Развитие коммуникативных способностей у дошкольников педсовет: Сценарий педсовета “Современные тенденции развития коммуникативных способностей в условиях ДОУ”
Сценарий педсовета “Современные тенденции развития коммуникативных способностей в условиях ДОУ”
Педагогический совет № 4
Тема: «Современные тенденции развития коммуникативных способностей в условиях ДОУ»
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ, совершенствование педагогического мастерства.
Форма проведения: традиционный.
Дата проведения: 01.04.2016 г.
План:
1.Вступительное слово
2.Развитие коммуникативных способностей у детей в условиях ДОУ (Конкобаева С.М.-методист)
3.Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности (Сафонова Т.А.-воспитатель, Раимбекова А.А.-воспитатель)
4. Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности (Литвиненко З.Н.-воспитатель, Лазарева Л.И.-воспитатель)
5.Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ГОСО. Анализ работы. (Быстрова С.С.-директор)
6. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру (Токтамысова Г.О.-воспитатель, Жуматаева С.Ж,-воспитатель)
7. Решения педсовета
Ход педсовета:
1.Организационный момент. Упражнение для педагогов «Подарок».
– Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
2.Вступительное слово директора
Современные изменения общественных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, способной вступать в диалог с окружающим миром.
Согласно новым требованиям государственного стандарта дошкольного образования в Республике Казахстан одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса.
Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Цель работы нашего коллектива: повышение речевой активности и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития.
Задачи:
· развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
· обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность;
· формировать умение свободно общаться, выбирать партнера по своему желанию, высказывать и выслушивать друг друга;
· расширить представление о дружбе;
· развивать творческие способности, самостоятельность, самоорганизацию;
· формировать положительные взаимоотношения между сверстниками.
Ожидаемый результат:
1. Повышение речевой активности и коммуникативных способностей детей.
2. Готовность детей к участию в различных видах деятельности.
3. Повышение умения детей решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом.
4. Дети станут более уверенными в себе, внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
5. Появление у детей желания активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
Итоговый продукт:
1. Создание картотеки игр на развитие коммуникативных способностей детей.
2. Повышение своего профессионального уровня в области методики развития коммуникативных способностей детей.
3. Представленным опытом работы могут воспользоваться коллеги.
Работа с родителями:
1. Оформление рекомендации по развитию коммуникативных способностей детей.
2. Рисование дома вместе с детьми «Что такое дружба?»
Ожидаемый результат для родителей:
1. Сформированные элементарные представления о развитии коммуникативных способностей детей.
2. Будут способствовать дальнейшему развитию коммуникативных способностей своего ребенка в различных видах деятельности в домашних условиях.
3. Будут активно интересоваться действиями, успехами ребенка в детском саду.
3.Выступление методиста «Развитие коммуникативных способностей у детей в условиях ДОУ»
4.Сообщения из опыта работы «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности» (Сафонова Т.А.-воспитатель, Раимбекова А.А.-воспитатель)
5.Задания:
1. Как называются куклы, управляемые сверху чаще с помощью нитей. Приводятся в движение при помощи ваги. (Марионетки)
2. Любимый герой скоморохов, удалой смельчак и задира. (Петрушка)
3. Театральное упражнение, маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.
4. Как называется особая сцена кукольного театра, на которой разыгрываются представления. (Ширма)
1. Мимика и жесты
– просите показать дорогу в зоопарк
– выступаете на арене в цирке
2. Интонационная выразительность речи
Игра «Дай-на»
Ведущий обращается к команде с помощью жеста и слова «Дай» с разными интонациями: нежно, умаляет, уговаривает, заставляет, требует, угрожает. Игрок должен ответить с той же интонацией жестом и словом «На». Интонации не должны повторяться.
Оценивается точность понимания смысла интонации, выразительность и разнообразие интонаций.
6. Сообщения из опыта работы «Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности» (Литвиненко З.Н.-воспитатель, Лазарева Л.И.-воспитатель)
7. Сообщения из опыта работы «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» (Токтамысова Г. О.-воспитатель, Жуматаева С.Ж,-воспитатель)8.Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ГОСО. Анализ работы. (Быстрова С.С.-директор)
9. Решения педсовета
Проект решений педсовета:
1. Работу педагогического коллектива по развитию коммуникативных навыков дошкольников в разных видах деятельности считать удовлетворительной.
2. Проводить просветительскую работу среди родителей, вовлекать в педагогический процесс через различные формы: изготовление книжек-малышек, подготовка атрибутов и костюмов для драматизации сказок, участие в инсценировках. /срок: постоянно, отв: воспитатели /
3. Создавать условия для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой. /срок: постоянно, отв: воспитатели /
4. Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно – речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов, вовлекать в работу родителей. /срок: постоянно, отв: воспитатели
Справка по итогам тематического контроля
Состояние работы по развитию коммуникативных способностей у детей.
В рамках подготовки к педагогическому совету в детском саду проходил тематический контроль, направленный на развитие коммуникативных способностей у детей, изучение форм работы и методических приёмов, используемых педагогами для полноценного речевого развития. Контроль длился с 24 по 30 марта 2016 года.
Тематический контроль показал, что в ДОУ создана благоприятная предметно-развивающая среда для развития коммуникативных способностей у детей. В методическом кабинете и по группам имеются наборы сюжетных и пейзажных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, иллюстрированный материал, фотоальбомы, разнообразные пособия и игры для развития коммуникативных способностей (но не всегда используется на занятиях).
Разнообразный материал и в достаточном количестве имеется в группах «Светлячки», «Гномики», «Пчелки», «Солнышко», «Ласточки». В данных группах изготовлено, приобретено большое количество дидактических игр по развитию речи. Во всех дошкольных группах имеются библиотеки для детей. Созданная предметно – развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи. Имеются иллюстрации по темам занятий по разитию коммуникативных способностей, различные виды театра. В группах имеется игровой материал для сюжетно – ролевых игр, настольно – печатных и дидактических игр.
Все педагоги имеют необходимую методическую литературу, пособия как для занятий, так и для свободной деятельности детей. Рекомендую расширить материал для развития речи детей, для проведения театрализованной деятельности, необходимо сделать все виды театра: конусный, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный.
Хотелось бы, чтобы в промежутках между режимными моментами воспитатели младших, средних групп проводили пальчиковую гимнастику, использовали театрализованную деятельность, играли в сюжетно-ролевые игры.
Анализ планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Все педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят.
Однако анализ ответов детей во время занятий в средних и старших группах позволил сделать вывод, что словарь большинства детей беден. Типичные особенности речи – односложные предложения, частая замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых действий.
Отметим, что некоторые дети довольно успешно создавали высказывания, однако многие испытывали значительные трудности в словесном выражении мысли несмотря на то, что знания сформированы достаточно высокие.
В процессе тематического контроля были выявлены разнообразные формы работы педагогического коллектива и методические приёмы, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей:
– систематические занятия;
– беседы в процессе наблюдений во время прогулок и экскурсий;
– дидактические игры;
– чтение художественной литературы;
– рассматривание картин и слушание музыки;
– игры – драматизации, сюжетно – ролевые;
-театрализованная деятельность
В процессе контроля педагоги показали открытые занятия по развитию коммуникативных способностей у детей (Сафонова Т. А., Турлубекова Ж.Х., Горбачева Т.Г.) На занятиях педагоги использовали различные методы и приемы по развитию коммуникативных способностей у детей: театрализованную деятельность, песочную терапию, игры-драматизации.
Невозможно сформировать личность ребенка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованно обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, игры, индивидуальное общение. Во время тематического контроля обращалось внимание и на речь воспитателя. Не всегда мы слышали грамотную и выразительную речь взрослых. Встречались ошибки в речи, как и у воспитателей, так и у младших воспитателей. А мы все прекрасно знаем, что ребенок во всем берет пример с взрослого. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребенок будет подражать речи взрослого. Каждый из вас должен обращать внимание не только на свою речь, но и на речь своего напарника, а также речь младшего воспитателя.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речью, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесного обозначения.
Воспитатель должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечёткой, смазанной, трудной для восприятия.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение,
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
6. Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Справку подготовила С.Быстрова
Педсовет «Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ» | Методическая разработка:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»
Педсовет
«Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ»
Старший воспитатель
Петрова Ольга Васильевна
г. Лесосибирск 2017
Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего педсовета “Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ”.
Упражнение «Приветствие»
1. Прежде чем начнем наш педсовет, предлагаю Вам поприветствовать друг друга. У меня в руках клубок. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будут приветствовать своих коллег, просьба не повторяться. Пока вы думаете, начну.
Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех Вас.
Итак, мы видим, как одно слово, фраза может повлиять на дальнейший стиль общения, на настроение и действия участников.
Человек с первых дней жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет, что высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста.
Упражнение «Скажет пятый и шестой»
У каждого участника педсовета имеются порядковые номера, карточки с началами фраз выражающие мнение по теме педсовета. В процессе обсуждения вопроса «Актуальность проблемы коммуникативного развития детей дошкольного возраста» буду называть пары номеров, которым необходимо вступить в диалог по предлагаемому вопросу.
Например: Я считаю, что сегодня отличная погода.
У меня на этот счет другое мнение, хоть и отличная погода, на дорогах сильный гололед.
1 | Я считаю |
3 | Мое мнение |
2 | А я думаю |
5 | У меня на это чет другое мнение |
4 | Моя позиция по этому вопросу |
7 | Не оспоримым фактом является то, что |
6 | С моей точки зрения |
9 | Не могу согласиться с предыдущим оппонентом |
8 | Вынуждена заявить, что |
10 | Смею заметить, что. . |
11 | Могу сделать вывод о том, что.. |
13 | Не могу промолчать и скажу |
12 | По этому вопросу мой веский аргумент |
15 | Выражаю свое субъективное мнение скажу, что.. |
14 | Отвечу прямо |
17 | Подводя итог выше сказанному, заявляю |
16 | Как говориться |
Из ваших высказываний по теме, коммуникативное развитие ребенка действительно важная задача, к решению которой мы должны подходить комплексно, интегрируя все направления воспитательно-образовательного процесса.
Упражнение «Микрофон»
В психолого – педагогической литературе встречаются разные определения коммуникации. У меня в руках микрофон. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется говорит, что понимает под понятием коммуникация. Не повторяемся, а только дополняем, высказываем свою точку зрения.
Исходя из ваших высказываний, мы дадим общее определение понятию коммуникация. Для этого будут назначены два секретаря, которые сделают вывод исходя из ваших мнений. Итак 1 и 4 выходите. Понятна вам поставленная задача (записываете ключевые слова, фразы и из них составляете определение).
Давайте с вами поразмышляем «Какими профессиональными качествами должен обладать педагог-дошкольник, для того чтобы развивать коммуникативные навыки у детей?».
Предлагаю встать в один ряд следующим участникам (перечисляю цифры). Остальные распределяются и становятся напротив.
Те, кто встал в один ряд по очереди называет профессиональные качества, кому было предложено встать напротив, аргументируют (названное качество будет способствовать развитию у детей коммуникативных навыков).
В практике существуют разные технологии, методы, приемы которые способствуют коммуникативному развитию дошкольников. (Назовите).
Одним из эффективных методических приемов, который используется педагогами ежедневно – вопросы к детям. Умения задавать вопросы включает в себя разные компоненты:
1. Оценка возникшей ситуации как пригодной для вмешательства путем задания вопроса (ситуация должна быть определена педагогом как благоприятная для подачи нового содержания).
2. Выбор времени для задания вопроса (критический момент, когда вопрос может повернуть ход интеллектуальной, речевой или практической деятельности в нужном направлении).
3. Цель задаваемого вопроса (узнать, что ребенок знает, думает, собирается делать – запрос об информации; навести ребенка на другие мысли, посмотреть на ситуацию с другой стороны, и др.).
4. Речевая форма вопроса (прямой или косвенный вопрос, употребление вопросительных слов, степень вежливости задаваемого вопроса, расстановка слов во фразе).
5. Взаимное положение разговаривающих.
6. Тональность вопроса.
7. Способ получения или передачи необходимой информации в повседневной жизни.
Классификация вопросов многочисленна. Задавая вопросы, воспитатель не только обучает ребенка умению понимать и строить определенные высказывания путем передачи некоторых коммуникативных образцов, но и учит его формулировать ответы, требующие выполнения соответствующих речемыслительных действий.
Сейчас попробуем, друг от друга с помощью разных типов вопросов получить информацию в рамках темы недели «Здравствуй Новый год».
Предлагаю объединиться в пары (1 и 3; 2 и 4; 5 и 7; 6 и 8; 9 и 11; 10 и 12; 13 и 15; 14 и 16).
Каждая пара возьмет карточку, на которой имеется определенный тип вопроса (прямой, риторический, проблемный и др.). Вам необходимо сформулировать вопрос на основе заданных, по теме недели «Здравствуй Новый год. Первая пара задает вопрос, вторая пара отвечает. Вторая пара задает вопрос, третья пара отвечает и так далее.
1 и 3 | – прямой запрос типа: Ты уже обедал?; |
2 и 4 | – косвенное наведение на мысль: Ты будешь грязными руками хлеб брать? |
5 и 7 | – риторический вопрос, вызывающий ассоциативные реакции у ребенка: Когда же в группе будет тихо? |
6 и 8 | – нелогичный вопрос: Это у тебя игрушка такая? (когда ребенок взял не предназначенную для игры вещь) |
9 и 11 | – проблемный вопрос: интересно, все огурцы зеленые или нет? |
10 и 12 | – вопрос в ответ на вопрос: ребенок спрашивает, умеет ли собака бегать, а воспитатель. Бегать? Ну не знаю, а ты как думаешь? |
13 и 15 | – предостережение; Ты умеешь собирать молоко с пола обратно в стакан? |
14 и 16 | – параллельный вопрос: ребенок спрашивает, как нарисовать дерево, а воспитатель спрашивает: Дерево растет из земли или из травы? Оно выше человека или ниже? |
– поощрение к собственной деятельности: подбадривания, одобрение следующего шага: например ребенок не знает как дальше снимать одежду: А теперь ты хочешь расстегнуть молнию? | |
– помощь в определении и решении проблемы, в том числе и нравственного порядка: Где нужно ли полить этот цветок? | |
– уточняющий вопрос? А почему мы ее так называли? Вы ходили гулять? |
Среди целевых ориентиров во ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования обозначены коммуникативные умения дошкольников. (Перечислите).
6. Какие форм взаимодействия с родителями используете?
Практическая часть.
7. Представление памяток «Правила общения».
Общение: Дети дошкольного возраста | Virtual Lab School
Задачи
- Определить типичные языковые и коммуникативные вехи в дошкольном возрасте.
- Обсудите роль взрослых в поддержке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
- Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие ребенка.
Учиться
«Связь работает для тех, кто на ней работает». Джон Пауэлл
Знать
Дошкольники умеют и готовы общаться. Они общаются в основном с помощью языка, но также полагаются на жесты, мимику и поведение. В следующем разделе будут освещены вехи языка и общения для детей дошкольного возраста. За ним последует раздел, в котором обсуждаются эти вехи, вводя три аспекта языка и общения, о которых могут думать лица, осуществляющие уход: рецептивная речь, выразительная речь и разговорные навыки.
Вехи
Язык и общение развиваются с необычайной скоростью в раннем детстве. Большинство детей лепечет около 6 месяцев, произносят свои первые слова примерно в 1 год, используют комбинированные слова примерно в конце второго года жизни, а к 4 и 5 годам у них уже есть сложный словарный запас и они знают основные правила грамматики. . В дошкольном возрасте дети увеличивают свой словарный запас, используют более длинные и сложные предложения, участвуют в решении проблем и говорят не только о том, что происходит в данный момент. Они говорят о вещах, которые произошли в прошлом, а также о вещах, которые произойдут в будущем. Подумайте, как увлекательно наблюдать за тем, как трехлетний ребенок растет от сложения нескольких слов до ведения замысловатой беседы! Информация в приведенной ниже таблице представляет собой исчерпывающий список языковых и коммуникативных вех, которые дети обычно осваивают в дошкольном возрасте. Краткую версию этой информации, предназначенной для родителей, можно найти в удобном контрольном списке Центров по контролю и профилактике заболеваний. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором дошкольники достигают этих вех, и что каждый ребенок уникален. Как вы, возможно, уже узнали из курсов «Когнитивный и физический», вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения. Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут вам узнать, когда и на что следует обращать внимание по мере взросления маленьких детей. Как воспитатель дошкольного учреждения, вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали от семей, и свои собственные знания во взаимодействиях, опыте и среде, которую вы создаете для детей дошкольного возраста.
Вехи развития речи и общения в дошкольном учреждении
Возраст 3 года
- Поддерживает разговор, используя по крайней мере два или более двусторонних обмена
- Задает вопросы «кто», «что», «где» или «почему»
- Сообщает, какое действие происходит в книжке с картинками, когда его спрашивают, например, «есть» или «бегать».
- Говорит имя, когда его спрашивают
- Говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли понять большую часть времени
- Использует предложения, состоящие из трех или четырех слов
Возраст 4 года
- Говорит предложения, состоящие из 4 и более слов
- Произносит несколько слов из знакомой песни, сказки или детской песенки
- Рассказывает по крайней мере об одном случае, произошедшем в течение дня, например: «Я играл в мяч».
- Отвечает на простые вопросы, например: «Для чего нужен мелок?»
- Говорит имя и фамилию, когда его спрашивают
- Знает некоторые основные правила грамматики, например, правильно использует «он» и «она»
Возраст 5
- Рассказывает историю, включающую как минимум два события, о которых они либо слышали, либо выдумали
- Отвечает на простые вопросы о книге или истории, прочитанной или рассказанной им
- Продолжает разговор, используя как минимум три или более двусторонних обмена
- Использует или распознает простые рифмы (летучая мышь, кошка, мяч, высокий)
- Может определять общие предметы по использованию (например, вилка — это предмет, которым вы едите)
- Рассказывает простую историю, используя полные предложения
Обучение общению — уникальный процесс, специфичный для каждого дошкольника и семьи. Многие аспекты окружения ребенка могут способствовать проблемам с развитием коммуникации. Семья может интересоваться коммуникативным и языковым развитием своего маленького ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают, а также в том, чего ожидать. Как воспитатель дошкольного учреждения, у вас есть возможность сначала поучиться у семьи и подумать о том, чтобы предложить дополнительную информацию о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. The Kids Included Together может быть для вас ценным ресурсом (http://www.kitonline.org), а также вехи развития и ранняя информация о действиях, размещенная на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, https://www. cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В таблице ниже также указаны возможные тревожные признаки для дошкольников:
Возможные предупреждающие признаки задержки речи и общения у дошкольников
Трехлетние дети
- Текут слюни или очень нечеткая речь
- Не говорит предложениями
- Не понимает простых инструкций
- Не смотрит в глаза
Четырехлетние дети
- Не могу пересказать любимую сказку
- Не соответствует команде из 3 частей
- Не правильно использует «я» и «ты»
- Говорит неразборчиво
- Игнорирует других детей или не реагирует на людей вне семьи
Пятилетние
- Имя и фамилию назвать нельзя
- Не использует правильно множественное число или прошедшее время
- Не говорит о повседневных делах или переживаниях
- Не отвечает на людей или отвечает поверхностно
Как общаются дошкольники
Изучая приведенную выше таблицу, вы можете заметить, что некоторые вехи связаны со способностью детей понимать и понимать язык или то, что говорят другие (рецептивное общение), другие — со способностью детей использовать слова и говорить (выразительное общение), а другие – с их способностью участвовать в языковом обмене со сверстниками или взрослыми (социальная активность). Давайте посмотрим, как эти аспекты общения раскрываются в процессе замечательного развития маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет.
Восприимчивая коммуникация относится к способности ребенка слушать и понимать язык. Дети начинают понимать больше слов, более длинные предложения и более сложные вопросы. Они понимают названия большинства вещей в своей повседневной жизни и действий, которые они видят или совершают каждый день. Дети также начинают понимать новые описательные слова, такие как «мягкий», «жесткий» или «гладкий», и слова для эмоций, такие как «безумный», «грустный», «счастливый», «страшный»).
Понимание языка тесно связано с когнитивным развитием маленьких детей. Например, трехлетние дети начинают использовать и понимать вопросы «что», «где» и «почему». К 4 годам дети понимают многие слова, обозначающие цвета, формы и размеры. Понимание языка также тесно связано с грамотностью и ранним развитием математики. В течение четвертого года дети учатся понимать названия букв и звуков, а также названия и значения чисел. Восприимчивый язык необходим для успеха в дошкольном учреждении, поскольку дети должны понимать, как следовать указаниям, и слушать, что говорят учителя, другие значимые в их жизни взрослые или сверстники.
Выразительное общение относится к способности детей выражать себя с помощью слов, жестов и выражений. Они сообщают о своих действиях, эмоциях, потребностях и идеях. Они также реагируют на то, что говорят другие. Это становится очевидным, когда вы наблюдаете, как дети играют друг с другом: они говорят об игре, описывают свои действия и идеи и реагируют на то, что говорят и делают их друзья. Дети дошкольного возраста могут также разговаривать сами с собой, когда они заняты сложными задачами, думают вслух или когда они взволнованы. Например, ребенок может говорить сам с собой, когда строит высокую башню из кубиков, говоря что-то вроде «Еще один, не упади!», или когда он выполняет новое или сложное задание: «Я собрал большую головоломку все сам!”
Социальная активность включает в себя понимание и использование правил общения, таких как слушание, чередование и соответствующие способы использования звуков и выражений лица. Разговоры включают как понимание (рецептивное общение), так и выражение (экспрессивное общение). Дошкольники учатся использовать звуки, жесты, мимику и слова на языке (языках) своей семьи, когда взрослые взаимодействуют, разговаривают, читают и поют с ними.
Поддержка общения, языка и грамотности
Навыки эффективного общения являются неотъемлемой частью детского самовыражения, развития социальных отношений и обучения. Основы этих навыков закладываются с рождения и закладываются в течение всех лет раннего детства. Когда вы участвуете и поддерживаете взаимодействие с дошкольниками на основе их интересов, вы помогаете укрепить роль ребенка как партнера в общении. Общение и языковое развитие лучше всего происходят в контексте постоянных, заботливых и отзывчивых отношений.
Ваша роль воспитателя дошкольных учреждений дает возможность поддерживать эти навыки в течение дня. Вы можете использовать свои знания об общении и языковом развитии наряду с вашими наблюдениями за детьми, находящимися под вашим присмотром. Вместе эта информация может создать возможности для партнерства с детьми, чтобы поддерживать их интерес посредством общения. Например, во время еды с дошкольниками вы можете поддерживать зрительный контакт, улыбаться, повторять и добавлять контекст к попыткам общения дошкольников или следить за глазами дошкольника, когда он смотрит на зеленые овощи на своей тарелке, а затем говорить: «Ты глядя на ваш зеленый горошек. Что еще такое зеленое?» Или расскажите о том, кто сидит рядом с ребенком. «Кто будет сидеть рядом с тобой сегодня за обедом, Томми? О, смотри, Кассандра сядет рядом с тобой.
Ваша роль воспитателя дошкольных учреждений также дает возможность создать среду, в которой маленькие дети нуждаются в том, чтобы стать хорошими коммуникаторами в раннем возрасте. Коммуникабельная среда характеризуется преднамеренным и частым использованием таких стратегий, как:
- Обучение общению и развитию речи у детей дошкольного возраста
- Общение с семьями и обучение у них, а также наблюдение и определение стадии развития отдельных дошкольников, а также предложение опыта и занятий, которые могут наилучшим образом способствовать их развитию и обучению
- Добавление слов и идей, чтобы лучше всего описать понимание дошкольниками опыта
- Реагирование на попытки общения детей и развитие того, что говорят дети
- Использование новых, сложных и интересных слов в разговоре
- Следование указаниям, сигналам и предпочтениям детей
- Разговоры с детьми в течение дня о событиях дня
- Внедрение языковых игр, песен и стишков в повседневную жизнь и занятия
- Задавать детям содержательные открытые вопросы об их действиях, интересах, событиях или чувствах
- Частое чтение детям и предоставление детям возможности заниматься с книгами и печатными материалами
- Использование альтернативных способов и систем общения, основанных на индивидуальных потребностях детей (например, использование изображений или визуальных подсказок для развития общения)
- Предоставление ежедневных возможностей участвовать в мероприятиях, которые помогают им осваивать новые навыки или практиковать существующие навыки в веселой, стимулирующей и поддерживающей среде
- Предоставление детям возможности общаться друг с другом с помощью различных видов деятельности.
См.
Видео недоступноНаблюдайте за общением и развитием речи в дошкольном возрасте.Делать
Понимание основных этапов развития является важным аспектом работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как общаются дошкольники, поможет вам узнать, как поддержать их в развитии языковых и коммуникативных навыков, а также какие виды обучения запланировать в вашем классе и программе. В своей повседневной работе с детьми дошкольного возраста учтите следующее:
- Планируйте осмысленно: В своем повседневном общении с детьми вы можете целенаправленно планировать мероприятия, которые позволят вам получать информацию о детях и о том, как они развивают и совершенствуют свои коммуникативные навыки. Например, вы можете наблюдать за тем, как дети общаются со сверстниками или выражают себя во время ежедневной работы в интересующих вас областях в классе, как они следуют указаниям, когда вы ведете их через такие занятия, как кружковое время, или как они общаются во время свободной игры со сверстниками. . Вы должны использовать эту ценную наблюдательную информацию для планирования занятий, способствующих дальнейшему развитию детей, или для адаптации целей и занятий для удовлетворения уникальных потребностей в обучении отдельных детей.
- Будьте внимательны к индивидуальным потребностям детей: Принимая участие в этих наблюдениях, помните, что все дети разные и что иногда дети могут не достигать вех, как ожидалось. Однако, если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите с тренером. Это может быть сложно, но это может иметь значение для удовлетворения потребностей ребенка. Инструкторы могут делиться с семьями информацией о типичном развитии и сообщать им, что ваша программа готова помочь. Если ваша программа предоставляет инструменты для скрининга развития, они могут помочь начать разговор о ваших проблемах. Вы всегда должны обсуждать с инструктором, тренером или супервайзером способы помочь ребенку прогрессировать в вашем классе.
- Прислушивайтесь к потребностям и предпочтениям семьи: Если члены семьи обращаются к вам и высказывают опасения по поводу развития своего ребенка, направьте их для обсуждения своих опасений с инструктором. Инструктор несет ответственность за решение проблем, связанных с развитием, и он или она начинает процесс идентификации или направления ребенка. Семьи с детьми старше 3 лет также могут обратиться в местный школьный округ. Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка, чтобы ребенок мог получить услуги и поддержку, отвечающие его или ее индивидуальным потребностям. Кроме того, педиатр может провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка к специалисту.
Узнайте об инструментах, которые ваша программа использует для понимания развития каждого ребенка. Например, ваша программа может попросить семьи заполнить такие инструменты, как Анкета возраста и стадии (ASQ). Этот и подобные ему инструменты предоставляют вашей программе информацию об уникальном развитии каждого ребенка. Поговорите со своим инструктором, руководителем или тренером, чтобы узнать больше об инструментах и процессах, используемых в вашей программе, и о том, с кем можно поговорить, если у членов семьи возникнут вопросы.
Исследовать
Действия в этом разделе направлены на то, чтобы помочь вам узнать больше о:
- о том, как общаются дети в вашем классе, и
- насколько вы отзывчивы, когда речь идет о развитии детского общения.
Выполните задания и обсудите свои ответы со своим инструктором, тренером или администратором.
Наблюдение за общением
Наблюдайте за тем, как дети общаются в вашем классе
Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе с вашим инструктором, руководителем или администратором
Контрольный список отзывчивого учителя: развитие навыков общения
Оцените, как вы развиваете коммуникативные навыки в классе.
Применять
Фонологическая осведомленность, или способность идентифицировать и быть чувствительным к тому, как звучит язык, играет большую роль в развитии чтения. Перейдите по ссылке на статью от Reading Rockets о фонологической и фонематической осведомленности: https://www.readingrockets.org/helping/target/phonologicalphonemic.
Далее прочитайте и просмотрите Упражнения по фонологическому восприятию , чтобы узнать, как вы можете помочь детям в вашем классе распознавать звуки языка и становиться чувствительными к ним. Затем потратьте несколько минут на заполнение контрольного списка для фонологически богатого класса и подумайте, как часто вы развиваете фонологическую осведомленность дошкольников в своем классе.
Если семьи ищут идеи о хороших книгах для дома, вы можете направить их на сайт Common Sense Media Best Books for Families (https://www.commonsensemedia.org/book-lists#). На этом веб-сайте есть списки книг для детей от дошкольного до подросткового возраста.
Деятельность по фонологической осведомленности
Попробуйте выполнить эти задания, чтобы улучшить фонологическую осведомленность в классе.
Контрольный список фонологически богатого класса
Оцените использование вами методов, способствующих фонологической осведомленности в дошкольном классе
Глоссарий
Продемонстрировать
Правда или ложь? Использование или распознавание простых рифм обычно происходит к 3 годам.Верно
Ложно
Вы заметили, что 4-летний Кайден способен понять большинство указаний, но не может ответить на вопросы о том, что он делает, с кем играет и т. д. В каком из трех типов общения Кайден сильнее?Восприимчивая коммуникация
Экспрессивная коммуникация
Социальная активность
Закончите это утверждение: Если вас беспокоит общение ребенка, вам следует…предложить родителям пройти обследование ребенка.
скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он обращал пристальное внимание на разговоры, которые он слышит во время кружка.
поговорите со своим инструктором, тренером или руководителем.
подождите и посмотрите, по-прежнему ли вы обеспокоены.
Ссылки и ресурсы
Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.
Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Изучите знаки, действуйте рано: вехи развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf
Харт, Б., и Рисли, Т.Р. (1995). Значимые различия в повседневном опыте маленьких американских детей. Балтимор, Мэриленд: Brookes Publishing.
Комплект для детей (KIT). (2022). https://www.kit.org/
Национальный совет по стандартам профессионального обучения (2012 г.). Универсальные стандарты раннего детства для учителей в возрасте от 3 до 8 лет (3 rd ed.).
Пол Х. Брукс Паблишинг Ко., Инк. (2002). Опросник возраста и стадии (ASQ). https://agesandstages.com/
Филлипс, Б.М., Клэнси-Менчетти, Дж., и Лониган, С.Дж. (2008). Успешное обучение фонологической осведомленности детей дошкольного возраста: уроки в классе. Темы специального образования в раннем детстве, 28 (1), 3–17.
Травик-Смит, Дж. В. (2014). Раннее развитие детей: мультикультурная перспектива, (6-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.
Yopp, HK, & Yopp, RH (2009). Фонологическое осознание — детская игра! Маленькие дети; 64 , 1.
Простые способы развития навыков общения в дошкольном возрасте
You are here: Home / Грамотность / Простые способы развития навыков общения в дошкольном возрасте
Шерил Купер
Внутри: Ищете способы развития навыков общения дошкольников? Вот несколько простых и эффективных идей, которые вы можете попробовать сегодня!
Дети готовы учить язык в день своего рождения.
Лучше всего они усваивают родной язык в «сенситивный период», первые пять-шесть лет жизни. Формирование навыков общения с дошкольниками — важный процесс.
Хорошая новость: Есть много способов добавить занятия к повседневной жизни ваших дошкольников .
Они не ограничиваются школьной средой и могут, и действительно должны проводиться дома с родителями и опекунами.
В нашем классе мы работаем над коммуникативными навыками, начиная с нашего младшего класса, добавляя больше по мере того, как они продолжаются в нашем дошкольном классе. Работая над навыками слушания и понимания, мы также укрепляем уверенность.
Когда вы закончите читать этот пост, переходите к моей коллекции занятий по развитию речи для дошкольников!
Слушание и понимание
Маленьким детям трудно слушать. (Это и для взрослых!) Дошкольники хотят говорить прямо сейчас, независимо от того, говорит ли кто-то еще. Воспитателям дошкольных учреждений хорошо знакомы такие групповые посиделки, когда кажется, что каждый ребенок говорит сразу, и каждый ребенок считает, что то, что он должен сказать, является самым важным. Важно как можно раньше поощрять детей ждать подходящего момента, чтобы вступить в разговор.
Как мы можем помочь развить навыки слушания и понимания:
Поговорите с ними. Говорите о том, что для них важно. В начале года я даю родителям заполнить анкету, которая помогает мне узнать, что нравится их детям. Я слушаю их истории в течение года, отмечая семейные события и любимые занятия. Я думаю обо всем этом при планировании определенных мероприятий, потому что они будут более значимыми для детей. Если они не испытали того, о чем я говорю, они менее заинтересованы в деятельности или разговоре.
Послушайте их. Я знаю, что бывает непросто остановиться и послушать, что говорит один ребенок, когда в комнате полно других маленьких людей. Особенно, когда то, что они должны сказать, длинно. Но это важно. То, что они должны вам сказать, даже если это кажется тривиальным, например, что они ели на завтрак, очень важно для них. Когда вы останавливаетесь, опускаетесь до их уровня, искренне слушаете, что они говорят, вы показываете им, что их слова важны. И если вы затем зададите вопросы, чтобы продолжить разговор, вы, вероятно, увидите, как загорятся их маленькие глазки. Вы строите важные отношения, пока они учатся чувствовать себя уверенно в своих языковых навыках.
Соберите задания, которые побуждают детей общаться со сверстниками. Каждый день у нас есть регулярные мероприятия, которые заставляют наших дошкольников разговаривать друг с другом. Некоторые из этих способов включают в себя пожелание доброго утра друг другу, рассказывание делящимся человеком о том, что они принесли с собой на выставку, попросите классного помощника сообщить о погоде, групповые игры, требующие совместной работы во время круга и небольших групп, работу над групповым искусством. проекты и играть в большие моторные игры.
Связанный пост: Как собрать веселые игры, свидания, мероприятия
Читайте книги и пойте детские песенки. Чтение книг и пение маленьких детей потешек развивает ценные коммуникативные навыки. Они подвергаются воздействию звуков речи и структуры языка. Мы читаем и поем несколько раз в течение нашего дошкольного дня. Некоторые запланированы, а некоторые просто случаются. У нас есть книги во всех уголках нашего класса, а не только в центре чтения и письма. Мы также любим рассказывать любимые пьесы для пальцев и петь песни, которые заставляют нас двигаться.
Работа над коммуникативными навыками в дошкольных учреждениях создает хорошую основу для будущих школьных лет и всей остальной жизни ребенка. Вышеперечисленные идеи легко внедрить в повседневную жизнь ваших детей, развивая их языковые навыки и уверенность в себе.
Заставьте своих детей думать и говорить!
Я сотрудничал с Карой Тамбеллини, логопедом, чтобы поделиться ее книгой Можно ли пить динозавра?
С помощью этой книги дети учатся:
- отвечать на вопросы
- критически относиться к сценариям
- тренируйтесь говорить предложениями
Прочитав эту книгу несколько раз вместе с детьми, вы можете предложить им потренироваться самостоятельно отвечать на вопросы.