Развивание памяти: Развитие памяти: уроки запоминания
Урок 6. Тренировка памяти
В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов.
Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.
Оглавление:
- Способы и методы развития памяти
- Тренировка зрительной памяти
- Тренировка слуховой памяти
- Игры на память
- Отзывы и комментарии
Способы и методы развития памяти
Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.
Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, – и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.
Тренировка зрительной памяти
Как уже было отмечено в первом уроке зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.
Упражнение 1. Таблицы Шульте
Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.
Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.
Прочитать о правильной работе с таблицами Шульте, а также выполнить упражнения на специальном тренажере вы можете на данной странице.
Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)
Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.
Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.
Упражнение 3. Игра в спички
Игра в запоминание спичек – это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.
Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.
Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.
Упражнения 4. Римская комната
Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.
Тренировка слуховой памяти
Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.
Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.
Упражнение 1. Чтение вслух
Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти.
Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:
- четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
- произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).
Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.
Упражнение 2. Стихи
Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.
Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.
Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:
- Цифры после запятой в числе Пи;
- Таблица умножения.
Упражнение 3. Подслушивание
Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.
Cтатистика На весь экран
Игры онлайн
Как уже было сказано в уроке «Память и внимание», игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.
Выполняя эти упражнения, и следуя рекомендациям из предыдущих уроков, вы в скором времени сможете похвастаться отличной памятью, а также поразить друзей и знакомых способностью легко запоминать информацию.
Евгений БуяновДмитрий Гераськин
← 5 Мнемотехники Экзамен по теории →
Урок 1. Память и внимание
Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти.
В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.
Оглавление:
- Роль внимания
- Внимание и концентрация
- Впечатления
- Первое правило запоминания
- Проверочный тест
Роль внимания
Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.
Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.
Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия.
Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена.
Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.
В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации.
Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше.
Улучшение организации внимания
Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым). Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.
Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах. Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.
Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.
Внешние раздражители. Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и заниматься работой, не обращая ни на что внимание.
Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Тренинг, связанный с обучением вхождению в состояние транса, только создается нашими авторами, как только он будет готов, здесь появится ссылка.
Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания. Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача.
Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:
- Не останавливайтесь и не отказывайтесь. Очень часто выполняя какое-либо задание, мы останавливаемся на полпути и поддаемся соблазну ускользнуть от работы, так и не завершив ее. Старайтесь бороться с этим желанием, например, применив правило пяти. Если Вы читаете книгу, прочитайте еще пять страниц или потратьте ещё 5 минут, и вы увидите, что вам может захотеться прочитать еще больше. Есть такая пословица: «Глаза боятся, а руки делают».
- Делайте одно дело. Все лишние проблемы и вопросы отложите в сторону и занимайтесь одним делом. Помните о правиле Миллера, и о том, что объем нашего внимания ограничен.
- Получайте эмоциональную отдачу. При запоминании важно не только наличие внимания, но и эмоциональная отдача. Концентрация на выполнении любимого и полезного дела всегда выше, чем при выполнении скучной и ненужной работы. А как сделать процесс запоминания увлекательным, написано дальше.
Cтатистика На весь экран
Как получить яркое впечатление
Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.
Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.
- Первое впечатление. Полезно создавать первое эмоциональное впечатление о запоминаемом объекте, и заносить его в память как можно точнее.
- Зрительный образ. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, так как оно прочнее. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
- Большое впечатление. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия, старайтесь получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее.
- Воспроизводите заново. Старайтесь чаще оживлять в своей памяти первое впечатление о запоминаемом объекте. Лучше находиться именно под первым впечатлением и не пытаться получить новое.
- Найти подобное. Воспроизводя про себя первое впечатление об объекте, подумайте, на что похоже это впечатление и испытывали ли вы что-то подобное раньше.
Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.
Игры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!
Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.
Состязательность. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке памяти вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.
Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.
Итак, первое правило гласит:
Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Евгений БуяновДмитрий Гераськин
← Развитие памяти2 Ассоциации →
Психология развития памяти: этапы и возрасты
Мы бы не продвинулись в жизни слишком далеко, если бы не способность создавать воспоминания. Размышление о заветных воспоминаниях приносит нам много счастья и удовлетворения в жизни, но наша память также помогает нам адаптироваться и планировать будущее. Память является неотъемлемой частью человеческого опыта. Вы когда-нибудь задумывались, как развивается наша память?
- Этапы развития памяти.
- Развитие памяти в раннем детстве.
- Развитие памяти в подростковом возрасте.
- Развитие рабочей памяти и возраст.
- Важность развития памяти.
Развитие воспоминаний — активный процесс, меняющийся на протяжении всей нашей жизни. Исследования показывают, что этапы развития памяти усиливаются и изменяются в период от детства до подросткового возраста. Как только человек достигает пика возраста (считается, что это около 20 лет), память постепенно ухудшается. Однако болезни и нарушения обучаемости могут повлиять на развитие памяти (например, болезнь Альцгеймера и дислексия).
Прежде чем мы рассмотрим развитие памяти на протяжении всей жизни, давайте рассмотрим само развитие памяти.
Рис. 1 – Фотоальбом фотографий в оттенках серого.
Этапы развития памяти
Развитие памяти включает различные когнитивные процессы. Тремя наиболее важными этапами в развитии воспоминаний являются кодирование, хранение и извлечение .
Кодирование
Кодирование является начальным этапом восприятия и изучения новой информации. В любой момент нашей жизни нас бомбардирует сенсорная информация. Вот почему процесс кодирования является избирательным. В процессе кодирования важная информация отделяется от менее важной или ненужной информации. Поскольку информация поступает к нам через наши сенсорные процессы, кодирование происходит через нашу нервную систему.
Сенсорная информация может быть закодирована тремя различными системами, визуальными, акустическими, или семантическими процессами. Вы можете вспомнить, куда положили свой телефон, мысленно увидев его на своем столе. Эта информация кодировалась визуально. Однако вы можете запомнить номер телефона своего друга, повторяя его снова и снова. Это акустическое кодирование. Семантическое кодирование происходит, когда мы что-то запоминаем, связывая это с определенным значением. Мы делаем это с помощью искусства, символов, изучения слов и многих других вещей. Большинство наших долговременных воспоминаний закодированы семантически.
Хранение
Этап хранения касается того, сколько информации хранится, где она хранится и как долго. При хранении памяти мы в первую очередь говорим о кратковременной и долговременной памяти. Кратковременная память — это место, где мы храним сознательную информацию для немедленного использования, и ее возможности ограничены. Долговременная память обширна и полна информации, о которой мы не знаем.
Поиск
Поиск связан с воспоминанием информации. Существует три основных категории припоминания информации: свободное припоминание, припоминание по сигналу и последовательное припоминание.
- Свободный отзыв предполагает воспроизведение информации в любом порядке. Вы можете вспомнить список элементов последовательно, от самых последних к последним, или сгруппировав элементы, которые были перечислены близко друг к другу.
- Припоминание сигнала зависит от сигналов или вещей, которые помогают вызвать воспоминание. Это может быть песня, запах, вид объекта, связанного с событием, или множество других вещей. Подсказками может быть все, что заставляет вас вспомнить событие или информацию.
- Последовательный отзыв включает в себя вызов информации в порядке ее появления. Вы можете вспомнить событие, опираясь на хронологию своего опыта.
Рис. 2 – Маленькая девочка читает книгу в парке.
Развитие памяти в раннем детстве
Когда мы рождаемся, наши когнитивные способности, такие как память, развиваются постепенно. Себастьян и Эрнандес-Хиль (2012) проверили это развитие, исследуя возможности фонологической петли от детства до подросткового возраста.
Исследование проводилось на 570 учениках в возрасте 5-17 лет из Мадрида. Исследователи разделили участников на пять возрастных групп. Они записали средний диапазон цифр для каждого возраста. Они использовали стандартную процедуру.
Тест d igit span предназначен для измерения пропускной способности фонологической петли. В тесте на диапазон цифр исследователь читает последовательность чисел и просит участников вспомнить правильный порядок. Длина последовательности увеличивается с каждым разом. Тест направлен на то, чтобы выяснить, сколько чисел участники могут запомнить в правильной последовательности.
Результаты:
Среднее значение диапазона цифр увеличивается с возрастом. Однако между 5 и 11 годами существуют значительные различия. Однако после этого возраста емкость фонологической петли неуклонно возрастает. Когда средний диапазон цифр был записан для каждого возраста, а не для возрастной группы, было обнаружено, что значения уменьшились. Например, в возрасте 15 лет средний балл составлял 5,82, а в возрасте 16 лет — 5,75. В целом, возраст влияет на способность запоминать диапазон цифр.
Age group | Mean digit span score |
5 | 3.76 |
6-8 | 4.34 |
9-11 | 5.13 |
12-14 | 5,46 |
15-17 | 5,83 |
Sebastián and Hernández-Gil (2010) ранее провели аналогичное исследование на пожилых людях. Результаты показали, что здоровые пожилые люди в возрасте 65–82 лет имели средний балл 4,44, в то время как у пациентов с деменцией средний размах цифр составлял 4,20.
Развитие памяти в подростковом возрасте
Память представляет собой познавательный процесс, имеющий большое значение в подростковом возрасте, во время которого она развивается. Точность воспоминаний зависит от стратегии, используемой для запоминания информации. В исследовании Уотерса (1982) ученики 8-х и 10-х классов вспомнили пару слов. После припоминания исследователи спросили участников, какую из следующих стратегий они использовали для запоминания пар слов:
Внимательное чтение.
Репетиция.
Визуальная проработка.
Вербальная разработка.
Результаты показали, что:
Вышеупомянутые два исследования показывают, что увеличение объема памяти и точности в детстве связано с развитием процесса памяти. Однако это связано с тем, что в подростковом возрасте лучше учиться репетировать и вспоминать воспоминания.
Развитие рабочей памяти и возраст
Исследования в области психологии показывают, что когнитивные способности, такие как память, постепенно ухудшаются с возрастом. Однако это изменение не влияет на все аспекты памяти у здоровых пожилых людей. Психологи обнаружили, что обычно:
Старение в значительной степени не влияет на семантическую и процедурную память:
Семантическая – воспоминания информации со смыслом, как правило, о мире и понятиях, включая повседневные знания, такие как не переходить улицу при приближении автомобиля .
- Процедурный – воспоминания о том, как что-то делать, например, как готовить.
Старение, по-видимому, влияет на эпизодические воспоминания, воспоминания об источниках и вспышках:
Эпизодический – воспоминания о личных переживаниях, т. е. воспоминания о том, что, когда и где произошло событие. К ним относятся, например, воспоминания о драке, в которую попал человек, когда ему было 12 лет.
- Источник – воспоминания о том, где и когда вы чему-то научились. Например, вспомните, как отец учил вас кататься на велосипеде в парке.
- Лампочка-вспышка – долгоживущее подробное воспоминание, вызывающее эмоции после пережитого значимого момента. Например, когда вы узнаете, что член семьи умер.
Память, психические заболевания и нарушения обучаемости
Многие психические заболевания и нарушения обучаемости могут повлиять на память, например, дислексия и болезнь Альцгеймера. Это заболевания, поражающие разные возрастные группы населения.
Дислексия
Дислексия — это нарушение способности к обучению, которое вызывает проблемы с беглым и точным чтением слов и чисел. Эта инвалидность обычно начинается в детстве или в подростковом возрасте. Люди с дислексией испытывают трудности с обработкой информации, и считается, что у них «слабая» рабочая память. Исследования показывают, что дислексия влияет на многие когнитивные функции, такие как:
- Нарушения центральных исполнительных функций (компонент WMM, передающий информацию другим компонентам модели).
Также может быть затронута зрительно-пространственная обработка или информация, которую мы видим.
Фонологическая обработка, или информация, которую мы слышим.
Центральные исполнительные функции также связаны с направлением внимания, концентрацией, принятием решений и воспроизведением воспоминаний.
Рабочая память вступает в игру, когда мы обрабатываем несколько фрагментов информации одновременно. При дислексии информация часто более разбросана, объем рабочей памяти обычно ниже, а рабочая память с трудом обрабатывает эту информацию и передает ее в долговременную память. Поскольку дислексия в первую очередь поражает детей и подростков, они не следуют типичным стадиям развития памяти. своей возрастной группы.
Болезнь Альцгеймера
Болезнь Альцгеймера — прогрессирующее заболевание, поражающее когнитивные способности, такие как память. Поскольку это прогрессирующее заболевание, память пациентов с болезнью Альцгеймера со временем ухудшается. Это заболевание в основном поражает пожилое население (старше 65 лет). Считается, что болезнь Альцгеймера является результатом атрофии головного мозга.
Атрофия головного мозга — это потеря клеток и нейронов. Область мозга с атрофией приводит к тому, что эта область теряет функции и становится менее эффективной.
Болезнь Альцгеймера характеризуется потерей памяти. Это может повлиять:
Во-первых, кратковременная память.
Рабочая память.
Долговременная декларативная память.
В результате потери памяти заболевание может повлиять и на другие когнитивные способности.
Примеры симптомов, которые могут возникнуть из-за потери памяти, включают:
- Спутанность сознания.
- Изменения личности.
- Трудности с логикой и рассуждениями.
- Трудности с чтением.
- Трудно говорить.
- Плохое настроение.
- Беспокойство.
Развитие памяти: важность
Память важна по целому ряду практических причин. Память позволяет нам учиться, что, в свою очередь, помогает нам адаптироваться и выживать. Понимание того, как работает память, может помочь нам лучше, быстрее и эффективнее учиться. Память важна для нас и в когнитивном плане. Наши воспоминания помогают построить наше представление о себе. Они влияют на наши эмоции и направляют наши мысли, убеждения и решения. Без памяти мы не можем думать и планировать будущее.
Изучение памяти также дает нам больше информации о человеческом опыте. Это помогает нам понять, как обучение происходит в мозгу. Он показывает нам большую связность мозга и то, какие области участвуют в наших индивидуальных психических процессах.
Ухудшение памяти также связано с большей частотой депрессии. Это одновременно и симптом депрессии, и следствие ухудшения памяти. Потеря памяти помогает изолировать области мозга, на которые влияют определенные состояния и расстройства.
Психология развития памяти. Ключевые выводы
- Три важные стадии развития памяти: кодирование, хранение, и извлечение .
- Наша способность запоминать крепнет с детства.
- Старение в значительной степени не влияет на семантическую и процедурную память. Кажется, это влияет на эпизодических, источников и вспышек воспоминаний.
- Болезни и инвалидности, подобные Дислексия и Болезнь Альцгеймера влияют на развитие памяти.
- Память важна для нашего выживания, чувства собственного достоинства и общего благополучия.
Развитие памяти | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Психология развития: Когнитивное развитие · Развитие себя · Эмоциональное развитие · Развитие языка · Моральное развитие · Перцептивное развитие · Развитие личности · Психосоциальное развитие · Социальное развитие · Меры по развитию
Пожалуйста, помогите нанять одного из них или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Когнитивное развитие |
Восприятие |
|
Теории |
|
См. также |
Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать |
В когнитивном развитии Развитие памяти у детей становится очевидным в течение первых 2-3 лет жизни ребенка, поскольку они демонстрируют значительный прогресс в декларативной памяти. Это улучшение продолжается в подростковом возрасте с основными изменениями в кратковременной памяти, рабочей памяти, долговременной памяти и автобиографической памяти. [1]
Недавние исследования развития памяти показали, что декларативная, или эксплицитная, память может существовать у младенцев даже младше двух лет. Например, новорожденные в возрасте до 3 дней демонстрируют явное предпочтение собственного голоса матери. [2]
Содержание
- 1 Когнитивная нейронаука развития памяти
- 2 Рабочая память
- 2.1 Центральный исполнительный
- 2.2 Фонологическая петля
- 2.3 Визуально-пространственный блокнот
- 3 Долговременная память
- 3.1 Дети дошкольного возраста
- 3.2 Дети школьного возраста
- 4 эпизода памяти
- 5 Автобиографическая память
- 5.1 Детская амнезия
- 5.1.1 Когнитивное Я
- 5.1.2 Социальные культурные влияния
- 5.1 Детская амнезия
- 6 стратегий памяти
- 6. 1 Метапамять
- 6.1.1 Дети дошкольного возраста
- 6.1.2 До 7 лет
- 6.1.3 Поздняя начальная школа
- 6.1.4 Ранний подростковый возраст
- 6. 1 Метапамять
- 7 См. также
- 8 Каталожные номера
- 9 Дальнейшее чтение
- 10 ключевых текстов
- 10.1 Книги
- 10.2 Документы
- 11 Дополнительный материал
- 11.1 Книги
- 11.2 Документы
- 12 Внешние ссылки
Когнитивная неврология развития памяти
Декларативная память очень быстро развивается в течение первых 2 лет жизни; младенцы этого возраста проявляют признаки когнитивного развития во многих отношениях (например, повышенное внимание, овладение языком, расширение знаний). Существует разница в развитии мозга эксплицитной и имплицитной памяти у младенцев. Имплицитная память контролируется рано развивающейся системой памяти в мозге, которая присутствует очень рано и может быть объяснена ранним созреванием полосатого тела, мозжечка и ствола мозга, которые все участвуют в имплицитном обучении и памяти. [3]
Развитие явной памяти зависит от более поздней развивающейся системы памяти в мозге, которая достигает зрелости в возрасте от 8 до 10 месяцев. Эксплицитная память сильно зависит от структур медиальной височной доли, включая гиппокамп и парагиппокампальную кору. Большая часть мозговой системы формируется до рождения, однако зубчатая извилина в пределах образования гиппокампа имеет около 70% количества клеток у взрослых. [4]
Быстрая миелинизация аксонов в центральной нервной системе происходит в течение первого года жизни, что может резко увеличить эффективность и скорость передачи в нейронах. Это может объяснить более высокую скорость обработки информации у детей старшего возраста по сравнению с детьми младшего возраста. [5]
Рабочая память
Согласно модели рабочей памяти Баддели, рабочая память состоит из трех частей. Во-первых, это центральная исполнительная система, которая отвечает за ряд регулирующих функций, включая внимание, контроль действий и решение проблем. Во-вторых, фонологическая петля, специализированная для манипулирования и удержания материала в определенных информационных областях. Наконец, зрительно-пространственный блокнот хранит материал с точки зрения его визуальных или пространственных характеристик. Сила взаимосвязей между тремя компонентами рабочей памяти различна; центральный исполнитель тесно связан как с фонологической петлей, так и с визуально-пространственным блокнотом, которые независимы друг от друга. Доказательства указывают на линейное увеличение производительности рабочей памяти с 4 лет до подросткового возраста. [6]
Центральный исполнительный
У детей в возрасте до 4 лет ограничение объема памяти ограничивает сложные процессы понимания. Однако по мере того, как ребенок становится старше, требуется меньше обработки, что открывает больше места для хранения памяти. [7]
Фонологическая петля
Доказательства указывают на линейное увеличение производительности с 4 лет до подросткового возраста. Примерно до 7-летнего возраста серийное воспроизведение опосредовано фонологическим хранилищем, которое является одним из компонентов фонологической петли. Дети дошкольного возраста не используют стратегию субвокальной репетиции для поддержания распадающихся фонологических представлений в памяти, а вместо этого идентифицируют визуальные особенности изображений, чтобы запомнить их. Это становится очевидным, во-первых, при наблюдении за детьми на предмет явных признаков репетиции (например, движения губ), а во-вторых, если ребенку даются картинки с названиями, не обнаруживается различий в запоминании длинных и коротких слов. В возрасте семи лет дети начинают использовать процесс субвокальной репетиции, чтобы максимально сохранить фонологическую память. По мере продолжения разработки материал неслуховой памяти перекодируется в фонологический код, подходящий для фонологического цикла, когда это возможно. [7]
Визуально-пространственный блокнот
Дети младшего возраста (в возрасте до 5 лет) в большей степени, чем дети старшего возраста или взрослые, зависят от использования зрительно-пространственного блокнота для поддержки непосредственной памяти визуального материала. Старшие дети применяют стратегию вербального перекодирования изображений, где это возможно, а также используют фонологическую петлю для выполнения задачи на «зрительную» память. В возрасте от 5 до 11 лет объем зрительной памяти существенно увеличивается, и именно в этот момент достигается взрослый уровень производительности. [7]
Долгосрочная память
Эксплицитная память становится намного лучше с годами развития. Однако возраст оказывает небольшое влияние на имплицитную память, что может быть связано с тем, что имплицитная память включает в себя более базовые процессы, чем декларативная память, что делает ее менее подверженной влиянию развивающихся когнитивных навыков и способностей ребенка.
Дети дошкольного возраста
Младенцы уже в возрасте 7 месяцев могут концептуально различать такие категории, как животные и транспортные средства. Хотя концепции младенцев могут быть грубыми по стандартам взрослых, они все же позволяют младенцам проводить осмысленные семантические различия. Например, младенцы могут различать предметы, принадлежащие кухне, и предметы, принадлежащие ванной комнате. [8] По крайней мере, эти категории закладывают основу для раннего развития знаний, организации информации в хранилище и влияют на кодирование в будущем. Младенцы от 16 месяцев могут использовать свои семантические знания в обобщении и умозаключении. Эти знания также могут быть использованы малышами старшего возраста, 24-месячными, для облегчения получения и сохранения новой информации. Их знание причинно-следственной связи событий может помочь вспомнить последовательность событий.
Знания сами по себе не повлияют на эффективность удержания, а то, насколько хорошо эти знания структурированы, повлияет на производительность. Лучшее удержание было продемонстрировано с информацией, которая имела большую связность и более детальные элементы. Знакомство и повторение опыта также может влиять на организацию хранения информации у дошкольников и детей старшего возраста. [9] Дети, пережившие событие дважды, через 3 месяца лучше вспомнили это событие, чем дети, пережившие его только один раз, и продемонстрировали столь же хорошие воспоминания через 3 месяца, как и через 2 недели после событий.
Дети школьного возраста
Возрастные различия в памяти связаны с коррелированным с возрастом ростом фундамента знаний. То, что знают дети, влияет на то, что они кодируют, как эта информация организована в хранилище и как она извлекается. Чем больше фоновых знаний о кодируемой информации, тем лучше эта информация запоминается. [9] Поскольку у детей старшего возраста больше знаний, чем у детей младшего возраста, дети старшего возраста лучше справляются с большинством задач на запоминание, чем дети младшего возраста. Когда знакомство и осмысленность материала были уравнены для разных возрастов, различия в развитии памяти перестали быть важным фактором.
Использование детьми стратегий памяти и развитие навыков метапамяти также играют важную роль в возрастных изменениях памяти, особенно в более поздние детские годы. [10] Знание влияет на память, влияя на припоминание, облегчая распространение активации среди связанных элементов в памяти и облегчая использование стратегий. Знание также обеспечивает лучшую проработку информации, что может укрепить ее хранение в памяти.
Эпизодическая память
К школьному возрасту типичный ребенок демонстрирует умение вспоминать детали прошлого опыта и последовательно организовывать эти детали в повествовательную форму. Воспоминания, сформированные в этом возрасте и позже, с большей вероятностью выдержат испытание временем и будут воспроизведены во взрослой жизни по сравнению с более ранними воспоминаниями. Маленькие дети иногда могут сохранять информацию об определенных эпизодах в течение очень длительного периода времени, но конкретная информация, которую ребенок определенного возраста может удерживать в течение разных периодов времени, непредсказуема. Это зависит от характера события памяти и индивидуальных различий ребенка, таких как пол, стиль общения родителей и языковые способности. [9]
Автобиографическая память
Объем информации, которую можно вспомнить, зависит от возраста ребенка на момент события. Дети в возрасте 1-2 лет могут вспомнить личные события, но лишь фрагментарно при расспросе через несколько месяцев. Двухлетние дети формируют автобиографические воспоминания и помнят их в течение как минимум нескольких месяцев. [9]
Трудности в оценке памяти у детей младшего возраста могут быть связаны с их уровнем языковых навыков; это связано с тем, что тесты памяти обычно проводятся в форме устного отчета. Неясно, связаны ли результаты оценки памяти с плохой памятью на событие или с неспособностью выразить то, что они помнят, словами. Однако тесты памяти, оценивающие производительность с помощью теста распознавания невербальных фотографий и воспроизведения поведения, показали, что у детей были признаки припоминания с 27 месяцев, в отличие от 33 месяцев, когда дети демонстрировали только разумное вербальное припоминание. [11]
Детская амнезия
Младенческая амнезия — это тенденция иметь мало автобиографических воспоминаний в возрасте до 5 лет. Хотя автобиографические воспоминания начинают формироваться в возрасте от 2 до 3 лет и их можно помнить в течение нескольких месяцев, они почти всегда забывается к взрослой жизни. Это можно объяснить отсутствием репетиции памяти; маленькие дети не занимаются репетицией запоминаемой информации. Есть два теоретических объяснения того, почему это может произойти; хотя они используют разные подходы, они не исключают друг друга.
Когнитивное Я
Автобиографические воспоминания могут начать формироваться только после того, как у младенцев разовьется ощущение себя, для которого могут происходить события, имеющие личное значение. [12] Признаки самоощущения развиваются к концу второго года жизни, в возрасте от 21 до 24 месяцев. Развитие когнитивного «я» обеспечивает новую структуру, из которой могут быть организованы воспоминания. С этим когнитивным прогрессом мы видим появление автобиографической памяти и конец детской амнезии. [13]
Социально-культурные влияния
Язык и культура играют центральную роль в раннем развитии автобиографической памяти. То, как родители обсуждают прошлое со своими детьми, и насколько тщательно они вспоминают, влияет на то, как ребенок кодирует воспоминания. Детям, чьи родители подробно рассказывают о прошлом, предоставляются хорошие возможности для репетиции своих воспоминаний. Использование языка родителями в то время, когда произошло событие, также может влиять на то, как ребенок помнит этот эпизод. Культурные различия в стилях воспитания и отношениях между родителями и детьми могут способствовать автобиографической памяти в раннем возрасте. [14]
Стратегии запоминания
Стратегии запоминания — это способы, с помощью которых люди могут организовать информацию, которую они обрабатывают, чтобы улучшить память в будущем. Полезные стратегии запоминания могут включать словесную репетицию или мнемонику, но не ограничиваются ими. Использование стратегий запоминания различается как по типам используемых стратегий, так и по эффективности стратегий, используемых в разных возрастных группах. [15]
Метапамять
По мере того, как дети становятся старше, у них появляется все больше признаков метапамяти, то есть знаний об их памяти и о том, как она работает. [1] Имеются веские доказательства, свидетельствующие о том, что большее осознание и знание своей памяти приводит к более активному использованию стратегий памяти и более высоким уровням припоминания. [16]
У детей до 7 лет связь между метапамятью, использованием стратегии и припоминанием очень слабая или отсутствует. Это можно увидеть, сравнивая детей старшего возраста (старше 7 лет) и детей дошкольного возраста при выполнении заданий на сортировку, когда детей просят рассортировать предметы по группам, которые идут вместе (например, животные), и попытаться вспомнить их. [17]
Дети дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста используют простые тактики для запоминания, но не используют умственные стратегии и обычно не различают память и восприятие. Для того, чтобы запомнить объекты, они, как правило, устно называют или визуально осматривают предметы и используют стратегии запоминания с перерывами или непоследовательно, даже если они знают, как они могут улучшить запоминание. [18] Стратегии запоминания используются детьми более последовательно, если им напоминают и учат использовать их каждый раз, когда они обрабатывают что-то, что следует запомнить. [19]
К 7 годам
К 7 годам возникает осознание преимуществ стратегий запоминания при обучении. Цель состоит в том, чтобы дети осознали преимущества использования стратегий запоминания, таких как категоризация, а не просто поиск или называние. [20]
В этом возрасте дети спонтанно используют репетицию для улучшения кратковременной памяти, и стратегии припоминания начинают использоваться спонтанно без руководства других. [19]
Поздняя начальная школа
В поздней начальной школе дети самостоятельно используют организацию и демонстрируют способность накладывать семантическую структуру на элементы, которые необходимо запомнить, чтобы управлять работой памяти. Например, если ребенок собирает сумку в школу, он может просмотреть каждую часть своего дня и подумать о каждой вещи, которую ему нужно упаковать. [19] Дети в этом возрасте понимают преимущества использования стратегий запоминания и используют такие стратегии, как категоризация, а не просмотр или называние, если их просят подумать о стратегиях обучения до обучения. [20]
Ранний подростковый возраст
В раннем подростковом возрасте дети начинают использовать развивающее повторение, означающее, что элементы не просто сохраняются в памяти, а скорее обрабатываются более глубоко. Они также предпочитают использовать стратегии памяти, такие как категоризация, а не простое повторение, просмотр или называние, и используют эти стратегии без необходимости думать о стратегиях памяти до обучения. [20]
См. также
- Пренатальная память
Ссылки
- ↑ 1,0 1,1 Siegler, R. S. (1998). Детское мышление , 3-я улица Аппер-Сэдл-Ривер, Нью-Джерси: Прентис-холл.
- ↑ ДеКаспер, Эй Джей, и Файфер, В.П. (1980). О человеческих связях: Новорожденные предпочитают голоса своих матерей. Наука, 208, 1174-1176.
- ↑ Шактер Д. и Москович М. (1984). Младенцы, амнезиаки и диссоциативная память. В М. Москович (ред.), «Память младенцев» (стр. 173–209). Нью-Йорк: Пленум.
- ↑ Ричмонд, Дж., и Нельсон, К.А. (2007). Учет изменений в декларативной памяти: точка зрения когнитивной нейробиологии. Обзор развития, 27, 349–373.
- ↑ Уэбб, С., Лонг, Дж., и Нельсон, К. (2005). Продольное исследование потенциалов, связанных со зрительными событиями, на первом году жизни. Наука развития, 8, 605-616.
- ↑ Баддели, А. Д., и Хитч, Г. (1974). Рабочая память. В Г. Бауэре (ред.), Психология обучения и мотивации (том 8, стр. 47–9).0). Нью-Йорк: Академическая пресса.
- ↑ 7.0 7.1 7.2 Gathercole, S. (2003) Развитие памяти. Журнал детской психологии и психиатрии, том. 39, №1, 3-27
- ↑ Мандлер, Фивуш и Резник, 1987 г.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Фивуш Р., Грей Дж. Т. и Фромхофф Ф. А. (1987). Двухлетние дети рассказывают о прошлом. Когнитивное развитие, 2, 393-409
- ↑ О’Салливан и Хоу, 19 лет.98
- ↑ Симкок, Г., Х. Хейн (2003). Возрастные изменения вербальной и невербальной памяти в раннем детстве. Психология развития : 805–814.
- ↑ Howe, M.L., & Courage, M.L. (1997). Возникновение и развитие автобиографической памяти. Психологический обзор, 104, 499-523.
- ↑ Льюис, М., и Брукс-Ганн, Дж. (1979). К теории социального познания: развитие себя. Новые направления развития ребенка, 4, 1-20.
- ↑ Фивуш и Нельсон, 2004. Фивуш, Р. и Нельсон, К. (2004). Культура и язык в возникновении автобиографической памяти. Психологическая наука, 15, 291-297.
- ↑ Миллер, П. Х. (1994). Индивидуальные различия в стратегическом поведении детей: недостатки использования. Обучение и индивидуальные различия, 6 (3), 285-307.
- ↑ Генри, Л.А. и Норман, Т. (1996) Взаимосвязь между производительностью памяти, использованием простых стратегий запоминания и метапамятью у маленьких детей. Международный журнал поведенческого развития, 1996 (1), 177-199.
- ↑ Шнайдер, В. (1985). Тенденции развития в отношениях между метапамятью и поведением памяти: комплексный обзор. Метапознание, познание и человеческая деятельность ,1,57-109.
- ↑ Генри, Л.А. и Норман, Т. (1996) Взаимосвязь между производительностью памяти, использованием простых стратегий запоминания и метапамятью у маленьких детей. Международный журнал поведенческого развития, 1996 г. (1), 177-199.
- ↑ 19.0 19.1 19.2 Маквей, К.А., Ньюман, Р.С., и Пэрис, С.Г. (1982) Изучение функционального значения мнемонических действий: микрогенное исследование стратегии приобретения.