Разное

Расстройство внимания у детей: СДВГ у детей – лечение, диагностика, симптомы

Содержание

Типы нарушений внимания у детей и связанные с ними расстройства поведения

Функция внимания и ее роль в регуляции поведения является одной из наиболее актуальных проблем как фундаментальных (психология и психофизиология), так и клинических (неврология и психиатрия) наук.

Один из столпов отечественной психологии Л.С. Выготский писал: «История внимания ребенка есть история организованности его поведения» [1]. К. Бюлер рассматривал внимание в качестве движущей силы в развитии ребенка [2]. Внимание, как одна из важнейших когнитивных функций, обеспечивает контроль и организацию процессов обработки информации [3, 4]. Роль внимания в организации познавательной деятельности особенно высока у детей в младшем школьном возрасте, который характеризуется началом систематического школьного обучения, что требует изменения уровня произвольной организации психических процессов [5].

Согласно А.Р. Лурии [6] внимание является фактором, обеспечивающим избирательность и направленность психических процессов. Он писал, что внимание является как процессом выделения существенных для психической деятельности элементов, так и процессом поддержания контроля за другими сферами психической деятельности.

Д.Н. Узнадзе [7] не рассматривал внимание только в контексте познавательных функций. По его мнению, внимание существенно связано с поведением и определяет его успешность.

М. Rothbart и соавт. [8] предположили, что хорошее развитие внимания помогает осуществлять эмоциональную регуляцию, а высокий уровень контроля внимания связан с низким уровнем негативных аффектов. По мнению N. Eisenberg и M. Sulik [9], способность контроля уровня внимания является индексом эмоциональной регуляции. В связи с этим интересно отметить исследования S. Calkins и N. Fox [10], результаты которых показали, что дети с большей способностью к контролю внимания лучше контролируют эмоции и поведение. Согласно A. Diamond [11], внимание вместе с рабочей памятью и когнитивной гибкостью являются тремя главными компонентами, лежащими в организации исполнительных функций.

В 1975 г. M. Posner в книге «Attention and cognitive control» ввел термин «когнитивный контроль» [12]. В настоящее время под когнитивным контролем понимают способность к когнитивному анализу, предвосхищению и планированию деятельности. Е.А. Сергиенко сформулировал основные функции когнитивного контроля: «Когнитивный контроль отвечает за переключение между видами деятельности, поддержание текущей деятельности, подавление сторонних импульсов» [13].

Проблемы, связанные с нарушением внимания, являются одним из наиболее частых поводов обращения родителей к детскому неврологу. Учитывая чрезвычайную важность развития внимания для детей и высокую частоту расстройств этой функции нами была предпринята попытка создания типологии расстройств внимания в детском возрасте.

Типы состояния/нарушений внимания в детском возрасте

Были выделены следующие типы развития внимания у детей: нормальный, пограничный и патологический.

Нормальный тип

«Идеальные» дети. Характеризуются отсутствием нарушений внимания и поведения и не требуют медикаментозной терапии и психотерапевтической коррекции.

Особенности темперамента. Темперамент в настоящее время определяется как биологически обусловленные индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции [14, 15]. Дети с нормальным типом внимания демонстрирует избыточную активность без существенных нарушений внимания. При этом такая гиперактивность обычно не приводит к существенным трудностям в обучении и общении со сверстниками.

M. Rothbart и соавт. [16] выделяют три фактора (шкалы) темперамента, каждый из которых включает в себя ряд психологических черт: первый фактор — «экстраверсия» (положительная эмоциональность), он выражается стремлением к общению, удовольствием от новых ситуаций, высоким уровнем активности, импульсивностью; второй фактор — «отрицательная эмоциональность», включает застенчивость, ощущение дискомфорта от новых ситуаций, страх, тревогу; третий фактор — «волевая регуляция» («самоконтроль»), описывается авторами как способность подавлять доминирующую реакцию для осуществления субдоминирующей, которая является более адекватной в данной ситуации.

Лицам с высоким уровнем по шкале «волевая регуляция» свойственны старательность, настойчивость, надежность и ответственность.

Нарушения внимания на фоне конкурирующей мотивации: интеллектуально одаренный ребенок не получает достаточной стимуляции, так как он может быть занят другими (более интересными или важными) мыслями или занятиями [17, 18].

Избыточная стимуляция: поступление слишком большого количества информации, неправильно организованный учебный процесс могут вызвать у ребенка ситуационную гиперактивность [18].

Пограничный тип

«Низкий когнитивный темп» (sluggish cognitive tempo). Для таких детей характерно общее снижение активности, склонность к дневной сонливости, погруженность в свои мысли и фантазии [19—21]. Данное состояние может отмечаться и у здоровых детей в периоды избыточных нагрузок, и при некоторых патологических состояниях, таких как астенические расстройства, синдром дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности. Учебная деятельность у таких детей отличается трудностями при вхождении в задание, быстрой истощаемостью, колебаниями работоспособности и т. д. [19, 22].

Сверхфокусированное внимание. Для таких детей характерно отсутствие гибкости психологической установки, затруднения при переключении и фокусировании внимания [18, 23]. У них затруднена адаптация к новым требованиям и ситуациям, желаниям других детей, что выделяет их во время социальных контактов. Это влечет за собой персеверации, медлительность, избегание контактов и серьезным образом сказывается на поведении ребенка в обществе. Дети со сверхфокусированным вниманием более склонны к тревожным и аффективным (депрессия) расстройствам, чем к поведенческим и асоциальным [18].

Первичные трудности обучения. В таких случаях ребенок не в состоянии справиться со сложными для него когнитивными задачами. В дошкольном возрасте эти дети не обнаруживают проблем, связанных с недостаточным вниманием.

Патологический тип

Такие дети не имеют выраженных нарушений развития, за исключением развития внимания и сопутствующих регуляторных и поведенческих нарушений.

СДВ с гиперактивностью (СДВГ). По данным литературы [24—26], этот синдром встречается у 5—7% детей, достоверно чаще у лиц мужского пола. Так, M. Skounti и соавт. [27] определили признаки СДВГ у 8% обследованных школьников и лишь у 3,8% школьниц. Необходимо отметить, что некоторая «размытость» в существующих критериях постановки данного диагноза иногда приводит к гипердиагностике СДВГ [28, 29].

Клинические проявления СДВГ определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций). Интересна работа V. Douglas [30], выдвинувшей теорию «четырех больших дефицитов» в основе заболевания: 1) снижение возможности удерживать внимание; 2) слабость торможения импульсивного поведения; 3) слабость модуляции уровня активирующих влияний при ситуационном запросе; 4) необыкновенно сильная склонность к немедленному вознаграждению.

У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. В этой связи необходимо отметить исследования P. Leung и K. Conolly [31], которые не обнаружили выраженного дефицита поддерживаемого внимания у детей с данной патологией и отметили, что в большей степени у детей с СДВГ регистрируется дефицит избирательного внимания, который проявляется повышенной отвлекаемостью на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные.

Согласно модели R. Barkley [32] СДВГ характеризуется не столько нарушениями внимания, сколько дефицитом торможения (ингибирования), т. е. способности человека контролировать импульсивные или автоматические реакции. По его мнению, в основе заболевания лежит расстройство исполнительных функций (executive desfunction), реализация которых осуществляется преимущественно префронтальными отделами коры головного мозга. Дефицит ингибирования способствует повышенной отвлекаемости и ухудшает поддерживаемое внимание.

Наряду с этим нарушения исполнительных функций ведут к гиперактивности и нарушениям поведения.

СДВ (без гиперактивности) с преобладанием невнимательности

По мнению R. Milich и соавт. [33], данное расстройство представляет собой совершенно самостоятельное заболевание. Такие дети производят впечатление заторможенных, сонливых, робких, застенчивых. Они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, хуже запоминают. Для них характерно описанное выше состояние низкого когнитивного темпа. В литературе есть данные [32] о том, что такой тип отмечается у 30—50% детей с СДВГ. Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют, что данный подтип выявляется у 16,6% детей с СДВГ [34]. Пациенты с данным типом СДВГ характеризуются выраженными проявлениями невнимательности и незначительными проявлениями гиперактивности. Показатели импульсивности у них сохраняются при этом в пределах возрастной нормы. В наших исследованиях выраженность астенической симптоматики при СДВ была больше, чем при СДВГ [35].

Кроме этого, данные психофизиологического исследования свидетельствуют о достоверно более высоком уровне снижения внимания у детей с СДВ по сравнению с детьми с СДВГ. При этом уровень импульсивности оказался достоверно выше у детей с СДВГ [35].

По мнению А.Р. Агрис и соавт. [36], если в патогенезе СДВГ ведущую роль играют нарушения фронтостриарных взаимодействий, то СДВ характеризуется слабостью фронтопариетальных взаимодействий. Ведущим когнитивным нарушением для СДВ является дефицит рабочей памяти — другого компонента управляющих функций. Таким образом, по мнению этих авторов, СДВ может быть описан как регуляторно-активационный дефицит со слабостью рабочей памяти, тогда как СДВГ — как регуляторно-моторный с трудностями произвольного оттормаживания [36]. N. Ahmadi и соавт. [37] наблюдали, что для детей с СДВГ характерны более выраженные нарушения исполнительных функций, чем для детей с СДВ.

Вторичные расстройства внимания. Эти нарушения ассоциируются с выраженным когнитивным, социально-эмоциональным, сенсорным и неврологическим дефицитом. В данную группу можно отнести детей с различными типами задержки психического развития, умственной отсталости, астеническими расстройствами.

В последнее время внимание исследователей привлекает вопрос о возможности сочетания СДВГ и расстройств аутистического спектра (РАС) [38—40]. Необходимо отметить, что у детей с РАС отмечается не только дефицит внимания, но и более широкий круг выраженных когнитивных нарушений. По нашему мнению, в данном случае скорее можно говорить не о первичных, а о вторичных расстройствах внимания.

Лечение нарушений внимания

В России для лечения когнитивных нарушений традиционно применяли ноотропные средства, т. е. препараты, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях [41]. Общим нейрофизиологическим коррелятом фармакологического эффекта ноотропов является их облегчающее действие на глутаматергическую передачу, усиление и удлинение долговременной потенциации. К ноотропным и нейропротекторным препаратам, применяемым при лечении когнитивных нарушений у детей, относят Кортексин, Пантогам, Нооклерин, Фени-бут (Ноофен, Анвифен), Пикамилон и т. д.

Пептидный биорегулятор Кортексин, входящий в данную группу препаратов, представляет собой комплекс полипептидов, выделяемый из коры головного мозга телят и свиней не старше 12-месячного возраста методом уксуснокислой экстракции. Кортексин улучшает показатели памяти и обучения в условиях действия амнестических агентов у животных, что свидетельствует о его ноотропной активности. Т.Н. Платонова и соавт. [42] показали высокую эффективность Кортексина при лечении когнитивных нарушений различного характера у детей.

В проведенных нами ранее исследованиях [43] выявлено, что после курса Кортексина клиническое улучшение наступало примерно у 72% пациентов с СДВГ. Наилучший результат был получен при лечении детей с СДВ. Эти данные были подтверждены объективным уменьшением невнимательности и сокращением времени реакции, которые были зарегистрированы с помощью психофизиологического исследования. Результаты повторного нейропсихологического исследования показали существенное улучшение выполнения нейропсихологических проб Озерецкого и пересчета пальцев. Кроме этого, положительная клиническая динамика сопровождалась улучшением электроэнцефалографических показателей. Лишь в 2,0% случаев определено незначительное повышение показателей импульсивности после курса лечения. Другие побочные эффекты не зарегистрированы. Полученные результаты позволяют рекомендовать препарат Кортексин для лечения детей с различными формами СДВГ.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Чутко Л.С. — https://orcid.org/0000-0002-1065-9859; е-mail: [email protected]

Сурушкина С.Ю. — https://orcid.org/0000-0001-9510-7182; e-mail: [email protected]

Автор, ответственный за переписку: Чутко Леонид Семенович — e-mail: [email protected]

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте.

Актуальность определяется высокой частотой данного синдрома и его большой социальной значимостью. СДВГ встречается от 2,2% до 18% у детей школьного возраста и в два раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.

Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определённую поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребёнка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.                    

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудность планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве семейной жизни. Проявления СДВГ сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребёнок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребёнка связана с заинтересованностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия или подчиняться правилам, ждать, часть повышают голос, эмоционально лабильны.

На современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

– генетические факторы;

– повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;

– негативное действие внутрисемейных факторов.

Проявления СДВГ очень разнообразны, но наблюдение и диагностика проводятся по трём основным направлениям: повышенная двигательная активность, дефицит внимания и гиперактивность. Диагностировать СДВГ можно начиная с позднего дошкольного или школьного возраста.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы. Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

При обнаружении признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности родителям следует обращаться к таким специалистам, как невропатолог, психотерапевт, детский психолог, нейропсихолог.

Симптомы у детей, оценка, лечение

СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных детских расстройств, которым страдают от 5 до 11 процентов американских детей. СДВГ у детей может проявляться такими симптомами, как невнимательность, импульсивность, гиперактивность, ерзание, чрезмерная болтливость, проблемы с ожиданием очереди и трудности в следовании направлению.

Общие симптомы?

Ваш ребенок – червячок. Она не может усидеть на месте и постоянно ерзает. Означает ли это, что у нее синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ)?

Ваш ребенок забывает сдать домашнее задание и обычно записывает только половину своих заданий. Являются ли эти сбои рабочей памяти типичными симптомами СДВГ у детей?

Ваш ученик портит урок, выпаливая ответы, отклоняясь от темы или вставая со своего места каждый день. Следует ли ему пройти обследование на наличие симптомов СДВГ?

Или это просто типичное детское и подростковое поведение, с которым ваш ребенок со временем перерастает?

Только квалифицированный медицинский работник может оценить и диагностировать симптомы СДВГ у детей. Тем не менее, для родителей и педагогов очень важно знать предупреждающие знаки, потому что раннее выявление, лечение СДВГ и школьные условия могут иметь огромное значение для ребенка с СДВГ.

Симптомы СДВГ у детей

Хотя симптомы могут различаться в зависимости от типа диагностированного СДВГ, некоторые общие симптомы СДВГ у детей:

  • Поведение, сосредоточенное на себе
  • Проблемы с ожиданием очереди
  • Эмоциональное потрясение
  • ерзать
  • Проблемы с тихой игрой
  • Проблемы с завершением задач
  • Отсутствие фокуса
  • Забывчивость

[Самопроверка: может ли у вашего ребенка быть СДВГ?]

СДВГ у детей: гиперактивность против. Симптомы невнимательности

 Стереотипный пациент с СДВГ – 9-летний мальчик, который любит прыгать с опасной высоты и ненавидит сосредотачиваться на учебе. На самом деле под это описание подходит лишь небольшая часть людей с СДВГ. Детей с гиперактивными симптомами СДВГ трудно игнорировать — именно они вскакивают со стула или клоунадуют за спиной учителя, и они первыми проходят обследование и ставят диагноз СДВГ.

Тем временем ученики с невнимательным СДВГ тихо смотрят в окно на птицу, пока их работа не закончена. По данным Национального института психического здоровья (NIMH), симптомы невнимательности гораздо реже распознаются родителями, учителями и медицинскими работниками. 1 В результате люди с невнимательным СДВГ редко получают необходимое лечение. Это приводит к разочарованию в учебе, апатии и чрезмерному стыду, которые могут длиться всю жизнь.

СДВГ у детей: симптомы, тестирование и диагностика

СДВГ — это генетическое заболевание мозга, а не просто дефицит управляющих функций. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам ( DSM-V ) перечислены девять симптомов, указывающих на преимущественно невнимательный СДВГ, и девять симптомов, указывающих на преимущественно гиперактивно-импульсивный СДВГ. Диагноз СДВГ может быть поставлен ребенку только в том случае, если у него или нее проявляются не менее шести симптомов из одного из приведенных ниже списков, и если эти симптомы были заметны в течение как минимум шести месяцев в двух или более условиях — например, дома и в школе. Более того, симптомы должны мешать функционированию или развитию ребенка, и по крайней мере некоторые из них должны были проявиться до 12 лет.0049 2 . Подросткам старшего возраста может потребоваться продемонстрировать только пять из этих симптомов в различных условиях.

Симптомы преимущественно невнимательного типа (СДВ)

У человека с этим невнимательным СДВГ (ранее называвшимся СДВГ) проявляются шесть из следующих девяти симптомов: на работе или во время другой деятельности (например, не замечает или упускает детали, выполняет неаккуратную работу).

  • Часто с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр (например, с трудом сохраняет концентрацию во время лекций, разговоров или продолжительного чтения).
  • Часто кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую (например, разум кажется где-то в другом месте, даже при отсутствии каких-либо явных отвлечений).
  • Часто не выполняет инструкции и не может закончить школьную работу, домашние дела или обязанности на рабочем месте (например, приступает к делу, но быстро теряет концентрацию и легко отвлекается).
  • Часто испытывает трудности с организацией задач и действий (например, с трудом справляется с последовательными задачами, поддерживает порядок в материалах и вещах, организует работу, управляет временем и соблюдает сроки).
  • Часто избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие продолжительных умственных усилий (например, школьные или домашние задания; для подростков старшего возраста и взрослых это может включать подготовку отчетов, заполнение форм, просмотр длинных документов).
  • Часто теряет вещи, необходимые для занятий или занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны).
  • Часто легко отвлекается на посторонние раздражители (для подростков старшего возраста и взрослых это могут быть посторонние мысли).
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных делах (например, выполняет работу по дому, выполняет поручения; для подростков старшего возраста и взрослых это может включать ответ на звонки, оплату счетов, посещение встреч).
  • [Самопроверка: симптомы невнимательного СДВГ у детей]

    Симптомы преимущественно гиперактивно-импульсивного типа

    У человека с этим гиперактивным/импульсивным СДВГ проявляются шесть из этих девяти симптомов:

    • Часто ерзает или постукивает руки или ноги или ерзают в кресле.
    • Часто покидает место в ситуациях, когда предполагается оставаться на месте (например, покидает свое место в классе, на рабочем месте или в других ситуациях, требующих оставаться на месте).
    • Часто бегает или карабкается в ситуациях, когда это неуместно. (Примечание: у подростков или взрослых это может проявляться чувством беспокойства.)
    • Часто не может спокойно играть или заниматься досугом.
    • Часто находится «в движении», ведет себя так, как будто его «приводит в движение двигатель» (например, не может оставаться неподвижным — например, в ресторанах или на собраниях — в течение длительного времени без значительного дискомфорта; другие могут сказать, что пациент беспокоен) , суетливый, или трудно не отставать).
    • Часто много болтает.
    • Часто выпаливает ответ до завершения вопроса (например, заканчивает предложения людей).
    • Часто с трудом дожидается своей очереди (например, в очереди, во время разговора).
    • Часто прерывает других или вмешивается в их дела (например, вмешивается в разговоры, игры или занятия; может начать пользоваться чужими вещами без разрешения или получения разрешения; подростки и взрослые могут вмешиваться в то, что делают другие)». 5

    [Самодиагностика: симптомы гиперактивного импульсивного СДВГ у детей]

    Симптомы комбинированного типа

    то есть они должны проявлять шесть из девяти симптомов, перечисленных для каждого подтипа.

    СДВГ у детей: как ставится диагноз

    Ни один тест на СДВГ не может сам по себе диагностировать симптомы СДВГ. СДВГ — это сложное состояние с тремя различными подтипами (как подробно описано выше), симптомами, которые проявляются в зависимости от спектра тяжести, и перекрывающимися сопутствующими состояниями (неспособность к обучению, оппозиционно-вызывающее расстройство и т. д.), которые часто усложняют диагностику и лечение.

    Обследование на СДВГ может начаться с обычного визита к педиатру, но, скорее всего, этим оно не закончится. Как правило, большинство врачей общей практики не обучены идиосинкразии СДВГ и его накладывающимся состояниям или не оснащены для проведения необходимой углубленной оценки.

    Любая достойная оценка СДВГ начинается с критического анализа многих аспектов повседневной жизни пациента, таких как обучение, память, когнитивные функции, исполнительные функции, рассуждения, социальные функции, вербальное и невербальное общение. В тех случаях, когда есть подозрение на трудности в обучении, оценка может включать тест на интеллект (IQ) и оценку навыков математики, чтения и письма. Однако для диагностики СДВГ не требуется полного нейропсихологического тестирования. Образовательное тестирование обычно проводится через несколько месяцев после успешного лечения любого диагностированного СДВГ 9.0049 7 .

    Эта информация собирается посредством клинического опроса, а также тщательного изучения истории болезни ребенка и семьи, различных шкал оценки родителей и/или учителей. Углубленная оценка дает более полное представление о сильных и слабых сторонах и помогает выявить сопутствующие состояния, такие как трудности с обучением, депрессия, тревожное расстройство или расстройство аутистического спектра.

    При тщательном и эффективном проведении формальная оценка должна предлагать терапию, лечение и образовательные стратегии для удовлетворения конкретных потребностей, которые она выявляет или подтверждает.

    Диагнозы продолжают расти

    Диагнозы СДВГ взлетели почти на 50 процентов с 2003 года, в результате чего общее число американских детей с СДВГ достигло почти 6 миллионов, согласно статистике Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) за 2015 год. 3

    CDC сообщает, что к 2011 году у 11 процентов всех детей в США в возрасте от 4 до 17 лет был диагностирован СДВГ. У мальчиков почти в три раза больше шансов получить диагноз СДВГ (13,2 процента), чем у девочек (5,6 процента). ), 4 , хотя самый большой всплеск роста числа диагнозов СДВГ в настоящее время приходится на девочек и женщин.

    Варианты лечения СДВГ у детей

    Стимуляторы для лечения СДВГ у детей

    Стимуляторы — наиболее рекомендуемая форма лечения СДВГ по одной простой причине: исследования показывают, что они наиболее эффективны. По данным Американской академии педиатрии (AAP), у 80 процентов детей, принимающих стимулирующие препараты отдельно или в сочетании с поведенческой терапией, повышается концентрация внимания и снижается импульсивность. 6 Более того, большинство детей, принимающих лекарства, сообщают о повышении самооценки, уменьшении разрушительного поведения и улучшении отношений с родителями, братьями, сестрами и учителями.

    Клинические рекомендации по СДВГ, разработанные Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP), рекомендуют медикаментозное лечение в качестве первой линии лечения СДВГ у детей школьного возраста со ссылкой на официальный обзор 78 исследований по лечению СДВГ. СДВГ, который «последовательно подтверждал превосходство стимуляторов над немедикаментозным лечением». 7

    Даже широко цитируемое совместное групповое исследование Multi-Modal MTA, которое пришло к выводу, что медикаментозное лечение в сочетании с поведенческой терапией является оптимальным методом лечения СДВГ у детей, признало, что «фармакологическое вмешательство при СДВГ более эффективно, чем поведенческое лечение». один.” 8

    Нестимулирующие препараты для лечения СДВГ у детей

    Нестимулирующие препараты — это жизнеспособная альтернатива для детей, которые не переносят или не испытывают желаемого эффекта стимулирующих препаратов. Эти лекарства нацелены на нейротрансмиттеры, но не конкретно на дофамин, как это делают стимуляторы. Хотя нестимуляторы не несут таких же побочных эффектов, как стимуляторы, у них есть свои возможные побочные эффекты.

    Strattera, Intuniv, Kapvay — это нестимулирующие препараты, специально рекомендованные для лечения СДВГ. Классификация также включает лекарства, часто назначаемые не по прямому назначению при СДВГ, например, трициклические антидепрессанты и Веллбутрин.

    Терапия СДВГ у детей

    В то время как лекарства работают на неврологическом уровне, регулируя работу мозга, поведенческая терапия решает конкретные проблемы поведения, структурируя время дома, устанавливая предсказуемость и рутину, а также повышая позитивное внимание. Поведенческая терапия основана на простой предпосылке: родители и другие взрослые в жизни ребенка устанавливают четкие ожидания в отношении поведения своего ребенка — они хвалят и вознаграждают положительное поведение и препятствуют отрицательному поведению. Поведенческая терапия требует участия родителей и учителей.

    Диета и питание при СДВГ у детей

    Неправильное питание и пищевые привычки не вызывают СДВГ. Тем не менее, родители детей с СДВГ обнаруживают, что, хотя цельные продукты не могут быть панацеей от всех болезней, изменения диеты могут иметь большое значение для некоторых детей с СДВГ.

    Исследования показывают, что диета и питание влияют на познание, внимание, сон и настроение. Согласно Harvard Health Blog, исследования показывают, что люди, придерживающиеся «чистой» или «полноценной» диеты с высоким содержанием овощей, фруктов, необработанных зерен и нежирного мяса, с большей вероятностью будут иметь лучшее эмоциональное здоровье и на 25-35% испытывать депрессию. 9

    Исследования, проведенные нейробиологом Массачусетского технологического института Ричардом Вуртманом, доктором философии, и другими, показали, что белок запускает нейротрансмиттеры, вызывающие бдительность, а углеводы вызывают сонливость. Эти результаты подтверждают распространенное мнение о том, что люди с СДВГ чувствуют себя лучше после богатого белком завтрака и обеда.

    Для оптимальной работы мозга дети должны есть больше необработанных продуктов, сложных углеводов, белков, овощей и фруктов. Это означает, что следует избегать искусственных красителей и ароматизаторов, химических консервантов и продуктов с чрезмерной обработкой — все это усугубляет симптомы СДВГ у некоторых людей.

    Натуральные добавки и витамины для детей с СДВГ

    Это правда, что не все едят правильные продукты для достижения полезного уровня определенных питательных веществ, особенно привередливые дети. Но также верно и то, что наш организм не всегда производит необходимые нам питательные вещества, поэтому мы должны получать некоторые из них из пищевых добавок. Есть много витаминов, трав и добавок, которые могут уменьшить симптомы СДВГ или устранить побочные эффекты лекарств у некоторых людей: омега-3, цинк, железо, магний, витамин С, валериана, мелатонин, гинкго и женьшень.

    Однако «полностью натуральный» не является синонимом «безопасного». Многие травы и добавки имеют побочные эффекты, могут вызывать или усугублять проблемы со здоровьем или мешать приему рецептурных лекарств. Поговорите с врачом вашего ребенка, прежде чем начинать принимать какие-либо добавки. Когда ваш врач спросит, принимает ли ваш ребенок какие-либо лекарства, обязательно расскажите ему обо всех витаминах и добавках, которые он принимает ежедневно.

    Упражнения при СДВГ у детей

    «Думайте о физических упражнениях как о лекарстве, — говорит Джон Рети, доктор медицинских наук, адъюнкт-профессор клинической психиатрии Гарвардской медицинской школы и автор книги 9.0055 Искра: революционно новая наука об упражнениях и мозге . «Упражнения включают систему внимания, так называемые исполнительные функции — последовательность, рабочую память, расстановку приоритетов, торможение и поддержание внимания. На практическом уровне это делает детей менее импульсивными, что делает их более подготовленными к обучению».

    Упражнения заставляют мозг выделять несколько важных химических веществ. Эндорфины, например, — гормоноподобные соединения, которые регулируют настроение, удовольствие и боль. Тот же всплеск активности также повышает уровень дофамина, норадреналина и серотонина в мозгу. Эти химические вещества мозга влияют на концентрацию и внимание, которых не хватает у детей с СДВГ. «Когда вы повышаете уровень дофамина, вы увеличиваете способность системы внимания быть регулярной и последовательной, что имеет много хороших эффектов», — объясняет Рейти, например, снижает тягу к новым раздражителям и повышает бдительность.

    Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Journal of Abnormal Psychology , показало, что 30 минут физических упражнений перед школой могут помочь детям с СДВГ сосредоточиться и управлять настроением. Это может даже снизить потребность в стимулирующих препаратах, используемых для лечения симптомов. 10

    Тренировка мозга при СДВГ у детей

    Дети с СДВГ не всегда могут удерживать информацию, поскольку их внимание захватывают. Улучшение объема рабочей памяти с помощью тренировки мозга позволяет человеку концентрировать внимание, сопротивляться отвлекающим факторам, лучше управлять эмоциями и учиться.

    «Рабочая память — это способность удерживать информацию в уме в течение нескольких секунд, манипулировать ею и использовать ее в своем мышлении», — говорит Ари Такман, психолог, клинический психолог из Уэст-Честера, штат Пенсильвания. «Это центральное место для концентрации, решения проблем и контроля импульсов».

    Терапия для тренировки мозга, такая как нейробиоуправление и Cogmed, дает серьезные обещания: повышенное внимание и рабочая память без лекарств. Однако научное сообщество не убеждено и настаивает на необходимости более тщательных исследований. 11

    Еще одна форма тренировки мозга с некоторыми обнадеживающими, но безрезультатными исследованиями, нейробиоуправление использует упражнения для мозга, чтобы уменьшить импульсивность и повысить внимательность. Мозг излучает разные типы волн в зависимости от того, находимся ли мы в сосредоточенном состоянии или мечтаем. Цель нейробиоуправления — научить человека создавать паттерны мозговых волн, отражающие фокус. Результат: некоторые симптомы СДВГ, а именно импульсивность и отвлекаемость, уменьшаются.

    Внимательность и медитация при СДВГ у детей

    Для многих детей с СДВГ есть две постоянные ежедневные проблемы: внимание и поддержание саморегуляции. Поэтому само собой разумеется, что какая-то тренировка внимания, которая также оттачивает самоконтроль, была бы бесценной — и невероятно мощной. Действительно, исследование, проведенное в 2005 году в Университете штата Аризона, показало, что дети, которые участвовали в упражнениях на внимательность, имели более низкую тревожность при тестировании и симптомы СДВГ, а также больше внимания, чем дети, которые не участвовали в упражнениях. 12

    «Исследования показывают, что любой может улучшить внимание, практикуя осознанность — когнитивную фитнес-тренировку, направленную на формирование осознания нашей жизни в режиме реального времени и сочувствия, а не на автопилоте, отвлекая внимание», — объясняет Марк Бертин, доктор медицинских наук, в своей книге. Внимательное воспитание при СДВГ: руководство по воспитанию спокойствия, снижению стресса и помощи детям в благополучии . «Как это работает с мозгом СДВГ? СДВГ характеризуется трудностями с исполнительной функцией, а не только с вниманием, а осознанность — это путь к развитию взаимосвязанных когнитивных навыков, многие из которых связаны с исполнительной функцией, а не только с вниманием».

    Просмотреть источники статьи

    1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Национальный институт психического здоровья (2008 г.). https://education.ucsb.edu/sites/default/files/hosford_clinic/docs/adhd_booklet. pdf
    2 Association, American Psychiatric, ed. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-5. Washington: American Psychiatric, 2014.
    3 «Данные и статистика». Центры по контролю и профилактике заболеваний. Эд. Центры по контролю и профилактике заболеваний США. Центры по контролю и профилактике заболеваний, 14 февраля 2017 г. Интернет. 15 марта 2017.
    4 Виссер, Сюзанна Н., Мелисса Л. Дэниелсон, Ребекка Х. Битско, Джозеф Р. Холбрук, Майкл Д. Коган, Рим М. Гандур, Рут Перу и Стивен Дж. Блумберг. «Тенденции в отчете родителей о диагностированном и леченном медицинским работником синдроме дефицита внимания/гиперактивности: США, 2003–2011». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии 53.1 (2014): n. стр. Веб.
    5 Ассоциация, Американская психиатрическая, изд. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-5. Вашингтон: Американская психиатрическая, 2014.
    6 Клинические рекомендации: Лечение ребенка школьного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Американская академия педиатрии (октябрь 2001 г.). https://pediatrics.aappublications.org/content/108/4/1033
    7 Плишка, Стивен. «Практический параметр для оценки и лечения детей и подростков с синдромом дефицита внимания / гиперактивности». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии 46.7 (2007): 894-921. Веб.
    8 Кооперативная группа MTA. 14-месячное рандомизированное клиническое исследование стратегий лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Арх генерал психиатрия. https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/article-abstract/205525
    9 Доктор медицины, Ева Селхуб. «Пищевая психиатрия: ваш мозг о еде». Гарвардский блог о здоровье. Гарвардский университет, 17 ноября 2015 г. Интернет. 14 марта 2017 г.
    10 Хоза, Бетси, Алан Л. Смит, Эрин К. Шулберг, Кейт С. Линнеа, Трэвис Э. Дорш, Джордан А. Блазо, Кейтлин М. Алердинг и Джордж П. Маккейб. «Рандомизированное исследование влияния аэробной физической активности на симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей младшего возраста». Журнал аномальной детской психологии 43.4 (2014): 655-67. Веб.
    11 Гелад, Кэтлин, Тиме В. П. Янссен, Марлин Бинк, Роза Ван Моурик, Афанасиос Марас и Яап Остерлан. «Поведенческие эффекты нейробиоуправления по сравнению со стимуляторами и физической активностью при синдроме дефицита внимания/гиперактивности». Журнал клинической психиатрии (2016): н. стр. Веб.
    12 Доктор Мария Наполи, Пол Рок Креч и Линн С. Холли. «Тренинг внимательности для учащихся начальной школы». Журнал прикладной школьной психологии (2005).

    • Фейсбук
    • Твиттер
    • Инстаграм
    • Пинтерест

    Предыдущая статья Следующая статья

    Признаки СДВГ у детей и взрослых

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это комплексное расстройство развития нервной системы, которое может повлиять на вашу способность функционировать во многих различных аспектах вашей жизни, например, в школе, на работе и в других сферах жизни. даже дома.

    Хотя СДВГ может вызвать видимые проблемы в повседневной жизни, симптомы у детей и взрослых различаются и иногда их трудно распознать.

    СДВГ обычно диагностируется у детей в подростковом возрасте, при этом средний возраст для постановки диагноза СДВГ средней степени тяжести составляет 7 лет. У взрослых с СДВГ в раннем возрасте могут проявляться сложные симптомы, которые остаются незамеченными, что приводит к поздней диагностике в более позднем возрасте.

    Ниже мы обсудим некоторые общие признаки и симптомы СДВГ у детей и взрослых, а также советы, как жить с СДВГ и где найти поддержку.

    СДВГ в первую очередь вызывает симптомы, связанные с невнимательностью, гиперактивностью-импульсивностью или их комбинацией.

    С СДВГ человек может испытывать трудности с концентрацией внимания и поддержанием порядка, чрезмерное беспокойство или беспокойство, а также проблемы с самоконтролем или импульсивным поведением.

    У детей или малышей с СДВГ это может привести к появлению симптомов дома, в детском саду или в школе, например:

  • ерзает, ерзает или иным образом не может усидеть на месте
  • постоянная потребность в движении или частая беготня
  • участие в громких или разрушительных действиях
  • чрезмерные разговоры и перебивание других людей
  • Симптомы СДВГ у подростков

    По мере взросления детей с СДВГ симптомы, которые они испытывают, могут меняться. В некоторых случаях определенные симптомы, наблюдаемые в детстве, могут стать менее проблематичными в подростковом возрасте, в то время как новые симптомы могут возникать на фоне меняющихся обязанностей, сопровождающих взросление.

    У подростков и подростков с СДВГ могут проявляться другие симптомы, которые могут включать:

    • трудности с концентрацией внимания на школьной или другой работе
    • частые ошибки при выполнении работы
    • проблемы с выполнением заданий, особенно в школе или по дому
    • проблемы с заданием организация и управление временем
    • частая забывчивость или потеря личных вещей
    • частый отказ от умственно обременительных задач
    • повышенная фрустрация и эмоциональная чувствительность
    • проблемы в социальных и семейных отношениях
    • усиление конфликтов с родителями из-за симптомов СДВГ, влияющих на семейную жизнь

    кажутся «незрелыми», они просто являются частью СДВГ и не имеют ничего общего с уровнем зрелости ребенка.

    Хотя большинству людей с СДВГ ставят диагноз в детстве, иногда признаки и симптомы этого состояния упускают из виду или неправильно истолковывают.

    Но пока симптомы СДВГ присутствуют у этого человека до 12-летнего возраста, он может получить диагноз во взрослом возрасте.

    У взрослых симптомы СДВГ могут отличаться от симптомов в подростковом или детском возрасте из-за различных обязанностей, которые могут быть у кого-то во взрослом возрасте. Согласно литературным данным, взрослые, как правило, испытывают:

    • трудности в колледже или на работе
    • проблемы с прохождением занятий или выполнением работы
    • проблемы с самооценкой и общим психическим благополучием
    • проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, особенно с алкоголем
    • проблемы в отношениях с партнерами, семьей или коллегами
    • частые несчастные случаи или травмы

    Хотя СДВГ поражает людей всех возрастов и пола, исследования показывают, что СДВГ примерно в четыре раза чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

    Различия в СДВГ между полами и полами сводятся не только к распространенности. На самом деле СДВГ может проявляться у женщин иначе, чем у мужчин, что может еще больше способствовать снижению частоты диагностики у женщин и девочек.

    В недавней статье, опубликованной в BMC Psychiatry, содержится обзор исследований различных симптомов, сопутствующих состояний и уровня функционирования у женщин с СДВГ.

    Согласно исследованию, женщины часто испытывают сочетание симптомов невнимательности и гиперактивности-импульсивности, многие из которых менее выражены, чем у мужчин, особенно в категории гиперактивности-импульсивности.

    Другие заметные различия в проявлениях СДВГ у женщин и девочек:

    • более серьезные трудности с изменением настроения и эмоциональной регуляцией
    • более высокая вероятность серьезных социальных проблем, особенно с травлей
    • повышенный риск инфекций, передающихся половым путем (ИППП), и беременности из-за увеличения числа сексуальных партнеров
    • подробнее серьезные проблемы в учебе и самооценке
    • повышенное поведение, используемое для компенсации трудностей дома, в школе или на работе

    половое созревание и взрослость.

    Гормональные изменения, возникающие, например, при менструации, беременности или менопаузе, также могут вызывать усиление или ухудшение симптомов СДВГ.

    СДВГ в трансгендерном сообществе

    Большинство источников, использованных в этой статье, не разграничивают (а иногда и объединяют) пол и гендер, и можно предположить, что в них участвуют в основном цисгендеры.

    Хотя исследования СДВГ в сообществе трансгендеров являются новыми, недавние опросы показывают, что трансгендеры «значительно чаще» сообщают о диагнозе СДВГ.

    Одно исследование, проведенное в Австралии, сообщает, что СДВГ встречается в четыре раза чаще среди трансгендерных людей, чем среди цисгендерного населения.

    На момент публикации не было найдено ни одного исследования, в котором обсуждалось бы распределение симптомов между транс-мужчинами, транс-женщинами и гендерно-неконформными людьми. Интерсексуалы также не были представлены.

    Когда мы смотрим на проявление симптомов СДВГ, возраст кажется самым большим фактором различий в симптомах между людьми. Однако этнические и культурные различия также могут играть важную роль в диагностике и лечении этого состояния.

    Согласно исследованиям, различия в убеждениях, ценностях и даже медицинских подходах могут влиять на то, как воспринимаются определенные виды поведения, многие из которых являются прямым результатом СДВГ.

    Фактически, различные исследования показали, что дети, принадлежащие к маргинализированным этническим группам, с меньшей вероятностью получат правильный диагноз и лечение, в котором они нуждаются от СДВГ.

    Другие культурные факторы, которые могут влиять на восприятие, диагностику и лечение СДВГ, включают:

    • отсутствие знаний о заболевании
    • боязнь стигмы, связанной с этим заболеванием
    • отсутствие доверия к медицинской системе
    • сниженная способность распознавать, когда симптомы вызывают проблемы
    • различия в том, как определенное поведение рассматривается между полами
    • языковые барьеры для тех, для кого английский язык не является родным
    • отсутствие доступа или ограниченный доступ к страховым или медицинским услугам
    • отсутствие медицинских работников, культурно компетентных

    Все эти факторы могут влиять на восприятие симптомов СДВГ и создавать препятствия для диагностики и лечения СДВГ в исторически маргинализированных сообществах.

    Без лечения СДВГ может затруднить вам полноценное функционирование в домашней жизни, на работе или в школе и даже в отношениях.

    Если вы считаете, что у вас, вашего ребенка или кого-то из ваших близких проявляются признаки СДВГ, обратитесь к врачу или психологу, чтобы узнать о возможном диагнозе и начать лечение.

    Если вам поставили диагноз СДВГ, вы можете обнаружить, что следующие варианты лечения могут уменьшить симптомы и улучшить вашу повседневную жизнь:

    • Терапия. Поведенческая терапия — один из наиболее эффективных видов терапии СДВГ, особенно для детей и подростков, поскольку она помогает определить мысли, чувства и поведение, оказывающие наибольшее влияние.
      • У детей младшего возраста с СДВГ наиболее эффективна поведенческая терапия, направленная на обучение родителей, управление классом и взаимодействие со сверстниками.
      • У подростков и взрослых также может быть полезен тип поведенческой терапии, называемый когнитивно-поведенческой терапией (КПТ).
    • Лекарства. Лекарства можно использовать отдельно или в сочетании с поведенческой терапией для уменьшения симптомов СДВГ как у детей, так и у взрослых.
      • Согласно исследованиям, психостимуляторы — препараты, повышающие активность центральной нервной системы — являются препаратами первой линии при СДВГ.
      • Другие нестимулирующие препараты для лечения СДВГ могут включать некоторые лекарства от высокого кровяного давления, антидепрессанты, нейролептики и стабилизаторы настроения.
    • Изменение образа жизни. Изменения образа жизни при СДВГ включают в себя стратегии, которые могут помочь вам справиться с невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, вызванными этим состоянием. Вот несколько полезных способов создать для себя структуру, если у вас СДВГ:
      • Настройте свои учебные навыки.
      • Создание организационных методов.
      • Внедрение стратегий тайм-менеджмента.

    Получение поддержки

    Получение диагноза СДВГ может показаться ошеломляющим, но самое главное помнить, что вы не одиноки. Если вам нужна дополнительная поддержка после постановки диагноза, вот несколько ресурсов, которые помогут вам начать работу:

    • Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (CHADD). CHADD — это организация, которая занимается предоставлением информации о СДВГ, а также ресурсов, связанных с поддержкой и защитой интересов людей с СДВГ.
    • Фонд СДВГ. Фонд СДВГ — это британская организация, которая предоставляет образование и ресурсы для людей, живущих с СДВГ, а также предоставляет информацию лицам, осуществляющим уход, и специалистам, ухаживающим за людьми с СДВГ.
    • Ассоциация синдрома дефицита внимания (ADDA). ADDA — еще одна организация, которая предоставляет ресурсы для людей с СДВГ, в том числе список программ виртуальной поддержки для различных групп, таких как цветные люди, представители LGBTQIA+ и другие.

    СДВГ — это нарушение развития нервной системы, при котором человек испытывает невнимательность, гиперактивность-импульсивность или их сочетание.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *