Разное

Развитие движений: Развитие движений ребёнка в первый год жизни поэтапно

Содержание

Развитие движений ребёнка в первый год жизни поэтапно

В первый год жизни ребёнок совершает огромный скачок в развитии. Он больше никогда не будет изменяться столь интенсивно, поэтому родителям важно создать подходящие условия для формирования новых навыков. Понимать, что нужно малышу и как ему не навредить.

В статье расскажем всё, что необходимо знать о развитии движений детей с рождения до года. Рассмотрим частые ошибки родителей и поможем их не допустить. В конце вас ждёт таблица с описанием развития ребёнка по месяцам — в ней вы также найдёте занятия, предметы и игрушки, которые можно предложить на каждом этапе.

Содержание

  • Движение — основа развития ребёнка до года
  • Развитие движений в первый год жизни
    • С 1 до 3 месяцев
    • От 3 до 6 месяцев
    • От 6 до 9 месяцев
    • От 9 до 12 месяцев
  • Таблица развития ребёнка по месяцам
  • Коротко о главном

Движение — основа развития ребёнка до года

Движение — это главное условие жизни и развития. Разум и тело представляют собой единое целое, и особенно отчётливо эта взаимосвязь заметна у детей в первый год жизни. Они учатся и приобретают новые навыки, только производя действия над окружающими предметами. Для малышей это единственный способ совершенствовать себя и проявлять во внешнем мире.

Любая активность человека связана с движением. Например, для того чтобы у нас в голове сформировался зрительный образ какого-то предмета, глазам необходимо совершить движения по его контуру. Если этого не произойдёт, мозг не построит образ, и мы ничего не увидим. То же касается любых психических процессов. Даже речь — это движение: работают мышцы голосового аппарата.

В раннем возрасте важно иметь возможность развиваться умственно и физически через совершенствование своих движений. Сама природа даёт всё, чтобы обретение навыков происходило последовательно и быстро: взрослым важно не нарушать этот процесс. А если и помогать ему, то делать это грамотно.

Вот что следует знать о механизмах развития движений у ребёнка в первый год жизни.

Не нужно помогать, когда он пытается выполнить действие сам. Нужно проявить терпение и дождаться, когда он будет готов завершить начатое, а его нервная система созреет. Двигаясь целенаправленно, малыш пытается до тех пор, пока не достигнет желаемого: он тренируется, ищет необходимые сочетания усилий, баланса, траекторий. Если вмешаться в этот процесс, мотивация постепенно сойдёт на нет, а развитие движений ребёнка в первый год жизни замедлится.

Ванечке 3 месяца, он недавно научился переворачиваться со спины на живот и теперь пытается дотягиваться до предметов с нового положения. Сейчас он лежит на животике и тянется за катающимся цилиндром. У него не получается сделать это быстро, но малыш не сдаётся. Природа подсказывает ему, что только действие поможет активно развиваться. Здесь возможно 2 варианта развития событий: родители помогают ребёнку и дают цилиндр или не помогают ему вовсе. Как поступить правильно? Давайте порассуждаем.

Если мама и папа «помогут» и подадут предмет, за которым тянется Ванечка, то он сделает разрушительный вывод: «Зачем так напрягаться? Есть взрослые, которые всё умеют. Чтобы получить всё, что хочешь, нужно просто направить свои усилия на управление папой и мамой, немного всплакнуть, и готово».

Последствия подобных выводов плачевны: игрушка уже не будет такой привлекательной, а интереса и мотивации действовать и достигать свои первые цели станет мало. Заряд энергии, отпущенный природой на развитие, уйдёт на управление взрослыми — ведь они итак всё дадут, всё сделают за Ванечку. И когда вырастет, он продолжит искать опору в других. Не говоря о том, что развитие моторики существенно замедлится.

Если мама и папа поступят более мудро и не подадут Ванечке цилиндр, то он продолжит с интересом тянуться и достанет. Сделает это сам, получит успешный опыт преодоления сложностей и с интересом пойдёт вперёд, навстречу жизни и всем её проявлениям.

Вывод у ребёнка будет такой: «Я достаточно сильный и ловкий, чтобы достать цилиндр сам. Значит, я смогу сделать всё, что захочу. Ещё чуть-чуть, и буду уметь так же много, как мама и папа. Оказывается, мне не нужна ничья помощь, чтобы действовать и добиваться желаемого. Я дотянулся до этой игрушки, а теперь попробую достать вон ту, которая лежит дальше».

Эти мысли свойственны сильной и самостоятельной в будущем личности. Мотивации становится больше, а успех подпитывает интерес. Отсюда рвение развиваться и физически, и умственно, не останавливаясь.

Если взрослый видит, что кроха уже легко преодолевает расстояние до игрушки, то можно отодвинуть её чуть дальше

Важно иметь доступ к окружающим предметам, чтобы развиваться. Врождённые рефлексы — это база для развития двигательной активности у младенца. Среди них есть группа защитных рефлексов: например, если мы проведём рукой перед глазами младенца, у него сузится зрачок и закроются глаза. Если он прикоснётся к чему-то горячему, то рука его одёрнется.

Ребёнок не может контролировать подобные движения, но они служат базой для развития других, более сложных. Поэтому нельзя мешать малышу знакомиться с предметами — взаимодействуя с ними, он развивается. Разумеется, все доступные ему предметы должны быть безопасны.

Ребёнку необходимо видеть движущихся вокруг него людей, потому что он развивается, подражая взрослым. Многократно повторяет действия старших (детей и взрослых), и это происходит неосознанно.

Возьмите младенца на руки и начните с ним разговаривать — вы увидите, как его рот, губы тоже начинают двигаться. Он шевелит языком, при этом очень внимательно наблюдает за тем, что вы делаете. Так работают зеркальные нейроны. Мозг малыша как бы копирует движения, которые он видит, поэтому предоставьте ему возможность делать это как можно больше — не изолируйте его в отдельном от семьи пространстве в течение дня.

Важно видеть всё окружающее пространство с рождения, поэтому не рекомендуется использовать закрытые со всех сторон кроватки и коляски. Чем больше видит ребёнок в первый год жизни вокруг себя, тем активнее у него развивается зрительно-моторная координация. По мере того, как поступают стимулы в зрительные органы, мозг создаёт зрительные образы, а руки пытаются нащупывать и контролировать предметы из окружающей среды. Так развивается моторика.

Не рекомендуется помещать младенца в кроватку, завешанную так, что из неё можно рассмотреть только потолок и висящие сверху игрушки. Важно, чтобы ребёнок мог рассмотреть комнату. Или деревья, если находится на улице.

Из этого положения можно увидеть много интересного, стоит только повернуть голову влево или вправо. А когда получится перевернуться на животик, то можно будет хорошенько рассмотреть себя в зеркале и увидеть, как выглядят собственные движения

Невозможно насильно ускорить формирование новых навыков у детей. Стадии развития движений в первый год жизни ребёнка «запрограммированы» биологически и генетически. В основе «программы» лежит эффект миелинизации нервных волокон.

Миелин — вещество, которое составляет оболочку нервных волокон (похоже на изолятор у провода). Покрывая волокна, он улучшает проводимость нервных импульсов через нервные пути. Если нервные волокна, которые отвечают за работу того или иного органа, ещё не миелинизированы, то этот орган активно работать не будет.

Например, если волокна, отвечающие за работу руки, ещё не начали свою миелинизацию, то рука младенца не сможет держать предмет. Постепенно, миелинизация нервных волокон улучшится, и движения руки станут более точными.

Миелинизация нервных волокон идёт «сверху вниз». От головы к ногам. Сначала начинает активно действовать голова, потом плечи, туловище и последними подключаются ноги.

Мы не можем по своему желанию ускорить развитие. Нельзя добиться хорошей моторики в раннем младенчестве. Для любого шага в развитии должна созреть соответствующая биологическая база, принуждение со стороны взрослых в этом случае недопустимо.


Позвольте малышу осваивать навыки в своём темпе, окружите родительским вниманием и теплом, чащё показывайте окружающий мир — тогда он будет развиваться гармонично

Развитие движений в первый год жизни

Предлагаем рассмотреть, какие двигательные навыки приобретает ребёнок в каждый месяц своей жизни. А в конце статьи вы найдёте таблицу, с которой можно сверяться. Рекомендуем использовать эту информацию как ориентир, ведь скорость развития движений не может и не должна быть одинаковой у всех детей. Каждый человек — индивидуальность, и он не обязан развиваться по графику, поэтому небольшие отхождения от него нормальны. Не случится ничего страшного, если малыш начнёт держать голову, сидеть или ходить на месяц раньше или позже условной нормы.

Многие не ползают, а сразу пытаются ходить. Есть дети, которым ползать удобнее, и они не спешат переходить в вертикальное положение. Есть «скороспелки», которые в 10–11 месяцев уже бегают. Это всё — варианты нормы.

А чтобы вам было проще создавать и поддерживать условия для гармоничного развития, мы опишем основные этапы формирования двигательных навыков с рождения и до 12 месяцев.

С 1 до 3 месяцев

В первый месяц после рождения младенец двигается резко и хаотично, нередко вздрагивает во сне. Это объясняется незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) и физиологическим повышением тонуса мышц.

К концу первого месяца ЦНС совершенствуется, тонус мышц приходит в норму, движения становятся плавными. При выкладывании на живот малыш пытается поднять голову, при этом у него рефлекторно сгибаются ноги в коленных суставах.

Двухмесячный ребёнок активно машет ручками и ножками, при выкладывании на живот уверенно поднимает голову и задерживается в таком положении на 1–2 минуты. В 8–10 недель большинство детей хорошо держат голову.

К концу третьего месяца пытается дотянуться руками до яркой игрушки, лёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища, уверенно держит голову. При поднятии головы ноги расслаблены.

Важно, чтобы в поле видимости была всего пара игрушек. Это поможет ему легко сделать выбор и сосредоточиться на движении

От 3 до 6 месяцев

К началу четвёртого месяца жизни уже хорошо управляет руками. Играет с подвешенными над кроватью игрушками, особенно если при ударе они издают интересный звук. Удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секунд.

В положении на животе дети упираются на выпрямленные руки, пытаются перевернуться с живота на спину. Обычно от первых попыток до уверенных переворотов проходит 2–3 недели.

Пятимесячный малыш хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот. Мелкие предметы дети берут двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой. Разрешать пробовать вещи на вкус или нет — личное дело каждого, но помните, что для него это один из способов познать мир.

Если пятимесячного ребёнка взять за руки и слегка потянуть на себя, он приподнимет голову и напряжётся — это первые попытки сесть.

Лёжа на спине малыш поднимает руки, ноги и расставляет их в стороны. А лёжа на животе он занимает позу самолётика — расставляет руки в стороны, а ноги вытягивает. Также овладевает перекатами, то есть уже начинает перемещаться в пространстве.

Ползание в этом возрасте ещё в зачаточном состоянии развития и похоже на движение ящерицы, малыш «ползёт» на животе. Затем он с помощью рук начинает подтягиваться вперёд. Часто дети, ещё не понимая, как нужно двигаться вперёд, начинают делать это в обратном направлении, что вызывает у них большое изумление. Вместо того, чтобы ползти к игрушке, они наоборот двигаются от неё назад. При этом ноги остаются вытянутыми и в движениях не участвуют.

В шесть месяцев переворачивается на живот и обратно на спину, пытается встать на четвереньки. Лёжа или полусидя малыш способен провести довольно много времени, рассматривая, ощупывая и пробуя на вкус игрушки. Особый интерес вызывают погремушки — он быстро понимает, что нужно сделать, чтобы извлечь звук, и способен повторять нужные движения снова и снова.

Если шестимесячного малыша посадить, он сможет удерживать тело в таком положении. При этом у него меняется восприятие окружающего пространства. Из положения сидя предметы выглядят иначе, чем из лежачего, и освобождаются руки. Соответственно, он может перекладывать предмет из одной руки в другую и исследовать его на ощупь.

Если в это время ребёнка постоянно переносят в креслице или в слинге, то процесс развития руки и грубой моторики существенно затормаживается.

Не так давно было принято усаживать детей между подушками — бытовало мнение, что это развивает физические способности. Сейчас педиатры настаивают: нужно сесть самостоятельно. Большинство делает это к концу первого полугодия жизни

От 6 до 9 месяцев

Основной навык, развивающийся в этот период — ползание на четвереньках. Малыш учится выполнять синхронные движения, контролировать работу симметричных групп мышц, тренирует спину и пресс. Позвоночник и суставы скоро будут хорошо подготовлены к ходьбе.

В 6–9 месяцев у появляется реакция равновесия, то есть он начинает чувствовать положение тела в пространстве и пытается его удержать в ровном положении. Также у него развивается способность полностью выпрямлять туловище.

С 7 месяцев ребёнок учится сидеть прямо с согнутыми в бёдрах ногами. Когда переворачивается со спины на живот, уже опирается на предплечья. И при этом он хорошо удерживает голову в нужном положении, что позволяет смотреть вперёд и уверенно обозревать окружающее пространство. Все эти движения становятся базой для развития ползанья.

К 7–8 месяцам можно наблюдать уверенное ползание: постепенно развиваются мышцы ног, они укрепляются и, как только это происходит, малыш переходит к ползанию на четвереньках. У каждого свой способ ползания, он очень быстро совершенствуется, и дети передвигаются ползком с огромной скоростью.


Подход к развитию движений у ребёнка в первый год жизни таков, что мы ничего не делаем за него. То есть не помогаем ползать, не переворачиваем его, а ждём, когда созреют биологические механизмы и он будет к этому готов сам

Ползание позволяет перемещаться на довольно большие расстояния, что ведёт к скачку в интеллектуальном развитии. И оно же выступает этапом в подготовке к ходьбе. Есть дети, которые не ползают. Это часто связано с ограничением пространства, с тем, что носят на руках, ограничивают его в манеже или в ходунках — тогда у него нет возможности для развития естественного движения. Это существенно задерживает в дальнейшем процесс ходьбы.

Если ребёнок пропускает этап ползания, это негативно сказывается на развитие межполушарных связей. Для того чтобы стимулировать этот процесс, можно разбрасывать мячики на полу, чтобы малыш опускался на четвереньки и их собирал, то есть вернулся на предыдущий этап и проработал его.

Почему ребёнок не ползает? Считается, что так происходит, если малыша не выкладывали на животик в 3–4 месяца и постоянно переносили его на руках. На эмоциональном уровне во взрослой жизни последствия не будут заметны. Но есть исследования, которые показывают взаимосвязь между активным ползанием и развитием письменной речи.

Предполагается, что ползание, формируя межполушарные связи, сказывается на речевом развитии. Заметная взаимосвязь отслеживается, когда исполняется 6–8 лет. Но в это время уже труднее вернуть интерес к ползанию.

Возраст 7–8 месяцев важен ещё и в том плане, что ребёнок начинает вставать на ноги, непродолжительное время стоит, может стоять на носочках, а затем постепенно становится на всю стопу. Также в этом возрасте дети могут подолгу сидеть, что даёт им возможность взаимодействовать с предметами, исследовать их, держать в руках и перекладывать. То есть переходит на новый исследовательский уровень своей деятельности.

В 7–9 месяцев начинают стоять самостоятельно у какой-то опоры. Этот этап очень важен, так как он развивает оба полушария мозга. Возникают межполушарные связи, потому что происходит синхронное движение правой и левой части рук и ног, и ребёнок познаёт себя через свои возможности в координации движений.

Такая перекладина поможет научиться стоять у опоры

От 9 до 12 месяцев

В 9–10 месяцев ребёнок отлично ползает и с большой скоростью передвигается по большим пространствам. Это открывает перед ним возможности к новым исследованиям окружающего мира.

В 10 месяцев начинает вставать из положения на четвереньках, при этом он отталкивается руками от пола, стоит на поверхности, переступает ногами, но пока ещё держится за опору. Хватается руками за перекладину в кроватке или край стула. В это же время учится опускаться на пол: координация его движений совершенствуется с каждым месяцем.

Потом пробует ходить, удерживаясь за край дивана, опираясь на стену или держа взрослого за руку. Большинство родителей, обучая детей ходьбе, ставит их впереди спиной к себе и держит за обе руки, но гораздо безопаснее, когда взрослый делает шаги назад, находясь лицом к ребёнку.

Малыш с удовольствием подражает движениям взрослых — он может махать рукой, достаёт предметы из ящиков, уже собирает разбросанные игрушки и перемещается в пространстве. Соответственно, окружающее пространство должно быть готово, чтобы он мог свободно двигаться, перемещаться из комнаты в комнату. При этом дома должно быть достаточно безопасно.

С 12 месяцев ребёнок постепенно осваивает ходьбу. После освоения ходьбы с опорой наступает черёд самостоятельных шагов. Это серьёзное испытание: многие попросту боятся переступить с ноги на ногу. Дайте в руки яблоко или игрушку — это создаст иллюзию опоры и уменьшит страх.


Как только ребёнок начинает самостоятельно ходить, это становится его базовой потребностью. Он уже не может стоять на месте, ему нужно постоянно перемещаться. При этом остановки занимают не больше 3 минут

Таблица развития ребёнка по месяцам

Эта таблица послужит хорошим ориентиром по развитию движений до года. А у нас есть список из 150 игрушек до пяти лет и статья с примерами лучших игрушек до года, которые помогут создать дома развивающее пространство.

Возраст

Движения рук

Движения тела

Что предложить малышу

1 мес.рука не может держать предметпытается поднять голову, при этом ноги согнуты в коленяхмобили основных или пастельных цветов;

самодельные фигуры из бумаги, шарики, геометрические тела

2 мес.наблюдает за руками;

пытается совершать хватательные движения;

активно машет ручками и ножками
3 мес.начинает целенаправленно схватывать различные предметы (одеяла, игрушки), но ещё не умеет отпускать их, а когда пытается отпустить, трясёт рукойлёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища;

хорошо держит голову, при поднятии головы ноги расслаблены

подвешиваем мобили так, чтобы мог дотянуться и захватить их, притянуть к себе;

предлагаем деревянные фигурки пастельных или основных цветов — деревянное колечко или небольшой колокольчик, который будет звенеть при каждом касании;

с 3 месяцев — два соединённых диска, деревянные шарики, закреплённые шнурком на палочке и шарики, скреплённые шнурком

4 мес.хорошо управляет руками, удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секундопирается на выпрямленные руки, пытается перевернуться с живота на спину;
5 мес.
появляется осознанная работа руками;

хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот;

мелкие предметы берёт двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой

лёжа на спине поднимает руки, ноги и расставляет их в стороны;

лёжа на животе занимает позу самолётика — расставляет руки в стороны, а ноги вытягивает;

овладевает перекатами; «ползёт» на животе, подтягиваясь с помощью рук

6 мес.перекладывает предметы из одной руки в другуюпереворачивается на живот и обратно на спину, пытается встать на четвереньки;

если посадить, удерживает тело в таком положении

добавляем погремушки;

корзинки с сокровищами (с 5–6 знакомыми предметами из разных материалов, приятных визуально и на ощупь)

 

7–9 мес.появляется «обезьяний захват» — большой палец начинает участвовать в захвате предметов;

подолгу держит предметы в руках и исследует их;

большой палец при захвате оказывается напротив остальных (это делает движение руки более точными, ребёнок лучше контролирует пальцы)

ползает; пытается держать равновесие;

полностью выпрямляет туловище;

сидит прямо с согнутыми в бёдрах ногами самостоятельно;

начинает вставать на ноги, непродолжительное время стоит;

может стоять на носочках, затем на стопах;

стоит у опоры сам, подтягивается к ней

когда пытается вставать на ноги готов, предлагаем надёжную опору — перекладину, прикреплённую к стене, или домашнюю мебель (важно, чтобы она прочно стояла на полу и не сдвигалась, когда облокотится)
9–12 мес.появляется пинцетный захват, в котором участвуют большой и указательный пальцы;

начинает манипулировать всё более и более мелкими предметами;

умеет отпускать предметы из рук, что приводит его в восторг, бросает предметы на пол

хорошо ползает;

осваивает ходьбу с опорой или за руку со взрослым, постепенно начинает ходить сам

Коротко о главном

  1. Развитие тела, рук и интеллекта у малыша тесно взаимосвязано, но начинается всё именно с движения.
  2. Для развития движений ребёнку в первый год жизни важно взаимодействовать со всем, что его окружает: видеть людей, комнату, улицу, иметь возможность трогать и рассматривать предметы. Чтобы познавать себя и мир, нужно быть ближе к нему, поэтому родителям следует как можно больше общаться с малышом и не изолировать от всего и всех.
  3. Домашнее пространство должно быть подготовлено для ребёнка раннего возраста: важно сделать его безопасным и позволить перемещаться максимально свободно.
    Хорошим решением будет постелить в комнате большой матрас на пол и расположить неподалёку игрушки, чтобы малыш смог достать их сам. Это поможет развивать крупную и мелкую моторику.
  4. В первые месяцы жизни следует выбирать игрушки и материалы, способствующие двигательной активности. При этом они не должны быть яркими и громкими, и не нужно большое количество. Многие игрушки легко сделать своими руками.
  5. Никакие игрушки не заменят внимания родителей, только с ним возможно гармоничное развитие.
  6. Когда ребёнок пытается что-то сделать сам, не стоит ему помогать. В противном случае сформируются ложные представления о своих возможностях, станет меньше мотивации исследовать мир, и развитие может замедлиться.
  7. Нельзя ускорить развитие движений до года насильно. «Алгоритм» задан природой, поэтому нет смысла заставлять ребёнка сидеть, стоять или ходить раньше времени.
  8. Скорость развития у каждого своя. Нет ничего страшного в том, что малыш отстаёт от графика или опережает его на несколько недель.

Статья подготовлена с помощью материалов наших экспертов: Марины Белоус — практикующего семейного врача, Веры Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Ольги Горевой, Юлии Воробьёвой и Анны Ефремовой

Редактор: Камила Кленовиц

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

как улучшаются двигательные навыки с 1 до 3 лет

Главная задача в возрасте от 1 до 3 лет — совершенствовать свои движения. Научиться увереннее ходить, бегать, прыгать и сохранять равновесие тела в пространстве, двигаться с вещами в руках, согласованно действовать руками и ногами.

В статье рассмотрим основные этапы развития движений ребёнка и условия, которые помогут ему своевременно освоить нужные двигательные навыки.

Развитие движений от 1 до 1,5 лет

Ходит. Как только ребёнок начинает самостоятельно ходить, это становится его базовой потребностью. Он уже не может стоять на месте, ему нужно постоянно перемещаться — он способен без остановки пройти до 10 метров. Потом останавливается на 2–3 минуты, осматривает окружающее пространство или присаживается, снова встаёт и идёт. Поэтому ему нужно пространство, в котором можно свободно и безопасно перемещаться.

В 12–14 месяцев большинство детей ходят, но походка ещё шатающаяся и неустойчивая. Они не всегда способны обойти какое-то препятствие — могут стукнуться и упасть, но не стоит переживать. Природа позаботилась, чтобы дети не получали травмы, пока учатся ходить. Вместо некоторых костей у них хрящи, а малый вес и небольшой рост смягчают удары при падении.

Во время ходьбы ребёнок широко расставляет ноги и часто сгибает их в коленях, чтобы удержать тело в пространстве. Наступает на пол всей ступнёй, чтобы увеличить площадь опоры. Походка его шаркающая, что тоже помогает удерживать равновесие. С этой же целью некоторые дети при ходьбе раскачиваются из стороны в сторону и размахивают руками.

Ходьба пока неравномерная — ребёнок то бежит, то замедляет шаг, то останавливается, затем снова двигается такими перебежками. Это нормально, ему пока сложно скоординировать темп ходьбы.

Осваивает более сложные движения. Малыш учится делать повороты и развороты, наклоняется и пятится. Пытается прыгать на пружинистых поверхностях — матрасе или батуте. Ещё ему нравится прятаться, поэтому пригодятся пространства с одеялами и стульями, гамаками и палатками. И конечно — танцевать под музыку: вскидывать ручки, кружиться и делать пружинистые полуприседания.

Преодолевает препятствия. После года малыши всё ещё много ползают на четвереньках, многие предпочитают этот способ передвижения ходьбе. Они перелазят через невысокие препятствия вроде горы из подушек или карабкаются на лесенку. В этом возрасте пригодятся лабиринты, лесенки около 1 метра высотой или горки из мягких матов.

Также ребёнку важно влезать на какие-то возвышенности, поэтому его очень интересуют лестницы, стулья и диваны.  Ближе к 1,5 годам он учится перешагивать через невысокие препятствия (до 10 см).

Переносит предметы. Начинающему ходунку нравится переносить предметы с места на место. Это помогает развивать координацию тела в пространстве, а заодно тренирует руки. Повесьте в свободном доступе несколько небольших сумочек, поставьте корзину с ручками или положите мячи.

Трек для мяча — хорошее подспорье для развития координированных движений. Ребёнок кидает мяч в отверстие, потом идёт к концу дорожки, берёт мяч и снова несёт к отверстию.

Бросает. В этом возрасте ребёнок делает первые попытки замахиваться при бросании. Пока что его больше интересует бросание вдаль, нежели в цель. Положите в свободный доступ мягкие мячики или подушечки для бросания, чтобы дать возможность потренировать этот навык.

Тянет и толкает. К 14 месяцам появляется потребность тянуть и толкать. Поэтому пригодятся тележки и каталки, которые можно катить перед собой или тянуть.

Качается и отталкивается ногами при движении. Желательно, чтобы сиденье качелей располагалось невысоко от пола. Так ребёнок сможет самостоятельно садиться, вставать с качели и толкаться. Он может лечь на сиденье и толкаться ногами или, присев на сиденье, отступить назад, поднять ноги и начать раскачиваться. Также пригодится обычная лошадка-качалка.

Ближе к 16 месяцам уже можно предлагать беговел или низкий трёхколёсный транспорт, позволяющий отталкиваться от пола ногами (педальный трёхколёсный велосипед понадобится ближе к 2,5 годам).

Развитию движений помогают спортивные комплексы и снаряды. Список проверенных производителей, примеры и рекомендации вы найдёте в статье «Выбираем спортивный комплекс ребёнку для дома»

А этот бот в Телеграме бесплатно пришлёт таблицу с нормами развития движений. Можно прочекать навыки своего малыша

Развитие движений с 1,5 до 2 лет

Много ходит. В этот период ребёнок переживает цикл максимального усилия — ищет любые возможности, чтобы увеличить силу ног и рук, научиться держать равновесие в пространстве. Он способен проходить километры с небольшими перерывами, но создаётся такое впечатление, что совершенно не устаёт. При ходьбе малыш сначала сгибает локти и прижимает их телу, но постепенно формируются согласованные движения: правая рука и левая нога делают одновременное движение вперёд.

Ребёнок начинает подниматься и спускаться по наклонным плоскостям, которые приподняты над полом примерно на 20 см. Можно положить наклонную доску, по которой он с удовольствием будет ходить.

Переносит тяжести. Малыш постоянно ищет в среде какие-то тяжести, которые хочет переносить. Можно организовать сумки с тяжёлыми предметами и предлагать переносить посильные тяжести — например, давать в магазине свой пакет.

Учится удерживать предметы при движении. Ребёнок старается удерживать в руках предметы, забираясь на диван и слезая с него. Или карабкается с игрушкой в руках по лестнице. Так он учится удерживать вес в руках при сложных движениях. Рука становится ещё более умелой: малыш может поворачивать ручку или высыпать что-то из перевёрнутой ёмкости, брать в руки два мелких предмета одновременно.

Осваивает ходьбу по ступенькам. Если раньше малыш мог передвигаться по ступенькам только на четвереньках, то теперь ему по силам освоить более сложное комбинированное движение — спускаться и подниматься в вертикальном положении ногами. Он ещё не может поднимать ноги попеременно, поэтому сначала ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую.

Перешагивает препятствия, которые находятся на высоте 20 см от пола. Здесь пригодятся брусок, перекладина или бревно для балансирования. Если придвинуть такой брусок к стене, то ребёнок будет ходить по нему, держась за стену. Позже можно будет передвинуть брусок от стены, чтобы учился ходить по прямой линии на весу.

Ходит по линиям. Ближе к 2 годам для удержания тела в пространстве ребёнок начинает перемещаться по различным линиям. Вы заметите, как он начнёт сосредоточенно ходить по чёрточкам на асфальте, узким дорожкам или бордюрам. Всё это делается интуитивно, чтобы научиться удерживать своё тело в пространстве.  Можно наклеить на пол цветной скотч: сначала прямую полосу, а потом овал диаметром в пару метров.

Развитие движений с 2 до 3 лет

Утончает движения. После 2 лет завершается формирование базовой координации тела, и ребёнок переходит в период утончения движений. Движения становятся точнее, грациознее и экономнее, а для достижения цели совершается всё меньше действий. Ненужные движения отсекаются, остаются только точные. Так малыш достигает оптимального результата в кратчайший срок, а сэкономленная энергия направляется на дальнейшее развитие.

Легко выполняет сложные движения. Движения у детей второго и третьего года жизни развиты достаточно хорошо, чтобы без передышки преодолеть расстояние в 80–100 метров. Они уже умеют выдерживать направление и изменять его по просьбе взрослого, менять высоту и ширину шага, идти быстрее или медленнее.

Двухлетка начинает ходить с перекатом, с пятки на носок, ходьба становится уверенной. После этого переходит на следующий этап — учится подпрыгивать, прыгать в длину и перемещаться прыжками.  А ещё может недолго постоять на одной ноге и походить на цыпочках. Ещё ему нравится бросать небольшие предметы на расстояние до 1 метра.

Двухлетка с удовольствием пинает, ловит и бросает мяч. Может выполнить два разных действия одновременно — например, топнуть и хлопнуть в ладоши. А его руки способны совершать одновременно разные движения: когда рвёт бумагу, то одна рука тянет лист к себе, а другая от себя.

Интегрируется разум и тело. Если не возникает никаких препятствий или отклонений на пути развития, то к 2,5 годам разум и тело уже интегрированы — они представляют одно целое и дальше развиваются вместе.

Вместе со скачком в моторном развитии, у ребёнка происходит скачок в развитии интеллекта — любопытство толкает его к активному исследованию окружающего мира. Он всё лучше понимает, как с ним взаимодействовать. Нажал на кнопку пульта — включился телевизор, повернул ручку на музыкальном центре — изменился звук, повернул ручку крана — полилась вода. Кнопки и ручки становятся любимой забавой.

Поскольку базовая координация тела уже сформировалась, можно начинать водить ребёнка в спортивные секции и кружки, научить ездить на велосипеде или самокате, лазить по верёвочной лестнице. Актуальными остаются долгие прогулки, подвижные игры, лазанье и прыжки.

Что может помешать развитию движений

Ребёнок проходит колоссальный путь в своём двигательном развитии и усовершенствовании движений. Наша задача — создать условия, в которых он пройдёт этот путь без препятствий:

  • Не стоит ограничивать свободу движений, если она не принесёт вред ребёнку, другим людям, животным или предметам.
  • И сам взрослый не должен стать препятствием на пути двигательной активности ребёнка — не нужно постоянно носить на руках или держать в коляске на прогулке.
  • Лучше следовать за естественным развитием, а не ускорять освоение новых навыков. Дождитесь, когда созреет нервная система ребёнка, и он будет готов к самостоятельным движениям.

Не стоит подгонять развитие своего малыша под нормы или других детей. Развитие движений происходит в индивидуальном темпе: одни дети сначала осваивают прыжки, другие — броски. Пройдёт пара месяцев, и ваш малыш обязательно освоит тот двигательный навык, который демонстрируют ровесники. Но только при условии, что у него есть для этого возможности в подготовленной вами среде.

Статья подготовлена по материалам курса Сензитивные периоды развития ребёнка В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Ольги Горевой и Николь Кавано

Развитие движения – Этапы

Развитие движения – Этапы

Доктор Эмми Пиклер

(№ 14/зима 1994 г.).

Дети, особенно в городах, как правило, плохо сидят и имеют плохую осанку. Они не могут правильно сидеть, стоять или ходить, не говоря уже о более сложных движениях.

Это, конечно, не очевидно для каждого читателя. Слышу удивленные ответы: «Что? Мои дети не могут двигаться?!» “Моя дочурка уже умела сидеть, когда ей было всего четыре месяца” “Моя уже стояла в шесть месяцев”… “Когда сыну не было еще и года, он уже ходил.”

Дети сидят, стоят, ходят и двигаются — это правда. Но как? … Они легко утомляются. Они падают часто и неуклюже. Довольно часто они серьезно ранят себя. Они сидят, стоят, ходят и т. д., но не совсем…

Конечно, мы, взрослые, в этом отношении ничем не лучше. Мы считаем естественным, что после одно-двухчасовой прогулки мы больше не можем стоять на ногах, что после нескольких часов сидения нам трудно двигать затекшими конечностями. Однако это совсем не естественно. Если сидеть правильно, сидеть не утомительно. Если стоять правильно, стоять можно гораздо дольше, чем мы можем себе представить…

Или рассмотрим животных. Они двигаются просто, в гармонии со своей природой: олень, кошка, обезьяна, буйвол или слон. Самое крупное, самое достойное, самое медленное, самое неповоротливое животное, каждое из них в равной степени способно к быстрому и мгновенному движению, не теряя своей врожденной грации — не так, как мы, которые, пробежав всего десять или двадцать шагов (например, чтобы успеть на автобус), бежать в жесткой и напряженной манере и задыхаться в течение многих минут после этого.

Даже самое быстрое движение животного никогда не кажется поспешным. И самое главное, величайшие достижения достигаются с наименьшими усилиями.

Почему у наших детей так часто совершенно отсутствует эта естественная, тихая безмятежность, естественная простота и эффективность позы и движения? Так и должно быть?

.

В развитии движения мы по своей природе не так сильно отличаемся от животных, как мы обычно предполагаем. Желание, чтобы наши дети двигались красиво и согласно своей врожденной природе, отнюдь не является далекой и недостижимой мечтой. Правильно двигаться — врожденная способность не только животных, но и человека, в том числе горожанина. Если обеспечить достаточно места и возможности для свободного перемещения, то дети будут двигаться так же, как и животные: умело, просто, надежно, естественно.

Поймите меня правильно. Не у каждого человека может быть идеальная фигура. Я говорю о жестах, движениях, осанке. Всегда будут люди с не совсем гармоничными пропорциями и другими мелкими недостатками. Однако несовершенства, с которыми мы можем родиться, не должны со временем становиться все хуже или делать нас неспособными справляться со средними требованиями к движению в повседневной жизни. Даже животные с плохим телосложением способны двигаться в полную силу. К сожалению, помимо недостатков, с которыми наши дети могли родиться, они плохо используют свои способности. Мы должны избавить наших детей от этого неблагоприятного курса в их моторном развитии. Что мы можем сделать?

Должны ли мы тренировать маленького ребенка? Должны ли мы учить ребенка правильному движению? Какие меры мы могли бы предпринять, чтобы получить хорошие результаты?

Особых мер не требуется.

Вопрос не в том, как мы можем «научить» младенца хорошо и правильно двигаться, используя хитро придуманные, искусственно сконструированные, сложные меры, используя упражнения и гимнастику. Дело просто в том, чтобы дать младенцу возможность — точнее, не лишать его этой возможности — двигаться в соответствии с присущими ему способностями.

Далее я хочу обрисовать для вас естественный ход двигательного развития младенца. Речь идет о первых двух годах жизни ребенка, так как именно в это время усваиваются основные элементы движения. За это время новорожденный, который ничего не может делать, кроме как махать руками и ногами, превращается в ребенка, который целенаправленно двигается, может хватать, стоять, сидеть и ходить.

Как это происходит?

Ребенок родился – лежит на спине
Новорожденный лежит на спине, с согнутыми руками и ногами, со сжатыми кулачками, как правило, туловище и позвоночник слегка наклонены в одну сторону, голова немного повернута в сторону. Тело, как лежит младенец, немного асимметрично.

Часто две стороны не одинаково развиты; один чуть длиннее, другой чуть короче. Как правило, новорожденный всегда поворачивает голову в одну и ту же сторону.

В течение первой четверти первого года жизни ребенок все больше двигает ручками и ножками в положении лежа на спине. Движения по-прежнему резкие и судорожные, все конечности как бы участвуют во всех движениях одновременно и одинаково. Эти движения случайны, пока еще бесцельны; они просто сопровождают хорошее настроение или плач.

Поворот головы
Тип движения меняется, когда младенец начинает следить за интересующим его объектом глазами и поворачивая голову. Это когда она поворачивает голову в направлении, которое ранее не практиковалось. Хаотические, поспешные движения рук также изменяются, как только она начинает обращать внимание на движение рук глазами. Она наблюдает за своими руками; можно даже сказать, что она овладевает ими глазами. Она обнаруживает, что это ее собственные руки. Под постоянным руководством своих глаз она научится двигать руками слаженно и целеустремленно.

Отрабатывает движения рук
В течение второй четверти первого года младенец с возрастающим интересом наблюдает за своими руками, пробуя и повторяя отдельные движения. Например, младенец может сжать кулак, а затем осторожно разжать его снова или взяться за одну руку другой. Это может продолжаться каждый день в течение долгих часов, недель или даже месяцев. Если что-то касается ладоней внутренней стороны пальцев, младенец немедленно схватит этот предмет. Отпустить сложнее. Этому нужно учиться отдельно. Младенец часто борется неделями, пока не освоит движение отпускания легко и надежно.

Интерес младенца ко всем возможностям движения рук и пальцев, как правило, неисчерпаем. Позже она будет играть точно так же ногами и пальцами ног, но никогда так долго и настойчиво, как руками и пальцами. Она обхватывает стопу рукой, подтягивает стопу к себе, сосет пальцы. Можно ли что-то ухватить пальцами ног? Рано или поздно большинство младенцев тоже пробуют это.

Повороты на бок
Когда младенец умеет хорошо хватать, он не только берет в руки то, что ему попадается, но все больше и больше тянет руки к тому, что его интересует. Подбираясь все ближе и ближе к перилам кровати, он будет постепенно переворачиваться на бок. Однако он также может перевернуться на бок, повернув таз.

Поначалу лежать на боку — большая задача. Баланс ненадежен. Мы можем видеть, что вначале младенец прилагает усилия, чтобы оставаться в этом положении; это трудно. Она немного скованна, поддерживает себя головой, плечом, рукой, кистью и ступней. Она часто возвращается в положение лежа на спине, чтобы отдохнуть. Позже, после долгой практики, ребенок легко играет лежа на боку. В этом положении, в отличие от лежания на спине, у нее совершенно новый и иной взгляд на вещи, в том числе и на руки. Неделями она играет, лежа на боку.

Переворачивание на животе
Как только младенец будет чувствовать себя в безопасности, когда лежит на боку и играет – настолько надежно, что ему больше не нужно обращать внимание на равновесие, – он может просто потерять это равновесие, упасть и приземлиться на живот. Перебраться на живот также можно, если инерция поворота на бок уводит его слишком далеко, переворачивая на живот. Обычно рука застревает под туловищем. Это, конечно, неприятно. Младенец часто начинает плакать. Мы хотим помочь; мы переворачиваем его на спину — и через несколько минут обнаруживаем его снова на брюхе. Мы можем помочь вначале, но мы не переворачиваем младенца каждый раз заново, даже если он немного плачет. Если мы точно знаем, что он не попал на живот случайно, лучше дать ему найти собственное решение. Рано или поздно он поможет себе. Как? – это зависит от характера, от конституции младенца. Можно вытянуть руку, или повернуться спиной, или заснуть лежа на животе, и так ждать следующего приема пищи — и т. д. Есть дети, которые с самого начала не плачут в этой ситуации, а стараются различные движения, пока им не удастся снова лечь на спину. Это продолжается в течение многих дней, неоднократно переворачиваясь на живот и снова на спину. Однако рука всегда оказывается лежащей под туловищем. Другой ребенок может с первой попытки повернуться немного дальше, перенося вес тела полностью на другую сторону, легко вытягивая руку и т. д.

Переворачивается назад
Новорожденным легко переворачиваться снова, т. е. спереди назад. Например, если вы на мгновение положите голого младенца на живот перед купанием, он часто кладет голову набок, а за ней и все туловище, и в конце концов ложится на спину. Однако позже, когда он уже в состоянии перевернуться на живот и поднять голову, мы замечаем, что повернуться снова уже не так просто. Однако он научится через несколько дней или недель.

Проведение дней лежа на животе
Младенец все чаще переворачивается на спину и проводит там все больше и больше времени. Однако лежать на животе — это то, чему нужно учиться, практиковаться и совершенствоваться в течение длительного времени. Сначала младенец только поднимает голову, затем учится пользоваться ручками и ручками, лежа на животе. С самого начала ступни имеют тенденцию свободно болтаться в воздухе, но туловище остается громоздким и тяжелым в движении в течение длительного периода. Сильный, подвижный, гибкий туловище, принимающий участие во всех движениях младенца, который двигается вместе с головой и конечностями, часто даже направляя движения, — это всего лишь результат многомесячной практики.

Потягивание
Теперь младенец может целенаправленно двигаться. Как это ни удивительно, младенец, лежащий на животе или на спине, казалось бы, вообще не способный никуда двигаться, рано или поздно приблизится к предмету или поручням манежа, до которых он пытается дотянуться.

Если ребенок одет, обычно вы не сможете понять, как он это сделал. Только наблюдая за движением обнаженного тела младенца, можно увидеть, что происходит на самом деле. Ребенок сгибается, вытягивается, совершает минимальные движения, как гусеница. Это медленное и постепенное растяжение и дотягивание – один из самых важных этапов моторного развития младенца. Это продолжается месяцами. За это время исчезает асимметрия туловища, с которой рождается ребенок. Благодаря этим естественным движениям позвоночник становится прямым; туловище становится упругим, гибким и мускулистым.

Я не могу не подчеркнуть, насколько важен этот этап развития. Одним из доказательств является то, что описанные выше движения систематически выполняются в качестве специальных лечебных упражнений с детьми, страдающими искривлениями позвоночника. Если бы младенцев не заставляли совершать другие виды движений (например, сидеть или вставать), и если бы детям предоставлялось достаточно места и времени для движения, то день за днем ​​в течение многих месяцев они бы потягивались, ворочались и поворот со спины на живот, с живота на спину.

Перекатывание
В течение третьей четверти первого года младенец учится переворачиваться со спины на живот, а затем с живота на спину – перекатываясь все дальше и дальше в одном направлении, безопасно и быстро перемещаясь из из одного места в другое, достигая объекта, который привлек его внимание. Вскоре он сможет достаточно хорошо катиться, чтобы попасть прямо туда, куда он хочет. В это время младенец большую часть дня проводит на животе. С удивительным мастерством она находит позу, позволяющую совершенно свободно двигать головой, шеей, руками и ногами. Иногда ствол поддерживается только в одной точке. Она брыкается, медленно потягивается, перекатывается — весь день, пока играет.

Ползание на животе и на четвереньках
В четвертой четверти первого года жизни младенец начинает ползать на животе. Сначала он обычно скользит назад, а не вперед. Тогда он становится более успешным в продвижении вперед. Иногда в действии важнее руки, иногда ноги. Многие дети двигаются вперед, используя движения рук и ног при плавании, как если бы они выполняли гребок кролем. Иногда они двигаются так быстро и искусно, что мы, взрослые, не смогли бы угнаться за ними, если бы захотели двигаться вперед такими же движениями. Каждый ребенок ползает на животе по-разному. Не случайно ребенок выбирает определенную форму и не случайно практикует разные варианты определенного способа движения, чтобы куда-то добраться. Как только она становится сильной благодаря практике, она поднимается на руки и колени и поворачивается в позицию руки-колено. Позже она начинает ползать на руках и коленях, а еще позже, в конце концов, ходить на четвереньках, на подушечках пальцев, как медведь. Все это занимает несколько месяцев, за это время ребенок отрабатывает бесчисленные вариации этих движений.

Дети с более слабыми мышцами туловища двигаются вперед, опираясь животом на землю, в течение более длительного времени. Это укрепляет спину и мышцы туловища. Только после этого они ползают на четвереньках с оторванным от земли хоботом. Ребенок со слабой спиной будет долго ползать на животе — потом, может быть, месяцами, на четвереньках «скорым темпом» — даже не задумываясь о том, чтобы сесть или встать. Это часто происходит в семьях, где у родителей были проблемы со спиной. Со временем эти дети тоже сядут и встанут сами по себе, без того, чтобы мы их посадили или подняли; это просто происходит позже, чем в среднем. Они также учатся стоять — правильно сидеть и стоять — хотя это может происходить позже, чем у других детей. Если мы достаточно терпеливы, чтобы дождаться, когда это произойдет, и если мы не будем их подгонять, они тоже будут сидеть и стоять прямо.

Понятно, что для ползания ребенку нужно больше места, чем в маленькой кроватке или маленьком манеже. Дети будут развиваться так, как описано выше, только если им будет предоставлена ​​возможность опробовать эти движения , когда они захотят .

Вставание в вертикальное положение
Первые попытки встать обычно происходят в последней четверти первого года жизни ребенка. Ребенок никогда не садится и не встает из положения лежа на спине. Последовательность всегда такая, как я ее описал. Сначала он переворачивается на живот. Затем он начинает подтягивать колени и т. д. В норме развитие от самостоятельного поворота на живот до начала вставания занимает пять-шесть месяцев. Начав в безопасном положении лежа (на животе), он переворачивается наполовину на бок, опираясь на одну руку, и с поднятой головой. Таким образом он приходит в полусидячее положение. Позже он сядет полностью. Или он встает на колени, затем опирается на подошву одной ноги, а затем встает. Однако каждое движение в этом процессе требует недель или месяцев практики, как и все остальные описанные последовательности.

Сидение
Можно писать длинные статьи о сидении, о разных способах сидения, о правильном и неправильном сидении. В чем на самом деле разница между «хорошим» и «плохим» сидением?

Ребенок, который хорошо сидит, может двигаться сидя. Она переносит свой вес на седалищные кости, поэтому ее туловище поднимается почти вертикально. Когда она сидит неподвижно, область крестца (нижняя часть спины) прямая. Голова находится на одной линии со спиной и является прямым продолжением. Это единственный способ сидеть без усталости. Это, однако, не означает, что ребенок обязан всегда сидеть с вертикальным туловищем; это только характерная, основная позиция. Во время игры ребенок поворачивается вправо и влево, наклоняется вперед и назад. Еще можно распознать хорошо сидящего ребенка по соответствующей манере, в которой его туловище изгибается в нужном направлении; не происходит изгибов, которые не возникают в движении или которые препятствуют движению.

Мы все знакомы с плохим сидением. Весь туловище проваливается в себя, позвоночник искривляется, живот и грудь сдавливаются, следовательно, и внутренние органы, и дыхание становится затрудненным. Нам свойственно бояться, что ребенок может внезапно упасть. Вместо того, чтобы переносить свой вес на седалищные кости — части таза, предназначенные для сидения, — она садится позади них на крестец. Чтобы не упасть назад, ей приходится наклонять всю верхнюю часть тела очень далеко вперед.

Подводя итог: Тот, кто сидит  хорошо , кто умеет сидеть, сидит не только прямо, но и экономно. Сидение не утомляет этого человека; это не утомительно для него, но, скорее, спокойно. Однако неуместное, неправильное, нездоровое сидение требует больших усилий и утомительно. Когда дети впервые садятся, они еще не «умеют» сидеть. Они часто сидят с согнутыми, скрюченными спинами, крепко держась и прилагая большие усилия. Они быстро устают и ложатся отдыхать. Мы никогда не заставляем ребенка сидеть. Некоторое время они продолжают играть на четвереньках, или лежа на животе или на спине – если им предоставляется такая возможность. Позже они будут сидеть во время игры, чаще и дольше. Но они передвигаются, меняя положение, постоянно ища состояние равновесия. Они расставляют ноги вперед и назад, становятся на колени, садятся на пятки, приседают на одной или обеих ногах, сидят на земле между коленями и т. д. они сделали на других этапах развития своего движения. А когда они найдут хорошее состояние равновесия и освоят сидение, они будут играть в положении сидя с прямой спиной, не перенапрягаясь и не утомляясь.

Вставание
Обычно ребенок пытается стоять одновременно с сидением. Бывает так, что дети сначала встают, а потом садятся. Стоя на коленях или покачиваясь на коленях, они хватаются за прутья манежа или какой-либо другой устойчивый предмет и подтягиваются. Сначала они почти не опираются на ноги, хотя и стоят. Цепляясь за что-то руками, они держат себя в вертикальном положении. Чтобы поддержать себя, они могут опираться на что-то животом, выдвигая поясницу вперед. В этот момент многие дети испытывают неспособность вернуться на пол. Если они устают, они либо отпускают то, что держат, и падают, либо цепляются еще крепче, в конце концов начиная плакать. Иногда мы помогаем, но не всегда. Ребенок может и справится сам. Ничего серьезного с ней не может случиться, если она упадет, даже если немного ударится головой. Есть также дети, которые могут легко снова сесть с первого раза.

Когда дети начинают вставать, они мало опираются на ноги. Они часто стоят на цыпочках, широко расставив ноги. Они недолго остаются в таком положении, если есть возможность ползти. Они уползают, снова встают где-то в другом месте, снова ползут назад и т. д.  Постепенно стоят более надежно; они больше опираются на ноги и меньше используют мебель, когда встают. Колени, которые сначала были жесткими, начинают становиться эластичными. Затем дети выпрямляются; их нижняя часть спины больше не выдвинута вперед. У них больше не сводит руки, когда они держатся за что-то. Туловище в целом может двигаться больше, оно более гибкое. В этой фазе они могут легко очень быстро садиться, наклоняться и снова вставать. Вскоре они могут даже встать, когда не за что ухватиться, а только к чему прикоснуться, например, когда они стоят рядом со стеной. На секунду, как они играют, и сами того не замечая, они даже способны отпустить свою опору. Как только они встают, они тренируются «ходить» рядом с перилами, держась за них. Но я должен еще раз подчеркнуть, что вначале они больше опираются на руки и живот, чем на ноги.

Самостоятельное вставание — без опоры
В течение месяцев дети учатся вставать, прежде чем смогут встать, не держась ни за что. Во время практики они похожи на четвероногих животных, пытающихся встать на задние лапы. Сначала они очень неуверенны, снова и снова падают на руки, пока им не удается – на несколько мгновений – триумфально стоять на обеих ногах, ни за что не держась. Через некоторое время они встают с игрушкой в ​​руках и играют стоя — все чаще и чаще, даже не замечая этого. Это стояние, и только в этот момент, когда они могут стоять, они готовы начать ходить. Теперь дети начинают ходить «свободно» — «взлетая» самостоятельно. Обычно ребенку требуется от четырех до шести месяцев, чтобы научиться вставать, затем стоять, не держась, и, наконец, ходить самостоятельно. Им нужно это время, чтобы они могли стабильно переносить вес своего тела на подошвы ног. Вставание без опоры и самостоятельное хождение происходят последовательно. Все время между ними, если они не пытаются стоять, дети играют, лежа на животе, сидя или ползая.

Самостоятельное хождение
В целом ребенок начинает свободно ходить в течение первой половины второго года жизни , если никто не мешал его моторному развитию. Тем не менее, это все еще вопрос экспериментирования. Только позже ребенок будет использовать ходьбу вместо ползания для перемещения из одного места в другое. Ребенок, который уже может хорошо ходить, долгое время будет играть в основном сидя на корточках, стоя на коленях или ползая. Много лет спустя детям все еще нравится стоять на коленях и сидеть на корточках во время игры. Для верности я должен еще раз добавить: если мы не запретим им это делать.

На первой фазе свободной ходьбы дети, как правило, передвигаются, широко расставив ноги и повернув стопы далеко внутрь – неуверенно, как матрос на качалке, – держась за руки, как канатоходец. Они удерживают равновесие рукой, а ногами стараются ухватиться за землю, говоря мелкими шажками, часто высоко поднимая колени. Это длится всего несколько дней. Вскоре была достигнута необходимая уверенность. Кажется, что они ходят легче, хотя ноги остаются расставленными, а ступни повернутыми внутрь в течение многих месяцев, даже лет. Если их ступни, колени и бедра слабые и плохо сложены, дети продолжают ходить таким образом дольше.

Это тоже исправится, если мы будем достаточно терпеливы, чтобы подождать. Мы не вмешиваемся в то, как ребенок двигается, а продолжаем постоянно обеспечивать ему возможность двигаться и играть так, как ему нравится! Мы ничего не делаем, чтобы «выпрямить» его ноги или походку. Мы позволяем ему ходить с широко расставленными ногами, пока он чувствует себя неуверенно, и с повернутыми внутрь ступнями, пока подошвы его ног еще не окрепли! Мы позволяем ребенку кататься и ползать, даже если он уже может ходить! Мы не требуем, чтобы она ходила на большие расстояния!

Еще много лет ребенок, у которого слабые ноги, будет легко уставать и передвигаться со своеобразной постановкой стопы. Однако, если мы не перенапрягаемся и не предъявляем к ребенку слишком высоких требований, то ноги станут сильнее и, без поправок и вмешательства со стороны, ступни приспособятся к своему положению, чтобы быть более выдвинутыми вперед. Ножки сближаются, походка становится красивой и уверенной, ребенок в целом более вынослив.

Раннее развитие, что касается графика, не одинаково для всех детей. Вообще, разница во времени для обучения тем или иным движениям очень велика, особенно у тех младенцев, развитие которых никто не хотел форсировать. Какие движения и когда будет практиковать младенец, зависит не только от состояния здоровья и воспитания, но и от многих других факторов: от психических и телесных предрасположенностей; о возможных аномалиях; на прочность суставов; на уровне развития у него чувства равновесия; и т. д.  Один ребенок уже ползает в возрасте 7–8 месяцев, вскоре после этого встает и садится. Другой, хотя в остальном полностью развитый и здоровый, может начать ползать в то же время или немного позже, но не встает и не садится до годовалого возраста. Если ему предоставлено достаточно места и он не находится в пассивном сидячем или стоячем положении, эти положения могут не приходить в голову этому ребенку. Они придут позже.

Самое главное еще не сказано: именно то, что собственные движения младенца, развитие этих движений и каждая деталь этого развития являются для него постоянным источником радости.

Если не мешать, младенец без проблем научится поворачиваться, переворачиваться, ползать на животе, ходить на четвереньках, стоять, сидеть и ходить. Это произойдет не под давлением, а по собственной инициативе — самостоятельно, с радостью и гордостью за свои достижения, — хотя иногда она может злиться и нетерпеливо плакать.

При этом такой младенец с необычайным интересом и удивительным терпением следит за своими движениями. Он внимательно изучает одно движение бесчисленное количество раз. Он наслаждается и погружается в каждую мелочь, каждый нюанс движения, спокойно проводя время в режиме эксперимента. Возможно, именно повторяемость этого исследования доставляет ребенку такой восторг. В течение первых двух лет она занята — или, лучше сказать, «играет» — каждым движением днями, неделями, иногда месяцами. Каждое движение имеет свою историю развития. Каждый основан на другом. Тщательно и осторожно она продвигается вперед. У нее есть время. Она добирается до сути вещей и любит быть полностью уверенной в чем-то. Так ребенок учится сидеть и стоять ну  – вообще говоря, вообще хорошо двигаться.

Самое главное, однако, не результат, а путь к нему. Этот процесс обучения будет играть важную роль во всей дальнейшей жизни человека. Посредством такого развития младенец усваивает свою способность делать что-то самостоятельно, путем терпеливых и настойчивых усилий.

Обучаясь во время моторного развития поворачиваться на животе, переворачиваться, ползать, сидеть, стоять и ходить, он не только учится этим движениям, но и как узнать . Он учится делать что-то самостоятельно, ему интересно пробовать, экспериментировать. Он учится преодолевать трудности. Он познает радость и удовлетворение, которые приносит этот успех, результат его терпения и настойчивости.

Развитие малышей – моторика

Развитие малышей – моторика | Беременность Рождение и ребенок начало содержания

7-минутное чтение

Слушать

Дети быстро растут и развиваются в раннем возрасте. Они начинают исследовать свой мир более независимо. Их координация улучшается, и они начинают делать больше для себя. Есть много способов, которыми вы можете помочь своему малышу развить как мелкую, так и крупную моторику (движение).

Что такое двигательные навыки?

Дети развивают 2 вида двигательных (двигательных) навыков:

  1. мелкая моторика
  2. крупная моторика

Мелкая моторика включает использование рук и пальцев для управления мелкими предметами.

Навыки крупной моторики включают использование крупных мышц тела для выполнения крупных движений.

Мелкая моторика

Мелкая моторика задействует мелкие мышцы рук и пальцев, чтобы ваш ребенок мог:

  • держать
  • захват
  • ручка
  • зажим

Примеры мелкой моторики:

  • застегивание рубашки
  • держит карандаш
  • собирать еду

Дети развивают мелкую моторику, чтобы научиться заботиться о себе. Эти навыки помогают им в конечном итоге научиться писать.

Мелкая моторика важна. Данные свидетельствуют о наличии связи между развитием мелкой моторики и речи, грамотностью и развитием мозга.

Другие примеры мелкой моторики включают:

  • хлопки в ладоши
  • чистка зубов
  • поднимать и класть предметы
  • надевание обуви
  • пластилин для раскатывания
  • встряхивание музыкальных инструментов

В каком возрасте у моего ребенка разовьется мелкая моторика?

Хотя все дети развиваются в своем собственном темпе, они достигают определенных вех в определенных возрастных диапазонах.

Младенцы начинают хватать предметы руками (но не обязательно большими пальцами) в возрасте от 5 до 6 месяцев. Обычно они начинают играть с ручными игрушками в возрасте от 6 до 12 месяцев.

К 18 месяцам большинство малышей пробуют более сложные навыки. Они могут включать:

  • самостоятельное питье из чашки
  • пытается одеться
  • с помощью мелка или карандаша

Начиная с 2 лет, мелкая моторика у малышей становится более развитой. Они могут начать проявлять интерес к:

  • писанине
  • рисунок
  • пытаюсь написать

В возрасте от 2 до 3 лет они могут поворачивать дверные ручки и закручивать крышки от банок.

К 5 годам ваш ребенок может отдавать предпочтение одной руке, а не другой.

Как помочь ребенку улучшить мелкую моторику?

Вы можете помочь своему ребенку расти и практиковать свои новые навыки с помощью игр и занятий.

  • Раскрашивайте, рисуйте, склеивайте и вырезайте (безопасными ножницами).
  • Подбирайте предметы щипцами или игрушечными пинцетами.
  • Играйте вместе с кубиками, конструкторами Lego или собирайте пазлы.
  • Раскатайте пластилин в формы и вырежьте формочками для печенья.
  • Игра с песком с лопатами и ведрами.
  • Стаканчики или контейнеры можно ставить друг на друга, чтобы меньшие можно было вставить в большие. Они также могут использовать их, чтобы наполнить водой и попрактиковаться в заливке.
  • Бусины из ниток.

Навыки крупной моторики

Навыки крупной моторики включают движение крупных мышц рук, ног и туловища, например:

  • ползание
  • прыжки
  • работает
  • метание

Вы могли заметить, что по мере того, как ваш малыш развивает свои навыки крупной моторики, он не любит стоять на месте.

Когда у моего ребенка разовьется крупная моторика?

Подобно мелкой моторике, крупную моторику дети начинают развивать еще в раннем детстве. Даже в первые 2 месяца малыши будут пинать ножками и махать ручками.

В возрасте от 6 до 8 месяцев ваш ребенок должен уметь переворачиваться, тянуться и сидеть самостоятельно (хотя бы ненадолго).

В возрасте от 12 до 18 месяцев большинство детей ходят.

К 2 годам малыши обычно могут:

  • прыгать через мелкие предметы
  • бросать маленький мячик или предмет
  • ходить вверх и вниз по лестнице

В возрасте от 2 до 3 лет дети способны выполнять более сложные движения, такие как:

  • подъем по лестнице, не держась за перила
  • работает быстрее
  • объезд препятствий

В возрасте от 3 до 5 лет подвижность может прогрессировать до:

  • лазание по игровому оборудованию
  • ходьба на бревне

Как я могу помочь своему ребенку улучшить крупную моторику?

Предоставьте ребенку возможность безопасно исследовать окружающий мир и тренировать крупную моторику.

Вы можете ожидать несколько падений и ударов. Скорее всего, они будут проверять свои физические возможности, чтобы узнать, как далеко они могут бегать, карабкаться и прыгать. Вы можете:

  • пускать и гонять пузыри снаружи
  • танцевать под музыку дома
  • побуждать их «помочь» с повседневными делами, такими как работа в саду или развешивание одежды на веревке
  • бросить им большой мяч, и пусть они бросят его обратно
  • посещение детских площадок, парков и пляжа
  • колесо, толкай или катайся на большой игрушке

Постарайтесь ограничить время, проводимое за экраном, так как это может препятствовать движению и физическим играм.

Когда обращаться за помощью

Детям обычно требуется разное количество времени для достижения разных вех. Однако, если вы чувствуете, что двигательные навыки вашего ребенка развиваются плохо, обратитесь за советом. Обратитесь к врачу или детской медсестре, если ваш ребенок в возрасте 2 или 3 лет:

  • не могу запустить
  • не может ходить вверх и вниз по лестнице даже с помощью
  • с трудом пользуется мелкими предметами, такими как карандаш
  • не пишет и не пытается рисовать
  • теряет физические навыки, которые у них были до

Где я могу получить дополнительную информацию и поддержку?

Ресурсы по развитию моторных навыков вашего ребенка можно найти на веб-сайте Learning Potential.

Вы можете позвонить в службу поддержки родителей в вашем штате или территории для получения совета и информации:

  • Parentline ACT: (02) 6287 3833, с понедельника по пятницу, с 9:00 до 17:00 по восточному поясному времени / в субботу, с 10:00 до 12:00
  • Родительская линия NSW: 1300 1300 52, с понедельника по пятницу, с 9:00 до 21:00 / в выходные с 16:00 до 21:00
  • Родительская линия Квинсленд и Северная территория: 1300 30 1300, 7 дней, с 8:00 до 22:00
  • Телефон доверия для родителей Южная Австралия: 1300 364 100, 7 дней, с 7:15 до 21:15
  • Родительская линия Тасмания: 1300 808 178, 24 часа, 7 дней
  • Родительская линия Виктория: 13 22 89, 7 дней, с 8:00 до 12:00
  • Родительская линия Ngala WA: (08) 9368 9368 или 1800 111 546, работает 7 дней в неделю, с 8:00 до 20:00

Поговорите с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка

Позвоните в отдел беременности, родов и ребенка, чтобы поговорить с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка по телефону 1800 882 436 или по видеосвязи. Доступно с 7 утра до полуночи (AET), 7 дней в неделю.

Источники:
Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения (Сетевой взгляд на взаимосвязь между экранным временем, исполнительными функциями и основными двигательными навыками у дошкольников) , Правительство Квинсленда дошкольное образование и уход (Развитие моторики) , Правительство штата Виктория (Пособие по обучению грамоте – мелкая моторика) , Австралийское управление качества образования и ухода за детьми (Вехи развития и Структура обучения в раннем возрасте и Национальные стандарты качества) , Детская больница и служба здравоохранения Квинсленда (Руководство по ранней идентификации красных флажков) , Здоровый штат Вашингтон (Детское развитие)

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: июль 2022 г.


Наверх

Связанные страницы

  • Детские ходунки и спортивные прыгуны
  • Физическая активность и упражнения для детей
  • Игра с вашим ребенком

Нужна дополнительная информация?

Развитие малыша: одевание

Научиться одеваться и раздеваться — это навыки на всю жизнь, которые закладываются в детстве. Узнайте, как побудить малыша начать одеваться самостоятельно.