Разное

Развитие речи русский язык 3 класс – Конспект урока русского языка “Развитие речи”; 3 класс – Русский язык – Начальные классы

Конспект урока русского языка “Развитие речи”; 3 класс – Русский язык – Начальные классы

Цель: использование приемов технологии развития критического мышления, стимулирующих мыслительную и творческую деятельность учащихся.

Задачи:

  • прививать любовь к родному языку;
  • закреплять знания и умения, полученные на уроках;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
  • развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное  время;
  • расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке;
  • развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
  • повышать общую языковую культуру.

УУД:
Личностные:
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы, контролировать действия партнера. Формулировать собственное мнение и позицию.

Методы урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: карточки с заданиями, словарь русского языка  С. И. Ожегова, компьютер, проектор.

Ход урока
1.    Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.    Самоопределение к деятельности
–  Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу мысли
Л. Успенский
–  Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей)
– На уроках русского языка, мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.Изучать русский язык нелегко, но очень интересно.  Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.

3.Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке развития речи мы говорили о пословицах и поговорках, и к уроку вы готовили пословицы и поговорки о хлебе. Есть ли среди вас ребята, которые, подбирая пословицы и поговорки о хлебе, сделали для себя открытие – нашли такие, которых раньше никогда не слышали?

Класс разбит на группы, заранее выясняю, кто из детей не нашел пословиц и поговорок, выделяю их в отдельную группу (№4). Им даю задание на карточке. Необходимо соединить части пословиц:

  • Глубже пахать —
  • Ешь пироги,
  • Если хлеба ни куска,
  • Хлеб да вода – 
  • Пот на спине,     •    так и хлеб на столе. 
  • молодецкая еда. 
  • больше хлеба жевать. 
  • а хлеб вперёд береги.
  • так и в тереме тоска. 

Дети зачитывают пословицы и поговорки о хлебе, объясняя смысл:

  • Будет хлеб – будет и обед. 
  • Дорог хлеб, когда денег нет. 
  • Не хлебом единым сыт человек.
  • Хлеб — всему голова. 
  • Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.
  • Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска.

К этому времени в группе №4 уже выполнено задание (слайд №1).
Представитель зачитывает полученные пословицы:

  • Глубже пахать — больше хлеба жевать.
  • Ешь пироги, а хлеб вперёд береги. 
  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. 
  • Хлеб да вода – молодецкая еда. 
  • Пот на спине, так и хлеб на столе. (слайд №2)

4. Сообщение темы урока, постановка целей.
Учитель: Сегодня на уроке мы снова будем работать над разделом языкознания, который называется «Лексика».(слайд №3) Вспомните, что мы изучали в этом разделе?

Ответы детей: -словарный состав языка
                            -значение слов
                           -синонимы, антонимы
Учитель: Верно, вот и сегодня мы будем заниматься толкованием слов, вспомним о синонимах и антонимах, будем учиться их подбирать и правильно использовать в речи. Подумайте, какую цель перед собой поставил бы каждый из вас на этом уроке.

Ответы детей: 
-Я хотел бы узнать больше новых слов, чтобы лучше понимать то, что написано в книгах.
– Я хочу потом эти новые слова употреблять в речи.
-Я хочу научиться подбирать синонимы и антонимы к необычным словам.

Учитель: А что значит «к необычным»?
Ученик:  -К словам, которых я еще не знаю.
– Я хочу научиться подбирать синонимы, чтобы заменять те слова, которые не знаю, как писать.
– Я хочу поделиться с кем-нибудь своими знаниями. 
(Цели записываются на доске)
Учитель: -Ну что ж, желаю вам достичь своих целей.

5.  Работа над лексическим значением слова.

Учитель:  –  Мы с вами уже говорили, что у каждого слова есть лексическое значение, а что это такое?
Ученик:  – Это то, что слово означает.
Учитель: – Может ли человек знать лексическое значение всех слов языка? 
Ученик: – Нет.
Учитель: Верно. Чтобы вы в этом убедились, я подготовила несколько отрывков из разных, незнакомых вам, стихотворений А.С. Пушкина. В каждом из этих отрывков встретятся слова, лексическое значение которых вам будет непонятно. Как нужно поступать в такой ситуации?
Ученик: – воспользоваться толковым словарем.
Каждая из групп получает карточку с заданием объяснить смысл слов, значение которых неизвестно детям. 

Перед началом работы каждый отрывок зачитывается, отмечаются слова, значение которых детям неизвестно. Если группа утверждает, что ни одно слово не вызывает трудностей, члены других групп «делают заказ», выбирая слова для толкования.Выбранные слова подчеркиваются.
1.    Задание группы №1
                         ***

Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушить гибельный оплот – 
Где ты, гроза – символ свободы?
Промчись поверх невольных вод…
            (А.С. Пушкин)

2.          Задание группы №2
            ***
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
                                                  (А.С. Пушкин)

3.    Задание группы №3
 ***
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей…
                                                  (А.С. Пушкин)

4.    Задание группы №4
        ***
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной…
                                                  (А.С. Пушкин)  (слайд № 4)

Проверка: дети зачитывают определения выделенных слов, найденных в толковом словаре, затем еще раз читают строки Пушкина. (слайд №5)

6. Работа над синонимами.
Учитель: – В начале нашей работы вы ставили цель научиться подбирать синонимы. А что это такое?
Ученики  дают определение синонимов.

1)    Учитель: – Мы сейчас проведем соревнование между группами. На экране появятся слова, к которым нужно будет подобрать как можно больше синонимов. Победит та группа, у которой список окажется длиннее. (слайд №6 )
Популярный – 
Огромный – 
Азбука – 
Беспокоить – 
Битва – 
При проверке подсчитывается количество правильно подобранных синонимов в каждой группе, выявляется победитель. Все синонимы суммируются и дополняются учителем. 

2)    Учитель: – А теперь вам необходимо из ряда синонимов выбрать наиболее точное слово. (Слайд№7)

Задание группы №1
Цунами – это (колоссальная, гигантская, грандиозная) волна, сметающая все на своем пути.

Задание группы №2
Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает (бой, сражение, баталия, битва)  за Москву.

Задание группы №3
Наконец-то в продажу поступил (известный, распространенный, знаменитый, популярный) журнал.

Задание группы №4
Недавно в нашей школе прошли (сражения, бои, состязания) по легкой атлетике.
Проверка: представители групп зачитывают предложения, объясняя свой выбор. 
(слайд № 8).
Члены остальных групп оценивают точность подобранного слова.

7. Работа над антонимами.
Учитель: На прошлых уроках мы знакомились не только с синонимами, но и с антонимами. Вспомните, что такое «антонимы»?
Ученики дают определение антонимов.

1)    Верно, а теперь посмотрим, какая из групп сумеет больше  подобрать антонимов  к данным словам: (слайд №9)
Великий – 
Великолепный – 
Вертикальный – 
Рассеянный – 
Штиль – 

Проверка проходит аналогично проверке на предыдущем этапе:  подсчитывается количество правильно подобранных антонимов  в каждой группе, выявляется победитель. Все антонимы суммируются и дополняются учителем

2)    Вторая часть работы с антонимами заключается в том, чтобы «собрать предложения, найти в них антонимы. Побеждает группа, выполнившая задание первой.

  • С одной стороны Бердянской косы бушевал шторм,
  • В быту он был ужасно рассеянным,
  • На фоне великолепного дворца, в котором жила принцесса
  • собственный дом показался бедному юноше убогим и даже уродливым.
  • но в ответственные моменты становился сосредоточенным и собранным.
  • зато с другой стороны был полный штиль.

Проверка: представитель группы-победителя зачитывает получившиеся предложения, называя антонимы.

8. Рефлексия
Наш урок заканчивается. Как вы считаете, смогли мы достичь тех целей, которые были нами поставлены?
– Для чего же нужна речь? (Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться  мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить,  развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.)

Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:
«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком».

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

9. Подведение итогов урока.
Дополните предложения:
Человек владеет …(речью).
Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).
Она состоит из … (предложений).
Речь бывает … (устная и письменная).

10. Домашнее задание: вариативное
1) найти и записать 3-4 пословицы о речи и языке;
2) выучить стихотворение о языке


Полный текст материала Конспект урока русского языка “Развитие речи”; 3 класс смотрите в скачиваемом файле
.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Урок русского языка 3 класс “Развитие речи. Составление текста

Тема: Развитие речи: составление текста – описания (сочинение)

Школа:

Дата:

Имя учителя:

КЛАСС: 3

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.1.1.1 определять основные моменты, фиксировать их; отвечать на открытые и закрытые вопросы

3.2.1.1 определять структурные компоненты художественного /нехудожественного текста, учитывая основные моменты

3.3.1.1писать текст–описание репродукций с картин, текст–повествование на заданную тему по наблюдениям

Развитие навыков:

1.1 Понимание содержания информации/сообщения

2.1 Выявление структурных частей текста

3.1 Создание текстов разных типов и стилей

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Составить текст – описание по репродукции картины.

Большинство учащихся смогут:

Рассказать о чувствах, вызывающих после просмотра репродукции картины.

Акцентировать внимание на отдельных частях картины.

Анализировать основные моменты сочинения.

Подбирать слова синонимы, эпитеты при описании объектов природы.

Выяснить правила написания сочинения.

Составить план сочинения.

Описывать картину при составлении текста.

Написать текст по данному началу.

Обсудить написанные сочинения.

Получить рекомендации по улучшению текстов.

Некоторые учащиеся смогут:

Рассказать о пейзаже, авторе картины.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Сочинение, текст, типы текста, текст описательного характера, картина , репродукция, пейзаж, вернисаж, художник, живописец, холст, полотно, природа Казахстана, Боровое, Бурабай, урочище, Кокшетау, озеро Щучье, Жумбактас, метафора, олицетворение, сравнение.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский

Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает картина?

С каким настроением ты наблюдаешь за природой?

О чём надо рассказать, чтобы описать картину?

Какие опорные слова помогают описать природу?

Что находится на переднем, заднем плане картины?

Какие правила нужно соблюдать при написании сочинения?

Какие моменты оказались самыми удачными в сочинениях?

На что нужно обратить внимание, что избежать повторов?

Материал прошедших уроков

Речь. Устная и письменная речь. Требования к речи. Речевой этикет. Язык – средство общения и познания. Языковые явления. Сопоставление произношения и написания слов. Предложение. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Текст. Типы текста.

План

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

Создание положительного эмоционального настроя.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо идти с друзьями? (шагают) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо кружиться в танце? (кружатся) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

– Что называется вернисажем? Какой природный вернисаж можно увидеть в Казахстане.

Верниса́ж (фр. vernissage, буквально – «покрытие лаком») – открытие в торжественной обстановке художественной выставки, на которой присутствуют специально приглашённые лица, выставка картин. 

(К, Д) Показ видео о разнообразии природы Казахстана «Красивые места Казахстана».

https://www.youtube.com/watch?v=k8eYuIhDXfo

Работа над лексической темой урока.

(К) Развитие речи. Рассматривание репродукции картины Есенгали Садырбаева.

Биографическая справка. Есенгали́ Садырба́ев (каз. Есенғали Садырбаев) – современный казахстанский художник, член Союза Художников Республики Казахстан. Родился  в Казахстане, в Алматинской обл., Саркандском районе. После окончания Алматинского ХудожественногоУчилища им. Н.В.Гоголя  работал в ТОО« Казмузейреставрация», затем, после службы в армии поступил  в Казахский Государственный Педагогический Университет им. Абая на художественно–графический факультет.

Работая в «Казмузейреставрация» по специальности «художник–реставратор», получил большой профессиональный, практический и научный опыт. Участвуя в реставрации и создания исторических, этнографических, мемориальных, краеведческих музеев, глубоко изучил историю, а также природные ландшафты Казахстана, что стало определяющим в творчестве художника.

(К) Подготовка к сочинению. Рассматривание отдельных частей картины. Предположения детей о возможных частях текста по фрагментам.

(И) Чтение текста – описания про природу «Бурабая». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение типа текста, нахождение опорных слов, выделение в тексте описания природы. Дети рассказывают, что художник изобразил на переднем, заднем плане.

(П) Выяснение с детьми, как избежать повторов в сочинении. Подбор синонимов.

Художник, живописец.

Изобразил, нарисовал, написал.

На холсте, на картине, на полотне.

(К, Г) Исследовательская деятельность Дети подбирают эпитеты, для описание объектов природы к существительным: сосны, берёзы, небо, горы, озеро, природа, настроение.

Сайт художника

http://esengaliart.kz/

Учебник

(Д,К) Динамическая пауза

Физкульминутка «Беличья зарядка».

В лесной глуши на елке 
Жили–были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужилиИ с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам).
За уши лапками хватались
И вправо–влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте).

Работа в тетради «Что я знаю и умею». Оценка уровня усвоения навыка по теме.

Работа по развитию орфографической зоркости, обращается внимание детей на написание словарных слов.

Тетрадь

«Что я знаю и умею

(Г) Чтение детьми советов по составлению сочинения, обсуждение возможных вариантов сочинения по данному началу.

Учебник

(И) Написание сочинения. По возможности можно провести этот урок в сочетании с уроком литературного чтения, чтобы у детей было достаточно времени для записи на черновике.

(Д, К) Пальчиковая гимнастика

1. Ладони на столе (на счет «раз–два» пальцы врозь–вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).

3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз–два–три–четыре–пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

http://logoportal.ru/kompleksyi–palchikovoy–gimnastiki/.html

Итог урока. Рефлексия.

Зачитывание получившихся сочинений. Рекомендации учителя и одноклассников после прочтения.

Чтобы составить текст – описание по картине, нужно … .

Приём критического мышления «Пейзаж».  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

https://infourok.ru/kopilka_primerov_refleksii_na_urokah–179969.htm

Дополнительная информация

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные связи

Мотивированные дети могут рассказать о пейзаже – жанре изобразительного искусства, авторе картины – дать дополнительное задание подготовить сообщение или презентацию или на основе информации, подобранной учителем.

Формативное оценивание

– Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради «Что я знаю и умею».

– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

– Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

– Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

– литература

– физическая культура

– самопознание

– познание мира

– музыка

– изо

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы
по уроку:

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?

Какие два момента улучшили урок?

Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?

infourok.ru

Тренировочные задания по развитию речи для учащихся 3 класса.

Тренировочные задания по развитию речи для учащихся 3 класса.

Составьте текст по вопросам ( 2 – 3 предложения на каждый вопрос ).

Прогулка в лес.

  1. Куда пошли ребята с корзинами?

  2. Что они делали в лесу?

  3. Где ребята отдыхали?

  4. Когда и с чем они вернулись домой?

Составьте текст по вопросам ( 2 – 3 предложения на каждый вопрос).

Осень.

  1. Какое время года наступило?

  2. Как изменился воздух?

  3. Где потемнела вода?

  4. Какая листва облетает с деревьев?

  5. Что делают птицы?

Составьте текст по вопросам ( 2 – 3 предложения на каждый вопрос ).

Моя мама.

  1. Как зовут твою маму? Какая она?

  2. Где мама работает?

  3. Чем вы любите заниматься с мамой в свободное время?

  4. Как ты помогаешь маме?

Составьте текст по вопросам( 2 – 3 предложения на каждый вопрос).

Самая интересная книга.

  1. Как называется самая интересная книга, которую ты прочитал?

  2. О чём эта книга?

  3. Чем эта книга тебе понравилась? Чему книга научила?

Составьте текст по вопросам (2-3 предложения на каждый вопрос).

Правила пешехода.

  1. Где нужно переходить улицу?

  2. При каком свете светофора можно переходить улицу?

  3. Где нельзя играть?

  4. Каким надо быть на улице?

Составьте текст по вопросам (2 -3 предложения на каждый вопрос).

В саду.

  1. Какие деревья растут в саду?

  2. Когда особенно красив сад? Почему?

  3. Когда снимают с деревьев плоды? Кто охраняет сад от вредных насекомых?

  4. Как надо заботиться о птицах?

Составьте текст по вопросам (2-3 предложения на каждый вопрос).

Мои интересы.

  1. С кем ты дружишь? Что нравится тебе в твоём друге?

  2. К кому ты ходишь в гости?

  3. Чем ты любишь заниматься?

  4. Нравится ли тебе ходить в библиотеку?

  5. О чём ты мечтаешь?

Составь рассказ по началу.

Спас друга.

Алеша и Саша шли домой. Они спустились к реке. Саша побежал вперед. Вдруг хрупкий лед треснул…

Составь рассказ по началу.

В лесу.

Дети идут по тропинке. Вот с дерева спрыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы…

Допиши рассказ.

Нарядная елочка.

Вечером внесли в комнату красивую пушистую елку. Мама принесла коробку с игрушками…

Допиши рассказ по началу.

На кормушке.

Стоял тихий солнечный денек. Ребята положили корм в птичью кормушку. Потом тихонько отошли, спрятались за деревом и стали глядеть…

Составь рассказ по данному началу.

В детском мире.

Шли по улице два друга – Витя и Саша. Они остановились у витрины магазина игрушек. Мальчики засмотрелись.

Продолжи рассказ по данному началу.

На рыбалке.

Однажды летом мы с братом пошли на рыбалку. На берегу реки мы нашли удобное место и начали ловить рыбу. Рыба долго не клевала. Вдруг…

Продолжи рассказ по данному началу.

Подарок.

Мне подарили собачку. Она была добрая и ласковая…

Продолжи рассказ по данному началу.

Однажды летом.

Этом летом Витя с мамой отдыхали у моря. Он любил плавать в теплой ласковой воде, а потом забираться в горы. Однажды…

Составь рассказ, используя данные слова.

Игра.

После школы, во дворе, прятки, водил, быстро нашел, долго искал, интересная игра…

Составь рассказ, используя данные слова.

Зимой.

Пришла, пушистый снег, солнечный день, идут в парк, весело катались. На рыбалке.

Составь рассказ, используя данные слова.

Раннее утро, луг, камыш, лодка, ерш, щука, дождь, дрожь, сторож, уха.

Составь рассказ, используя данные слова.

Снеговик.

Мокрые снежинки, играли во дворе, лепили снеговика, морковка, прутики, ведро, не любит тепло, мечтает о вьюге.

Составь рассказ, используя данные слова.

День рождения.

Исполнилось, гости, накрыть стол, вкусный торт, красивые цветы, друзья, подарки, весело играли.

Составь рассказ, используя данные слова.

Весной на реке.

Светит, треснул, поплыли, кружатся, сталкиваются, ломаются.

Составь рассказ, используя данные слова.

Моя кошка.

Кошка, мягкая шерстка, лапки, длинные усы, острые когти, играть,

молоко.

Расположите части так, чтобы получился связный рассказ.

Птичья столовая.

Я и мой друг Шура очень любим птиц. Зимой птицы голодают. Их очень жалко.

Мы сделали кормушки и насыпали туда семян. Птицы подлетают и охотно клюют.

Около нашего дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут там пищу.

Мы решили сделать для них кормушки.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Дятел.

Воздух был удивительно чист.

Головка и спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.

Вижу: на одном из деревьев дятел пристроился.

Выпал первый снег.

Па чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.

Земля, ветки кустов, деревья – всё белое и пушистое.

Шёл я по лесу в эту пору.

Какой он нарядный!

Расположите части так, чтобы получился связный текст.

Цапля.

Ноги у цапли высокие, шея длинная. Вытянется, жёлтым глазом поведёт – сразу всё увидит.

Залетела осенью на речку цапля. Я решил посмотреть её. Да только время зря потерял.

Чувствую какой – то шорох, то ли ветерок, то ли птичьи крылья. Смотрю, а цапли нет.

Днём нельзя, стал я ночью счастья пытать. Крадусь по песку чуть слышно.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Первый снег.

Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу.

Пришла зима.

Лес весь пушистый и белый.

Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег и закопались в нём.

Первые снежинки закружились в воздухе.

Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно.

Хорошо там!

Составь связный текст из данных предложений.

Совёнок.

В лесу мы нашли гнездо.

Мы пожалели о своём поступке.

Она защищала птенца.

Там был совёнок.

Сова налетела на нас.

Совёнок не умел летать.

Витя посадил совёнка на дерево.

Мы взяли совёнка из гнезда.

Птенец громко пищал.

Расположите части так, чтобы получился связный текст.

Озеро.

Живут в озере караси – и озеро Карасёвое. А если щуки – то Щучье.

Всё отражается в синей воде. На берегу лягушки сидят.

У каждого своё дело.

А это озеро называется Синеньким. Цвет воды в нём синий.

На воде кувшинка нежится. На сосне дятел долбит шишку.

Расположите части так, чтобы получился связный рассказ.

Ростки.

Как – то ночью он услышал возле себя шорох. На земле шевелились сухие еловые хвоинки. Утром снег заметил, что из земли проклюнулись слабенькие тонкие ростки.

Снег лежал под еловыми лапами. Солнечный луч не проникал сквозь них. Снег съёжился, лежал тихо.

Ростки долго отдыхали. Затем они расправились. Это была молоденькая травка.

infourok.ru

Урок по русскому языку (развитие речи) 3 класс

Русский язык (Развитие речи) -3 класс

Тема: Учимся озаглавливать текст.

Цель: 1.Умение озаглавливать текст

2. Развитие творческих способностей у детей.

3. Умение ставить ударение в трудных словах.

4. Развитие орфографической зоркости

1. Внимание! Орг. момент.

Проверь дружок

Готов ли ты

Начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

2. Что такое заголовок? (название, заглавие)

Заголовок – название текста. (Звучит музыка, идёт весна и читает стихотворение).

Дан текст: «Когда наступает весна» (По В.Бианки) «Три победы – три весны» С каждым днём солнце выше поднимается на небе. Лучи его прямо падают на землю и разят снег.

1. Первая победа – весна полевая.

Первая победа – весна полевая. На полях показались первые проталины, освободилась первая земля. В своей берлоге проснулся медведь. Прилетели грачи, скворцы и полевые жаворонки. Грачи вытаскивают из земли червей и личинок. Скворцы ловят насекомых. Жаворонки собирают в поле зерно.

Опорные слова:

первая победа, весна полевая, первые проталины, первая земля, прилетели грачи.

2. Вторая победа – весна речная.

Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов утки, гуси, лебеди, чайки.

Скоро реки выйдут из своих берегов, затопят долины. Начнётся паводок. весенний разлив. Напоит вода землю.

Опорные слова:

вторая победа, весна речная, реки выйдут из берегов, начнётся паводок, весенний разлив.

3. Третья победа – весна лесная.

За ней наступит лето. Закукует кукушка. Лес закутается (оденется) зелёным туманом. Прилетят ласточки. Белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется, и соловей запоёт.

Опорные слова:

третья победа, весна лесная, закутается зелёным туманом.

-А как бы вы озаглавили весь текст ? ( Три победы – три весны)

-Каждый ряд запишет свою часть.

-Заголовок – точку не ставим.

-Какая часть речи помогла почувствовать приближение, наступление весны?

-2008 год – Год семьи и добрых дел.

3. Творчество детей – проба пера «Допиши стихотворение»

Урок начала с четверостишия. С приходом весны просыпаются звери. Медведь просыпается в своей берлоге, и у медведицы рождаются медвежата. Чем питается медведь? Все мы знаем, что медведь любит мёд.

-Ребята моего класса (вместе с родителями) любят писать стихи. Мы хотим представить вашему вниманию несколько стихов, написанных на определённую тему. А заголовок должны придумать вы.

Две строчки стихотворения записаны у нас в учебнике, а продолжение придумали дети.

«Медведь сладкоежка»

1. Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался

Он думал там живут,

Но видно обознался.

И меду не было в дупле

И пчел не видно было

Там был лишь старый

Белкин дом

Давно покинутый притом. Титушин Ваня

2. Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался

Хотел медку отведать плут

Но с дерева сорвался. Максимов Никита

3. Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался

Не знал бедняга в тот момент

На что он нарывался

В дупле немало было пчел

Они не ждали гостя

И мед, накопленный с трудом,

Не отдадут так просто. Обухов Дима

4. Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался

Просунул лапу он в дупло

Медка вкусить собрался.

Вдруг зажужжало все в дупле

Поднялся рой пчелиный

И побежал медведь к реке

Дорогою не длинной.

Он захотел поесть медка

А получил под зад пинка. Андреев Роман

5. Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался

Тихонько он в тиши ночной

Медку поесть собрался.

Но пчелы, вдруг, услышав гром

Ужалили мишутку

С сосны свалился кувырком

Ушибся не на шутку. Черёмушкина Наташа

6. Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался

Пока дремал пчелиный рой

Поужинать собрался

В дупло он лапу запустил

Чуть злющих пчел не разбудил

Они, как могут, стерегут,

Свой эликсир в домишке,

Бочонок меда не дадут

Хитрющему плутишке!

Но мишка очень любит мед

Назад голодным не уйдет! Чиркова Таня

7. Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался

Увидев он пчелиный рой,

Немножко испугался.

Жужжит в дупле пчелиный рой

Топтыгин хочет меду

Но пчелы поняли его

И не дают прохода.

Крутился мишка целый час

Туда-сюда вертелся,

Но сук сломался, наконец,

И мишенька «наелся» Обломова Алёна

-Что помогает понять заголовок ? (О чем говорится в тексте)

4. Физкультминутка.

5. Интерактивный диктант.

Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…

Орфоэпический диктант

Укажите место ударения в выделенных словах, выбирая тот вариант, в котором ударная гласная верно обозначена прописной (большой) буквой.

Снег валит с самого утра.

Закрой жалюзи поплотнее.

Когда освободится, он сам тебе позвонит.

Позвонят ли они – это ещё вопрос.

Лекция вот-вот должна начаться, простите, она уже началась.

Они балуют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются балованные.

Отчет за первый квартал.

Съешь-ка кусочек торта.

Куда ни посмотришь – везде торты, торты, торты.

Не знаешь, где взять банты на праздник для сестры?

Где у вас мусоропровод?

Пусть будет по-вашему, вы правы.

Проверка на интерактивной доске – оценивание.

6. Вывод.

Весна раздаёт всем подарки, окутывает зеленью, всё вокруг расцветает, оживает.

На столе у всех 3 листочка. Кто получил 5 – зелёный листок.

Кто получил 4 – синий листок.

Кто получил 3 – красный листок.

Поднять цвета. Весна уходит под музыку, а дальше приходит лето, все машут весне.

(Редактирование стихов делала сама, ведь среди детей есть таланты, но им не хватает опыта, а родители у меня молодцы, среди них есть и мои ученики, которые неплохо пишут стихи)

infourok.ru

Урок развития речи(3 класс)

Тема: Развитие речи. Работа с деформированным текстом

Цель: Конструирование предложений из слов, текста из предложений.

Задачи: Развивать речь на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении. Расширять кругозор учащихся, активность словарного запаса. Воспитывать истинную доброту, любовь к природе.

А также: формировать умения работать в группе, уважительное отношение к иному мнению – готовность признавать возможность существования разных точек зрения, понимания того, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения, аргументируя ее; развивать вариативность сознания, умения анализировать, обобщать информацию.

Оборудование: презентация к уроку, карточка для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент. (фрагмент песни «Дорогою добра»)

  2. Целеполагание.

(на доске): Урок развития речи. Работа с деформированным текстом.

-Перед вами ребус. Отгадайте, что за слово зашифровано? Подберите однокоренные слова.

– Какого человека можно назвать добрым? Добрый тот, кто любит людей. Добрый тот, кто помогает другим, любит природу. А как вы думаете, для чего нужно быть добрым? Если каждый человек будет стремиться стать лучше, не будет ссор, войн. Добро – это основа жизни. Если будет доброта, то не будет зла. Если не будет зла, то будет мир на Земле. Быть добрым – это значит помогать друг другу и природе. А кто должен сделать мир добрее? Мы, люди! В каждом из нас есть доброта.

– А как вы думаете, зачем я ввела в урок это слово? Как оно может быть связано с нашим уроком? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?

  1. Актуализация знаний.

-Но, прежде чем мы займёмся работой с главным текстом нашего урока, я предлагаю провести речевую разминку.

(повторить понятия: синонимы, антонимы, текст, тема текста, идея, главная мысль)

Из двух вариантов выберите тот, на котором текст. Докажите.

1.Наступила зима. У Ани живёт маленький щенок. Утром я завтракаю и иду в школу.

2. В нашем дворе много зимующих птиц. Птицы ищут корм на деревьях, под деревьями. Птицы прилетают на кормушки, созданные руками школьников. Интересно наблюдать за птицами в кормушке.

-В тексте допущены грубые речевые ошибки. Какие? (Повтор одинаковых слов «птицы» в соседних предложениях). Исправьте ошибки, заменив слово «птицы» местоимениями или другими словами, где необходимо. Для чего мы выполняли данное задание?

-Подберите синонимы к словам ловушка, навестил, стреляют, размышлял.

-Подберите антонимы к словам доброе, мудрец, огорчённый, плохо.

Даны слова: король, спасал, больной, кормил, птенец

-Чем похожи слова? Найдите общее в них.

(это самостоятельные части речи, в единственном числе, в мужском роде, ударение на 2 слог, 2 слога, начинаются на согласный звук, орфограмма безударный гласный)

Составление предложения.

– Используя эти слова, меняя форму, (можно добавить 1-2 своих слова), составьте предложение. Какое более удачное на ваш взгляд? (используя слова: спас, накормил)

  1. Работа по теме урока. Групповая работа.

Реальность или вымысел?

– Речь в данном предложении идет о реальном событии или это предложение из сказки? Докажите свою точку зрения.

– А в некоторых странах и в наше время правят короли. Например, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция.

Тема нашего урока – работа с деформированным текстом. Творить сегодня будем в группах. Поэтому сначала вспомним «Правила работы в группе»

  • Работать дружно, не ссориться, каждый имеет право на ответ.

  • Работать тихо, не мешая другим группам.

  • Уважительно слушать другие группы, не перебивая отвечающего.

  • Все дополнения только после полного ответа группы.

Составление предложений.

– А теперь каждая группа получает свои слова, из которых надо составить 1 предложение.

Работа с карточками (приклеить слова в правильном порядке)

1) принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть.

2) и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько.

3) это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и

4) и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал.

5) мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят.

6) что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он.

7) комнаты, голубями, вскоре, синицами, дворцовые, наполнились, чижами .

-Вы внимательно слушаете предложение группы и даёте словесную оценку, высказываете своё мнение.

Проверка: группы приклеивают своё предложение на доску, зачитывают.

Физминутка

Составление текста. Работа на карточке. Групповая работа.

– А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст (сначала каждый индивидуально, затем в группе).

______ Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:

______ Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Строю текст на доске, а группы у себя на листах исправляют и приходят к единому мнению.

Работа над структурой текста

– Определите тип текста. Докажите.

– Из каких частей состоит текст- повествование? (вступление, основная часть, заключение)

– Проанализируйте структуру нашего текста. Все ли как нужно? (нет вступления и заключения)

– Выберите начало для нашей сказки из предложенных:

1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.

2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.

Обсуждение вариантов. Доказательство.

Конец сказки.

– Оцените действия короля. Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю.

– Что бы вы предложили королю?

– Больше вреда или пользы природе принес поступок короля? Используйте в своих ответах следующие обороты: Мне кажется, … Я (не) согласен … Я хочу добавить…

– Я даю вам время, чтобы вы придумали и записали концовку сказки. (на отдельном листе)

– Зачитайте, что у вас получилось. Чем закончилась ваша сказка?

Чтение концовки сказки из оригинала

Король повторил:

– У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.

– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался Мудрец.

–Каких птенцов? – спросил король.

– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

–Об этом я не думал, – признался король.

Тогда Мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот птиц, но погубили в пятьсот раз больше.

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный король.

На это Мудрец заметил: «И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше».

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка?

– А теперь придумайте свой заголовок. (Китайская сказка «Добро без ума»)

Физминутка

5. Работа в тетрадях.

Запись в тетради заголовка.

Вспомнить правила написания предложений в тексте (Красная строка, начало и конец предложения…)

Вспомнить орфограммы и правило безошибочного письма (списывание с двойным проговариванием)

Запись текста. (фон – спокойная музыка)

– Спишите текст в тетрадь, выделяя орфограммы зеленым цветом.

6. Домашнее задание.

Задания по выбору:

– Выберите любые 2 задания из предложенных, которые вы выполните дома.

1) Выделить основы предложений, выписать словосочетания.

2) Определить склонение имен существительных, выделить окончание, определить склонение, падеж.

3) Определить у имен прилагательных число, род и падеж.

4) Выполнить разбор существительного как часть речи.

5) Выполнить звукобуквенный разбор любых 2 слов.

7. Подведение итогов.

-Как вы думаете, ребята, зачем я вам подобрала именно эту сказку?

-Что нового вы узнали на этом уроке? Что повторили для себя?

Работа со шкалой.

– Оцените свое личное участие в группе. Оцените работу группы. Оцените, удалось и насколько, выполнить общее дело?

– Перед уроком мы делились с вами на группы по высказываниям о добре. Как вы думаете, какое высказывание олицетворяет главную мысль сказки. Можно ли её назвать притчей? Почему?

Мудрость урока:

И добро худом бывает.

Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай.

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Вначале хорошо подумай, потом сделай доброе дело.

Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.

-Кто хочет положить какую-либо пословицу в свой «багаж ценностей»?

Приложение

Карточка 1

1) принесёт, живую, во, дворец, кто, птицу, тот, риса, получит, горсть.

2) и тут, удивился, ему, мудрец, короля, зачем, навестил, и, птиц, столько.

3) это, наставили, услышали, множество, в лесу, мальчишки, ловушек, и

4) и король, объявление, долго, такое, размышлял, придумал.

5) мне, не стреляют, их, а это, больше, живыми, мальчишки, птиц, приносят.

6) что, стреляют, узнал, мальчишки, как-то раз, птиц, он.

7) комнаты, голубями, вскоре, синицами, дворцовые, наполнились, чижами .

Карточка 2

______ – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:

______ – Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Сказка

В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление: – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. – Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

Король повторил:

– У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.

– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил король.

– Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный король.

На это мудрец ответил:

– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо.

www.metod-kopilka.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Развитие речи в 3 классе.

Развитие речи  в 3-м классе. Сочинение—описание.

Цель урока: развитие связной речи учащихся.

Задачи:

1) Систематизировать знания учащихся о тексте, типах текста, учить отличать текст – описание от других текстов, составлять описание.

2) Создать условия для развития логического мышления, умений правильно употреблять слова, составлять предложения, связно выражать свои мысли, для развития творческого воображения.

3) Способствовать воспитанию интереса к природе, создавать условия для работы в парах, в группах.

Оборудование: карточки с различными типами текстов, опорными словами, опорные таблицы, иллюстрации животных, растений.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент, постановка задач урока.

– Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться составлять текст – описание, отличать текст – описание от других текстов.

II. Работа по теме урока.

Фронтальная работа

– Как вы думаете, какие знания о тексте нам пригодятся?

– Что такое текст?

– Прочитайте таблицу

Работа с опорной таблицей

Текст – несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

– Что еще знаете о тексте?

Обсуждение в группах

– Какой текст является текстом – описанием?

Вывод

– Тексты – описания могут описывать какой – то предмет или явление

Работа с опорной таблицей

Тексты – описания описывают животных, растения, природу, людей.

– Прочитайте. Какой текст является описанием?

Работа в парах

– У вас на столе лежат тексты, прочитайте их, найдите тексты – описания.

(карточки в приложении)

– Следующий вопрос, который мы должны выяснить: из каких частей состоит текст – описание?

Работа в группах по вариантам

– Прочитайте тексты.

– Какие особенности внешнего вида даны в тексте?

– Какие особенности характера или образа жизни отмечены?

– Как проявляется личное отношение автора к предмету?

Работа с иллюстрациями

– Можно ли узнать предмет по описанию?

– Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши слова.

Носорог

 Дятел

 Гиппопотам

 Гусиный лук

 Мать – и – мачеха

 Тетерев

Коллективное составление плана

– Какие части включает в себя сочинение – описание?

1. Описание внешнего вида.

2. Особенности характера, повадки, образ жизни.

3. Личное отношение автора.

Составление сочинения-описания

– Попробуем все вместе описать животное, известное вам.

– Послушайте загадку:

Хозяин лесной

 Просыпается весной,

 А зимой под вьюжный вой

 Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Работа в группах

– Составляем текст – описание, опираясь на план.

Анализ работ

– Заслушиваем описание, оцениваем точность, красочность, эмоциональность, соответствие плану.

Словарная работа

– Слова какой части речи помогли нам описать медведя?

– Прочитайте слова на карточках, подумайте, какие буквы нужно вставить, если можно, проверьте орфограмму:

л…хматый

 …громный

 мал…нький

 к…ричневая

 ч…рные

 дли…ые

 ко…ти

 лак…мка

– Какие еще трудные слова встретились?

Самостоятельная работа

– А сейчас попробуем самостоятельно написать сочинение.

– Предлагаю на выбор три варианта:

* Описание медведя.

 * Описание любого животного на предложенных иллюстрациях.

 * Описание любого предмета по личным впечатлениям.

Проверка работы

– Заслушиваем сочинения.

– Удалось ли описание?

– Соответствует ли текст плану?

– Что хотели бы посоветовать автору?

III. Подведение итогов урока.

– Чему учились на уроке?

– Чем отличается текст-описание от повествования?

– Из каких частей состоит текст – описание?

– Кто справился с задачами урока?

– Кому было трудно?

Рефлексия

– Кому понравилось работать на уроке?

– Что было интересного на уроке?

– Получилась ли работа в парах, в группах?

– У кого было хорошее настроение на уроке?

– Кто смог проявить свое творчество?

– Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка 1

Еж

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в мисочке. А потом ребята другим чем – то занялись, зазевались – ежик и удрал обратно в лес.

Карточка 2

Сова

У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днем спит.

Карточка 3

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистеньким и глядел вверх.

Карточка 4

Береза

Белая береза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Точно серебром.  

На пушистых ветках

 Снежною каймой

 Распустились кисти

 Белой бахромой.

Карточка 5

Лягушонок и головастик

Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега.

Карточка 6

Заяц

Шуба у зайки теплая – теплая, белая – белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Карточка 7

Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека был слышен ее запах.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 КЛАСС ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ  3 КЛАСС

ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».                                        Устное сочинение.

 Цель: Составить устный рассказ по картине

Задачи:

-формировать умение устно описывать  живописный портрет, пользоваться планом для устного рассказа;

-привлекать свой личный опыт ребенка для обострения живописного образа;

-развивать исследовательский интерес к живописному произведению;

-слушать музыкальные произведения и сопоставлять их по характеру с живописным произведением

 Методы и приемы: проблемно-репродуктивный метод, беседа, самостоятельная работа с учебником.

 Планируемые результаты:

– учащиеся составят  устный рассказ по картине с опорой на план.

Оборудование: Учебник русского языка 2 ч., литературного чтения, лупа, ЭФУ

ХОД УРОКА

  1. Орг.  момент

Учитель: У нас сегодня урок развития речи. Работа с картиной. Что нам понадобится на уроке?

 Учащиеся:Учебник русского языка 2 ч., учебник литературного чтения, лупа.

Проверьте, все ли у вас лежит на столах. Итак, мы начинаем

  1. Тема, цели урока

Тема сегодняшнего урока: « Работа с картиной. Устное сочинение. Найдите тему по содержанию учебника , откройте нужную страницу и переклейте закладку.

Как вы считаете, какие цели мы перед собой поставим?

-Мы рассмотрим картину, устно составим рассказ по картине

Посмотрите на условные обозначения к этой теме в учебнике и предположите, что еще будем делать?

Мы послушаем музыкальные произведения.

  1. Рассматривание картины

Прочитайте требование упражнения № 21, найдите картину, положите учебники так, чтобы перед глазами у вас была картина и  страница с вопросами.
Дети рассматривают картину с лупой.

4.Анализ картины по вопросам учебника

Как ты думаешь,  что это за имя « Мика»?

Дети высказывают свои предположения.

А уточнить наши предположения мы можем на с 48 учебника

Дети читают нужный абзац самостоятельно.

Можем ли мы теперь  точно сказать, что это за имя?

 Мика – уменьшительно ласкательное имя от имени Михаил.

Подходит ли имя мальчику?

Да, потому что мальчик еще маленький, его называют ласково.

Сколько, на ваш взгляд, мальчику лет?

( предположения детей от 4 до 6 лет)

Какие детали помогли вам определить возраст мальчика?

(Большое кресло, которое покрыто цветастыми подушками, чтобы мальчику было удобно)

 Можно ли по внешним деталям( по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток? Художник пишет Мику   утром? Днем? Вечером?

( Мнения учащихся:  Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны. Это может быть утром, или перед сном)

Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, что он может в любой момент спрыгнуть и  куда-то побежать?

Мальчик сидит на краешке кресла. Кажется, что он вот-вот спрыгнет и побежит. Руки его лежат на подлокотниках так, что создается впечатление, что мальчик  вот-вот встанет……

Что можно сказать о характере Мальчика, если судить по его позе и  внешнему виду:  он резвый или спокойный?

Мальчик резвый. Это видно по его позе и растрепанным волосам.

Ног мальчика не видно. Как вы думаете, Мика босой, в носочках или в тапочках?

(Мнения учащихся: Мальчик резвый, шустрый, скорее всего он сидит без тапочек)

Рассмотрите внимательно лицо мальчика( работа с лупой) Что можно сказать о характере мальчика по выражению его лица? Он бойкий и смышленый или тихий и нерешительный?

Мальчик бойкий и смышленый, т.к. у него горят глаза, на щеках румянец.

Он любознательный и впечатлительный, или он не знает, как себя занять?

Он любознательный и впечатлительны, т.к.взгляд у него внимательный и серьезный, рот полуоткрыт)

Как вы думаете, если Мике читать сказку,           он будет ее внимательно слушать или нет?

( варианты учащихся)

Мика способен сосредоточенно слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться?

При том, что мальчик резвый, Мика будет сосредоточенно слушать, если ему будет интересно.

5.Слушание музыкальных произведений.

Учитель читает интригу в учебнике: Анишит Йокоповна предложила послушать две пьесы из « Детского альбома» П.И. Чайковского :  « Игра в лошадки», « Мама»

( дети слушают одну из пьес)

Как вы думаете, как называлась эта пьеса?

Игра в лошадки.

 Почему вы так решили? Что можно представить, слушая эту музыку?

( варианты детей)

Какая по характеру эта пьеса?

Резвая, веселая, задорная, бойкая, живая, энергичная.

 Похожа ли эта мелодия по характеру на мальчика Мику?

( варианты детей)

Послушайте вторую пьесу. Вы , конечно, догадались, что сейчас прозвучала пьеса…….

 Какая по характеру эта музыка?

 Нежная, ласковая, спокойная…..

 Почему, рассматривая портрет Мики Морозова, мы послушали пьесу « Мама»?

Мика живет в атмосфере любви, заботы, ласки

Помните ли вы себя в возрасте Мики? Этот мальчик похож на вас в раннем детстве?

( Высказывания учащихся)

6.Работа над сочинением

 Прочитайте последнее требование на с. 48.

Что вы должны будете сделать?

Давайте прочитаем план ( 1 человек читает, все следят)

А сейчас вы будете работать в парах. Договоритесь, кто  сначала будет задавать вопросы на голубом фоне, а кто отвечать. Затем поменяйтесь ролями.

А) Дети работают в парах.

Б) Попробуйте рассказать о Мике Морозове по плану( 1 человек рассказывает с места)

В)А теперь представим, что мы в музее и нам надо провести экскурсию: рассказать о картине « Портрет Мики Морозова»

1 человек рассказывает и показывает у доски

7. Рефлексия

Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Каких целей нам удалось достичь?

8. Д/З

Предположите, что нужно будет сделать дома?

Составить устный рассказ по картине.

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *