Разное

Работа по развитию волевой сферы у дошкольников включает: Высшее образование БГПУ

Содержание

что это, как можно развить

Опубликовано: Автор: admin

Человек не рождается с положительными чертами, они формируются благодаря воспитанию и подкреплению положительных качеств личности. Развитию эмоционально-волевой сферы родители не всегда уделяют должное внимание, потому что она кажется не такой важной в сравнении с речью, интеллектом или физической формой. Однако, умение управлять эмоциями и сосредотачивать внимание на конкретной деятельности одинаково полезно для взрослых и детей. Проще всего формировать такой навык еще в дошкольном возрасте, но если своевременно этого не произошло, то развитием сферы занимаются в более осознанный период жизни.

Содержание

  1. Главные составляющие
  2. Стадии развития
  3. Условия для формирования поведения
  4. Упражнения
  5. Стулья
  6. Попугай
  7. Цветок радости
  8. Самочувствие

Главные составляющие

Для развития эмоционально-волевой сферы требуется участие родителей и воспитателя. Чтобы перенаправить энергию в нужное русло, следует понять, что воспитание таких качеств состоит из следующих компонентов:

  • Чувства. Для учета этого аспекта взрослым стоит понимать, какие именно эмоции ребенок испытывает по отношению к событиям, предметам или людям.
  • Эмоции. Это реакция, которая появляется при взаимодействии с окружающими или предметами. Все эмоции делят на нейтральные, положительные и отрицательные.
  • Воля. Основная составляющая, которая позволяет контролировать свои действия и перенаправлять энергию на достижение целей. В садике это качество почти не развивают, но в начальных классах ребенок уже должен им обладать.
  • Настроение. Эмоциональный фон зависит от здоровья, отношений внутри семьи, окружения, состояния нервной системы. В зависимости от этих составляющих настроение может быть стабильным или переменчивым. Оно влияет на то, насколько удачно человек справится с поставленной задачей.

Стадии развития

Собранность, целеустремленность и дисциплинированность являются приобретенными качествами. Острая потребность в них ощущается в школе, в университете или на работе они тоже помогут добиться высот. Развитие волевой сферы протекает в несколько этапов в зависимости от возраста и физиологических особенностей:

  1. До года. Эмоционально-волевая сфера развивается за счет небольших усилий. Например, новорожденный понимает, что если закричать, то он привлечет внимание родителей. По мере развития ребенок ставит перед собой более амбициозные задачи: научиться садиться, ползать, ходить, дотягиваться до стола. Признаками эмоционально-волевого развития также считается умение отличать родителей от других людей, реагировать на голос, мимику, жесты.
  2. До 3 лет. В этом возрасте формируется самостоятельность и уверенность в собственных силах. Вмешательство родителей практически не требуется. В помощи нуждаются только те дети, у которых плохо развита речь, есть трудности с передвижением или регулярно возникают сомнения в собственных силах.
  3. До 5 лет. У дошкольников появляется жажда в изучении окружающего мира, развивается воображение, они учатся подражать взрослым и перенимают у них некоторые качества. Коррекция поведения необходима в случае подавленного состояния, вялости и безынициативности.
  4. До 7 лет. Эмоционально-волевая сфера развивается настолько, что появляется желание формулировать четкие цели, возникает чувство долга и ответственности. При наличии этих качеств быстро развиваются познавательные и коммуникативные навыки.

У дошкольников достаточно часто меняется эмоциональный фон. Со временем возникают чувства, которые они раньше не испытывали. Это происходит из-за изменения вида деятельности.

Условия для формирования поведения

Развить чувственно-волевую сферу сложнее, чем остальные качества личности, поэтому стоит соблюдать основные педагогические условия:

  • Не ставьте перед ребенком невыполнимых целей, поскольку это служит демотивацией. Лучше акцентировать внимание на посильных задачах и постепенно усложнять их по мере развития.
  • Организовывайте творческую работу в свободной форме и в рамках занятий.
  • Поощряйте инициативу и самостоятельность, особенно когда это касается каких-то усилий над собой.
  • Чередуйте сложные учебные задания с творческими видами деятельности.

Упражнения

Развитие чувственно-волевой сферы происходит с помощью речи и социальных навыков, которые позволяют выражать эмоции. Физическое и психическое состояние тоже немаловажно, поскольку от этого зависит настроение. Рассмотрим основные виды упражнений, которые помогут в достижении цели.

Стулья

Для одного или нескольких детей используют игру, в которой посередине комнаты расставляют 3 стула. На них приклеивают картинки с разными животными, например, со львом, зайцем, барашком. Детям предлагают занять понравившийся стульчик. После этого говорят, что у каждого зверя есть 3 настроения, которые необходимо показать: страх, радость, грусть. По очереди дошкольники показывают эти эмоции у всех животных, когда занимают стульчик.

Попугай

Взрослый говорит любое предложение (лучше короткое), а потом дети повторяют его и отгадывают, с каким чувством оно было сказано. Неоднозначные предложения рассматривают с нескольких сторон и высказывают догадки.

Цветок радости

Для небольшой группы подойдет упражнение, которое помимо эмоционально-волевой сферы развивает еще и коммуникативные навыки. Каждому выдается один или несколько бумажных лепестков. Затем их просят раскрасить бумажки в цвета радости, интереса, дружбы или чего-то другого. Полученные заготовки прикрепляют степлером на бумажных круг, чтобы получился цветок.

Самочувствие

Существуют специальные наборы карточек, которые показывают настроение. С их помощью ребенка просят показать свое состояние или представить, как он себя будет чувствовать в какой-то другой ситуации. Также с помощью карточек можно показать настроение родителей, бабушки, дедушки, кота, друга, воспитателя и пр.

Эмоционально-волевая сфера ребенка меняется по мере роста. Сначала он ставит перед собой цели, которые связаны только с собственными интересами, они формируются из текущих желаний и потребностей. В дошкольном возрасте дети уже ориентируют не только на свои, но и чужие нужды. Родителям остается только направить энергию ребенка в верное русло и своевременно объяснить основные моменты через простые упражнения или игры.

Лещенко И.В. “Использование психокоррекционных технологий развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

«Психическая орга­низация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоцио­нальной сферы»  Зеньковский В. В. 

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование будущей личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям.

       Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать его выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.                                                    

 

                                                         

Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие ощущения вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления. Позитивные эмоции увеличивают познавательную активность и мотивацию, а негативные  уменьшают. Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциональными проявлениями.

У детей, имеющих логопедические проблемы  при сохранном  интеллекте зачастую,  наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

 Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной  коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и эмоционально-волевое  развитие ребёнка.

 С развитием эмоционально-волевой сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоционально-волевой сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

 «Способность ребенка понимать (опознавать) и обозначать  (как вербально, так и экспрессивно) эмоциональные состояния, является одним из важнейших условий адекватного развития не только аффективно-эмоциональной сферы, но и является необходимой предпосылкой возможности вербализации собственных переживаний, развития так называемого «языка эмоций».    Н.Семаго.

 Реализовать  эмоционально-волевой компонент на практике можно с помощью различных психокоррекционных технологий эмоционально-сенсорного воздействия, эмо­ционально-образного стимулирования и побуждения к сопереживанию.

Метод эмоционально-сенсорного воздействия – дает возможность актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, по­буждает  реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику. Интегративное взаимодействие позволяет строить совместную деятельность, в ходе которой взрослый  создает необходимый эмоциональный настрой для общения, предлагает наблюдать за предметом, объектом, действовать практически: погладить, потрогать, передать   качества, определить окраску, очертание силуэта, учитывая особенности детского мировосприятия.

Метод эмоционально-образного стимулирования побуждает детей реагировать эмоционально и  образно, отождествляя себя со сказочным или литературным  персонажем.

Метод побуждения к со­переживанию – побуждает детей сочувствовать и сопереживать. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную сторону данного метода. Только со­переживая, ребенок пости­гает явления социальной жизни, красоту природы, произведений искусства. Взрослый  должен поддерживать субъективную позицию ребенка, развивать его образное мировоззрение

В рамках психолого-педагогической работы, используются различные технологии психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры –драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.).

Использование игровых технологий в работе с детьми, является одним из эффективных  способов психокоррекционного процесса эмоциональных и поведенческий  несформированностей. 

Игра является для ребенка естественным  времяпровождением, приносящем ему радость и удовольствие, к которой стремятся  все дети. В отличие от более серьезных и важных занятий, таких как обучение навыкам самообслуживания, подготовка к школе, расширение кругозора – способность ребенка играть, редко попадает в поле особого внимания родителей.   На вопрос родителям:  «В какие игры играет ваш ребенок?» Часто приходится слышать ответ: «В компьютерные или в лучшем случае собирает Лего».  И это при том, что данные многочисленных исследований детской игры,  проведенных в течение последних нескольких десятилетий по всему миру, однозначно свидетельствуют: для развития ребенка от рождения до, по крайней мере, семи, а согласно некоторым работам, до десяти-двенадцати лет, нет ничего полезней и эффективней, чем сюжетная и ролевая игра. Поскольку именно в детском возрасте осуществляется интенсивное ролевое развитие. Ряд специалистов считают, что психическое  развитие детей следует рассматривать как ролевое развитие, и неумение ребенка принимать роли, различные по статусу и содержанию, продуцировать новые сюжеты свидетельствует о нарушении эмоционального развития ребенка. Для того, чтобы символическая игра развивалась в дошкольном возрасте, взрослые должны поощрять детей к играм, структурировать пространство и время ребенка, чтобы оставалась возможность поиграть.

Темы игр многочисленны, дети сами легко откликаются на выбор: это может быть дом или магазин, что достаточно близко к реалиям их жизни, или малознакомые, далекие места – например, ночной лес, другая страна или даже планета. Игровое поведение ребенка во время игры включает в себя не только репрезентативную и символическую функцию, но и процесс ориентации в действительности, формирует организационные и волевые навыки и умения, размышления и аргументацию, хорошую социальную компетенцию.

Конечной целью психокоррекционного процесса является:

-смягчения эмоционального дискомфорта у детей;

-повышение их активности и самостоятельности;

-устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, перечисленными выше;

-коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Прикладным инструментарием  в работе с детьми дошкольного возраста является работа с эмоциями. В качестве стимульного материала используются серии фотографий или картинок с эмоциональными выражениями. В данном случае используются карточки «Эмоции колобка»

Работа с эмоциями состоит из 3 основных этапов: 

 1-й этап:  БЕСЕДА. Знакомство с базовыми эмоциями.

 Мы предлагаем   детям  рассмотреть     карточки с эмоциями на примере колобка (удивленный, сердитый, задумчивый, грустный-печальный, добрый-спокойный, веселый-радостный). Можно поговорить, как часто дети испытывает то или иное чувство, все ли эмоции им  знакомы. Затем пытаемся вместе с детьми  мимически повторить выражение эмоций  перед зеркалом, обращая внимание на телесное состояние (как ведет себя наше тело при переживании различных эмоций, что происходит с нашим телом).

2-йэтап:СПОНТАННАЯ ИЛИ НАПРАВЛЕННАЯ ИГРА.

Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Можно придумать вместе с детьми   историю под определенный вид эмоций и проиграть ее.

Дети легко включаются в игру, если чувствуют помощь и поддержку со стороны взрослых.

3-й этап: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ.

Обучение конструктивному разрешению конфликтов и умению владеть своими чувствами, принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

На этом этапе работа ведется с сюжетными картинками с увеличением «словаря эмоций». Используются различные виды игровой деятельности.

На каждом этапе важно помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением, объяснить, что любое чувство значимо, дать каждому ребенку выразить  свои эмоции и чувства.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир многогранным, прекрасным и значимым.

Какие бы понятия не формировались  у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, стойкими, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности ее «центрального звена» (Л.С.Выготский).

Эмоционально-волевая сфера – сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже с младшего дошкольного возраста. Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя и других, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому ребенку в движении к своему успеху, главная задача использования психокорекционных технологий развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Психолого-педагогические средства оптимизации волевого поведения старшеклассников

Реферат

Волевое поведение – сложное психологическое явление, требующее сочетания внутреннего (мотивационного) и внешнего (воспитательного) воздействия. Волевое поведение как компонент психологической структуры имеет такие компоненты, как мотивация, волевые действия, формирующиеся в процессе познавательной деятельности ребенка. В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому она становится способной к сознательному нравственному выбору. Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми. Определены три вида активности: физическая, интеллектуальная, коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия и вариативность. Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу установления нормативного поведения. Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в старше пяти лет.

Ключевые слова: Волевая регуляцияволевое поведениемотивацияустановка

Введение

В настоящее время резко возрастает необходимость научного сопровождения процесса формирования личности, особенно на начальном этапе ее становления, т. е. в дошкольном возрасте. Особое место в этом процессе принадлежит волевому развитию дошкольника как стержню его личностного роста, поскольку волевое поведение является одним из наиболее распространенных и значимых эмоциональных проявлений человеческой субъектности.

Условия развития проблемы.

При отсутствии условий для развития волевого поведения ребенка в дошкольный период процесс развития у ребенка замедлен: устойчивость и независимость от случайных внешних обстоятельств и сформировавшегося внутреннего влечения; умение «держать чувства под контролем»; активное отношение к окружающей действительности, что приводит к нарастающей деформации личности, ее творческих и преобразовательных функций. Акцентируется внимание на проблеме исследования вопросов формирования воли дошкольников в целом и отдельных направлений развития волевого поведения ребенка в этом возрасте в частности.

Особенности произвольного действия ребенка.

Особенности волевого поведения ребенка выражаются через волевые действия, которые направляются познавательной и физической деятельностью. Изучение особенностей соотношения произвольных действий ребенка в физической и познавательной деятельности дает возможность наметить эффективные технологии, которые помогут педагогам в решении вопросов оптимизации деятельности детей через формирование волевого поведения учащихся.

Постановка проблемы

Анализ источников по педагогической и возрастной психологии позволил отметить достаточно активный интерес исследователей к онтогенезу произвольной регуляции детского поведения, что нашло отражение в многочисленных работах психологов и педагогов.

Мнение ученых.

Волевое поведение социальные образования ученые рассматривают как с точки зрения содержания, так и механизмов его развития, а источником формирования волевого поведения является взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Исследовательские вопросы

Современные исследования воли показывают, что она представляет собой самостоятельное и реальное психическое явление. Волевая сфера вместе с познавательной, эмоциональной, мотивационной сферой и сферой самосознания образуют целостную структуру психики человека.

Уровни волевой регуляции.

Психологи выделяют также уровни волевой регуляции. Волевая регуляция рассматривается как направленная не на предмет деятельности, а на себя и, соответственно, развитие воли в онтогенезе есть последовательное формирование трех уровней самосубъектных отношений (Калин, 19).89, 1986, 1983; Котырло, 1974).

Первые два — это самосознание и размышление. Нижний (первый) уровень формирует самосознание, которое проявляется в виде «неявных знаний» о «Я», которые могут быть переведены в акт отражения в «явных знаниях» (второй уровень). На высшем (третьем) уровне самосубъектных отношений происходит активная реорганизация актуальных проявлений «Я», это уровень волевой регуляции.

Цель исследования

Целью данной статьи является определение структуры волевого поведения на основе анализа научных исследований и изложение психолого-педагогических средств оптимизации волевого поведения детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальных исследований.

Развитие ребенка.

Нравственные мотивы дошкольника постепенно приобретают силу и начинают определять содержание и характер его действий в системе его взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Они входят в разные пропорции и образуют сложную иерархическую структуру, подчиняясь ситуативным желаниям ребенка, тормозящим процесс достижения цели (Бурменская, 2000).

В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому он становится способным к сознательному нравственному выбору (Запорожец, 1978).

Механизм поведения.

Важным для развивающей программы было положение о том, что механизмы произвольного поведения дошкольника зарождаются и формируются в игре (ролевой, сюжетно-дидактической и двигательной). Игровая ситуация поддерживает высокий уровень мотивации деятельности, способствует подчинению поведения ребенка правилам, мобилизации волевых усилий ребенка на преодоление препятствий в процессе достижения цели.

Методы исследования

В исследовании применялся комплекс методов: теоретико-системный и структурный анализ научных источников по проблеме исследования, сопоставление и обобщение теоретических данных.

Два направления детской воли.

Подготовка воспитателей к работе по развитию детской воли велась по двум направлениям: а) теоретическому, т.е. в целях уточнения и систематизации знаний по данной проблеме; б) практические, т.е. в целях освоения практических навыков и развивающих средотворческих способностей.

При реализации развивающей программы целесообразно использовать следующие методы: игровые – дидактические игры и упражнения, физические и ролевые игры; чтение сказок; элементы психологической гимнастики; техники саморегуляции; рисование, конструирование, беседы и усвоение методических приемов.

Виды деятельности.

Определены три вида деятельности: физическая (в исследованиях разных авторов ее также называют двигательной, физической), интеллектуальная (психическая, чаще всего используется познавательный термин для дошкольников), коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия. и изменчивость.

Показатели активности ребенка находятся в определенной корреляции друг с другом. По данным Чирковой (1998), у шестилетних детей высокие показатели двигательной активности могут сочетаться с низкой вариабельностью одного и того же вида деятельности. Высокие показатели физической активности могут не совпадать со скоростными показателями интеллектуальной (Пироженко, 2002).

Находки

При рассмотрении образований, которые бы представляли волю в деятельности или поведении, в психолого-педагогической литературе используется понятие волевого поведения, волевого действия.

Следовательно, волевая регуляция организует волевое поведение, которое реализуется через волевые действия. Волевое поведение, в свою очередь, направлено на достижение человеком сознательно поставленной цели и преодоление препятствий на пути к ней. Понятие волевого действия используется для обозначения специфики проявления волевого поведения (Небылицын, 1966).

Этапы волевого действия у психологов.

По сравнению с намеренным как сознательным действием, направленным на реализацию цели, волевое действие является своего рода, высшей формой проявления со своими специфическими особенностями.

Такой подход к соотношению произвольного и волевого действия позволяет устранить многочисленные противоречия, возникающие при обсуждении проблемы намеренного и произвольного поведения личности, сохранить преемственность различных форм в формировании намеренного поведения, реализуя общеизвестный тезис о развитии, как поступательном движении, включающем переход от низших форм к высшим, превращение простого в сложное.

Среди психологов нет единства взглядов на основные этапы волевого действия. Мы придерживаемся такой структуры волевого действия: 1) постановка цели – возникновение мотива действия, его осознание, «борьба мотивов, выделение цели, обоснование ее выбора, принятие решения о действии; 2) планирование хода его выполнения; 3) процесс выполнения – пошаговый контроль, мобилизация волевых усилий и преодоление препятствий; 4) осознание и оценка результата.

Волевое развитие ребенка, по Выготскому (2000), происходит через постепенное освобождение ребенка от непосредственной зависимости от случайных внешних обстоятельств и спонтанно формирующихся внутренних влечений и приобретение способности «держать чувства под контролем», внешняя и внутренняя деятельность. Дошкольник постепенно учится регулировать свою деятельность, усиливая, сдерживая или тормозя мотивы, переживания, мысли или действия. Воля в генетическом плане является этапом овладения собственными процессами поведения (Выготский, 2000).

Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми.

Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу формирования нормативного поведения: не учитываются индивидуальные особенности, желания и интересы детей; отсутствуют позитивные подходы к дошкольникам, которые помогали бы им вести себя конструктивно; наблюдается недостаточная организация детской деятельности и поведения, где преобладает инициатива взрослого, а активность детей в основном проявляется в выполнении или неприятии прямых указаний и требований воспитателя.

В этом случае вместо умения сознательно управлять собой у детей старшего дошкольного возраста проявляются отсутствие инициативы, самоконтроля, неспособность к самопоиску, привычка попадать в трудности и отказываться от дел, они зависимы на требованиях, конкретных инструкциях и прямой помощи со стороны взрослого.

Оптимизация отдельных направлений развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется через основные принципы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком, основанного на реализации личностно-ориентированных общение и субъектно-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (Чиркова, 1998). Определены психолого-педагогические условия оптимизации взаимодействия взрослого с ребенком для развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в деятельности познавательно-двигательной направленности:

– приобщение ребенка к системе активного взаимодействия с окружающим миром;

– создание взрослым атмосферы доверительного партнерского взаимодействия с воспитанником, основанной на эмоционально-теплом отношении взрослых к ним, их искреннем интересе к проблемам;

– побуждение ребенка к инициативе, самостоятельным действиям, предоставление им права выбора, прогнозирование ее возможностей и успехов в собственной деятельности; переживание ребенком со взрослыми временных неудач и совместный поиск путей их преодоления;

– использование стимулирующего характера результатов, достигнутых ребенком; обеспечение воспитателями и родителями максимального уровня мотивации деятельности детей в процессе использования игровых ситуаций во время сюжетно-дидактических и подвижных игр, творческих рассказов, рисования, конструирования;

– способность дошкольников к активному принятию и самостоятельной постановке цели действия; сделать выбор одной из нескольких желаемых целей; составить план действий; управлять процессом его выполнения, в соответствии со своим замыслом, инструкцией или образцом, корректировать действия; мобилизовать усилия для преодоления возникающих на пути трудностей и достижения желаемого результата.

Основные формы психолого-педагогического воздействия.

Определены основные формы психолого-педагогического воздействия на развитие волевого поведения детей старшего дошкольного возраста:

– лекционно-практические занятия с целью уточнения, систематизации знаний воспитателей по заданной проблеме и овладения ими практическими умениями и навыками создания развивающей среды в процессе формирования волевого поведения учащихся;

– лекционно-воспитательная и консультативная работа с родителями по вопросам воспитания у их детей волевого поведения;

– индивидуальные, коллективные и занятия с малыми подгруппами со старшими дошкольниками по методике психолого-педагогического проектирования с целью развития у них волевых действий в различных формах деятельности.

Для обеспечения эффективности питательного воздействия на детей, проводимого психологом, предусмотрена специальная работа с воспитателями и родителями старших дошкольников.

Заключение

Основные результаты.

Волевое поведение реализуется в различных видах детской деятельности в процессе: осознанного принятия ребенком цели; регулирование своих действий в соответствии с ним и преодоление препятствий в достижении желаемого результата.

Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в возрасте старше пяти лет.

Программа развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в познавательной и двигательной деятельности адекватна созданию условий для интенсивного формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в системе дошкольного образования. В процессе такой развивающей работы формируется способность старшего дошкольника к сознательной регуляции своего поведения, к волевым усилиям при столкновении с трудностями, к достижению целей в различных видах предметно-практической деятельности.

Навыки для детей.

В процессе познавательной и двигательной деятельности дети с помощью взрослого включаются в систему активного взаимодействия с окружающим миром посредством: сознательного принятия и формулирования для них значимых целей; овладение средствами управления своим поведением. Эти умения дали ребенку возможность сделать осознанный выбор, утвердиться в своих силах, обрести уверенность в своих силах, адекватно воспринимать трудности и расширять пределы возможностей для их преодоления.

Ссылки

  1. Бурменская Г. В. (2000). Типологический подход в вековой психологии развития. Вестник Московского университета, 4, 3-19.
  2. Чиркова Т.В. (1998). Психологическая служба в детском саду: Учебник для психологов и специалистов дошкольного образования. Москва: Педагогическое общество России.
  3. Калин В.К. (1989). На путях построения теории воли. Психологический журнал, 10 (2), 46-55.
  4. Калин В.К. (1986). Актуальные аспекты теории воли. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Материалы диссертаций (с. 120-124). Москва: с.н.
  5. Калин В.К. (1983). Добровольное регулирование как проблема форм деятельности. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. дис. (с. 166-171). Симферополь: с.н.
  6. Котырло В.К. (1974). Закалка свободы. Подготовка детей к школе в семье (с. 62-72). Киев: Советская школа.
  7. Небылицын В. Д. (ред.). (1966). Основные свойства нервной системы человека. Москва: Просвещение.
  8. Пироженко Т. О. (ред.). (2002). Личность дошкольника: надежды и перспективы развития. Киев-Житомир: Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, Житомирский областной институт последипломного педагогического образования.
  9. Выготский Л.С. (2000). Проблема воли и ее развития в детском возрасте. В Л.С. Выготский, Психология развития. Лекции по психологии. Лекция шестая (стр. 819-827). Москва: Эксмо-Пресс.
  10. Выготский Л.С. (2000). Владение поведением. Выготский Л.С. Психология развития. История развития высших психических функций (стр. 714-727). Москва: Эксмо-Пресс.
  11. Запорожец А.В. (1978). Значение периодов раннего детства для формирования личности ребенка. В А.В. Запорожец, Принцип развития в психологии (стр. 243-267). Москва: Наука.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Развитие волевой сферы у дошкольников на уроке хореографии / июнь / 2020 / Диссертации / CNAA


Статус

Диссертация защищена 26 июня 2020 г.
Утверждено NCAA 30 октября 2020 г.

Резюме

– 0,63 Мб / на румынском
– 0,97 Мб / на русском

Диссертация

ЧЗУ 373.2.015:793.3(043.2)

4,56 Мб/ на русском
205 страниц


Резюме

Мулко Юлия. Развитие волевой сферы у дошкольников на занятиях хореографией. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Кишинев, 2020. Структура диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, общих выводов и рекомендаций (135 страниц основного текста), библиографии (196 источников), 4 приложения, 46 рисунков и 16 таблиц. Результаты исследований опубликованы в 9 научных работах. Ключевые слова: волевая сфера, воля, волевые компоненты, произвольность, дошкольник, занятия хореографией. Задачи научной работы: выявление уровней произвольности, особенностей воли и динамики ее развития у детей на протяжении всего дошкольного возраста с учетом гендерных различий; а также разработка и апробация формирующей программы, направленной на развитие волевых качеств на занятиях хореографией. Задачи исследования: анализ понятийных основ, теоретической литературы и современных научных исследований воли и ее компонентов в дошкольном возрасте; а также условий его развития; оценка волевой деятельности дошкольника и выявление ее особенностей у девочек и мальчиков; сравнительный анализ и динамика волевых компонентов в дошкольном возрасте; разработка формирующей программы на занятиях хореографией, направленной на развитие волевых качеств дошкольника, проверка ее работоспособности; разработка рекомендаций по целенаправленному развитию волевых компонентов в дошкольном возрасте на основе полученных результатов. Научная новизна и оригинальность. Полученные в исследовании новые результаты о динамике развития волевых качеств ребенка дошкольного возраста дополняют и конкретизируют научные знания о механизмах формирования компонентов воли ребенка. В диссертации содержатся инновационные результаты об особенностях формирования воли на занятиях хореографией. Полученные новые результаты о возрастных и половых различиях в формировании произвольности, принятия задания, подчинения правилу и т. д. легли в основу стратегии развития волевых качеств в условиях эксперимента. Решена значимая научная проблема, заключающаяся в выявлении особенностей и динамики воли в дошкольном возрасте, в различном проявлении компонентов воли у девочек и мальчиков этой возрастной группы; а также в разработке формирующей программы на занятиях хореографией, которая позволит эффективно развивать волевые качества личности ребенка. Теоретическая значимость работы заключается в том, что проводится комплексное изучение развития компонентов воли на занятиях хореографией, выявляются специфика и особенности формирования воли в дошкольном возрасте; а также установлены различия в проявлении волевых качеств у девочек и мальчиков. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная модель и разработка формирующей программы на занятиях хореографией, направленной на развитие волевых качеств дошкольника, могут быть применены воспитателями и балетмейстерами для работы с детьми в указанной сфере. Психодиагностические тесты представляют практический интерес при изучении воли дошкольников и могут быть использованы для более детального и структурированного исследования компонентов воли ребенка. Анализ представленности дошкольников в двигательной сфере может быть использован воспитателями для организации и развития двигательной сферы. Внедрение научных результатов. Результаты исследования применены на базе Школы хореографии и танца «EXTREME&MAXIMUM»; а также в рамках консультаций при подборе команды студии. Результаты исследования были использованы для разработки университетских курсов и методических рекомендаций по психологии развития, общей и возрастной психологии и психологии личности в Кишиневском государственном педагогическом университете им. И. Крянгэ. Кроме того, их использовали в деятельности руководителей хореографических студий и дошкольных учреждений. 9СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Официальные рецензенты


Члены Совета

  • Петру Желеску, президент
    доктор хабилитат, профессор, Кишиневский педагогический государственный университет им. Иона Крянгэ
  • Елена Лоси, секретарь
    доктор, доцент, Кишиневский педагогический государственный университет им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *