Разное

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста: РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Часть 1

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Часть 1

И.А. Галкина (к.пс.н.)

 

Часть 1

 

На протяжении многовековой истории человечества музыка играет важную роль в процессе воспитания, способствует умственному развитию детей, расширяет кругозор, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Многочисленные исследования подтверждают целесообразность формирования музыкальных способностей, начиная с раннего возраста, так как недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.

Самый важный этап для развития музыкальных способностей ребенка – дошкольный период. Уделяя внимание формированию музыкальной культуры в это время, родители закладывают фундамент для гармоничного развития личности ребенка в будущем. Рассмотрим основные виды музыкальных способностей и способы их развития.

Существует три вида музыкальных способностей:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий, то есть способность ощущать эмоциональную выразительность произведения.
    Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух, то есть позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Для развития музыкальных способностей необходимо выполнять определенную работу, о которой необходимо рассказать отдельно.

Развитие ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения. Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволит добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Развитие слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух;
  • определение направления звука и местонахождения его источника;
  • различение голосов;
  • повторение простых мелодий на слух.

Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.

Развитие чувства ритма

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  • декламирование стихов;
  • речевые игры, которые проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей;
  • простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока; дети также могут маршировать под музыку;
  • использование любых ударных инструментов.

Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.

Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста.

Особенности музыкального развития младших дошкольников

Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса детям от трех до пяти лет.

Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать. На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и торжественного марша. Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Так формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песен с растягиванием гласных.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;

освоении элементарных азов игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант — посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. Таким образом, основная цель развития музыкальных способностей дошкольников — формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

Заниматься развитием музыкальных способностей детей дошкольного возраста, конечно, можно и самостоятельно, но, безусловно, занятия музыкой с профессиональным музыкантом, опытным педагогом дадут более быстрый и заметный результат. В нашем развивающем центре «Летиция» организованы различные занятия по развитию музыкальных способностей детей как дошкольного, так и школьного возраста: обучение детей вокалу и игре на различных музыкальных инструментах. Занятия проводит замечательный и опытный педагог с прекрасным голосом, являющийся специалистом по обучению детей музыке по системе К. Орфа. Особой популярностью пользуются занятия детей в ОРФ-оркестре. Дети, занимающиеся по этой программе, обучаются игре на нескольких музыкальных инструментах и у них развиваются все музыкальные способности. Занятия музыкой в нашем детском центре проводятся как индивидуально, так и в группе.

 

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» | Материал:

 «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных  инструментах»

Одной из основных задач музыкального воспитания в детском саду является раскрытие творческого потенциала дошкольника. Значение инструментального музицирования, для музыкального развития детей, очень высоко. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и все виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового и динамического. Кроме этого, инструментальное музицирование является источником постижения средств музыкальной выразительности. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У детей активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, внимание, сосредоточенность.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах  был известный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему пришла идея организовать детский оркестр( сначала шумовой, затем смешанный).Совместно с Н.А. Метловым в 20-40годы прошлого столетия работали известные педагоги: Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер и другие.  В дальнейшем разработкой этой методики занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики(К.Линкявичус,В.В.Ишук и другие).

Не малый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития  и в современной дошкольной педагогике. Это и методика Карла Орфа, программы: «Играем в оркестре по слуху» М.Трубниковой, «Веселая шарманка»Т.Тютюнниковой, «Оркестр в детском саду» Л.Меркуловой и другие.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений. И в этом во многом помогают музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию у детей музыкально-сенсорных способностей и закреплению приемов игры на детских музыкальных инструментах. Например, игра  «Определи инструмент» дает возможность детям сравнить звучание различных инструментов, тем самым развивает не только тембровый, но и ритмический слух. А в  музыкально-дидактической игре «Веселые музыканты» закрепляем в игровой форме знания полученные раннее на занятиях, дети отгадывают загадки о музыкальных инструментах, а затем становятся участниками спонтанно организованного оркестра.

Музицирование в детском саду сначала  осуществляется в ансамблевой форме, а затем и в оркестровой.

В обучении детей игре на музыкальных инструментах используются различные их группы:

– ударные, без определенной высоты звука(бубны, барабаны, палочки, румбы, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки)

– ударные мелодические инструменты с диатоническим и хромотическим звукорядом( металлофоны, пианино)

-однозвуковые духовые (дудки)

-народные инструменты (трещотки разных видов, деревянные ложки, колотушки, бубенцы, рубель и другие)

Разнообразие инструментов в детском саду позволяет приобщить всех без исключения детей к музицированию, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям.

Знакомство с музыкальными инструментами важно начинать с групп раннего возраста, проведя индивидуальную диагностику, по результатам которой можно оценить возможности каждого ребенка. Основная задача на этом этапе – научить детей  передавать простые ритмические рисунки небольших песенок и попевок. Дети сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма, важно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни детского сада. А чтобы играть слаженно и согласованно понадобится не одна репетиция.Венцом занятий являются выступления оркестра  на утренниках и развлечениях, где игра ребят в оркестре является украшением любого праздника.

Именно на таких выступлениях дети учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители не только ребята, но и родители, то радость   и эмоциональный настрой чувствуется вдвойне.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе радоваться успехам, вместе переживать, у них появляется чувство взаимопонимания..

Игра на музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности.

Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед зрителями.

Экспериментирование с музыкальными инструментами – особая форма активности детей, которая позволяет решать разные педагогические задачи:

-развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интересов к миру звуков и звучанию разных предметов.

-различие  звуков  по высоте и интенсивности

-развитие мелкой моторики кистей рук

-формирование чувства ритма

Игра на музыкальных инструментах интересная и полезная музыкальная  деятельность для детей. А музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, приобщиться к ее таинствам и понять ее.

Музыкальные вехи для младенцев, малышей и дошкольников — Primrose Schools

Логотип Primrose School

Для поиска введите и нажмите Enter

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ?

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать советы и ресурсы по электронной почте.

Зарегистрироваться


От Primrose Schools

Музыка — это волшебный компонент развития детей младшего возраста. Музыка строит мозговые связи, которые помогают детям развивать навыки языка, математики, регулирования эмоций и социальной осведомленности. Вот почему музыка является краеугольным камнем нашей учебной программы Balanced Learning®, и поэтому семьям также полезно вместе слушать музыку дома.

Пока вы поете, танцуете и знакомите своего маленького ребенка с разными жанрами музыки, вы можете отметить основные вехи в его развитии. Это может показаться не таким уж большим, но такие мелочи, как улыбка в ответ на музыку, являются признаком того, что ваш малыш учится!

Младенцы  заняты поглощением окружающих их звуков в первые несколько месяцев жизни. Регулярное воздействие различных музыкальных звуков способствует развитию их мозга. Вы можете наблюдать за своим младенцем:

  • Зрительный контакт, когда они слышат музыку или когда кто-то поет им
  • Движение рук и ног или раскачивание тела в ответ на ритмичные звуки
  • Улыбка в ответ на музыку
  • Работа с инструментами шейкерного типа на короткое время
  • Бормотание в ответ на музыку

Годовалые дети  занимаются музыкой гораздо больше, чем младенцы. Вы можете наблюдать за реакцией вашего ребенка по-новому:

  • Регулировка высоты тона вверх и вниз, не обязательно совпадающая с фактическими нотами
  • Изменение движения в зависимости от темпа музыки, быстрое или медленное
  • Движение тела в ответ на ритмичные звуки
  • Игра с колокольчиками, шейкерами, ритм-палочками и другим реквизитом в течение длительного времени, но обычно не синхронизированная с музыкой, если только это не случайно
  • Вокализ, от коротких лепетов до фраз со словами

2- и 3-летние  начнет создавать музыку с определенной точностью без живого или записанного музыкального сопровождения. Вы можете наблюдать, как ваш малыш проявляет новое поведение, например:

  • Поет короткие фразы песни в мелодии, а остальные ноты не в мелодии
  • Различение голосов и инструментов
  • Демонстрация ритма движениями тела, которые могут быть в темпе музыки
  • Наслаждение маршем, ходьбой, танцами, прыжками, бегом, вращением, прыжками, хождением на цыпочках, играми пальцами и другими физическими упражнениями во время прослушивания и создания музыки
  • Наслаждение игрой на разнообразных ритм-инструментах, которые иногда будут соответствовать темпу музыки
  • Пение песен со все возрастающей легкостью и удовольствием, а также пение всего, от коротких фраз до целых песен, с правильным текстом

4- и 5-летние дети начинают петь в унисон и двигаться в такт музыке. Вы можете заметить, что ваш ребенок делает следующее:

  • Поет фразы или всю песню с точным тоном
  • Время от времени подстраиваясь под ритм музыки, чтобы постоянно
  • Запоминание длинных и сложных текстов
  • Индикация правильного или неправильного исполнения нот при прослушивании знакомых песен или фраз
  • Игра на различных ритм-инструментах с периодической или постоянной ритмической точностью
  • Идентификация обычных инструментов по виду или звуку

Ищете музыку, под которую ваш ребенок будет любить петь, танцевать и хлопать в ладоши? Слушайте нашу музыку Harmony & Heart™ в своем любимом сервисе потоковой передачи или загрузки музыки, чтобы послушать песни, которые учащиеся Primrose изучают в школе.

Найдите ближайшую к вам школу Primrose

Вдохните любовь к учебе на всю жизнь. Свяжитесь с местной Primrose, чтобы запланировать тур.

Найти школу

Получите больше советов по воспитанию детей и раннему обучению.

Зарегистрироваться

ПОИСК ПО БЛОГУ
Форма поиска

>

Яркие горизонты | Дети и музыка: польза музыки для развития ребенка

Родители инстинктивно используют музыку, чтобы успокоить и успокоить детей, выразить любовь и радость, а также вовлечь и взаимодействовать. Родители могут опираться на эти естественные инстинкты, узнавая, как музыка может влиять на развитие ребенка, улучшать социальные навыки и приносить пользу детям всех возрастов.

МУЗЫКА И МОЗГ: ПРЕИМУЩЕСТВА МУЗЫКИ

Исследование, проведенное в 2016 году Институтом мозга и творчества Университета Южной Калифорнии , показало, что музыкальные впечатления в детстве действительно могут ускорить развитие мозга, особенно в области овладения языком и навыков чтения. По данным Национальной ассоциации музыкальных торговцев (Фонд NAMM), обучение игре на музыкальном инструменте может улучшить математическое обучение и даже повысить результаты SAT.

Но успехи в учебе — не единственное преимущество музыкального образования. Музыка стимулирует все области развития ребенка и навыки для подготовки к школе, включая интеллектуальную, социально-эмоциональную, двигательную, языковую и общую грамотность. Это помогает телу и разуму работать вместе. Знакомство детей с музыкой в ​​раннем возрасте помогает им выучить звуки и значения слов. Танцы под музыку помогают детям развивать двигательные навыки, позволяя им практиковать самовыражение. Для детей и взрослых музыка помогает укрепить навыки памяти.

Помимо пользы для развития, музыка приносит нам радость. Просто подумайте о том, чтобы послушать хорошую песню в машине с открытым окном в прекрасный день.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ

Попробуйте эти занятия и игры со своими детьми, чтобы испытать удовольствие и знания, которые приносит музыка.

Младенцы и музыка: Младенцы узнают мелодию песни задолго до того, как понимают слова. Тихая фоновая музыка может успокаивать младенцев, особенно во время сна. Пойте детям простые короткие песенки. Попробуйте сочинить одну-две строчки о купании, одевании или еде, чтобы спеть им во время выполнения этих действий.

Малыши и музыка: Малыши любят танцевать и двигаться под музыку. Ключом к музыке для малышей является повторение, которое поощряет речь и запоминание. Глупые песни заставляют малышей смеяться. Попробуйте спеть знакомую песенку и вставить глупое слово вместо правильного слова, например, «У Мэри был маленький паучок» вместо ягненка. Пусть дети воспроизводят ритмы, хлопая в ладоши или постукивая по предметам.

Дошкольники и музыка: Дошкольники любят петь просто для того, чтобы петь. Они не стесняются своих способностей, и большинство из них хотят, чтобы их голоса звучали громче. Им нравятся песни, в которых повторяются слова и мелодии, используются ритмы с определенным ритмом, и их просят что-то делать и следовать указаниям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *