Развитие чувства ритма: Чувство ритма — Школа Ритма Льва Слепнера — уроки на развитие чувства ритма в Москве
Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет!
Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!
Как ритм связан со слухом?
Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, – это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»?
Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.
Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.
Как развить чувство ритма у ребёнка?
Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».
Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить:
- декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;
- декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;
- маршировать;
- выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;
- играть в ударно-шумовом оркестре.
Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме.
Как развить чувство ритма взрослому?
Принцип упражнений по развитию чувства ритма у взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем», только в более сложном «оформлении». Для взрослых, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:
- Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.
- Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом.
- Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.
- Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма.
- Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!
Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно – при деловом подходе к этой «штуке» результаты становятся ощутимыми даже после одной-двух тренировок. Упражнения для развития чувства ритма бывают разной сложности – одни примитивные, другие трудоёмкие и «головооломчатые». Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.
Автор статьи – Оксана Ягина
Что такое чувство ритма и как его развить
Выработать у ребенка музыкальность помогут стишки, песенки, потешки и другой фольклорный материал
Чувство ритма — врожденная способность человека. Как и любое врожденное качество, его можно развить с помощью занятий. О том, как возникает чувство ритма и что делать, чтобы его развить, рассказывает Мария Пукач — учитель-дефектолог, логопед, педагог ресурсного центра поддержки семей «Академия Со-единение».
Где именно в мозге рождается ритм
Чувство ритма тесно связано с электрической активностью мозга. За него отвечает ствол — своего рода его промежуточный отдел, находящийся рядом со спинным мозгом. Здесь располагаются важнейшие жизнеобеспечивающие центры: центр терморегуляции, центр дыхания, область, отвечающая за глотательный рефлекс. То есть это отдел мозга, без нормальной работы которого человек не сможет жить.
В 1975 году нейробиологи экспериментальным путем установили, что основной способ аккумуляции электрической активности в стволе головного мозга — это музыка. Получается, что ритм позволяет мозгу аккумулировать электрическую энергию, необходимую для его работы. Вторым открытием стало то, что ритм активизирует волновую активность в различных участках мозга, позволяя ему возбуждаться или успокаиваться. Это зависит от того, какой именно ритм влияет на мозг в данный момент.
Само по себе чувство ритма — это врожденное свойство мозга. Но наш мозг развивается в зависимости от тех условий, которые ему созданы. Поэтому это качество можно развивать — в рамках культуры или через специальные занятия. Если в культуре, где растет ребенок и развивается его мозг, присутствует много ритма и музыки, то это свойство будет развиваться успешнее. Яркий пример — африканские культуры, представители которых, как правило, обладают хорошим музыкальным слухом и чувством ритма.
Фольклор как «база» для развития чувства ритма
Развить чувство ритма в ребенке вполне реально. Для этого подходит любая ритмически нагруженная продукция: песни, стихи, потешки, танцы. Самый богатый материал для развития чувства ритма у маленького ребенка — это адаптированный для детей фольклорный материал. Он содержит ритмические последовательности в том количестве, которое в состоянии воспринять и обработать детский мозг.
Фольклор также апеллирует к опыту детей, потому что использует аналогии, которые присутствуют в детской жизни. Мозг маленького ребенка всегда хорошо отзывается на то, что непосредственно связано с детским жизненным опытом: смена времен года, транспорт, животные. Обычно это небольшие по размеру и простые по ритму конструкции, которые легко воспроизводятся.
Даже ребенок с небольшим словарным запасом или ритмическим инструментарием может присоединиться и воспроизвести эти образцы. Например, попробуйте вместе с малышом повторять небольшие стихотворения со сменой ритма.
Слон, слон, слон, слон,
К нам пришел большущий слон!
Очень любит топать он.
Слон, слон, слон, слон!
Пара барабанов, пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов
Била бой.
Мишка, Мишка, где штанишки?
Потерял, потерял.
На базаре на орешки
Променял, променял.
Лу-у-у-унь плывет, лу-у-у-унь
плывет, лу-у-у-унь плывет… (протяжно)
Галки летят, галки летят, галки
летят! (быстро и громко)
На лошадке скачем, скачем:
Цоки-цок, цоки-цок.
Упадем и не заплачем:
Цоки-цок, цоки-цок.
Стуки-стуки, барабаны.
Стуки-стуки, барабаны.
Ай, чики-чики-чики, барабанчики.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Что в горбу? Денежки.
(стучим в такт по спине ребенка)
Кто клал? Дедушка.
Чем клал? Ковшичком.
Каким? Позолоченным,
Сверху медью околоченным.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Закружилась голова.
Я сидел что было сил и руками шевелил.
А когда совсем устал, «Хватит!» — строго я сказал.
Не хотят они уняться — всё сильнее шевелятся.
Мы тогда поступим так: мы прогоним шевеляк!
Кш-кш-кш-кш-кш!
(шевеляки перебежали на плечи)
Я сидел что было сил и плечами шевелил.
А когда совсем устал, «Хватит!» — строго я сказал.
Не хотят они уняться — всё сильнее шевелятся.
Мы тогда поступим так: мы прогоним шевеляк!
Кш-кш-кш-кш-кш!
(шевеляки перебежали на уши, можно добавлять щеки, ноги и другие части тела)
Игры со сменой ритма предполагают чередование быстрого и медленного ритма. Одновременно с различными стихами и песнями предлагайте детям отбивать ритм руками — или делайте это за них.
Не фольклором единым: как еще развить чувство ритма
Помимо стихов и потешек, есть и другие способы развить врожденное чувство ритма в ребенке. Среди подходящих для младенцев и детей раннего возраста — петь свою любимую песню и в то же время мягко покачивать ребенка в такт. Такое движение в темпе помогает развить восприятие музыкального ритма у ребенка.
Дошкольникам также важно показывать, как музыка влияет на ритм движений тела. Когда маленький ребенок видит, как вы качаетесь, постукиваете ногой или танцуете, он, скорее всего, захочет повторить эти движения. Пример взрослых — ключ к выработке привычки ребенка двигаться под музыку и развитию его чувство ритма.
Можно также использовать реквизит: дайте ребенку бубен или барабан, возьмите тот же инструмент для себя, включите музыку и играйте вместе под любимые песни. Научиться чувствовать ритм помогает не только звук инструмента, но и движения, задействованные в игре на нем.
Чтобы дети чувствовали себя комфортно в разных музыкальных ритмах, нужно слушать вместе с ними разные жанры музыки. При этом полезно использовать воображение и двигаться в такт — движения и здесь играют ключевую роль в выработке чувства ритма. Во время таких игр обязательно хвалите ребенка, одобряйте придуманные им движения и повторяйте их вместе с ним.
Беседовал Игорь Александров
Фото: Pexels, Pixabay
Что такое ритм в музыке? Развитие навыков ритма у начинающих музыкантов
Что такое ритм в музыке? Узнайте, как освоить навыки ритма ниже
Ритм — это самый главный элемент музыки, часть, которая заставляет нас хотеть притопывать ногой или вставать и танцевать. Для слушателей ритм — это большая часть того, что делает музыку приятной для прослушивания. Для музыканта очень важно хорошее чувство ритма. К сожалению, когда я слышу, как играют студенты, я слишком часто чувствую разрыв между нотами и ритмом. Ноты и ритм должны работать вместе, чтобы создать ощущение движения, пульса, драйва. Начинающие студенты-фортепиано часто играют без ритма. Они печатают заметки, как будто они печатают на клавиатуре. Когда вы печатаете, время не важно, важна только последовательность. Когда вы играете музыку, время имеет решающее значение. Нам нужно помочь учащимся установить связь между нотами и ритмом.
Что является ключом к хорошему чувству ритма?Давайте начнем с чего-то универсального, с того, что я называю Первичным Уровнем ритма. Вы должны чувствовать ритм. Это то, что должно прийти естественно. Наши собственные сердца постоянно бьются. Когда вы идете, вы идете с ровным ритмом. Нахождение связи с этим естественным чувством ритма имеет важное значение в качестве основы для хорошего ритма. Прежде чем мы продолжим, я должен уточнить бит и ритм. Бит — это повторяющийся, устойчивый пульс в музыке. Ритмы — это наборы более коротких и длинных нот, которые повторяются в такте. Даже когда вы не слышите бит, вы должны чувствовать его под ритмом.
В поисках внутреннего ритмаЕсли я обучаю ученика, который потерял связь с ритмом, то я часто меняюсь с ним местами и говорю: «Давай я сыграю песню, а ты сможешь отбить ритм». Я держу барабан в своей фортепианной студии, но если у вас нет под рукой барабана, возьмите кастрюлю и деревянную ложку (хлопать или постукивать тоже можно, просто это не так весело!). Когда я играю, а они барабанят, они воспринимают музыку по-новому — они слышат ее ритмичное выражение в отношении к устойчивому ритму, который они могут чувствовать, потому что они двигают своим телом, создавая ритм. Если вы используете мои видеоуроки, пусть ваш ученик хлопает в ладоши или барабанит вместе со мной, пока я играю песню. Как только ученик сможет успешно поддерживать ритм, пока я играю, мы обмениваемся. Они играют, а я отбиваю ритм. Я стою там, где меня видят и слышат. Видение движения моей руки на барабане помогает им предугадывать ритм. Как по волшебству, это простое действие обычно превращает ритмически сложное выступление в представление с точными ритмами, воспроизводимыми в устойчивом ритме.
Дополнительные занятия по развитию ритмаВот еще несколько занятий, которые могут помочь детям развить чувство ритма:
Хлопать в ладоши: Включите записанную музыку, и ваш ребенок будет хлопать или маршировать в такт. Затем попросите их попробовать хлопать под разные ритмы. Вы слышите разные ритмы, исполняемые разными инструментами? Попробуйте хлопать в такт этим ритмам или ритму, который вы сами придумаете.
Эхо: В эту игру можно играть даже с совсем маленьким ребенком. Хлопайте, постукивайте или произносите простой ритм, и ваш ребенок повторяет этот ритм. Дайте ребенку шанс придумать ритм и посмотрите, сможете ли вы повторить его!
Freeze Dance: Воспроизведение записанной музыки. Поощряйте ребенка танцевать в такт, но дайте ему понять, что он должен замереть, когда музыка останавливается. Пауза музыки в случайное время.
Все в ритмеВсе эти действия развивают ритм на Первобытном Уровне, самой основе. Хорошее чувство ритма не требует счета или чтения нот. Хотя счет и чтение важны по мере того, как вы продвигаетесь в изучении музыки, ваше чувство ритма всегда возвращается к первобытной силе ритма. В следующих постах я расскажу о том, как помочь детям развить визуальные (чтение) и математические (счет) ритмические навыки. До тех пор!
Чувство ритма – оно у вас есть? – Laurie Riley Music
Многие музыканты чувствуют трудности с ритмом, по крайней мере время от времени, и не только новички. Это может произойти при изучении нового ритмического рисунка, полиритма или игре с метрономом или ансамблем в первые несколько раз. А некоторые считают, что у них вообще нет чувства ритма.
Правда ли, что у человека может не быть чувства ритма? Да, но это не так распространено, как многие думают. Очень немногие на самом деле имеют неврологический дефицит, препятствующий усвоению навыков ритма. Если из-за того, что вы почувствовали вызов, вы считаете, что у вас нет чувства ритма, вы можете оказать себе медвежью услугу; возможно, вас просто никогда не учили хорошим методам его разработки.
Во-первых, давайте проведем различие между тактом, темпом и ритмом. Я уже писал об этом раньше, но повторюсь: Доля — это пульс произведения (вы можете постучать по нему ногой) и присутствует в большинстве музыкальных произведений независимо от темпа — другими словами, «музыка с бит» не просто означает, что это быстро; это может быть любой темп.
Обычно, когда кто-то говорит, что у него проблемы с ритмом, это на самом деле означает, что он ритм -проблема — он не может следить за пульсом музыки. Но поскольку доля, ритм и темп взаимосвязаны, проблемы с одним иногда могут привести к проблемам с другими. Поскольку «чувство ритма» — это фраза, которая используется чаще всего, хотя на самом деле она обычно означает «чувство ритма», в этой статье я буду использовать общепринятую фразу.
Мы все видели, как некоторые малыши идеально соблюдают ритм музыки, а другие не очень, поэтому легко предположить, что чувство ритма является врожденным – оно либо есть у вас, либо его нет. Когда способность проявляется так рано, получение ее от кого-то не кажется вероятным объяснением. Но на самом деле, если родители ребенка слушали музыку — и тем более если они сами пели, танцевали или играли на музыкальных инструментах — в то время как ему или ей было 9 лет0051 in utero
, ребенок, скорее всего, родится с довольно хорошим чувством ритма и/или высоты звука. Ухо плода чувствительно, и звуки абсолютно проникают в матку. Более того, музыкальную частоту можно ощутить физически, даже в утробе матери. Нейронные пути еще не родившегося ребенка поглощают, сохраняют и усваивают большое количество информации. Следовательно, вполне вероятно, что некоторые формы обучения музыке происходят внутриутробно — очевидно, без усилий, конечно. Пассивное обучение происходит при постоянном воздействии. Я хочу сказать, что способность к ритму не просто генетическая.У детей и взрослых есть (как я более подробно писал в прошлых блогах) несколько способов обучения, например, на слух, визуально и тактильно, и большинство склонны использовать один способ больше, чем другие. потому что им легче; это варьируется от человека к человеку. Интересно, труднее ли тем, кто в первую очередь учится видеть, труднее воспринимать бит и музыку в целом? Я заметил, что, когда я просил человека с нарушениями ритма похлопать вместе со мной под музыкальное произведение, он часто смотреть мои руки, чтобы попытаться скопировать мои аплодисменты, а не слушать и чувствовать их. (Возможно, полагаясь в первую очередь на визуальное обучение, можно также объяснить, почему некоторые люди могут хорошо читать ноты, но плохо музыканты. Самой музыки нет на бумаге, только символы для нее.)
В любом случае, давайте рассмотрим несколько видов ритмическая дисфункция:
1. Неспособность слышать ритм в любой музыке: некоторые осознают свою неспособность обнаружить или воспроизвести ритм, а некоторые нет. Те, кто этого не делает, могут подумать, что музыка заключается в том, чтобы извлекать все ноты независимо от того, когда. Если, когда вы играете музыку, которая должна иметь тактовый размер, но вы не чувствуете постоянного пульса в своей игре, вам могут помочь эти простые упражнения:
- Возьмите стетоскоп и прослушайте сердцебиение года. Не торопитесь и посмотрите, можете ли вы чувствовать это также. Слушая, считайте лаб-дабы как «один- два , один- два , один- два » и т. д. Обратите также внимание на небольшое расстояние между группами по два.
- Затем попробуйте посчитать промежуток между лаб-дабами как третью долю: «раз-
- Возьмите метроном и установите его на 60. Посмотрите, можете ли вы считать удары как « один -два-три- один -два-три» и т. д., не пропуская ни одного удара, а затем попробуйте « один -два-три-четыре». Продолжайте пробовать, пока не сможете сделать это легко.
- Когда у вас это хорошо получится, установите более быстрый темп метронома.
Если вы регулярно выполняете эти упражнения, вы можете обнаружить, что распознавание ритма постепенно усваивается. обращайте внимание и несколько раз в день хлопайте в ладоши или постукивайте носком в такт ударам, которые вы слышите. Через несколько недель вы, возможно, обнаружите, что стали более точными. Это постоянное воздействие может творить чудеса.
3. Способность хлопать в ладоши, но неспособность точно играть ритм с другими: очень часто отсутствие возможности играть в ритме с другими просто из-за того, что вы недостаточно хорошо знаете свою музыку. Если вы так сильно концентрируетесь на ваша игра, что вы не можете следить за тем, что, как вы слышите, делают другие, невозможно следовать за ними. Это помогает так хорошо знать свои пьесы, что вам не нужно много думать о своей игре, и вы можете слушать других.
4. Способность точно играть вместе с другими, но неспособность делать это в одиночку: это также вопрос практики. Чтобы получить много практики с пользой влияния группы, запишите группу и играйте вместе с записью, пока вы не выучите произведение настолько хорошо, что сможете легко играть его и соло.
5. Способность считать тактовый размер или ритм, когда он не играет, но неспособность делать это во время игры: часто это проблема концентрации. Поначалу трудно сосредоточиться на многих вещах одновременно, но способность делать это развивается по мере того, как вы тренируетесь и играете.
6. Трудно выучить более одного размера или ритма: естественно хотеть придерживаться того, что вы уже знаете, как делать. Мозг и пальцы хотят вернуться к тому, что знакомо. Но «расширить свой кругозор вы должны», как сказал бы Йода. Выполнение тяжелой работы стоит затраченных усилий. И это действительно все, что нужно: просто прилагать больше усилий, которые потребовались для изучения навыков, которые у вас уже есть.