Разное

Развитие речи картинка для детей: Картинки по развитию речи для дошкольников и школьников

Содержание

Игры для развития речи ребенка, распечатать картинки

Содержание

  1. Как стимулировать развитие речи малыша?
  2. Простые игры для развития речи
  3. Игры с кубиками для развития речи
  4. Игры для развития слухового внимания
  5. Игра «Чья музыка слышится?»
  6. Игра «Где игрушка?»
  7. «Отгадай, где хлопают»
  8. «Что я делаю?»
  9. Найди и покажи
  10. Распечатать логопедическое лото
  11. Пластилиновые игры
  12. Чистоговорки
  13. Семантика
  14. Рассказ по картинкам
  15. Что неправильно?
  16. Игра Кошки
  17. Распечатать картинки для составления рассказа

Игры для развития речи: стимулирующие  словесные игры, игры для мелкомоторного развития, развивающие задания, визуальные игры для развития речи.

Речь – это средство общения между людьми. Речь – это всего лишь одна из форм языка, в которой сформулированные звуки и слова используются для передачи мыслей и чувств.

Когда мы говорим о развитии речи малыша, важно понимание, что ключевым фактором стимулирования развития речи является живое общение. Исследования, которые проводились в последние годы подчеркивают важность того, как мы общаемся с ребенком.

Это не вопрос использования длинных, сложных слов или раздачи развивающих карточек. Цель состоит в том, чтобы создать ситуации настоящего разговора с ребенком. Разговаривать с дошкольником таким образом, чтобы роли говорящих и слушателей менялись.

Далее предлагаю варианты для организации развивающей игры с вашим ребенком.

Как стимулировать развитие речи малыша?

Самый простой ответ будет – через «живое» слово. Поговорите, опишите детям, что вы делаете с самого раннего возраста и даже во время приготовления обеда. Ребенок любит слушать голос. Читать книги, разглядывать виммельбухи, обсуждать любую информацию, играть, прыгать, бегать, рисовать.

Также основой развития речи являются развитые двигательные навыки.

Развивайте мелкую моторику у ребенка, рисуйте, раскрашивайте, используйте палочки, расставляйте камни, нанизывайте бусины, делайте фигуры из пластилина и глины и выполняйте все эти действия с историей. Придумайте сюжет, расскажите попутно сказку, связанный с объектом стишок.

Самое главное – качественно проводить время с ребенком, выслушивать интересы ребенка, учиться вместе через игру.

Простые игры для развития речи

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий.

В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Л.С. Выготский

  • Распознать звук разные звуки животных, предметов, машин, которые ребенок должен назвать и подражать (всегда интереснее в парах, подражать животным вместе). Поищите “Звуковое лото” – в сети много интересных вариантов для скачивания. Звуки должны быть различной интенсивности – от тихих до громких. Чтобы сделать упражнение более увлекательным, вставьте моторную часть, где помимо имитации звуков вы также подражаете походке животного. С помощью этой игры, помимо развития речи, мы также стимулируем развитие слухового внимания, памяти, восприятия…
  • Волшебная сумка – в сумку из плотного непрозрачного материала помещаются различные предметы, знакомые ребенку. Ребенок кладет руку в сумку и пытается выяснить, какой это объект (помимо стимуляции речи – обогащения словарного запаса, у нас также есть тактильная стимуляция – развитие чувства осязания).
  • Запомни три. В этой игре дается ребенку задание запомнить три слова. Малыш повторяет названные объекты. Со временем мы просим его запомнить пять предметов, затем семь… Эта деятельность направлена ​​на обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления, памяти…
  • Кто я? – В игру «Кто я» играет родитель (или кто-то еще), который говорит: (например) «Я животное, я часто живу в доме, мышь боится меня – кто я?», И ребенок должен отгадать загадку. Как и предыдущая, эта игра направлена ​​на обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления, памяти.

Игры с кубиками для развития речи

Фокус в том, что практически каждая игрушка в возрасте до 3 лет так или иначе может быть использована для игры для развития речи малыша.

Деревянные кубики – одна из первых игрушек, которые мы покупаем для детей. Игры с кубиками для развития речи предназначены для детей до 3 лет.

Примеры игры:

  • Начните складывать кубики друг на друга и каждый раз произносите, «ставим кубик наверх» или «Мы кладем кубики наверх». Важно произносить слово вместе с действием, которое вы совершаете каждый раз, чтобы ребенок мог связать его со значением слова. Таким образом, мы моделируем речь и развиваем понимание.
  • Скажите «Кубик ставим…», затем подождите несколько секунд, чтобы дать ребенку возможность завершить предложение «наверх». Если ребенок не произносит слово, закончите предложение словами «наверх» с выражением и повышенной громкостью голоса.
  • Построив вместе башенку, изобразите восторг и разрушьте ее вместе с ребенком, удивившись тому, что произошло.
  • В следующий раз добавьте описание действия, которое произошло: «Ооо, кубики упали ВНИЗ». Или “Ооо, нет, кубики упали”. И добавьте жест, показывающий направление движения вниз.

Малышам нравится наблюдать беспорядок, происходящий из порядка, и наоборот. И наша реакция приводит к взаимному смеху и веселью.

Навыки развиваются путем повторения и предоставления модели для подражания, с использованием подчеркнутого общения (выделение определенных слов в речи), добавления момента ожидания и предоставления ребенку информации, на какое слово следует обратить особое внимание.

Сначала ребенок может просто наблюдать за вами, но попытайтесь вовлечь его в игру, взяв ребенка за руку или ногу и рассыпав кубики. Вы стараетесь сохранить атмосферу позитива и расслабленности.

И, конечно же, для детей до трех лет интерес и внимание не длится долго, поэтому игра не должна длиться дольше 10 минут, если только ребенок не хочет дольше.

Игры для развития слухового внимания

Если ваш ребенок путает звуки в словах — это говорит о логопедическом нарушении. В школе он будет писать слова так, как произносит: все неточности устной речи станут ошибками в тетрадке. Правописанию помешают дефекты произношения, которые вовремя не устранил логопед или заботливая мама.

Игра «Чья музыка слышится?»

Цель: научить ребенка различать инструменты на слух по их звучанию. Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка, бубен, гармошка, губная гармошка, ширма. Задание: отгадать, чья музыка слышится. Процесс игры:

  • Взрослый поочередно показывает и называет два музыкальных инструмента, демонстрирует, как они звучат.
  • Ребенок рассматривает инструменты, слушает.
  • Взрослый за ширмой вновь играет на разных инструментах.
  • Ребенок определяет на слух, что звучит.
  • Постепенно количество музыкальных инструментов
    увеличивается.

Вариант игры: Ребенок определяет звучание инструментов, закрыв глаза.

Игра «Где игрушка?»

Цель: развить у ребенка умение определять направление источника звука, сформировать реакцию на звучание предметов. Оборудование: звучащие игрушки-пищалки. Задание: найти игрушку. Процесс игры:

  • Взрослый говорит: «Послушай, что шумит. Где игрушка? Найди».
  • Взрослый перемещается по комнате, пищит игрушкой, привлекая внимание ребенка.
  • Ребенок следит взглядом за игрушкой.

«Отгадай, где хлопают»

Цель: научить ребенка определять источник звука, прислушиваться. Оборудование: повязка на глаза. Задание: показать, где хлопают. Процесс игры:

  • В игре участвуют несколько человек.
  • Дети образуют круг, взявшись за руки.
  • Взрослый завязывает глаза водящему.
  • Ставит водящего в центр круга.
  • Взрослый предлагает хлопать в ладоши тому, на кого он посмотрит или укажет рукой.
  • Тот ребенок, на кого указали, хлопает в ладоши.
  • Водящий с закрытыми глазами показывает направление звука.
  • Через несколько минут водящий меняется.

«Что я делаю?»

  • Взрослый говорит ребенку: «Я сейчас спрячусь и буду шуметь. А ты отгадай и скажи, что я делаю».
  • Взрослый за ширмой берет лист бумаги, машет им и спрашивает: «Что я взял(а)?» (Бумагу)
  • Взрослый за ширмой проводит различные действия с бумагой: «Что я делаю с бумагой?» (Режет, рвет, сминает)
  • Ребенок называет действия без зрительной опоры.
  • После выполнения и посильного отгадывания ребенком всех действий взрослый ширму убирает и вновь демонстрирует все действия ребенку, называя их.
  • Ребенок называет те действия, которые не отгадал.
  • При необходимости игру повторяют.

Подсказки: Что можно делать с бумагой: махать, складывать, шуршать, сминать, расправлять, разрывать, скатывать в трубочку, рисовать на ней карандашом, разрезать.

Найди и покажи

В этом посте вы можете найти и загрузить карточки, с помощью которых вы можете влиять на развитие речи посредством распознавания, и таким образом вы также можете разработать демонстрационный жест.

Ниже каждого рисунка расположены различные объекты, которые можно найти на основном рисунке. Ребенок должен указать на предмет, который он ищет, назвать его, найти его на картинке и накрыть жетоном.

Эта игра – небольшая вариация предыдущей. Ребенок должен указать на предмет, который он ищет, назвать его и накрыть жетоном. Найти его на картинке и накрыть жетоном того же цвета.

С помощью карточек вы также можете изучать группы предметов и животных и просто учиться в игре, чтобы всем было весело.

Смотрите также дидактические игры с предлогами для речевого развития.

Распечатать логопедическое лото

Пластилиновые игры

Важность игры с пластилином велика, с помощью этого материала мы развиваем моторику: мелкую моторику, манипулятивную ловкость (ловкость рук), координацию; развиваем познавательные способности: мышление, внимание, креативность.

Поскольку мы хотим естественным образом поддерживать развитие ребенка, то, называя и описывая нашу деятельность, мы также будем влиять на развитие речи.

Смотрите также:

Рецепт самодельной массы для лепки

Шаблоны для картинок из пластилина

Чистоговорки

Семантика

Семантика — система правил истолкования отдельных языковых конструкций. Семантика определяет смысловое значение языка. Развивать речь можно используя семантические семейства.

  • Животные: собака, кошка, корова, лошадь, овца, медведь, тигр, лев, слон, зебра…
  • Города: Мадрид, Барселона, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Севастополь, Орел, Ярославль, Париж, Нью-Йорк, Лондон…
  • Музыкальные инструменты: гитара, барабан, флейта, кастаньеты, скрипка, контрабас, фортепиано, тромбон…
  • Породы дерева: ясень, дуб, дуб каменный, кипарис, кедр, дуб, эвкалипт…
  • Одежда: рубашка, платье, брюки, футболка…
  • Фрукты: банан, клубника, вишня, груша, яблоко, апельсин, манго, ананас…
  • Грызуны: мышь, крыса, морская свинка, хомяк, дегу, шиншилла, кролик…
  • Обувь: сапоги, туфли, кроссовки, тапочки, шлепанцы, сандалии…
  • Профессии: сантехник, учитель, каменщик, мясник, врач, медсестра, полицейский, плотник, кондитер…
  • Типы сидений: стул, диван, скамейка, табурет, гамак, лежак, табурет…
  • Спорт: футбол, дзюдо, теннис, легкая атлетика, баскетбол, гандбол…
  • Цветы: герань, гвоздика, роза, ромашка, пион, петуния, лилия, мак…
  • Транспортные средства: автомобиль, самолет, поезд, автобус, мотоцикл, велосипед…
  • Морские животные: дельфин, кит, косатка, рыба-меч, акула, черепаха, тюлень, медуза…
  • Птицы: попугай, неразлучник, голубь, ласточка, канарейка…
  • Напитки: вода, кофе, чай, смузи, сок, молоко…
  • Овощи: помидоры, лук, шпинат, огурцы, кабачки, морковь…
  • Семья: мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, дядя, тетя, племянник, внук…
  • Еда: хлеб, мясо, рыба, рис, картофель…
  • Геометрические фигуры : круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, эллипс, пятиугольник, ромб, шестиугольник…
  • Животные на ферме: овца, корова, лошадь, коза, курица, гусь, утка…
  • Мебель: стул, стол, кровать, полка, шкаф, кресло…
  • Насекомые: жук, комар, бабочка, муравей…
  • Страны: Аргентина, Мексика, Испания, Франция, Германия, Голландия, Колумбия…

Рассказ по картинкам

Когда ребенок рассказывает историю на основе рисунков, он наблюдает за рисунками и делает выводы о них, на основании которых он составляет рассказ.

Для детей младшего возраста существуют рисунки из двух или трех простых изображений, а для детей старшего возраста могут быть рассказы, состоящие из пяти или более изображений.

Для детей, у которых еще не развита речь, карточки для составления рассказа по картинкам можно использовать как материал для развития мышления и логики – посмотрите на картинки и расположите их в порядке событий (развитие ориентации во времени).

Что неправильно?

Игра с нелинейной задачей для ребенка: определить ошибки художника и внятно их объяснить. Не разрешайте ребенку показывать. Пусть рассказывает, правильно строя предложения.

Игра Кошки

Предложите ребенку посмотреть на картинку (с экрана или в распечатанном виде и ответить на следующие вопросы:

  • Сколько кошек на картинке?
  • Сколько черных кошек на картинке?
  • Сколько кошек на крыше?
  • Сколько кошек на дереве?
  • Сколько кошек стоит рядом с деревом?
  • Сколько кошек на улице?
  • Сколько здесь белых кошек?
  • Сколько кошек смотрит в окно?
  • Сколько кошек пестрого окраса?

Отвечать на вопрос Сколько гораздо проще, чем делать длинные описания и повествования. Поэтому подобные картинки и работа в стиле вопрос-ответ – прекрасные игры для развития речи для малышей.

Также хорошим подспорьем будут книги – виммельбухи и визуальные словари, Найди и покажи, Найди отличие и т.д.

Распечатать картинки для составления рассказа

Больше материалов для составления рассказа по картинкам тут.


Изображения: rawpixel.

Развитие речи: способы и пособия-помощники

Речь ребенка — это один из показателей его интеллектуального развития. Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что психические процессы у детей — мышление, восприятие, внимание, воображение — развиваются с прямым участием речи.

Чем лучше ребёнок говорит, чем понятнее выражает свои желания, потребности и эмоции, тем проще родителям откликаться на его запросы. Однако, в последние годы все больше детей имеют нарушения речи: говорят нечетко, с ошибками, переставляют или проглатывают буквы и слоги.

Основные этапы развития речи у дошкольников

Нет такого промежутка времени, когда надо активно развивать речь, чтобы ребенок сразу заговорил полными предложениями. Это постепенный процесс, который у каждого занимает разное количество времени. Многие люди даже во взрослом возрасте продолжают развивать свои речевые навыки.

Речь начинает развиваться уже в младенческом возрасте, несмотря на то, что сначала это примитивное звукоподражание. Есть несколько этапов, когда этот процесс идет более активно:

  • младший возраст 3-4 года,
  • средний возраст 4-5 лет,
  • старший возраст 5-6 лет.

Мы рассмотрим каждый этап и пособия, которые подходят для развития речи в каждом возрасте.

Младший возраст

В возрасте 3-4 лет дети активно изучают все, что их окружает. У них уже есть достаточно знаний о предметах и явлениях, они могут высказываться простыми предложениями и делать собственные выводы.

Для этого возраста отлично подойдет пособие О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-4 лет. Младшая группа». Это авторская программа, в которой собраны разные форматы работы с детьми:

  • пересказы текстов,
  • описание игрушек и картинок,
  • составление рассказов,
  • стихотворения,
  • инсценировки сказок,
  • игры на развитие активного словаря,
  • театрализованная деятельность и другие.

В этом возрасте для детей актуален игровой формат: так они лучше воспринимают новую информацию и проявляют интерес к обучению. Поэтому в пособии много развивающих игр, например, «Куклы рисуют и гуляют», в которой ребенок изучает формы слов, уменьшительно-ласкательные суффиксы и описательные прилагательные. Программа построена в форме занятий, каждое из которых выполняет определенные задачи: закрепить произношение тех или иных букв, активизировать в речи прилагательные или другие части речи и так далее.

Еще одно пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет» О.

С. Ушаковой. Это тетрадь, которая поможет повторить и закрепить знания, полученные на занятиях. В ней много игр, загадок, заданий и практических упражнений. Например, на первом занятии предлагается разбор сказки «Колобок» вместе с ребенком. Он включает переcказ, совместное рассказывание сказки, где малыш продолжает за взрослым предложения, отгадывание загадок и обсуждение. Такой подход отлично развивает речь, так как ребенок не просто слушает, а включается в процесс и тоже размышляет и приходит к своим выводам.

Последнее пособие для этого возраста — «Демонстрационный материал. Развитие речи для детей 3-4 лет» О.Е. Громовой, А.Ю. Кабушко и Г.Н.Соломатиной. Это папка с 16 яркими картинками для обсуждения с детьми. На картинках представлены лексические темы, которые развивают речь в соответствии с возрастом:

  • состав семьи,
  • занятия членов семьи,
  • части тела куклы,
  • дома,
  • чайная посуда и другие темы.

Красочные изображения демонстрируют разные ситуации, которые нужно обсудить с ребенком, предложить ему рассказать, что происходит на картинке.

Средний возраст

В этом возрасте дети начинают достаточно свободно общаться наречиями, прилагательными и предлогами. Но чистота произношения шипящих и сонорных звуков, а также буквы «Р» может страдать. Однако к 5 годам звуки в норме встают на место. В 4-5 лет появляется словотворчество: дети могут преобразовывать услышанные слова «красиво-красивее». Активный словарный запас увеличивается до 3-4 тысяч слов.

Для этой группы подойдет пособие О.С. Ушаковой — «Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа». Здесь аналогичный набор игр и упражнений, как и в пособии для младшего возраста, но адаптированный по лексическим темам для средней группы. Помимо описания игрушек и картинок и составления собственных рассказов здесь есть игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, а также вида, времени и наклонения глаголов. Все темы изучаются в игровом формате, что упрощает запоминание. Например, тема «Овощи» разобрана с помощью следующих заданий:

  • описание с использованием овощей, муляжей или картинок;
  • групповая игра «Чудесный мешочек», где ребенок достает овощи и описывает их, а остальные отгадывают;
  • игра «Что растет в огороде», во время которой дети учатся отличать овощи, которые растут в огороде, от фруктов, предметов и других вещей, которым там не место.

Занятия спланированы и объединяют разные задания, чтобы дети лучше усваивали темы.

Второе пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет» О.С. Ушаковой. Его главная цель — научить детей рассказывать и связно выстраивать свои мысли. Для этого используются наводящие вопросы, яркие картинки, загадки и задания. В итоге ребенок составляет рассказ, тренирует произношение звуков, выполняет задания и изучает новые слова. Например, в занятии 2 предлагается составить рассказ о девочке Варе, у которой было много животных — кошка, собака, утка и курица. В этом упражнении ребенок повторяет, как называются дети разных животных, описывает их, придумывает собственный сюжет сказки.

Еще одно пособие — демонстрационный материал О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной «Развитие речи детей 4-5 лет». Здесь 16 карточек, по которым проводятся тематические беседы для расширения кругозора ребенка. Он учится сравнивать, обобщать и выражать свои мысли по поводу разных ситуаций. Здесь не только яркие иллюстрации, но и задания на обороте, которые помогают структурировать занятие, сделать его более познавательным. Лексические темы подобраны в соответствии с возрастом и тематикой, например, овощи в огороде, уход за садовыми цветами, летние забавы. На картинке изображены разные ситуации, а на обороте — ряд заданий для совместного выполнения:

  • беседа по картинке,
  • составление простых предложений,
  • тематические игры.

Старшая группа

В возрасте 5-6 лет дети уже умеют формировать связные конструкции в речи, могут пересказать текст. В норме они произносят звуки без ошибок, могут менять интонации, читать более выразительно, тише-громче, быстрее-медленнее. Они хорошо и артистично рассказывают стихи, подбирают интонацию и делают логические паузы.

Для развития речи в этом возрасте подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа».. В процессе занятий используются более сложные и интересные форматы:

  • пересказ сказок и текстов,
  • составление рассказов по заданной теме,
  • рассказ о личных впечатлениях,
  • сочинения.

Также в пособии есть готовые конспекты занятий по художественным произведениям разных авторов: С. Михалкова, В. Серова, Дж. Родари, А. Милна и других. Помимо этого, в занятиях используется фольклор разных стран — норвежские, русские, чувашские, татарские и другие народные сказки.

Для старшего возраста изучаемые темы усложняются. Сюда относятся:

  • род, число и падеж существительных;
  • вид, время и наклонение глаголов;
  • словообразование;
  • монологическая речь;
  • понимание смысловой стороны слов;
  • формирование образной речи.

«Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет» О.С. Ушаковой используется в качестве дополнения к первому пособию и содержит картинки, практические задания, загадки и вопросы для обсуждения. Здесь задача усложняется, нужно не просто повторять за взрослыми или продолжать предложения. Теперь ребенку надо составить рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах.

Такие упражнения дают более глубокое понимание лексических тем и упрощают запоминание информации.

Демонстрационный материал для бесед по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет» Г.Н. Соломатиной и Е.Е. Рукавишниковой — это отличное дополнение к занятиям. Здесь, также как и в предыдущих аналогичных пособиях, большие картинки формата А4, на которых изображены разные ситуации, игры и предметы. Темы более сложные — умывание, у врача, дома и здания, продукты и другое. На картинках нарисованы предметы, которые надо переставить местами и объяснить, где ошибка. Есть задания с лабиринтами на развитие логики. Есть картинки, где нужно описать, чем занимается зайчик.

Фольклор для развития речи

Последнее пособие по развитию речи — это «Русский фольклор» Т.М. Борменковой. Многие педагоги, например, В.А. Сухомлинский считали, что сказки, потешки и песенки — это незаменимые инструменты в развитии ребенка, его познавательных и речевых способностей. Пособие представляет собой конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами фольклора.

Оно подходит для всех детей, в нем есть занятия для каждого возраста с разбивкой по месяцам года.

Каждое занятие включает в себя:

  • загадки,
  • диалоги,
  • стихотворения,
  • дидактические упражнения,
  • интеллектуальные и подвижные игры,
  • описание картинок и др.

Через сказки и стихи детям легче воспринимать окружающий мир, запоминать его проявления, поэтому такое пособие будет отличным дополнением к занятиям.

Развитие речи — это важная часть процесса интеллектуального развития ребенка и основа умственной деятельности. Оно помогает четко выражать свои желания и потребности, общаться с людьми, учиться и узнавать что-то новое.

Занятия по поощрению развития речи и языка

Автор: American Speech-Language-Hearing Association

Американская Speech-Language-Hearing Association предлагает соответствующие возрасту способы, с помощью которых родители могут вовлекать своих маленьких детей в развитие речи и языковых способностей.

От рождения до 2 лет

  • Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
  • Подкрепляйте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
  • Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
  • Научите ребенка подражать вашим действиям, включая хлопки в ладоши, поцелуи и пальчиковые игры, такие как лепка, прятки и маленький паучок.
  • Разговаривайте во время купания, кормления и одевания малыша. Расскажите о том, что вы делаете, куда идете, что будете делать, когда приедете, кого и что увидите.
  • Определить цвета.
  • Подсчет предметов.
  • Используйте жесты, такие как прощание, чтобы помочь передать смысл.
  • Ввести звуки животных, чтобы связать звук с определенным значением: «Собачка говорит гав-гав».
  • Подтвердите попытку связи.
  • Расширьте отдельные слова, которые использует ваш ребенок: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
  • Прочтите своему ребенку. Иногда «чтение» — это просто описание картинок в книге без следования написанным словам. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками, не слишком детализированными. Спросите ребенка: «Что это?» и поощряйте называть и указывать на знакомые предметы в книге.

От 2 до 4 лет

  • Используйте хорошую речь, ясную и простую для вашего ребенка.
  • Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, показывая, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное. «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
  • Используйте детский лепет только в том случае, если это необходимо для передачи сообщения и в сопровождении взрослого слова. — Пора дин-дин. Сейчас будем обедать.
  • Сделайте альбом любимых или знакомых вещей, вырезав картинки. Сгруппируйте их по категориям, например, вещи для катания, вещи для еды, вещи для десерта, фрукты, вещи для игр. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с картинкой и как это «исправить». Сосчитайте предметы, изображенные в книге.
  • Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Ты мальчик?» — Ты Марти? “Может ли свинья летать?” Поощряйте ребенка придумывать вопросы и пытаться обмануть вас.
  • Задавайте вопросы, требующие выбора. “Ты хочешь яблоко или апельсин?” «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
  • Расширение словарного запаса. Назовите части тела и определите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных, попкорна и мыла».
  • Пойте простые песенки и рассказывайте детские стишки, чтобы показать ритм и манеру речи.
  • Поместите знакомые предметы в контейнер. Попросите ребенка убрать этот предмет и рассказать вам, как он называется и как его использовать. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
  • Используйте фотографии знакомых людей и мест и перескажите, что произошло, или придумайте новую историю.

От 4 до 6 лет

  • Когда ваш ребенок начинает разговор, по возможности уделяйте ему все свое внимание.
  • Прежде чем говорить, убедитесь, что ваш ребенок привлек внимание.
  • Признавайте, поощряйте и хвалите все попытки заговорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
  • Пауза после разговора. Это дает вашему ребенку возможность продолжить разговор. Продолжайте наращивать словарный запас. Введите новое слово и предложите его определение или используйте его в понятном контексте. Это может быть сделано в преувеличенной, юмористической манере. «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
  • Расскажите о пространственных отношениях (первое, среднее и последнее, правое и левое) и противоположностях (верхнее и низшее, включенное и выключенное).
  • Предложите описание или подсказки, и пусть ваш ребенок определит, что вы описываете: «Мы используем его, чтобы подмести пол» (метла). «Он холодный, сладкий и хорош на десерт. Я люблю клубнику» (мороженое).
  • Работа по формированию и объяснению категорий. Определите предмет, который не принадлежит к группе подобных предметов: «Ботинок не подходит к яблоку и апельсину, потому что его нельзя есть; он не круглый; это не фрукт». двух- и трехшаговые указания: «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
  • Поощряйте ребенка давать указания. Следуйте его или ее указаниям, пока он или она объясняет, как построить башню из блоков.
  • Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Поменяйтесь ролями в семье, притворяясь ребенком. Расскажите о разных комнатах и ​​мебели в доме.
  • Телевизор также может служить ценным инструментом. Говорите о том, что смотрит ребенок. Пусть он или она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ребенка рассказать вам, что произошло в рассказе. Разыграйте сцену вместе и придумайте другую концовку.
  • Воспользуйтесь повседневными делами. Например, находясь на кухне, предложите ребенку назвать необходимую посуду. Обсудите продукты в меню, их цвет, текстуру и вкус. Откуда берется еда? Какие продукты вам нравятся? Что вам не нравится? Кто будет убирать? Подчеркните использование предлогов, попросив его или ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Определите, кому принадлежит салфетка: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это принадлежит Джону».
  • Покупая продукты, обсудите, что вы купите, сколько вам нужно и что вы будете делать. Обсудите размер (большой или маленький), форму (длинный, круглый, квадратный) и вес (тяжелый или легкий) пакетов.

Перепечатано с разрешения организации «Действия по поощрению развития речи и языка» (2008 г.). Доступно на веб-сайте Американской ассоциации изучения речи, языка и слуха: http://www.asha.org/public/speech/development/Parent-Stim-Activities.htm. Все права защищены.

Переиздания

Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что будут указаны Reading Rockets и автор(ы). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.

Похожие темы

Занятия

Раннее развитие грамотности

Устная речь

Речь, язык и слух

Новое и популярное

Расшифровка кода: как и почему начальная школа Биг-Хорна пошла ва-банк со структурированной грамотностью

Печать в речь и речь в печать: картирование ранней грамотности

100 детских авторов и иллюстраторов, которых должен знать каждый

Новая модель обучения высокочастотным словам

7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка

Скрининг, диагностика и мониторинг беглости речи: подробности

Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

Наши блоги по обучению грамоте

Проливаем свет на навыки и стратегии чтения

Детские и образовательные материалы

Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги «Черный мальчик, черный мальчик: прославление вашей силы»

Получить виджет |

 Подписаться

PECS для аутизма | Логопедические этапы и стратегии

Перейти к содержимому

Что такое PECS?

PECS расшифровывается как Picture Exchange Communication System. PECS — это систематический способ научить ребенка общаться с кем-то другим, вручая ему изображение того, что он хочет. Эта программа изначально была разработана для детей с аутизмом, но может быть использована и для других не говорящих детей. Эта программа предназначена для предоставления альтернативного средства общения ребенку, который не может говорить ртом. Для ребенка это не настоящая форма речи, а альтернативное средство, которое позволит ему «высказать» свои мысли, даже если его рот не будет сотрудничать.

Курс по устройствам AAC

Руководство SLP по использованию AAC с не говорящими клиентами

Купить сейчас

PECS для аутистов: работает ли это?

Мета-анализ, проведенный в 2010 году, показал, что PECS оказывает незначительное или умеренное влияние на улучшение коммуникативных навыков, предполагая, что PECS обладает многообещающей эффективностью в улучшении коммуникативных результатов у детей с расстройствами аутистического спектра. Результаты также свидетельствуют о том, что PECS может быть полезным, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, для развития речи у детей с особым профилем развития (т.

В то время как исследование до сих пор неясно, приведет ли PECS к улучшению речи (говорения) у детей с аутизмом, Шлоссер, Р. В. и Вендт, О. изучили все исследования по аугментативной и альтернативной коммуникации (AAC) в вообще в 2008 году и сделал следующее заявление:

В этом обзоре не было обнаружено доказательств того, что вмешательство AAC препятствует воспроизведению речи у детей с аутизмом или PDD-NOS, и предполагает, что AAC может привести к увеличению производства речи. Авторы отмечают, что «наблюдаемые улучшения в воспроизведении речи могут различаться у разных людей и, если они действительно происходят, обычно невелики по величине» 9.0003

Использование других видов общения

Программа PECS учит ребенка обменивать картинку на то, что он/она хочет. В этом плане очень полезно научить ребенка просить. Часто это отличный первый шаг для детей, которые, кажется, не заинтересованы в общении с другими, потому что это показывает им простой способ начать.

Однако, как только ребенок выходит за рамки основных запросов, логопеду может потребоваться включить другие типы коммуникативных стратегий, чтобы помочь ему продолжать расширять свои коммуникативные навыки.

Мета-анализ 2008 года показал, что мультимодальный подход может быть наиболее подходящим. Например, PECS может подходить для манипулирования и тактирования, но другие подходы могут быть необходимы для постановки вопросов и развития социальной близости. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о переводе пользователей PECS на более подходящие долгосрочные коммуникативные вмешательства (которые могут вместить больший словарный запас и более зрелые средства коммуникации).

Логопедия PECS: как это работает?

Для участия в коммуникационной системе обмена картинками (PECS) взрослый, работающий с ребенком, должен быть обучен использованию PECS. Программа включает в себя очень конкретные шаги, которым нужно обучать в правильном порядке и правильным образом.

В этой статье вы найдете обзор процесса PECS, но если вы заинтересованы в том, чтобы заниматься этим с ребенком, вам следует найти ближайшее к вам обучение:

Щелкните здесь, чтобы найти ближайшее к вам обучение PECS!

Логопедия с использованием программы PECS будет следовать этапам, описанным ниже. В общем, ребенка учат обменивать картинку на что-то, что он хочет, с помощью обратного подсказчика (который помогает двигать ребенка, чтобы завершить обмен).

Этапы PECS: Шаги к системе PECS

Система PECS разбита на шесть этапов, которые строго контролируются с точки зрения того, как они реализуются. Вот общий обзор того, что включают в себя эти этапы.

Фаза 1. Как общаться

На первой фазе PECS ребенок узнает, что если он вручит взрослому картинку, он получит взамен то, что хочет. На этом этапе один взрослый находится перед ребенком, который держит то, что хочет ребенок, а другой взрослый позади ребенка, направляя руку и руку ребенка, чтобы помочь ему взять картинку и передать ее первому взрослому. Как я уже говорил, это очень специфическая программа с очень специфическими инструкциями.

Каждый взрослый в этой ситуации играет важную роль и имеет инструкции, что делать. На первом этапе перед ребенком находится только одна картинка. Он не выбирает нужную картинку из предложенных, он просто практикует идею передачи фотографии и получения того, что он хочет.

Этап 2. Дистанция и настойчивость

На этом этапе PECS ребенка учат быть более настойчивым в своих попытках общения. Иногда картинка будет отодвинута от ребенка дальше, и ему придется идти за ней. В других попытках картинка будет рядом с ребенком, но человек, который держит то, что он хочет, начнет уходить. Ребенок усваивает, что ему нужно быть настойчивым в общении и нельзя сдаваться.

Этап 3. Различение изображений

На этом этапе программы ребенку будут предоставлены две картинки на выбор. Ребенок должен найти картинку, которую он хочет, и дать ее взрослому. Как правило, вторая картинка — это то, чего ребенок не хочет, чтобы он понял, что ему действительно нужно смотреть на картинки. Как и на других этапах, на этом этапе описываются разные роли для каждого из двух взрослых и показано, что именно нужно делать, чтобы помочь ребенку научиться выбирать правильную картинку.

Фаза 4. Структура предложения

На этом этапе программа учит ребенка составлять простое предложение. Варианты изображений размещаются на лицевой стороне блокнота на липучке вместе с изображением с надписью «Хочу». Также есть отдельная полоска липучки, которая отделяется от книги. Ребенку необходимо поместить картинку «Хочу» на полоску вместе с картинкой того, что он хочет. Когда ребенок берет эту полоску и передает ее взрослому, ему помогают показывать на каждую картинку, пока взрослый произносит слова вслух. В этот момент я видел, как некоторые дети с аутизмом начинают говорить сообщение вместе со взрослыми. Это относится не ко всем детям, но я определенно видел некоторый успех в этом для некоторых детей.

Атрибуты и расширение языка:

Хотя это и не обязательно настоящий этап, на этом этапе также проводится обучение тому, как помочь ребенку использовать прилагательные и другие слова для расширения своих предложений.

Этап 5. Ответы на вопросы

На этом этапе ребенок учится отвечать на вопрос «чего ты хочешь», используя тетрадь PECS и картинки. Для детей, которых я использовал с PECS, я нечасто заходил так далеко. Как правило, ребенок либо начинает говорить, либо мы пробовали другую систему AAC, например устройство речевого вывода, и добились успеха. Это не значит, что вы не можете продолжать эту программу, просто я так делал в прошлом.

Этап 6. Комментирование

На этом этапе ребенок учится комментировать ответ на вопрос. Например, вы можете спросить: «Что ты видишь?» и ребенок отвечает: «Я вижу ___».

Каковы преимущества использования PECS?

Лично я использовал PECS со многими детьми. Я считаю, что это особенно полезно для тех, кто на самом деле не заинтересован в общении с кем-либо. Эта программа учит детей инициировать взаимодействие, передавая им картинку. Используя PECS, вы часто можете вывести ребенка, не проявляющего интереса к другим людям, и довести его до точки, когда он спонтанно инициирует взаимодействие. Это может стать огромным первым шагом для детей с аутизмом или другими задержками развития, которые ранее не были заинтересованы в общении. Часто, когда они видят силу этого общения, они более открыты для использования других форм общения, включая речь.


Каковы недостатки использования PECS?

PECS требует специальной подготовки и двух взрослых для завершения терапии. Вы не можете и не должны использовать материалы, если вы не прошли обучение, и часто может быть трудно найти двух взрослых, которые будут работать над этим одновременно. Это может быть особенно сложно, если вы SLP работаете в школе без особой поддержки или если вы являетесь родителем дома без другого взрослого большую часть времени. У меня также были семьи, которые говорили мне, что трудно хранить блокнот и фотографии, не теряя и не забывая их.


Могу ли я использовать изображения без обучения PECS?

Конечно! Тот факт, что вы не обучены использованию PECS, не означает, что вы не можете использовать картинки для развития речи ребенка. Показывая ребенку изображения слов, которые вы говорите, вы можете улучшить понимание, а предоставление ребенку возможности выбрать то, что он хочет, из нескольких изображений может быть чрезвычайно полезным для невербального ребенка. Просто знайте, что если вы делаете это без обучения PECS, вы используете картинки для развития речи, но не используете PECS.


PECS для малышей

В следующем видео логопед Кэрри Кларк объяснит, как лучше всего использовать PECS с малышом, и что делать, даже если вы на самом деле не обучены PECS.

Сначала определите приоритетные слова:

  • Какие продукты/предметы/занятия больше всего нравятся ребенку?
  • Что родитель хочет, чтобы ребенок мог сообщить?
  • Что ему нужно для использования в детском саду/дошкольном учреждении?
  • Нарисуй эти вещи и собери книгу.

Следуйте за ним с записной книжкой наготове:

  • Подождите, пока ребенок проявит интерес к чему-либо.
  • Найдите эту картинку и поместите ее на обложку его книги.
  • Поместите книгу перед ним, пока он играет.
  • Попросите ход с предметом и возьмите его, чтобы поиграть с ним (или подождите, пока он не закончится, если он расходный).
  • Подготовьте своего суфлера, чтобы предложить ему использовать PECS, чтобы запросить его обратно (или больше).

Если ребенок находится на более высоком уровне:

  • Поместите все картинки в свою книгу и либо поместите несколько вариантов на обложку в зависимости от занятия, либо позвольте ребенку «пойти по магазинам» и выбрать картинку, которую он хочет с внутренних страниц книги.
  • Всегда держите книгу при себе, чтобы он мог пользоваться ею, когда захочет.

Если вы на самом деле не занимаетесь PECS:

Если вы просто просите ребенка показывать на картинки, чтобы общаться или даже передавать их вам, но вы не выполняете структурированную программу PECS, вы можете делать такие вещи, как…

  • Прикрепите фотографии на липучке в разных местах дома или в классе. Например, вы можете прикрепить на дверцу холодильника несколько фотографий любимых напитков вашего ребенка, а на дверцу кладовой — несколько его любимых закусок.
  • Разместите полку с игрушками высоко (вне досягаемости ребенка) и закрепите на липучке картинку с изображением этой игрушки ниже, где он может до нее дотянуться.
  • Липучка с изображением настоящей игрушки, например, изображение пузырей на баночке для пузырей или изображение вагона на коробке с железнодорожными путями.
  • Используйте салфетки и доски, чтобы предложить общий выбор картинок во время определенных действий (салфетка для закусок с обычными продуктами и такими словами, как «еще», «есть», «пить», «все готово» и «вкусняшка»).

Дополнительные ресурсы для не говорящих детей:

PECS — не единственный способ помочь не говорящим детям научиться общаться. Нажмите здесь, чтобы просмотреть нашу информацию об использовании устройств AAC с детьми. Или ознакомьтесь с нашими платными ресурсами ниже, чтобы помочь не говорящему ребенку научиться общаться с AAC.

Курс по устройствам AAC

Руководство SLP по использованию AAC с не говорящими клиентами

Купить сейчас

Стартовый комплект AAC

Все, что нужно для ознакомления с AAC с ребенком | 15 долларов США на TPT

Купить сейчас

 

Бесплатные терапевтические материалы для обучения словам с помощью AAC:

Ознакомьтесь с бесплатными материалами, которые есть в нашей бесплатной библиотеке терапевтических материалов!

6 советов по привлечению ребенка к использованию системы AAC

Памятка по AAC

Раздаточный материал по AAC и аутизму: Как дать ребенку голос с помощью AAC

Об авторе: Кэрри Кларк, MA CCC-SLP

Привет, я Кэрри! Я логопед из Колумбии, штат Миссури, США. Я работал с детьми и подростками всех возрастов в школах, дошкольных учреждениях и даже в своей частной практике. Мне нравится копаться в исследованиях по речевым и языковым темам и разбивать их на пошаговые планы для моих подписчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *