Разное

Развитие внимания у детей: Развитие внимания у дошкольников — упражнения на развитие внимания у детей

виды и особенности – Академия развития

Очень часто в порыве родители не выдерживают и заваливают маленького ребенка упреками и обвинениями в рассеянности и забывчивости. Вспомните, как часто приходится слышать, обращенные к малышу возгласы: «Что у тебя в голове?», «Как можно быть такой разиней?», «Ты опять в облаках витаешь?»

Действительно, ребенку чуть ли не каждый день приходится слышать в свой адрес подобные претензии. Взрослый человек считает, что дошкольник не умеет направлять свое внимание на требуемую цель. Поэтому довольно часто мамы и папы ставят своему чаду «диагноз» —рассеянность.

Эту ситуацию следует разобрать. Осознать суть проблемы можно, проговорив все свои претензии к ребенку, но не в голос. Получилось? Ответ на вопрос находится совсем близко и после такого эксперимента становится абсолютно очевидным. Ребенок может сконцентрироваться, но его внимание сосредоточено на то, что является важным для него, а не для взрослого человека.

Что такое внимание?

Внимание психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной.

Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения. Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни. Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях.

Внимание маленьких детей, возраст которых от 3 до 6 лет, сфокусировано на их переживаниях и чувствах внутреннем мире. Максимальной концентрации внутренне внимание малыша достигается в тот момент, когда ребенок как будто застывает и сосредоточенно смотрит на какой-то предмет, но как бы не видя его. В такие минуты ребенок не реагирует на упреки взрослых, не слышит обращенной к нему речи. Именно такие ситуации взрослые называют рассеянностью.

Виды внимания

Психологи выделяют три вида внимания.

  1. Непроизвольное внимание не требует привлечения усилий, которые вызывают, фиксируют и сохраняют его, возникает такой процесс сам собой. Зачастую такое внимание вызвано яркими переживаниями, шумными событиями. Интерес быстро возникает, но также быстро и пропадает. Поскольку тот предмет, который спровоцировал такой интерес, очень быстро становится обыденным и понятным. Таким образом, непроизвольное внимание пропадает.
  2. Произвольное внимание тип внимания, который особо важен, когда малыш занимается не тем, чем ему хочется, а выполняет те действия либо задания, что необходимо. Зачастую дети отказываются от любимого или просто интересного занятия ради выполнения необходимого задания. Психологи напрямую связывают уровень развития речи детей от 3 до 7 лет с успешным формированием этого типа внимания.
  3. Послепроизвольное внимание тип психического процесса, который формируется из произвольного внимания и объединяет качества и основные характеристики предыдущих двух видов. Это происходит на этапе, когда дошкольник полностью увлекается игровым элементом или заинтересовавшим его заданием. Ребенок не прилагает особых стараний, усилий, чтобы сосредоточиться на процессе выполнения. Таким образом, у ребенка проявляется послепроизвольное внимание.

Внимание: основные свойства

Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение.

Концентрация внимания заключается в способности быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не поддаваясь отвлекающим факторам.

Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения. Сформировать необходимый уровень внимания и его свойств можно, записав малыша на курсы подготовки детей к школе.

Упражнение для повышения концентрации внимания. С малышом следует попробовать выучить небольшие стихотворения. Первую часть стишка необходимо разучивать при включенном телевизоре. Громкость должна быть минимальная. Второе четверостишие учите с ребенком при более громком звучании радио, телевизора или другого источника. Заключительную часть стиха следует попробовать заучить включив телевизор достаточно громко.

Переключаемость -свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности. Следует помнить, что маленький ребенок при такой смене ощущает и зачастую демонстрирует своим поведением недовольство и напряжение. Чем старше становиться ребенок, тем менее ярко проявляется такая особенность.

Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш. В 5-6 лет ребенок одновременно сопровождает и удерживает в поле зрения три предмета и более. Внимание малыша в этом возрасте более сформировано, и он замечает достаточно мелкие детали. Тогда как в 4 года он способен следить только за одним объектом. Учитывайте, если предмет малыш видит впервые, объем внимания становится значительно уже. Отличие также проявляется во внешних характеристиках образов. Если в 3 года ребенок обращает внимание на яркие особенности предметов, размеры, то в старшем возрасте такие качества становятся менее важными.

Устойчивость заключается в длительности периода концентрации внимания на предмете или виде деятельности. Психологи считают, что дети 5 лет могут сосредоточиться на процессе на время до 2 часов. Если это интересная и занятная игра, ребенок дольше может удерживать внимание, и значительно меньше со скучным занятием.

Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать свое внимание на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи.

Распределение внимания- особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами  или справляться с несколькими задачами одновременно.

В соответствии с исследованиями, рациональное и быстрое распределение внимания требует дополнительного развития, тренировки. Именно эту особенность учитывайте, занимаясь с малышами. Важно изучить индивидуальные качества и особенности малыша и не забывать о них в процессе работы с ребенком. Не старайтесь добиться невозможного.

Следует подобрать необходимые упражнения и занятия для дошкольников, чтобы обеспечить поэтапное развитие внимания, не вызывая особых переживаний. Делать ставку требуется на детскую любознательность, а также индивидуальность мышления, что особенно станет полезным в процессе обучения.

Особенности развития внимания у ребенка

  • Теги:
  • Материалы для воспитания и развития
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • игры для развития

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно.

Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь.

Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на развитие визуального внимания:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Виктория Грицук

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

Вехи внимания | Возрасты и этапы развития | SLT для детей

Вехи внимания

Развитие внимания у детей:

0-1 год – Мимолетное внимание

  • Внимание переключается с одного на другое.
  • Внимание непроизвольно и захватывается стимулами.
  • Например. внимание переключается с одного объекта/человека на другой и легко отвлекается на новое событие, происходящее, например. громкий шум.

1-2 года – Жесткое внимание

  • Может заниматься конкретным заданием по собственному выбору ребенка.
  • Внимание непроизвольно.
  • Игнорирует внешние раздражители, чтобы сосредоточиться.
  • Например. может концентрироваться на блоках, но игнорирует вмешательство взрослых, как вербальное, так и визуальное.

2-3 года – однонаправленное внимание

  • Ребенок по-прежнему не может обращать внимание на другие стимулы, сосредотачиваясь на какой-либо деятельности.
  • С помощью взрослого может переключить все свое внимание на взрослого.
  • Управление вниманием ребенка лежит на взрослом.
  • Например. если ребенок играет в игру, взрослый может переключить внимание ребенка, например, сказав «посмотри на это», ребенок ответит, а затем вернется к своей игре.

«Во время терапии мы используем забавную игру, чтобы помочь развить внимание детей и навыки принятия решений».

3-4 года – Концентрация внимания

  • Ребенок начинает контролировать свое внимание.
  • Ребенок по-прежнему может сосредоточиться только на одном занятии за раз.
  • Уделяет полное внимание конкретной деятельности, включая зрительную и слуховую.
  • Может фокусировать и перефокусировать свое внимание самостоятельно.
  • Например. ребенок может играть в игру, остановится, когда взрослый заговорит, полностью сосредоточится на взрослом, а затем продолжит свою игру.

4-5 лет – Двунаправленное внимание

  • Ребенок может сосредоточиться на действии, но также может слушать то, что ему говорят, не прерывая своей деятельности и не глядя на говорящего.
  • Может сосредоточиться на одном аспекте сложной ситуации.

«Салиха использует конструкторы для работы над способностью ребенка переключаться между деятельностью и взрослой».

5-6 лет – Интегрированное внимание

  • Двухканальное внимание хорошо укоренилось, и ребенок может применять его в разных ситуациях и с разными людьми.
  • Внимание хорошо установлено и поддерживается.
  • Ребенок может отгородиться от нежелательной и не относящейся к делу информации и сосредоточиться только на необходимых функциях.

Речевая клиника

Мы можем помочь детям с любыми речевыми, языковыми или коммуникативными трудностями и расстройствами, чтобы помочь детям максимально реализовать свой потенциал.

Подробнее…

Беспокоитесь о развитии вашего ребенка?

Если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться к нам, чтобы поговорить с одним из наших увлеченных логопедов.

Подробнее…

Поговорите с нами

Если вам нужна дополнительная информация о какой-либо из предлагаемых нами услуг или вы хотите записаться на прием, не стесняйтесь обращаться к нам, и один из наших сотрудников будет рад помочь. . Электронная почта [email protected] или позвоните по телефону 0330 088 2298 .

Имя:

Адрес электронной почты:

Дата рождения ребенка:

Ваше местоположение:

Сообщение:

Проблемы с этим животным? Попробуйте новый!
  • Вехи внимания
  • Ребенок 5-12 лет
  • Раннее развитие 0-12 месяцев
  • Ранний младенческий и детский возраст 12 месяцев 3 года
  • Еда и питье 0-2 года
  • Младенчество 3-5 лет
  • Фонологические вехи
  • Подросток 13-18 лет

Все наши логопеды зарегистрированы в RCSLT и HCPC.

Развитие ребенка – важность положительного внимания

Кристи Джеймс 25 февраля 2021 г.

+ ЕЩЕ

Кристин Рэйчес, PsyD, HSPP, BCBA
Доцент кафедры клинической педиатрии, Медицинский факультет Университета Индианы
Кафедра педиатрии, Отделение детского развития

Иногда самые маленькие вещи бывают самыми важными. Например, позитивное внимание или реакция на других таким образом, который демонстрирует теплоту и интерес, — это небольшая, но важная часть воспитания. В частности, при общении с детьми позитивное внимание создает ощущение доверия и безопасности. Родители проявляют положительное внимание с помощью улыбок, зрительного контакта, нежного физического прикосновения, использования добрых слов, которые отмечают и воодушевляют других, а также проявляя интерес к интересам, деятельности и достижениям других. Исследования показывают, что использование положительного внимания при общении с детьми снижает частоту негативного поведения. Дети хотят и желают внимания своих родителей и будут делать все, чтобы получить его. Когда дети узнают, что родители уделяют больше внимания положительному поведению, чем отрицательному, отрицательное поведение может уменьшиться. Важность положительного внимания начинается в младенчестве и продолжается в детстве и во взрослой жизни.

Положительное внимание помогает детям понять, что они являются важными и ценными членами группы. Младенцы узнают, что другим можно доверить заботу о них и что они могут доставлять удовольствие окружающим. Позитивное внимание демонстрируется любовными взаимодействиями, переживаниями и позитивными отношениями. По мере взросления детей позитивное внимание играет важную роль в начальном развитии положительного образа самого себя. Позитивное внимание помогает детям усвоить передаваемые сообщения и помогает им развить уверенность и веру в то, что они могут достичь своих мечтаний и целей.

Как практиковать положительное внимание

В младенчестве положительное внимание можно продемонстрировать, утешая ребенка, когда он плачет, улыбаясь в ответ, когда ребенок улыбается ему, реагируя на сигналы ребенка и «разговаривая» с ребенком. ребенок об окружающей среде. Детям старшего возраста (малышам, дошкольникам, детям школьного возраста) нравится положительное внимание, и родители могут показать это, говоря ребенку, что именно им нравится в том, что они делают (так называемая «маркированная похвала»), даже если это кажется незначительным. «Мне нравится, как ты терпеливо сидишь в этом кресле» или «Мне нравится, когда ты помогаешь мне собирать свои игрушки» — такие приятные слова слышит ребенок! Использование позитивного тона и улыбки помогает подтвердить сказанное. Старайтесь давать много положительных отзывов о желаемом поведении, чтобы дети знали, что способ привлечь внимание родителей — это положительные, а не отрицательные вещи.

 Еще один способ, с помощью которого родители могут проявить положительное внимание к маленьким детям, – это принять участие в опыте с ребенком. Потратьте минуту или две и осмотрите лист, который привлек его/ее внимание. Вслух удивляйтесь его цвету или форме. Найдите время и постройте башню из Лего вместе с ним. Наконец, разговаривая с ребенком, всегда оставляйте время, чтобы ребенок ответил и ответил. Дети узнают, что важно то, что они говорят, и что взрослые готовы их слушать. Нацельтесь на 15 минут в день общения с ним/ней один на один и позвольте ему/ей проводить это время вместе. Покажите им, что их интересы имеют значение и что другие хотят быть частью этого опыта. Маленькие вещи могут в конечном итоге стать большими!

Ой. Я не был уверен

Положительное внимание — это не то, что может происходить все время, каждый раз. У всех родителей/опекунов был опыт, когда они просто не могли быть позитивными, или ситуация была не такой, в которой было бы реалистично быть позитивным. Все в порядке. Дети устойчивы и могут справиться со случайными ситуациями, когда их родитель/опекун был недоволен, бесчувственен, недоступен или рассеян. Путешествие важно, и не каждое отдельное происшествие помогает вашему ребенку чувствовать себя любимым и защищенным. Модель позитивного внимания и больше позитивных взаимодействий, чем негативных взаимодействий, вот что имеет значение. Со временем накапливается множество небольших моментов положительного внимания и взаимодействия. Поговорите с врачом/терапевтом, если вы хотите помочь увеличить количество случаев положительного внимания к вашему ребенку.

Ссылки :

 

Муллан, К. и Хиггинс, Д. (2014). Безопасная и поддерживающая семейная среда для детей: ключевые компоненты и связи с результатами для детей. Канберра: Государственный департамент социальных служб Австралии.

https://childmind.org/article/the-power-of-positive-attention/

Чтобы узнать больше

Если вы хотите узнать больше о позитивном внимании и о том, как позитивно взаимодействовать с вашим ребенком, рассмотрите следующие веб-сайты: 

  • Институт детского разума: https://childmind. org/article/the-power-of-positive-attention/
  • CDC: https://www.cdc.gov/parents/essentials/communication/goodbehavior.html
  • Терапия взаимодействия родителей и детей: http://www.pcit.org/

 

Кристин М. Рэйчес, PsyD, HSPP, BCBA  – клинический психолог и сертифицированный поведенческий аналитик программы Riley Child Development Center-LEND. В настоящее время она является директором по обучению в программе LEND. Она участвует в междисциплинарной группе, которая проводит оценку детей с подозрением на отклонения в развитии нервной системы, поведенческие расстройства или задержки развития. Доктор Рэйчес также является специалистом по раннему вмешательству, предоставляя психологические оценки и текущие услуги на дому и в клинике.

 

Взгляды, выраженные в этом содержании, отражают точку зрения и мнения автора и могут отражать или не отражать позицию Медицинской школы Университета Индианы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *