Развитие речи деревья и кустарники: Развитие речи Деревья и кустарники | План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа):
Конспект по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему: “Деревья. Кустарники” | План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа):
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 138 г. Липецка
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе для детей с ЗПР
на тему «Деревья. Кустарники»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Дорошина Е.Г.
г. Липецк 2021
Цели:
-Закрепить представления о распространенных деревьях и кустарниках, называть части и плоды, цвет коры, форму листьев.
-Учить составлять рассказ-сравнение по картинкам и по листьям;
-Учить употреблять единственное и множественное число существительных в сочетании с прилагательными;
-Упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных,
-Развивать умение согласовывать числительное с существительным
-Развитие навыка подбора антонимов.
-Воспитывать бережное отношение к природе и животным
-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода
– Поиск соответствующего понятия
Коррекционные задачи:
-Развивать непроизвольную память, мышление, восприятие, внимание
-Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание
Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев и кустарников
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Повтори, не ошибись».
Дуб-рябина-береза, береза-ель-дуб, клен-рябина-ель, береза-дуб-рябина, ель-дуб-клен, дуб-клен-ель, ель-клен-береза.
Основная часть.
Беседа.
Дефектолог: Что вы назвали? (деревья)
Дефектолог: Какую пользу приносят деревья? (они очищают воздух)
А теперь мы посмотрим, какие деревья растут в наших лесах.
Дефектолог: Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Красная ягодка летом – горька, зимой сладка. На каком дереве растет? (рябина)
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (береза)
У какого дерева все детки с рождения в беретиках, когда с деревьев упадут, своих беретов не найдут. (дуб)
У какого дерева разные листья летом и ранней осенью зеленого цвета, а поздней осенью – желтого и красного? (клен)
Дефектолог выставляет на доску картинки – отгадки.
Дефектолог: Чем похожи все деревья между собой? (у них есть ствол, ветви, листья, корни.)
Беседа о деревьях по вопросам.
-Дерево это растение или животное?
-Чем отличается дерево от куста?
-Почему корни дерева уходят глубоко в землю?
-Что может расти на дереве?
-Какие деревья вы знаете?
«Скажи наоборот»
Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый.
Дерево высокое, а кустарник …
Один кустарник большой, а другой …
у ели ветки толстые, а у осины . ..
Бывают корни длинные, а бывают …
Игра «Есть -нет»
(Дети по очереди называют листочек, которого не стало: «Не стало березового листочка» и т.д.)
Дефектолог: Посмотрите, среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья? (Сосна и ель)
Чем они отличаются от других деревьев? (Ответы детей)
Береза, дуб, клен, рябина – осенью желтеют и роняют листья – это какие деревья? (Лиственные деревья).
А сосна и ель всегда зеленые и на ветках у них иголки – это какие деревья? (Хвойные деревья).
Игра «Лиственные или хвойные»
(Дифференциация: лиственные или хвойные деревья)
Дефектолог: Разложите картинки с изображением лиственных деревьев, а теперь хвойных. (Дети выполняют самостоятельно)
Молодцы! Мы научились различать лиственные и хвойные деревья.
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья ели,
Листья дуба мы соберем,
Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
«Хитрые вопросы»
Во что превратится дерево без веток, лес без деревьев?
Чего в лесу больше: деревьев или сосен?
«Назови, правильный признак: какой, какая?»
Лист березы — березовый; … рябины — рябиновый; … дуба — дубовый; … сосны — сосновый; … клена — кленовый;
«Назови предмет со словом “сосновый”
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
«Чьи плоды (семена)?»
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Физминутка «Дерево»
Ветер дует нам в лицо (дети машут руками)
Закачалось деревцо (дети покачиваются)
Ветер тише, тише, тише. (под слова приседают)
Деревцо все выше, выше. (Вытягиваются вверх)
«Закончи предложения»
В березянке растут..
В ельнике растут
В сосняке растут
Осень наступает после..
За сентябрем идет
Перед ноябрем идет
Октябрь идет после..
«Посчитай-ка»
На ровной поверхности ребенок раскладывает пальцы рук и, поднимая по одному, начиная с мизинца левой руки, проговаривает слова, соотнося их со счетом предметов:
Одно дерево — два дерева —три дерева – четыре дерева – пять деревьев – шесть деревьев – семь деревьев; одно высокое дерево — два высоких дерева…
Такая же работа проводится со словами: ветка, сосновая ветка, еловая шишка, могучий дуб.
ветка сосны — сосновая; … ели — еловая; … тополя — тополиная; … осины — осиновая; … липы — липовая.
«Исправь ошибку»
Осенью на деревьях появляются почки
Деревья закачались и подул ветер
Под дубом дети собирали шишки
Итог: Какие деревья мы сегодня рассматривали?
Какую пользу приносят деревья? (Они очищают воздух. Их плодами и семенами питаются птицы и животные).
Конспект занятия по развитию речи (6-7 лет) “Кустарники и деревья”
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Тема: «Деревья и кустарники»
Подготовила: учитель-дефектолог
Грицищук Елена Борисовна
Тема: Деревья и кустарники.
Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.
Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые деревья, хвойные деревья.
Развивать связную речь. Работать над грамматическим строем речи, дикцией. Развивать память, внимание. Продолжать развивать сенсорные способности.
Материалы и оборудование: зеркало; картинки с изображением деревьев: береза, липа, дуб, клен, ель, сосна, яблоня, слива, груша, жасмин, сирень, шиповник, красная смородина, малина, черная смородина; Д/игра «С какого дерева лист?»; Д/игра «Осенний букет», цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
Цель: формировать положительное отношение к занятию.
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утором, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают.
Ручки хлопают.
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
2. Дыхательная гимнастика.
Цель: развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, выработка правильного речевого дыхания.
2.1. «Дерево»
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки над головой (вдох), пауза 3 секунды. Затем, покачивая руками, произнести звук (ш).
2– Опустить руки вниз («ветер затих»). Повторить 3-4 раза.
2.2. «Береза»
И.п.: ноги врозь, руки опущены.
1 – поднять руки через стороны вверх, подняться на носках (вдох).
2 – руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох).
Повторить 2-3 раза.
2.3.«Эхо в лесу»
И.п.: о.с.
1 – сложить руки рупором у рта (вдох).
2 – на выдохе громко произносить: «А-а-а-у-у-у!».
3 – сложить руки рупором у рта (вдох).
4 – на выдохе тихо произносить: «А-а-а-у-у-у!».
Повторить 2-3 раза.
2.4.«Звуки леса»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
2 – на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку».
3 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
4 – на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук».
5 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.
6 – на выдохе произносить несколько раз: «Стрр – стрр».
Повторить 2-3 раза.
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук.
«Деревья»
Всем в лесу на удивленье | Трут ладони друг о друга |
Разные растут деревья | Открывают ладони и растопыривают пальцы |
Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. | Соединяют локти – «ствол», Раскрывают ладони – «крона» |
Распустила ветви-косы Белоствольная береза. | «Фонарики» с движением сверху вниз. |
Как во полюшке былинка Тонкая растет осинка. | Показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак. |
Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. | Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы. |
Липа цветом зацвела, | Собирают пальцы в щепотку – «бутон». |
Пчелок в гости позвала. | Делают круговые вращения ука- зательным пальцем – «пчелы летят».
|
Ель иголки распушила | Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы. |
И грибочки все закрыла. | Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка. |
Шелестят листвой деревья, | Трут ладони друг о друга – «шуршат». |
Словно разговор ведут, | Стряхивают ладони |
Руки – ветви распустили Птичек в гости к себе ждут. | Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц. |
Развитие речи.
5.Отгадай загадку.
Цель: Развитие внимания, логического мышления. Обогащение словаря.
Детям предлагается отгадать загадку и найти картинку-отгадку.
Ø Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки.
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)
Ø Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем!
(Дуб)
Ø Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(Ель)
Ø Куст с шипами, куст колючий.
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветет прелестной,
Ягод нет его полезней!
(Шиповник)
Ø Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
(Черная смородина)
Ø Листья плотные, да лаковые.
Плоды желтые, да лакомые.
Ее скорее скушай,
Созрела значит…
(Груша)
Ø Так бывает каждый год:
Весною ранней он цветет,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож,
И на солнышко похож.
Привлекает пчел и ос
Мой любимый…
(Абрикос)
Ø Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
(Яблоня)
Ø В шубе летом,
А зимой – раздеты.
(Деревья)
Ø Рассмотреть картинки с изображением деревьев и кустарников.
Ø Объяснить, что деревья бывают лиственные, хвойные, садовые. Отметить: строение деревьев (корень, ствол, ветви, листья, плоды (у лиственных), хвоя (у хвойных).
Ø Рассмотреть картинки с изображением кустарников. Отметить, что кустарники бывают садовые и декоративные. Объяснить их отличия. Отметить: строение кустарников (корень, ветки, листья, плоды).
Ø Словарная работа: объяснить почему березу называют белоствольной, а иву – плакучей.
Ø Сравнить деревья и кустарники. Отметить их отличия.
Ø Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
Ø Обратить внимание, что осенью листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
Ø
5.1. Упражнение «Назови ласково».
Цель: Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Береза – березка, березонька.
Дуб – будок, дубочек.
Осина – осинка.
Рябина – рябинка, рябинушка.
Ель – елочка.
Яблоня – яблонька.
И т.д.
5.2. Упражнение «Один-много».
Цель: Употребление существительных множественного числа в родительном падеже (с использованием наглядного материала).
Одна береза – много берез.
Один дуб – много дубов.
И т.д.
5.3. Д/игра «С какого дерева лист?»
Цель: Закрепить умение определять, с какого дерева лист. Развивать внимание, умение находить нужную картинку. Развивать речь (образование относительных прилагательных).
Ребенку предлагаются картинки с изображением деревьев и отдельные картинки с изображением листочков с этих деревьев. Ребенок должен определить, с какого дерева лист, назвать его и лист.
Например:
Это береза. Лист берзовый.
И т.д.
5.4. Упражнение «Подскажи словечко».
Цель: Употребление предлогов.
Педагог читает текст, показывает картинку. При чтении текста, на месте пропуска делается пауза. Ребенок должен вставить слово.
Белочка сидела … (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась … (с) дерева. Орешек лежал … (под) листочком. Белочка схватила орешек и спряталась … (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что … (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошкли ближе … (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла … (на) дерево. Она спряталась … (в) дупле.
5.5. Упражнение «Скажи наоборот».
Цель: Упражнять в подборке антонимов.
У сосны иглы длинные, а у ели – …
У клена листья большие, а у березы – …
У березы ствол светлый, а у клена – …
У буда ствол толстый, а у березы – …
Дерево высокое, а куст – …
И т.д.
5.6. Упражнение «Расскажи о дереве».
Цель: Учить составлять рассказ о дереве с использованием схемы. Развивать связную речь. Пополнять словарный запас.
6. Динамическая пауза.
Цель: Снятие статического напряжения. Развитие крупной моторики.
Во дворе стоит сосна.
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
| Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх. То же самое на другой ноге. |
Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. | Наклоны корпуса вперед-назад. |
Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал.
| Рывки руками перед грудью. |
Ветки гнутся взад-вперед, Будем вместе приседать – Раз, два, три, четыре, пять. | Приседания. |
Мы размялись от души И на место вновь спешим. | Дети идут на места. |
7. Развитие мыслительных процессов.
7.1. Упражнение «Реши задачу».
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления.
Ствол дуба толще, чем ствол осины.
А ствол осины толще, чем ствол березы.
Что толще: ствол дуба или ствол березы?
7.2. Упражнение «Найди все листочки».
Цель: Развитие внимания, умения различать и называть листья деревьев.
7.3. Упражнение «Лабиринт».
Цель: Развивать внимание, мелкую моторику.
Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзину листья.
Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? (Белочка нашла зеленый дубовый лист). И т.д.
7.4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Развивать внимание, логическое мышление, умение обосновывать свой выбор.
8. Продуктивная деятельность.
8.1. Рисование ладошками «Осеннее дерево» (коллективное).
Цель: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета. Прививать интерес к творчеству, самостоятельности.
9. Итог занятия.
Вопросы:
О чем мы сегодня беседовали?
Что нового ты узнал сегодня на занятии?
Что тебе понравилось на занятии? Почему?
10. Домашнее задание.
Задание по теме занятия.
Работа в саду с маленькими детьми помогает их развитию
Китти Батчер, Расширение Мичиганского государственного университета, и Джанет Плетчер, Общественный колледж Лансинга –
Работа в саду с детьми дает им навыки, которые помогут развитию вашего ребенка. Вы и ваши дети будете наслаждаться каждым этапом процесса.
Маленькие дети могут тренировать двигательные навыки, навыки управления телом и навыки управления объектами в саду.Май — идеальное время года в Мичигане, чтобы вместе с детьми заняться садоводством. Садоводство с детьми обеспечивает идеальное сочетание навыков и задач для развития вашего ребенка. Например, садоводство — это отличное упражнение для физического развития.
Маленькие дети могут тренировать двигательные навыки, навыки управления телом и навыки управления объектами, перемещаясь с одного места на другое с инструментами, землей и водой. Они будут двигать свои тела, используя большие мышцы, а также использовать мышцы для балансировки и управления объектами. Навыки мелкой моторики, такие как хватание всей рукой и хватание клешнями (необходимые навыки письма), используются в садоводстве, когда дети используют совок или грабли и собирают крошечные семена для посадки. Кроме того, быть на свежем воздухе и много двигаться — хороший способ потренироваться.
Другим аспектом физического развития является сенсорная стимуляция, которую вы можете испытать в саду. Вода является важной частью работы в саду, и, если вашему ребенку больше ничего не нравится, игра со шлангом или поливом может стать изюминкой. Также интересно чувствовать текстуру почвы или листьев растений, а также запах свежего сада и его растений.
Конечно, большинство садов представляют собой визуальный взрыв цветов, тонов и оттенков. Если вы сажаете съедобные растения, это одна из немногих областей, где вы можете безопасно использовать чувство вкуса вашего ребенка. Дети часто охотнее пробуют новую пищу, если они участвовали в процессе ее выращивания.
Грамотность тоже может быть частью садоводства. Изучение названий различных растений и чтение их требований к росту на упаковках семян или растений — это деятельность по обучению грамоте. Другим занятием по чтению/письму может быть составление карты вашего сада или двора и обозначение растений в нем. Карта области, которую вы сажаете, может быть очень полезной, когда эти семена начинают прорастать, и вы не уверены, какой из них является сорняком, а какой овощ или цветок, который вы посадили!
Когнитивное развитие связано с интеллектуальными навыками, такими как запоминание и анализ информации и прогнозирование результатов. Вы можете сделать много этого в своем саду с детьми. Задавая открытые вопросы о том, что вы уже сделали в своем саду и что, по их мнению, вам следует делать дальше, вы помогаете им продумать процессы подготовки почвы, посадки, полива и прополки. Попросите их рассказать вам о различиях между различными растениями, которые вы выращиваете, или о различных частях самих растений. Покажите им растение целиком — корни, стебель, листья, цветы и семена — или позвольте им нарисовать растение на разных стадиях роста.
Наконец, совместная работа в саду с детьми — это время единения. Вы устанавливаете связи с детьми и создаете воспоминания о своем опыте в саду. В то время как ваши дети учатся любить выращивать вещи на всю жизнь, вы больше узнаете о своих детях — как они думают, что им нравится и не нравится и насколько они на самом деле способны. Ваши растения могут создать красивую среду, будь они в саду, на приподнятой грядке или в горшке, и вы и ваши дети будете наслаждаться каждым этапом процесса.
Для получения дополнительных идей о мероприятиях и статей о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения штата Мичиган.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
Была ли эта статья полезной для вас?
Упражнение: Разговор вместе: Знакомство с растениями: ресурсы для раннего обучения
Материалы
- диаграммная бумага
- маркер
- изображения растений (цветы, деревья, кусты, трава и т. д.)
- семян
Словарь
- окружающая среда
- завод
Стандарты
Стандарты MA:
Разговор и аудирование/SL.PK.MA.1: Участвуйте в совместных беседах с разными партнерами во время повседневных дел и игр.
Язык/L.PK.MA.1: Демонстрация использования устной речи в неформальной повседневной деятельности.
Language/L.PK.MA.6: Используйте слова и фразы, приобретенные в ходе разговоров, прослушивания книг вслух, занятий и игр.
Первые результаты
Развитие речи/восприимчивый язык: Обращает внимание на язык во время разговоров, песен, рассказов или других обучающих мероприятий.
Развитие языка/Выразительный язык: Использует язык для выражения идей и потребностей.
Руководство по обучению PreK:
Английская словесность/Язык 2: Активно участвуйте в обсуждениях, прислушивайтесь к идеям других, задавайте соответствующие вопросы и отвечайте на них.
Talk Together: Знакомство с растениями
© Содружество штата Массачусетс, Департамент раннего образования и ухода (фотограф Дженнифер Уодделл). Все права защищены.
Ключевые понятия STEM: Существует множество различных типов растений и семян; Некоторые растения начинаются с семян; Некоторые растения начинаются с луковиц; Растения растут во многих местах; Для роста растениям нужна вода, пища и солнечный свет; Растения растут там, где их потребности удовлетворяются; Растения часто растут в какой-либо грязи
ELA Focus Skills: Говорение и аудирование, словарный запас
Подготовка педагога: Перед тем, как собрать детей, обозначьте место на стене как «Стена для растений», куда вы можете повесить фотографии, рисунки и записи, сделанные детьми по всему блоку. . В верхней части области поместите метку «Стена растений». Повесьте картинки или фотографии на стену, чтобы они могли ссылаться на них, знакомя детей с темой растений.
Скажите детям, что они будут изучать и изучать различные типы растения . Объясните детям, что они узнают о различных видах растений, которые растут в их местной окружающей среде или в районе, в котором они живут. различные виды растений (травы, цветы, деревья, кустарники и др.). Скажите детям, что сегодня они пойдут на улицу исследовать растения. Напишите «Растения вокруг» на листе бумаги и попросите детей добавить новые идеи, которые они узнают о растениях по всему блоку.
Спросите детей,
- Считаете ли вы растения живыми существами? Почему или почему нет?
- Как вы думаете, чем растения похожи на другие живые существа?
В течение следующих нескольких недель вы поможете детям начать понимать, что растения, как и все живые существа:
- Имеют характеристики, которые можно наблюдать и описать
- Имейте части, которые помогут им выжить
- Имеют особые потребности в еде, воде и некотором количестве солнечного света
- Имеют жизненные циклы (производятся, растут, воспроизводятся и умирают)
- Проявляют разнообразие (существует много разных типов) и изменчивость (даже особи одного и того же типа проявляют различия)
- Зависят от окружающей среды в удовлетворении своих потребностей
- Взаимозависимы с другими живыми существами
Изучающие английский язык: Помогите детям понять значение слова окружающая среда , показывая изображения местности, изображения их родной среды и изображения других различных сред (например, побережья, гор, пустыни, леса, столица).