Рисунки народные: Рисунки карандашом русские народные сказки (35 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор
Антикварная книга “Народные рисунки хакасов” Кызласов Л Р, Леонтьев Н В 1980,
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
- Путешествия. Хобби. Досуг
- Книги по искусству
-
Биографии.
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- “Москва” рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Журналы
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Русская проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
- Кулинария. Виноделие
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
- Художественная литература. Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
Авторские работы- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
Русские народные промыслы
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «
Содержание:
- Гжельская роспись
- Жостовская роспись
- Палехская миниатюра
- Федоскинская миниатюра
- Хохлома
- Городецкая роспись
- Мезенская роспись
- Вологодское кружево
- Елецкое кружево
- Мценское кружево
- Вятское кружево
- Оренбургский пуховый платок
- Павловопосадские платки
- Крестецкая строчка
- Каслинское литье
- Шемогодская прорезная береста
- Варнавинская резьба по кости
- Абрамцево-кудринская резьба
- Гусевский хрусталь
- Филигрань
- Финифть
- Малахитовые изделия
Гжельская роспись
С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.
Керамическая посуда из ГжелиФормирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.
Чайный сервиз из ГжелиСпециалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Поднос с жостовской росписьюРасписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Поднос с жостовской росписьюОсновными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
Палехская миниатюра
В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).
Палехская лаковая миниатюраПосле октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.
Палехская лаковая миниатюраХарактерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.
Федоскинская миниатюра
Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».
Федоскинская миниатюраФедоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Федоскинская миниатюраВ XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.
Хохлома
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Хохломская росписьЧтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.
Хохломская роспись на разделочной доскеБлагодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Городецкая роспись
Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.
Городецкая росписьГородецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.
Городецкая росписьВот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:
Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Мезенская роспись на подносеХудожественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Мезенская роспись на разделочной доскеВ конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.
Вологодское кружево
Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Вологодское кружевоВсе основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.
Вологодское кружевоСюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.
Елецкое кружево
Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.
Елецкое кружевоКружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
Елецкое кружевоСчитается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.
Мценское кружево
Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.
Мценское кружевоМценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России.
Мценское кружевоОтличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».
Вятское кружево
В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.
Вятское кружевоНаиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.
Вятское кружевоВ условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).
Оренбургский пуховый платокЭтот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Крупнейший оренбургский пуховый платок в РоссииВ середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
Павловопосадские платки
В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.
Павловопосадские платкиВ 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
Павловопосадские платкиДо 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
Крестецкая строчка
Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.
Крестецкая строчкаКрестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.
Крестецкая строчкаВышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
Каслинское литье
Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.
Каслинское литьеЭтот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:
Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.
Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.
Каслинское литьеТрадиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.
Шемогодская прорезная береста
Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.
Шемогодская прорезная берестаОсобенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».
Шемогодская прорезная берестаВ советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.
Варнавинская резьба по кости
Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.
Варнавинская резьба по костиВарнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.
Варнавинская резьба по костиОсобенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Абрамцево-кудринская резьба
Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
Абрамцево-кудринская резьбаС помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.
Абрамцево-кудринская резьбаРасцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.
Гусевский хрусталь
История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Гусевский хрустальПервые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.
Гусевский хрустальСейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Филигрань
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Шкатулка. СканьФилигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Казаковская филигрань. ШкатулкаЦентрами сканного дела сегодня являются:
- Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
- Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
- Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Финифть
Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.
Вологодская (усольская) финифтьВологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.
Ростовская финифтьТакже существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Малахитовые изделия
Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.
Малахитовая шкатулкаШирокую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А. Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.
Малахитовые колонны иконостасаМалахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.
Народные рисунки хакасов – Хакасская Культура
Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
Биографические сведения об авторах книги «Народные рисунки хакасов»: 1. Кызласов Леонид Романович (24,03,1924 – 24,08,2007 гг.) – один из крупнейших российских востоковедов, специалист по истории и археологии Сибири, доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН, лауреат многих премий, заслуженный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, возглавлял 50 археологических экспедиций МГУ. 2. Леонтьев Николай Владимирович (1938 г.р.) – археолог, старший научный сотрудник Минусинского краеведческого музея, член-корр. Германского археологического института. Многие годы собирал народные рисунки хакасов, выбитые, прочерченные или нанесенные краской на скалах, плитах курганов. Опубликовал свыше 60 научных работ. Почетный работник культуры Красноярского края. 3. Капелько Владимир Феофанович (19,06,1937 – 28,09,2000 гг.) – заслуженный художник РФ. Как художник и археолог создал метод эстампажного копирования петроглифов на микалентной бумаге (эта бумага при смачивании водой не рвется). Открытые им рисунки под горой Оглахты были опубликованы профессором Леонидом Романовичем Кызласовым и минусинским археологом Николаем Владимировичем Леонтьевым в совместном научном труде «Народные рисунки хакасов». (Подробная биография Капелько В.Ф., и его картины смотрите здесь ) В этой книге впервые были опубликованы народные рисунки хакасов, выявленные в конце ХХ века преимущественно в горах Оглахты на Енисее и в других пунктах Хакасской автономной области. Они нарисованы краской, выполнены в виде гравюр или выбиты на каменных плитах и скалах. Этот вид творчества народных художников Хакасии, отражающий многие сферы жизни и быта хакасов XVII — начала XX в. СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: Предисловие Описание писаниц Малоарбатский Писанец Писаницы на горе Папальчиха Малый Писанец на р. Джебаш Писаницы у дер. Комарковой Камни с рисунками и писаницы в горах Оглахты Камни с рисунками близ улуса Аёва Рисунки на плитах древних тагарских курганов Наскальные рисунки на Абакане и Черном Июсе Список таблиц Таблицы: Приложения. Хакасские тамги Список использованной литературы Список сокращений Резюме на хакасском языке Резюме на английском языке Предисловие Я видел древних письмена В Южной Сибири, в долинах р. Абакан и ее многочисленных горных и степных притоков, по верховьям Чулыма и левобережью среднего течения великого Енисея, живет небольшой древний тюркоязычный народ — хакасы. … Общеизвестно, что памятники народного искусства создавались трудом и умением многих поколений безымянных художников. Материалом, на котором раскрывалось народное творчество, служили камень, глина, дерево, береста, кость, кожа, ткани и т. п. В настоящее время памятники традиционного хакасского народного искусства сохранились главным образом лишь в музейных собраниях. Хотя тематически и целеустремленно они не собирались и не изучались искусствоведами, тем не менее, уже с 70-х годов XIX в. музейные коллекции пополнялись благодаря краеведам и этнографам. Одежда и детали костюма, предметы домашнего обихода, конского снаряжения и вооружения — все это нередко представляет собой не просто искусно и умело изготовленные вещи, но и являет нам подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства. Отражая вкусы и художественные запросы людей, чувства и мастерство умельцев, такие изделия тем самым выявляют не только технические возможности, но и эстетический, культурный уровень народа, не только его мечты о прекрасном, но и важные элементы мироощущения и миропонимания, многие стороны духовной жизни людей. Вместе с тем выявляются характерные черты и традиции, свидетельствующие об особом историческом пути, пройденном данным этническим коллективом в отличие от других. Все это уже само по себе делает необходимым пристальное изучение прикладного искусства хакасов. Перед исследователями разного профиля, положившими принцип историзма в основу методологии изучения народного искусства, лежит широкое и благородное поле деятельности. Ювелирное искусство и художественная обработка металлов, вышивка и шитье, тиснение по коже и бересте, аппликация и роспись по ткани, резьба по дереву и кости,— трудно даже перечислить направления творческого поиска народных художников, которые все еще остаются почти или полностью не изученными в Хакасии. Художественная обработка металлов представлена, например, великолепными образцами серебряной, медной и иногда золотой насечки по железу. Чаще всего так украшались разнообразные детали конской сбруи: (бляхи и накладки уздечек, седел, подпруг, а также дужки и подножия стремян. Обычны для металлических предметов и просечные узоры, использующие игру светотени, чеканка и реже инкрустация. Значительный материал для изучения шитья, вышивки, орнамента содержат коллекции хакасского народного костюма: рубах и платьев, пальто и шуб, поясов и рукавиц, шапок и кисетов. Гораздо более редки предметы из тисненой кожи, украшенного аппликацией войлока, плетеные изделия. Очень скупо представлена резьба по кости. Среди образцов художественной обработки дерева, пожалуй, наиболее интересны деревянные шкатулки (по-хакасски – абдыра) и ящички (по-хакасски – харчахас). Они искусно украшены резным орнаментом, а нередко и разнообразными жанровыми или сакральными сценами. Искусство религиозного содержания представляют выполненные красками рисунки па шаманских бубнах и изображения духов-покровителей (по-хакасски – тöс), а также аппликации на лентах шаманских костюмов [Иванов, 1954 и 1955]. В свое время в Минусинском музее хранились образцы хакасской народной скульптуры—16 каменных фигурок баранов и людей, служивших подношениями древним каменным изваяниям, почитавшимся еще в первой трети нашего века. Сейчас в музейных фондах удалось обнаружить только три подобные скульптурки, привезенные с горы Иней тас Д.А. Клеменцем [Клеменц, 1891, с. 27; Яковлев, 1900, с. 53, № 25—32]. Другим видом хакасского народного творчества являются рисунки на затесях деревьев. Сохранилось только несколько изображений, скопированных в 80-х годах прошлого века П.Т. Савенковым. По составу рисунков и технике исполнения они занимают как бы промежуточное положение между изображениями на скалах и камнях и резьбой по дереву. На каждой затеси есть и тамги, и фигуры людей с животными; на одних затесях рисунки резные, на других начертаны углем [Савенков, 1884—1889, л. 46, 47; Савенков, 1910]. В научной литературе имеются работы, посвященные орнаменту и скульптуре народов Сибири и в том числе хакасским образцам [Шнейдер, 1930; Иванов, 1961]. Некоторое освещение на основе ограниченных музейных материалов получил и рисунок [Иванов, 1954, с. 582— 607]. Однако в целом народный рисунок хакасов продолжает оставаться неизученным. Авторы этой книги — археологи и историки. Работая в поле с разнородными памятниками далекого прошлого, которыми так богата Хакасско-Минусинская котловина, мы постоянно занимаемся и наскальными рисунками. Эти своеобразные картинные галереи донесли до нас изображения, выполненные людьми разных эпох за многие тысячи лет. Среди них удалось впервые выделить нанесенные красками, прочерченные тонкими линиями или выбитые мелкими углублениями изображения, созданные хакасами относительно недавно — за последние 300 лет. Эти рисунки на скалах, отдельных камнях или на плитах древних курганов также относятся к традиционному искусству современного хакасского парода. Открытие народных рисунков на камне, оказавшихся наиболее массовым и широко распространенным видом изобразительной деятельности хакасов, резко увеличило основные фондовые материалы по рисунку, существенно углубило и дополнило представления о нем. Мы впервые знакомим с этим необычным материалом широкие круги читателей, ибо в книге дается первая систематизированная публикация хакасских народных изображений на камне и первый опыт их анализа. Следует, однако, заметить, что рисунки на скалах и камнях не являются в хакасском народном искусстве какой-то обособленной отраслью. Они теснейшим образом связаны с другими разделами декоративно-прикладного искусства: резьбой по дереву, рисунками на коже и ткани, вышивкой. Сопоставление и параллельное изучение облегчают их понимание, помогают выявить как общие черты, так и специфику и своеобразие хакасского народного рисунка. Все это позволяет надеяться па дальнейшее расширение наших знаний о народном искусстве хакасов. Авторы будут благодарны всем, кто сможет указать новые образцы хакасских рисунков или пожелает высказать свои соображения по этой теме. В интересах сохранения цельности изложения описание писаниц приводится в конце книги. Общая редакция книги произведена Л.Р. Кызласовым. Выражаем глубокую благодарность всем лицам и организациям, содействовавшим сбору материалов и появлению нашей книги. Особую признательность приносим сотрудникам Минусинского краеведческого музея и Хакасской археологической экспедиции Московского университета, а также художнику В. Ф. Капелько, археологам И.Л. Кызласову, Э.А. Севастьяновой, Я.И. Сунчугашеву, искусствоведу И.Л. Кызласовой (автору раздела «Стилистические особенности рисунков»), оказавшим большую помощь при подготовке книги, предлагаемой ныне вниманию читателей. Проф. Л.Р. Кызласов Далее содержание книги смотрите в подстраницах |
Только женщины: народное творчество женских рук
Выставки
Прошедшая выставка
Только женщины: народное творчество женских рук
6 апреля – 19 сентября 2010 г.
- Выставка
- Произведения искусства
- Кредиты
- Установка
- отзывов
Выставка
Женское художественное самовыражение в восемнадцатом и девятнадцатом веках соответствовало предписанным освященным веками условностям. Большинство изящных работ, представленных на этой выставке, все из которых находятся в коллекции музея, были созданы в рамках послереволюционного республиканского материнства и культа домашнего очага. Большинство из них были получены в течение многих лет, потраченных на развитие навыков, которые подготовили молодую женщину к тому, чтобы взять на себя множество ролей, которые потребуются от нее во взрослой жизни в качестве жены и матери. Другие демонстрируют, что женщины продолжали питать свои творческие способности, развивая эти навыки на протяжении всей своей жизни. Тем не менее, эти картины, рисунки, семплеры, стеганые одеяла, ковры и другие произведения были искусны от замысла до исполнения, выставлялись в гостиных и лучших комнатах и придавали статус и вкус обоим главам семьи: мужчине и женщине.
Установка
посмотреть всеКредиты
посмотреть все«Только для женщин: народное искусство женских рук» частично спонсируется благотворительным фондом Leir в память о Генри Дж. и Эрне Д. Лейр; Выставочный фонд Джерарда К. Верткина; Департамент культуры Нью-Йорка; и за счет государственных средств Совета по делам искусств штата Нью-Йорк в честь 50-летия создания сильных творческих сообществ в 62 округах штата Нью-Йорк.
Отзывы
посмотреть всеНа выставке богатая подборка рисунков и вышивок, выполненных ученицами элитных женских академий.
– Карен Розенберг
Произведения искусства
Женщина в вуали
Приписывается Эмили Истман (1804–1841 гг.)
Лаудон, Нью-Гэмпшир
c. 1825
Бумага, акварель, тушь
14 9/16 x 10 5/8 дюйма
Американский музей народного искусства, дар Ральфа Эсмериана, 2013.1.4
Фото © 2000 John Bigelow Taylor, New York
Crewelwork Picture
Художник неизвестен
Новая Англия, вероятно Массачусетс
c. 1750–1760
Шерсть на льне
9 x 7 3/8 дюйма
Американский музей народного искусства, дар Ральфа Эсмериана, 2005.8.52
Фото предоставлено Sotheby’s, Нью-Йорк 1787–1866)
Коннектикут
c. 1808
Бумага, акварель, тушь
17 x 20 дюймов, овал (прицел)
Американский музей народного искусства, подарок Ральфа Эсмериана, 2013.1.43
Речной городской пейзаж с фигурами
Пруденс Перкинс (даты неизвестны)
Возможно, Род-Айленд
c. 1810
Бумага, акварель
18 1/4 x 22 1/4 дюйма
Американский музей народного искусства, дар Ральфа Эсмериана, 2005.8.48
Фото © 2000 John Bigelow Taylor, New York
Charles Stephen Morgan and Alcinda Gibson Морган
Марта М. Грэм (даты неизвестны)
Вирджиния
1830
Акварель на бархате
16 x 22 1/2 дюйма
Американский музей народного искусства, подарок Ральфа Эсмериана, 2005.08.49
Фото © 2000 John Bigelow Taylor, Нью-Йорк
Покрывало Crewel
Художник неизвестен
Новая Англия или штат Нью-Йорк
1815–1825
Шерсть с вышивкой из шерсти
100 x 84 дюйма
Американский музей народного искусства Вирджинии Esmerian, 1995.32.1
Блудный сын
Приписывается Руби Девол Финч (1804–1866)
Вероятно, Вестпорт, Массачусетс
c. 1830–1835
Бумага, акварель, гуашь, тушь и карандаш
12 3/8 x 14 дюймов
Американский музей народного искусства, подарок Ральфа Эсмериана, 2013. 1.39
Фото © 2000 John Bigelow Taylor, Нью-Йорк
Скрипка
Художник неизвестен
Вероятно, Новая Англия
c. 1830
Дерево, акварель, карандаш и тушь
23 1/2 x 8 1/8 x 2 3/4 дюйма
Частная коллекция
Фото © 2000 John Bigelow Taylor, New York
Learning the ABCs
Приписывается Мэри Б. Такер (1784–1853)
Массачусетс
c. 1840–1844
Бумага, акварель, карандаш
21 3/4 x 16 5/8 дюйма
Американский музей народного искусства, дар Ральфа Эсмериана, 15.1.2013 Элеоноре Поттер
Полли Энн (Джейн) Рид (1818–1881)
Новый Ливан, Нью-Йорк
1848
Бумага, акварель, тушь
11 3/8 x 10 1/2 дюйма (прицел)
Американский музей народного искусства , подарок Ральфа Эсмериана, 52.1.2013
Фото Гэвина Эшворта
Кредиты
«Только для женщин: народное искусство, созданное женскими руками» частично спонсируется благотворительным фондом Leir в память о Генри Дж. и Эрне Д. Лейр; Выставочный фонд Джерарда К. Верткина; Департамент культуры Нью-Йорка; и за счет государственных средств Совета по делам искусств штата Нью-Йорк в честь 50-летия создания сильных творческих сообществ в 62 округах штата Нью-Йорк.
Установка
отзывов
В показе богатая подборка рисунков и вышивок, выполненных ученицами элитных женских академий.
– Карен Розенберг
Народное искусство
Венецианская биеннале 2022
новости
Работа украинского народного художника появится в последнюю минуту на Венецианской биеннале
Произведение вошло в основную экспозицию после того, как в феврале был уничтожен музей, в котором хранятся 25 работ Марии Примаченко.
Хосе да Силва
Поступления
новости
Американский музей народного искусства подарил главную работу странствующего портретиста XIX века Амми Филлипс
«Портрет Фредерика А. Гейла» — квинтэссенция детских рисунков Филлипса, которые являются героями его самых любимых работ
Karen Chernick
Народное искусство
новости
В Сан-Диего вновь открывается музей «народного искусства» после реконструкции стоимостью 55 млн долларов и дизайн
Габриэлла Анджелети
Искусство аутсайдеров
новости
Художественный заповедник: в Висконсине открывается первый музей, посвященный доморощенной «художественной среде» Америки
Выставки
Предварительный просмотр
Флюгеры обретают второе дыхание на выставке в Музее американского народного искусства в Нью-Йорке
Изысканные устройства, используемые для измерения направления ветра, восходят к древним временам, но они стали ассоциироваться с Америкой и модернистским искусством.
Карен Черник
Приобретения
новости Атланта дарит работы художников-самоучек
Местная пара дарит 47 картин, рисунков и скульптур южан и афроамериканцев
Нэнси Кенни
Музеи и наследие
новости
Местные исследователи пытаются раскрыть историю загадочной фрески в английской церкви
Жители деревни Суррей собирают воедино историю красочных и детализированных картин, написанных местной женщиной более 100 лет назад
Маев Кеннеди
Выставки
preview
«Если за ними нет истории, какой в них смысл?» Резьба по дереву Элайджи Пирса изображает Америку в XX веке на выставке в Фонде Барнса в Филадельфии
Karen Chernick
Book Shorts
обзор
Книга выброшенных семейных фотографий напоминает нам о нашей смертности
Персональная коллекция анонимных фотографий, сделанных из слайдов Kodachrome, показывает быстротечность нашей жизни
Aldo Scardinelli 913 Art market 13 9 новости
Неделя Американы в Нью-Йорке демонстрирует смену вкусов поколений
Отставание в продажах, в то время как спрос на народное искусство растет, поскольку миллениалы отходят от эстетики «Один дома»
Брук Мейсон
Рекорд аукциона
новости
Святой Грааль народной керамики, изготовленный в XIX веке дрессировщиком змей, побил рекорд аукциона
«Змеиный кувшин» побил предыдущий рекорд для Анны Поттери, фаворита ниши американских коллекционеров
Gabriella Angeleti
Арт-рынок
новости
Санта-Фе показывает современную сторону народного искусства
Трехдневное мероприятие объединяет художников, обновляющих национальные ремесленные традиции своих стран
от Сары П. Хансон
Tate Britain
Архив
Народное искусство на выставке Tate Britain
. народное искусство постоянно растет в цене
Мы смотрим на некоторых коллекционеров
Художественная газета
Ярмарки антиквариата
архив
Зимняя ярмарка антиквариата: «Награда Академии на выставках дилеров»
Экспоненты с энтузиазмом покупают, поскольку коллекционеры осваивают новые области рынка. перестаньте стыдиться этих конкистадоров и подумайте об испаноязычном населении сегодня
Дэвид Д’Арси
Книги
архив
Рецензия на книгу: Оловянная посуда в Музее Виктории и Альберта
Энтони Норт использует коллекцию, чтобы проиллюстрировать историю дизайна и декора изделий из олова
День Агнес
Зимняя выставка антиквариата
архив
Зимняя выставка антиквариата в Нью-Йорке предлагает ознакомиться с тенденциями коллекционирования, ценами и общим состоянием искусства рынок
На выставке будет представлена колониальная и европейская мебель, детская вышивка, изделия коренных американцев и народное искусство
Брук Мейсон
Народное искусство | Уилсон Центр
BY BLAIR A. RUBLE
Российское вторжение заставило украинцев всех возрастов заявить о своей культурной самобытности перед лицом отрицания Россией того, что Украина является чем-то иным, кроме как частью вымышленного «русского мира». Эта атака на национальную идентичность неоспорима в бессмысленном уничтожении Россией украинских культурных символов, которые в противном случае не имеют военной ценности. Разрушение музея Примаченко в Иванкове представляет собой особенно яркий пример этой политики.
Российская армия быстро захватила деревню во время вторжения в Украину в начале этого года. Оккупационные силы целенаправленно сожгли музей дотла в рамках кампании по уничтожению символов самобытной украинской культуры. Местные жители каким-то образом спасли большую часть работ от пожара.
Яркие, радостные, волшебные картины, рисунки и вышивки любимой народной художницы Марии Примаченко на протяжении десятилетий славятся своим личным видением, уходящим корнями в украинские народные мотивы. Внешне наивный стиль самоучки Примаченко обманчиво прост в использовании сложных цветовых палитр, форм и материалов. По некоторым данным, Пабло Пикассо заявил после посещения выставки ее работ в Париже: «Я преклоняюсь перед художественным чудом этого блестящего украинца».
Восторг, который так заметен в ее творчестве, противоречит жизни, полной потерь. Примаченко родилась в 1908 году в крестьянской семье в селе Болотня, в 20 милях от Чернобыля. В детстве Примаченко заразилась полиомиелитом, болезнью, из-за которой она бросила школу всего через четыре года. Она была очарована окружающим миром природы и начала рисовать и раскрашивать стены своего дома. Мать научила ее вышивке, что в конечном итоге привлекло к ней внимание художников в Иванковском центре народного творчества. Вскоре она начала показывать свои работы в крупных советских городах и за рубежом.
Способная стоять без посторонней помощи после двух операций, она познакомилась в Киеве со своим женихом Василием Маринчуком и в марте 1941 года родила им сына Федора (который сам стал известным народным артистом). Маринчук погибла, сражаясь в Финляндии во время Второй мировой войны, а нацисты убили ее брата. Не имея другого выбора в стране, опустошенной войной, Мария и Федор вернулись в Иванков, чтобы работать в колхозе.
Примаченко к этому времени перешла от вышивки к рисованию и живописи, используя все более красочную палитру. Ее работы появлялись на крупных выставках, а в 1919 году она получила Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко.66. Она жила в деревне до своей смерти в возрасте 88 лет в 1997 году. Ее репутация продолжала расти, и ЮНЕСКО объявила 2009 год годом Примаченко. Музей, посвященный ее творчеству в Иванкове, несмотря на свое отдаленное расположение, привлекал постоянный поток посетителей.
Хотя работы Примаченко никогда полностью не исчезали из поля зрения, ее искусство, тем не менее, не нашло отклика у подрастающего поколения украинцев, выросших в крупных городах. Но известие о российской разрухе в одночасье изменило значение искусства Примаченко для тысяч украинцев. Ее искусство представляло собой выражение особенно украинского воображения. Уничтожение ее искусства представляло собой нападение на украинскую идентичность и культуру в целом. Ее способность передать радость и волшебство в темные времена, ее талант сочетать украинские народные мотивы с очень личным стилем и ее поразительное использование цветов по-новому заговорили с украинцами, пытающимися осмыслить потерю своих надежд и мечтаний в это разрушительное время. война.
В украинских городах сельская местность никогда не кажется далекой. Большинство украинских городских жителей переехали из села всего за одно-два поколения до этого. Фолк-китч украшает многочисленные рестораны и бары, воссоздавая воображаемые деревни с фальшивыми коттеджами, фальшивыми стогами сена и преимущественно фальшивыми (хотя иногда и настоящими) сельскохозяйственными животными, привлекая к своим столам туристов и ностальгирующих горожан. Искусство Примаченко работает на другом уровне, демонстрируя, как воображаемое прошлое оживляет современную Украину, сталкивающуюся с экзистенциальным вызовом.