Разное

Раннее взросление детей: Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства

Содержание

Особенности взросления современных детей – Наука – Коммерсантъ

Доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института Казанского федерального университета Татьяна Галич анализировала проблемы, которые сопутствуют воспитанию детей в XXI веке, рассказала об особенностях их взросления.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ  /  купить фото

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ  /  купить фото

Мир непрерывно меняется. Скорость, с какой жизнь претерпевает трансформации, сейчас намного выше, чем 20 или 30 лет назад. В прошедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума: семья, дворовая компания, пионерская организация — с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Иоганн Генрих Песталоцци, Ян Амос Коменский и Владимир Сухомлинский, но и от сверстников последнего десятилетия ХХ века.

«Дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Отсюда главная характеристика современного ребенка — высокая степень информированности»,— объясняет доцент Елабужского института КФУ Татьяна Галич.

Современные дети рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. «Вопрос спорный. Скорее это “наслушанность”, под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. Но у большой информированности есть оборотная сторона.

Выявлено, что многие дети пяти лет нуждаются в помощи логопеда»,— продолжает Галич.

Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личного, эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация.

Одно из самых ярких проявлений сознания современного ребенка — это клиповое мышление. Оно вскормлено рекламой, музыкальными роликами, гаджетами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детей, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимание смысла происходящего. Эстетика и средства выражения нового кино отвечают современным веяниям, иначе оно не было бы востребовано.

Несмотря на негативные тенденции в развитии современных детей, в их личностном развитии есть такие черты, которые будут способствовать трансформации современного мира в мир света и добра.

Елабужский институт КФУ

Раннее взросление: какие в этом минусы

В современном мире довольно сложно обрести себя. Когда у тебя есть миллион вариантов развития своей жизни, тебе сложно выбрать что-то одно, хочется попробовать все, чтобы окончательно убедиться, твое это или нет.

Официально возрастом совершеннолетия являются 18 лет (в некоторых странах 21). И довольно закономерно, что после 18-ти лет от ребенка ждут каких-то серьезных решений: поступления в ВУЗ, получения диплома, затем профессии, которая будет приносить доход и создание семьи. Обычно в России это все укладывается в первые же 10 лет после совершеннолетия. То есть выходит, что за десять лет человеку необходимо определиться, как будет развиваться его будущая жизнь. Возможно, этого маловато, чтобы понять, чем действительно хочется заниматься и кем быть.

Но общественные рамки давят на молодого человека и вечно подгоняют его с принятием важных решений.

Взросление в США

Джеффри Арнетт пишет о том, что начиная с XX века, период взросления американской молодежи стал более длительным. Он вводит такое понятие как “emergingadulthood”, что можно перевести как «нарождающаяся взрослость». Этот период находится между совершеннолетием и действительной взрослости человека. Такие классические признаки зрелости как брак, материальная независимость, проживание отдельно от родителей уже перестали быть маркером взрослости. В 70-х годах прошлого века критериям взрослости отвечало 70% молодых людей, теперь же на 2000-й год их стало менее 50%.

Молодые люди стали откладывать вступление в брак и рождение детей. В США средний возраст девушек, вступающих в брак, составляет 26,2 г. на 2008 г., у юношей 28 лет. И к настоящему моменту эта цифра продолжает расти.

Изменяется и отношение к карьере. Все больше людей откладывает создание семьи для продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, создавая семью, молодые люди уже имеют какую-то финансовую опору и жизненный опыт, который необходим при воспитании детей.

Взросление в России

В России, в отличие от других страх, взросление наступает несколько раньше. К взрослой жизни нас начинают подготавливать еще со старших классов школы. Ребенка заставляют задумываться о будущем, подбирать прибыльные специальности, чтобы потом поступить на них в университет. Кажется, что ничего плохо в этом нет, закладывается фундамент для будущей жизни. Но ребенок может быть не готов к такому. Конечно, родители обеспокоены будущим своих детей, но они не должны влиять на их выбор и торопить с ним, потому что зачастую выбор как раз таки делает родитель.

Многие школьники в 11 классе даже не подозревают о том, кем хотят быть. В западных странах, например, распространена практика «gap year». Его обычно берут школьники после окончания обучения, чтобы попробовать себя в чем-то еще. Кто-то отправляется в путешествие, кто-то утраивается на работу чтобы понять, стоит ли ему учиться на данную профессию или нет. Один год экспериментов может сэкономить человеку 4 года в университете на ненужной специальности, которая не принесет ему никакого удовольствия. Но, к сожалению, у нас такая практика не распространена: почему-то считается, что если выпускник не пойдет учиться сразу после школы, то ему потом будет сложно поступить, да и почему-то считается стыдным нигде не учиться. К тому же во многих Российских ВУЗах нет возможности выбирать себе предметы, которые хочется изучать, и эта ситуация также лишает молодого человека выбора, он просто-напросто не может попробовать себя в чем-то еще.

Возраст вступления в брак тоже постепенно увеличивается, что не может радовать. Но все же иногда наблюдаются случаи, когда девушку ее же собственная семья подгоняет выходить замуж пораньше. Делают они это, считая, что после 30-ти ее никто не возьмет замуж, что без мужчины женщине будет сложно устроиться, и помня многие другие стереотипы, которые базируются на патриархальном воспитании.

Ранний брак и дети отодвигают возможность получения образования и построения карьеры. К сожалению, социальные институты не предусматривают совмещение карьеры и материнства. Многим женщинам отказывают в работе из-за того, что они недавно родили ребенка или находятся в возрасте «возможной беременности», потому что совсем недавно вышли замуж.

В современном мире продолжительность жизни с каждым годом становится только больше. Появляются технологии, которые упрощают и продлевают жизни человека. И совсем не так важно спешить с выбором своего жизненного пути.

Три основные концепции в ранней разработке

Мультимедиа

Здоровое развитие в ранние годы обеспечивает строительные блоки для достижений в образовании, экономической продуктивности, ответственной гражданской позиции, здоровья на всю жизнь, крепких сообществ и успешного воспитания следующего поколения. В этой серии видео из трех частей, подготовленной Центром и Национальным научным советом по развитию ребенка, показано, как достижения в области нейробиологии, молекулярной биологии и геномики теперь позволяют нам лучше понять, как ранний опыт встраивается в наши тела и мозг.

или к худшему.

  1. Опыт создает архитектуру мозга

    Базовая архитектура мозга создается в процессе, который начинается в раннем возрасте и продолжается во взрослой жизни. Сначала появляются более простые цепи, а затем на них строятся более сложные мозговые цепи. Гены обеспечивают базовую схему, но опыт влияет на то, как и будут ли экспрессироваться гены. Вместе они формируют качество архитектуры мозга и создают прочную или хрупкую основу для всего последующего обучения, здоровья и поведения. Пластичность, или способность мозга к реорганизации и адаптации, наиболее высока в первые годы жизни и снижается с возрастом.

  2. Взаимодействие подачи и возврата формирует схему мозга

    Один из самых важных опытов в формировании архитектуры развивающегося мозга — это взаимодействие «обслуживание и отдача» между детьми и значимыми в их жизни взрослыми. Маленькие дети естественным образом стремятся к взаимодействию с помощью бормотания, мимики и жестов, а взрослые реагируют на них таким же вокалом и жестами в ответ. Этот возвратно-поступательный процесс имеет фундаментальное значение для работы мозга, особенно в самые ранние годы.

  3. Токсический стресс подрывает здоровое развитие

    Обучение тому, как справляться с невзгодами, является важной частью здорового развития. В то время как умеренные, кратковременные реакции организма на стресс могут способствовать росту, токсический стресс представляет собой сильную, неустранимую активацию системы управления стрессом в организме в отсутствие защитной поддержки со стороны взрослых. Без заботы взрослых о детях непрекращающийся стресс, вызванный крайней бедностью, пренебрежением, жестоким обращением или тяжелой материнской депрессией, может ослабить архитектуру развивающегося мозга с долгосрочными последствиями для обучения, поведения, физического и психического здоровья.

  Подпишитесь на нашу рассылку

Ознакомьтесь с соответствующими ресурсами

Раннее развитие детей (ECD) | Администрация по делам детей и семей

HHS принимает меры для поддержки увеличения вознаграждения воспитателям дошкольных учреждений и объявляет о выделении 300 миллионов долларов на новое финансирование дошкольного образования

На этой неделе ACF выделил 300 миллионов долларов на новые возможности финансирования для детей младшего возраста, в том числе 266 миллионов долларов на дошкольное развитие. Гранты в размере 0–5 и 30 миллионов долларов США для нового Национального центра по работе с детьми младшего возраста для поддержки исследований и технической помощи в области увеличения вознаграждения и льгот, а также поддержки найма и удержания. ACF также выпустила новое руководство по программе, которое предписывает штатам, территориям, племенам и общественным организациям увеличивать компенсацию и льготы для воспитателей дошкольных учреждений.

Посмотреть пресс-релиз

Уважаемый коллега Письмо об инвестировании в рабочую силу ECE

13 июля ACF опубликовал письмо Уважаемому коллеге ведущим агентствам и получателям грантов, управляющим Фондом ухода и развития детей (CCDF), Head Start, Программами посещения племенных домов и дошкольного развития Программы «От рождения до пяти» (PDG B-5). В письме говорится об инвестировании средств CCDF, PDG B-5, Tribal Home Visiting и Head Start в кадры дошкольного образования (ECE).

Посмотреть письмо

Информация для специалистов по раннему воспитанию и обучению в рамках программы прощения государственных займов

Посмотрите запись нашего вебинара от 31 марта, на котором около 15 000 человек присоединились к нам, чтобы узнать об ограниченном отказе от участия в программе прощения государственных займов.

Смотри сейчас

Письмо уважаемому коллеге по вопросам социально-эмоционального развития и психического здоровья

14 июня Департаменты здравоохранения и социального обеспечения (HHS) и образования (ED) выпустили письмо «Уважаемый коллега» и четыре рекомендации для государственных, территориальных, племенных и местных политики и администраторы систем, агентств и программ, ответственных за здоровье и благополучие детей младшего возраста, социально-эмоциональное развитие и раннее обучение.

Посмотреть письмо

Когорта 2 по разработке и внедрению новых племенных домашних посещений Карта грантополучателей

Управление раннего развития детей с радостью сообщает о добавлении в программу семи новых грантополучателей. К существующим грантополучателям присоединились: (1) Acorns to Oak Trees Corp, Калифорния, (2) индейская нация катоба, Южная Каролина, (3) нация чикасо, штат Оклахома, (4) племя паскуа-яки, штат Аризона, (5) племя понка из Небраски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *