Развитие речи 3 класс задания: Задания для развития речи. 3 класс
Комплекс упражнений по развитию речи младших школьников
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, – систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.
Комплекс упражнений по развитию речи младших школьников.
1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Задание: Разделите текст на предложения. Поставьте нужные знаки препинания.
№ 1. На празднике ёлки
Наступает любимый праздник детворы в школе будет утренник ребята готовят костюмы маски головные уборы, мальчики вырезают очки из бумаги девочки шьют юбки платья из марли и вот зимний бал в зале гремит музыка лёгкие снежинки кружат в танце трудно узнать ребят на маскараде кто в костюме Емели кто в шляпе в сапогах Золушка в пляске потеряла хрустальную туфельку принц побежал по лестнице за неизвестной красавицей бал был в разгаре радости детей не было конца. (75)
№ 2. Родничок
Из-под каменистого берега бьёт родник его открыли охотники они вырыли лунку, обложили камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у тропы выкладывают колодец путник может утолить жажду родник в горах называют именем человека, открывшего его. (66)
2. Деление сплошного текста на абзацы.
Задание: Поделить текст на абзацы.
№ 1. Ягодные места
Земляника любит расти по лесным вырубкам, светлым местам. Найдёшь ягоды алые, душистые около лесных пней. Не всякий кустик может расти в еловом тенистом лесу. А вот черники там очень много. Черничный кустик может жить много лет. Адрес клюквы – болото, где растёт мох. У клюквы стебли стелются. Они поднимаются вместе с мохом и всплывают на воде. Ягоды созревают и лежат во мху, словно красные бусы. (64)
№ 2. Строитель
Во дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики строили крепость. Всем было весело. Вдруг в стороне они заметили другого мальчика. Он копался в глине, макал в воду красные руки. Он строил высокие дома. Мальчики подошли к нему и стали ногами ломать постройки. Малыш молчал. Вот рухнула последняя стена. Весельчаки ушли. На другой день малыш сидел на том же месте. Он старательно строил дом. (62) (По В. Осеевой)
3. Составление связного текста из данных абзацев.
Задание: Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.
№ 1. Дедушка Крылов
У его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда на площадке играет детвора. Она рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, героев его басен – разных зверей и птиц.
Прошло много лет. Но басни Ивана Андреевича Крылова знают, любят и ценят.
Строки из многих его басен давно стали пословицами и поговорками.
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. (65)
№ 2. Золотой дождь
Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотыми.
Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.
Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото. (По Н. Сладкову)
4. Составление связного текста из данных предложений.
Задание: Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.
№ 1. Наши наблюдения
Мы видели нежные лепестки пиона, красные головки мака.
Кончились они поздней осенью, когда опали листья с клена ясеня вяза тополя и других деревьев.
Нам нравилось наблюдать, как на чистой лилии дрожат капельки росы.
Весной летом и осенью мы всем классом изучали растительность нашей местности.
Восхищались мы и пестрым ковром полевых цветов.
Начались наши наблюдения ранней весной, когда мы увидели первые цветы.
Задание: Поставьте недостающие знаки препинания.
№ 2.
Воздух был удивительно чист.
Головка и спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.
Вижу: на одном из деревьев дятел пристроился.
Выпал первый снег.
На чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.
Земля, ветки кустов, деревья – всё белое и пушистое.
Шёл я по лесу в эту пору.
Какой он нарядный! (По Г. Скребицкому)
Задание: Озаглавьте получившийся рассказ.
5. Составление связного текста из деформированных предложений. Задание: Составьте и запишите связной текст из деформированных предложений. Подберите к нему название.
№ 1.
зимнее, заиграло, янтарным, зажгло; снега, светом, над, солнышко,
взошло, лесом, и
от, луча, солнечного, засверкал, снежный, на, оконном, узор, стекле,
огоньком, ярким
на, затейливом, следы, снегу; переплетаются, белом, узором, птиц
№ 2.
мальчик, фырканье, слышать, зверя
вот, травы, нос, из, зверь, высовывать, мокрый
долго, воздух, нюхать, дрожать, и, от, жадности, нос
из, показываться, сначала, травы; мордочка, острая, потом, а, шкурка, полосатая
зарослей, из, вылезать, барсук, маленький
поджимать, он, лапу, внимательно, и, смотреть, меня, на
Задание: Изменить выделенные слова по смыслу.
6. Свободные диктанты
Задание: Прочитайте (прослушайте) текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.
№ 1. Пшеничный колосок
1. Брат у Сережи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует там день и ночь. Кругом камень.
2. Однажды брат попросил Сережу прислать ему колосок пшеницы.
Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?
3. Сергей пошел на поле и сорвал колос. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Сережа, и сразу догадался, почему брат колосок попросил. (78)
(По В. Сухомлинскому).
Слова для справок: охраняет, бушует, начиналось, зачем, нужен, в себе, пошел, которая, начинается, его.
№ 2. Воробей
1. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
2. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.
3. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой своё детище. Всё его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.
4. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. (По И. Тургеневу)
Слова для справок: неподвижно, детище, трепетало, замирал, жертвовал.
7. Рассказ с элементами описания.
№ 1. Нарядная птица
Я сел отдохнуть на молодую травку. Заглушил мотор машины.
На дорогу вылетела сорока. У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья, хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на ней не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Сорока редко когда спокойно сидит, всё больше суетится. Ловкая, подвижная птица и очень нарядная.
Пошла колонна машин. Птица вспорхнула и полетела к лесу.
Задание: Найдите в тексте и выпишите описание сороки.
№ 2. Дивный цветок
Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски.
Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминало солнце.
Растение любило тепло и всегда поворачивало свое лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали – подсолнечник. По имени яркого солнышка. (81) (По Е. Пермяку)
Задание: Найдите в тексте и выпишите описание подсолнечника.
8. Выборочное выписывание из текста по заданию.
№ 1. Ель
Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости.
Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник!
Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73)
Задание: Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорится, какую пользу приносит ель.
№ 2. Каким бывает снег
Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.
В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.
Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.
Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (81) (По С. Иванову)
Задание: Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания снега. Выпишите их.
9. Письменные ответы на вопросы.
Задание: Записать ответы на вопросы.
№ 1.
Воробей поселился у окна моей комнаты. Я назвал его Филька. Он с большой осторожностью знакомился со мной. Около рамы висел колокольчик. Звон его забавлял Фильку. Он сам стал пробовать дёргать за шнурок.
Я наблюдал за воробьём. Его мастерство росло с каждым днём. Скоро он стал хорошим звонарём. Я давал ему за это вкусные семечки.
Вопросы:
Где поселился воробей?
Как он знакомился со мной?
Что висело около моего окна?
Как Филька отнёсся к звону колокольчика?
Что я заметил, наблюдая за птицей?
Чем я кормил воробья?
№ 2. Враги змей
Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают со змеями в бой. Особенно ловко расправляется со змеёй еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.
Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.
В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок – и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (82) (По Н. Коростелеву)
Вопросы:
Как расправляется со змеей еж?
Каков внешний вид мангусты?
Как мангуста побеждает очковую змею?
10. Составление краткого рассказа.
№ 1. Как белка готовится к зиме
В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.
В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опята. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.
Поздней осенью переменит белка свое рыженькое платье на серую зимнюю шубу. В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.
Шустрая белка – самый веселый и проворный зверек в наших лесах. (83)
(По И.Соколову – Микитову)
Задание: Какова главная мысль рассказа. Прочитайте первую часть текста.
Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.
Прочитайте вторую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.
Прочитайте третью часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.
№ 2. Птенчик
Буря сбила с дерева гнездо. На земле лежал птенчик. Он махал крыльями, но взлететь не мог. Лапка зацепилась за сучья. Птенец раскрывал свой длинный клюв и кричал мол
Тут появился кот Васька. Хвост у него встал трубой, глаза загорелись зелёным огнём. Кот был готов к прыжку. Костя оттолкнул кота ногой и освободил птенца.
Он принес его домой и посадил в клетку. Брат в огороде накопал червей. Мальчик накормил птицу. Каждый день он выпускал птенца, но тот ещё не мог летать. Ваську в это время запирали в чулане. (87)
Слова для справок: сбила, загорелись, в это время, запирали.
Задание: Какова главная мысль рассказа?
Прочитайте первую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.
Проделайте такую работу над отдельными частями текста. Запишите текст кратко.
11. Творческий диктант.
Задание: Допишите предложения.
№ 1.
Пришла зима. Пушистый снег укрыл поля, луга … . На реках и озёрах лёд прозрачный, как … . Снежинки сверкают, как … . Ели и сосны стоят в снегу, будто надели … и … . Деревья разукрасили инеем, точно … .
№ 2.
Был … день. Смотрю на … небо. По небу плывут … облака. Высоко под облаками кружат … ласточки. Со звонким свистом проносятся … стрижи.
12. Составление текста по опорным словам (словосочетаниям).
Задание: Составьте текст, используя данные слова (словосочетания)
№ 1. День в парке
Утренние заморозки, осенний наряд, разноцветные листья, праздник у березы, чудесное настроение.
№ 2.
Задание: Составить текст из данных слов (словосочетаний). Подобрать к нему название.
Лето, деревня, огород, сад, укроп, салат, морковь, петрушка, яблони,
груши, ягоды, огород.
13. Составление текста по данному началу или по его концу.
Задание: Напишите рассказ по его началу.
№ 1.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
№ 2.
По листьям дождь шуршит. Листья мокрые и блестящие! Капельки с них скатываются в траву. …
Ночью был сильный мороз. Лужи замёрзли. Появился гладкий прозрачный лёд. Выбежали ребятишки во двор. …
14. Редактирование текста.
Задание: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами.
№ 1. Дятел
Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен звук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.
№ 2. Лиса
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
15. Запишите предложения, подбирая более точное слово.
№ 1.
У ручья (вымахала, выросла) красавица роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) соловей. Он (уставился, смотрел) на розу и (расхваливал, воспевал) её красоту. Соловьиные (трели, песни) звучали над ручьём. Ручей вторил им тихим (звоном, журчанием, бульканьем).
№ 2. Встреча на дороге.
С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал, выскочил) лисёнок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.
Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в чёрных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!
Развитие речи 3 класс. | Рабочая программа на тему:
Пояснительная записка.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования на основе программы курса «Речь» Т. Н. Соколовой. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы по развитию речи обусловлена внедрением в учебный процесс ФГОС НОО.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Программа курса «Школа развития речи»» направлена на решение данной проблемы и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель занятий, проводимых по данной программе, – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания ( игры – загадки, игры – задачи и т. )
Занятия по развитию речи проводятся в рамках внеурочной деятельности два раза в неделю. 34 недели-68 часов
ПРОГРАММА «ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ» 3 КЛАСС.
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно – выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст.
Тема, микро тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
- Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Методическое пособие. 3 класс.- М.: РОСТ 2012
- Т. Н. Соколова. Школа развития речи. Рабочая тетрадь в 2-х ч. – М.: РОСТ 2013
- Т.Н. Соколова. Учимся писать сочинение и изложение. Рабочая тетрадь в 2-х ч. Рост 2013
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
– Классная магнитная доска
– Ноутбук учителя
– Многофункциональное оборудование
– Ноутбуки учащихся
– Мультимедийный проектор
– Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
3. Оборудование класса
– Ученические столы двухместные с комплектом стульев
– Стол учительский с тумбой
– Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
– Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Хочу говорить правильно» 3 класс.
№ | тема | Решаемые проблемы (цель) | Основные понятия | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | дата | дата |
1 | Повторить изученное о многозначных словах; развивать логическое мышление и воображение. | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов | Вспомнят, что в русском языке есть слова, которые имеют несколько значений, научатся распознавать такие слова в тексте | Ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач; использовать речь для регуляции своего действия | |||
2 | Повторить изученное об омонимах, омоформах и омофонах; развивать внимание и логическое мышление | Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение Омоформы, омофоны | Научатся различать омонимы, омоформы и омофоны, находить их в тексте | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера высказывания | |||
3 | Повторить понятие «фразеологизм»; развивать память, логическое мышление | Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей | Вспомнят, что такое фразеологизмы, научатся объяснять их смысл, узнают русские и иноязычные фразеологизмы | Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; слушать собеседника | |||
4 | Продолжить работу над понятием «сравнение»; отрабатывать навыки подбора и употребления сравнений в устной и письменной речи; развивать память, мышление, воображение | Сравнения делают нашу речь выразительной, красивой. | Узнают, для чего поэты и писатели в своих произведениях используют сравнения; научатся составлять предложения описательного характера с использованием сравнений | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
5 | Продолжить работу над понятием «олицетворение»; отрабатывать навыки употребления олицетворений в устной и письменной речи; развивать воображение. Логическое мышление | Олицетворение – это прием «оживления» предметов в произведениях | Научатся находить олицетворения в произведениях и употреблять их в речи | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критериев успешности | |||
6 | Познакомить с эпитетами | Эпитеты, их роль в речи. | Научатся употреблять эпитеты в устной и письменной речи | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; осуществлять поиск необходимой информации; уметь обращаться за помощью | |||
7 | Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой; выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи; развивать память, воображение | Нейтральные и эмоционально окрашенные слова | Узнают нейтральные и эмоционально окрашенные слова, научатся их различать и употреблять в речи | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
8 | Познакомить учащихся с заимствованными словами; развивать внимание, память | Слова – иностранцы | Узнают, откуда появились некоторые слова в русской речи | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; осуществлять поиск необходимой информации; уметь обращаться за помощью | |||
9 | Познакомить с разделом языка – этимологией; продолжить разговор о происхождении и появлении слов в языке; развивать внимание, память | Раздел языка – этимология | Познакомятся с этимологией, научатся с её помощью определять происхождение слов | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
10-12 | Познакомить с происхождением имен, отчеств, фамилий; развивать память, логическое мышление | Происхождение имён, отчеств, фамилий. Их значение | Узнают, когда на Руси появились имена, которые мы носим | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
13 | Познакомить с наукой топонимикой, которая изучает происхождение географических названий – топонимов | Топонимы. Топонимика | Познакомятся с наукой, изучающей происхождение географических названий | Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; слушать собеседника | |||
14 | Познакомить с понятием «устаревшие слова» | Устаревшие, исчезнувшие слова | Познакомятся с некоторыми устаревшими и исчезнувшими словами русского языка | Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; слушать собеседника | |||
15-16 | Познакомить с творчеством В. М. Васнецова; учить сочинению – описанию картины | Творчество В.М. Васнецова. Просмотр репродукции картины «Богатыри». Сочинение описание. | Научатся писать сочинение по картине | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
17 | Проверить знания, умения, навыки по пройденному материалу | Применять полученные знания | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критериев успешности | ||||
18-20 | Повторить признаки типов текстов; развивать внимание. Память | Признаки текста. Типы текста | Повторят, что такое текст, научатся определять типы текста и различать их | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
21-24 | Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения опорных слов; развивать внимание, память. | Текст, опорные слова | Научатся выделять в тексте опорные слова и с их помощью пересказывать текст | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками | |||
25-28 | Продолжить работу над связью слов в тексте; закреплять навыки работы с деформированным текстом; развивать логическое мышление, память | Деформированный текст | Умение находить связь между предложениями в деформированном тексте | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
29-30 | Познакомить с творчеством И. И. Шишкина; учить сочинению – описанию картины | Творчество И.И. Шишкина. Просмотр репродукции картины «Сосновый бор». Сочинение описание. | Научатся писать сочинение по картине | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
31-33 | Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте | Что такое цепная связь? | Научатся строить предложения, используя способ цепной связи | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
34-39 | Научить детей писать изложение | Последовательное изложение заданного текста | Научатся писать изложение с помощью опорных слов | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
40-42 | Познакомить с параллельной связью предложений в тексте | Единая тема предложений | Научатся составлять из данных предложений текст с параллельной связью | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
43-44 | Познакомить с творчеством В. Е. Маковского; учить определять и употреблять связь между предложениями в тексте; развивать воображение и логическое мышление | Творчество В.Е. Маковского. Просмотр репродукции | Научатся правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте; писать сочинение по картине | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
45-48 | Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений; развивать внимание и логическое мышление | Типы текстов. Глаголы. Временной план текста | Научатся определять, от чего зависит выбор временного плана в тексте; ставить глаголы в тексте в нужную форму | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
49-52 | Познакомить с творчеством И. И. Левитана. Научить писать сочинение по его картинам | Просмотр картин И.И. Левитана. Сочинения описания | Научатся рассматривать картины и писать по ним сочинения | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
53-56 | Продолжить работу над составлением текстов по плану и опорным словам | Тема текста. Основная мысль. План | Научатся составлять тексты по плану и опорным словам | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
57-59 | Познакомить с понятием «стили речи» и с разновидностями стилей речи; развивать память, логическое мышление | Стили речи | Познакомятся с разновидностями стилей речи; научатся их различать | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
60-62 | Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии; развивать память. Мышление | Этикет. Спор, дискуссия. Культура общения | Научатся соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
63-64 | Познакомить с научным стилем, разъяснить, в какой области он используется | Стили письменной речи. Их различия. | Научатся различать стили речи | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию | |||
65-66 | Познакомить с разными видами словарей; продолжить обучение работе со словарём; развивать память, мышление | Первые словари на Руси. Толковые словари. Словари – справочники. | Научатся работать с различными словарями | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера | |||
67-68 | Проверить знания учащихся по пройденному материалу | Формулирование и удерживание поставленной задачи, составление плана и последовательности действий; адекватная самооценка |
3 класс – Язык | ТВО Узнайте
- Дом
- 3 класс
- Язык
Как использовать эти ресурсы
Программа TVO Learn создана для того, чтобы встречать каждого учащегося на его пути обучения. Учебные задания являются всеобъемлющими и требуют подсказок от взрослых, в то время как ресурсы для обучения, применение подсказок к обучению и списки словарного запаса хорошо подходят для закрепления конкретных навыков или для самостоятельного изучения предмета. Используйте эти полезные советы, чтобы получить максимальную отдачу от TVO Learn.
Обзор учебной программы
Развитие речи занимает центральное место в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии учащихся и должно рассматриваться как ключевой элемент учебной программы. Языковая программа основана на вере в то, что грамотность имеет решающее значение для ответственной и продуктивной гражданской позиции. Учебная программа разработана таким образом, чтобы дать учащимся знания и навыки, необходимые для достижения этой цели.
Для учащихся начальных классов язык возникает в результате прослушивания и разговора с другими, чтения взрослыми и взаимодействия с медиатекстами, такими как реклама, телевизионные программы, видеоигры, песни, фотографии и фильмы. Ожидания в отношении языка строятся на предшествующих знаниях и опыте, которые учащиеся привносят в классы из разных культур и языков. Настоящая целенаправленная речь — это не только важный компонент языковой программы, она должна проходить в течение всего дня учащегося и всей учебной программы, чтобы учащиеся могли устанавливать важные связи с реальным миром.
Языковая программа разделена на четыре направления:
- Устное сообщение
- Чтение
- Письмо
- Медиаграмотность
Хотите узнать больше? Посмотреть учебный план в формате PDF
Для получения ресурсов на французском языке посетите сайт idello.org
На этой странице:
Учебные мероприятия
Учебные мероприятия дают возможность более глубокого изучения предмета. Организованные по классам и темам (или направлениям), учащиеся должны проходить каждое учебное задание под руководством взрослого. Прежде чем щелкнуть тему, чтобы подготовиться или начать это руководство, обязательно прочитайте эти полезные советы о том, как получить максимальную отдачу от TVO Learn.
Учебные мероприятия дают возможность более глубокого изучения предмета. Организованные по классам и темам (или направлениям), учащиеся должны проходить каждое учебное задание под руководством взрослого. Прежде чем щелкнуть тему, чтобы подготовиться или начать это руководство, обязательно прочитайте эти полезные советы о том, как получить максимальную отдачу от TVO Learn.
Почти готово!
Чтобы получить доступ к этому учебному заданию, перейдите на эту страницу в браузере настольного компьютера или планшета.
Ресурсы для обучения
Эти ресурсы, выбранные преподавателями TVO, поддерживают изложенную выше учебную программу. Просмотрите приведенный ниже список вариантов вместе с действиями. Затем читайте, смотрите, слушайте или играйте, чтобы развить понимание и знания.
Имейте в виду, что при доступе к указанным ниже ресурсам вы покинете TVO Learn и войдете в другие домены TVO, на которые распространяются другие политики конфиденциальности и условия использования.
Выполните предлагаемые действия, используя эти ресурсы и другие ресурсы TVO.
Применить обучение
Выберите один из следующих вариантов, чтобы объединить обучение по всем направлениям учебной программы.
Создайте свои собственные определения для 20 слов из словарного списка.
Напишите абзац и, закончив, спросите себя: «О чем вы пишете?» и «Для кого вы пишете?»
Определите свою точку зрения на тему, а затем подумайте над следующим: «Какие подтверждающие детали вы указали в подтверждение своей точки зрения? Будет ли эта точка зрения принята другими? Почему или почему нет?”
Как ваш опыт работы с разнообразными текстами помогает вам как писателю? Каким образом разговор перед письмом полезен для вас? Как это помогает вам слушать, как кто-то другой читает ваше письмо?
Как ваши знания о чтении помогают вам писать? Как прослушивание или просмотр различных видов медиатекстов помогает вам генерировать идеи для письма?
Выберите текст по вашему выбору, а затем ответьте на следующие вопросы:
Как вы определите свою тему?
Какова цель вашего письма?
Какая форма лучше всего подходит для этой цели?
Кто будет вашей аудиторией?
Объясните, какие элементы видеоигры кажутся вам реалистичными и правдоподобными. Почему это? Вам ничего не показалось преувеличенным? Точно ли персонажи видеоигры отражают то разнообразие, которое вы видите в обществе?
Какие характеристики характерны для положительных образцов для подражания на телевидении?
«Чтение и написание рассказа после просмотра фильма дает вам новые идеи об увиденном?»
Запишите интервью с кем-нибудь, в котором вы спросите, что ему больше всего нравится. Используйте записывающее устройство по вашему выбору.
Если бы вы создавали фотоальбом своей жизни, какие фотографии вы бы туда включили?
Запас слов
Просмотрите этот список словарного запаса, связанного с учебным планом. Практикуйте правописание, исследуйте определения и находите эти словарные слова при использовании ресурсов TVO или выполнении учебных заданий.
Учащиеся должны понимать и уметь применять эти слова в контексте.
Ищете другую тему?
Выберите один из вариантов ниже, чтобы изучить другой предмет для 3 класса.
Математика
Посмотреть ресурсы
Наука и технологии
Посмотреть ресурсы
Используйте стрелки влево/вправо для навигации по слайд-шоу или проводите пальцем влево/вправо, если используете мобильное устройство
Чтение и словесность для 3 класса
Темы для чтения для 3 класса
Типичные темы, изучаемые в языковом искусстве для 3 класса, включают:
Акустика – используя силлабификацию, чтобы разбить слова на более мелкие декодируемые единицы.
Словарный запас и орфография — создание словарного запаса для 3 класса с упором на «выяснение» новых слов с помощью контекстных подсказок, изучение корневых слов и других навыков анализа слов.
Понимание прочитанного — типичные тексты для 3-го класса несколько длиннее, чем для 2-го класса, но акцент делается на большей сложности предложений и более сложном словарном запасе. Можно ввести словарный запас, не входящий в обычное употребление учащегося, а также более широкое использование научно-популярных текстов. Учащиеся могут делать больше выводов на основе текстовой информации и предшествующих знаний (например, эмоций или действий персонажей), делать и подтверждать выводы и делать выводы о причинно-следственных связях.
Грамматика и письмо — учащиеся пишут абзацы текста, уделяя особое внимание правильному использованию времен глаголов, согласованию подлежащего и глагола и правильному использованию запятых и союзов. Вводятся различные типы прилагательных и наречий.
Рабочие листы по словесности для 3 класса
Понимание прочитанного
Наши рабочие листы по чтению для 3 класса включают несколько групп текстов, за которыми следуют упражнения на понимание на основе текста: рассказы с уровнями, детские рассказы, басни. У нас также есть набор рабочих листов для понимания, посвященных конкретным темам, таким как “подведение итогов” или “цель автора”.
Словарные рабочие листы
Разнообразные упражнения, связанные с расширением словарного запаса и использованием слов, включая определения слов, контекстные подсказки, многозначные слова, омофоны и многое другое.
Рабочие листы по правописанию
Списки правописания слов для 3 класса, за которыми следуют различные упражнения для их отработки.
Грамматика и письмо
Рабочие листы для 3 класса, знакомящие учащихся с частями речи, пунктуацией и связанными с ними понятиями, которые образуют строительные блоки для написания правильных предложений. Акцент на типах предложений и правильном использовании запятых, глагольных времен и союзов.
Учебники по чтению для 3 класса
Полное описание наших учебников по словесности для 3 класса можно приобрести в нашем книжном магазине.
Понимание прочитанного, уровневые читатели Часть нашей серии уровневых считывателей от A до Z. |