Разное

Рассказ в стихах о своей семье: Сказка о семье для детей. Рассказы, стихи о семье

Рассказ о счастье – 12 семейных историй: Счастье быть вместе

В издательстве «Никея» вышла новая книга «12 семейных историй. Счастье быть вместе». Истории писали журналисты разных изданий, в том числе журнала «Русский репортер». Книга проиллюстрирована замечательными фотографиями Анны Гальпериной. В этой книге-альбоме читатель найдет рассказы об обычных, мало кому известных семьях. Это могут быть наши соседи по лестничной клетке или случайные попутчики в поезде. Истории эти могут напомнить, как здорово радоваться простым вещам. И что общее хобби — это не просто часть жизни, а повод показать свою любовь друг к другу. Они снимают фильмы, строят роботов, путешествуют, но главное — они это делают вместе, всей семьей!

Семья Павловых: Олег и Елена, дети Ольга, Вероника, Тимофей, Леша

Летчик лежит на песке. То ли спит, то ли без сознания. Рядом – самолет. Размером с модель, которую делали когда-то пионеры в авиакружках. Потому что это самолет из детства. Маленький принц – в белых одеждах и с шарфиком – подходит к летчику. Как его разбудить? Принц берет песок и сыплет летчику на руку… Летчик просыпается.

Олег Павлов и его дети сняли «Маленького принца». Снимали рядом с домом, в песках заброшенного Батуринского карьера – это километров пятьдесят от Челябинска. Полезные ископаемые тут уже давно не добывают, а поселок, где живут Павловы, остался. Хоть какая-то польза от «марсианских» карьеров – можно снимать пустыню.

Фильм полнометражный. Идет два часа. И все два часа невозможно оторваться от экрана.

Карлсон, Винни-Пух и Маленький принц

Премьера «Маленького принца» прошла в Челябинском киноклубе. Зрителей было немного… Возможно, фильм увидят еще тысячи людей. Возможно, всего несколько десятков человек. Это для режиссера и актеров сейчас не так важно. Главное – они сделали это кино.

Режиссер, он же Летчик, он же автор сценария и монтажер, он же Король, Честолюбец, Географ, Пьяница – Олег Павлов. Он же – папа четверых детей. Леша, младший сын, – Маленький принц. Сейчас ему одиннадцать. Старший, четырнадцатилетний Тимофей, – оператор, а также Лис и Летчик в детстве. Дочь Вероника – Роза. Вот и вся съемочная группа. Ну еще, конечно, мама, которая незаметно обеспечивала «тылы»: например, стирала белые одежды Маленького принца, который регулярно ползал в них по песку заброшенного карьера… А живут Павловы, между прочим, в доме, где нет водопровода.

На премьере был только Маленький принц Леша. От Челябинска до Батуринского разреза, где живет семья Павловых, ехать два часа на двух автобусах, которые к тому же редко ходят. А машины у Павловых нет.

– С чего решили вдруг «Маленького принца» снять?

– Да это моя давняя мечта была, с детства, – говорит Олег. – Есть три персонажа, которые мне запали в душу и живут там: Карлсон, Винни-Пух и Маленький принц. Я всю жизнь старался с этими персонажами что-то сделать – ставил спектакли, музыкальные композиции… В общем, надо было как-то их реализовать… Потом у нас появилась видеокамера, самая простая, а я вдруг увидел, что Лешка очень похож на Маленького принца! И я подумал, что будет преступлением не снять фильм, тем более что тянуть долго нельзя – скоро он вырастет… Ну вот и сняли. На роль Летчика я хотел пригласить своего друга, но дети наотрез отказались сниматься с другим человеком, пришлось мне играть самому. Зато получилось полностью «семейное кино».

Съемки начались летом 2012 года, осенью, зимой и весной монтировали и озвучивали, летом 2013-го доснимали.

– Пришли в карьер последние кусочки снимать, а там неожиданно сторожа какого-то поставили, который стал нас выгонять. Мы говорим: пожалуйста, мы тут кино снимаем… Он говорит: кино? Хорошо, даю вам пять минут…

А завершили съемки, оказывается, в день рождения Экзюпери – Олег узнал про это уже задним числом.

– Вообще у меня было несколько ощущений от Маленького принца на протяжении жизни. Вначале, в юности, я ассоциировал его с самим собой. Мне так жалко его было… А потом, когда я стал старше, мне пришла мысль, что Маленький принц – это Христос. Ну, пусть не Христос, пусть ангел. Ангел спасения, который был послан Летчику. Ведь пустыня – это не настоящая пустыня, это когда у тебя внутри пусто… Экзюпери, кстати, еще году в сороковом начал рисовать мальчика, летящего на облаке, мальчика с крыльями, потом крылья заменил шарфик… Принц старается вернуть Летчика к источникам, к настоящему. Он показывает Летчику, что очень важно думать о неизвестном тебе барашке и незнакомой тебе Розе, которые почему-то воюют друг с другом и не могут помириться. И если будешь об этом думать, станешь настоящим человеком. Маленький принц верен своей Розе и возвращается к ней. Он жертвует собой. И душа у Летчика оживает. Ну вот, этот замысел я попытался принести в фильм. Не знаю, насколько у меня получилось.

– А если у вас была бы студия, деньги – вы бы что-то другое сделали?

– Наверное, то же самое, только с большим размахом – поехал бы в настоящую пустыню. Потому что панораму в нашем карьере не очень-то сделаешь. Или сад роз мы снимали у нашей соседки, учительницы. У нее приличный розарий, конечно, но миллиона роз нет… Пришлось помучиться с монтажом.

– А дети как восприняли вашу эту идею – снимать кино?

– Мы когда начали снимать, мне было неинтересно… А потом я как-то привык, и мне стало нравиться, – говорит Маленький принц Леша.

– Они, когда получаться что-то начало, вдохновились. А к концу первого лета запал кончился. Я чувствую – мы еще не все успели снять, а они начали увиливать…

– И как же вы, режиссер, пережили это?

– Я иногда, честно говоря, очень расстраивался… Но не стал давить… Думаю, на следующее лето, если что, закончим. Даже был момент, когда они отказались идти, я пошел снимать один, снимал сам себя. И вот осенью-зимой сидел, монтировал потихоньку, показывал им. Смотрю, они ближе к следующему лету начали спрашивать: «Ну, чего там надо доснять-то еще? Давай уже снимать».

– Далеко ходили на съемки?

– До карьера – три километра. Мы, конечно, не каждый день ходили. Потому что и работать надо.

(Павлов с детьми играют кукольные спектакли по всей Челябинской области, это – основной заработок семьи.)

– А жена не говорила, что вы какой-то ерундой занимаетесь?

– Никогда. Все, что касается творчества и детей, – она только за.

– Леш, у тебя любимые моменты есть в кино?

– Ну, мне нравится, когда, это, я на папу должен был ругаться.

– А сложнее всего что было?

– Ну, вот когда я должен был сказать про Розу: «Она – моя». Я долго не мог сказать, потому что мне было очень смешно. Я, когда мы озвучивали, все хохотал и хохотал. А папа говорил, что нужно серьезно… А потом он начал монтировать – и ему понравилось, как я смеюсь.

– Озвучивать вообще непросто было, – говорит папа. – У нас же нет акустической камеры, озвучивали мы просто в комнате. И вот идет какой-то нормальный дубль – вдруг индюк в окно заглянул и загоготал! И все насмарку, весь эпизод приходится переписывать.

А с этим эпизодом, с Розой, Лешку пробило на смех. Начинает «Она…» – и хохот, снова «Она» – и хохот. Я уже злиться начал… Потом думаю: ладно, надо остановиться, еще раз переозвучим. А потом, когда я стал монтировать, смотрю – а смех-то замечательный. И я его включил в фильм. В предыдущем эпизоде розы смеялись над Принцем, а тут он над ними смеется.

А вообще у нас много позитивных моментов было во время съемок. Самое замечательное – это полное понимание, с полуслова, с полужеста. С Алешкой это было в основном так, мне не приходилось его заставлять что-то делать, он делал это органично, легко, без нажима. Да и с Тимофеем, и с Вероникой…

– Один профессиональный оператор, который посмотрел фильм, был очень удивлен, когда узнал, что оператор фильма – ребенок. Он сказал, что Тимофей строит кадр так, как иногда профессиональные операторы не додумываются.

– Да, я ему задачу режиссерски ставил, а кадр он уже сам строил. Причем он все снимал с рук, и дрожания почти не было. Весь фильм снял он, кроме тех моментов, когда он в кадре – тут я брал камеру. Тимофею очень нравилось играть Лиса, и он много придумывал разных идей. Например, очень интересную манеру разговора или жесты всякие – пытался показать, что он не совсем человек, а немножко зверь. А маленького Летчика ему не нравилось играть, он никак этой идеи не мог понять. Говорил: «А вдруг зрители этого не поймут?» Я говорю: «А ты сделай так, чтоб поняли». Он вообще во время съемок загорелся стать оператором. Но сейчас как-то отошел от этого…

Сам Тимофей по этому поводу молчит как партизан.

– Проблема что с Тимофеем, что с Алешей сейчас начинается – подростковый возраст, вхождение в нигилистическое пространство, – вздыхает папа. – А вообще они, мне кажется, не совсем понимают, что они сделали. Может, потом поймут. Но пока им вся эта возня вокруг фильма до фени. Может быть, это и хорошо.

Павлоградский Голливуд

Вообще занимается Павлов кроме кино много чем. Во-первых, он – профессиональный режиссер, окончил в свое время Челябинский институт культуры, дипломированный культпросветработник. Вот он и разъезжает по всей области, почти каждый день давая кукольные спектакли в детсадах. Во-вторых, Павловы живут в деревне и у них большое хозяйство. В-третьих, Олег всю жизнь пишет, за повесть «Дом в Оболонске» Южноуральскую литературную премию получил. В-четвертых, с недавнего времени он возглавляет Челябинское отделение Союза писателей России. В-пятых, уже десять лет он руководит Челябинским литературным молодежным клубом. Клуб, кстати, называется «Светунец» – «нарождающийся месяц». В «Светунец» приходят нарождающиеся поэты, читают свои стихи. В общем, жизнь творческая кипит вовсю.

– Сейчас большинство настоящих интеллигентов и настоящая творческая жизнь не в Москве, а в провинции, – говорит Павлов. Глядя на то, как в Челябинском союзе писателей все время происходят какие-то события, в кино- и литературном клубах собирается молодежь, а таксист, друг Павлова, сочиняет за рулем стихи о «корабле духа своего», – в этом не сомневаешься.

В-шестых… можно продолжать еще.

А началось все на самом деле пятьдесят лет назад.

Жили в уральском селе Писанское три брата.

– Начал все старший брат, – вспоминает Павлов. – Он в 1958 году выпустил свой первый журнал. Начитался Пушкина, классиков и стал в «классическом стиле» писать стихи – исписал целую тетрадку. Потом решил: чего просто стихи писать, дай-ка я их проиллюстрирую – сделал рисунки. Потом решил добавить туда комиксы. В общем, начал регулярно делать рукописный журнал. Читали его только мы, два его брата. Маме он тоже показывал, но ей шибко некогда было – она в школе работала и директором, и учителем и вообще растила нас одна…

Потом по его стопам пошел средний брат. Он решил попроще сделать – не журнал, а газету. Ну а следом и я…

Почти каждый месяц они делали по три журнала. Подписывались друг на друга. Тетрадка обычная, 12 или 18 листов, а внутри – рассказы, комиксы, загадки, репортажи, все с рисунками. Рисовали и писали тушью и карандашами.

– У нас у всех были выдуманы свои страны. У меня, например, КНР – Котятская народная республика. Был выдуманный язык, у каждого свой. Вот это, кстати, написано на котятском языке, – Павлов листает тетради – у него сохранилось всего несколько «номеров», остальное съело время, переезды и взрослая жизнь. – У Володи была страна зверей, ОСЗ. А Саша отвечал за остров Павлоград. Остров-город, где находились все наши «редакции, киностудии, издательства…». Ну, типа Голливуда. Вот, даже на журнале написано место издания: город Павлоград. Не мог же я написать, что он был издан в селе Писанское…

Так три деревенских мальчика регулярно «выпускали» журналы друг для друга. Раз в месяц порождали какое-то количество стихов, рассказов и рисунков. Плюс делали рисованные газеты, книги и даже фильмы. И этим они жили десять лет!

– Журналы мы свои никому не показывали. Это был другой мир, вещь в себе… У нас, конечно, в Писанском были приятели… Но вообще мы всегда были немножко белыми воронами. Мама приезжая была… По маминой линии мы из Ижевска. Дед был из простых, но выучился на инженера. В 1937 году его расстреляли, бабушку посадили, а мама осталась с двумя младшими сестрами. Она была совершеннолетняя, и ей сказали: подпиши отказ от родителей, мы тебе сестер оставим. Ей нужно было выбирать: либо отказ от родителей, либо сестры – по детдомам. Она выбрала первое, вырастила двух девочек. После войны вышла замуж за папу, он был фронтовик. Талантище мужик был! Самоучка – пел, плясал, клоунады показывал, режиссировал, рисовал, выучился сам играть на балалайке, домбре, гитаре, баяне, гармошке и скрипке. Но, как многие фронтовики, стал пить, и мама ушла от него, уехала с нами в это Писанское… Бабушка, которая вернулась из лагерей, помогала ей нас растить…

Когда младшему, Олегу, было десять, а старшему брату пятнадцать, слава все-таки нашла братьев Павловых. Дело было так.

– Мама выписывала много журналов – и «Пионер», и «Костер», и чего только у нас не было… И я в «Пионере» увидел, что какие-то рассказики детские печатают, думаю – а пошлю-ка я им тоже что-нибудь. И послал – рассказ про свою собачку с рисунком старшего брата…

И рассказ напечатали! И прислали Павловым журнал. И стали приходить со всей страны в Писанское письма от читателей «Пионера»…

– После всего этого я, вдохновленный, сел и на пяти страницах накатал все про нас: что мы делаем, какие журналы выпускаем, какие фильмы рисуем, у кого какая киностудия, у кого какие выдуманы страны… И отправил все это в «Пионер».

И Олег получил ответ: ему написал литературный секретарь Корнея Чуковского Владимир Глоцер.

– Сначала братья мне подзатыльников надавали, что я нас «засветил», но потом мы поняли, что это какой-то прорыв. Началась переписка с Глоцером.

Они посылали ему свои стихи, а он занимался удивительным делом – умно и тонко работал с юными авторами. Очень уважительно, но твердо писал: это – хорошо, а вот это – безвкусица. Что-нибудь советовал почитать, мог прислать какую-то книгу.

А потом, через год переписки, Глоцер сам приехал в Писанское. В дневнике у Корнея Чуковского есть запись: «Приезжал Володя Глоцер. Был на Урале у братьев Павловых. Говорит, лица ангелов. А вокруг пьянь».

Глоцер жил у них три дня, читал «журналы», потом была большая публикация в «Пионере», на их стихи был сделан диафильм «Про слониху», а на гонорар братьям Павловым организовали поездку в Москву – водили их по разным культурным местам, и, кроме всего прочего, они съездили в гости к Корнею Чуковскому.

Глядя сегодня на эти тетради из села Писанское, на этот «Котенок» № 35, год издания 1965, в очередной раз убеждаешься, что форма жизни под названием «творчество» возможна везде и всегда.

Земное притяжение

Маленький принц у Экзюпери летал на голубях, а в фильме Павлова путешествует проще: подпрыгивает с каждой планеты – и летит дальше. И только с Земли он подпрыгнуть не мог – очень уж она притягивает…

– У меня в фильме, когда Маленький принц падает на Землю, он потом не может никак подняться, ему плохо, тяжело… Я что-то подобное сам испытал… Когда мы снимали эти эпизоды, я вспоминал, как в семнадцать лет лежал несколько месяцев в гипсе. Когда мне разрешили встать на ноги, оказалось, что это так тяжело и больно – стоять на подошвах…

Гипс – после операции из-за резко и сильно искривившегося в подростковом возрасте позвоночника.

– Вот от этих журналов, наверное, которые мы делали – я сидел над ними часами, у меня позвоночник начал очень сильно искривляться, а заметили это уже поздно. Меня положили в больницу в Москве и сделали сложную операцию – вставили внутрь какие-то железные пластины.

Олега отпустили на полгода в гипсе домой. Ему было семнадцать лет, гипс ему надоел, он его срезал – плевать! Вернулся в Москву без гипса.

– Где гипс?! – возмутились врачи.

– Потерял, – ответил Павлов.

Еще через полгода нужно было приехать на вторую операцию.

Олег вернулся через двадцать лет…

– Стали мешать мне эти пластины. Я ведь с ними актером работал, кульбиты всякие делал. Рентген сделали – оказывается, пластины с одной стороны оторвались и болтались. В любой момент могли пропороть «хозяину» внутренние органы… А он – кульбиты…

Кстати, то, что он может быть актером, Олег узнал случайно. Вообще ни о каком актерстве речи быть не могло, потому что в подростковом возрасте он начал очень сильно заикаться.

– А лет в восемнадцать у меня появилась восьмимиллиметровая кинокамера, я написал сценарий и заболел идеей снять по нему фильм. Там, конечно, и любовь, и драки, и становление личности, герой гибнет, все понимают, какой он был хороший, все рыдают… В общем, для того, чтобы снять этот фильм, мне нужны были люди. И я пошел в театральную студию в Златоусте, где мы тогда жили, исключительно для того, чтобы найти там актеров для своего будущего фильма.

Он не играл и не репетировал – просто сидел в зале и смотрел. Играть-то из-за своего заикания даже не пробовал.

– И вот я сидел, сидел, смотрел, смотрел, и так получилось, что на генеральную репетицию один исполнитель не пришел. Режиссер бегает, волосы на себе рвет, и тут я решился и говорю: «А можно я пройду эту сцену?» Он удивился: «Ты что, знаешь текст?» Я говорю: «Знаю. Я же сидел, смотрел». – «И что, можешь прям сейчас?» – «Могу». И пошел. И я вдруг понял, что на сцене я не заикаюсь! И до сих пор я на сцене никогда не заикаюсь. Понимаете, на сцене я – не я. Или наоборот. Я – это на сцене.

А тот фильм так и остался не снятым…

– Ну, этот романтический бред должен был остаться в том времени, – говорит сейчас Павлов.

Куклы как средство существования

– Слонопотам, отдай мой мед! – кричит Винни-Пух.

– Зайчики, сядьте! Мишки, не ползайте, сядьте! – кричат воспитатели на детей. Потому что всем не видно, вот они и рвутся к сцене, то есть к волшебному лесу…

Павловы ведут жизнь бродячих артистов. То есть живут они, конечно, дома, но почти каждый день играют кукольные спектакли в детских садах Челябинска и области. Весь театр помещается в багажнике «Жигулей» знакомого водителя.

Иногда в действе участвует только отец семейства и его приятель-актер, а иногда – дети Павловы. Дети, когда играют, получают зарплату.

– Они просто так деньги не фукают, – говорит Олег. – То на сапожки себе скопят, то еще на что-нибудь нужное…

Сейчас в ходу два спектакля: «Приключения Винни-Пуха» и «Иванушка-великанушка» по пьесе Шварца.

Администратор всего этого процесса – жена Павлова, Лена. Она каждый день звонит по детсадам всей Челябинской области и договаривается, договаривается… Договариваться с каждым годом все сложнее.

Ширма – скелет из железок, который за несколько минут превращается в сказочный лес. Во время спектакля Павлов лихо запрыгивает на конструкцию из столов, меняясь с напарником. Это нужно проделать раз двадцать. Куклы-марионетки на веревочках, управлять ими – искусство. Еще их нужно оживлять, говоря высоким голосом – за Пятачка, томным – за Сову, печальным – за Иа, ну и за Винни-Пуха, конечно. Еще нужно постоянно включать-выключать музыку.

Павлов весь мокрый после получасового спектакля. Десять минут перерыв – и еще один спектакль, для младших групп.

– Я боялась, что вы пульт уроните на эту сторону сцены.

– Не, пульт еще ни разу не сваливался – у меня на декорациях есть для него кармашек… А вот магнитофон падал. Самое страшное – уронить куклу. Стоит уронить – все запутывается моментально.

Раньше Пятачка играла Оля, старшая. Оля недавно вышла замуж. Теперь Пятачка играет Вероника – Роза Маленького принца.

– Не трудно управляться с куклами?

– Нет.

– Долго училась?

– Два дня. Оля заболела, играть было некому.

– И сколько тебе тогда лет было?

– Лет десять…

– А зрители – дети ведь сложные бывают…

– Ничего, я же знаю, что нужно делать.

– А если они расшумятся, потому что им не видно, или еще чего-нибудь?

– Ну, тогда нужно выйти, поговорить с ними.

– Ситуации бывают всякие, – вставляет папа. – Столы, на которых приходится стоять во время спектакля, могут такие попасться… Однажды – это, правда, давно было – обломилась ножка у стола, как раз подо мной. Стол рухнул, а мой приятель, с которым мы играли, так меня подхватил – одной рукой держит куклу, другой – меня, а я, держа куклу, продолжаю играть. А в это время еще один актер соскочил и судорожно ищет, что бы подставить под этот стол. Нашел, подставил – зрители, кстати, так, по-моему, и не заметили ничего.

– Вероник, не боишься таких ситуаций?

– У меня вообще смелая сеструха, – вставляет Леша.

Фазаны и павлины

Роза Маленького принца хочет иметь свой бизнес – сеть магазинов. Сейчас она, кроме всего прочего, работает почтальоном от редакции местной газеты в Еманжелинске. С семи утра два раза в неделю мотается по городу. Плюс школа – десятый класс, правда, всего два раза в неделю, что-то вроде вечерней школы, потому что вообще-то в поселке нет десятого и одиннадцатого классов.

Леша – в четвертом.

– Леш, а тебе в школе с кем сложнее общаться, с мальчиками или с девочками? Там, уроки списать…

– Я не списываю… А девочки у нас дуры какие-то все…

– А драться приходится в школе?

– Когда как…

– В поселке учиться хуже, чем в Челябинске?

– Не, лучше.

– Здесь люди проще, – говорит мама.

На улице лает собака. Мама Елена рассказывает, что собаки им достались вместе с домом.

– Мы когда сюда переехали, нас хозяева не предупредили, что они собак оставили. Собаки бегали по всему поселку и не пускали нас в собственный дом, привыкли, что дом – их.

– А теперь вас слушаются?

– Ну, не трогают – и на том спасибо.

– Мы специально переехали сюда, – говорит Олег. – Нам нравится жить в своем доме. У тебя есть огород, ты можешь что-то ткнуть в землю. У жены мечта – со временем развести фазанов и павлинов. В квартире разведешь павлинов? Нет.

– Вы не возражали, – спрашиваю Лену, – что ваш муж, вместо того чтобы деньги зарабатывать или хозяйством заниматься, кино какое-то снимает?

– Нет. Интересно, когда дети чем-то заняты. Не в деньгах счастье. Тем более на зарабатывание денег это время не потратилось бы все равно… А когда идет творческий процесс, когда они дружно что-то делают – это прекрасно.

– А вы сами в творческом процессе как-то участвуете?

– Нет…

– И вам не хочется?

– Мне хватает дома и хозяйства…

– А быт – без воды, например, – не тяжело?

– Да нет, я привыкла.

– А если бы вам предложили переехать в Москву, например… Вы хотели бы?

– Нет. Где родился, там и сгодился… Я тут родилась, в Челябинской области. Если бы мы хотели жить в квартире, мы бы жили в квартире… Дом – это, конечно, лучше. Потому что дети должны что-то делать, а не сидеть в четырех стенах и выходить гулять раз в день.

– А здесь они что делают?

– Дети делают все. Все, что хотят. Ходят за водой, в огороде помогают летом, пасут скотину.

– Скотины много?

– Утки, козы, гуси, индюки.

– А вообще вы детей кем видите в будущем?

– По профессиям мне все равно, кем они захотят быть… Мне хочется, чтобы они понимали, что деньги надо уметь зарабатывать, чтоб они умели и не боялись работать. Чтоб им было это интересно. Леша очень талантливый, мне кажется, из него получился бы хороший актер… Но он не хочет! Он мечтает быть хозяином большого хозяйства и чтобы у него было много коров… Не знаю, это, наверное, детское. С Тимофеем пока сложно. Он сам не знает, чего хочет в жизни.

– К вам после «Маленького принца» журналисты начали ездить, кино вот про вас снимают документальное – вы как к этому относитесь?

– Отрицательно… Дети должны жить обычной жизнью. Не надо их звездить. Хотя пока они вроде не зазвездили… Они к этому философски относятся.

Дети, кстати, пока ни разу не были ни в Москве, ни в Питере, ни даже в Екатеринбурге.

– Ну, после сюжета по телевизору про фильм продавщицы стали нас узнавать в магазинах, – говорит Павлов. – А так у нас тут обычная, нормальная деревенская жизнь…

В фильме Павлова Летчик в пустыне превращается в мальчика. И благодаря этому у него все получается: и найти воду, и починить самолет, и выжить. Правда, прощается Маленький принц уже со взрослым Летчиком. Но ведь он его уже спас…

– Конечно, эта книга не для детей, – говорит Павлов. – Обращение Экзюпери к детям, извинение за то, что он посвятил книгу взрослому – это игра. И я снимал свой фильм для взрослых. Я уверен, что не все захотят его смотреть, не всем он понравится. Кто-то, может быть, будет разочарован отсутствием эффектов…

– Получается, мечта детства сбылась, фильм вы сняли – и как же теперь?

– Да, когда я заканчивал монтаж, с женой даже поделился, что мне что-то страшно – чем я заниматься-то буду? Она говорит: да придумаешь что-нибудь… А вообще у меня есть, конечно, еще всякие замыслы. Например, поехать в Константиново с Алешкой и попробовать снять фильм о маленьком Есенине…

Кто-то, услышав, что человек из деревни снял со своими детьми полнометражное кино, снисходительно улыбается: «Ну-ну, хоум-видео». А это не «хоум-видео», это арт-хаус… Хотя какая разница, как это называть, если два часа невозможно оторваться от экрана? В «Маленьком принце» Павлова нет выверенной реальности. И камеру держит ребенок. Но от кино возникает ощущение мирового пространства, сделанного из подручного материала. Ведь чтобы забрать на свою планету нарисованного барашка, нужно просто собрать песок в мешочек…

Может, этот фильм и не нужно снимать в Голливуде?


Еще 11 историй вы можете прочитать  в книге издательства «Никея» «12 семейных историй. Счастье быть вместе».

Фото Анны Гальпериной

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Семья – единство помыслов и дел. Рассказы о семейных ценностях. Детский портал Солнышко solnet.ee

под эгидой Дня семьи, любви и верности



ПОДЕЛИТЬСЯ

Ода семье

Семья – это 7 Я. Но нас пока четверо, а значит, нам есть куда расти!

Моя семья – это моя любимая жена Дина, старший сын Арсен, младший сыночек Тамерлан и я – автор этого рассказа. Мы живём в солнечном Башкортостане, в славном городе Салават.

Решил написать о своей семье стихами. Иногда слова не хотели рифмоваться, но всё написано от души.

Я всегда думал, что у нас обычная семья. А когда писал о детях, о жене, о семейных традициях, понял, что моя семья – самая лучшая!

Очень желаю, чтобы каждый тоже мог сказать о своей семье, что она – самая лучшая! Ведь, как бы банально это не звучало, если в семье лад и покой, любовь и уважение, то это благотворно влияет на жизнь и развитие и города, и страны.

На Урале, в граде славном,
Хоть и малом, небольшом*,
Но уютном и зелёном,
Поведу рассказ о том,

Как я встретил у знакомых,
А не ждал и не гадал,
Кареглазую Динулю –
Через год женой назвал.

И сейчас мы молодые:
Нам чуть больше тридцати,
Много целей, много планов,
Всё вперёд-вперёд идти!


Восьмилетний сын Арсенчик,
Четырёхлетний Тамерлан –
Гордость папы, радость мамы,
Дети наши, балалар**!
На ж/д тружусь дороге –
Составитель поездов.
То я в день, то в ночь – работа,
Тяжек труд, без обиняков.
Дина – в колледже географ,
Даёт знания она –
Где Нигерия, Калькутта,
И даёт ль зерно страна.
Станет Арсик хоккеистом,
Шайба, клюшка, краги.
Тренировки каждый день,
Мышцы подкачал он.
Тамерлан гордится братом,
Повторяет всё за ним,
Цифры учит, буквы тоже,
Знает он, что не один!
Не подумайте, что мы
Родственниками бeдны:
Кортаника и нэнэйка,
Кортатика и татайка***,
Тёти, дяди, сёстры, братья –
В дружбе мы живём! И, кстати,
Древо мы своё ведём –
Шэжэрэ**** его зовём.

Как же мы проводим время?
Не скучаем никогда
И в любое время года
Найдём занятье без труда.


Летом ездим на Нугуш***** –
Ну, и что, что рядом!
Живописный, чудный вид –
Что ещё нам надо?
Свежий воздух и вода,
И красoты гор,
Край родной, моя земля,
Любим твой простор!
А зима ещё милей –
Снег, сугробы, горки,
Горнолыжки и катки,
Хороводы, ёлки!
И скажу вам по секрету,
Я, жена и старший сын
Родились в январский холод,
В стужу, вьюгу – как один!
Ну, а если все мы дома,
Тут царят покой, уют:
Мама вяжет, папа – столяр,
Сыновья не отстают.
Всей семьёй в музей мы ходим,
Экспозицию обходим
И любуемся пейзажем,
Что представлен взорам нашим.

И портреты, натюрморты,
Живописные работы
Заставляют восхищаться
И душой преображаться!
Боулинг, цирк, кино, кафе –
Можно встретить нас везде!
Если тучи соберутся
Над семейным очагом,
Мы с любимой их руками,
Да, руками разведём!
А вот, друзья, мечта моя –
Дом хочу построить я!
Чтобы крепким был и прочным,
И уютным этот дом,
Чтобы детский смех в нём лился,
Говоря лишь об одном:
Что мы счастливы, мы вместе,
Не боимся бурь и гроз,
И из сердца льётся песня,
А в душе – страна из роз!

* город Салават – третий по численности населения и объемам промышленного производства город Республики Башкортостан;

** «балалар» (тат. ) «дети»;
*** «кортаника, нэнэйка, кортатика, татайка» – разные обращения к дедушкам и бабушкам у башкир и татар;
**** «шэжэрэ» (баш.) – родословная;
***** Нугуш – искусственное водохранилище на юге Башкортостана, расположено на территории национального парка «Башкортостан».

Автор рассказа: Марат Табаев (г. Салават).
Опубликовано 2 сентября 2010 г.

Все рассказы конкурса «Наша дружная семья»





Комментарии к статье
Ода семье


02.09.2010, 08:58
Елена

Так держать!!! Очень здорово, что рассказ от имени папы. Удачи вам!


02.09.2010, 10:54
Юлия

Очень хорошие стихи!


02.09.2010, 21:11
Оксана

Марат, очень приятно читать стихи о Вашей дружной семье!!!! Победы Вам!!!!!


03.09.2010, 11:27
Зарема

Марат, молодец!!!! Единственный мужчина-конкурсант!!!! Желаю победы, а Вашей семье счастья и процветания!


03. 09.2010, 12:28
мария

Очень понравился этот рассказ. Как-то сразу в душу запал.Особенно приятно, что история исходит от папы.<br />
И стихи замечательные. Можно много новых иностранных слов узнать.


03.09.2010, 14:15
Ольга

Захватывающие стихи! Очень понравились! Чувствуется теплота и гармония в семье! Желаю победы и осуществления мечты, и чтобы в Вашем доме всегда был звонкий смех!


06.09.2010, 12:24
Свищёва Елена

Марат, приятно читать ваши мысли о семье, особенно в стихотворной форме. Желаю вашей дружной семье расти, развиваться и сохранить тепло ваших сердец на долгие года.


09.09.2010, 21:09
Оксаночка

Такие молодцы!!!!!!!! Мне очень понравилось……..Удачи вам! Я желаю всей душой,чтобы в вашей семье было больше улыбок. В общем,будьте такой же милой,такой же дружной семьей,как сейчас!!! Я знаю,что все будет хорошо……и это не последний конкурс))))) Цените каждый прожитый день! А самое главное-не падайте духом и не унывайте! Все кто вас любят,помогут вам в этом))))))


22. 09.2010, 04:59
Марат и Дина

Спасибо всем, кто прочитал о нашей семье!!! Спасибо за тёплые слова!!! Счастья и добра вашим семьям!


06.11.2010, 21:07
Лариса

Дина , я рада, что у тебя творчески-подкованный муж! Всего самого доброго вашей семье


18.12.2010, 19:29
Флора

Здорово! Заслуженное 1 место!


10.01.2011, 15:24
Гульнар

Случайно попала на “Солнышко”.Поздравляю Вас с победой.


18.01.2011, 07:31
Римма

Замечательные стихи о замечательной семье! будьте счастливы!Побольше бы таких семей! Да и пример вы хороший!


15.02.2011, 20:31
Лилия Мамонова

КЛАСНО,!


18.02.2011, 11:12
Лена и Сашенька

Дай вам Бог здоровья и счастья!


19.02.2011, 17:57
Сорокина Татьяна

Прелестная семья ,замечательная Ода ,ровняться на вас надо. !!!


06.04.2011, 10:32
Гульфия

Просто супер ,молодцы – дружная семья. Очень понравилось.


07.04.2011, 14:00
Ажар
07.04.2011, 14:01
Ажар
15.04.2011, 14:06
Галина
16.06.2011, 12:19
Зульфия

Молодцы! Я рада что есть такие счастливые семьи как вы!!! Будьте счастливы!!!


07.09.2011, 17:44
Наташа Ахтанина

Очень трогательно и красиво!!!Счастья,здоровья вашей замечательной семье!!!


27.09.2011, 21:59
Виолетта

Счастья вашей дружной семье, а маме – помощницу дочку


18.10.2011, 18:28
Альмира

Сердце радуется, что есть такие прекрасные семьи.Здоровья вам, счастья и процветания!Пусть все мечты ваши сбудутся!Амин булсын!


18.11.2011, 18:36
Марат и Дина

Спасибо большое за теплые слова! На самом деле, мы обычная семья и считаем, что главное в семье – покой и понимание. и в нашей семье бывают “бури”, но они помогают понять, что у твоей половинки на душе. Поэтому мы считаем, что надо почаще просто разговаритвать в семье – обо всём.

Желаем тем, кто ищет, найти свое счастье, а тем, кто нашел – беречь его.
Добра, счастья, радости и здоровья вашим детям, мужьям, женам и близким!!!!!


04.01.2012, 11:03
алиночка

класссссссссссс


31.03.2012, 05:05
виктория

это замечательный конкурс и замечательный рассказ.Рада видеть,что семья многое делает вместе.У меня трое детей 5,3,1 год,очень хочу все делать вместе со своей семьей.


24.05.2012, 15:28
екатерина

Какой чудесный муж, отец. Счастья вашей семье!!!! Очень приятно читать, все так искренне, просто и …ЧУДНО!!!


31.05.2012, 09:19
Марина

Случайно прочитала Ваши стихи – молодец! Завидую белой завистью Вашей жене! Счастья Вам и тепла!


29.07.2012, 13:28
Ирина

Спасибо Вам за пример семьи, который вы рассказали нам)!!!Так приятно читать и осозновать, что семья-это самое лучшее, светлое, любимое…что есть на белом свете))!!!
В Вашем рассказе столько теплоты и любви)))…всех благ Вам, земных и не земных!!!!


29. 08.2012, 06:30
Юлия

Душевно до слез!!!


02.10.2012, 17:12
Константин

Родная душа , жить – творить , помогать рости , на собственном примере показывать как жить сердцем !!!


25.11.2012, 09:58
Елена

Ребята, Счастья вам!!!


19.03.2013, 10:24
Ольга

Чудесный рассказ о чудесной семье !!!!!!!!!!!!!!!


12.04.2013, 11:33
Татьяна

Ребята, вы молодцы! Так и дальше держать, и ещё вам деток, обязательно!!!! Они у вас классные1


16.05.2014, 13:23
Оксана
22.04.2015, 12:16
Татьяна

Тепло вдруг стало внутри. Защемило где-то глубоко. Сколько искренности, открытости.)Слезы почему то…


07.08.2016, 16:02
SUNNY

СЧАСТЬЯ ВАМ




Истории для семей – Лиза Уингейт

\

Сохранение семейных историй

Семейные истории не должны быть потеряны. Они предназначены для обучения следующего поколения, чтобы помочь нам понять, кто мы есть. Все вещи в этом мире преходящи, но наши истории могут остаться надолго после того, как мы уйдем.

Если вы изо всех сил пытаетесь наладить воспоминания своей семьи, вот несколько полезных советов.

1. Сначала расскажите немного о себе

Один из лучших способов запустить колесо истории — поделиться своей историей. Попробуйте что-то вроде: «Вау, этот «Мустанг», который только что проехал мимо, наводит меня на мысли о моей первой машине. Я работал два лета, чтобы заплатить за эту машину. Мы хорошо провели время в этой штуке…» или «Эти дети на велосипедах наводят меня на мысль о поездке к дому миссис Браун, и у нее всегда было это овсяное печенье. Мы катались на велосипедах по всему району. Эй, папа, ты помнишь свой первый велосипед? Кто дал его вам? Где тебе больше всего нравилось кататься на нем? У тебя когда-нибудь были проблемы с этим?»

2. Активно слушайте

 

Обращайте внимание на то, что говорят. Подберите дополнительные заметки, которые могут привести к хорошей истории. Попробуйте такие вопросы, как «Вы помните, где вы жили, когда это случилось?», «Кто дал вам этот рецепт?» или «Как долго у вас была эта собака? Откуда он взялся?»

3. Заранее придумайте сюжетные искры, а затем используйте их в разговоре

 

Подумайте об обычном опыте, который может вызвать воспоминания у других. Любимая еда, любимые игрушки, велосипеды, машины, свидания, первая любовь, спорт, работа, дома, родители, бабушки и дедушки, жизненные перемены, домашние животные, хобби, церковь, школа, детские развлечения, любимые телешоу прошлых дней. Иногда получить хорошую историю так же просто, как зажечь искру.

4. Превратите интервью в школьный проект

Если бабушка, дедушка или дядя Нед немного неохотно садятся на собеседование, рассмотрите возможность превращения интервью в школьный проект. Назначьте его для оценки в домашней школе или воскресной школе или спросите учителя вашего ребенка, можно ли сдать его для получения дополнительного балла. Попробуйте задать такие вопросы:

— Расскажите мне о первом доме, который вы помните. Какая у вас была спальня?

— В какие игры вы играли? Каким был район?

— Ты помнишь, когда ты пошел в школу? Как это было?

— Кто был твоим первым лучшим другом?

— Сколько у тебя было братьев и сестер?

— Вы занимались спортом?

— Вы когда-нибудь получали награду за что-то в школе?

— Твои родители когда-нибудь рассказывали тебе семейные истории? О чем они говорили?

— У вас есть любимое праздничное воспоминание, которым вы могли бы поделиться?

— Где вы ходили за едой или одеждой?

— Какой была твоя первая работа?

— Когда вы поженились? Каким было ухаживание? Каким был ваш первый дом?

— Ты умел готовить? Как вы узнали?

— Где ты ходил в церковь?

— Помнишь любимый отпуск?

— Как родительство изменило вашу жизнь?

— Можете ли вы рассказать мне о трудном периоде в вашей жизни — о чем-то, с чем вы боролись?

5. Достаньте коллекцию салфеток тети Эдны

Достаньте семейные фотографии, семейные рецепты, семейные украшения, старые праздничные украшения, старую посуду и столовые приборы. Спросите о том, откуда они пришли или как они использовались. Расскажите о домах, машинах, домашних животных, локациях на фоне семейных фотографий. Если вы собираетесь на семейный праздник, накройте стол семейными фотографиями в каждом месте или распечатайте салфетки или расставьте карточки со сканами старых фотографий. Попросите каждого сидящего за столом рассказать, что он/она помнит об этой фотографии.

6. Наденьте свой репортерский колпак

Умело подведите беседу к тому, кто, что, где, когда и почему в беседе. Когда это произошло, где это произошло, кто там был, что произошло потом?

7. И, наконец…

Документируй, пока не забыл. Записывайте на видеокамеру или магнитофон, делайте пометки, записывайте, фотографируйте. Найдите специальное место для хранения этих золотых самородков. Сохраните их, как драгоценные дары, которыми они являются.

ПРИМЕЧАНИЕ. Хотите написать историю своей жизни? Вот полезная книга.

Эта книга может быть полезна: https://www.amazon.com/Your-Story-Matters-Finding-Writing/dp/1641582197/ref=sr_1_5?dchild=1&keywords=remembering+your+story&qid=1604100315&sr=8- 5

Воспитание следующего поколения рассказчиков

Иногда я задаюсь вопросом, откуда придет следующее поколение рассказчиков, поколение, которое больше привыкло к электронным СМИ, чем к личному общению. Одним из самых замечательных моментов воспитания моих собственных детей в семье истинных южных рассказчиков было наблюдать за тем, как наши мальчики обнаруживают в себе любовь рассказывать и слушать истории всех типов.

 

На протяжении многих лет мы приглашали устных рассказчиков на многие книжные фестивали. Нет ничего лучше, чем наблюдать за тем, как молодые люди наклоняются вперед, увлеченные хорошей сказкой. Вот несколько советов, как привить интерес следующему поколению.

1. Отправляйтесь всей семьей на конкурс или фестиваль рассказчиков, который также иногда называют «конкурсом лжецов» (или посмотрите несколько видеороликов на Youtube, где рассказчики рассказывают в действии). Для информации о фестивале: www.storynet.org, www.storytellingcenter.net, www.georgeweststoryfest.org

2. Поощряйте детей самим рассказывать истории. Предложите им принять участие в шоу талантов или спланировать выступление, чтобы развлечься на семейном празднике, в центре для пожилых людей или на общественном мероприятии. Вот сайт с забавными историями, предназначенными для устного рассказа. Вы можете найти множество других, часто передаваемых из поколения в поколение, введя в поиск «Истории лохматых собак». http://www.macscouter.com/Stories/index.asp

3. Положите на стол «Коробку семейных историй». Каждый день во время еды загружайте в коробку чем-нибудь, что вдохновит вас на рассказ семейных историй, — фотографиями с прошлых семейных событий, фотографиями предков, сувенирами с семейных каникул, семейными реликвиями. Содержимое коробки станет загадкой, которая превратит прием пищи в настоящее удовольствие.

4. Положите на свой стол несколько карточек с вопросами для начала рассказа либо на праздничных обедах, либо во время обычных семейных обедов. Ищите вопросы в Интернете, пишите свои собственные или приобретайте наборы вопросов для обсуждения за столом (проверьте свой любимый игровой магазин или интернет-магазин). Такие вопросы, как «Расскажи о девичнике, который ты помнишь», «Помнишь ли ты своего любимого учителя?» или «Помните ли вы время, когда у вас были проблемы в школе?» может генерировать замечательные истории и большое удовольствие среди представителей разных поколений.

5. Обучайте нравам с помощью вопросов «Что бы вы сделали, если…». Провокационные вопросы вроде: «Что бы вы сделали, если бы вам что-то очень нужно, но это нужно и вашему лучшему другу, и было бы только одно, но этим нельзя было бы поделиться?» может помочь молодому поколению укрепиться в семейных ценностях и дать детям понять тот факт, что взрослые в семье тоже сталкиваются с дилеммами.

6. Сыграйте в «сюжетное бинго» в машине. Найдите что-нибудь за окном и начните с этого рассказ: «Пёстрая собака за белым частоколом…». Затем история крутится по машине, каждый ответственный за что-то замечает и добавляет к рассказу: «Хотел водить пикап…».

7. Сделайте это летним заданием, школьным заданием или проектом на Youtube. Почему бы не поощрять детей брать интервью у друга или члена семьи, чтобы рассказать им историю — опыт службы в вооруженных силах, историю любви, историю карьеры — сделав это интервью официальным проектом?

8. Попробуйте «Игральные кости». Сюжетные кости предоставляют бесконечные возможности и вызовы. Бросьте кости для комбинации человека, места, предмета и события. Сделайте свои собственные или попробуйте кубики для повествования Рори — отличные чулки!

9. Прочитайте вместе вслух. Так часто мы прекращаем читать вместе после того, как дети идут в школу. Помните, что чтение своим детям по-прежнему является прекрасным способом «прожить» историю вместе и приятно провести время.

10. Сыграйте в «Давай притворимся». Помните, как весело было в детстве? Почему бы не попробовать еще раз? Разбейте палатку, спуститесь по ручью, постройте крепость в гостиной из одеял. Соберите материалы для костюмов. Создайте историю вместе с детьми. Привлеките бабушек и дедушек тоже. Вы никогда не будете слишком стары, чтобы играть в Let’s Pretend!

Поощряйте детей понимать, что создание истории и получение удовольствия от нее — это вопрос воображения, а не чтения или письма (что может быть задачей для некоторых детей). История о том, что происходит в мозгу, когда вы «живете» в другом мире. Наслаждаться!

Copyright 2015 Wingate Media, LLC

Family Storytelling – Language Magazine

Nile Stanley и Brett Dillingham предлагают мощную стратегию воспитания для развития интеллекта, речи, грамотности и ценностей

Как отцы, мы хотим быть рядом с нашими детьми. Родительство для нас имеет приоритет в нашей жизни и должно быть на высшем уровне. Как педагоги, мы хотим создать интеллектуально богатую домашнюю среду, чтобы наши дети добивались успеха, сохраняя при этом ценности. Мы хотим для наших детей того, чего хотят большинство родителей, — счастливых, здоровых, самодостаточных детей, которые любят учиться и приносят пользу обществу. Рассказывание историй нашим детям — лучший из известных нам способов создать такую ​​среду и осмысленно обучить наших детей.

Семейное повествование предлагает богатые и мощные стратегии, полные возможностей для воспитания, обучения и обучения. Семейное повествование портативно, легко учится, создает прочные связи с вашими детьми и доставляет удовольствие. Родители и педагоги часто не знают о повествовании, широте и глубине фольклора, а также об учебном потенциале для интеллектуального, языкового, грамотного и нравственного развития. Цель этой статьи — изучить преимущества семейного рассказывания историй и решить следующие вопросы:

• Что такое семейное повествование и как оно способствует эффективному воспитанию детей и развитию речи?
• Как можно использовать рассказывание историй для стимулирования интеллектуального, языкового, грамотного, социального и нравственного развития?
• Широко ли распространено семейное повествование среди родителей и педагогов?
• Какие истории лучше всего подходят для преподавания и обучения?

Семейное рассказывание историй эффективно для воспитания и обучения
Родители имеют возможность рассказывать истории во время еды, сна и сна, на прогулках, на игровой площадке и во время поездок в автомобиле. Родители и дети проводят время вместе, учась и смеясь, рассказывая истории. Благодаря рассказыванию историй, начиная примерно с двухлетнего возраста, наши дети могут получить четыре года высококачественного домашнего обучения, прежде чем они пойдут в детский сад. Этот учебный репертуар направлен на развитие ребенка в целом (Левин, 2012) и может включать обширные занятия, основанные на рассказывании историй, такие как чтение книг вслух, игра в компьютерные обучающие игры, решение головоломок, рисование и рисование, прогулки, изучение природы и занятия спортом. . Огромное количество времени тратится на обучение задачам с помощью повествовательных историй, а истории обеспечивают постоянный умственный рост и стимулирование.

Рассказывая истории своим детям, вы сможете максимально эффективно проводить время вместе. Рассказывание историй — это не то же самое, что чтение историй вашему ребенку (Stanley and Dilligham, 2009). История остается неподвижной на странице, слова читаются одно за другим. Язык текста более формален, чем речь. В то время как читатель может украсить текст голосовой интонацией и тоном, а также указывая на иллюстрации, творческий репертуар для усиления смысла ограничен. Напротив, рассказ истории часто включает импровизацию и, что более важно, участие аудитории. Рассказчик, скорее всего, украсит историю жестами лица, движениями тела, звуковыми эффектами, реквизитом и участием аудитории.

Рассказывание историй для интеллектуального, языкового, грамотного, социального и нравственного развития
Согласно Руководству клиники Майо для первого года жизни вашего ребенка (2012 г.), многочисленные исследования показали, что умственное развитие ребенка и понимание языка тесно связаны с объем языка, с которым сталкивается ребенок в первые три года жизни. Родители должны ограничить телевизор и больше разговаривать со своими детьми, но, что более важно, участвовать в прямом и обратном общении. Интерактивное повествование предоставляет такие широкие возможности для бесед между родителем и ребенком. Это сообщает ребенку, что он или она может быть слушателем, рассказчиком, со-конструктором в изучении и выражении языка. Специалисты по грамотности и чтению говорят нам, что понимание прочитанного зависит от языковых способностей, развитых посредством рассказывания историй и других видов устной речи, которые развивались с рождения.

Рассказывание историй развивает у вашего ребенка важные личные, социальные и познавательные навыки (Stanley and Dillingham, 2009). Эти навыки улучшают способность ребенка взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на нее умным и искренним образом. Через истории родитель обучает начальным навыкам решения проблем — кладезь гениальности. Каждый разговор с ребенком — это возможность для него думать, рассуждать, использовать язык и понимать — даже на метакогнитивном уровне. Относитесь к беседам как к умственной тренировке. Точно так же, как дряблые мышцы улучшаются с помощью упражнений, уровень IQ улучшается благодаря когнитивной стимуляции.

Шанахан и Лониган (2013) сообщили, что «более сложные аспекты устной речи, включая синтаксис или грамматику, сложные измерения словарного запаса (например, те, в которых дети фактически определяют или объясняют значения слов) и понимание на слух были явно связаны с позднее понимание прочитанного». Смысл семейного рассказывания историй заключается в том, что родители и педагоги должны рассказывать самые разные истории, потому что развитие устной речи является основой чтения. Рассказывание народных и литературных сказок улучшает понимание прочитанного в школе.

Родители и учителя должны рассмотреть возможность максимально возможного приобщения своих детей к языку посредством разговоров, чтения, пения и рассказывания историй. Исследования Соболя, Линдауэра и Лоуранса (2004) показывают, что языковое развитие — это улица с двусторонним движением, и подчеркивают важность частых интерактивных разговоров, когда дети тренируются в ответах, вербализации и общении. Невербальное общение как родителей, так и детей может включать в себя рисование, жестикулирование, мимику, бормотание и даже жесты для глухих, чтобы создать насыщенное общение. Развитие речи может выиграть от сложного повествования, выходящего за рамки простого разговора.

Принятие и использование сторителлинга родителями и педагогами — опрос
Palmateer, Fair, Grant, Passi, and Buley (2011) провели исследование, изучая самые ранние воспоминания будущих учителей о чтении и письме, и обнаружили, что личные размышления служат как трамплин для того, что мы верим в преподавание и обучение. Они обнаружили, что учителя до начала работы, рассказывающие истории о своем пути к грамотности, помогли им понять, почему учителя учат так, как они это делают.

Вопрос о том, как опытные учителя восприняли рассказывание семейных историй, был исследован в педагогическом классе городского университета с участием 19 учителей, из которых один мужчина и 18 женщин. Все участники опроса были представителями белой расовой/этнической группы. Подсказка для открытого опроса была:

Минимум в 150 словах подумайте о своем детстве и роли рассказывания историй. Вы захотите обсудить это с родителями, чтобы освежить память. Вы росли, когда ваша семья рассказывала вам истории? Не просто читать истории вслух? Если вам не приходилось много рассказывать истории, почему вы так думаете? Какие истории они вам рассказывали? Рассказываете ли вы сказки детям (не только читаете)? Считаете ли вы, что рассказывание историй используется так, как могло бы быть?

Результаты повествования были проанализированы, чтобы помочь понять, как этому классу учителей до начала работы приходилось рассказывать истории. Результаты показали, что половине учителей до начала работы приходилось в детстве рассказывать семейные истории. Почти половина не сталкивалась с этим рассказыванием историй. Напротив, всем участникам в детстве читали.

Результаты опроса показали, что семейное повествование используется не так, как могло бы быть. Интересно, что все сообщения были прочитаны вслух родителями. Основными рассказчиками, как правило, были бабушка и дедушка, за ними следовали родители, иногда родственники и редко только отец.

Участников опроса спросили, почему, по их мнению, рассказывание историй не было более заметным в их детских воспоминаниях. Развод, нехватка времени из-за графика работы родителей и акцент на чтении историй вместо того, чтобы рассказывать истории, были возможными причинами того, что участники чувствовали, что рассказывание историй не уделялось особого внимания.

На вопрос: «Как вы думаете, почему в детстве вы не умели рассказывать истории?» наиболее часто упоминаемой причиной был развод. Один из участников сообщил: «Мое детство было очень болезненным, потому что мои родители развелись, и в доме было много ссор». Другой сообщил: «Было много криков и криков, и мало времени для рассказывания историй».

Основными рассказчиками были дедушки и бабушки участников опроса. Устная традиция может быть частью старшего поколения, или, возможно, у бабушек и дедушек было больше времени, чтобы рассказывать истории своим внукам. Возможно, те, кому рассказывали истории в детстве, теперь сами рассказывают истории, став взрослыми, и используют их для обучения грамоте. Родители и родственники тоже были рассказчиками, но в меньшей степени, чем бабушки и дедушки. Отцы были рассказчиками в меньшинстве случаев.

Чуть более половины из 19 учителей, принявших участие в открытом опросе, сообщили, что в настоящее время они практикуют рассказывание историй детям. Ожидалось, что если человек не знаком с семейным рассказыванием историй, он или она вряд ли станет рассказчиком. Без богатого опыта рассказывания историй и явного моделирования того, как использовать рассказывание историй для обучения, маловероятно, что рассказывание историй окажет значительное влияние на воспитание детей или образовательную практику. Результаты опроса соответствовали этим ожиданиям.

Типы историй для преподавания и обучения
Типы историй, о которых сообщалось в опросе учителей перед началом работы, чаще всего были семейными историями. Другие типы рассказов состояли из народных сказок, литературных рассказов и смешанных рассказов. Личные истории обычно сосредоточены на том, как член семьи преодолевает трудности. Пример начала личной истории: «Позвольте мне рассказать вам о том, как дядя Джо начал свой собственный бизнес после войны». Литературные рассказы — это рассказы из книг. Они полезны для детей из-за сложности, синтаксиса и формата, который соответствует будущему чтению и пониманию прочитанного детьми. Смешанные истории представляют собой смесь личных историй и литературных историй.

Родители и педагоги захотят связать истории, рассказанные дома, с книгами, прочитанными в школе. Смешанное повествование — способ сделать это. Литературные сказки и личные рассказы обучают академической лексике, необходимой для успешной учебы в школе; смешанное повествование осмысленно связывает эти два типа.

Примером смешанного повествования является рассказ родителя и ребенка о повседневном опыте. Это отличный способ наполниться новым словарным запасом, который стимулирует обучение и создает новые мозговые связи. Использование популярного детского литературного рассказа «Это путь» (Fuge, 2008) может обеспечить смешанный опыт повествования. Преимущества смешанного повествования огромны. Они сочетают личное повествование с литературной традицией. К тому времени, когда ребенок идет в детский сад, ему или ей могут рассказать сотни величайших историй всех времен.

Вот несколько примеров того, как родители и учителя могут использовать рассказывание историй на благо ребенка. Они могут взаимодействовать с ребенком, чтобы увеличить участие, сложность и проработку, включая следующее:
• Как вы думаете, что произойдет дальше?
• Что бы вы сделали?
• Сможете ли вы закончить историю?
• Перескажите историю.
• А теперь расскажи еще одно совершенно новое приключение любимого героя.

Родители и учителя могут погрузить детей в развитие устной речи, основы грамотности, с помощью богатого опыта рассказывания историй, начиная с дошкольного возраста и продолжая в старшей школе, следующими способами:
• Использование различных типов повествования, таких как возникающие истории (неполные повествования), показы и рассказы или рассказы о ежедневных событиях. «Позвольте мне показать вам интересный камень, который мы нашли во время нашего похода».
• Использование личных семейных историй для формирования характера и ценностей. «Позвольте мне рассказать вам о дедушке Диллингеме и о том, как у него появились любимые карманные часы».
• Использование народных сказок для развития чувства повествования и словарного запаса. «Жил-был пряничный человечек…» (см. рассказ Бретта Диллингема на http://www.youtube.com/watch?v=DdtagE_8zhg)
• Использование литературы (литературное повествование) для развития смысла рассказа и словарного запаса. «Позвольте мне рассказать вам историю «И думать, что я видел это на Малберри-стрит» доктора Сьюза (1937)»
• Использование смешанных историй (личный рассказ + литературный рассказ). См. Affinito (2010)
• Использование http://www.readwritethink.org/classroom-resources/lesson-plans/bleding-fiction-nonfiction-improve-262.html для планов уроков, которые помогают учащимся продемонстрировать, что они узнали о темы и жанра, написав оригинальное произведение, сочетающее элементы повествования и пояснения. «После того, как я взобрался на бобовый стебель, я встретил великана и научил его, как обогревать свой дом солнечной энергией вместо угля».

Какие истории являются источниками этих смешанных историй?
Вопросы

1. Семья решила переехать во Флориду, в страну молока и меда. Нью-Мексико, где они жили, превратился в пыльную чашу. Итак, папа погрузил всю семью в старенький грузовик…
2. Это история о том, как к нам приехала жить девочка. Однажды я услышал детский плач. Я вышел через парадную дверь, а в корзине была красивая девочка. В записке говорилось: «Это маленькая девочка, она невероятный волшебник с магическими способностями… позаботьтесь о ней».

Ответы
1. (Steinbeck, 1939, . . «Уайлдер вытащил из ручья Джуно огромную рыбу, а затем рассказал все о существах, которые там жили». Попросите вашего ребенка рассказывать истории в качестве гида по вашему городу или району. Возьмите блокнот и пусть ваш ребенок станет экспертом по местам в городе. Это сделает семейные поездки познавательными.
• Использование цифрового повествования. «Эти фотографии нашей поездки в Нью-Мексико показывают, как мы…» См. Стэнли, Н. и Диллингем, Б. (2011, февраль). «Заставьте учащихся кликать с помощью цифрового сторителлинга». Language Magazine , 10 (6) 24-29. https://languagemagazine.com/?p=1756
• Использование информационных текстов или научно-популярных материалов. Мозель (2012) утверждает, что для того, чтобы учащиеся соответствовали требованиям Common Core Standards, им придется «читать и писать больше повествовательной документальной литературы: писать, в которых рассказывается фактическая история, иногда даже личная, но также приводятся аргументы и передается информация». яркими и эффективными способами». Она рекомендует учителям использовать больше образцов изящного описательного письма, которые можно найти в газетах и ​​журналах, таких как рассказы «Talk of the Town», которые можно найти в New Yorker. ProPublica.org — отличный источник документальной литературы независимого некоммерческого отдела новостей, который занимается журналистскими расследованиями в общественных интересах. Он сосредоточен исключительно на действительно важных историях, историях с «моральной силой». Стэнли (2012) недавно написал, как искусство рассказывания историй соответствует общим базовым стандартам. Это можно прочитать по адресу: https://www.maupinhouse.com/media/upload/CCSS_for_Perform
ance_Literacy_through_Storytelling.pdf

С древних времен в каждой культуре и в каждой стране рассказывались истории как средство обучения, развлечения и привития знаний, ценностей и морали. Педагоги должны учитывать привилегированную роль семейного рассказывания историй как мощного инструмента для развития грамотности, языка и ценностей. Исследования показывают, что рассказывание историй гораздо менее распространено, чем чтение, и не так распространено, как должно быть. Семейные истории и народные сказки — мать всей грамотности; грамотность является основой для всех ученых. Доступно много разных историй, но родители, как правило, предпочитают личные истории и народные сказки. Исследования показывают, что использование различных видов историй, в том числе научно-популярных повествований, оптимизирует развитие у учащихся навыков устной речи, развитие словарного запаса и понимание прочитанного.

Ссылки
Аффинито, С. (2010). «Смешивание художественной литературы и документальной литературы для улучшения понимания и навыков письма». ЧтениеЗаписьПодумай . Получено 23 ноября 2012 г. с http://www.readwritethink.org/classroom-resources/lesson-plans/bleding-fiction-nonfiction-improve-262.html
Dr. Seuss (1937). И подумать только, что я видел его на Малберри-стрит. NY: Random House
Fuge, C. (2008). Таков путь . Нью-Йорк: Sterling Publishing
Good, PP (Ed). (2012). Руководство клиники Майо для первого года жизни вашего ребенка . Половой акт, Пенсильвания: Good Books
Левин, М. (2012). Хорошо учите своих детей . Нью-Йорк: Harper Collins Publishers
Исбелл, Р., Соболь, Дж., Линдауэр, Л., и Лоуренс, А. (2004). «Влияние рассказывания и чтения историй на сложность устной речи и понимание историй маленькими детьми». Журнал дошкольного образования , 31,3, 157-163
Мозель, С. (2012, 22 ноября). «Что читать детям. Страницы мнений New York Times». Получено с New York Times , 22 ноября 2012 г., с сайта http://opinionator.blogs.nytimes.com/2012/11/22/what-should-children-read/
Палматир К., Фэйр А., Грант С., Пасси А. и Булей Дж. (2011) «Использование личной грамотности в качестве катализатора». Language Magazine , получено 20 ноября 2012 г. с https://languagemagazine.com/?page_id=2099
Rowling, J. K. (1997). Гарри Поттер и философский камень. Нью-Йорк: Scholastic
Shanahan, T., & Lonigan, CJ (2013). Грамотность в раннем детстве: национальная группа по ранней грамотности и за ее пределами. Балтимор, Мэриленд: Paul H. Brooks Publishing
Стэнли, Н. (2012). Рассказывание историй соответствует общим базовым стандартам. Веб-сайт автора издательства Maupin House Publishing, получено 22 ноября 2012 г. с https://www.maupinhouse.com/media/upload/CCSS_for_Performance_Literacy_throughStorytelling.pdf
Stanley, N. & Dillingham, B. (2011, февраль). «Заставьте учащихся кликать с помощью цифрового сторителлинга». Language Magazine , 10 (6) 24–29 https://languagemagazine.com/?p=1756
Стэнли Н. и Диллингем Б. (2009) Грамотность исполнения через рассказывание историй. Гейнсвилл, Флорида: Мопен Хаус
Стейнбек, Дж. (1939). Гроздья гнева . Нью-Йорк: Викинг Пресс.
Утияма, Т. «Чтение или рассказывание историй в развитии словарного запаса английского языка и понимании молодых людей, изучающих второй язык».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *