Расшифровка оак у детей до года: Расшифровка общего анализа крови у ребенка — “Сенситив”
Расшифровка общего анализа крови
RBC | Эритроциты | Эритроциты в норме: от 4,2 до 5,6 |
HCT | Гематокрит (Vэритроцита/Vкрови) |
Норма (HCT): мужчины 42%-52%, женщины – от 36% до 48% |
PLT | Тромбоциты |
Норма (PLT): 150 000 – 450 000 (на микролитр крови) |
WBC | Лейкоциты |
Норма (WBC): 4,50 до 11,0 |
HGB | Гемоглобин |
Гемоглобин в норме: 11,7 – 17,0 гр. \дл. (г на 100 мл крови) |
LYM | Лимфоциты | Норма (LYM\LYMPH): от 20% до 40% |
GRAN | Гранулоциты |
GRA% 47 – 72% |
MID | Моноциты |
MID 0,2-0,8 x 109/л |
CBC (Complete Blood Count) – общийанализкрови. Общий анализ крови является важным инструментом в диагностике заболеваний общего функционирования организма человека. Общий анализ крови обеспечивает количественную и качественную информацию об условиях снижения эритроцитов, что говорит об анемии, инфекции и различных расстройствах.
Эритроциты (RBC) – красные кровяные тельца, переносящие гемоглобин. Главная функция эритроцитов транспортировка кислорода из лёгких ко всем тканям и двуокись углерода – от тканей обратно в лёгкие. Мало эритроцитов – мало гемоглобина. Мало гемоглобина – мало эритроцитов. Они взаимосвязаны.
Эритроциты в норме: от 4,2 до 5,6 (число клеток на микролитр крови)
Недостаток красных кровяных телец – один из признаков анемии (малокровие). Причинами анемии может быть дефицитом железа. Избыток эритроцитов называется полицитемия. Полицитемия может быть вызвана с нарушением производства красных кровяных телец в костном мозге.
Гемоглобин (HGB) – Белок, содержащийся в эритроцитах и отвечающий за перенос молекул кислорода к клеткам организма. Гемоглобин – железосодержащий комплекс, окружающий белок. Уровень гемоглобина не является постоянной величиной и зависит от возраста, пола, этнической принадлежности, заболевания, курения, у женщин – от беременности и т.д.
Гемоглобин в норме: 11,7 – 17,0 гр.\дл. (г на 100 мл крови). Есть варианты, зависящие от пола и возраста.
Снижение уровня гемоглобина – выраженная анемия. Анемия может быть вызвана существенным недостатком красных кровяных телец, острой или хронической кровопотерей. Это связано с недостатком фолиевой кислоты В9 и витамином В12. Гемолиз (повышенное разрушение оболочек эритроцитов) от аутоиммунных состояний, инфекций и наследственных заболеваний кровообразования.
Гематокрит (HCT) – показывает в процентах индекс объёма эритроцитов к объёму всего образца крови.
Норма (HCT): мужчины 42%-52%, женщины – от 36% до 48%
Исключение: Пониженный гематокрит говорит об анемии (полицитемия). Повышенный гематокрит – эритремия.
Лейкоциты (WBC) – белые или бесцветные клетки крови различных размеров. Основная функция лейкоцитов – противодействовать инфекциям, вирусам, бактериям и т.д. Лейкоциты делятся на 5 типов: нейтрофилы, лимфоциты, моноциты, эозинофилы и базофилы.
Норма (WBC): 4,50 до 11,0 (от 4 500 до 11 000 кубических клеток на мКл крови)
Исключение: значительное увеличение или значительное понижение лейкоцитов указывают на воспалительный процесс. На характер инфекции указывают тип лейкоцитов.
Нейтрофилы (NEUT) – Процентное содержание нейтрофилов в крови. Нейтрофилы генерируются в костном мозге. Срок их службы в крови длится несколько часов. Нейтрофилы уничтожают микробы (фагоцитоз).
Норма (NEUT): 40%-75% (количество нейтрофилов в 100 лейкоцитах). Нормальные значения зависят от возраста.
Исключение: Повышенное количество нейтрофилов указывает на воспаления и инфекции.
Лимфоциты (LYM) – основные клетки иммунной системы человека. Лимфоциты – один из видов белых кровяных клеток, который производится в лимфатической системе и костном мозге. По своим функциям лимфоциты делятся на В – лимфоциты, вырабатывающие антитела, Т-лимфоциты, которые борются с инфекциями и NK лимфоциты, контролирующие качество клеток организма.
Норма (LYM\LYMPH): от 20% до 40% (количество лимфоцитов в 100 лейкоцитах). Нормальное значение варьируется в зависимости от возраста (особенно у детей).
Исключение: Повышенное количество лимфоцитов может быть вызвано различными заболеваниями, особенно вирусными инфекциями.
Эозинофилы (EOS\EOSIN) – белые клетки крови, характеризуются специфическим оранжевым цветом. Они принимают участие в иммунной системе. Повышаются при инфекциях паразитами. Существует тенденция к появлению при аллергие и астме.
Норма (EOS): от 0% до 6% (количество эозинофилов в 100 лейкоцитах)
Исключение: Увеличение процента эозинофилов является признаком наличия факторов аллергии или глистных инвазий.
Моноциты (MONO) – один из видов фагоцитов, самый крупный вид лейкоцитов. Моноциты образуются в костном мозге. Эти клетки участвуют в регулировании и дифференцировании кроветворения, затем уходят в ткани организма и там превращаются в макрофаги. Моноциты имеют большое значение, так как отвечают за начальную активацию всей иммунной системы человека.
Норма (MONO): от 3% до 7% (от общего числа белых клеток крови)
Исключение: Увеличение процента моноцитов является признаком развития различных вирусных заболеваний.
Базофилы (BASO) – одна из крупных форм лейкоцитов в крови, относящихся к иммунной системе. Основная функция – расширение кровеносных сосудов во время инфекции.
Норма (BASO): от 0% до 2% (от общего числа белых клеток крови)
Исключение: Увеличение процента клеток базофилов является признаком инфекции или различных вирусных инфекций.
Тромбоциты (PLT) – Клетки, влияющие на процессы свёртывания крови. Тромбоциты отвечают за гемостаз, заживление ран и остановку кровотечения. Анализ тромбоцитов важен при болезнях костного мозга, в котором они образуются. Самые крупные клетки костного мозга называются Мегакариоцит.
Норма (PLT): 150 000 – 450 000 (на микролитр крови)
Исключение: Низкие значения (менее 50 тысяч) может указывать на риск кровотечения или вирусную инфекцию. Иногда снижение тромбоцитов может привести к образованию тромбов.
( 5 Голосов )
всё для ноутбуков
Аксессуары для бани и сауны
Самостоятельная расшифровка результатов общего анализа крови — возможна ли?
Получив назначение на общий анализ крови или уже заполненный бланк с результатами, каждому пациенту хочется узнать, соответствуют ли они норме или нужно готовиться к лечению. Окончательный ответ на этот вопрос может дать только лечащий врач, но хотя бы немного приоткрыть завесу тайны может каждый — достаточно знать, что означают показатели и какова норма содержания того или иного вещества в крови
В каких случаях назначается общий анализ крови?
Общий, или клинический, анализ крови является одной из самых распространенных первичных диагностических и профилактических процедур. Этот факт легко объяснить. Каждый патологический процесс, происходящий в организме, неизменно скажется на составе крови, причем часто покажет специфические признаки. Поэтому для определения курса лечения общий анализ крови — это один из самых быстрых и информативных методов.
Также общее исследование крови — обязательная процедура во время плановой диспансеризации, перед вакцинацией от каких-либо болезней. Врач назначит анализ и накануне начала лечения от того или иного заболевания — для выяснения наличия противопоказаний (например, при низком содержании тромбоцитов нельзя назначать антикоагулянты — это может привести к внутренним кровотечениям).
Как проводится забор крови и нужна ли подготовка к процедуре?
Обычно биоматериал для общего анализа берут из пальца, но в некоторых случаях может потребоваться венозная кровь. Например, для исследования по расширенному набору показателей. Общий анализ крови — простая процедура. Специальной подготовки к нему не требуется. Но обычно врачи рекомендуют пациентам сдавать кровь натощак, ведь рацион может повлиять на результаты. Если общий анализ необходимо сделать несколько раз за определенный период времени (например, для мониторинга эффективности лечения), то следует проводить исследование в одно и то же время и в одном и том же состоянии.
Показатели общего анализа крови
Один из самых важных показателей анализа крови. Гемоглобин играет ключевую роль в процессе дыхания — он является «транспортным средством» для кислорода, обеспечивая необходимой для жизни энергией каждую клетку. Кроме того, он забирает углекислый газ, возвращая его в легкие.
Эритроциты (RBC)
Самые распространенные клетки нашего организма — красные кровяные тельца, или эритроциты. Их функции тесно связаны с функциями гемоглобина, практически полностью совпадая с ними. Гемоглобин находится «внутри» этих клеток и перемещается по организму именно благодаря эритроцитам.
Средняя концентрация гемоглобина в эритроците (МСНС)
Этот параметр характеризует нарушение синтеза гемоглобина.
Средний объем эритроцитов (МСV)
Показатель характеризует виды анемий (нормо-, микро-, макроцитарная), если таковые имеются у пациента.
Среднее содержание гемоглобина в эритроците (МСH)
На него обращают внимание при характеристике нормо-, гипо-, и гиперхромных анемий. Заменяет цветовой показатель.
Ретикулоциты (RTC)
Эти клетки являются «зародышами» эритроцитов, то есть молодой их формой, способной под влиянием специального гормона превратиться во взрослую. В организме всегда присутствует некоторый запас таких клеток, чтобы в случае исчезновения большого количества эритроцитов, можно было их заменить.
Тромбоциты (PLT)
Важнейший элемент крови, который отвечает за ее свертываемость. При повреждении кожного покрова или тканей органов тромбоциты немедленно «закупоривают» отверстие, образуя сгусток.
СОЭ (ESR)
Скорость оседания эритроцитов — специальный анализ, который позволяет оценить соотношение белковых фракций плазмы.
Лейкоциты (WBC)
Так называемые белые кровяные тельца стоят на страже нашего здоровья, защищая организм от инфекций, вирусов и аллергенов. К тому же именно эти клетки «очищают» организм от продуктов клеточного распада.
Лейкоцитарная формула
Этот параметр показывает количество каждого из пяти видов лейкоцитов в крови. Прежде всего, нейтрофилов и моноцитов — обнаружив вредный микроорганизм, они «захватывают» и поглощают его. Эозинофилы отвечают за противопаразитарный иммунитет. А в задачи лимфоцитов входит выявление и запоминание антигенов.
Плазматические клетки
Эти клетки обеспечивают реакцию организма на воспалительный процесс, вырабатывая антитела. Интересно, что они являются одной из стадий синтеза В-лимфоцитов — если в организм попадает вредная бактерия, то лимфоцит «превращается» в плазматическую клетку, готовую к выработке иммуноглобулина.
Именно эти показатели входят в признанный на государственном уровне общий анализ крови. Но для того чтобы выяснить причину болезни, знать показатели мало — нужно уметь правильно их расшифровать.
Расшифровка результатов анализа: нормы и причины отклонения
Нормы одних и тех же показателей общего анализа крови для людей разного возраста и пола будут отличаться. Это связано с особенностями состава крови у мужчин, женщин, взрослых и детей.
Особенно сильными эти различия будут видны у детей, что обусловлено изменениями, которые происходят в развивающемся организме ребенка. Поэтому нормы существуют для детей в возрасте 1 дня, 1 месяца, 6 месяцев, 1 года, 1–6 лет, 7–12 лет, 13–15 лет, и лишь затем переходят в устоявшиеся показатели для взрослых мужчин и женщин.
Сильное отклонение от нормы является следствием какого-либо заболевания. Если уровень гемоглобина и эритроцитов повышен, то патология связана с легкими или сердцем — возможно наличие врожденного порока этих органов или их недостаточность. Помимо этого, такая реакция наблюдается при обезвоживании, патологии почек и органов кроветворения. Пониженные гемоглобин и эритроциты означает большую потерю крови, истощение, анемию или лейкоз. Также снижение уровня гемоглобина и эритроцитов может свидетельствовать о недостатке железа и витаминов.
Отклонения от нормы в цветовом показателе крови помогают врачу диагностировать тот или иной вид анемии. Повышенные значения характерны для пациентов с дефицитом витамина B12 или фолиевой кислоты. А снижение цветового показателя крови может быть признаком анемии, возникающей при беременности, дефицита железа и отравления свинцом.
Следить за уровнем ретикулоцитов необходимо во время курса лечения витаминами B12, железом и фолиевой кислотой. Повышенное или пониженное значения помогают врачу регулировать дозу лекарств. А если отклонения от нормы возникли спонтанно, то можно заподозрить гемолитическую анемию, малярию, метастазы рака в костный мозг при повышенных значениях, а также аутоиммунные заболевания, различные виды анемии и заболевания почек — при пониженных.
Высокий уровень тромбоцитов может быть связан с недавно перенесенной хирургической операцией, после удаления селезенки, а также являться следствием тяжелых физических нагрузок.
К патологическим причинам повышенного уровня относят различные воспалительные процессы в организме, наличие раковых опухолей и анемию. Уменьшение количества тромбоцитов в крови у новорожденных детей является признаком недоношенности или гемолитической болезни. Для взрослых людей снижение уровня означает анемию, красную волчанку, врожденные заболевания крови или может быть спутником восстановительного периода после переливания крови.
СОЭ — один из самых важных показателей общего анализа крови. Слишком большая скорость оседания эритроцитов — это признак воспалительного или инфекционного процесса в организме.
Правда, у женщин отклонение от нормы может быть вызвано и вполне естественными причинами — СОЭ повышается перед началом менструации, а также начиная с 5-й недели беременности. А пониженные показатели характерны для тех, кто в недавнем времени перенес инфекционное заболевание или принимает некоторые медикаменты.
Так как лейкоциты отвечают за защиту от вирусов, то их уровень в крови повышается после прививок, операций, травм и ожогов. Но если повышенный уровень лейкоцитов носит постоянный характер, можно говорить о наличии воспалительного процесса или онкологического заболевания.
Количество лейкоцитов ниже нормы свидетельствует о присутствии инфекции, лейкозе. Для лейкоцитарной формулы могут быть характерны так называемые «сдвиги». Сдвиг вправо является свидетельством недостатка витамина B12, болезней печени и почек. А сдвиг влево означает инфекционные, воспалительные процессы и отравления. Кроме этого для каждой составляющей лейкоформулы есть свои нормальные
значения, а значит, существует характеристика отклонений. Повышенный уровень нейтрофилов и лимфоцитов показывает наличие инфекционного процесса, моноцитов — аутоиммунных заболеваний и опухолей, эозинофилов — аллергии и паразитарной инвазии, базофилов — гриппа, ветряной оспы и туберкулеза. А вот снижение концентрации этих клеток в крови может быть вызвано следующими причинами: нейтрофилов — анемией, лимфоцитов — иммунодефицитными состояниями, моноцитов — онкогематологическими заболеваниями, эозинофилов — гнойной инфекцией, базофилов — синдромом Кушинга. Появление в анализе плазматических клеток само по себе является свидетельством каких-либо вирусных инфекций. Хотя в детском возрасте в крови могут находиться единичные представители этих частиц.
Расшифровка общего анализа крови — очень важный момент диагностики. Поэтому лучше всего доверить эту задачу опытному специалисту, который сможет на основании всех полученных данных оценить состояние организма и в случае выявления патологии назначить соответствующее лечение.
Некоторые нормальные показатели общего анализа крови.
Показатели | Мужчины | Женщины |
Гемоглобин | 117-174 г/л | 117-161 г/л |
Эритроциты | 3,8-5,8 х 1012/л | 3,8-5,2 х 1012/л |
Лейкоциты | 4 – 9 х 109/л | 4 – 9 х 109/л |
Тромбоциты | 150-400 х 109/л | 150-400 х 109/л |
СОЭ | 1-10 мм/ч | 1-20 мм/ч |
Обучение чтению и письму: подход Oak Meadow
В начальных классах (K-2) основное внимание Oak Meadow в языковых искусствах уделяется созданию прочной основы навыков, необходимых для чтения и письма. Наш подход мягкий и не требует давления; мы считаем, что дети начинают читать и писать, когда они к этому готовы.
Развитие грамотности представляет собой комплексную задачу, которая включает в себя два основных навыка: расшифровку (образование звука по печатному символу, т.е. чтение) и кодирование (создание символа, соответствующего звуку, т. е. письмо).
Наш гибридный подход
Существует несколько способов изучения этих основных навыков. Гибридный подход Oak Meadow к обучению чтению и письму сочетает в себе фонетику и общеязыковые методы.
Метод фонетики
Фонетика включает сопоставление звуков с буквами и изучение правил правописания для расшифровки слов. Это считается подходом «снизу вверх», когда учащиеся смотрят на отдельные элементы каждого слова (буквы), а не на слово в целом. Это позволяет учащимся читать любые незнакомые слова, произнося их.
Метод всего языка
Метод всего языка рассматривает слова как целые элементы, а не по частям (буква за буквой). Это включает в себя запоминание слов с вида и понимание прочитанного через контекст (как слова соотносятся друг с другом). Это считается подходом «сверху вниз», который поощряет грамотность посредством говорения и слушания, а также чтения и письма. Студенты знакомятся с богатой языковой средой, а не ограничиваются простыми текстами со словами, которые они могут легко расшифровать.
Используя гибридный подход, Oak Meadow поощряет учащихся знакомиться со сложными языковыми структурами и словарным запасом, слушая книги и рассказы выше уровня их чтения. Они учатся писать, копируя предложения, резюмирующие содержание рассказа, а затем читая вслух то, что они написали. В то же время учащиеся изучают звуки и сочетания букв, экспериментируют с группировками слов и играют со звуками и формами букв с помощью физических упражнений, игр с рифмами и других словесных игр. Фонетика поддерживает изучение всего языка и наоборот.
Вот несколько примеров того, как наша учебная программа по словесности работает в классах K-2:
Обучение буквам
В детском саду заглавные буквы вводятся индивидуально через рассказы и иллюстрации. Заглавные буквы писать легче, чем строчные, поэтому они являются отличной отправной точкой. От учащихся не ожидается, что они будут читать к концу детского сада, а скорее их поощряют заниматься чтением на своем уровне, слушая, как их домашний учитель читает вслух, следуя по ходу или читая вслух сами.
Первый класс начинается с повторения заглавных букв и знакомства со строчными буквами. Распознавание букв и осознание гласных и согласных звуков вводятся через рассказы и изображения очень творчески и образно. Родителям рекомендуется интегрировать эту работу с рассказом/письмом в повседневную жизнь, чтобы ребенок мог усваивать эти новые знания органичным, непринужденным образом.
Приобретение навыков чтения
В процессе обучения письму ребенок естественным образом начинает учиться читать, читая написанное. В детском саду и в первом классе дети создают Основную тетрадь для уроков, которая представляет собой большую пустую книгу, которая со временем заполняется буквами, рисунками, предложениями, рассказами, стихами и т. д.
Позже, в первом классе, учащиеся, которые готовы, начинают использовать программу для чтения, расширяя свою работу с семействами слов (-it, -at, -ag и т. д.). «Хрестоматии» — это книги, которые ребенок читает самостоятельно, с поддержкой или без помощи домашнего учителя. Эти книги часто используются в качестве книг для чтения вслух родителями детей, которые еще не читают самостоятельно, или используются в качестве книг для совместного чтения, чтобы закрепить навыки и вселить уверенность в новых читателях. Начинающие читатели включены в учебные пакеты 1-го и 2-го класса.
Добавление задачи
Ученикам, которые хотят больше задач, относительно просто добавить глубину и сложность заданий, не отклоняясь далеко от структуры урока. Например, если задание состоит в том, чтобы запомнить четырехстрочный стих с ударением на длинном звуке «а», вместо этого вы можете попросить ребенка написать и проиллюстрировать оригинальное стихотворение. Или они могут создать список из 10 рифмующихся слов с длинным звуком «а», а затем посмотреть, сколько предложений они могут составить, используя эти слова. Или они могут нарисовать картинку, на которой есть только длинное «а».
Приобретение этих сложных навыков требует времени, и его не следует торопить. Когда детям позволяют спокойно начать читать и писать, часто кажется, что они приобретают навыки волшебным образом, как будто существует врожденная способность, которая ждет подходящего момента, чтобы проявиться. Мы надеемся, что это также положит начало пожизненной страсти к чтению и письму!
Фонематическая осведомленность против фонетики | Heggerty
В 2000 г. Национальная комиссия по чтению (NRP) определила 5 компонентов эффективного обучения грамоте: фонематические знания, фонетика, словарный запас, беглость и понимание. В дополнение к названию этих пяти компонентов NRP также пришел к выводу, что в начальных классах необходимо улучшить фонематическую осведомленность и обучение фонетике. Хотя и фонематическое осознание, и фонетика назывались отдельно, эти два термина часто путают или используют как синонимы. Оба компонента абсолютно необходимы для чтения, но важно понимать, что это не одно и то же.
Что такое фонематический слух?
Фонематическая осведомленность — это понимание того, что произносимые слова состоят из отдельных звуков, называемых фонемами. Фонематическая осведомленность является устной и слуховой, и основное внимание уделяется звукам в словах. Фонематическая осведомленность часто путается с акустикой, однако, в отличие от акустики, фонематическая осведомленность не связана с печатными или буквенными названиями. Крайне важно понимать разницу между ними, поскольку чтение основано на фонетике, а не на визуальном восприятии, как мы часто думаем.
Обучение фонематическому восприятию помогает детям понять, что слова, которые они слышат в устной речи, представляют собой не целые единицы, а сочлененные звуки, составляющие слово. Как только у детей появится это понимание, мы сможем предложить им изолировать, смешивать, сегментировать и манипулировать этими звуками. Эти навыки фонематического восприятия необходимы для того, чтобы стать опытным и беглым читателем.
Базовый навык фонематического восприятия смешивания напрямую связан со звуковым декодированием или произнесением слова. Когда мы смешиваем, мы берем части (звуки) и смешиваем их вместе, чтобы получилось целое слово. Например, слияние звуков /с/ /у/ /н/ дает слово 9.0052 солнце .
Сегментация также является базовым навыком фонематического восприятия. Сегментация отражает смешивание и напрямую коррелирует с кодировкой или правописанием. Когда мы сегментируем, мы берем слово целиком и разбиваем его на части. Если я разделю слово plan на все фонемы, которые я слышу, /p/ /l/ /a/ /n/, я смогу составить это слово по буквам, когда у меня будет знание буквенных звуков (фоника).
Почему важна фонематическая осведомленность?
В прошлом многие родители и педагоги считали, что обучение смешению и сегментации является адекватным обучением фонематическому восприятию. Однако исследования показывают, что обучение манипулированию фонемами играет решающую роль в обучении грамотному и беглому чтению. Как заявляет Луиза Моутс в своем подкасте О жестких словах и соломенных человечках , «Возможно, наиболее важным и наименее практикуемым компонентом эффективного раннего обучения является осознание фонем. Осознание звуков, из которых состоят произносимые слова, способность манипулировать этими звуками и связи между речью и печатью должны быть освоены учащимися, чтобы они могли бегло читать и точно писать алфавитную систему письма, подобную нашей».
Манипуляции с фонемами включают добавление, удаление и замену звуков в словах. Участвуя в этих фонематических упражнениях, учащиеся узнают, что они могут составить больше слов, манипулируя отдельными звуками. Например, я могу добавить /m/ в начале на сделать слово мат. Я также могу удалять фонемы, чтобы создавать новые слова — слово play без /l/ равно pay. Я также могу заменить звук, чтобы получилось новое слово. В том же слове играть я могу заменить /l/ на /r/ и новое слово будет молиться/добыча. Если учащиеся смогут манипулировать фонемами устно, они смогут перенести эти навыки на чтение и письмо во время обучения фонеме.
Важность фонематического восприятия при правописании
После того, как учащиеся приступили к обучению фонетике, мы можем увидеть признаки навыков фонематического восприятия в их чтении и правописании. Педагоги и родители могут наблюдать, как учащиеся смешивают звуки вместе, чтобы читать слова, или превращают незнакомые слова в слова с автоматическим зрением, быстро манипулируя фонемами (например, может, день, скажи, плати, клади), чтобы прочитать слова.
Когда ученики пишут, мы можем посмотреть на их написание и увидеть звуки, которые они слышат в словах. Часто наши младшие читатели и писатели слышат первый и последний звуки в словах перед средними звуками — они могут написать слово 9.0052 кат как кар. Анализ письма и орфографии помогает нам определить, какие навыки фонематического восприятия учащиеся еще нуждаются в обучении.
Несмотря на то, что обучение фонематическому восприятию переходит к чтению и письму, нам не нужно ждать, чтобы обучить его. Студенты могут участвовать в уроках фонематического восприятия, прежде чем они узнают свои буквы и звуки. Я могу попросить учащихся назвать мне первый звук, который они слышат в слове man /m/, , даже если они еще не знают, что буква M образует звук /m/.
Важность фонематического восприятия в правописании
После того, как учащиеся приступили к обучению фонематическому чтению, мы можем увидеть признаки фонематического восприятия в их чтении и правописании. Педагоги и родители могут наблюдать, как учащиеся смешивают звуки вместе, чтобы читать слова, или превращают незнакомые слова в слова с автоматическим зрением, быстро манипулируя фонемами (например, может, день, скажи, плати, клади), чтобы прочитать слова.
Когда ученики пишут, мы можем посмотреть на их написание и увидеть звуки, которые они слышат в словах. Часто наши младшие читатели и писатели слышат первый и последний звуки в словах перед средними звуками — они могут написать слово 9. 0052 кат как кар. Анализ письма и орфографии помогает нам определить, какие навыки фонематического восприятия учащиеся еще нуждаются в обучении.
Несмотря на то, что обучение фонематическому восприятию переходит к чтению и письму, нам не нужно ждать, чтобы обучить его. Студенты могут участвовать в уроках фонематического восприятия, прежде чем они узнают свои буквы и звуки. Я могу попросить учащихся назвать мне первый звук, который они слышат в слове man /m/, , даже если они еще не знают, что буква M образует звук /m/.
Что такое фонетика?
В то время как фонематическое осознание является устным и слуховым, обучение фонетике является одновременно визуальным и слуховым. Основное внимание в обучении фонетике уделяется буквенно-звуковым отношениям. Во время явного обучения фонетике студентов учат буквам или комбинациям букв, которые представляют 44 звука или фонемы в английском языке.
По мере того, как учащиеся сопоставляют буквы или сочетания букв со звуками, которые они слышат в словах, они применяют навыки фонематического восприятия смешивания, сегментации и манипулирования фонемами с помощью шрифта, который представляет каждый звук. Таким образом, фонематическое восприятие связано с акустикой. Когда учащиеся знают, какие звуки издают буквы, которые они видят в печатном виде, они могут смешивать или манипулировать этими звуками, чтобы читать слова. При написании учащиеся слышат слово целиком, разбивают слово на звуки и сопоставляют буквы или сочетания букв с производимым звуком.
Критики явного обучения фонетике считают, что английский язык слишком непредсказуем, и учащиеся должны научиться использовать контекст или визуальные подсказки, чтобы «читать» слова, а не озвучивать их. Хотя верно то, что английский язык не всегда предсказуем, он по-прежнему является алфавитным языком со многими закономерностями. Фактически, 84% английских слов фонетически правильны. Кроме того, многие неправильные слова часто бывают неправильными только по одной фонеме.
Например, в слове the, начальный звук /th/ фонетически правильный, а буква e, говорящая /u/, нет. Сравните это с использованием контекстных подсказок, в которых только 25% слов можно предсказать по контексту (Гоф, Алфорд и Холли-Уилкокс). Многие из этих слов являются служебными, например , и . По мере того, как читатели переходят к текстам, более ориентированным на содержание, только 10% слов можно предсказать по контексту (Gough, et al., 1983).
Почему мы должны учить обоих?
Чтобы понять важность фонематического восприятия и фонетики, мы должны сначала понять, что чтение не является естественным. Мы не учимся читать так же, как учимся говорить. На самом деле, чтение является относительно новым явлением, если сравнить время, в течение которого люди общались устно, с периодом, когда чтение впервые появилось на сцене. Как ясно заявляет Барбара Форман: «Люди биологически специализированы для производства языка, и это происходит уже почти 1 миллион лет. Это не относится к чтению и письму. Если бы это было так, в мире не было бы неграмотных детей».
Крайне важно четко объяснить учащимся, как работают звуки в словах (фонематическая осведомленность) и как эти звуки связаны с буквами, которые они видят в напечатанном виде (фоника). Обучение фонематическому восприятию не заменяет обучение фонетике, скорее оба навыка необходимы при обучении учащихся точному и автоматическому декодированию слов. Как объясняет Уайли Блевинс, «обучение фонематическому восприятию обеспечивает основу, на которой строится обучение фонетике. Таким образом, дети нуждаются в серьезной тренировке фонематического восприятия, чтобы обучение фонетике было эффективным».
Согласно краткому исследованию, подготовленному EAB, обучение чтению в детском саду и до третьего класса должно уделять больше внимания расшифровке слов, пока учащиеся не станут свободно читать. Много работы было проделано с фазами чтения слов Линнеи Эри, чтобы помочь нам понять, как фонематическое осознание прогрессирует в фонетику, фоническое декодирование и, в конечном итоге, беглое и автоматическое чтение.
На частичном алфавитном этапе чтения дети начинают понимать, что слова состоят из отдельных звуков, и усваивают буквы, обозначающие эти звуки. По мере того, как они выходят за пределы частичной алфавитной стадии и переходят к полной алфавитной стадии, дети начинают использовать навыки смешивания и сегментации для декодирования и кодирования слов.
Пробел в грамотности
Часто считалось, что если бы дети умели смешивать и сегментировать, они были бы хорошими читателями. Однако смешивания и сегментации достаточно только для того, чтобы довести детей до полных и объединенных алфавитных фаз, а не до автоматической фазы чтения. Это является причиной отсутствия опытных читателей, которые производит наша нация. В 2019 году оценки NAEP показали, что только 35 % учащихся 4-х классов и 34 % учащихся 8-х классов считались хорошими читателями. Многие из наших учеников остались на базовом или ниже базового уровня чтения. Есть два основных участника борьбы за создание квалифицированных читателей:
- Студентов явно не учат фонематическому восприятию и фонетике. Вместо этого они воспринимают слова как образы и запоминают их как целые единицы. Они склонны угадывать слова, используя подсказки-картинки или начальные звуки в слове. По мере того, как мы переходим от «обучения чтению» к «чтению, чтобы учиться» в 3-м классе и далее, у этих учащихся нет никаких стратегий чтения незнакомых слов.
- Учащиеся, возможно, получили четкое фонематическое понимание и фонетические инструкции, но только до базовых уровней смешивания и сегментации. Это позволяет учащимся произносить слова вслух, но не дает им навыков, необходимых для превращения незнакомых слов в автоматические слова. Озвучивание слов или звуковое декодирование не позволяет учащимся сосредоточиться на содержании и понять то, что они читают. Вместо этого они работают над словами, которые читают, и сосредотачиваются на их расшифровке.
Все этапы чтения Эри важны для развития читателя. Однако мы не хотим, чтобы учащиеся застряли на полных и сводных алфавитных фазах. Нам нужно выйти за рамки этих стадий и предоставить расширенные инструкции по фонематическому восприятию с использованием фонем, чтобы позволить учащимся достичь автоматической фазы. Мы можем показать учащимся, как работа, которую мы выполняем по воздуху, может быть передана в печать, что позволит им читать и произносить больше слов.
Объединение фонематического восприятия и обучения фонетике
Несмотря на то, что фонематическое восприятие и фонетика не одно и то же, между ними существует взаимная связь. Нам не нужно ждать, пока полностью разовьется фонематическое восприятие, прежде чем начинать обучение фонетике. Вместо этого преподаватели должны помочь учащимся понять связь между фонематическим восприятием и фонетикой. При планировании обучения чтению фонематическая осведомленность должна занимать всего около 10-12 минут блока грамотности в начальных классах. Эта инструкция должна включать ранние, базовые и продвинутые навыки фонематического восприятия.
В том же блоке по обучению грамоте учащиеся должны научиться применять навыки фонематического восприятия при печати, уделяя особое внимание соответствию графема-фонема. Мы можем явно показать учащимся, как смешивание звуков в воздухе связано с чтением слов, поскольку мы смешиваем звуки, которые представляют буквы, чтобы прочитать слово. Мы можем моделировать правописание слов, сегментируя целые слова на отдельные звуки. Как только мы слышим звуки в словах, мы используем свои знания фонетики, чтобы использовать соответствующие графемы для представления звуков, которые мы слышим.
Новая учебная программа Heggerty по базовым навыкам объединяет подробное обучение фонетике с уроками фонематической грамотности для комплексного подхода к раннему обучению грамоте, который легко реализовать (и легко полюбить!) Узнать больше >
Для учащихся старшего возраста обучение фонематическому восприятию и фонетике может происходить в тандеме. Мы показываем учащимся, как мы можем манипулировать фонемами в словах, изменяя фонемы в напечатанном виде. Повторная практика позволяет учащимся «закрепить в памяти написание, произношение и значение конкретных слов» (Ehri, 2014). Эти повторяющиеся соответствия графемы и фонемы необходимы для орфографического картографирования. Орфографическое сопоставление использует отношения звука к букве, чтобы привязать фонемы в произношении слова к печатным буквенным цепочкам в долговременной памяти для будущего поиска.
Важно отметить, что фонематическое осознание и обучение фонетике должны быть систематическими, явными и последовательными .