Разное

Психологические мультики со смыслом для школьников – Психологические мультики (сборник). |

Содержание

Психологические мультфильмы | Социальная сеть работников образования

 

Уважаемые, гости! На этой страничке вы сможете посмотреть психологические мультфильмы.

Очень часто в работе помогают именно мультфильмы. Как метафора, аллегория и даже прямые расстановки. 

Психологический мультфильм «Адажио» – объёмный (из бумажных кукол) мультфильм киностудии анимационных фильмов «Стайер».

Жанр: мультфильм, короткометражка. Режиссёр: Гарри Бардин. Философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории.

https://www.youtube.com/watch?v=H_mERBCxIsI

Мультфильм «Обида»

У маленькой девочки обида преобразуется в тёмное мохнатое существо, с каждым днём всё больше и больше входящее в её жизнь…

https://www.youtube.com/watch?v=SUnK6bixRQI

Мультфильм «Кто такой психолог» (для детей от 6-7 лет).

Если, по каким то причинам ребёнок боится, не знает, не хочет (сопротивляется) идти к психологу – можно начать с этого мультика.

https://www.youtube.com/watch?v=fZNIjSq4_wc

Мультфильм” Подожди пожалуй”

Хороший терапевтичный мультик про любовь и смерть. Подходит для профилактики суицида ( с 11-12 лет примерно)

https://www.youtube.com/watch?v=J7Cr0squxhQ

“Ода для комода” – мультфильм про уверенность в себе

Крош пришёл к выводу, что у Ёжика нет своего мнения от неуверенности в себе, поэтому ему нужно вернуть уверенность при помощи комплиментов.

https://www.youtube.com/watch?v=QcxzBIzrJ48

“Ох и Ах” мультфильм про оптимистов и пессимистов

В мире есть несколько типов людей, оптимисты которые видят все происходящее вокруг исключительно с положительной стороны и рады буквально каждому новому дню. И пессимисты которые прибывают в расстроенных чувствах, ничего у них не получается и вообще жизнь это сплошное расстройство. Два друга по имени Ох и Ах относятся сразу к двум этим видам. Они постоянно ругаются потому что их взгляды не совпадают и их это ужасно раздражает. Каждый пытается навязать свою точку зрения забывая о том что каждый имеет право на собственное мировоззрение. И вот так продолжалось пока в один прекрасный день они не поругались. Что было дальше смотрите сами.

https://www.youtube.com/watch?v=aTZgY-XHi5o

Мультфильм «О силе единства»

Хороший позитивный мультфильм, который ярко демонстрирует силу единства – когда мы вместе, мы непобедимы.
https://www.youtube.com/watch?v=s7d6FVnXWms

Внутренняя сила. Мультик “Никогда не сдавайся”

В такие мгновения лишь отчаянный оптимизм позволяет вытащить самого себя за волосы. Поэтому никогда не сдавайте

https://www.youtube.com/watch?v=mLr8vJJ07Tg

Мультфильм Смысл жизни

Бараш потерял покой — ему необходимо понять, в чём смысл окружающих его предметов и явлений. Кар — Карыч вызвался отвести его к Кузинатре, которая даёт всему смысл…

 

nsportal.ru

Разговор с психологом о влиянии мультфильмов на детей

Елена Олеговна Смирнова – Российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.

Почему детям до трех лет вредно и категорически нельзя смотреть мультфильмы и ТВ?

В этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильма, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Я уже не говорю даже, что нарушается общение, нарушается двигательное развитие и возникает, самое страшное – зависимость. Ребенку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы что-то показывали и это именно блокирует его собственную активность. Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, это предметная деятельность в раннем возрасте, ситуативная – общение опосредованное предметное – всего этого нет. И этого ребенку, вроде бы как и не нужно становится. И тогда, его подсадить можно на что угодно. Поэтому тут содержание фильма не столь важно – его художественные особенности и т.д. Тут главное дать понять родителям – ЛЮБОЙ просмотр любых мультфильмов ВРЕДНО.

Помимо этих опасностей для ребенка именно в физическом развитии, какие еще сложности могут возникнуть при просмотре детьми мультфильмов?

Еще одна не менее опасная проблема – то, что ребенок не понимает, не способен понять и переварить то, что ему предлагают. Ни эмоционально, ни психологически он не готов к тому, что ему показывают на экране. ТО есть, проще говоря, контент не предназначенный для этого возраста – губителен для психики ребенка. У нас есть попытка анализировать содержание мультпродукции, которая предлагается детям. Мы говорим сейчас именно о содержании, не о форме – темп, цвет, музыка, художественные особенности – это больше эстетическое воспитание. Это все очень важно! Но это вообще отдельная тема, отдельный пласт, которым надо заниматься. И критерии оценки этого эстетизма очень сложно найти. Это, думаю, должно быть отдельное исследование и разработка. Но однозначно, эта красота образа всегда чувствуется. Всегда можно отличить красивый мультфильм. А вот что касается содержания фильма, то у нас есть гипотеза – какого содержания должен быть фильм и для какого возраста предназначен.

И какие же критерии? Как это определить?

Первое, что должен нести в себе мультфильм. Некая функция мультфильма. Познавательная – о чем этот фильм, каково его содержание. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их сам и установить причинно-следственные отношения и установить что откуда. И тут для каждого возраста свое содержание, который отражает мир ребенка в определенный момент времени. Мы выделяли группы: 3-4 года – дошкольный возраст. 4-5 лет. 5-7 лет. Достаточно дробная возрастная индексация, но так как в этот период очень интенсивно происходит развитие и изменения ребенка, иначе разделить невозможно.

А почему Вы не исследовали мультфильмы для детей до 3-х лет?

Во-первых, у нас не было данных, что дети смотрят в этом возрасте мультфильмы. Да и еще и в таком количестве, как вы выяснили. Плюс, мы здесь придерживаемся такой политики – ВОЗ четко ограничила возраст – до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть ТВ, мультфильмы и т.д. Поэтому, если мы возьмём и начнем изучать мультфильмы на предмет – подходят ли они и насколько для детей до 3-х лет – это будет обман. Мы развяжем родителям руки, поддерживая их в том, что они показывают малышам мультфильмы. Поймите, не существует ни одного мультфильма для детей до 3-х лет. Вред, который ребенок получает от просмотра очень большой, мы про это говорили в начале. Понятно, что если родители все-таки показывают мультфильмы детям до трех лет – надо выбирать из тех, что мы рекомендуем для детей в 3-4 года.

Родителям важно понять, что развитие у ребенка в возрасте до трех лет идет исключительно через действие, черед предметную деятельность. Восприятие и действие разорвать нельзя! Дети постигают величину и форму – такая деятельность – соотносящие действия с пирамидками, кубиками, вкладышами – в них как раз и отрабатываются эти сенсорные эталоны. А смотрение все эти действия перекрывает.

Наше исследование показало, что дети, к сожалению, активно смотрят мультфильмы с года, причем смотрят по 1-2 часа в день. Такова наша реальность. При этом, конечно, родители знают, что смотреть нельзя. Но что делать с этой ситуацией? Она вряд ли будет улучшаться со временем – будут смотреть еще больше и еще раньше начинать… Возможно, все-таки стоит подумать над тем, чтобы разработать для таких маленьких детей более или менее, что-то подходящее? Скажем, из двух зол – наименьшее.

Мне сложно об этом говорить… Это очень плохо и грустно. Реальность надо менять. Я могу сказать одно – любой мультфильм в этом возрасте вызовет привыкание – это мелькающие пятна, ребенок ничего не делает, ничего не развивает. И из этого вырастет «испорченное» не по свое вине поколение, и родители опомнятся… Могу сказать тут еще , то какие мультики в итоге оказались в ТОПЕ любимых в вашем исследовании – это, конечно, никуда не годится. То, что их показывают в передаче «Спокойной ночи, малыши» ни о чем не говорит. Это нельзя показывать таким маленьким детям. Это им не подходит! Лунтик, Маша с Медведем – это бомба замедленного действия.

При этом, сажая маленького ребенка смотреть эти «новые» модные мультфильмы, потом очень сложно будет его приучить к чему-то более эстетическому. Они после уже не смотрят наши хорошие советские мультфильмы, которые действительно произведения искусства, которые несут в себе красоту и действительно могут послужить подспорьем в воспитании вкуса у ребенка. Родители, к сожалению, сегодня доверят полностью телевидению и детским каналам. И здесь роковую роль еще играет новый закон – 0+ – задумайтесь над формулировкой. Не 3+, а 0! О чем это говорит родителю? С 0 можно смотреть, значит все хорошо. Родителей успокаивает этот 0. И это, конечно, огромный вред… Это абсолютно безграмотно с точки зрения законодателей… Сейчас, кстати, в некоторых странах обсуждается закон о запрете доступа детей маленьких, как раз до 3-х лет, к любому показу. После 3-х, уже ближе к трем годам, можно говорит, какие можно и нужно смотреть. Собственно, мы об этом и говорим. Хотя, все равно, понятно, показывают, все что идет и все, что есть на этом рынке.

Мы, проводя исследование, столкнулись с такой проблемой – критериев оценки «хорошести» мультфильмов (да и вообще, подобных произведений) нет. Многие родители так же это отмечают, как проблему. То есть многие говорят о том что, если были бы критерии, какие-то экспертные оценки, помогающие родителям осуществлять некий отбор хорошего и плохого мультфильма – родители бы это делали! И, уверена, это хоть как-то могло бы скрасить реальность. Родители бы как мининмум задумывались о том ,что смотрит ребенок, осознанно подходя к выбору. Ребенок бы получал более или менее подходящий для него мультфильм. Есть какие-то критерии оценки с точки зрения психологов?

Мы сейчас как раз работаем именно над этим. Наша команда сейчас разрабатывает этот список подходящий мультфильмов для детей. И та проблема, о которой вы говорите – проблема критериев – также стоит и перед нами. Их действительно нет. И мы ее разрабатываем сами. Например, мы берем 2 фильма – один заведомо детский «Варежка», один заведомо недетский «Бентен». Мы берем множество методик, ищем методы оценки. В первую очередь смотрим на то, как дети понимают, с кем идентифицируются. Мы проводим исследование (чем-то похожее на то, что Вы сделали с Лунтиком и Винни Пухом), у нас дети, правда, постарше 4-х летки. Мы даем им смотреть мультфильм и после предлагаем игрушки из этого мультфильма и смотрим, как они играют. Соответственно, в игре мы можем наблюдать все, что ребенок «вынес» из увиденного. Тут и понимание сюжета, понимание и восприятие эмоционального пласта, идентификация, способность применить в жизни, модели поведения, влияние на эмоциональное и психологическое состояние. Но это, опять же, наша методика, она в какой-то степени субъективна (в плане отбора критериев) и мы в ней, конечно, не рассматриваем эстетическое и культурное влияние, хотя, оно очень велико и важно.

А что Вы думаете по поводу новых, сейчас очень популярных и модных, среди родителей развивающих мультфильмов, фильмов и дисков для малышей, которые как раз разработаны (по словам самих производителей) как раз для детей от 0 до 3-х лет?

Это все ерунда. Да, ребенок может запомнить, где красный и зеленый, но это будет чисто рефлекторное. У нас был опыт работы с этими дисками. Одна из компаний, кажется, «Я все могу!» прислали нам на экспертизу эти самые мультики. Мы написали им абсолютно разгромное письмо, заключение: никакого развития у младенцев, никаких энциклопедических знаний с пеленок невозможно через смотрение, это просто обман. Обман и родителей и детей. Плюс, ко всему еще и вредный обман. Вредный для детей, конечно. Производители таких мультфильмов уверяют родителей, что если с рождения смотреть эти диска – ребенок будет гением, при этом, что ребенок привыкает смотреть телевизор, привыкает к постоянному экрану, а как это пагубно мы обсуждали, они не говорят.

Так мы и получаем в итоге зависимых от телевизора и компьютера детей, сами же родители бьют в колокола, но уже поздно. Пока ребенок не изучил реальный мир вокруг себя, вводить его в виртуальный мир мультфильмов вредно и опасно. Он уже живет там. Сейчас уже есть дети , которые обращаются с реальностью как с компьютером. (Мальчик 4-х лет смотрит в окно и двумя пальцами пытается «увеличить» изображение, как на айпаде или маме, которая кричит, говорит – delete). То есть идет полный перенос общения из виртуального мира на реальную жизнь, а не наоборот, как это должно быть.

Давайте с Вами поговорим немного о качестве современных мультфильмов. Что Вы можете сказать о современных героях, образах, которые используют мультипликаторы, смыслы. Если раньше «героями времени» были Винни и Чебурашка, то сейчас это Лунтик, Маша, Фиксики.

«Лунтик», это вроде бы хотя бы сказочный, игрушечный персонаж (он похож на игрушку) и это уже хорошо. Но взять засилье этих монстров, бакуганов, тачек – это трагедия. Это не люди, не игрушки – это не понятно, что с точки зрения образа.

Маша из «Маша и Медведь» – она хотя бы человек, опять же, это уже хорошо. Но тут же скрывается и основная опасность этого мультика – она человек, девочка и она дает абсолютно четкие модели поведения и идентификации, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает Маша жуть что.

Фиксики – мы как раз сейчас изучаем этот мультик. Это детали машинок в доме. Это однозначно для младших школьников, не меньше. Тогда они еще могут принести им какую-то познавательную пользу – устройство техники – для больших детей, после 7 лет это может что-то дать.

«Богатыри» – продукт Мельницы. Это полный китч. Это мультфильм не для детей! Пускай родители это усвоят раз и навсегда. Это взрослые мультфильмы! Это офисный и взрослый юмор, это недетские смыслы и страсти. Никакого русского духа и культурного наследия и идентификации детям эти мультфильмы не принесут! Попытка в нашей стране сделать такой семейный фильм, приемлемый и для детей и для взрослых терпит фиаско.

«Смешарики» – это тоже была одна из попыток сделать мультфильм и для детей и для взрослых. Про них могу сказать, что серии очень и очень разные. Некоторые прям для детей, маленьких детей с 3-х лет, некоторые же серии исключительно для взрослых (или детей начиная с 7-8 лет) – потому что там вложены такие смыслы и отношения, что опять же, как мы говорили – ребенок их не способен прожить и уложить в своем сознании. Но это не самый худший мультик. На фоне остального можно говорить, что этот продукт неплох. Единственное, там явное противоречие, конечно, между такой игрушечной формой, образами и совершенно взрослым смыслом. Это может несколько путать родителей – вроде бы по образам мультфильм подходит для совсем маленьких детей, а по содержанию – нет. Поэтому опять же – к выбору мультфильма надо подходить осознано. Предварительно смотреть и оценивать помимо образов и героев, смыслы, эмоциональную составляющую мультика и тд. Это важно.

А что Вы можете сказать про фестивальные мультфильмы? Которые делают наши прославленные мультипликаторы? Возможно, там стоит искать спасение родителям?

Да, есть фестивали. Мы их регулярно просматриваем. Там эта проблема стоит также остро – очень мало мультфильмов для детей. Их просто нет. На фестивале представлены работы для взрослых. Мультипликаторам не интересно «в песочнице». Из 30-ти фильмов, которые получили премию – только 2 подходят для детей. Отдельные бывают, но очень редко, к сожалению. Тут проблема еще и в том, что сами создатели не задумываются про возрастную адресацию своих мультфильмов.

Сейчас самое модное – это чернота. Современные мультфильмы многие (не все) как правило, черные, мрачные, с трагическим концом, с черным юмором, которые для малышей никак не подходят.

Можно говорить о том, что безопаснее все же показывать ребенку наши советские, проверенные мультфильмы. Многие родители останавливают свой выбор на них, интуитивно понимая, что современные – это зло. Но тут возникает вопрос. Смотря советские мультики у ребенка, потом уже подросшего, не создается диссонанса с окружающей действительностью? Некоторые психологи говорят о том, что смотря постоянно «советчину» ребенок может стать не готовым современному ритму и реалиям и может вырасти инфантильным.

Ну, какая же там реальность? Они тем и хороши, что там безвременная форма, даже если там дети, они делают то, что делают дети во всех поколениях – показывают концерты, ждет деда мороза, поют песни, спасают щенка. Этого можно не бояться. А инфантилизм как раз возникает от другого – от того, что дети сами ничего не делают – до 10-12 лет, ни на улицу не выходят, практики жизни у них нет, они под колпаком и маме спокойнее, что он смотрит телевизор – это вот и вызывает инфантилизм.

Какие еще можно дать советы родителям по выбору мультфильмов для детей (помимо того, что мы говорили об образе героя). Возможно, главный фактор?

Если мы говорим о детях до трех лет, то это максимально простые мультфильмы. Простые сюжетные линии, отношения и формы, чтобы ребенок точно мог понять, что происходит. Например, Котенок Гав, вообще Сутеевские мультфильмы максимально приближены для этого возраста. Паровозик из Ромашково. Их много на самом деле, они очень милые, и если ребенку изначально показывать их, а не «Лунтика» или «Спокойной ночи, малыши» они привыкнут к хорошим мультикам, и будут смотреть их много раз, что тоже очень хорошо для ребенка.

А что касается классики тоже, но зарубежной. Диснеевские мультфильмы, например, Король Лев, Бемби, Золушка. Насколько они хорошо или плохи для наших детей?

Это очень хорошие мультики. Одни из лучших, я бы сказала. Они хороши и с эстетической точки зрения, безусловно, очень красивые, прорисованные. С помощью этих мультфильмов действительно можно сформировать у ребенка эстетический вкус, вкус к красивому, пониманию этой красоты. Плюс, там замечательные темы затронуты, с их помощью можно формировать эмоциональную сферу ребенка, прививать моральные нормы. Эти мультфильмы уже можно дозированно показывать ребенку с 5 лет, естественно опять же подбирая содержание. Для более младшего возраста – 5 лет, собственно, подбирать мультфильмы, где главные герои животные, детям это интереснее, это в них попадает. Старшему возрасту более серьезную сюжетную линию подбирать. (*примечание редакции: современные мультфильмы Диснея в подавляющем большинстве случаев не следует показывать детям, подробности здесь).

При этом очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Не просто сажать его перед компьютером или телевизором, а смотреть вместе, комментировать, помогать в понимании и так далее. Вообще, самый мультяшный возраст, если можно так сказать, это 5-7 лет, когда доступна детям вся эта красота, длинные сказки, с волшебством, с чудом. Ребенок уже много всего понимает и в тоже время, еще очень открыт и наивен, верит в волшебство. Как раз это тот возраст, когда все это обязательно надо ему дать!

Тут еще есть одна опасность, когда ребенок раньше времени начинает смотреть мультфильмы, которые не предназначены для его возраста. (мы о ней не говорили). Ребенок вроде бы посмотрел мультик, например, «Малыш и Карлсон» в 2 года, родители и ребенок считают ,Что он к этому приобщился уже. А то, что он половину не понял и не прожил – это уже не важно. И вот вся эта субкультура детская, которая призвана развивать ребенка (в более позднем возрасте!) – она проходит мимо. Мимо ребенка проходят основные смыслы, тонкий юмор, мораль, все то ,что он мог бы получить от этого мультфильма в свои 5-6 лет, он уже не получил и не получит! Сейчас Питер Пен, Снежная Королева – все это обрушивается на 3-х летних детей, а они смотрят только поверхностные сюжеты.

То есть, смотря Карлсона в 2 года, ребенок просто видит, что человечек летает и все? Остальное все проходит, а почему она это потом не может добрать, так скажем, в 5-6 лет, пересмотрев мультфильм?

Да, кроме летающего человечка он ничего не улавливает в этом возрасте. А не доберет потом, потому что к этому он уже вряд ли вернется в свои 6 лет, когда это ему было бы нужно. Он не будет пересматривать то, что он смотрел в 2 года. И это проблема – богатство человеческой культуры, которое адресовано детям она проходит мимо них и не присваивается. Формально, дети смотрят, но реально – все мимо. Именно поэтому мы настаиваем на более детальной возрастной дифференциации.

Но сейчас уже и в детских садиках показывают мультфильмы.

Да, и это очень не здоровая тенденция. Воспитатели почувствуют вкус к этому и все дошкольное образование завершится. Вообще, эта мода на интерактив на современные технологические новшества в образовании – ни к чему не приведет. Здесь все-таки должна оставаться традиция. И вообще, я как раз недавно высказала мысль, что самая главная инновация в образовании – это возврат к истокам, к традиционным методам воспитания. К нормальной игре, к книге, сказке, самодеятельности детской – в этом и есть главный прогресс долен быть, а не в формальной технологии.

А Вы уже сейчас можете сказать на основе каких-то исследований, что пагубное влияние раннего смотрения детьми ТВ и мультфильмов просматривается в их поведении в более старшем возрасте?

Да, безусловно, эти исследования есть и определенная корреляция с конкретными отклонениями существует. Например, все гиперактивные дети подсажены на телевизор, дети склонные к аутизму, неконтактные, не нуждающиеся в общении – это тоже оттуда. Буквально, 100% детей, которые не могут ни на чем сосредоточиться – это влияние телевизора. Это понятно, потому что с самого детства они привыкли, что внешне есть «держатель» внимания.

Как Вы относитесь к тому, что мультипликационные герои продают шоколад, игрушки, воду и другие все возможны детские товары?

Как к этому можно относиться? Это рынок. Так устроен сегодня весь наш потребительский рынок. Это все психологические приемы, недаром, к производству мультфильмов производители подключают психологов. Весь детский мир, все сферы жизни детей окружены одними и теми же героями. Это психология.

То есть ребенка надо как-то стараться ограждать от засилия мультгероев везде и на всем?

Вообще, игрушка-персонаж – это вещь очень хорошая! И всем бы родителям, я наоборот порекомендовала бы иметь таковые. Раз уж дети в таком раннем возрасте смотрят мультфильмы, это неизбежно, тогда надо сглаживать негативные моменты просмотра. С помощью игрушки персонажа ребенок может прожить то, что он увидел в мультике, а родитель может ему в этом помочь. Кстати, как и книга. Если ДО просмотра прочитать книгу, после посмотреть мультфильм по ней, потом еще и разыграть совместно с ребенком какую-то сценку, например, наиболее сложную из мультфильма. Вот очень позитивным примером хорошей игрушки, книги и мультфильма является котенок Финдус. Это гениальные книги о старике Петсоне и котенке Финдусе. Тут очень детские, теплые рассказы, гениальные иллюстрации, плюс очень современные. И на основе этих рассказов, этих книг выпущены мультфильмы и есть игрушки (которые выполнены в очень высоком качестве). Более того, я противник компьютерных игр для детей, но в этой серии есть и компьютерные игры для детей и это гениальный продукт – очень остроумные и развивающие.

А то, что касается серийности мультфильмов – это плохо?

Это тоже один из факторов психологического воздействия. Это способ завязывания, привязывания к экрану. Посмотрел одну серия, оборвалось, или знаешь, что есть еще серии, и уже ты вроде бы как должен посмотреть и узнать, что же случилось с персонажами. Так что, если выбирать, то выбирать целостные мультфильмы, короткие с определённым четким концом. Плюс, если это серийный мультфильм – сразу падает неизбежно качество. Ведь, этот бизнес сейчас очень циничный. Производителей не интересуют дети – их интересует прибыль. Самое главное – это прибыль, а этот зависит от того, сколько детей подсядет на героя и тут для них все средства хороши.

Какие еще негативные тенденции современных мультфильмов Вы бы отметили?

Удивительно, но все больше современных мультфильмов разделяет детей на мальчиков и девочек, в плане адресности. Если в советских мультфильмах, старых Дисневских, не важно, кто главный герой – животное, мальчик или девочка – там главное общечеловеческие качества и переживания, характер, то в современных – фактор пола выходит на первое место. Есть фильмы для мальчиков и для девочек, и Вы догадываетесь какие. Такое ранее разделение ничего хорошего не несет для детей, для их развития и самоидентификации. Сначала ребенок должен стать человеком, а потом уже приобрести половые черты. Поэтому, до 5 лет это разделение не принципиально.

По материалам журнала Благодарение 

Показывайте детям хорошие мультфильмы и хорошие фильмы!

whatisgood.ru

Психологи МГУ составили списки хороших и травмирующих детей мультфильмов

Студенты и преподаватели психологического факультета Московского государственного университета по итогам собственного исследования составили «стоп-лист» мультфильмов, которые, по их мнению, не стоит показывать детям.

Примечательно, что к таковым авторы этого «анти-хит-парада» причислили популярный мультфильм «Маша и Медведь», который оказался единственным отечественным в данном перечне. В противовес исследователи составили список мультфильмов, которые они рекомендуют для просмотра детской аудиторией.

Рассуждения о пользе и вреде игр или мультфильмов связаны с теорией социального научения Альберта Бандуры. Социальное научение — это процесс овладения теми знаниями и моделями поведения, которые приемлемы или неприемлемы в культуре человека. К примеру, родители учат детей уважать окружающих людей: здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», помогать старшим, не нарушать чьи-то границы (не трогать чужие вещи и не хватать людей без разрешения). Все эти правила, известные каждому с детства, позволяют человеку успешно социализироваться.

«Мультфильм транслирует ребенку определенные модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные, – поясняют составители перечней. – Если ребенку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают».

«Здесь-то и таится главная опасность: если ребенок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения», – указывают авторы «стоп-листа», который выглядит следующим образом.

Вредные мультфильмы:

Мультфильмы отбирали по четырем критериям:
  1. Мотивационный: мультфильм не должен побуждать ребенка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.
  2. Ценностно-смысловой: мультфильм должен формировать у ребенка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.
  3. Эмоциональный: если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребенок, – это вредный мультфильм.
  4. Познавательный: мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Составители списка поясняют, чем вредны мультфильмы из составленного ими перечня. Например, «Свинка Пеппа». «Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а еще они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит», – перечисляют исследователи свои претензии к этому мультику.

«Том и Джерри» не рекомендуют для просмотра детям до десяти лет из-за риска того, что ребенок начнет плохо относиться к животным: «Главные герои часто дерутся и пытаются навредить друг другу. У ребенка может сформироваться неправильное отношение к тому, какими могут быть последствия необдуманных действий». Кроме того, этот мультфильм демонстрирует небрежное отношение к смерти: и кот, и мышонок наносят друг другу смертельные увечья каждую минуту, но через мгновение отряхиваются и бегут дальше, отмечают составители списка.

Свое недовольство мультфильмом «Маша и Медведь» психологи объяснили так: «Насмотревшись на проказы Маши, дети могут решить, что вседозволенность – вполне приемлемое поведение. Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила все вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости. Но Миша прощает такое Маше, а родители – нет!»

Перечень мультфильмов, которые рекомендовано смотреть детям:

«А о каких детях речь? Дети ведь бывают разного возраста, поэтому мы изначально разбирали мультфильмы именно для детей, а не подростков и старше. Принято считать, что подростковый возраст начинается примерно в 12 лет (так гласит известная классификация Лидии Божович). Потому мультфильмы для взрослых мы не разбирали. Многие известные сатирические мультфильмы, например, получили бы жирный минус за каждый из вышеперечисленных критериев, но они имеют официальный рейтинг 18+, а потому из обсуждения сразу были исключены и в итоговый список не попали», – отмечается в исследовании.

По материалам сайта Мел


Комментарий редакции:

Несмотря на то, что в список хороших мультфильмов попало много деструктивных картин (что говорит о неполноте выбранных критериев оценки), сама инициатива студентов и преподавателей психологического факультета Московского государственного университета заняться оценкой влияния мультфильмов на детей очень важная и правильная.

Об актуальности этой работы свидетельствует и обновление, опубликованное на сайте-первоисточнике, согласно которому на факультете психологии МГУ приняли решение удалить стоп-лист мультиков, так как «проект студенческий, и он не претендует на такую жесткость выводов». По всей видимости, информационный резонанс, вызванный публикацией мнения психологов о деструктивности транслируемых на центральных детских телеканалах мультиках, спровоцировал волну недовольства, к противодействию которой преподаватели и студенты были не готовы. Надеемся, что в дальнейшем они подготовят ещё более развёрнутое исследование о влиянии современных мультфильмов на детей и будут готовы публично отстаивать своё мнение, а «не забирать слова обратно». Материалы проекта Научи хорошему и опыт противодействия цензуре могут служить хорошей помощью в этом деле:

Мультфильм «Миньоны»: Гимн крысам

Чему учит мультфильм «Свинка Пеппа»?

Чему учат куклы и мультфильм Монстер Хай?

Маша и Медведь: Воспитываем ребенка-эгоиста

Мультфильм «Фиксики»: Маленькая школа

Мультфильм «Зверополис» (2016): Толерантное слабоумие в массы

Дисней: Отравленные сказки

whatisgood.ru

Какие мультики стоит (и не стоит) показывать детям: результаты проекта психфака МГУ

В Летней Психологической школе МГУ студенты и преподаватели составили топ-лист мультиков и обсудили те, которые могут неоднозначно воздействовать на детей. Студенты психфака рассказывают подробности и объясняют, почему «Головоломку» обязательно стоит показывать детям.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Обновлено (13 августа 2017): на факультете психологии МГУ приняли решение удалить стоп-лист мультиков, так как «проект студенческий, и он не претендует на такую жесткость выводов».

Рассуждения о пользе и вреде игр или мультфильмов связаны с теорией социального научения Альберта Бандуры. Социальное научение — это процесс овладения теми знаниями и моделями поведения, которые приемлемы или неприемлемы в культуре человека. К примеру, родители учат детей уважать окружающих людей: здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», помогать старшим, не нарушать чьи-то границы (не трогать чужие вещи и не хватать людей без разрешения). Все эти правила, известные каждому с детства, позволяют человеку успешно социализироваться. Если вы родились, выросли и живёте в России, вы не станете всерьёз и без веских на то причин обращаться к коллеге по офису «Мистер Иванов» или кланяться при встрече. В противном случае вы, скорее всего, прослывёте странным человеком и будете регулярно сталкиваться с косыми взглядами и перешёптываниями за спиной, что точно не поможет социализации в коллективе.

Мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные. Если ребёнку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают. Здесь-то и таится главная опасность: если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения.

Мультфильмы, которые мы рекомендуем смотреть
  1. 101 далматинец

  2. Балто
  3. Винни-Пух (1969)
  4. Головоломка
  5. Дамбо
  6. Даша-путешественница
  7. Зверополис
  8. Король лев
  9. Кот Леопольд
  10. Котёнок по имени Гав
  11. Красавица и чудовище
  12. Леди и Бродяга
  13. Лило и Стич
  14. Малыш и Карлсон
  15. Малышарики
  16. Простоквашино
  17. Скуби-Ду
  18. Смешарики
  19. Фиксики
  20. Холодное сердце
  21. Хранитель Лев

Мультфильмы были отобраны по следующим критериям:

  1. Мотивационный. Мультфильм не должен побуждать ребёнка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.
  2. Ценностно-смысловой. Мультфильм должен формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.
  3. Эмоциональный. Мультфильм не должен вызывать у ребёнка такие негативные чувства как тревога или неуверенность в себе. Если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребёнок, — это вредный мультфильм. Если после просмотра ребёнок испытывает позитивные эмоции или учится справляться с негативными — это полезный мультфильм.
  4. Познавательный. Мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Поясним на конкретных примерах. Оскароносная «Головоломка», например, была выбрана в список потому, что учит не совершать поспешных поступков, а стараться найти компромисс со своими близкими. Этот мультик учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, что жизнь бывает не так уж проста, но в этом её прелесть. А ещё в этом мультфильме прекрасная графика, хорошо прорисованы сами герои и выражения их лиц: так «Головоломка» получила плюс за каждый критерий.

Не способствует формированию эстетического вкуса у детей, когда герои нарисованы криво, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а ещё они странно относятся друг к другу.

Насмотревшись на проказы персонажей вполне безобидных мультиков, дети могут решить, что вседозволенность — вполне приемлемое поведение. Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила всё вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости.

Ну, хорошо! А о каких детях речь? Дети ведь бывают разного возраста, поэтому мы изначально разбирали мультфильмы именно для детей, а не подростков и старше. Принято считать, что подростковый возраст начинается примерно в 12 лет (так гласит известная классификация Лидии Божович). Потому мультфильмы для взрослых мы не разбирали. Многие известные сатирические мультфильмы, например, получили бы жирный минус за каждый из вышеперечисленных критериев, но они имеют официальный рейтинг 18+, а потому из обсуждения сразу были исключены и в итоговый список не попали.

Кроме того, к каждому мультфильму мы написали короткую аннотацию и присвоили рекомендуемую возрастную планку. Последняя определялась с учётом теории о зоне ближайшего развития. Это понятие ввёл известный советский психолог Лев Выготский. Речь идёт о функциях, которые у ребёнка ещё не созрели, но вот-вот появятся. Так, чтобы мультфильм был полезен, его идея или содержание должны помогать развивать эти функции.

Пример аннотации к мультфильму «Смешарики»

«Этот мультфильм демонстрирует разнообразие внешнего мира, знакомит с различными временами года, миром профессий, отношениями между людьми. Мультфильм показывает, что все мы разные. В конце каждой серии подводится итог, помогающий усвоить моральные ценности, такие как дружба, доброта, взаимопомощь и честность. Кроме того, благодаря этому мультику, ребёнок учится основным правилам поведения. Рекомендован к просмотру с четырёх лет».

Например, мультфильмы не должны транслировать небрежное отношение к смерти: если персонажи наносят друг другу смертельные или околосмертельные увечья каждую минуту, а через мгновение отряхиваются и бегут дальше — то мы сомневаемся, что это будет адекватно воспринято маленькими детьми.

Наши аннотации пока что нуждаются в доработке, поэтому выкладывать их все мы не стали, да и слишком бы это было объёмно. Надеемся сделать это как можно скорее и в отдельной статье!

Как правильно ребёнок должен смотреть мультфильмы

Мультфильмы не должны заменять ребёнку все виды активности. Конечно, очень удобно занять малыша, посадив его у экрана. Однако это вредит не только его зрению, но и психическому развитию. Согласно периодизации отечественного психолога Даниила Эльконина, дети от года до трёх лет учатся орудовать предметами, общаясь со взрослым. Дошкольники в процессе живой игры овладевают новыми понятиями и социальными ролями. От 6 до 12 лет ведущая потребность ребёнка — учёба и научное познание мира. Мультфильмы выступают приятным дополнением для всего этого, но никак не заменой.

Если родители никогда не участвуют в просмотре, ребёнок может неправильно понять смысл мультфильма. Некоторые моменты могут нуждаться в пояснении: почему другие животные невзлюбили Дамбо в одноименном мультфильме или почему кот Леопольд всё прощает хулиганам-мышам? Поэтому важно, чтобы ребёнок мог всегда задать взрослому вопрос и получить на него доступный ответ.

А некоторые мультфильмы будут интересны и детям, и родителям. Например, мы рекомендуем смотреть всей семьёй «Король Лев» и недавно вышедший «Зверополис». Во время просмотра важно наблюдать за своими эмоциями и эмоциями ребёнка. После просмотра можно обсудить мультфильм и задать вопросы.

  • Что тебе понравилось?
  • Какие моменты запомнились?
  • Какой герой тебе был ближе?
  • Как ты считаешь, этот персонаж в такой ситуации поступил хорошо или плохо?

Наши результаты не окончательны и еще будут представлены к дальнейшим исследованиям и к защите перед высоким жюри и экспертами и могут быть дополнены и видоизменены, так что пока на ваш суд представляются лишь промежуточные результаты нашей работы.

Тем не менее, даже если у вас пока нет детей, просто смотрите хорошие мультфильмы и не теряйте контакт со своим внутренним ребёнком!

Литература, которую мы использовали для проведения исследования

1. Лев Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»

2. Ольга Карабанова «Возрастная психология. Конспект лекций»

3. Ги Лефрансуа «Прикладная педагогическая психология. Психология для учителя»

mel.fm

8 мультфильмов о настоящих ценностях, которые стоит посмотреть вместе с детьми

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Удивительно, как многим режиссерам удается всего лишь за несколько минут рассказать о главных ценностях в жизни каждого человека: о любви и семье, о дружбе и верности, о добре и уважении к другим. Такие мультфильмы стоит смотреть не только детям, но и взрослым.

AdMe.ru собрал короткометражные фильмы, в которых каждый найдет над чем посмеяться, порадоваться и, может быть, даже погрустить.

Переменная облачность

Все знают, что аисты приносят детей. Но то, что этих детей делают из облачков, факт куда менее известный. Добрый мультфильм о дружбе, надежде и вере в самое лучшее.

Луна

Трогательный мультфильм о мальчике, которого папа и дедушка впервые взяли с собой на работу. Каждый из взрослых хочет принять участие в воспитании ребенка, научить делать по-своему, но, несмотря на разногласия взрослых, мальчик выбирает свой путь.

Мост

Это история о четырех животных, которые пытаются пересечь мост, но не могут, так как постоянно мешают друг другу. Во всем этом важно одно — умение найти компромисс.

В нужде

В огромном сером мегаполисе отец и сын бродят по улицам в поисках работы. И несмотря на трудное положение, эти двое не отчаиваются и находят в жизни то, что делает их счастливыми.

Забери меня домой

Маленькая девочка приходит в питомник, чтобы взять себе собаку. Но перед ней стоит сложный выбор: взять красивого или доброго питомца?

Фантастические летающие книги мистера Морриса Лессмора

The Fantastic Flying Books of Mr. Morris Lessmore, 2011

Это светлая и поучительная история о любви к печатному слову и о магии, заключенной в обычной книге. Главный герой попадает в удивительную страну, которую населяют живые книги. И все они хотят, чтобы кто-нибудь о них заботился. И разумеется, чтобы кто-нибудь их читал.

Сокровище

Treasure — Ringling Thesis, 2011

Трогательный, нежный и полный важных деталей мультфильм о настоящих ценностях жизни. Главная героиня очень бедна и вынуждена каждый день приходить на помойку в поиске вещей. Однажды женщина находит дорогие украшения и решает подарить им вторую жизнь.

Тамара

Трогательный мультфильм про девочку, которая любит играть и танцевать. Но все оказывается не так просто, как кажется на первый взгляд.

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

www.adme.ru

Подборка добрых мультфильмов смотреть онлайн

Самый лучший сборник хороших добрых мультфильмов со смыслом для детей и взрослых. Вы можете смотреть бесплатно онлайн на сайте. Мультики, которые стоит смело смотреть на ночь как малышам, так и взрослым.

Список:

Это мой выбор http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-eto-moj-vybor/

Маленький КРИШНА http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-malenkij-krishna-chasti-123/

Твой крест http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-tvoj-krest/

Князь Владимир http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-knyaz-vladimir/

Рождественская история http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-rozhdestvenskaya-istoriya-2009/

Сказ о Петре и Февронии http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/skaz-o-petre-i-fevronii-2017/

Арджун: принц-воин http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-ardzhun-princ-voin/

Свет Неугасимый http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-svet-neugasimyj-ob-iverskoj-ikone-bozhiej-materi/

Побег http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-pobeg/

Заступница http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-zastupnica/

Божий дар http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-bozhij-dar/

Путеводительница http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-putevoditelnica/

Встреча http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-vstrecha/

Необыкновенное приключение Серафимы http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/neobyknovennoe-priklyuchenie-serafimy/

Маленький принц 2016 http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-malenkij-princ-2016/

Тайна едкого дыма http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-tajna-edkogo-dyma/

Опасное погружение http://wejournal.com.ua/video/multfilmy-so-smyslom/multfilm-opasnoe-pogruzhenie/

 


Книга «Воспитание детей. Практические рекомендации»

Для того, чтобы воспитание ребенка было гармоничным, важно понять основные составляющие детской психики и нюансы формирования характера.

Краткое содержание:

I. ЦЕЛОСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ

1. Что такое воспитание
2. Основные составляющие человека, помогающие понять детскую психику
3. Три «Я» человека

II. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1. Мотив зачатия ребенка
2. Период от 0 до 1 года
3. Период от 1 года до 3-х лет
4. Период 3 — 5 лет
5. Период 5 — 7 лет
6. Период 7 — 14 лет
7. Основные рекомендации родителям

III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И О МИРЕ

1. Основные жизненные позиции, сформированные в детстве
2. Базовая система представлений о себе, сформированная в детстве
3. Послания родителей, формирующие представление о себе и о мире
4. Формирование гармоничного мировоззрения у ребенка

IV. ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКОГО БУНТА

1. Привлечение внимания, борьба за власть, истерика. Как себя вести родителям
2. Как договориться с ребенком без скандала (от 6-ти лет)
3. Как наказывать своих детей без вреда для их психики

V. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ВОСПИТАНИЯ

1. Влияние гаджетов. Клиповое мышление
2. Субличности. Странное и нетипичное поведение детей

VI. КАК РОДИТЕЛЯМ ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ

1. Все проблемы родом из детства
2. Этапы работы над собой
3. Учимся радости у своих детей

Читайте онлайн или скачайте здесь: «Воспитание детей. Практические рекомендации»

________________________________________________________________________

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «МЫ»

Читайте больше вдохновляющей информации на тему психологии семьи, воспитания детей, саморазвития, в современном глянцевом издании.

Смотрите Видеообзор выпуска.

СОДЕРЖАНИЕ 4 НОМЕРА:

  • «Манипуляционные технологии телевидения»

В статье рассмотрены основные манипуляционные приемы СМИ, как средства, влияющие на сознание масс.

Чем отличается секта от религии и духовной школы, и как не стать жертвой подобных обманов. Основные виды сект.

  • «Магия и пределы ее применения»

Откуда же или от кого приходят данные сверхвозможности, с какой целью их нужно использовать и к каким последствиям это может привести?

  • «Секреты MTV. Звезды и их признания»

Выбирая славу и публичность, люди зачастую подписывают так называемый договор с дьяволом и становятся его «солдатами». Безусловно, за все приходится платить. Признания артистов…

  • «Почему запретили открытие Теслы, и кто такой на самом деле Эйнштейн?»

Тайная информация теперь открыта…

  • «Почему люди подражают друг другу»

Почему мы зеваем, когда видим зевающего человека? Что влияет на нас, когда мы выбираем для себя какой-то товар в магазине или выбираем, как реагировать на ту или иную ситуацию?

Для многих — это заболевание звучит как клеймо. «Шизофреник» – синоним ужасного конца, бесплодного существования и бесполезности для общества. Так ли это?

Данная статья, является не только инновационным научно-медицинским объяснением заболевания «нервная анорексия», открывающим более глубинные и реально действующие способы выхода из такого состояния. Это еще и отражения сугубо личностного опыта борьбы с заболеванием.

  • «Культивация секса»

Что такое на самом деле сексуальная энергия? Откуда она берется, для чего служит? На самом деле, эта энергия имеет более глубокий смысл.

  • «10 золотых правил воспитания Антона Макаренко»

«10 золотых правил воспитания Антона Макаренко»

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

  • «Как найти радость»

Почему же мы, взрослые утратили это состояние?

  • «Духовный опыт. Любовь ИЛИ отношения»

Неспроста тема отношений так интересна многим людям. В отношениях ищут счастья, поддержки, понимания, Любви. Но что же является основным препятствием?

  • «Махатма Ганди. Урок человечности»

Одним из самых ярких примеров единения множества людей служит освобождение Индии от колонизации Великобританией, произошедшее не так давно – в ХХ-м веке.

Заказать журнал «МЫ» можно здесьприобрести журнал

wejournal.com.ua

Психологи из МГУ составили список вредных и полезных мультиков — Татьянин день

 

Студенты и преподаватели Летней психологической школы МГУ провели исследование и составили список мультфильмов, рекомендованных к просмотру детям. Также специалисты выяснили, какие мультфильмы смотреть не желательно. Об этом сообщает сайт «Мел». 

По мнению исследователей, мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем он бессознательно воспримет как правильные или неправильные. Если ребёнку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают. Здесь-то и таится главная опасность: если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения. 

Психологи рекомендовали детям смотреть мультфильмы: «101 далматинец», «Балто», «Винни-Пух» (1969), «Головоломка», «Дамбо», «Даша-путешественница», «Зверополис», «Король лев», «Кот Леопольд», «Котёнок по имени Гав», «Красавица и чудовище», «Леди и Бродяга», «Лило и Ститч», «Малыш и Карлсон», «Малышарики», «Простоквашино», «Скуби-Ду», «Смешарики», «Фиксики», «Холодное Сердце», «Хранитель Лев»

В стоп-лист вошли: Monster High, «Губка Боб — Квадратные штаны», «Девочки из Эквестрии», «Кик Бутовски», «Маша и Медведь», «Миньоны», «Свинка Пеппа», «Том и Джерри», «Финес и Фёрб»

Мультфильмы были отобраны по следующим критериям: 

  • Мотивационный. Мультфильм не должен побуждать ребёнка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.
  • Ценностно-смысловой. Мультфильм должен формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.
  • Эмоциональный. Мультфильм не должен вызывать у ребёнка такие негативные чувства как тревога или неуверенность в себе. Если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребёнок, — это вредный мультфильм. Если после просмотра ребёнок испытывает позитивные эмоции или учится справляться с негативными — это полезный мультфильм.
  • Познавательный. Мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Оскароносная «Головоломка», например, была выбрана в список потому, что учит не совершать поспешных поступков, а стараться найти компромисс со своими близкими. Этот мультик учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, что жизнь бывает не так уж проста, но в этом её прелесть. А ещё в этом мультфильме прекрасная графика, хорошо прорисованы сами герои и выражения их лиц: так «Головоломка» получила плюс за каждый критерий.

 
Кадр из мультфильма «Головоломка» 

«Свинка Пеппа» — другой пример. Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а ещё они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит. Полезен ли этот мультфильм ребёнку? Психологи решили, что нет. 

Насмотревшись на проказы Маши из популярного российского мультфильма «Маша и Медведь», дети могут решить, что вседозволенность — вполне приемлемое поведение. Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила всё вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости. Но Миша прощает такое Маше, а родители — нет. 

Психологи поясняют, что значально разбирали мультфильмы именно для детей, а не подростков и старше. Принято считать, что подростковый возраст начинается примерно в 12 лет (так гласит известная классификация Лидии Божович). Потому мультфильмы для взрослых они не разбирали. Авторы отмечают, что известный сатирический мультфильм «Южный парк», например, получил бы жирный минус за каждый из вышеперечисленных критериев, но имеет официальный рейтинг 18+, а потому из обсуждения сразу был исключён и в итоговый список не попал. 

Кроме того, к каждому мультфильму психологи написали короткую аннотацию и присвоили рекомендуемую возрастную планку. Последняя определялась с учётом теории о зоне ближайшего развития. Это понятие ввёл известный советский психолог Лев Выготский. Речь идёт о функциях, которые у ребёнка ещё не созрели, но вот-вот появятся.

 
Кадр из мультфильма «Свинка Пеппа» 

По мнению исследователей, чтобы мультфильм был полезен, его идея или содержание должны помогать развивать функции ребёнка. Каждому возрасту своё время: подростку уже бесполезно навязывать мораль в форме «хорошо-плохо» или показывать развивающую «Дашу-Путешественницу», а вот «Скуби-Ду» получил «рейтинг» 6+ потому, что до этого возраста ребёнок ещё не сможет в полной мере оценить детективный сюжет этого мультфильма. 

Пример аннотацию к мультфильму «Смешарики»: «Этот мультфильм демонстрирует разнообразие внешнего мира, знакомит с различными временами года, миром профессий, отношениями между людьми. Мультфильм показывает, что все мы разные. В конце каждой серии подводится итог, помогающий усвоить моральные ценности, такие как дружба, доброта, взаимопомощь и честность. Кроме того, благодаря этому мультику, ребёнок учится основным правилам поведения. Рекомендован к просмотру с четырёх лет». До четырёх лет мультфильм, скорее всего, ребёнком правильно понят не будет. Это не значит, что для двухлетнего малыша мультфильм вреден и разрушителен. Просто бесполезен. 

Аннотация к мультфильму «Том и Джерри»: «Данный мультфильм не рекомендован для просмотра детям до десяти лет, поскольку существует риск того, что ребенок начнёт плохо относиться к животным. Главные герои часто дерутся и пытаются навредить друг другу. У ребёнка может сформироваться неправильное отношение к тому, какими могут быть последствия необдуманных действий». 

В «Южном парке» Кенни Маккормик регулярно умирает (порой довольно нелепо) и в новой серии воскресает снова — но в идеале этот мультфильм ребёнок и не увидит, ведь он имеет рейтинг 18+ и транслируется только в ночное время. А вот «Том и Джерри» такого рейтинга не имеет, хотя демонстрирует не менее небрежное отношение к смерти: и кот, и мышонок наносят друг другу смертельные увечья каждую минуту, но через мгновение отряхиваются и бегут дальше. Психологи считают, что правильно воспринято подобное будет только детьми постарше. 

Как правильно ребёнок должен смотреть мультфильмы 

Психологи уверены: мультфильмы не должны заменять ребёнку все виды активности. Конечно, очень удобно занять малыша, посадив его у экрана. Однако это вредит не только его зрению, но и психическому развитию. Согласно периодизации отечественного психолога Даниила Эльконина, дети от года до трёх лет учатся орудовать предметами, общаясь со взрослым. Дошкольники в процессе живой игры овладевают новыми понятиями и социальными ролями. От 6 до 12 лет ведущая потребность ребёнка — учёба и научное познание мира. Мультфильмы выступают приятным дополнением для всего этого, но никак не заменой. 

 
Фото: Moscvichka.ru  

Исследователи отмечают: если родители никогда не участвуют в просмотре, ребёнок может неправильно понять смысл мультфильма. Некоторые моменты могут нуждаться в пояснении: почему другие животные невзлюбили Дамбо в одноимённом мультфильме или почему кот Леопольд всё прощает хулиганам-мышам? Поэтому важно, чтобы ребёнок мог всегда задать взрослому вопрос и получить на него доступный ответ. 

По мнению психологов, некоторые мультфильмы будут интересны и детям, и родителям. Например, они рекомендуют смотреть всей семьёй «Король Лев» и недавно вышедший «Зверополис». Во время просмотра важно наблюдать за своими эмоциями и эмоциями ребёнка. После просмотра можно обсудить мультфильм и задать вопросы: — что понравилось? Какие моменты запомнились? Какой герой тебе был ближе? Как ты считаешь, этот персонаж в такой ситуации поступил хорошо или плохо?

www.taday.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *