Разное

Развитие сенсорных способностей дошкольников: «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы | Методическая разработка по теме:

Развитие сенсорных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений | Дошкольное образование

Развитие сенсорных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Автор: Кривополенова Наталья Валерьевна

Организация: МБОУ «Пинежская СШ №117» СП «Детский сад»

Населенный пункт: Архангельская область, п. Пинега

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.

Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорноперцептивных действий и сенсорных эталонов у детей не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.

к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

  • и средний дошкольный возраст – наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в младшем и среднем дошкольном детстве трудно переоценить.
  • дошкольном возрасте основной формой и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. “Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
    Игра для дошкольников – способ познания окружающего”, – говорила Н. К. Крупская.
  • роль в развитие сенсорных способностей детей младшего и среднего возраста отводится дидактическим играм и упражнениям. Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры

обучающие. Они созданы в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Нами была выдвинута гипотеза, что применение дидактических игр и упражнений будет способствовать развитию сенсорных способностей детей, развитию познавательного интереса.

Основная цель моей работы: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную теме сенсорного развития;
  2. Обогатить развивающую предметноразвивающую среду дидактическими играми и пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук;
  3. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
  • достижения поставленной цели мною была разработана и реализована Программа дополнительного образования «Страна Сенсорика».

Цель программы: формирование сенсорных представлений у детей младшего возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Данная программа предназначена для детей 3-4 лет. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в младшей группе во второй половине дня. Продолжительность занятий до 15 минут. Программа включает 4 раздела: знакомство с цветом (первая неделя), знакомство с формой (вторая неделя), знакомство с величиной (третья неделя), ориентировка во времени и пространстве (четвертая неделя).

Для успешной организации сенсорного развития детей создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, направленная на личностно – ориентированное развитие ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает совместную деятельность детей и взрослого по развитию сенсорных способностей, и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка. В центре сенсорного развития собраны дидактические игры и пособия, которые помогают расширять представление детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов и способствуют развитию мелкой моторики рук.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Это такие игры: «Чудесный мешочек», «Подбери по размеру», «Найди предмет такой же формы», «Вкладыши» и т.д.

Настольно-печатные игры

Такие игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Виды игр: «Геометрическое лото», «Цветное домино», «Цветные квадраты», «Найди пару», « Предмет и форма» и т.д.

Словесные игры

Игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам и свойствам.

В дошкольном возрасте наиболее эффективными, современными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с младшего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач. Палочки Кюизенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера и количества, а также подводят детей к пониманию различных понятий, таких как число, отношение, счет, измерение. Поэтому дидактические пособия «Цветные палочки» Кюизенера и логические блоки Дьенеша соответствуют современным требованиям дидактики, и позволяют успешно решать программные задачи по сенсоному развитию.

В процессе создания центра «Развивайка» отдано предпочтение играм, сделанных своими руками. Мной были изготовлены следущие дидактические пособия:

  1. Развивающие доскибизиборды «Веселый паровозик» и «Домик для зверей».

Цель: развитие координации движений, логики и понимания причинно-следственных связей.

2. Пособие «Сухой бассейн «Петушок».

Цель: развитие сенсорного и цветового восприятия.

3.Пособие «Тактильная коробка».

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мелкой моторики.

4. «Мягкая развивающая книга», «Мягкие развивающие странички», «Развивающий коврик»

Цель: формирование представления у детей о сенсорных эталонах, развитие речи, мелкой моторики рук

5. Лэпбук «Играем со Смешариками»

Цель: развитие сенсорной культуры детей, сенсорных представлений о цвете, форме и величине.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача, поставленная на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Поэтому мы решили разработать систему работы с родителями по развитию сенсорных способностей у детей, включающую следующие формы работы:

  1. Родительские собрания:
  • Тема: «Путешествие в Страну Сенсорику» в форме игрового практикума.
  • обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
  • Тема: «Дидактические игры по математике» в форме мастер-класса.

Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию познавательных интересов детей средней группы.

  1. Выступление по теме: «Игры и игрушки по сенсорике своими руками» в рамках родительского всеобуча «Педагогическая гостиная».
  2. Информационные папки-передвижки: «Дидактические игры для малышей», «Цвет, форма, величина – сенсорные эталоны».
  3. Буклеты, брошюры и памятки: «Учим с ребенком цвета и форму», «Поиграй со мною, мама», «Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша»
  4. Индивидуальные консультации: «Дидактические игры в организации детской жизни», «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»
  5. Анкетирование родителей «Сенсорное развитие ребенка».
  6. Сообщество «Мы вместе» в группе «ВКонтакте» информация по теме: Презентация «Изучаем геометрические фигуры», «Игры по сенсорике своими руками», «Как научить ребенка различать цвета»

Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками образовательной деятельности.

Опыт работы данной теме был представлен:

  • В региональном заочном конкурсе «Лучшая методическая разработка в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья» в номинации «Дидактическая разработка»: «Мягкая развивающая книжка как средство активизации речевой деятельности детей с задержкой речевого развития», 2017г.
  • В рамках межрайонного семинара «Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
  • В районном заочном конкурсе «Панорама творчества» в номинации «Дополнительное образование. Дополнительная общеразвивающая программа», 2017г.
  • В VI Региональной выставке-конкурсе «Дошкольное образование региона: современные программно-методические разработки», 2018г.

Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников интерес, облегчает процесс усвоения знаний.

 

Список литературы:

 

1.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М.:1988.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008.

4.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2015.

5. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368

6. Никитин, Б. П. Развивающие игры. – М., 1994.

Опубликовано: 14. 04.2020

Развитие сенсорных способностей младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

  Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Ранний возраст – это  совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо  писал Л.С. Выгодский – «ранний возраст сентизивен во всем»

   В 2018 – 2019г. я взяла тему по самообразованию «Развитие  сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста».  Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература: Л.А. Венгер «Воспитание  сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет», Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному  воспитанию с детьми раннего возраста», изучение статей в журнале «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском  саду».

   Кроме этого   изучала опыт других  воспитателей. В группе оборудовала  уголок сенсорики. В уголке имеются игры на развитие мелкой моторики: различные  виды мозаики, шнуровки, вкладыши, бусы, пазлы, н/п игры. Мной изготовлены игры, в которые дети с большим удовольствием играют: «Разноцветное  одеяло», «Весёлые крышечки», «Забавные прищепки», «Юбка с секретом», счёты, к потолку на нитках разной длинны, подвесила разноцветных птичек. А ещё оборудовала уголки: домашние  животные, дикие животные, уголок ряженья. Провожу занятия по сенсорному развитию, где использую динамические паузы, физ-минутки, пальчиковые гимнастики. Использую сюрпризные  моменты, стихи, потешки, загадки, игровые упражнения на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики рук. Много игр провожу вне занятий. В свободной деятельности использую игры «Домино», «Лото». Свою работу  веду в тесной связи с родителями. Детей легко вовлечь в решение простых задачь: отыскать, раскрыть секрет, составить, сгруппировать. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей интерес, способствует развитию самостоятельности.

Автор: воспитатель группы «Звёздочки»  Хаврошина Н.В.

  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  •  

Посмотреть галерею можно по адресу:
https://xn—-dtbjlhfcnfacdbbei1a3k8b. xn—-ctbhc1cos.xn--p1ai/instructions/item/21264-razvitie-sensornykh-sposobnostej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta#sigProIda360a36d46

Что такое сенсорное развитие в раннем детстве?

С момента рождения ваш ребенок постоянно использует все пять чувств, чтобы исследовать и осмысливать окружающее. Сенсорное развитие улучшает использование чувств вашего ребенка за счет включения различных цветов, текстур, шумов и многого другого в их раннее обучение. Этот целостный процесс обучения побуждает детей безопасно играть и взаимодействовать с окружающей средой, а также улучшает развитие их мозга.

От воркующих членов семьи до шумных кофеен, младенцы и маленькие дети часто сталкиваются с самыми разными людьми и средами. Для маленького ребенка все незнакомые виды, запахи и звуки могут быть ошеломляющими. Может быть, даже немного страшно! Вот почему очень важно включить сенсорную игру в повседневную жизнь вашего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться к реальным жизненным ситуациям и справляться с изменениями в окружающей среде. Что еще более важно, научите своего ребенка, как наслаждаться своим окружением.

Важность сенсорного развития в раннем детстве

Помимо подготовки вашего ребенка к повседневным занятиям на протяжении всей его жизни, таким как проба различных продуктов, получение новых игрушек или контакт с животными, сенсорная игра имеет решающее значение для развития его мозга и когнитивного роста.

В раннем детстве дети осознают и воспринимают окружающую их среду, когда задействованы их чувства. Сенсорное развитие идет рука об руку с другими видами деятельности по обучению детей младшего возраста, такими как физическое развитие, изобразительное искусство и дизайн, а также с общим личным, социальным и эмоциональным развитием.

Сенсорное развитие должно играть важную роль в дошкольном опыте вашего ребенка, если не раньше, и всегда должно быть включено в учебную программу детского учреждения. Эти сенсорные реакции часто используются для отслеживания этапов развития в раннем детстве. Например, если ваш ребенок не достигает этих поведенческих и физических контрольных точек, это может указывать на то, что у вашего ребенка есть проблемы с обработкой и пониманием своего окружения. В этом случае детский психолог может провести дополнительные тесты и обследования, чтобы определить, нуждается ли ваш ребенок в дополнительной поддержке.

Типы сенсорной игры

Сенсорное развитие различается на каждой стадии раннего детства. Это просто потому, что мозг вашего ребенка развивается с определенной скоростью и требует разного уровня подобия в разное время. По этой причине сенсорные игры должны быть адаптированы к возрасту и потребностям вашего ребенка.

Сенсорные игры для детей разного возраста включают в себя;

  • Младенцы – наблюдают, как пузыри выдуваются и парят в воздухе/вступают в контакт с кожей, мнут цветную бумагу, чтобы ощутить текстуру и шум.
  • Малыши – наблюдение за тенями, создаваемыми фонариком на стене, наблюдение за цветами и узорами посредством рисования пальцами.
  • Дошкольный возраст – игра с песком или глиной для создания форм и ощущения текстуры, игра на музыкальных инструментах, чтобы слышать разные звуки и тона.

Сенсорная игра имеет много преимуществ…

  • Помогает вашему ребенку обрабатывать и понимать свои чувства, чтобы он мог выполнять более сложные задачи.
  • Способствует развитию речи, навыков решения проблем, когнитивного роста, мелкой и крупной моторики и социального взаимодействия.
  • Способствует развитию и улучшению памяти.
  • Включает осознанную деятельность, которая полезна для всех детей, но особенно для тех, кто испытывает тревогу или разочарование.
  • Помогает развивать органолептические свойства, которые особенно важны, когда речь идет о еде, определяющей различные вкусы и текстуры.

Программа «Все о детях» включает занятия по сенсорному развитию в их повседневную учебную программу, чтобы дети могли исследовать свои любопытства, знакомиться с новым опытом и помогать им во всех аспектах их личного и образовательного роста. Для получения дополнительной информации о наших питомниках, связаться с .

Что говорят наши сотрудники

Меня зовут Карла, и я заведующая классом в детском саду. Я иду на работу, зная, что мои знания, опыт и страсть ценятся. У меня есть фантастическая команда менеджеров, которые слушают, поддерживают и поощряют меня быть лучшим, чем я могу быть. Работа с отличной командой, чтобы обеспечить лучший уход за каждым ребенком в нашей комнате. Я люблю свою роль и чувствую, что могу что-то изменить.

Карла – руководитель комнаты

Я работаю в питомнике уже почти 3 года заведующим. Мне нравилось наблюдать за развитием персонала и детей. Мы получаем большую поддержку от других питомников и нашей команды высшего руководства. Существует множество вариантов карьерного роста не только для сотрудников, но и для руководящего состава.

Эми – заведующая детским садом

Silchester Manor предоставила мне возможность не только работать и учиться, но и влиять на развитие и рост детей. В питомнике есть отличная команда, с которой можно координировать свои действия и работать, что приносит большую разницу в моральном духе. В целом, отличная обстановка для работы и пребывания!

Раша Чаттерджи – сотрудник банка

Усадьба Силчестера – отличный питомник для работы. Раньше я приходил через агентство, а недавно я навсегда присоединился к команде. Все сотрудники очень дружелюбны и поддерживают. Этот детский сад стал отличным местом для работы и обучения уходу за детьми. Я очень рад быть частью этой команды.

Анила Муштак Бхатти – сотрудник банка

Я работаю в питомнике Silchester Manor в качестве сотрудника банка почти четыре года. Мне нравится дружеская атмосфера и отношения с детьми и их родителями. Я видел младенцев, продвигающихся к дошкольному образованию, и наслаждался этим путешествием с ними. Это хорошее место для работы, и мне особенно нравится прекрасный сад.

Элисон Уэйкфилд – сотрудник банка

Я чувствую себя счастливым и мотивированным, работая в Silchester Manor. Обстановка в детском саду позитивная и веселая. Мои коллеги очень помогают и понимают. Меня обучают и наставляют старшие. Благодарен за возможность работать в этом питомнике.

Палвиндер Каур – Крышка для обеда

Усадьба Силчестера – отличное место для работы. Я здесь уже почти год и многому научился. Мне нравится приходить на работу каждый день и проводить время с детьми и персоналом. Это дало мне желание стать лучше в этой области и, надеюсь, начать 3-й уровень в уходе за детьми.

Софи Бэрд – Обложка для обеда

Мне трудно поверить, что я присоединилась к нам в качестве ученицы, а теперь я руководитель комнаты.

Сидней – The Little People, руководитель комнаты

Я начал учиться в колледже и быстро понял, что хочу больше узнать о практических аспектах повседневного ухода за детьми, поэтому я выбрал стажировку. Я начал и никогда не оглядывался назад. Я нашел курс очень информативным, и он дал мне именно то, что я хотел, а именно работу с детьми.

Кэти – Маленькие Люди, Ученица, теперь Практик

Я так рада, что прошла обучение; это действительно дало мне возможность получить практический опыт, узнать обо всех аспектах ухода за детьми и дало мне возможность применить полученные знания на практике. У меня есть замечательная сеть поддержки в The Little People.

Эльза — Маленькие люди, ученица

Мне нравится здесь работать, команда — прекрасный пример для подражания, и мне очень нравится выполнять свои повседневные обязанности.

Кэти – The Little People, Apprentice

Я работаю в Daybreak уже почти 9 лет, и я многое узнала о развитии детей, и моя нынешняя команда менеджеров вдохновила меня работать до должность руководителя комнаты. С тех пор, как All About Children взяли верх, они продолжали поддерживать меня в моем прогрессе и влияли на меня своей страстью и энтузиазмом.

Сара Бренд – Старший/заведующий отделением

Я недавно закончил 2-й уровень по уходу за детьми и всегда хотел пройти обучение для своего 3-го уровня. All About Children предоставил мне возможность пройти этот курс при поддержке моей команды в Amersham Chiltern Avenue, а также при поддержке моего региона. Дети Маута.

Кэти Сайстер – Стажер 3-го уровня

Я знала, что хочу работать в сфере ухода за детьми, и услышала об ученичестве, я не знала, куда подать заявку, поэтому разместила пост в Facebook, на который Эмма ответила, она спросила меня отправить свое резюме, что я и сделал. Эмма и менеджер взяли у меня интервью и дали мне возможность работать в качестве временного сотрудника, чтобы понять, хочу ли я этим заниматься. С самого начала я знал, что это та профессия, которой я хочу заниматься. С тех пор, как я начал свое обучение здесь, в Park Road, я стал увереннее в себе и расширил свои знания благодаря опыту, руководству и поддержке со стороны всей команды.

Connor – Apprentice Park Road

Я работал в After School Club и хотел продолжить свою карьеру, поэтому я подал заявление в Park Road и получил возможность получить квалификацию по уходу за детьми, работая помощником в детском саду. За это время я развила свои навыки, научилась быть ключевым опекуном, проводить наблюдения, планировать следующие шаги детей и развивать свои знания о EYFS и подходе любопытства. Это не просто работа, я чувствую себя ценным и частью команды.

Katie – Apprentice Park Road

Простое руководство по сенсорному развитию детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Младенцы и дети учатся и познают мир с помощью своих органов чувств. Узнайте, насколько важно сенсорное развитие у детей и как они учатся с помощью своих семи органов чувств.

Что такое сенсорное развитие?

Младенцы начинают учиться через свои сенсорные системы. Они получают информацию через свои органы чувств, такие как глаза и уши. Разум и чувства работают вместе, чтобы создать осмысленный мир.

Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья и благополучия. Она составляет основу обучения и восприятия ребенка.

Согласно Марике де Витт, автору книги «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива», младенцы начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с самого рождения. Они поворачивают голову на звук, следят глазами за предметами и обнаруживают свои руки и ноги, касаясь их.

Позже они начинают развивать зрительно-моторную координацию и будут использовать свои руки, чтобы коснуться чего-то, что они видят. Затем они начинают исследование глазами, руками и ртом, кладя предметы в рот, что стимулирует чувство вкуса.

Намного позже их зрительная глубина восприятия развивается, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и не натыкаясь на предметы.

Де Витт добавляет, что хотя органы чувств развиваются независимо, к концу первого года жизни младенцы достигают сенсорной интеграции . Затем они могут обрабатывать информацию от нескольких органов чувств вместе, особенно от зрения и слуха.

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

Что такое 7 чувств?

Осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Это пять основных чувств.

Но знаете ли вы, что у тела есть еще два важных чувства — проприоцептивное и вестибулярное?  

Давайте рассмотрим каждое из семи чувств, как описано в книгах «Чувство малыша: понимание сенсорного мира вашего малыша — ключ к счастливому, уравновешенному ребенку», написанных Энн Ричардсон, и «Язык и Готовность к школе», написанная Марти Питерс.

1.

Зрение (зрение)

С помощью зрения мы можем:

  • Интерпретировать информацию, которую мы видим.
  • Узнавать объекты или окружающую среду вокруг нас.
  • Смотрите, куда мы движемся, и перемещайтесь в пространстве.
  • Получать информацию (через глаза) и передавать информацию остальным частям тела, чтобы мы могли реагировать и реагировать на окружающую среду.
  • Развивайте язык и словарный запас, называя то, что мы видим.

Зрение — наименее развитое из чувств при рождении. Младенцы не могут четко сфокусироваться или видеть дальше, чем на 30 см перед собой.

Зрительная стимуляция с самого рождения очень важна для развития этого чувства. Ваш ребенок должен научиться:

  • Как следить за объектами глазами.
  • Чтобы различать цвета.
  • Как заставить глаза работать вместе.
  • Зрительно-моторная координация .
  • Пространственное восприятие – где он находится по отношению к окружающим его вещам.
  • Восприятие глубины – что впереди или близко, что сзади или далеко.

В возрасте от 1 года до 18 месяцев дети имеют такое же зрение, как и взрослые.

Упражнения, например, заставлять ребенка следить за игрушкой глазами, не только укрепят глазные мышцы, но и улучшат его зрительное восприятие — важный навык, необходимый для чтения в дальнейшем.

2.

Слух (слуховой)

Благодаря слуху мы можем:

  • Воспринимать и интерпретировать звуки, которые мы слышим.
  • Определите, откуда исходит звук.
  • Определить расстояние до источника звука.
  • Понимать важность звука (например, автомобиль, мчащийся к вам, когда вы переходите дорогу, в этом контексте является звуком опасности).

Слуховая система лучше развита при рождении, чем зрение. Это потому, что он уже развит к 28 неделе беременности. Звук распространяется по воздуху, который улавливается рецепторами в ухе.

Новорожденные рано узнают голос матери и хорошо слышат высокие звуки.

Слух и умение слушать являются важными навыками в детстве и тесно связаны с обучением. Чем лучше дети умеют слышать и слушать, тем лучше будет их интеллектуальное развитие.

Это потому, что они развили хорошие навыки слухового восприятия . Они также будут менее разочарованы, чем дети, которые не могут учиться так же легко, потому что они не могут хорошо обрабатывать звуки.

3.

Обоняние (обоняние)

Благодаря нашему обонянию, известному как обонятельная система, мы можем:

  • Улавливать приятные и неприятные запахи.
  • Различать запахи.
  • Будьте предупреждены об опасности.

Запахи окружающей среды улавливаются рецепторами (миллиарды крошечных волосковых клеток) в носу.

Обоняние появляется в 14 недель беременности. Он хорошо развит при рождении, но нуждается в дальнейшей стимуляции.

Младенцы узнают своих матерей по запаху еще до того, как увидят их.

Интересно, что обоняние — единственное чувство, связанное с эмоциональным центром мозга. Вот почему вы можете почувствовать запах знакомого шампуня или другого запаха и наполниться воспоминаниями.

Запах также предупреждает нас об опасности. Когда человеку угрожает опасность, он выделяет феромоны. Их могут учуять животные и дети.

4.

Вкус (Вкус)

Через чувство вкуса мы можем:

  • Определите, можно ли есть пищу или нет.
  • Определите и различите четыре основных вкуса – сладкий, кислый, соленый, горький .

Мы воспринимаем вкус через вкусовые рецепторы на нашем языке, которые регистрируют все, что соприкасается с ними. Существуют разные рецепторы для четырех разных вкусов.

Новорожденные рождаются с полным набором вкусовых желез, хотя для полного развития этих желез требуется несколько лет. Они уже могут различать сладкий, кислый, соленый и горький вкусы.

Это чувство тесно связано с обонянием и также развивается в утробе матери в возрасте 28 недель.

Младенцы тянут в рот почти все, чтобы учиться, и это стимулирует чувство вкуса.

5.

Осязание (тактильное)

Через осязание мы можем:

  • Чувствовать боль и удовольствие.
  • Почувствуйте легкое или сильное давление.
  • Чувствовать и понимать окружающий мир.
  • Поймите температуру.
  • Почувствуйте тактильные качества объекта.

Осязание воспринимается через тактильные рецепторы кожи. Он сообщает вашему мозгу о боли, температуре, давлении и движениях в мышцах и сухожилиях.

Осязание — это первое чувство, которое развивается после зачатия. Плод способен реагировать на температурные и болевые раздражители в утробе матери. Он также очень хорошо развит при рождении.

Младенцы нуждаются в постоянном любящем прикосновении, чтобы развиваться и быть здоровыми. Осязание важно для их эмоциональное развитие .

Марике де Витт и Энн Ричардсон согласны с тем, что дети, которые не получают достаточного количества прикосновений, имеют более медленное развитие нервной системы, что приводит к задержке развития.

Младенцы сначала исследуют все посредством прикосновения, и это продолжается в течение нескольких лет. Это один из лучших способов познания окружающего мира.

6.

Равновесие (вестибулярное) 

Вестибулярная система, расположенная во внутреннем ухе, отвечает за чувство равновесия . Это позволяет нам:

  • Поддерживать баланс.
  • Сохраняйте положение головы и тела.
  • Определить направление и скорость движения.
  • Чувствовать, как наши тела перемещаются в пространстве.

Вестибулярное чувство работает с рецепторами во внутреннем ухе, которые чувствуют, когда мы меняем свое положение в пространстве.

Это означает, что мы знаем, в каком направлении мы идем, как быстро мы идем и становимся ли мы быстрее или медленнее. Когда он хорошо развит, нас не тошнит и мы не реагируем плохо на обычное движение.

С помощью вестибулярной системы дети учатся сидеть, ползать, стоять и ходить, изучая чувство гравитации. Позже они будут использовать это понимание, чтобы научиться выполнять более сложные движения, такие как балансирование на бревне.

Детям раннего возраста необходимо много двигаться, чтобы должным образом стимулировать эту систему. Они должны совершать движения, такие как перекатывание, раскачивание, раскачивание и кувыркание.

7.

Осознание тела (проприоцепция)

Определение проприоцепции – это наше чувство осознания тела или положение тела. Чувство проприоцепции позволяет нам:

  • Ощущать усилие, которое мы прилагаем.
  • Определить наше положение в космосе.
  • Контролируем наши руки и ноги.
  • Почувствуйте силу чего-либо или его тяжесть.

Проприорецепторы находятся во всех наших мышцах, суставах, сухожилиях и внутреннем ухе. Они посылают информацию в мозг, чтобы сказать, напряжены ли наши мышцы и суставы или расслаблены, заняты или неподвижны.

Затем ребенок может чувствовать, где находится его тело в пространстве, и знает, как двигаются его конечности. Это необходимо для того, чтобы он мог исследовать свой мир своим телом.

Проприорецепторы также отвечают за регулирование эмоций и за успокоение ребенка – например, крепкими объятиями, когда он расстроен.

Вот некоторые проприоцептивные упражнения для детей.

Что такое сенсорная обработка?

Сенсорная обработка относится к тому, как мозг организует ощущения, которые он получает через органы чувств. Это то, как мозг реагирует на множественные сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов чувств. [источник]

Информация должна быть понята и правильно интерпретирована мозгом, чтобы он мог сообщить телу, как правильно реагировать.

Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию, ребенок может вести себя осмысленно и последовательно.

С самого рождения органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше развивается мозг.

Это означает, что лучший способ развития сенсорной обработки для родителей — стимулировать органы чувств ребенка, чтобы он мог учиться.

Here is a summary of how the brain processes information:

Information is received via the senses

It is sent to the brain to process

The brain сообщает телу, как реагировать

Он хранит информацию о прошлом опыте, которая влияет на то, как он реагирует на будущий опыт

Способности детей к обработке сенсорной информации улучшаются и совершенствуются по мере взросления. Их сенсорные потребности также меняются со временем.

Некоторые дети очень чувствительны к определенным раздражителям, таким как шум, запахи или прикосновения, а другие слабо реагируют на сенсорные раздражители.

Первые известны как сенсорно-защитные , а вторые известны как сенсорно-поисковые .

Сенсорный поиск Дети

Детей, недостаточно реагирующих на сенсорные стимулы, называют сенсорными искателями.

Они получают низкий уровень информации от своих органов чувств о своем опыте, поэтому их мозг не может правильно их обработать. Он не может сказать телу, как реагировать, поэтому ищет дополнительные сенсорные данные.

Дети с сенсорной защитой

Дети с сенсорной защитой чрезмерно чувствительны к раздражителям. У них есть сенсорная чувствительность. Чувства получают большое количество информации, которую мозг не может эффективно обработать, поэтому он переводит тело в режим борьбы или бегства.

Это проявляется как негативное поведение, потому что ребенок не может правильно реагировать. Эти дети даже начинают ожидать, что сенсорные переживания будут отрицательными.

Если ребенок проявляет чувствительность к определенному раздражителю, например, к игре в песочнице, существуют различные способы, с помощью которых вы можете помочь ему постепенно начать подвергаться воздействию этого раздражителя. Например:

  • Проведите время, наблюдая, как другие играют с песком
  • Расскажите о том, что он ожидает от песка или о том, какая у него приятная текстура
  • Сначала носите обувь или фартук, пока ему не станет удобно их снимать
  • Сначала используйте инструменты, чтобы ему не приходилось полностью погружать руки (например, лопату или вилку)
  • Сначала вводите занятие постепенно и на короткое время
  • Похвалите ребенка за попытку поиграть с песком
  • Предложите ребенку выбрать одно из двух занятий и посмотрите, решится ли он на одно из них (например, игры с водой или игры с песком )

Что такое сенсомоторное развитие?

Сенсомоторная функция – это способность организма интегрировать органы чувств и мышечную систему.

Ребенок может собирать воедино информацию, полученную одновременно различными органами чувств (например, то, что он слышит и видит), и реагировать с помощью двигательных навыков (например, уходить с пути движущегося автомобиля).

Нервная система, мышцы и чувства вместе помогают ребенку осознать свой мир и приспособиться к нему.

Что такое развитие сенсорного восприятия?

Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация информации, которая обрабатывается органами чувств. Это значение, которое мозг придает информации, которую он получает от органов чувств.

Мозг использует то, что он узнал ранее, чтобы интерпретировать эту информацию. Другими словами, он использует то, что уже считает верным в отношении мира, чтобы классифицировать то, что он воспринимает [9].0022 источник ].

Восприятие включает два процесса:

  1. Обработка сенсорного ввода
  2. Обработка, основанная на знании или понимании человеком концепций

Существует связь между восприятием и вниманием. По словам Марике де Витт, это важно, потому что сосредоточение внимания на развитии восприятия вашего ребенка приводит к большему вниманию, которое увеличивает их диапазон концентрации .

Все обучение происходит посредством чувственного восприятия . Поэтому жизненно важно, чтобы мозг мог организовывать получаемую информацию, интерпретировать ее, обрабатывать и реагировать соответствующим образом.

Улучшение развития восприятия ребенка

В течение первых нескольких лет жизни развитие восприятия в основном вращается вокруг чувств осязания и движения. По мере того, как ребенок растет и приближается к дошкольному возрасту, происходит постепенный переход к формированию слуховых и зрительных ощущений.

Развитие восприятия является основой, необходимой для любого формального обучения в будущем. Ребенок, который испытывает проблемы с развитием восприятия, будет иметь проблемы и с дальнейшим развитием. Крайне важно, чтобы дети получали раннюю стимуляцию, чтобы развить все эти навыки.

Слуховое восприятие и зрительное восприятие — два навыка, жизненно важных для развития языка и обучения чтению и письму.

Что такое сенсорная игра?

Сенсорные игры — один из лучших способов способствовать сенсорному развитию ребенка.

Сенсорная игра — это любая игра, которая стимулирует органы чувств вашего ребенка:

  • Вкус
  • Сенсорный
  • Прицел
  • Слушание
  • Нюхательный
  • Весы (вестибулярные)
  • Осознание тела (проприоцепция)

Две отличные идеи для сенсорных игр: игра с песком и игра с водой . Это виды деятельности, которыми дети должны заниматься часто. Польза от этой сенсорной деятельности безгранична.

Вот несколько замечательных идей по установке сенсорных станций для стимуляции всех органов чувств.

Как сенсорная игра помогает развитию

Лучший способ развития и улучшения сенсорного развития вашего ребенка — это игра. Через игру дети учатся тому, чему их никто не может научить.

Джоанн Хендрик, автор книги «Общее обучение: программа развития для детей младшего возраста», утверждает, что «для детей младшего возраста игра является жизненной силой обучения».

Сенсорный опыт дает детям возможность учиться, используя свое тело, что является их основным методом обучения в раннем возрасте. Они еще не могут использовать язык для обучения, как дети старшего возраста – в основном слушая, говоря или пишу.

Поэтому ценность обучения на основе опыта так важна для младенцев и детей младшего возраста.

Хендрик утверждает, что «Для маленького ребенка обсуждение и вербальное обучение имеют мало воспитательной силы без реального опыта. Обучение скорее происходит через все сенсорные каналы. Дети должны переживать, исследовать и пробовать вещи, чтобы придать им смысл».

Что такое дисфункция сенсорной интеграции (SID)?

У некоторых детей возникают трудности с обработкой и организацией информации, полученной от органов чувств. Этих детей часто неправильно понимают в классе, так как кажется, что они разыгрывают или не могут сосредоточиться.

Причина нарушения сенсорной интеграции не ясна; однако есть способы помочь ребенку, у которого есть эта трудность.

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из следующих симптомов, рекомендуется, чтобы они были оценены эрготерапевтом, который обучен работе с сенсорной обработкой у детей.

Вот некоторые признаки проблем с сенсорной интеграцией, описанные Энн Ричардсон в ее книге «Чувство малыша: понимание сенсорного мира вашего малыша — ключ к счастливому, уравновешенному ребенку»:

  • Пытается успокоиться
  • Имеет низкий уровень активности
  • Избегает крупной моторики, такой как бег, прыжки, игры и т. д.
  • Выглядит уставшим и упадком сил
  • Имеет высокий уровень активности
  • Движется непрерывно
  • Врезается в предметы и, кажется, не знает своего положения в космосе
  • Не любит, когда к нему прикасаются
  • Избегает таких занятий, как игры в песочнице или с водой
  • Не любит продукты с разной текстурой
  • Ищет прикосновение или громкий звук
  • Чрезмерная чувствительность к звукам, образам и запахам
  • Задержка развития речи
  • Плохая способность спать самостоятельно
  • Пытается играть самостоятельно в течение короткого периода времени
  • Не может сосредоточиться в шумной или занятой обстановке

Дети с такими трудностями получат большую пользу от надлежащего осмотра эрготерапевтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *