Разное

Развитие памяти у детей: 9 способов развить память и внимание у ребенка

Развитие памяти у детей. Детская академия ITEC

Сегодня ученику средней школы приходится каждый день запоминать правила, теоремы, схемы, иноязычный лексикон и целые страницы литературного текста. Для надежной фиксации и усвоения такого объема знаний пригодятся эффективные приемы запоминания.

Группировка

Любой материал лучше и проще запоминается, если его разбить на части, группы. Например, в тексте можно всегда найти и запомнить по отдельности вступление, основную часть, заключение. Если информацию классифицировать по категориям, нагрузка на мозг сокращается во столько раз, на сколько элементов был разделен материал.

Ассоциация

Задайте ребенку вопрос: «Что тебе напоминает это понятие? Этот рисунок?» При этом не стоит критиковать и отвергать то, что говорит школьник, даже если вам эта ассоциация кажется ошибочной или неприемлемой. Вариант, предложенный ребенком, будет напрямую зависеть от его возраста, пола, уровня интеллектуального и эмоционального развития.

Опорные пункты

Любые сведения содержат нечто, что может послужить хорошей опорой для запоминания. В этой роли могут выступать даты, метафоры, нестандартные словосочетания, имена, новые или, наоборот, очень знакомые слова, интересный поворот событий.

Аналогии

Когда важна точность запоминаемой информации, используют принцип аналогии. Так, стоит выучить одно определение как образец, остальные легко ложатся в голову по аналогии.

Схематизация

Большой набор грамматических правил проще запомнить, изобразив его структурное содержание в виде наглядной, понятной ребенку схемы.

Достраивание материала

Разрозненную информацию (яркий пример – обилие иностранных слов) легче запоминать, объединив их в группы какими-либо придуманными смысловыми связками и добавив что-то от себя.

Структурирование

Иногда полезно найти внутри материала связи, за счет чего он будет восприниматься как целое.

Эмоциональность

Информация, которая вызывает положительные эмоции, фиксируется в сознании быстрее, надежнее и охотнее. Другими словами, стоит избегать эмоционально нейтрального, т.е. скучного материала. Создайте для ребенка приятную атмосферу хотя бы несколькими фразами: «Послушай, какое красивое слово, необычное и т. д.».

Начало и конец

В психологии широко используется так называемый эффект начала и конца. Суть его в том, что быстрее запомнится информация, которая освещается в начале и в конце занятия. То же самое: лучше отложится в голове начало и конец текста. Если этот эффект работает не на вас – самая ценная информация скрыта в середине – то попробуйте акцентировать на ней внимание ребенка, дайте установку: «Это нужно запомнить!» Подобные прямые обращения несут регулирующую задачу по отношению к памяти ребенка.

Смена деятельности

Это звучит странно, но лучше запоминаются незаконченные действия. Проведите эксперимент: не требуйте от ребенка «правильной» последовательности при выполнении домашней работы. Научите школьника ориентироваться в учебном материале и планировать свое обучение исходя из этого. Например, ребенок сначала читает учебник по одной дисциплине, а затем выполняет письменную работу по другому предмету. После этого он вновь возвращается к учебнику. Результат вас, скорее всего, удивит: многое запомнилось лучше. Проверьте на любом устном предмете: перечитав параграф по биологии после всех уроков, он запомнит его в максимальном объеме.

Развитие памяти у детей 2–3 лет. Детский центр “Оскар” Ростов-на-Дону

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, можно ли развить память ребенка в раннем возрасте? Развитие памяти заключается в качественных изменениях составляющих ее процессов и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе.

Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти, которые будут описаны далее. Современные методики включают в себя специальные комплексы упражнений, которые охватывают различные категории детей разных возрастов. Родителям следует понимать, что задания для развития памяти у подростков будут существенно отличаться от программы дошкольников и школьников младшего возраста. Но все они направлены на развитие и концентрацию внимания, тренировку памяти.

От чего зависят способности к запоминанию?

Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст – чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, – связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д. Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти. Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний – память развивается с увеличением объема знаний. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей – чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.

Особенности памяти дошкольника

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти. В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Прежде чем выбирать методику для развития памяти, следует сказать, что память бывает нескольких видов: зрительная, слуховая, сенсорная или тактильная, обонятельной, вкусовой. Кроме того различают кратковременную, долговременную и мгновенную память. Для каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры. Работая над собой нельзя уделять внимание какому-то одному виду памяти, лучше делать это комплексно, тогда и результаты будут куда лучше. Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик.

Методика Домана. Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.

Метод Шичида. Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.

Методика эйдетики. Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения. Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию. Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям.

Методика Тепляковой О.Н. Методика применяется в России тысячами родителей с 1978 года, и при этом она постоянно развивается. Методика позволяет гармонично и всесторонне развивать личность ребенка. Игры помогают научить малыша рисовать, лепить, клеить, читать, писать, считать, оперировать логическими понятиями, узнавать геометрические фигуры, петь, танцевать. Родители должны отдавать себе отчет в том, что насколько продуктивными и регулярными будут их занятия с малышом, настолько будут развиты его умственные способности. Даже банальные детские стишки-потешки, которые мама изо дня в день будет повторять ребенку, способствуют формированию базовых навыков и умений малыша.

Развитие памяти в младенчестве и детстве – 3-е издание

Содержание Описание книги

ISBN 9780367860370

442 страницы 16 ч/б иллюстраций

Опубликовано 17 мая 2022 г. к Психология Press


Бесплатная доставка (7-14 рабочих дней)
варианта доставки

Формат Электронная книга VitalSource в мягкой обложке, твердом переплете

фунтов стерлингов £ 44,99

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Запрос на печать Контрольная копия Добавить в список желаний

ISBN 9780367860332

442 страницы 16 ч/б иллюстраций

Опубликовано 17 мая 2022 г. к Психология Press


Бесплатная доставка (7-14 рабочих дней)
варианта доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource eBook

GBP £ 130.00

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Запрос на печать Контрольная копия Добавить в список желаний

ISBN 9781003016533

442 страницы 16 ч/б иллюстраций

Опубликовано 16 мая 2022 г. к Psychology Press


Узнайте об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

Также доступна в виде электронной книги по телефону:

  • Amazon Kindle открывается в новой вкладке или окне
  • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
    (покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Купить электронную книгу £ 44,99 40,49 фунтов стерлингов £ 44,99 Аренда на 6 месяцев 24,75 фунта стерлингов 24,75 фунта стерлингов 24,75 фунта стерлингов Аренда на 12 месяцев 29,25 фунтов стерлингов 29,25 фунтов стерлингов 29,25 фунтов стерлингов

  • Любой соответствующий налог с продаж будет применяться во время оформления заказа.

добавить в корзину

Запрос копии электронной книги Добавить в список желаний

Продолжить покупки

Развитие памяти в младенчестве и детстве представляет собой тщательное обновление и расширение предыдущего издания и предлагает новые исследования важных тем и идей, возникших в последнее десятилетие, таких как когнитивная нейронаука развития памяти. , автобиографическая память и инфантильная амнезия, а также когнитивные и социальные факторы, лежащие в основе памяти о событиях.

В этом томе Кураж и Коуэн собрали ведущих международных экспертов для обзора текущего состояния науки о развитии памяти в своих областях исследований. Они отмечают вопросы теории и фундаментальной науки, затронутые в их исследованиях, подчеркивают практическое применение этих результатов и предлагают программу будущих исследований. В книге также рассматриваются последствия их работы для развития нетипичных детей, в частности, как эти новые открытия могут быть адаптированы для обогащения жизни этих детей, а также для информирования и подтверждения наших текущих ожиданий индивидуальных различий в развитии типичных детей. Первая из трех групп глав посвящена основным нейробиологическим, перцептивным и когнитивным процессам, лежащим в основе памяти и ее развития (то есть кодированию, консолидации и хранению, извлечению). Вторая группа сосредоточена главным образом на социальных, контекстуальных и культурных факторах, которые обеспечивают, формируют и опосредуют эти основные процессы, в то время как остальные главы посвящены практическому применению этих знаний в реальных условиях и проблемах.

В книге представлен новый взгляд на развитие памяти, включая новые темы, такие как пространственное представление и пространственная работа, проспективная память, ложные воспоминания, память и культура. Этот классический, но современный том понравится студентам старших курсов и аспирантам, изучающим психологию развития и когнитивной психологии, а также психологам, занимающимся вопросами развития, которым нужен сборник ключевых тем по развитию памяти.

1. Когнитивный нейробиологический подход к изучению памяти

Трейси Риггинс и Патрисия Дж.

Бауэр

2. Развитие детской памяти

Кимберли Куэвас и Келси Дэвинсон

3. Репрезентативная гибкость у младенцев и детей младшего возраста

Харлин Хейн и Рэйчел Барр

4. Рабочая память младенцев и детей ясельного возраста

Марта Энн Белл, Дженнифер Дж. Филлипс и Мадлен Д. Брюс

5. Развитие рабочей памяти в детском возрасте

Нельсон Коуэн

6. Развитие оперативной памяти и пространственного представления: как они связаны?

Дэвид Х. Уттал, Хосе Сотело и Прити Шах

7. Развитие проспективной памяти в детстве

Кейтлин Э. В. Махи

8. Развитие семантической памяти: роль стратегий памяти и метапознания

Клаудия М. Роберс

9. Имплицитная память у детей: выход за пределы инвариантности развития

Инъин Ян и Эдвард С. Меррилл

10. Автобиографическая память: раннее начало и курс развития

Мэри Л. Кураж и Марк Л. Хоу

11. Социокультурные взгляды на автобиографическую память

Робин Фивуш

12. Развитие памяти от младенчества до раннего детства: межкультурные перспективы

Thorsten Kolling

13. Развитие детской памяти: эмоции, стресс и травма

Киндра К. Кливленд, Юэруи Ву, Дана Хартман, Лили Ф. Браун и Гейл С. Гудман

14. Развитие памяти и судебный контекст

Дейдра А. Браун

15. Нелогичное развитие ложной памяти в детстве

Марк Л. Хоу и Генри Отгаар

16. Размышления и планы на будущее

Патрисия Х. Миллер

Биография

Мэри Л. Кураж (доктор философии, Мемориальный университет, Канада, 1985 г.) является почетным профессором кафедры психологии и одновременно работала на медицинском факультете ( педиатрии) в Мемориальном университете. Ее работа по раннему развитию зрения, внимания и памяти была опубликована во многих академических журналах и постоянно финансировалась Канадским советом по естественным наукам и инженерным исследованиям. Она была соредактором трех специальных выпусков Developmental Review о раннем развитии памяти в 2004 г., о влиянии видео на малышей в 2010 г. и о многозадачности в 2015 г.

Нельсон Коуэн (доктор философии, Университет Висконсина, 1980 г.) является заслуженным профессором кураторов Университета Миссури. Его работа, посвященная кратковременной рабочей памяти и ее связи с избирательным вниманием у детей и взрослых, была опубликована в различных академических журналах и финансировалась Национальным институтом здравоохранения с 19 года.84. Он работал редактором

Journal of Experimental Psychology: General и помощником редактора трех журналов по экспериментальной психологии.

Мы предлагаем бесплатную стандартную доставку каждого заказа по всему миру.

Бесплатная доставка (7-14 рабочих дней)

Добавить в корзину

Наша исследовательская лаборатория памяти и развития

Воспоминание прошлого опыта

Ключевые вопросы: Как мы вспоминаем прошлый опыт? Как возникает и развивается эта способность?

Целью нашего исследования является изучение того, как возникает и развивается память. Мы стремимся понять факторы, лежащие в основе качества и долговечности детских воспоминаний. Мы также стремимся понять, как развитие нервной системы поддерживает изменения в памяти, связанные с развитием.

Наше последнее исследование было сосредоточено на том, как младенцы и дети ясельного возраста связывают воедино различные аспекты своего опыта, чтобы они могли вспомнить этот опыт в более поздний момент времени. Мы разработали новые парадигмы для оценки этих способностей с помощью отслеживания взгляда (Johnson et al., 2019).) и функциональной МРТ (Prabhakar et al. , 2018).

Например, в одном из наших исследований двухлетних детей пригласили в нашу лабораторию поиграть в игры и послушать музыку в двух совершенно разных комнатах. Воспоминания об этом опыте укрепляются повторными визитами в лабораторию. Чтобы понять нейронную основу воспоминаний, созданных в лаборатории, данные фМРТ собираются во время естественного сна (седативные средства не используются). Отдельные песни, которые малыши слышали во время посещения лаборатории, воспроизводятся в наушниках в качестве стимулов в рамках нашего эксперимента с фМРТ.

Мы также продолжаем изучать нейрокогнитивные изменения, лежащие в основе развития памяти в детстве и подростковом возрасте, включая изменения, связанные с переходом к половому созреванию (Lee et al., 2019; Selmeczy et al., 2019).

 

Оценка воспоминаний и мысленных представлений

Ключевой вопрос: Как дети учатся оценивать точность своих воспоминаний или других мысленных представлений?

В дополнение к изучению того, как мы  создавать и сохранять воспоминаний, нас также интересуют способы, которыми мы можем мысленно манипулировать этими представлениями для реальных приложений, таких как успехи в учебе (Prabhakar et al. , 2016).

Мы заинтересованы в характеристике развития метапознания и сосредоточились на том, как дети учатся оценивать качество своих воспоминаний. Мы получили представление об этом вопросе, оценив развивающуюся у детей способность давать рейтинги уверенности, которые хорошо откалиброваны для объективных показателей памяти.

Мы исследуем появление интроспекции в отношении как памяти, так и перцептивных суждений, а также то, как она влияет на различные типы поведения (Coughlin et al., 2015). Мониторинг неопределенности – это интроспективная способность, которая имеет решающее значение для многих аспектов жизни, от успеваемости в школе до принятия решения о том, какую обувь надеть. Недавно мы изучали, как дети объединяют то, что они знают, с подсказками разной степени надежности, чтобы понять роль метапамяти в отслеживании точности и необходимости информации вокруг нас (Selmeczy & Ghetti, 2019).).

Анализ точности собственных воспоминаний — это способность, которая улучшается с возрастом. Наша лаборатория также заинтересована в понимании нейронных изменений, лежащих в основе развития мониторинга метапамяти. Мы обнаружили закономерности изменений в развитии в детстве и подростковом возрасте, которые предсказывают возрастные улучшения мониторинга метапамяти (Фандакова и др., 2017).

 

Память и самоанализ у детей с атипичным развитием

Ключевой вопрос: Чем отличаются память и самоанализ, если у детей есть хронические заболевания или нарушения развития нервной системы?

Наши исследования выходят за рамки типичного развития памяти и метапамяти. Мы проводим исследования, изучающие память и метапамять при нарушениях развития нервной системы (например, расстройство аутистического спектра, СДВГ) и хронических заболеваниях (например, диабет 1 типа), которые влияют на функционирование.

Наша лаборатория изучает несколько форм нейроразнообразия (Solomon et al., 2019; Мирандола и др. 2012), чтобы предоставить исчерпывающие отчеты о развитии памяти и метапамяти.

Наше исследование финансируется следующими агентствами:


СПИСУГОВАНИЯ:

С. ., & Гетти, С. (2019). Ассоциативное связывание в раннем детстве: свидетельство предпочтительной парадигмы.

Психобиология развития . Предварительная онлайн-публикация. https://doi.org/10.1002/dev.21904

Прабхакар, Дж., Джонсон, Э.Г., Нордал, К.В., и Гетти, С. (2018). Активация гиппокампа, связанная с памятью, у спящего малыша. Труды Национальной академии наук, 115 (25), 6500-6505. https://doi.org/10.1073/pnas.1805572115

Ли, Дж. К., Фандакова, Ю., Джонсон, Э. Г., Коэн, Н., Бунге, С. А., и Гетти, С. (2019). Изменения в переднем и заднем гиппокампе по-разному предсказывают улучшение памяти на предмет-пространство, предмет-время и предмет-элемент.

БиоРксив . http://dx.doi.org/10.1101/551705.

Сельмечи Д., Фандакова Ю., Гримм К. Дж., Бунге С. А. и Гетти С. (2019). Продольные траектории гиппокампа и префронтальных вкладов в эпизодическое извлечение: влияние возраста и полового созревания. Когнитивная неврология развития , 36. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2018.10.003

Прабхакар, Дж., Кафлин, К., и Гетти, С. (2016). Нейрокогнитивное развитие эпизодической перспективы и его последствия для академических достижений. Разум, мозг и образование , 10 , 196–206. https://doi.org/10.1111/mbe.12124

Кафлин, К., Хембахер, Э., Лайонс, К. Э., и Гетти, С. (2015). Самоанализ неуверенности и разумное обращение за помощью в дошкольном возрасте.

Развитие науки 18 (6), 957–971. https://doi.org/10.1111/desc.12271

Selmeczy, D. & Ghetti, S. (2019). Вот подсказка! Как дети интегрируют надежные рекомендации в свои решения, связанные с памятью. Журнал экспериментальной детской психологии, 177 , 222-239. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.08.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *