Развитие у дошкольников математических способностей: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
Развитие математических способностей у дошкольников и школьников
Обучение математике – это далеко не только развитие навыков счета и решения задач или уравнений. Также оно предполагает развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что эти способности собой представляют и как их правильно развивать в зависимости от возраста ребенка?
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
В понимании большинства родителей развитие математических способностей у дошкольников включает в себя изучение цифр и порядкового счета, а также привитие базовых навыков вычислений хотя бы в пределах 10. Именно эти навыки рекомендуется освоить малышам, чтобы адаптация к 1 классу прошла легко. Однако все это является лишь малой частью того, что нужно освоить в дошкольном возрасте.
Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо сформировать у него умение:
- видеть сходства и различия у различных объектов, соотносить их друг с другом или, наоборот, противопоставлять. Важно научить дошкольника анализировать то, как предметы схожи или различны между собой по цвету, форме, размеру.
- отделять главное от второстепенного, общую картину от ее деталей. Например, рассмотрев картинку с изображением шкафа с различными вариантами одежды, малыш должен понять, что шкаф – это нечто общее, а брюки, платья, свитера, шапки и другая одежда – это детали.
- пользоваться цифрами – называть и записывать числа, небольшие выражения со знаками сложения и вычитания.
- ориентироваться в пространстве. Знать такие понятия, как «выше-ниже», «право-лево» и так далее.
- понимать, что такое прямая и обратная последовательность. Например, если в книге написан ряд цифр, он должен уметь прочитать их как в прямом, так и в обратном порядке.
Математика и младшие школьники
В младшем школьном возрасте ребенку требуется еще больше математических навыков, чем в дошкольном. В первые месяцы учебы это не так заметно, ведь малыши только учатся решать примеры и простые задачи. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее становятся и задания.
Особенно это касается задач по математике – чтобы хорошо справляться с ними, учащимся требуется не только знать меры величин и уметь правильно производить арифметические действия, но и понимать условия предложенных заданий. В этом и заключается главная сложность, ведь научить складывать или умножать, вычитать или делить намного проще, чем развить логическое мышление.
Именно логика позволяет ребенку понять, какое действие нужно выполнить, чтобы справиться с тем или иным заданием. Без умения мыслить логически невозможно понять математику – можно только выучить правила, запомнить схемы решения упражнений. Но это не поможет справиться с пусть и простыми, но непривычными для учащегося заданиями. Поэтому именно на развитие логики и других типов мышления нужно делать упор.
Как развить математические способности
В первую очередь, нужно определиться даже не со списком навыков, которые требуется развить, а с подходом к обучению. Точно так же как и дошкольники, ученики начальной школы лучше воспринимают игровой формат занятий, чем любой другой. Связано это с тем, что в детстве у человека ведущей формой деятельности является именно игра. В отличие от скучных уроков, она увлекает ребенка, вызывает у него повышенный интерес. Поэтому лучше заниматься именно в формате игры – так ученик не будет уставать, как от учебных нагрузок.
Также нужно определиться с тем, что будут представлять собой дополнительные занятия, и каких результатов планируется достичь. Если учащийся уделяет много времени работе на уроках в школе и выполнению домашних заданий, то этого будет достаточно для того, чтобы хорошо закрепить изученное. Поэтому лучше сделать акцент не только на повторении школьного материала, но и на изучении смежных с математикой областей, на развитии логики и мышления. Для этого нужно выбрать такую программу обучения, которая будет совершенствовать широкий спектр навыков. Как развить математические способности школьника наиболее комплексно?
Как стать математиком и какие качества надо развивать с детства
Чтобы обучение давало желаемый результат, оно должно вестись по проверенной методике, которая не только тренирует навыки ученика, но и прививает ему интерес к предмету. Именно такой программой является Амаматика – курс, направленный на развитие математических способностей у младших школьников.
Благодаря этой методике ребята не только закрепят знания из школьной программы, но и смогут развить логику, пространственное, креативное и творческое мышление, внимание и память. Также ученики познакомятся со смежными областями математики – с финансовой грамотностью, с базовыми элементами программирования.
Обучение проводится в игровом формате, что делает его не только эффективным, но и увлекательным. Запишите школьника на курс Амаматика и начните развивать его математические способности уже сейчас!
Развитие математических способностей у младших дошкольников
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли.
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.
Итак, результативность дидактических игр с детьми дошкольного возраста зависит от систематического их использования и от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Математика – один из наиболее трудных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать т развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса. Каждый тип и вид игры выполняет определенные дидактические задачи (закрепление, повторение, изучение материала, контроль знаний и т.д.). Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять дошкольников в решении определенных дидактических задач. Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Сущность дидактических игр, заключается в решении познавательных задач, но поставленных в занимательной игровой форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду.
Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Воспитатель, соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях (по возрасту и по уровню развития), обеспечивает прочное усвоение сведений и умений всей группой.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». (опыт работы) | Методическая разработка по математике:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
(опыт работы)
Исполнитель: Антропова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ № 30, г. Анжеро-Судженск | |
Кемерово 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3 | ||
1. | Теоретические аспекты развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. …………………….6 | |
2. | Направления работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………8 | |
3. Результативность опыта работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность………………………….11 Заключение………………………………………………………………………12 Список литературы………………………………………………………………13 | ||
Приложения | ||
Приложение 1……………………………………………………………………15 | ||
Приложение 2……………………………………………………………………21 Приложение 3…………………………………………………………………….28 |
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Л.А. Венгер
Введение
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.
Математика – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) – это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
На основании Концепции математического образования в Российской Федерации (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г), где в основу разработки системы были положены базовые принципы, цели, задачи и основные направления для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, показывает, что математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Необходимость развития математических способностей, формирование познавательного интереса к математике понималась многими педагогами, психологами, методистами. Большой вклад в разработку проблем математического развития детей-дошкольников, внесли А. М. Леушина, Р. Л. Непомнящая, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Т. В. Тарунтаева, Т. Н. Игнатова и другие.
Педагоги из многих городов ДОУ тоже работают по этой проблеме- Чайковская О.А.(ЗАТО Озерный), Алексеева Н.В.(г.Белореченск), Благинина Н.Ю.(г.Озерки) и делятся своим опытом работы математического развития детей-дошкольников.
Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения. В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема исследования: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей нашего детского сада) часто не приносят желаемых результатов, а в современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
В связи с этим меня заинтересовала проблема, как игровая деятельность может обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.
Цель нашей работы: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования игровой деятельности для развития математических способностей детей дошкольного возраста, отвечающих современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить состояние проблемы развития математических способностей дошкольников через игровую деятельность в психолого-педагогической литературе;
– проанализировать ФГОС ДО и Концепцию математического развития в РФ и выявить современные требования к организации работы в дошкольных учреждениях по развитию математических способностей дошкольников;
– проверить на практике эффективность использования игровой деятельности для развития математических способностей детей дошкольного возраста, отвечающих современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ;
– сформулировать выводы по результатам проведенной работы.
1. Теоретические аспекты развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка познавать, его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» – заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Начиная работу по развитию математических способностей детей дошкольного возраста, пришла к выводу, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.
2. Направления работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Работа по развитию математических способностей проводилась комплексно в трех направлениях:
- Работа с детьми.
На 1-м этапе работы с детьми я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала занимательный материал, как сделанный мною и так авторские игры, также использовала строительный и бросовый материал: пуговицы, прищепки, кегли, шишки, фишки, муляжи овощей и фруктов и т. д.
В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
На 2-м этапе работы с детьми мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.
Так как занятия носили сюжетный характер, дети с удовольствием погружались в атмосферу путешествий, дети были активные, занимались с желанием, интересом, успешно выполняли поставленные перед ними задачи.
Дидактический материал, используемый мною на НОД, имеет эмоциональный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы.
2.Работа с воспитателями.
Целью работы с воспитателями было оказание методической помощи в работе по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.
Вниманию воспитателей предоставлены консультации на темы:
• «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;
• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;
• «Как научить детей играть в математические игры»;
• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
3.Работа с родителями.
Работа с родителями осуществляется с целью взаимопомощи в формировании математических способностей детей, дальнейшего развития, так как без взаимодействия результат не будет настолько успешен.
В группе проводились родительские собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.
Темы консультаций:
• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».
• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»
• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»
• «Учим детей логически мыслить»
Игра – соревнование «Математическая игротека».
Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали активное участие в консультациях-практикумах.
3. Результативность опыта работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Результативность опыта
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале или в конце НОД для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладевают основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи.
3. Заключение
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», – эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
И в конце хочу подтвердить мысль Петерсона о том, что с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще».
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Список литературы
1. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: Формирование и развитие математических способностей [Текст] / А. В. Белошистая //Дошкольное воспитание. -2002 г.- № 2 – С. 69-79.
2. Веселые задачки для маленьких умников [Текст] : Тетрадь по развитию познавательных процессов / Составитель С. Е. Гаврина.-_Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг».- 2002-С.32.
3. Ерофеева, Т. И в шутку и всерьез [Текст] / Т.Н. Ерофеева //Дошкольное воспитание. -2001 г. -№ 10- С. 18-25.
4.Ерофеева, Т.И. Немного о математике и не только о ней [Текст] / Т.Н. Ерофеева // Дошкольное воспитание. 2001- № 10- С. 7-17.
5. Нищева, Н. В. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников /[Текст] Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 673 c.
6. Нищева, Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / [Текст] Н.В. Нищева – М.: Детство-Пресс, 2014. – 364 c.
7.Носова, Е.А. «Логика и математика для дошкольников» [Текст]
Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая / – М.: Детство-Пресс, Санкт- Петербург, 2008.
8.Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
9. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 248 c.
10. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада [Текст] / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 670 c.
Приложение 1
Упражнения на развитие математических способностей
для детей пяти – семи лет
Упражнение 1
Материал: набор фигур – пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).
Задание: “Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные – круги) “.
Упражнение 2
Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.
Задание: “Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)”.
Упражнение 3
Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: “Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)
Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) “.
Упражнение 4
Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).
Задание: “Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного. ) Открой коробочку “Дидактический набор”. Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3).
Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)”.
Упражнение 5
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Задание: “Найди среди своих фигур похожую на яблоко”. Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. “Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)”.
Упражнение 6
Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.
Задание: “Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный – их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата – разбираются все варианты.)”. Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. “Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)”.
Математические игры “Количество и счет”
Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:
«Найди слонёнка»
Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).
Повторение названий животных жарких стран.
Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.
«Помоги Мишутке»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.
Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.
«Игра с кубом»
Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.
Ход: дети встают в круг и передают друг другу карточки с изображением предметов, по сигналу «стоп» ведущий бросает куб с цифрами. Детям предлагается посчитать картинки и выйти в круг тому, у кого на карточке такое же количество предметов.
«Поиск закономерностей»
Цель: развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную закономерность, установление связей между объектами живой и неживой природы.
Ход: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы, расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы в том же порядке.
«Собери урожай»
Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.
Ход: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на «огороде».
«Посчитай – ка»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов.
Ход: детям предлагается посчитать количество животных на картинке и поставить рядом нужную цифру.
«Стрелка»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов; классификация предметов живой и неживой природы.
Ход: детям предлагается встать в круг, закрепить на одежде цифру. С помощью считалки выбирается ведущий, он встает в центр круга, вытягивает руку вперед «стрелка», закрывает глаза и поворачивается вокруг себя. По сигналу «стоп» – останавливается. Ребенок, на которого показывает стрелка, должен принести (из ранее приготовленного набора) нужное количество одинаковых предметов природы.
Дидактические игры для детей средней – подготовительной групп
«Ссора детенышей»
Цель: закрепление умения правильного согласования существительных с числительными. Повторение названий детенышей животных.
Ход: детям предлагается посчитать количество игрушек у детенышей и поставить их по порядку, начиная с того, у кого наименьшее число предметов.
«Помоги ежу»
Цель: Закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о жизни дикого животного.
Ход: детям предлагается карточка с изображением ежа и набор картинок грибов для того, чтобы они помогли собрать припасы для ежиной семьи.
«У кого больше»
Цель: формирование умения классифицировать и отсчитывать природный материал, соотносить его количество с числовым эталоном. Закрепление знаний о происхождении данных природных дарах.
Ход: детям предлагается бросить кубик и отсчитать столько одинаковых предметов, сколько точек находится на стороне кубика.
«Научи Красную Шапочку считать»
Цель: формирование умения отсчитывать предметы (правой рукой, слева – направо, по одному, делать обобщающий жест «всего»), согласовывать числительное с существительным. Закрепление умения классифицировать природные объекты (овощи, растения).
Ход: внимание детей обращается на картинку Красной Шапочки и предлагается помочь (научить) собрать букет цветов для бабушки
Варианты игры: «Подскажи Петрушке», «Помоги зайчику».
«Угости зверей»
Цель: закрепление умения соотносить количество предметов в разных группах, пользуясь понятиями « поровну», «столько же», «одинаковое количество», сравнение смежные числа в пределах 5.
Пополнение знаний детей об индивидуальных особенностях диких и домашних животных.
Ход: детям дается карточка с изображением определенного количества животных и несколько картинок с нарисованными угощениями разного количества. Предлагаем детям найти нужную картинку с таким же количеством любимой еды для их гостя.
«Наведи порядок»
Цель: запоминание цифр, отсчитывание заданного количества предметов.
Закрепление названий природного материала.
Ход: детям предлагается помочь герою навести порядок в коробочках: разложить нужное количество материала на свободное место.
Приложение 2
Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике.
(консультация для воспитателей)
Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычислению.
Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребенок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путем открытия нового. Поэтому образование должно устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознание на основе творческой деятельности.
Нередко подготовка детей к школе сводятся к обучению их счету, письму, чтению. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно – волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей.
Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия.
В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:
Игры – соревнования.
(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
КВН.
(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .
Театрализованные игры.
(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)
Сюжетно-ролевые игры.
(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).
Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)
Игры по взаимообучению.
(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .
Аукционы.
(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)
Игры-сомнения (поиск истины).
(Исследовательская деятельность детей типа тает – не тает, летает – не летает)
Игры-путешествия.
Сказки.
Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
Игры типа «Следствие ведут знатоки».
(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
Игры типа «Поле чудес».
(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей).
Игры викторины.
(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?
Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.
Метод системного анализа
Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами» предшествует формированию одного из важнейших общеобразовательных умений – умение классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.
Метод вопросов.
Кроссворды, ребусы, такие задания как «Назови одним словом, а лучше двумя», «Лишнее слово», «Чем похожи и чем отличаются», «Подскажи словечко».
Решение логических задач.
Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки.
Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь? и т. д.
И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Это игры «Тинграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Дети учатся анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления. Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.
Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.
Метод экспериментирования и опытов.
Эксперимент «Как вода исчезает». Вода, как известно детям, может впитываться и испаряться. Возьмём разные предметы, например губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Аккуратно ложкой будем поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Какие впитывают воду? Какие из них лучше это делают: весь предмет намокает или только то место, куда попала вода? Продолжим эксперимент. Нальём воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, чем-нибудь отметим, например фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим: что произошло? Какая-то часть воды исчезла. Отметим новую границу, через день проверим уровень воды. Она не могла вытечь, не могла впитаться. Значит она испарилась и «улетела» в воздух в виде маленьких частиц. Эти эксперименты доступны дошкольнику. Их вполне можно использовать для развития у ребёнка интереса к экспериментированию.
Метод проектирования
Главная цель организации проектной деятельности – развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к математике, на основе широкой познавательной активности и любознательности.
Практические виды деятельности доступны ребёнку: сравнение, классификация, преобразование, воссоздание, измерение, комбинирование, моделирование и др.
В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.
Метод проектов может использоваться по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких дней. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.
Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и следовательно, органично вписывается в общую воспитательную задачу детского сада.
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
-использование непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;
-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;
-непосредственная образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;
-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)
-ребята с удовольствием ждут таких игр.
Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. А каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.
Приложение 3
«Учим детей логически мыслить»
(Консультация для родителей)
Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математическим занятиям накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам
Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, развивает у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Желание достичь цели —составить фигуру, модель, дать ответ; получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Предложите ребёнку поиграть с вами в игру «Какое число пропущено?». Разложите на столе карточки с числами от 0 до 10. Ребёнок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек, так, чтобы получился непрерывный ряд, если ребёнок дал правильный ответ, поменяйтесь с ним ролями.
Занимательные игры способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость.
Поупражняйте дома ребёнка в счёте в игре «Кто больше?». Перед играющими две кучки пуговиц. По команде игроки в течение минуты откладывают из кучки по одной пуговице; потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы с закрытыми глазами и т.д.
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.
Для игры «Сколько в другой руке?» приготовьте мелкие предметы (бусинки). Правила игры: взрослый говорит: «У меня 6 бусинок, в правой руке 3 бусинки (показывает). Сколько в левой?». Если ребёнок угадал, поменяйтесь ролями (когда вы отгадываете, допускайте намеренно ошибки).
Во время приготовления обеда спросите у ребёнка, где больше воды: в чашке, в кастрюле, в чайнике, в тарелке? Убедиться в правильности ответа он может на практике. Обязательно уточните, чем вы мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин.
Дети начинаю то сознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость. Найти её без сосредоточенности и обдумывания невозможно. Загадывайте детям задачи в стихотворной форме.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные задачи, игры, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые решения.
Занимательные игры, которые родители могут изготовить вместе с детьми своими руками. Это такая игра, например: «Танграм».
“Танграм” – одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Квадрат размером 8 на 8 см из картона, одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.
Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.
Эти игры аналогичны предыдущей, также их можно самостоятельно изготовить дома и играть в них вместе с детьми.
Играйте вместе со своими детьми. Развивайте у детей творческие способности, самостоятельность.
Родители часто недооценивают математические способности ребенка дошкольного возраста
Опубликовано вНовостиОтчет показывает, что многие родители недооценивают математические способности своего дошкольника
по Джеки Мадер
The Hechinger Report — это национальный некоммерческий отдел новостей, освещающий одну тему: образование. Подпишитесь на наши еженедельные информационные бюллетени, чтобы получать подобные истории прямо на ваш почтовый ящик.
Эксперты говорят, что строительство с помощью игрушек — это один из способов, с помощью которого дети могут развивать пространственные навыки. Фото: Лилиан Монжо/The Hechinger ReportБольшинство родителей знают, как важно знакомить маленьких детей с буквами, словами и книгами. Но математика? Не так много. Новое исследование показало, что многие родители недооценивают математические способности своего ребенка, упуская ранние возможности для развития навыков.
В ходе исследования были опрошены 63 родителя дошкольников на предмет их поддержки навыков счета, пространственного мышления и узоров дома. Его провели Эрика Зипперт, научный сотрудник Колледжа образования и человеческого развития Пибоди Университета Вандербильта, и ее соавтор Бетани Риттл-Джонсон. Они обнаружили, что многие родители сосредотачиваются только на простых математических понятиях, таких как подсчет и называние цифр, хотя дети дошкольного возраста способны изучать более сложные темы, такие как сравнение и комбинирование чисел, создание закономерностей и изучение размеров. По словам родителей, действия, которые развивают эти более сложные навыки, такие как прохождение лабиринтов и игры с использованием шаблонов, гораздо реже встречаются дома.
Зипперт сказал, что тенденция уделять больше внимания числам, чем другим математическим темам, может быть отчасти вызвана недостатком родительских знаний. «Я не уверен, что [родители] знают, что эти навыки важны», — сказал Зипперт. Некоторые родители могут полагать, что их ребенок не заинтересован или что они еще не способны овладеть этим навыком, добавил Зипперт. Исследование показало, что родители оказывали более обширную математическую поддержку в области счета и построения моделей, если считали, что их ребенок способен понять эти понятия.
«Дети приходят в школу с такой разницей в своих математических знаниях… Родители могут изменить ситуацию».
Знакомство с различными математическими темами очень важно, потому что дети будут лучше подготовлены к школе. «Дети приходят в школу с такой разницей в своих математических знаниях, — сказал Зипперт. «Родители могут изменить ситуацию».
По словам Зипперта, у родителей и других лиц, осуществляющих уход, есть простые способы включить неисчислимые темы в свою повседневную жизнь. К ним относятся:
- Пространственные игрушки: Кубики и головоломки — это простой способ привнести пространственные представления в игру. Родители могут попросить детей определить стороны и углы и описать расположение предметов.
- Игры : Настольные и карточные игры, в которых нужно считать, складывать и вводить такие символы, как пики и трефы, помогают укрепить ранние математические навыки и улучшить знания детей о числах.
- Математика в повседневной жизни: Привносите математические понятия в свою повседневную беседу. Например, укажите в магазине на одежду с полосками. Попросите детей описать, как будет выглядеть узор, если он продолжится. Предложите детям создать узоры из имеющихся у них предметов, например разноцветных носков.
Зипперт сказал, что, хотя введение этих понятий важно, родители не должны беспокоиться о том, как часто они занимаются математикой. Вместо этого им следует больше сосредоточиться на качестве разговоров. «Дело не только в том, как часто вы сосредотачиваетесь на этих навыках, но и в том, что вы делаете это в нужное время и в нужное время», — сказала она.
Примечание редактора. Эта история положила начало выпуску информационного бюллетеня «Раннее детство» на этой неделе, который бесплатно доставляется в почтовые ящики подписчиков каждую вторую среду с тенденциями и главными историями о раннем обучении. Подпишитесь сегодня!
Эта статья о дошкольной математике была подготовлена The Hechinger Report , некоммерческой, независимой и инновационной организацией в области образования, занимающейся вопросами неравенства, качества и инноваций в сфере образования. Подпишитесь на информационный бюллетень Hechinger .
The Hechinger Report предоставляет подробный, основанный на фактах, объективный отчет об образовании, доступный бесплатно для всех читателей. Но это не значит, что его можно производить бесплатно. Наша работа информирует педагогов и общественность о насущных проблемах в школах и кампусах по всей стране. Мы рассказываем всю историю, даже если детали неудобны. Помогите нам продолжать делать это.
Присоединяйтесь к нам сегодня.
Tagged: информационный бюллетень о раннем детстве, STEMДжеки Мэдер курирует все использование фотографий и мультимедиа, занимается дошкольным образованием и пишет информационный бюллетень для детей раннего возраста. За десять лет работы в Hechinger она затронула целый ряд тем, включая учителя… Джеки Мэдер: еще
Неформальные математические навыки дошкольников: исследование и диагностика | JAMA Pediatrics
Неформальные математические навыки дошкольников: исследование и диагностика | ДЖАМА Педиатрия | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер Фейсбук Эл. адрес LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
Март 1982 г.
АРТУР Дж. БАРУДИ, доктор философии ; ГЕРБЕРТ П. ГИНЗБУРГ, PHD
Принадлежности авторов
Университет Рочестера Высшая школа образования и развития Рочестер, Нью-Йорк 14627
Am J Dis Чайлд. 1982;136(3):195-197. дои: 10.1001/archpedi.1982.039703
001Полный текст
Абстрактный
Недавние исследования показывают, что маленькие дети еще до того, как пойдут в школу, приобретают удивительно сложные «неформальные знания» по математике. 1 Эти неформальные знания состоят из определенных концепций и навыков, некоторые из которых описаны в данном сообщении. Если ребенку серьезно не хватает таких неформальных знаний, он или она могут оказаться в невыгодном положении в отношении математики, преподаваемой в школе. Следовательно, педиатру полезно выявлять умственную отсталость этого типа, так же как предпринимаются попытки выявить тяжелые нарушения речи или грубую умственную отсталость.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ НАВЫКИ Что такое неформальные навыки и как их развивать? Многие неформальные математические навыки являются базовыми для повседневного функционирования. Например, врач смотрит на две бактериальные культуры и сразу же, не считая и не используя написанных цифр или символов, понимает, что одна культура имеет больше пятен роста, чем другая. Затем врач тщательно проверяет свое заключение. Как он
Полный текст
Добавить или изменить учреждение
- Кислотно-щелочное, электролиты, жидкости
- Лекарство от зависимости
- Аллергия и клиническая иммунология
- Анестезиология
- Антикоагулянты
- Искусство и изображения в психиатрии
- Кровотечение и переливание
- Кардиология
- Уход за тяжелобольным пациентом
- Проблемы клинической электрокардиографии
- Клиническая задача
- Поддержка принятия клинических решений
- Клинические последствия базовой нейронауки
- Клиническая фармация и фармакология
- Дополнительная и альтернативная медицина
- Заявления о консенсусе
- Коронавирус (COVID-19)
- Медицина интенсивной терапии
- Культурная компетенция
- Стоматология
- Дерматология
- Диабет и эндокринология
- Интерпретация диагностических тестов
- Разнообразие, равенство и инклюзивность
- Разработка лекарств
- Электронные медицинские карты
- Скорая помощь
- Конец жизни
- Гигиена окружающей среды
- Этика
- Пластическая хирургия лица
- Гастроэнтерология и гепатология
- Генетика и геномика
- Геномика и точное здоровье
- Гериатрия
- Глобальное здравоохранение
- Руководство по статистике и медицине
- Рекомендации
- Заболевания волос
- Модели медицинского обслуживания
- Экономика здравоохранения, страхование, оплата
- Качество медицинской помощи
- Реформа здравоохранения
- Медицинская безопасность
- Медицинские работники
- Различия в состоянии здоровья
- Несправедливость в отношении здоровья
- Информатика здравоохранения
- Политика здравоохранения
- Гематология
- История медицины
- Гуманитарные науки
- Гипертония
- Изображения в неврологии
- Наука внедрения
- Инфекционные болезни
- Инновации в оказании медицинской помощи
- Инфографика JAMA
- Право и медицина
- Ведущее изменение
- Меньше значит больше
- ЛГБТК
- Образ жизни
- Медицинский код
- Медицинские приборы и оборудование
- Медицинское образование
- Медицинское образование и обучение
- Медицинские журналы и публикации
- Меланома
- Мобильное здравоохранение и телемедицина
- Нарративная медицина
- Нефрология
- Неврология
- Неврология и психиатрия
- Примечательные примечания
- Сестринское дело
- Питание
- Питание, Ожирение, Упражнения
- Ожирение
- Акушерство и гинекология
- Гигиена труда
- Онкология
- Офтальмологические изображения
- Офтальмология
- Ортопедия
- Отоларингология
- Лекарство от боли
- Патология и лабораторная медицина
- Уход за пациентами
- Информация для пациентов
- Педиатрия
- Повышение производительности
- Показатели эффективности
- Периоперационный уход и консультация
- Фармакоэкономика
- Фармакоэпидемиология
- Фармакогенетика
- Фармация и клиническая фармакология
- Физическая медицина и реабилитация
- Физиотерапия
- Руководство врача
- Поэзия
- Здоровье населения
- Профилактическая медицина
- Профессиональное благополучие
- Профессионализм
- Психиатрия и поведенческое здоровье
- Общественное здравоохранение
- Легочная медицина
- Радиология
- Регулирующие органы
- Исследования, методы, статистика
- Реанимация
- Ревматология
- Управление рисками
- Научные открытия и будущее медицины
- Совместное принятие решений и общение
- Медицина сна
- Спортивная медицина
- Трансплантация стволовых клеток
- Хирургия
- Хирургические инновации
- Хирургические жемчужины
- Обучаемый момент
- Технологии и финансы
- Искусство JAMA
- Искусство и медицина
- Рациональное клиническое обследование
- Табак и электронные сигареты
- Токсикология
- Травмы и травмы
- Приверженность лечению
- УЗИ
- Урология
- Руководство пользователя по медицинской литературе
- Вакцинация
- Венозная тромбоэмболия
- Здоровье ветеранов
- Насилие
- Женское здоровье
- Рабочий процесс и процесс
- Уход за ранами, инфекция, заживление
Сохранить настройки
Политика конфиденциальности | Условия использования
Избранные главы и публикации | Педагогический колледж UMD
2020–2021
ДеПаскаль, М. Пратер, Р., и Рамани, ГБ (2021). Родитель и ребенок спонтанно сосредотачиваются на числах, математических способностях и математических разговорах во время игровой деятельности. Cognitive Development, 59, 101076. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2021.101076
Hornburg, C.B., Borriello, G.A., Kung, M., Lin, J., Litkowski, E., Cosso Дж., Эллис А., Кинг Ю., Зипперт Э., Кабрера Н.Дж., Дэвис-Кин П., Исон С.Х., Харт С.А., Ирука И.У., Лефевр Дж.-А., Симмс, В., Суперрегай, М.И., Кахун, А., Чан, В.В.Л.,… Рамани, Г.Б., Скварчук, С.Л., Зонненшайн, С. и Пурпура, Д.Дж. (2021). Следующие направления в измерении домашней математической среды: международная и междисциплинарная перспектива. Journal of Numerical Cognition, 7 (2), 195-220 . https://doi.org/10.5964/jnc.6143
Гордон, Р. и Рамани, Великобритания (2021). Интеграция воплощенного познания и обработки информации: комбинированная модель роли жестов в математических способностях детей. Границы психологии – Познание, 12, 1-17. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.650286
Гордон Р., Скализ Н. Р. и Рамани Г. Б. (2021). Протяни себе руку: Роль жестовой и рабочей памяти в числовых знаниях дошкольников. Journal of Experimental Child Psychology, 208, 105145. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2021.105145
Скализ, Н., Доберт, Э. Н., и Рамани, Г. Б. (2021). Когда один размер не подходит всем: анализ скрытого профиля математических навыков дошкольников с низким доходом. Журнал экспериментальной детской психологии, 209, 105156 . https://doi.org/10.1016/j.jecp.2021.105156
Скализ, Н. и Рамани, Дж. Б. (2021). Понимание символической величины предсказывает более поздние навыки сложения дошкольников. Журнал познания и развития. https://doi.org/10.1080/15248372.2021.1888732
Исон С. Х. и Рамани Г. Б. (2020). Математический разговор родителей и детей о дробях во время формального обучения и управляемой игровой деятельности. Развитие ребенка, 91 ( 2), 546-562. https://doi.org/10.1111/cdev.13199
Исон, С. Х., Скализ, Н. Р., Берковиц, Т., Рамани, Г. Б., и Левин, С. К. (2020). Обзор литературы по семейной математике: рекомендации по практике, политике и исследованиям [Белая книга]. Проект реализации «Дорожной карты семейной математики». https://education-first.com/wp-content/uploads/2020/06/FamilyMathReview_WhitePaper.pdf
Рамани, Г.Б., Дауберт, Е.Н., Лин, Г.К., Камарсу, С., Водзински, А., и Джегги, С.М. (2020). Гонки на драконах и запоминание инопланетян: преимущества игр с числами и оперативной памятью для числовых знаний детсадовцев. Развитие науки , 23 (4), 1-17. https://doi.org/10.1111/desc.12908
Рамани, Дж. Б., и Скализ, Н. (2020). Это больше, чем просто развлечения и игры: математические занятия в игровой форме для семей Head Start. Ежеквартальное исследование раннего детства, 50(3) , 78-89. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.07.011
Скализ, Н., Добер, Э. Н., и Рамани, Г. Б. . (2020). Преимущества игры в числовые карточные игры для улучшения математических навыков детей Head Start. Журнал экспериментального образования , 88 (2), 200-220. https://doi.org/10.1080/00220973.2019.1581721
2018-2019
Зипперт, Э. Л., Доберт, Э. Н., Скализ, Н. Р., Норин, Г., и Рамани, Г. Б. (2000).). «Нажмите пробел номер три»: поощрение разговора о математике во время игры родителей и детей на планшете. Психология развития. http://dx.doi.org/10.1037/dev0000769
Доберт, Э. Н. Рамани, Великобритания (2019). Математика и память у двуязычных дошкольников: связь между двуязычием, рабочей памятью и числовыми знаниями. Журнал познания и развития. Расширенная онлайн-публикация. https://doi.org/10.1080/15248372.2019.1565536
Рамани, Г. Б., Дауберт, Е. Н., и Скализ, Н. Р. (2019 г.). Роль игр и игр в формировании у детей фундаментальных числовых знаний. В Д. К. Гири, Д. Б. Берч и К. Манн Кёпке (ред.), Когнитивные основы для улучшения обучения математике. Серия «Математическое познание и обучение», том 5 (стр. 69–90). Сан-Диего, Калифорния: Elsevier Academic Press.
Скализ, Н. Р., Гладстон, Дж. Р., и Рамани, Великобритания (2019). Мотивация и математика в раннем детстве. В О. Сарачо (ред.), Современные взгляды на исследования мотивации в дошкольном образовании (стр. 101-132). Шарлотта, Северная Каролина: Издательство информационного века.
Доберт, Э. Н., Рамани, Г. Б., Роу, М. Л., Исон, С. Х., и Лич, К. А. (2018). Общая тема для разговора: разговор о математике воспитателя и дошкольника в семьях с низким доходом из Соединенных Штатов. Бордон, Педагогический журнал. Специальный выпуск: Математика и математические науки. Образование: Evidence from Difference Nations, 70 (3), 115–130.
2016–2017
Исон, С., и Рамани, Г. Б. (2017). Родительская опора и исполнительная функция детей: рабочая память и планирование в качестве модераторов во время совместного решения проблем. Развитие младенцев и детей , 26 (2 ) , 1-24.
Рамани, Великобритания (2017). Когда миры объединяются: роль социальных взаимодействий в математическом развитии детей. In P. Lemairs (Ed.), Когнитивное развитие с точки зрения стратегии: Festschrift For Robert Siegler (стр. 61-77) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
Рамани, Г. Б., Джегги, С. М., Доберт, Э., и Бушкуль, М. (2017). Общее и предметное обучение для улучшения математических знаний детей дошкольного возраста. Journal of Numerical Cognition, 3 (2), 468-495.
Скализ, Н., Доберт, Н. А., и Рамани, Дж. Б. (2017). Сокращение разрыва в математике в раннем возрасте: игровое вмешательство для развития навыков счета у дошкольников Head Start. Journal of Numerical Cognition , 3 (3), 559-581.
Зипперт, Э. и Рамани, Великобритания (2017). Оценки родителями навыков счета у дошкольников связаны с вовлеченностью в домашнюю деятельность, связанную с числами. Развитие младенцев и детей, 26 (2), 1-24.
Рамани, ГБ, Зипперт, Э., и Доберт, Э. (2016). Влияние одновозрастных и разновозрастных сверстников на грамотность и математическое развитие детей. В K. Wentzel & GB Ramani (Eds.), Справочник по социальным влияниям в школьном контексте: социально-эмоциональные, мотивационные и когнитивные результаты (стр. 96-112). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Тейлор и Фрэнсис.
Роу, М., Рамани, Г. Б., и Померанц, Э. (2016). Участие родителей и достижения детей: предметно-ориентированная перспектива. К. Вентцель и Д. Миле (ред.) Справочник мотивации в школе (стр. 459-476).
Вентцель, К., и Рамани, Великобритания (редакторы) (2016). Справочник по социальным влияниям в школьном контексте: социально-эмоциональные, мотивационные и когнитивные результаты. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Taylor & Francis Publishers. (2015). Родительские убеждения о неизменности способностей. Журнал прикладной психологии развития, 41, 78-89.
Рамани, Г. Б. и Исон, С. (2015). Все это складывается: изучение математики в раннем возрасте через игры и игры. Фи Дельта Каппан, 96 (1), 27-32.
Рамани, Г. Б., Роу, М. Р., Исон, С., и * Лич, К. (2015). Разговоры о математике во время неформальных занятий в семьях Head Start. Когнитивное развитие, 35, 15-33.
Рамани, Г. Б., Зипперт, Э., *Швейцер, С., и Пан, С. (2014). Совместное конструирование блоков детей дошкольного возраста в ходе управляемой игровой деятельности. Журнал прикладной психологии развития, 35 (4), 326-336.
Рамани, ГБ, и Браунелл, Калифорния (2014). Совместное решение проблем дошкольников: объединение игры и решения проблем. Журнал исследований раннего детства, 12 (1), 92-108.
2010–2012
Рамани, Г. Б., Зиглер, Р. С., и * Хитти, А. (2012). Возьмите это с собой в класс: нумеруйте настольные игры как учебную деятельность для небольших групп. Журнал педагогической психологии, 104 (3), 661-672.
Рамани, Г.Б. (2012). Влияние игрового, ориентированного на ребенка контекста на сотрудничество дошкольников со сверстниками. Merrill Palmer Quarterly, 58, 159-190 .
Рамани, Г.Б., и Зиглер, Р.С. (2011). Сокращение разрыва в числовых знаниях между дошкольниками с низким и средним уровнем дохода. Журнал прикладной психологии развития, 32, 146-159.
Рамани, ГБ, Браунелл, Калифорния, и Кэмпбелл, С.А. (2010). Позитивное и негативное взаимодействие со сверстниками у 3- и 4-летних детей в отношении регуляции и дисрегуляции. Журнал генетической психологии, 171 (3) , 218-250 .
Зиглер, Р.С. и Рамани, ГБ (2011). Улучшение чувства числа у малообеспеченных детей. В S. Dehaene and EM Brannon (Eds.), Space, Time and Number in the Brain: Searching for Foundations of Mathematical Thought, Attention and Performance Series, Vol. XXIII (стр.