Развития для детей: 150 потрясающих идей для раннего развития ребенка
причины, симптомы и лечение в клинике Семейный Доктор в Москве
Врачи
Врачи клиники
Нарушения развития у детей представляют собой группу состояний, которые проявляются расстройствами и изменениями поведения, способности к обучению и овладению практическими навыками.
Легкие нарушения при своевременной диагностике и раннем начале коррекции хорошо лечатся и могут не отразиться на жизни ребенка. Тяжелые требуют серьезной и длительной комплексной работы целой команды специалистов и участия родителей.
Психические изменения относительно стабильны. Обычно нарушения сопровождают трудности в обучении. Как правило, диагноз устанавливают еще в дошкольном возрасте или с началом школьного обучения.
Основной трудностью для таких детей является затрудненная полноценная адаптация в социуме, поэтому важно своевременно распознать возможные нарушения, чтобы пройти точную диагностику и коррекционные мероприятия как можно раньше.
Причины ЗПР
Задержка психического развития может развиваться из-за многих факторов, становящихся причиной дефекта нейробиологического и функционального развития мозга. Особое значение при этом имеют биологические и социальные факторы. Так, выделяют следующие группы причин:
- Нарушения эмбрионального развития — могут развиваться из-за перенесенных мамой краснухи, токсоплазмоза, герпесвирусной инфекции, на фоне ВИЧ, цитомегаловирусной и других инфекционных заболеваний. Также фактором риска является систематическое употребление алкоголя, наркомания, курение во время беременности. Иногда источником нарушений становятся интоксикации, связанные с отравлением пестицидами, свинцом, фенолом, повышенный радиационный фон.
- Перинатальные проблемы — тяжелые нарушения развития у детей могут наблюдаться в случае преждевременных родов, тяжелых форм гипоксии, асфиксии, ишемически-гипоксических нарушений головного мозга.
- Заболевания ребенка — тяжелые гиповитаминозы, например, нехватка витамина D (рахит), инфекции центральной нервной системы, эпилепсия и другие.
- Источником проблем могут быть черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания (менингит, энцефалит).
Некоторые исследователи отмечают причиной задержки развития наследственность. В некоторых случаях действительно заболевание диагностируется из поколения в поколение. Задержка развития может быть частью структуры генетического заболевания, например, синдрома Патау.
Вторичная задержка развития может быть связана с нарушениями работы органов чувств — слуха и зрения. Также причиной заболевания может быть нехватка общения и сенсорных впечатлений.
Относительно более редкой группой причин задержки развития, умственной отсталости являются аномалии развития мозга:
- микроцефалия;
- гидранэнцефалия;
- гипоплазия мозжечка и др.
Иногда механизмом появления нарушений психического развития ребенка выступают нарушения обмена веществ или выработки определенных ферментов, например, такое заболевание как фенилкетонурия. В ряде случаев задержка развития объясняется разрушением красных кровяных клеток у ребенка или гемолитической болезнью новорожденного. Она развивается на фоне резус-конфликта во время беременности и приводит к нарушениям работы коры головного мозга.
Большую группу причин составляют социальные факторы:
- гиперопека, попустительский стиль воспитания, педагогическая запущенность;
- авторитарное воспитание;
- социальная изоляция, например, из-за физического недуга или дефекта, инвалидности по соматическому заболеванию.
Важно понимать, что чаще всего социальные факторы не являются самостоятельной причиной развития умственной отсталости или нарушений, они дополняют неблагоприятное влияние органической основы заболеваний, утяжеляют состояние или повышают вероятность развития дефектов.
Характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой распространенную группу нарушений развития. Осложнения этого заболевания могут быть разными в зависимости от причин. Важно понимать, что легкие степени отсталости характеризуются достаточно высокими способностями к адаптации, такой ребенок обучаем и может интегрироваться в социум, освоить профессию и быть полноценным членом общества. Тяжелые случаи же требуют постоянного участия близких родственников и ухода в течение всей жизни.
Охарактеризовать детей с задержкой психического развития можно, обратив внимание на высшие психические функции и их качества, а также дав оценку эмоционально-волевой сфере.
Восприятие у детей с нарушением развития может быть недостаточно дифференцированным. Например, ребенку сложно разделить свойства объектов, сравнивать и понимать отношения, которые существуют между ними.
Память снижена в связи со слабостью мышления. Это препятствует нормальному отделению существенного от несущественного, ребенок с трудом связывает изолированные элементы и не может использовать ассоциации. В результате детям с ЗПР сложно обучаться, запоминать, у них имеется затруднение переноса извлеченных уроков в новые обстоятельства и условия. Повысить эффективность запоминания удается с помощью других средств обучения, которые используются в коррекционных учреждениях.
У детей с ЗПР хуже развиваются и речевые функции. Как правило, мы говорим о скудном словарном запасе. Ребенок недостаточно хорошо ориентируется в смысле слов, не обобщает, не склонен критически мыслить.
Мышление формируется с учетом отсутствия развития языка, ограничений деятельности ребенка, неполного чувственного восприятия. Поэтому процесс происходит медленно и с особыми свойствами.
Эмоционально-волевая сфера незрелая, что также связано с недостаточно полным согласно возрасту развитием познавательных функций. Ребенок может быть ограничен в выражении впечатлений и эмоций. Проявляется это в излишней реакции на слабые стимулы или, напротив, недостаточной реакцией на потрясения или серьезные стимулы.
Ребенок с ЗПР может испытывать неадекватные чувства, неспособен подавить импульс, желание. Он может быстро менять настроение без внешних причин. Таким детям свойственны инфантилизм, импульсивность, они с трудом воспринимают запрет.
Тяжелые нарушения развития у детей могут сопровождаться серьезными трудностями с концентрацией внимания, мотивацией к деятельности. Недовольство могут проявлять агрессией, отстраненностью.
Развитие вне учебного заведения может во многом определяться тем, как сами дети относятся к среде и окружению. При наличии помощи и понимания со стороны окружающих развитие происходит в пределах возможностей ребенка. Однако насмешки и издевки, отвержение, непринятие могут стать причиной декомпенсаций, девиантного поведения.
Особенности диагностики
Диагностика нарушений развития включает осмотр, сбор анамнеза и жалоб, а также обязательную оценку психического и соматического состояния ребенка.
Направить на соответствующую диагностику может врач-педиатр, который регулярно наблюдает малыша и способен заподозрить возможные нарушения.Иногда поводом для начала комплексной диагностики становятся наблюдения персонала дошкольного учреждения, в других случаях предположить возможные заболевания могут врачи комиссии, которую ребенок проходит перед зачислением в детский сад или школу.
В рамках диагностики специалист обратит внимание на социально-бытовые условия, особенности воспитания, характер общения с ребенком. Изучение этих вопросов всегда проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, поэтому здесь нет места спешке. Врач обязательно даст оценку вниманию, восприятию, памяти, интеллекту ребенка, для этого могут использоваться беседа и тестирование.
Важно исключить органические причины развития нарушений, поэтому применяют и аппаратные методы диагностики. Специалист может направить на ЭЭГ, МРТ, УЗИ сосудов шеи ребенку, нейросонографию и другие исследования.
Коррекция задержки психического развития
Коррекция детей с нарушениями развития начинается со своевременной диагностики. Степень дисфункции полностью определяет дальнейший набор мероприятий. Как правило, коррекция ЗПР ставит перед собой задачи в виде образовательного вмешательства: ребенку помогают выполнить стандартное задание, предназначенное для его возраста. Вмешательство может быть оптимизировано и учитывает степень отставания. Это поможет адаптироваться в социальной среде, вести образовательную жизнь и осваивать нужные навыки.
В случаях, когда источником задержки развития являются соматические заболевания, нарушения обменных процессов, проводится этиологическая терапия: могут быть назначены гормональные препараты, специальная диета. Однако чаще всего соматической, эндокринной или другой физиологической основы особенности развития не имеют и проводятся именно корректирующие мероприятия.
Маленькие пациенты могут принимать по назначению врача симптоматическое лечение:
- нейролептики;
- препараты для нормализации настроения, помогающие корректировать поведение;
- противотревожные препараты.
Основу постоянной терапии составляют когнитивно-поведенческая терапия и коррекционная педагогика в целом. Такие мероприятия позволяют эффективно улучшать состояние при интеллектуальной недостаточности. В рамках этого подхода применяют специальные методы адаптации, а сами корректирующие мероприятия проводятся в спецшколах и учреждениях типа интернатов.
Коррекция детей с нарушениями развития, обусловленными генетически, состоит главным образом в обучении программам, привитии навыков самообслуживания и простых бытовых, домашних умений. В этом и заключается реабилитация при задержке психического развития и психопатологиях.
Прогноз и профилактика
Почти в четверти случаев нарушения психического развития связаны с генетическими заболеваниями, поэтому профилактика здесь уже невозможна. Она реализуется только в отношении других факторов развития дефектов. К основным методам предотвращения ЗПР и других нарушений относят:
- Подготовку к беременности, планирование семьи. Важно пройти комплексное обследование, исключить инфекции, санировать очаги воспаления, вывести в ремиссию хронические заболевания.
- Оценку состояния щитовидной железы и уровень йода. Это влияет на умственное развитие будущего малыша.
- Генетическое консультирование пары — один из способов профилактики генетических заболеваний. Можно выявить риски развития некоторых видов потенциально опасных дефектов.
- Регулярное наблюдение беременности. Важно проводить плановые скрининги вовремя, посещать врача, сдавать анализы.
Также важной группой мер профилактики выступает ранняя диагностика обменных нарушений, которые могут стать причиной умственной отсталости. Например, когда гипотиреоз был обнаружен в первые четыре недели жизни, удается предотвратить развитие негативных последствий.
Прогноз результатов лечения и коррекции детей с нарушениями развития может быть очень индивидуален. Многое определяется степенью развития нарушений, общим состоянием, включенностью окружающих в процесс лечения.
Если выявлена ЗПР, следует понимать, что прием препаратов не избавит от заболевания: лечение всегда представляет комплексный, долгий процесс. Роль родителей и значимых взрослых состоит в том, чтобы помочь малышу адаптироваться, интегрироваться, стать полноценной единицей социума.
В клинике «Семейный доктор» детям с нарушениями развития помогает целая команда: неврологи, психиатры, психологи, дефектологи. Мы предлагаем диагностические процедуры и консультации специалистов узкого профиля, реабилитационные мероприятия, современные методы лечения и коррекции. Записаться на прием к врачу вы можете по номеру телефона +7 (495) 775 75 66, через специальную форму онлайн-записи или в регистратуре клиники.
Популярные вопросы
Как определить, что у ребенка задержка психического развития?
- Проблемы с речью — ребенок не разговаривает или произносит недостаточное количество слов к определенному возрасту, произносит не связанные по смыслу слова. Наблюдаются нарушения звукопроизношения после пяти лет.
- Проблемы с социальным взаимодействием — ребенку сложно общаться со сверстниками в детском коллективе или на площадке, он замкнут, проявляет агрессию, может быть навязчивым.
- Отсутствие интереса к игрушкам, играм в целом или использование игрушек не для игр.
Отметить симптомы могут как сами родители, так и врачи, которые наблюдают ребенка планово.
Информация проверена и подтверждена детским врачом-психотерапевтом клиники «Семейный доктор»
Врачи-психотерапевты
О врачеЗапись
Махов Максим Алексеевич
врач-психиатр, психотерапевт
Клиника на Озерковской
О врачеЗапись
Преснякова Анна Владимировна
врач-психиатр, психотерапевт, к.м.н.
Клиника на Новослободской
оставить отзыв
Группа раннего развития детей в Москве, развитие детей раннего возраста в группе в центре Созвездие
Лучшее решение для тех родителей, которые хотят, чтобы дети выросли умными и добрыми людьми – группа раннего развития. Приводите своих ребят на занятия, и с этой задачей удастся справиться на «Отлично»!
Для чего нужна группа раннего развития детей?
Социальное общение и развивающие игры заложат великолепный фундамент личностного развития! Именно для этого и создана группа раннего развития детей, куда можно приводить малышей в возрасте от 8 месяцев.
Ребенок в компании своей мамы сможет познакомиться со сверстниками и поиграть с ними. Полученные впечатления не обернутся стрессом, ведь ребенок не останется наедине с незнакомым миром. Наши опытные педагоги уже 12 лет занимаются развитием малышей по методике Монтессори, поэтому нам удастся сделать время пребывания воспитанника в детском клубе по-настоящему счастливым.
Личностное развитие детей раннего возраста в группе позволит малышу:
- наладить общение с окружающим миром;
- избежать стресса от кратковременной разлуки с родителями;
- обрести близких людей в лице наших Монтессори-педагогов с высшим педагогическим образованием;
- проводить время за полезными развивающими играми в просторных уютных помещениях, специально оборудованных под Монтессори-среду;
- получить счастливое и беззаботное детство.
Приходите – у нас очень теплая атмосфера, великолепно оборудованные группы с различными зонами, обустроенными по тематическим интересам. Каждая деталь продумана так, чтобы заинтересовать малыша в возрасте от 8 месяцев до 6 лет. У нас никогда не бывает скучно! Наши педагоги любят детей и знают, как им понравиться с первого взгляда.
Даже если группа раннего развития стала новой страницей в жизни ребенка в более взрослом возрасте, когда адаптация к незнакомой среде проходит не так легко как у совсем маленьких деток, наши воспитатели все равно смогут подобрать ключик к его сердцу.
Чем занимаются дети в группе раннего развития?
В группе раннего развития детей занимаются ребята разных возрастов, и найти новых друзей не составит труда. Новые знакомства стимулируют развитие речи, внимание, память и мышление.
Мы устраиваем занятия в виде увлекательной игры, поэтому всем будет интересно, и никто не откажется поучаствовать в таком различении. Методика, которую мы практикуем для развития детей раннего возраста, позволит пробудить у ребят интерес к музыке и искусству. Мы поможем каждому реализовать свой творческий потенциал, вместе сделаем множество поделок и рисунков.
Мы работаем в Москве 15 лет
Лицензия на образовательную деятельность № 038368
Мы любим и уважаем детей
В нашей сети 4 клуба. Выбирайте ближайший!
У всех педагогическое образование и специальная подготовка
Системная охрана здоровья воспитанников
Огромное значение – качеству услуг
Собственный учебный и методический центр
Видеонаблюдение, тревожная кнопка, пожарная сигнализация
Наши старшие ребята с удовольствием учатся чтению и письму. Благодаря методике Монтессори, ребенок сам приходит к выводу, что научившись грамоте, ему откроются новые возможности – писать письма или читать сказки! Правильное развитие детей раннего возраста позволяет им легче находить друзей, быть более самостоятельными, уметь позаботиться о себе и родителях.
Помните – ни один человек не рождается гением, он им становится благодаря положительной среде. Мы создали именно такие условия и всегда рады принять маленьких воспитанников
Пожалуйста, расскажите о нас друзьям:
Рост и развитие ребенка
Позитивное консультирование
Профилактика и надлежащее реагирование на деструктивное поведение
Скрининг развития
Информация для поставщиков медицинских услуг
Что такое скрининг развития? Скрининг развития — это краткий тест, позволяющий определить, усваивает ли ребенок базовые навыки, когда он или она должен, или есть задержки.
Кто может провести скрининг развития ребенка? Специалисты по программам раннего обучения, таким как уход за детьми, дошкольные учреждения или посещения на дому; здравоохранение; общественные организации; или школьные настройки могут обеспечить скрининг развития.
Где я могу пройти обучение по использованию инструмента для скрининга развития? Местные агентства CCR&R имеют специалистов по профессиональному развитию, обученных использованию и обучению других использованию Опросника возраста и стадии и Опросника возраста и стадии: социально-эмоциональный. Свяжитесь с местным CCR&R, чтобы узнать больше о том, как пройти обучение и использовать ASQ в своей программе.
Дополнительные инструкторы ASQ в Монтане
Что такое ASQ-3™? Опросник возрастов и стадий, 3 9Издание 0030-й . Это скрининг развития детей в возрасте от одного месяца до 5,5 лет. Он предназначен для использования начинающими педагогами и медицинскими работниками. Он опирается на родителей как на экспертов, прост в использовании, удобен для всей семьи и создает моментальный снимок, необходимый для выявления задержек и празднования вех.
Что такое ASQ:SE? Опросник возраста и стадий: социально-эмоциональный, 2 nd Edition — это инструмент для скрининга социально-эмоционального развития детей в возрасте от одного месяца до 6 лет. Он предназначен для использования начинающими педагогами и медицинскими работниками. Он полагается на родителей как на экспертов и учитывает культурные особенности. Результаты могут помочь специалистам быстро распознать маленьких детей, подверженных риску социальных или эмоциональных трудностей, определить поведение, вызывающее озабоченность у опекунов, и определить необходимость дальнейшего обследования.
Как часто я должен проходить обследование ребенка, находящегося на моем попечении? Это зависит от политик и процедур вашей программы, а также от типа используемого скрининга. Для ASQ-3 общий график завершения должен заполняться не реже 1 раза в год или каждые 6 месяцев. Тест ASQ:SE-2 следует заполнять каждые 6 месяцев, а результаты обоих скринингов всегда следует рассматривать совместно с родителями.
Кто проводит скрининг развития ребенка, находящегося на моем попечении? Это зависит от политик и процедур вашей программы, а также от типа используемого скрининга. Для ответов на вопросы ASQ-3 и ASQ:SE-2 родители/опекуны заполняют анкеты, а обученные специалисты/опекуны оценивают их.
Дополнительную информацию о скрининге развития см. в разделе От рождения до 5 лет: смотрите, как я преуспеваю!
ОТ РОЖДЕНИЯ 5: СМОТРЕТЬ, ЧТО Я ПРОЦВЕТАЮ! Руководство для воспитателей и образовательных учреждений по скринингу развития и поведения
Информация для родителей
Что такое скрининг развития? Скрининг развития — это краткий тест, позволяющий определить, усваивает ли ребенок базовые навыки, когда он или она должен, или есть задержки. Опросник Возраста и Стадии -3 (ASQ-3™) и Анкета Возраста и Стадии: Социальные Эмоции (ASQ:SE) являются примерами инструментов скрининга развития, используемых многими профессионалами в Монтане.
Как часто следует проводить скрининг развития моего ребенка? Рекомендуется пройти скрининг развития не менее в возрасте 9 месяцев, 18 месяцев и 24 и/или 30 месяцев вашим врачом или педиатром, однако ваш врач или другой обученный специалист может делать это чаще.
Более полную информацию о расписании проверок см. в разделе «Расписание светлого будущего».
Кто может провести скрининг развития ребенка? Специалисты по программам раннего обучения, таким как уход за детьми, дошкольные учреждения или посещения на дому; здравоохранение; общественные организации; или школьные настройки могут обеспечить скрининг развития.
Где я могу найти помощь в проведении скрининга развития моего ребенка? Montana Milestones может помочь, если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка.
Домашние посетители также могут помочь вам решить любые проблемы, связанные с развитием вашего ребенка.
- Список программ домашних посещений
Приложение CDC Milestone Tracker
В классе и дома дети всегда демонстрируют вехи своего развития! Загрузите БЕСПЛАТНОЕ приложение CDC Milestone Tracker, доступное на английском и испанском языках, чтобы отслеживать развитие детей, находящихся на вашем попечении, и делиться ими с их родителями, чтобы они могли отслеживать вехи и дома!
Вехи имеют значение! Отслеживайте вехи своего ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет с помощью простых в использовании иллюстрированных контрольных списков CDC; получить советы от CDC по поощрению развития вашего ребенка; и узнайте, что делать, если вас когда-нибудь беспокоит развитие вашего ребенка.
От рождения до 5 лет ваш ребенок должен достичь определенного уровня в том, как он или она играет, учится, говорит, действует и двигается. Фотографии и видео в этом приложении иллюстрируют каждую веху и позволяют легко и весело отслеживать их для вашего ребенка!
Family Engagement
Создание партнерских отношений с семьями
Целью взаимодействия родителей и семей является работа с семьями для создания прочных и эффективных партнерских отношений, которые могут помочь детям и семьям процветать. Эти партнерские отношения основаны на позитивных, постоянных и целенаправленных отношениях с семьями. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Они также разрабатываются с течением времени в результате ряда взаимодействий между персоналом и семьями.
Успешные отношения основываются на сильных сторонах семьи. Они основаны на общей приверженности благополучию и успеху ребенка. По мере укрепления отношений между персоналом и семьями строятся взаимоуважительные партнерские отношения. Крепкие партнерские отношения с семьями способствуют позитивным и устойчивым изменениям для семей и детей.
Изучите эти ресурсы, чтобы узнать о стратегиях укрепления отношений с семьями.
- Построение партнерских отношений: руководство по развитию отношений с семьями
- Стратегии взаимодействия с семьей: отношение и практика
- Взаимодействие с семьей и культурные перспективы: применение установок, основанных на сильных сторонах
Участие родителей и семьи Для специалистов по работе с детьми младшего возраста
- Специалисты по работе с детьми младшего возраста имеют возможность строить отношения, которые могут оказать положительное влияние на детей и их семьи на всю жизнь. Крепкие отношения с семьями способствуют семейному благополучию, позитивным отношениям между родителями и детьми, а также постоянному обучению и развитию детей и родителей.
Понимание этапов развития детей — Информационный портал по вопросам благополучия детей
Найдите ресурсы, которые помогут родителям понять этапы развития детей.
Возрасты и стадии
HealthyChildren.org
Предоставляет родителям информацию об этапах развития от беременности до 21 года.
Развитие ребенка
Центры по контролю и профилактике заболеваний
Очерчивает темы, связанные с развитием и здоровьем детей, включая вехи развития, положительные советы для родителей, информацию о психическом здоровье детей, научные статьи и многое другое.
Создание безопасного приложения у усыновленного ребенка
Хафец
Привязанная семья
Описывает процесс привязанности и примеры того, как семьи справляются с ребенком, борющимся с расстройством привязанности. В статье также представлены принципы приемного родительства, а также решения для родителей, помогающие детям, которые плохо себя ведут в результате расстройства привязанности.
Вехи развития
Центры по контролю и профилактике заболеваний
Рассматривает вехи развития детей в разном возрасте от 2 месяцев до 5 лет и предоставляет родителям контрольный список и ссылки на трекер вех для их использования.
Раннее развитие мозга и здоровье
Центры по контролю и профилактике заболеваний
Исследует развитие мозга у детей, уделяя особое внимание ранним годам и важности опыта раннего детства для здорового развития мозга.
Энциклопедия раннего развития детей
Центр передового опыта раннего развития детей
Охватывает более 30 тем, связанных с психосоциальным развитием ребенка от зачатия до 5 лет, и представляет самые современные научные знания.
Изучите знаки, действуйте заранее
Национальный центр врожденных дефектов и отклонений в развитии
Перечисляет этапы развития детей от рождения до 5 лет, чтобы помочь родителям измерить рост своего ребенка.