Разное

Развитие речи деревья и кустарники: Развитие речи Деревья и кустарники | План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа):

Конспект по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему: “Деревья. Кустарники” | План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа):

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 138 г. Липецка

Конспект занятия по развитию речи  

в подготовительной группе для детей с ЗПР

на тему «Деревья. Кустарники»

Подготовила:

учитель-дефектолог

                                                    Дорошина Е.Г.

г. Липецк 2021

Цели:

-Закрепить представления о распространенных деревьях и кустарниках, называть части и плоды, цвет коры, форму листьев.

-Учить составлять рассказ-сравнение по картинкам и по листьям;

-Учить употреблять единственное и множественное число существительных в сочетании с прилагательными;

-Упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных,

-Развивать умение согласовывать числительное с существительным

-Развитие навыка подбора антонимов.

-Воспитывать бережное отношение к природе и животным

-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

-Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода

– Поиск соответствующего понятия

Коррекционные задачи:

-Развивать непроизвольную память, мышление, восприятие, внимание

-Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание

Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев и кустарников

Ход занятия

Организационный момент
Игра «Повтори, не ошибись».
Дуб-рябина-береза, береза-ель-дуб, клен-рябина-ель, береза-дуб-рябина, ель-дуб-клен, дуб-клен-ель, ель-клен-береза.
Основная часть.
Беседа.
Дефектолог: Что вы назвали? (деревья)
Дефектолог: Какую пользу приносят деревья? (они очищают воздух)
А теперь мы посмотрим, какие деревья растут в наших лесах.
Дефектолог: Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Красная ягодка летом – горька, зимой сладка. На каком дереве растет? (рябина)
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (береза)
У какого дерева все детки с рождения в беретиках, когда с деревьев упадут, своих беретов не найдут. (дуб)
У какого дерева разные листья летом и ранней осенью зеленого цвета, а поздней осенью – желтого и красного? (клен)
Дефектолог выставляет на доску картинки – отгадки.
Дефектолог: Чем похожи все деревья между собой? (у них есть ствол, ветви, листья, корни.)

Беседа о деревьях по вопросам.

-Дерево это растение или животное?

-Чем отличается дерево от куста?

-Почему корни дерева уходят глубоко в землю?

-Что может расти на дереве?

-Какие деревья вы знаете?

«Скажи наоборот»

Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый. 

Дерево высокое, а кустарник         …

Один кустарник большой, а другой …

у ели ветки толстые, а у осины . ..

Бывают корни длинные, а бывают …

Игра «Есть -нет»

(Дети по очереди называют листочек, которого не стало: «Не стало березового листочка» и т.д.)

Дефектолог: Посмотрите, среди этих деревьев два дерева не похожи на другие.  Что это за деревья? (Сосна и ель)

Чем они отличаются от других деревьев?  (Ответы детей)

Береза, дуб, клен, рябина – осенью желтеют и роняют листья – это какие деревья? (Лиственные деревья).

А сосна и ель всегда зеленые и на ветках у них иголки – это какие деревья? (Хвойные деревья).

Игра «Лиственные или хвойные»

(Дифференциация: лиственные или хвойные деревья)

Дефектолог: Разложите картинки с изображением лиственных деревьев, а теперь хвойных.   (Дети выполняют самостоятельно)

Молодцы! Мы научились различать лиственные и хвойные деревья.

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья клена, листья ели,

Листья дуба мы соберем,

Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

«Хитрые вопросы»

Во что превратится дерево без веток, лес без деревьев?

Чего в лесу больше: деревьев или сосен?

«Назови, правильный признак: какой, какая?»

Лист березы — березовый; … рябины — рябиновый; … дуба — дубовый; … сосны — сосновый; … клена — кленовый;

«Назови предмет со словом “сосновый”

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

 мебель (какая?) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

«Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве. 

Физминутка «Дерево»

Ветер дует нам в лицо (дети машут руками)

Закачалось деревцо (дети покачиваются)

Ветер тише, тише, тише. (под слова приседают)

Деревцо все выше, выше. (Вытягиваются вверх)

«Закончи предложения»

В березянке растут..

В ельнике растут

В сосняке растут

Осень наступает после..

За сентябрем идет

Перед ноябрем идет

Октябрь идет после..

«Посчитай-ка»

На ровной поверхности ребенок раскладывает пальцы рук и, поднимая по одному, начиная с мизинца левой руки, проговаривает слова, соотнося их со счетом предметов:

Одно дерево — два дерева —три дерева – четыре дерева – пять деревьев – шесть деревьев – семь деревьев; одно высокое дерево — два высоких дерева…

Такая же работа проводится со словами: ветка, сосновая ветка, еловая шишка, могучий дуб.

ветка сосны — сосновая; … ели — еловая; … тополя — тополиная; … осины — осиновая; … липы — липовая.

«Исправь ошибку»

Осенью на деревьях появляются почки

Деревья закачались и подул ветер

Под дубом дети собирали шишки

Итог: Какие деревья мы сегодня рассматривали?  

Какую пользу приносят деревья?  (Они очищают воздух. Их плодами и семенами питаются птицы и животные).

Конспект занятия по развитию речи (6-7 лет) “Кустарники и деревья”

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

Тема: «Деревья и кустарники»

 

Подготовила: учитель-дефектолог

Грицищук Елена Борисовна

 

 

 

Тема: Деревья и кустарники.

Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.

Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые деревья, хвойные деревья.

Учить различать деревья и кустарники.

Развивать связную речь. Работать над грамматическим строем речи, дикцией. Развивать память, внимание. Продолжать развивать сенсорные способности.

 

Материалы и оборудование: зеркало; картинки с изображением деревьев: береза, липа, дуб, клен, ель, сосна, яблоня, слива, груша, жасмин, сирень, шиповник, красная смородина, малина, черная смородина; Д/игра «С какого дерева лист?»; Д/игра «Осенний букет», цветные карандаши.

 

Ход занятия.

 

1.     Организационный момент. Приветствие.

Цель: формировать положительное отношение к занятию.

 

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утором, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

Ушки слушают.

Ручки хлопают.

Ножки топают.

Ура, мы проснулись!

 

2.     Дыхательная гимнастика.

Цель: развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, выработка правильного речевого дыхания.

2.1.          «Дерево»

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены.

1 – поднять руки над головой (вдох), пауза 3 секунды. Затем, покачивая руками, произнести звук (ш).

2– Опустить руки вниз («ветер затих»). Повторить 3-4 раза.

 

2.2. «Береза»

И.п.: ноги врозь, руки опущены.

1 – поднять руки через стороны вверх, подняться на носках (вдох).

2 – руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох).

Повторить 2-3 раза.

 

2.3.«Эхо в лесу»

И.п.: о.с.

1 – сложить руки рупором у рта (вдох).

2 – на выдохе громко произносить: «А-а-а-у-у-у!».

3 – сложить руки рупором у рта (вдох).

4 – на выдохе тихо произносить: «А-а-а-у-у-у!».

Повторить 2-3 раза.

 

2.4.«Звуки леса»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.

2 –  на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку».

3  – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.

4 –  на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук».

5 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.

6 – на выдохе произносить несколько раз: «Стрр – стрр».

Повторить 2-3 раза.

 

3.Артикуляционная гимнастика.

 

4.Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук.

«Деревья»

Всем в лесу на удивленье

Трут ладони друг о друга

Разные растут деревья

Открывают ладони и растопыривают пальцы

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

Соединяют локти – «ствол»,

Раскрывают ладони – «крона»

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

«Фонарики» с движением сверху вниз.

Как во полюшке былинка

Тонкая растет осинка.

Показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы.

Липа цветом зацвела,

Собирают пальцы в щепотку – «бутон».

Пчелок в гости позвала.

Делают круговые вращения ука- зательным пальцем – «пчелы летят».

 

Ель иголки распушила

Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы.

И грибочки все закрыла.

Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.

Шелестят листвой деревья,

Трут ладони друг о друга – «шуршат».

Словно разговор ведут,

Стряхивают ладони

Руки – ветви распустили

Птичек в гости к себе ждут.

Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц.

 

 

Развитие речи.

 

5.Отгадай загадку.

Цель: Развитие внимания, логического мышления. Обогащение словаря.

 

Детям предлагается отгадать загадку и найти картинку-отгадку.

Ø Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки.

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

                                         (Береза)

 

Ø Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем!

                                        (Дуб)

Ø Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год

                                         (Ель)

 

Ø Куст с шипами, куст колючий.

Но совсем, совсем не злючий!

Розой он цветет прелестной,

Ягод нет его полезней!

                                           (Шиповник)

 

Ø Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус!

                                          (Черная смородина)

 

Ø Листья плотные, да лаковые.

Плоды желтые, да лакомые.

Ее скорее скушай,

Созрела значит…

                                           (Груша)

 

Ø Так бывает каждый год:

Весною ранней он цветет,

И будто солнышка привет,

Его душистый нежный цвет.

Ароматен он, пригож,

И на солнышко похож.

Привлекает пчел и ос

Мой любимый…

                                           (Абрикос)

 

Ø Стоит чудо-дерево,

На дереве – мячики:

Летом – зеленые,

Осенью – румяные.

                                           (Яблоня)

 

Ø В шубе летом,

А зимой – раздеты.

                                       (Деревья)

 

Ø Рассмотреть картинки с изображением деревьев и кустарников.

Ø Объяснить, что деревья бывают лиственные, хвойные, садовые. Отметить: строение деревьев (корень, ствол, ветви, листья, плоды (у лиственных), хвоя (у хвойных).

Ø Рассмотреть картинки с изображением кустарников. Отметить, что кустарники бывают садовые и декоративные. Объяснить их отличия. Отметить: строение кустарников (корень, ветки, листья, плоды).

Ø Словарная работа: объяснить почему березу называют белоствольной, а иву – плакучей.

Ø Сравнить деревья и кустарники. Отметить их отличия.

Ø Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.

Ø Обратить внимание, что осенью листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

Ø  

 

5.1.           Упражнение «Назови ласково».

Цель: Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

 

Береза – березка, березонька.

Дуб – будок, дубочек.

Осина – осинка.

Рябина – рябинка, рябинушка.

Ель – елочка.

Яблоня – яблонька.

И т.д.

 

5.2.          Упражнение «Один-много».

Цель: Употребление существительных множественного числа в родительном падеже (с использованием наглядного материала).

 

Одна береза – много берез.

Один дуб – много дубов.

И т.д.

 

5.3.          Д/игра «С какого дерева лист?»

Цель: Закрепить умение определять, с какого дерева лист. Развивать внимание, умение находить нужную картинку. Развивать речь (образование относительных прилагательных).

 

Ребенку предлагаются картинки с изображением деревьев и отдельные картинки с изображением листочков с этих деревьев. Ребенок должен определить, с какого дерева лист, назвать его и лист.

 

Например:   

Это береза.  Лист берзовый.

И т.д.

 

5.4.          Упражнение «Подскажи словечко».

Цель: Употребление предлогов.

 

Педагог читает текст, показывает картинку. При чтении текста, на месте пропуска делается пауза. Ребенок должен вставить слово.

 

Белочка сидела … (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась … (с) дерева. Орешек лежал … (под) листочком. Белочка схватила орешек и спряталась … (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что … (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошкли ближе … (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла … (на) дерево. Она спряталась … (в) дупле.

 

 

5.5.           Упражнение «Скажи наоборот».

Цель: Упражнять в подборке антонимов.

 

У сосны иглы длинные, а у ели – …

У клена листья большие, а у березы – …

У березы ствол светлый, а у клена – …

У буда ствол толстый, а у березы – …

Дерево высокое, а куст – …

И т.д.

 

5.6.          Упражнение «Расскажи о дереве».

Цель: Учить составлять рассказ о дереве с использованием схемы. Развивать связную речь. Пополнять словарный запас.

 

6.        Динамическая пауза.

Цель: Снятие статического напряжения. Развитие крупной моторики.

 

Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.

 

Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх. То же самое на другой ноге.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Наклоны корпуса вперед-назад.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

 

Рывки руками перед грудью.

Ветки гнутся взад-вперед,

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Приседания.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Дети идут на места.

 

7.        Развитие мыслительных процессов.

7.1.          Упражнение «Реши задачу».

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления.

Ствол дуба толще, чем ствол осины.

А ствол осины толще, чем ствол березы.

Что толще: ствол дуба или ствол березы?

 

7.2.          Упражнение «Найди все листочки».

    Цель: Развитие внимания, умения различать и называть листья деревьев.

7.3.          Упражнение «Лабиринт».

Цель: Развивать внимание, мелкую моторику.

Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзину листья.

Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? (Белочка нашла зеленый дубовый лист). И т.д.

 

7.4.          Дидактическая  игра «Четвертый лишний».

Цель: Развивать внимание, логическое мышление, умение обосновывать свой выбор.

8.        Продуктивная деятельность.

8.1. Рисование ладошками «Осеннее дерево» (коллективное).

Цель: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета. Прививать интерес к творчеству, самостоятельности.

9.         Итог занятия.

Вопросы:

О чем мы сегодня беседовали?

Что нового ты узнал сегодня на занятии?

Что тебе понравилось на занятии? Почему?

 

10.     Домашнее задание.

Задание по теме занятия.

 

Работа в саду с маленькими детьми помогает их развитию

Китти Батчер, Расширение Мичиганского государственного университета, и Джанет Плетчер, Общественный колледж Лансинга –

Работа в саду с детьми дает им навыки, которые помогут развитию вашего ребенка. Вы и ваши дети будете наслаждаться каждым этапом процесса.

Маленькие дети могут тренировать двигательные навыки, навыки управления телом и навыки управления объектами в саду.

Май — идеальное время года в Мичигане, чтобы вместе с детьми заняться садоводством. Садоводство с детьми обеспечивает идеальное сочетание навыков и задач для развития вашего ребенка. Например, садоводство — это отличное упражнение для физического развития.

Маленькие дети могут тренировать двигательные навыки, навыки управления телом и навыки управления объектами, перемещаясь с одного места на другое с инструментами, землей и водой. Они будут двигать свои тела, используя большие мышцы, а также использовать мышцы для балансировки и управления объектами. Навыки мелкой моторики, такие как хватание всей рукой и хватание клешнями (необходимые навыки письма), используются в садоводстве, когда дети используют совок или грабли и собирают крошечные семена для посадки. Кроме того, быть на свежем воздухе и много двигаться — хороший способ потренироваться.

Другим аспектом физического развития является сенсорная стимуляция, которую вы можете испытать в саду. Вода является важной частью работы в саду, и, если вашему ребенку больше ничего не нравится, игра со шлангом или поливом может стать изюминкой. Также интересно чувствовать текстуру почвы или листьев растений, а также запах свежего сада и его растений.

Конечно, большинство садов представляют собой визуальный взрыв цветов, тонов и оттенков. Если вы сажаете съедобные растения, это одна из немногих областей, где вы можете безопасно использовать чувство вкуса вашего ребенка. Дети часто охотнее пробуют новую пищу, если они участвовали в процессе ее выращивания.

Грамотность тоже может быть частью садоводства. Изучение названий различных растений и чтение их требований к росту на упаковках семян или растений — это деятельность по обучению грамоте. Другим занятием по чтению/письму может быть составление карты вашего сада или двора и обозначение растений в нем. Карта области, которую вы сажаете, может быть очень полезной, когда эти семена начинают прорастать, и вы не уверены, какой из них является сорняком, а какой овощ или цветок, который вы посадили!

Когнитивное развитие связано с интеллектуальными навыками, такими как запоминание и анализ информации и прогнозирование результатов. Вы можете сделать много этого в своем саду с детьми. Задавая открытые вопросы о том, что вы уже сделали в своем саду и что, по их мнению, вам следует делать дальше, вы помогаете им продумать процессы подготовки почвы, посадки, полива и прополки. Попросите их рассказать вам о различиях между различными растениями, которые вы выращиваете, или о различных частях самих растений. Покажите им растение целиком — корни, стебель, листья, цветы и семена — или позвольте им нарисовать растение на разных стадиях роста.

Наконец, совместная работа в саду с детьми — это время единения. Вы устанавливаете связи с детьми и создаете воспоминания о своем опыте в саду. В то время как ваши дети учатся любить выращивать вещи на всю жизнь, вы больше узнаете о своих детях — как они думают, что им нравится и не нравится и насколько они на самом деле способны. Ваши растения могут создать красивую среду, будь они в саду, на приподнятой грядке или в горшке, и вы и ваши дети будете наслаждаться каждым этапом процесса.

Для получения дополнительных идей о мероприятиях и статей о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения штата Мичиган.

Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).

Была ли эта статья полезной для вас?


Упражнение: Разговор вместе: Знакомство с растениями: ресурсы для раннего обучения

 

Материалы

  • диаграммная бумага
  • маркер
  • изображения растений (цветы, деревья, кусты, трава и т. д.)
  • семян

Словарь

  • окружающая среда
  • завод

Стандарты

Стандарты MA:

Разговор и аудирование/SL.PK.MA.1: Участвуйте в совместных беседах с разными партнерами во время повседневных дел и игр.
Язык/L.PK.MA.1: Демонстрация использования устной речи в неформальной повседневной деятельности.
Language/L.PK.MA.6: Используйте слова и фразы, приобретенные в ходе разговоров, прослушивания книг вслух, занятий и игр.

Первые результаты

Развитие речи/восприимчивый язык: Обращает внимание на язык во время разговоров, песен, рассказов или других обучающих мероприятий.
Развитие языка/Выразительный язык: Использует язык для выражения идей и потребностей.

Руководство по обучению PreK:

Английская словесность/Язык 2: Активно участвуйте в обсуждениях, прислушивайтесь к идеям других, задавайте соответствующие вопросы и отвечайте на них.

Talk Together: Знакомство с растениями

© Содружество штата Массачусетс, Департамент раннего образования и ухода (фотограф Дженнифер Уодделл). Все права защищены.

Ключевые понятия STEM: Существует множество различных типов растений и семян; Некоторые растения начинаются с семян; Некоторые растения начинаются с луковиц; Растения растут во многих местах; Для роста растениям нужна вода, пища и солнечный свет; Растения растут там, где их потребности удовлетворяются; Растения часто растут в какой-либо грязи

ELA Focus Skills:  Говорение и аудирование, словарный запас

Подготовка педагога: Перед тем, как собрать детей, обозначьте место на стене как «Стена для растений», куда вы можете повесить фотографии, рисунки и записи, сделанные детьми по всему блоку. . В верхней части области поместите метку «Стена растений». Повесьте картинки или фотографии на стену, чтобы они могли ссылаться на них, знакомя детей с темой растений.

Скажите детям, что они будут изучать и изучать различные типы растения . Объясните детям, что они узнают о различных видах растений, которые растут в их местной окружающей среде или в районе, в котором они живут. различные виды растений (травы, цветы, деревья, кустарники и др.). Скажите детям, что сегодня они пойдут на улицу исследовать растения. Напишите «Растения вокруг» на листе бумаги и попросите детей добавить новые идеи, которые они узнают о растениях по всему блоку.

Спросите детей,

  • Считаете ли вы растения живыми существами? Почему или почему нет?
  • Как вы думаете, чем растения похожи на другие живые существа?

В течение следующих нескольких недель вы поможете детям начать понимать, что растения, как и все живые существа:

  • Имеют характеристики, которые можно наблюдать и описать
  • Имейте части, которые помогут им выжить
  • Имеют особые потребности в еде, воде и некотором количестве солнечного света
  • Имеют жизненные циклы (производятся, растут, воспроизводятся и умирают)
  • Проявляют разнообразие (существует много разных типов) и изменчивость (даже особи одного и того же типа проявляют различия)
  • Зависят от окружающей среды в удовлетворении своих потребностей
  • Взаимозависимы с другими живыми существами

Изучающие английский язык: Помогите детям понять значение слова окружающая среда , показывая изображения местности, изображения их родной среды и изображения других различных сред (например, побережья, гор, пустыни, леса, столица).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *