Развитие памяти младенцев: Развитие памяти ребенка до и после рождения: 7 советов родителям – Parents.ru
Развитие памяти ребенка до и после рождения: 7 советов родителям – Parents.ru
Воспитание
- Фото
- RichVintage Photography/Getty Images/E+
психолог Перинатального медицинского центра, кандидат психологических наук
В утробе матери
Малыш начинает копить воспоминания еще в животе у мамы. «Наукой подтверждено: уже на 24-й неделе внутриутробной жизни у крошечного человечка прорезывается слух, — рассказывает Наталья Грюнталь, психолог Перинатального медицинского центра, кандидат психологических наук. — А на третьи сутки после рождения малыш заметно оживляется, услышав мамин голос. Это значит, что плод в состоянии не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Узнавание — это ведь примитивная форма памяти».
В 1986 году американские ученые провели простой эксперимент. Они давали только что рожденным младенцам прослушать запись голоса двух женщин. Одной из них была мама. Услышав знакомый тембр и интонации, дети начинали сосать грудь активнее. Тот же эффект на малышей оказывала музыка, которую мама часто слушала во время беременности.
Анатомические особенности
Головной мозг человека состоит из нервных клеток — нейронов. У младенца их больше, чем у взрослого. Но главное отличие в другом: у новорожденного между отдельными нервными клетками нет связей, которые формируются по мере накопления жизненного опыта. Процесс этот начинается сразу после появления малыша на свет.
«На первом году жизни скорость возникновения связей между нейронами колоссальна. Поставленный в этом возрасте рекорд в дальнейшем уже никогда не будет побит. Так происходит потому, что малыш каждый миг учится чему-то новому, активно познает мир и каждый день делает открытия», — объясняет Наталья Грюнталь. Он впитывает огромное количество информации, но не запоминает ее. Сейчас у него сильнее развито правое полушарие, в котором полученные знания только складируются. Левое полушарие, которое структурирует информацию, созревает позже.
«Но если сама природа снабдила малышей всем необходимым для активной „учебы“, потенциал от рождения у всех разный. Умственные способности, в том числе и способности нашей памяти, достаются нам по наследству, — говорит психолог. — Однако их можно и нужно развивать».
Этапы развития памяти младенца
Внутриутробный период
С 12-й недели беременности плод слышит и различает звуки.1-я неделя жизни
Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.1 месяц
Грудничок выучивает голос папы и других членов семьи.1,5 месяца
Малыш запоминает гримасы взрослых и в подходящей по смыслу ситуации имитирует их.2 месяца
Запоминает пережитый опыт. Если один конец ленточки привязать к музыкальному мобилю, а второй — к ножке малыша, он быстро поймет, кто «дирижирует оркестром». В другой раз при виде мобиля он машинально будет дергать ножкой, даже если ленточка отвязана.3 месяца
Способен кое-что запомнить, но делать выводы не может. Так, малышу придется заново учиться играть с новой игрушкой, даже если у нее те же функции, что и у той, к которой он привык. Зато в этом возрасте он начинает различать некоторые формы.6 месяцев
Малыш знает, что знакомый предмет продолжает существовать, даже когда он исчезает из поля зрения, потому что в его памяти остается визуальный образ. Кроме этого, ребенок уже осознает разницу между объектами разной величины.9 месяцев
Догадывается, что у слов есть значение.1 год
Начинает чувствовать связь между словом и невидимым объектом.
- Фото
- Getty Images/Westend61
Какой избирательный!
В животике у мамы память ребенка развивается благодаря слуху. И пусть малыш не видит мир, зато он его слышит и даже может попробовать на вкус. Через амниотическую жидкость, заполняющую его рот и носик, он различает вкус и запах пищи, которую ест мама. Когда же малыш появляется на свет, у него активируются все 5 чувств. С их помощью ребенок фиксирует информацию, смысл которой не понимает. На этом этапе он воспринимает ее на уровне эмоций. А запоминает малыш только то, что пригодится ему для адаптации к новым условиям существования, которые по силе контраста можно сравнить с жизнью на другой планете. В памяти младенца откладываются только те впечатления и образы, которые часто повторяются. Все остальное незамедлительно стирается. По этой же причине полуторагодовалые малыши, сменившие место жительства, начисто забывают родной язык, если с ними на нем никто не говорит.
Наши первые детские воспоминания, как правило, датируются 3 годами. Но почему мы не помним, что было раньше? Известный советский психолог Лев Семенович Выготский установил, что развитие так называемой семантической памяти (памяти на факты) обусловлено способностью нашего мозга структурировать информацию.
Существует три формы мышления. Первая и самая ранняя — это наглядно-действенное мышление, которым обладают младенцы. Чуть позже возникает образное мышление, и только к 7 годам у человека формируется абстрактно-логическое мышление. В 3 года мышление становится внутренней речью: дети, как и взрослые, начинают мыслить не только образами, но и предложениями. С этого момента малыши могут структурировать информацию и выстраивать связи между отдельными событиями. Конечно, память у ребенка начинает развиваться гораздо раньше, но до 3 лет в ней отпечатываются в основном только эмоции или яркие образы. Малыш может запомнить сценку из жизни или свои ощущения, но, будучи не в состоянии облечь увиденное в слова, а следовательно, наделить воспоминания смыслом, он быстро все забывает.
Два вида памяти
У детей, как и у взрослых, есть долговременная и кратковременная память. Кратковременная помогает нам запоминать информацию сразу, но ненадолго. Например, вы легко вспомните, что ели сегодня на завтрак, но так же легко забудете об этом спустя несколько дней. Малышу тоже знакомо это чувство. Важную информацию и накопленный с годами опыт мы храним в амбарах долговременной памяти.
«Хотя у младенцев почти нет жизненного опыта, долговременная память у них уже есть. Именно поэтому у некоторых людей сохраняются воспоминания о самом раннем детстве, — поясняет Наталья Грюнталь. — Только у детей она функционирует по иному принципу».
Если попросить взрослого человека выучить стихотворение и запомнить его надолго, он это сделать сможет потому, что его память, как выражаются ученые, «произвольна». Проще говоря, в подобных случаях он сам решает, что ему запоминать, а что нет. В памяти у ребенка какая-то информация тоже может отпечататься надолго, но не по его доброй воле, а только в силу детской впечатлительности. Так, например, детишки с первого раза запоминают понравившуюся мелодию, а потом воспроизводят ее не хуже mp3-плеера.
Стремясь всесторонне развивать малыша, многие из нас часто теряют чувство меры. Но перфекционизм родителей может полностью уничтожить естественное стремление ребенка познавать мир.
Умение считать до 10, как утверждают психологи, полезно только в том случае, если этот навык можно применить в повседневной жизни. А уж учить алфавит малышу 2−3 лет не имеет смысла, потому что к чтению он пока совершенно не готов.
«Чтобы способности и психика малыша развивались гармонично, игра должна оставаться основной формой обучения вплоть до школы», — напоминает Наталья Грюнталь. И не нужно постоянно оценивать успехи ребенка. Оставьте эту функцию учителям и обществу. Мама и папа — это прежде всего любящие родители, к которым в любую минуту можно обратиться за помощью и поддержкой.
- Фото
- Getty Images/Brand X
7 советов родителям
Всегда давайте малышу возможность высказаться. Маленькие дети часто рассказывают истории в хаотичном порядке: справа налево и снизу вверх, начиная с середины, продолжая финалом и заканчивая завязкой. Ничего страшного, со временем ребенок обязательно освоит нехитрые приемы сценариста.
Помогайте малышу расставлять временные ориентиры. Как можно чаще рассказывайте ребенку истории в прошедшем времени и говорите о планах на будущее.
Обсуждайте прочитанную сказку или увиденный мультфильм. Если малыш знает, что мама обязательно спросит его, какой персонаж ему понравился больше всего и почему, он постарается запомнить, о чем пойдет речь в книге или на экране.
Показывайте малышу картинки. Если вы собираетесь поехать летом на море, найдите в семейном альбоме или журнале изображения морского пейзажа и пляжа.
Разучивайте с малышом считалочки, песенки и стихотворения. Но этот прекрасный способ тренировать память для малыша должен прежде всего оставаться веселой игрой. Не нужно устраивать принудительные репетиции и делать круглые глаза, если малыш забыл несколько слов.
Стимулируйте все 5 чувств малыша, а не только зрение и слух.
Играйте как можно чаще. Например, предложите малышу за 15−20 секунд запомнить 5 предметов, которые вы предварительно положите на поднос. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, остальные перетасуйте. А теперь попросите его назвать недостающий объект.
Больше полезных материалов о развитии малыша — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Алиса Кобозева
Память младенца
1.06.2012
Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К первому году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение -восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует и на других близких людей. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие громко плачут.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый “страх расставания” – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла). Забегая вперед, отметим, что страх расставания обостряется на втором году жизни, между 15 и 18 месяцами, а затем постепенно ослабевает.
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу первого года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.
Ключевые слова: Младенец, Память
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме |
---|
Основные свойства памяти Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Филогенетические уровни биологической памяти … |
Эмоции младенца Мухамедрахимов Р.Ж., Мать и младенец |
Механизмы памяти Ладанов И.Д., Практический менеджмент |
Структура памяти Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Определение памяти Штейнмец А.Э., Общая психология |
Ассоциации и их физиологическая основа Теплов Б.М., Психология |
Память у детей с задержкой психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
младенческой памяти | Lifespan Development
Память требует определенной степени зрелости мозга, поэтому неудивительно, что детская память довольно мимолетна и хрупка. В результате дети старшего возраста и взрослые испытывают инфантильную амнезию , неспособность вспомнить воспоминания первых нескольких лет жизни . Для этой амнезии было предложено несколько гипотез. С биологической точки зрения было высказано предположение, что детская амнезия связана с незрелостью мозга младенцев, особенно тех областей, которые имеют решающее значение для формирования автобиографической памяти, таких как гиппокамп. С когнитивной точки зрения было высказано предположение, что отсутствие лингвистических навыков у младенцев и детей ясельного возраста ограничивает их способность мысленно представлять события; тем самым снижая их способность кодировать память. Более того, даже если у младенцев действительно формируются такие ранние воспоминания, дети старшего возраста и взрослые могут не иметь к ним доступа, потому что они могут использовать совсем другие, более лингвистически основанные, поисковые сигналы, чем младенцы, используемые при формировании воспоминаний. Наконец, социальные теоретики утверждают, что эпизодические воспоминания о личном опыте могут зависеть от понимания «я», чего явно не хватает младенцам и детям младшего возраста.
Тем не менее, в серии умных исследований Кэролин Рови-Коллиер и ее коллеги продемонстрировали, что младенцы могут помнить события своей жизни, даже если эти воспоминания недолговечны. Трехмесячных младенцев учили, что они могут заставить мобиль, подвешенный над их кроваткой, трясти ногами. Младенцев клали в кроватку, на спину. Лента была привязана к одной ноге, а другой конец к мобильному телефону. Сначала младенцы совершали беспорядочные движения, но потом сообразили, что пинками они могут заставить мобиль трястись. Через два 9минуты сеансов с мобильным телефон был удален. Неделю спустя мобиль был повторно представлен одной группе младенцев, и большинство младенцев сразу же начали пинать свои ножки, указывая на то, что они вспомнили свой предыдущий опыт с мобильным телефоном. Две недели спустя второй группе младенцев показали мобиль, и дети совершали только случайные движения. Память поблекла (Rovee-Collier, 1987; Giles & Rovee-Collier, 2011). Rovee-Collier и Hayne (1987) обнаружили, что трехмесячные дети могли вспомнить мобиль через две недели, если им показывали мобиль и смотрели, как он движется, даже если они не были привязаны к нему. Это напоминание помогло большинству младенцев вспомнить связь между их пинками и движением мобиля. Как и многие исследователи детской памяти, Рови-Колльер (1990) обнаружил, что детская память очень сильно зависит от контекста. Другими словами, сеансы с мобильным телефоном и более поздние сеансы извлечения должны были проводиться в очень похожих обстоятельствах, иначе дети не могли бы вспомнить свой предыдущий опыт с мобильным телефоном. Например, если в первом мобиле были желтые кубики с синими буквами, а на более позднем сеансе извлечения кубики были синими с желтыми буквами, младенцы не пинались.
Младенцы старше 6 месяцев могут сохранять информацию в течение более длительного периода времени; им также нужно меньше напоминаний, чтобы восстановить информацию в памяти. Исследования Отложенная имитация , то есть имитация действий после временной задержки , может происходить уже в шестимесячном возрасте (Campanella & Rovee-Collier, 2005), но только в том случае, если младенцам разрешается практиковать поведение, которое они были показаны. К 12 месяцам младенцам больше не нужно практиковать поведение, чтобы сохранять память в течение четырех недель (Klein & Meltzoff, 1999).
Младенческая память: что могут помнить младенцы и малыши
Как психологи исследовали появление детской памяти в первые несколько лет жизни.
Некоторые утверждают, что в возрасте от двух до четырех лет мы не можем помнить что-либо из прошлого.
Другие считают, что наша младенческая память может уходить далеко в прошлое — возможно, даже до рождения.
Вопрос о «детской амнезии» является сложным, потому что трудно проверить, являются ли самые ранние воспоминания взрослых реальными или воображаемыми.
Психологи, однако, исследовали появление детской памяти в первые несколько лет жизни с помощью серии ставших уже классическими экспериментов.
Если младенческие воспоминания действительно могут быть заложены в раннем возрасте, то теоретически взрослые, безусловно, могут помнить очень ранние переживания.
Получение удовольствия от пинков
Один классический эксперимент, проведенный профессором Кэролин Рови-Колльер (сейчас в Ратгерском университете) и его коллегами в 1960-х годах, дает нам представление о том, что могут помнить младенцы.
Этот метод позволил получить важные данные о том, как и когда развивается память младенцев.
В своем эксперименте Rovee и Rovee (1969) младенцы в возрасте от 9 до 12 недель удобно лежали дома в своих кроватках, глядя на мобильный телефон, покрытый яркими деревянными фигурками.
Затем к их ноге был прикреплен шнур, соединяющий ее с мобильным телефоном.
Это означало, что если младенцев вытолкнут, мобиль сдвинется с места.
А если сильно пинать, то деревянные фигурки натыкались друг на друга и издавали приятный стук.
Чем больше малыши пинаются, тем больше пинков они получают от мобильного телефона.
Если вы начинаете чувствовать запах Павлова и его слюнявой собаки, то вы на правильном пути.
Целью этого эксперимента является проверка того, можно ли приучить младенца пинать ногу, чтобы он двигался.
Исследователи сначала измеряют базовый уровень пинков младенцев (с отсоединенным мобильным телефоном), а затем сравнивают это с пинками, вызывающими волнующую реакцию (вау, мобиль движется!).
Вы обнаружили, что даже младенцы в возрасте 8 недель могут усвоить связь между ударами ногами и подвижными движениями.
Это обучение все еще было очевидным в течение 45-55 минут.
Младенческая память
Хотя это первоначальное открытие довольно скромное, использование этой процедуры привело к всевозможным новым открытиям в отношении детской памяти.
Например, последующие исследования памяти младенцев позднее заменили оригинал другим мобильным телефоном, чтобы увидеть, могут ли младенцы заметить разницу, тем самым проверяя, действительно ли они помнят.
В одном эксперименте 8-недельных младенцев обучали пользоваться мобилем в течение 3 дней в течение 9минут каждый день.
Двадцать четыре часа спустя младенцы пинались только на уровне выше их исходного уровня, когда тот же мобильный телефон находился над их головами.
Это показало, что они помнили конкретный мобиль, с которым они обучались, а не какой-то старый мобиль.
Это было особенно захватывающее открытие, потому что ранее считалось, что долговременная память (а 24 часа — это долговременная память для психологов) не появляется до 8 или 9 месяцев.
Благодаря этому и другим подобным экспериментам мы теперь знаем гораздо больше о детской памяти.
Наша система памяти действительно хорошо работает с самого начала.
Воспоминания младенцев, похоже, работают почти так же, как и воспоминания взрослых, просто детские воспоминания гораздо более хрупкие.
Кэролайн Рови-Коллиер утверждает, что существование детской амнезии сомнительно (Rovee-Collier, 1999).