. Этот эффект важен в пейзажах, которые иллюстрируют огромные пространства, но он также может быть полезен, если его тонко обработать в более близких диапазонах, например, в натюрмортах.
Sentinel (масло, 7×5) от Leah Waichulis использует нейтрализацию цвета и переход к синим тонам, чтобы усилить иллюзию глубины и создать настроение.
5. Нейтрализация цвета/возможный переход к синему
Эффект: по мере удаления объектов цвета начинают тускнеть и могут смещаться в сторону синего , как показано в Страж (выше). Опять же, на больших расстояниях этот эффект чрезвычайно заметен; однако это еще одно мощное цветовое явление, которое можно использовать для усиления глубины более мелких композиций.
Наблюдение: Этот сдвиг в сторону синего — еще один отличный эффект, на который стоит обратить внимание, когда у вас есть возможность рассмотреть отдаленные здания, деревья и горы. Обратите внимание на цветовую гамму на переднем плане и сравните ее с удаленными объектами. Эффект будет очевиден.
- Наташа Латона манипулировала эффектами атмосферной перспективы, уменьшая детализацию, контрастность и общие значения, чтобы сфокусировать наше внимание на самом дальнем конце прохода в «Проходе» (уголь, 6×6).
Управление этими эффектами
Пять рассмотренных мною эффектов можно использовать для создания иллюзии формы и расстояния. Но эти эффекты также можно изменять или манипулировать для создания широкого спектра визуальных эффектов, которые можно использовать для управления движением глаз зрителя. Картина Наташи Латоны «Проход » (вверху) является одним из примеров нескольких аспектов атмосферной перспективы, перевернутых для достижения эффекта привлечения зрителя к более удаленным фокусным точкам.
Экспериментировать с этими эффектами как можно больше — это весело и полезно, поскольку они могут добавить вашей работе убедительную пространственную глубину, настроение и интерес.
Энтони Вайчулис в 2006 году получил сертификат «живого мастера» Центра обновления искусства и завоевал национальную репутацию своими картинами в стиле trompe l’oeil. Преподаватель искусства в своем собственном ателье Waichulis Studio в Моканаква, штат Пенсильвания, он представлен галереей Джона Пенса в Сан-Франциско. Посетите сайт www.waichulisstudio.net, чтобы узнать больше.
Примечание. Известные артисты являются студентами студии Waichulis.
Эта статья появилась в апрельском выпуске The Artist’s Magazine за 2009 г., который доступен для заказа в виде цифровой загрузки. Кликните сюда, чтобы узнать больше.
Еще от Anthony Waichulis:
- Пошаговая демонстрация: рисование узорной драпировки
- Атмосферная перспектива: изучите пять простых эффектов
- Пошаговая демонстрация Charcoal: чистые градации
Бесплатный предварительный просмотр на artistnetwork.