Психология воспитание детей: 6 советов родителям по воспитанию детей от психолога
Правильное воспитание детей – Психологос
Правильное воспитание детей – воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении. В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Дети должны знать правила жизни, а родители – правила воспитания.
Мужской и женский подход в воспитании детей имеют свои особенности. Мужской подход – скорее требовательность. Женский подход – другой, чаще это идеология “невоспитания”, идеология “просто жить с ребенком, просто любить ребенка”. Возможно, именно в силу этой причины идея правильного воспитания ближе мужчинам и не с такой охотой принимается женщинами.
Правильное воспитание приучает ребенка к разумным запретам. Мир, в котором живет ребенок, должен быть просторен для него, но защищать и ребенка, и окружающих от проблемной активности ребенка. Хорошо, когда у ребенка есть одновременно и ощущение свободы, и понимание разумных границ. Запреты должны быть стабильными, строгими и понятными. Если ребенку все запрещают, но запреты “соломенные” – ребенок приучается запреты не уважать. Если запреты многочисленны, непонятны и непредсказуемы, в таком мире очень трудно ориентироваться. Многочисленные запреты делают мир ребенка маленьким и тесным, в таком мире трудно жить. В ответ на просьбу ребенка первое желание любящего родителя – желание разрешить, но вторым пунктом – родители должны подумать. Если правильно все-таки ребенку отказать, то нужно – отказать. Спокойно и твердо сказать нет – это нормально и является естественным правом старшего. При этом бывает полезно объяснить, при каких условиях желание ребенка может быть осуществлено.
В зоне свободы (в зоне разрешений) ребенка должна вести линия предпочтения наилучшего выбора. Ребенок благодарен, когда в зоне свободы его не бросают, а предлагают то, что наиболее предпочтительно.
Как будто ведут за руку наилучшим путем. Это игра, вовлечение… – не насилие, но ведение ребенка по наилучшему маршруту.Воспитывать – значит прививать детям не вполне естественные для них вещи. Убираться, чистить зубы, идти в постель, делать домашнее задание – это далеко не всегда доставляет детям удовольствие. Если удается сделать эти дела интересными, привлекательными для детей – это удача, но если такой маневр не удался, дети скорее всего, начнут сопротивляться тому, что от них хотят старшие. Что делать? См.→
Основные пункты, по которым определяется, воспитание идет правильно или криво:
- Контакт с ребенком. Убежденность в том, что ребенок хороший всегда!
- Негатив только вынужденный, он не является типичным. Не бить! Понимать.
- Позитивное отношение преимущественно. Похвала
- Свобода есть!
- Эксперименты поддерживаются
- Ошибки ребенком допускаются, но исправляются (по мере сил) самим ребенком. См.
- Энергетика воспитателя
При правильном воспитании преимущественно используются следующие методы:
- Игра,
- вовлечение,
- Отвлечение, переключение внимания,
- объяснение,
- косвенные и прямые внушения,
- ситуация естественных образцов,
- положительное подкрепление
Это естественный фон правильного воспитания. Ругань, волшебный пендель, шлепки по попе и угрозы выпороть при правильном воспитании не используются либо используются как исключение, в крайних ситуациях.
Психология воспитания ребенка
Воспитательный процесс очень увлекательный, зачастую непредсказуемый, в каждом случае творческий. Большинство психологов и педагогов утверждают, что существуют парадоксы воспитания, говорят о вопросах, на которые сложно найти ответ. Стоит упомянуть образное и вдумчивое описание воспитания, изложенное в книге «Педагогика для всех» писателя, журналиста «Первого сентября» и «Учительской газеты» С.Л. Соловейчика: «Воспитание детей можно назвать старейшим из всех людских дел, оно ни на одни сутки не младше самого человечества; из-за этого оно представляется нетрудной работой: все справляются, и мы тоже справимся. В реальности оно обманчиво, можно даже сказать – коварно. В давние времена его считали самым трудным из занятий, искусством из искусств».
Так что же на самом деле представляет собой процесс воспитания?
Воспитательная проблема настолько широка, что с ней взаимодействуют многие науки, среди которых педагогика, философия, психология, социология и прочие.
Например, психология воспитания выявляет некие психологические механизмы, а также закономерности процесса воспитания.
Определение 1В словаре Даля понятие «воспитывать» обозначено как «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего ребенка, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (касательно растения), одевать и кормить до возраста; в высшем значении наставлять, научать, обучать всему, что нужно для жизни…». 2. Согласно толковому словарю Ожегова, воспитание – это «навыки поведения, которые привиты семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».
Стоит указать, что в психологической и педагогической литературе можно найти описание воспитания и как передачу социального опыта, и как некое воздействие на индивида либо группу людей, и как организацию образа жизнедеятельности воспитанников, и как формирование условий для личностного развития.
Такое разнообразие определений напрямую зависит от позиции автора, а также от влияния обыденного сознания на определения данного понятия.В психологии воспитательный процесс рассматривается, во-первых, как некое целенаправленное создание условий (духовных, материальных, организационных), которые, в свою очередь, способствуют формированию:
- Конкретных отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
- Мировоззрения.
- Поведения (как некоего проявления мировоззрения и отношения).
Стоит указать, что ученые-психологи напрямую связывают воспитательный процесс с развитием смысловой сферы конкретной личности – то есть личностных смыслов и демонстрирующих их в поведении индивида смысловых установок, непосредственно с развитием мотивационно-потребностной сферы психики ребенка, а также процесса открытия его собственному сознанию смыслов и мотивов деятельности индивида.
Рассматривая воспитание с точки зрения психологии, стоит обратить внимание на определенные механизмы, а также закономерности развития человеческой личности, которые и определяют все течение данного процесса.
Психологической сущностью воспитательного процесса считается понимание, а также учет психологических механизмов образования личности при взаимодействии воспитанника и воспитателя, изучение эффекта воспитательных влияний исходя из разных индивидуально-психологических особенностей конкретного ребенка.
Воспитательный процесс индивида напрямую зависит от его социализации, а также от формирования личности человека. Стоит узнать глубже о взаимосвязи между данными понятиями, и о существующих психологических механизмах социализации, а также формировании личности.
Определение 2Социализация – это непрерывающийся процесс усвоения индивидом ценностей, норм, установок, примеров поведения, которые присущи конкретному обществу, социальной общности либо группе, и воспроизводства им социальных связей, а также социального опыта.
Понятия ценности и нормы
Стоит указать, что очень важны термины «ценности» и «нормы», которые более точно отображают процесс социализации ребенка.
Согласно словарю Ожегова и Н.Ю. Шведовой, ценности обозначают важность, некое значение. В психологической науке ценности рассматриваются не в качестве объективных свойств предметов либо явлений, а в виде субъективной оценки определенных свойств, которые втянуты в систему социальных отношений. Система ценностей задается с помощью интенциональных норм и является повседневным ориентиром в предметной, а также социальной реальности индивида.
Норма, согласно словарю Ожегова и Н.Ю. Шведовой, обозначает общепризнанный обязательным порядок. Но в психологическом смысле норма представляет собой не просто «сообразность поведения» (согласно А.В. Петровскому), но и его творческую направленность. Именно поэтому Л.С. Выготский говорил, что норма является абсолютно отвлеченным понятием определенной средней величины наиболее частных случаев и на деле не представлена в чистом виде – всегда с определенной добавкой форм, не являющихся нормальными.
Под социальными нормами и ценностями на данный момент понимают сформировавшиеся в обществе правила, образцы и эталонные примеры поведения, которые, в свою очередь, регламентируют и регулируют жизнь и деятельность индивида в системе социальных отношений.
Они четко определяют границы допустимого, а также недопустимого в поведении индивида в различных (и при этом конкретных) условиях жизнедеятельности.
Обычно выделяют следующие формы существования общественных норм:
- Нормы морали – это поведенческие правила внутри определенной социальной группы, в которых отображаются общественные представления касательно плохого и хорошего, добра и зла и прочего, несоблюдение которых вызывает общественное порицание.
- Правовые нормы – это формально определенные поведенческие правила, которые установлены либо санкционированы государством, а также поддерживаемые его собственной принудительной силой; такие нормы отображены в законах либо прочих нормативных правовых актах.
- Религиозные нормы – это поведенческие правила, которые сформулированы в текстах священных книг или установлены определенными религиозными организациями.
- Политические нормы – это поведенческие правила, с помощью которых регулируется политическая деятельность, а также взаимоотношения гражданина и государства и проч.
- Эстетические нормы – это нормы, закрепляющие представления о красивом и уродливом и так далее.
В процессе социализации, продолжающемся на протяжении всей жизни человека, А.В. Петровский указал на следующие макрофазы социального личностного развития:
- Детство – представляет собой адаптацию человека, которая выражается в овладении нормами общественной жизни.
- Отрочество – это некая индивидуализация, которая отражается в потребности человека в возможно большей персонализации, в огромном желании «стать личностью».
- Юность – это интеграция, которая выражается в получении черт и свойств личности, отвечающих потребности и нужности группового и личного развития. Во время социализации индивид примеряет на себя и затем выполняет разноплановые роли, которые называют социальными ролями. С помощью данных ролей индивид проявляется как личность, социальный индивид.
Социализация индивида осуществляется в условиях стихийного взаимодействия личности с окружающей ее средой, а воспитание в данном случае рассматривается в качестве процесса целенаправленной и контролируемой осознанно социализации (это школьное, семейное, религиозное воспитание). Получается, что воспитание выступает в виде определенного механизма управления процессами социализации.
Нынешняя ситуация, которая напрямую связана с сильным развитием рыночной экономики и определенной переориентацией на материальные ценности, вызвала некое усиление развития у молодых людей подобных качеств, как равнодушие, эгоцентризм, пассивность. Воспитание же дает возможность преодолеть либо уменьшить негативные последствия социализации, придать ей некую гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования, а также конструирования педагогической тактики и стратегии.
Взрослый индивид оказывает ребенку помощь в социализации, и также исправляет некие отрицательные моменты стихийной социализации подрастающего индивида.
В своей работе «Педагогическая психология», выпущенной в 1926 году, Л.С. Выготский обосновывает идеи воспитания детей, основываясь на теоретических основах психологической науки и при этом подтверждает их примерами, которые взяты из практики.
Он утверждает, что ребенок воспитывается на своем личном опыте. Психологическая точка зрения обязывает признавать, что в воспитательном процессе собственный опыт ученика представляет собой все.
Определение 4Он говорит о том, что цель воспитания – это не приспособление к уже имеющейся среде, и некие составляющие данной среды могут зачастую иметь абсолютно вредные и губительные влияния.
Именно из-за этого на долю педагога во время воспитания выпадает также активная роль, заключающаяся в лепке, кромсании элементов среды, сочетании их различными способами, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему требуется. Здесь говорится том, чтобы педагог брался «лепить» не самого ребенка, а среду, и только с ее помощью самого ребенка. Группа детей под руководством грамотного, любящего детей учителя считается лучшей социальной средой, которая способна воспитать детей как личностей.
Можно сказать о том, что ребенка, ученика воспитывает не сам педагог, а педагогически организованная им социальная среда, в которой обучающийся воспитывается самостоятельно.
Понятие формирования личности
Более обширным, нежели воспитание, считается понятие формирования личности.
Определение 5Формирование личности – это некий процесс изменения самой личности во время взаимодействия ее с реальной действительностью, появления определенных физических и социально-психологических структур в самой личности (согласно Л.И. Божович).
Стоит указать, что на формирование личности индивида оказывают влияние различные факторы, которые связаны между собой и взаимообусловлены:
- Общественное бытие, а также сознание, сформировавшиеся в государстве.
- Определенные особенности производства, культуры, быта, природы населенного пункта, а также географического района проживания и, соответственно, развития индивида.
- Семья, в которой индивид родился и воспитывался.
- Неформальное окружение, в которое входят соседи, знакомые, друзья и прочие.
- Общественное воспитание в различных внешкольных организациях (спортивные школы, разные кружки и прочее).
- Школа, в которой происходит обучение и воспитание обучающегося.
Стоит указать, что данные факторы оказывают на детей свое влияние не прямым и непосредственным образом, а только с помощью преломления через внутренние условия собственно данной личности ученика (особенности его психики, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).
Получается, что в процессе жизни происходит формирование человеческой личности, требования социума напрямую связаны с постоянным процессом социализации, а воспитание выступает как определенный механизм управления этими процессами, но, при этом, не выступает в роли определяющего фактора в развитии личности определенного индивида. Никто не сможет с точностью предсказать конечный итог воспитания любого человека.
Из-за этого довольно сложно рассуждать о воспитательных технологиях.
Определение 6Педагогические технологии – это сложнейшие системы методик и приемов, которые объединены главными общеобразовательными целями.
В основе педагогической технологии располагается идея абсолютной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, а также возможность анализа с помощью поочередного воспроизведения. Процессы создания и осуществления данных воспитательных технологий гораздо сложнее, нежели технологии обучения из-за того, что в их основе в каждом конкретном случае лежат более личностные отношения между педагогом и обучающимися. Воспитательные технологии состоят из таких системообразующих компонентов, как диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно-деятельностная составляющая, контрольно-управленческая составляющая. Самыми известными воспитательными технологиями считаются следующие: гуманно-личностная технология, предложенная Ш.А. Амонашвили, технология коллективного творческого воспитания, предложенная И.П. Ивановым, технология гуманного коллективного воспитания, предложенная В.А. Сухомлинским, технология организации и проведения группового воспитательного дела, предложенная Н. Е. Щурковой. Характерной особенностью и технологий обучения, и технологий воспитания считается возможность воспроизведения воспитательной последовательности и ее последующий пошаговый анализ.
Развитие ребенка, его последующее обучение, а также воспитание происходят в некоем единстве, во взаимодействии. Но стоит сказать, что большинство исследователей отдают первенство именно воспитанию. Например, ученый из Литвы Р. Тидикис в своей статье «Об уровнях воспитания» указывает, что на практике гораздо чаще не образование определяет нравственность, а, скорее, нравственность определяет потребность индивида в образовании (цитата согласно С.Л. Соловейчику). Нравственный индивид никогда не окажется ниже своей среды согласно культурному уровню.
Рассматривая воспитательный процесс во взаимосвязи с развитием личности ребенка, с психологической стороны допустимо утверждать, что образование у ребенка поведенческих мотивов, во-первых, и, во-вторых, доступных для ребенка, достигшего определенного возраста, форм и способов поведения и считается сущностью воспитания.
Структура воспитательного процесса
Структура процесса воспитания представляет собой взаимные связи базовых элементов, среди которых:
- Цели и содержание.
- Средства и методы.
- Полученные результаты.
Цели воспитания в каждом случае точно отвечают состоянию, а также перспективам развития социума, его текущей экономической и социальной структуре. В научном смысле намечать и указывать воспитательные цели – это задача общей педагогики и социальной этики, и педагогическая психология способна одинаково направляться на каждую из систем воспитания. Она способна указать, как нужно воспитывать раба или свободного индивида. Физика и химия в равной доле служат и войне, и культуре. Из-за этого любая педагогическая система обязана иметь собственную систему педагогической психологии. Это точно отражает воззрения Л.С. Выготского.
Данное мнение Выготского действительно актуально и на сегодняшний день. Из-за усиления расслоения общества появляются разнообразные социальные запросы и, конечно же, учебные заведения с некой конкретной заданностью в развитии личности молодого индивида. Всегда есть некое взаимодействие влияний, а также связь между малой и большой социальной средой, и вся трудность психологической проблематики воспитания состоит именно в установлении реальных границ данной независимости. Стоит вспомнить образовательную систему русской царской школы, которая и создавала институты и лицеи для обучения дворянских детей, реальные училища для детей городских буржуа, а также приюты и ремесленные училища для детей бедняков.
Из-за этого, включаясь в воспитательный процесс, останавливаясь на одной либо другой педагогической системе с ее методами и подходами, нам стоит отдавать себе отчет в том, кого именно мы хотим воспитать, какие именно качества мы стремимся активизировать в растущем индивиде.
Относительно направления можно выделить следующие виды воспитания:
- Умственное – это развитие интеллектуальных способностей индивида, а также определенного интереса к познанию окружающего мира и самого себя.
- Нравственное – это этические требования социума, базовые постулаты которых были указаны в Библии и Коране.
- Трудовое – это развитие добросовестного, творческого и ответственного отношения к различным формам трудовой деятельности.
- Физическое – это тренировка навыков движения, а также закаливание организма.
- Эстетическое – это развитие эстетического отношения к реальности.
Данные воспитательные направления взаимосвязаны и взаимозависимы.
Вывод 1Получается, что воспитателю, педагогу и родителю важно ставить определенные цели воспитания ребенка, беря в расчет его индивидуальные особенности, такие как свойства нервной системы, мотивы, интересы, способности и прочее, а также условия развития.
Для решения задач воспитания стоит выбрать различные сочетания приемов, методов и средств. В собственной работе воспитатель применяет систему методов относительно поставленных целей. А так как методы, согласно мнению Л.С. Макаренко, считаются инструментами прикосновения к личности, то при их выборе стоит учитывать абсолютно все тонкости и особенности личности воспитанника.
В современной литературе можно встретить разнообразные методы воспитания:
- Прямое воздействие воспитателя на своего воспитанника: то есть нравоучения, убеждения, приказы, требования, угрозы, наказания, поощрения, собственный пример, совет, просьба.
- Создание особых условий или ситуаций, в которых воспитанник должен изменить свое отношение либо поведение, показать характер, выразить собственную позицию.
- Воздействие СМИ, мнения референтной группы либо авторитетного для воспитанника индивида.
- Создание совместно осуществляемой деятельности для воспитанника и воспитателя.
- Передача данных либо социального опыта в семейном кругу, во время дружеского либо профессионального общения.
- Погружение в среду народных традиций, изучение соответствующей художественной литературы.
В последнее время обширное распространение приобрели методы психотерапевтического влияния на личность. Данные методы ориентированы на оказание помощи воспитаннику в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, разрешении учебных и личных проблем. К таким методам можно отнести беседу и социально-психологический тренинг. Стоит указать на сильную значимость данных методов в работе с детьми из-за того, что с каждым годом фиксируются все более значительные нарушения в эмоциональном состоянии детей, особенно в условиях школы, что выражается в тревожности, агрессии, страхах.
Стоит отметить следующие различия в методах воспитания, которые связаны с областью воздействия:
- Когнитивные методы воздействия нацелены на изменение системы знаний индивида (это убеждения, которые связаны с системой аргументации).
- Эмоциональные воспитательные действия, которые связаны с «заражением» некими эмоциями, а также отношением, они способствуют появлению у воспитанника некого аффективного состояния (то есть радости, интереса, покоя).
- Поведенческие воспитательные воздействия напрямую нацелены на поступки индивида, они связаны с выработкой привычек в трудовой и учебной деятельности, а также коммуникации.
Но так как знания, поступки и эмоции индивида напрямую связаны между собой, с помощью каждого из данных действий осуществляется воздействие на личность в целом. В своей работе «О воспитании привычек у детей», вышедшей в 1996 году, С.Я. Рубинштейн рассмотрел взаимное влияние данных составляющих психики. Он указал на то, что повторение ребенком любого, даже самого полезного действия, но вызывающего при этом отрицательные эмоции, не сформируется как привычное. Воспитание у ребенка позитивных привычек, которые К.Д. Ушинский назвал рычагом воспитательной деятельности, обязано сочетаться с позитивными эмоциями и явным интересом.
В то же время большинство педагогов и психологов говорят о рассогласовании между собой понимания и осознания правильного поведения, а также непосредственного его осуществления. А.С. Макаренко говорил, что сколько бы люди не создавали верных представлений касательно того, что нужно делать, если не будет воспитываться привычка преодолевать долговременные трудности, можно утверждать то, что индивид не воспитал ничего.
Замечание 1Согласованность процессов эмоционального удовлетворения и осознания верности действия, желание его повторять – все это лежит в основе образования привычек, которые придают прочность, а также устойчивость любой воспитательной системе.
От верного взаимодействия ребенка и взрослого человека напрямую зависит развитие личности ребенка, его личная самооценка, а также успешность в разных областях деятельности. Выбирая методы влияния, нужно учитывать также возрастные особенности. Например, малышу до шести лет не все нужно доказывать и даже демонстрировать наглядно. Данную ступень стоит обозначить, как ступень категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда возрастает значение наглядного мышления, а также наглядной памяти, сильное значение будет нести пример окружающих индивидов, а также литературный образ. Эта ступень называется ступенью наглядного образа. Уже в более старшем возрастном периоде, когда начинает формироваться отвлеченное мышление, очень многое нужно доказывать. Но на самом деле бывает наоборот. Мы нередко длительно убеждаем ребенка, где стоит просто потребовать, категорически запрещаем что-то ребенку в подростковом возрасте, когда стоит обосновать данный запрет, чтобы он смог внутренне его принять.
Выбирая методы воспитательного воздействия на ребенка, очень значимо учитывать его актуальное психическое состояние, которое в огромной мере определяет восприятие данного воздействия. К примеру, учащийся различно реагирует на замечание, когда возбужден и когда спокоен. Есть правило, согласно которому стоит взыскивать, когда ребенок уже отойдет от сделанного им проступка. В обратном случае возбуждение от свершившегося наказания только присоединяется к остаточному после совершения проступка возбуждению, в определенной мере усиливая его.
Получается, что реакция школьников на разные методы воздействия определяется не просто объективной справедливостью либо несправедливостью действий педагога, но также психологическими свойствами и нынешним состоянием школьника.
Воспитательный процесс ребенка начинается с его семьи. Из-за этого довольно важно остановиться на особенностях именно семейного воспитания.
Педагог, психолог и философ В.В. Зеньковский (1881-1962 гг.) в своем труде «Психология детства», вышедшем в 1924 году, утверждал, что нормальная семья способна и не ставить перед собой педагогические задачи, ведь она все равно осуществляет воспитательный процесс своим собственным строем, взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над ребенком собственным авторитетом, но также и приближаются к нему в нежной своей любви. Практически все социальные чувства находят материал для себя во внутрисемейных отношениях.
Замечание 2Внутрисемейные взаимоотношения считаются мощнейшим фактором формирования «Я» ребенка, его собственной личности.
Для того чтобы воспитательные воздействия стали эффективными, выработаны психологические требования к организации воспитательного процесса.
Некоторые такие требования можно найти в работах таких ученых, как М.В. Гамезо, Л.М. Фридман и К.Н. Волкова:
- Базой воспитания выступает формирование у ребенка нужной мотивации. Это означает, что перед тем, как воспитывать в детях определенные качества, отношения и свойства, стоит пробудить у них потребность именно в данных качествах, отношениях и свойствах.
- Значимо с настойчивостью формировать у детей позитивные привычки, и также помогать избавляться от негативных. Огромную роль здесь имеет подкрепление. Отсутствие оценивания действий ребенка со стороны взрослого человека нередко не дает ему верно ориентироваться в ситуации.
- Воспитание личностных качеств у школьников допустимо исключительно во время их собственной деятельности, которую нужно организовать так, чтобы во время ее выполнения формировались и правильные мотивы, привычные способы действий.
- Воспитательные воздействия взрослый человек обязан адресовать не столько уму школьника, сколько его чувствам.
- Во время воспитательного процесса нужно ориентироваться на позитивные качества ребенка, а также проявлять абсолютное уважение к его собственной личности.
Естественно, происходит изучение законов и механизмов процесса воспитания. Но стоит отметить, что данный процесс так и остается практически непредсказуемым, а также творчески захватывающим.
Как и у любого вида деятельности, у процесса воспитания должен быть ощутимый результат. Во-первых, нужно указать, что не существует однозначных решений проблемы определения неких критериев, а также показателей стадий воспитанности. О воспитанности индивида допустимо судить по многим показателям: его отношению к прочим индивидам, к их деятельности; по внешнему виду и разговору; по манере вести себя в общем и конкретным поступкам; по ценностным ориентациям.
Получается, что в критериях воспитания заметны следующие аспекты: внешний, которые связан с исполнением норм и правил поведения, а также внутренний, который определяется именно моральными установками, нравственными выборами, существующими мотивами.
Результативность воспитательного процесса проявляется в виде усиления самостоятельности, а также активности воспитанника, передачи ему неких обязанностей и полномочий. Значимо, чтобы у него появилась мотивация к самовоспитанию.
Базовыми приемами воспитания называют самостимулирование, самопознание и самообладание.
Очень значимо, чтобы ребенок был в состоянии осознавать собственные поступки, анализировать не просто внешнюю сторону своего поведения, но также и мотивы поступков. Приемы самообладания дают возможность пробудить силу воли, научиться сдерживать свои эмоции, получить уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включают в себя самоободрение, самонаказание, самопоощрение, они дают возможность ребенку отрегулировать собственное состояние и собственную деятельность.
Можно сказать, что в процессе воспитания, как в процессе со множеством факторов, особенно важны группы и объективных, и субъективных условий. Особо значимыми среди объективных условий можно назвать стиль внутрисемейного общения и школьную атмосферу. Многие исследователи считают, что меняя внутрисемейную и школьную атмосферу, возможно полностью изменить отклоняющиеся от нормы правила поведения ребенка и его развитие (по М. Раттеру, А.С. Спиваковской и прочим).
Для педагога воспитательный процесс в первую очередь связан с классным коллективом, педагог делает из него воспитательную среду, организует педагогическую деятельность так, чтобы школьники не просто усваивали знания, но и получали человеческие личностные качества. Из-за этого успех педагога как воспитателя напрямую связан с тем, как он смог превратить обучение в собственную деятельность школьников, в которой они самостоятельно развивают и воспитывают себя.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Воспитание | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
От поощрения занятий в школе и занятий спортом до формирования ценностей по мере взросления ребенка (помните, они делают то, что делаете вы, а не так, как вы говорите!) Родители оказывают огромное влияние на жизнь своих детей. Однако они не единственные влиятельные лица на местах, особенно после того, как дети поступают в школу и начинают взаимодействовать с миром в целом.
Большинство родителей стараются дать детям наилучший старт, но родителям также важно осознавать, что дети приходят в этот мир со своим темпераментом, личностью и целями. В то время как родители могут хотеть подтолкнуть своего ребенка к определенному пути, работа родителей состоит в том, чтобы обеспечить интерфейс с миром, который в конечном счете подготовит ребенка к полной независимости и способности идти по любому пути, который они выберут.
В быстро меняющемся мире воспитание детей может зависеть от причуд и меняющихся стилей, а воспитание в некоторых привилегированных кругах превратилось в соревновательный вид спорта. Но потребности детского развития, определенные наукой, остаются относительно стабильными: безопасность, структура, поддержка и любовь.
Как быть хорошим родителем
Чтобы эффективно воспитывать детей, недостаточно просто избегать очевидных опасностей, таких как жестокое обращение, пренебрежение или чрезмерное баловство. Действительно, Национальная академия наук выделяет четыре основные обязанности родителей: поддержание здоровья и безопасности детей, содействие их эмоциональному благополучию, привитие социальных навыков и интеллектуальная подготовка детей.
Многочисленные исследования показывают, что наиболее приспособленные дети воспитываются родителями, которые находят способ сочетать теплоту и чуткость с четкими поведенческими ожиданиями. Родителям может оказаться полезной аббревиатура «Четыре C»: забота (демонстрация принятия и привязанности), последовательность (поддержание стабильной среды), выбор (позволяющий ребенку развивать автономию) и последствия (применение последствий выбора, будь то положительные или отрицательные). ).
Чтобы узнать больше, см. разделы «Как быть хорошим родителем» и «Поддержка образования детей».
Что такое нездоровый стиль воспитания?
Не каждый стиль воспитания отвечает интересам ребенка. Существует такая вещь, как чрезмерная забота о детях, которая может нанести вред детям по мере их взросления и сделать их неспособными справиться с малейшими неудачами.
Два хорошо известных примера чрезмерного воспитания включают «вертолетное воспитание», при котором дети находятся под чрезмерным наблюдением и оберегаются от опасности, и «снегоочистительное воспитание», при котором потенциальные препятствия удаляются с пути ребенка. И то, и другое может негативно повлиять на дальнейшую независимость ребенка, его психическое здоровье и самооценку.
Конечно, существует и такая вещь, как слишком мало воспитания, и исследования показывают, что отсутствие участия родителей часто приводит к плохим поведенческим результатам у детей. Отчасти это может быть связано с тем, что это побуждает молодежь слишком полагаться на культуру сверстников. По иронии судьбы, чрезмерно суровый или авторитарный стиль воспитания может иметь тот же эффект.
В конечном счете, родители должны стремиться быть любящими, но твердыми, оставляя детям достаточно места для развития их собственных интересов, изучения независимости и переживания неудач.
Чтобы узнать больше, см. разделы «Дисфункциональное воспитание» и «Выгорание родителей и стресс».
Далее: Как быть хорошим родителем
Необходимая литература
Последние сообщения
Психология, лежащая в основе различных стилей воспитания
Решение о том, как воспитывать своего ребенка, является проблемой, с которой сталкиваются все родители. Независимо от того, воспитываем ли мы детей в одиночку или с партнером, мы все хотим делать для них только лучшее, и это может привести к большому беспокойству при выборе стиля воспитания. Стили воспитания варьируются от человека к человеку, но исследователи на протяжении многих лет выделяют несколько основных категорий.
В 1960-х годах психолог Дайана Баумринд выделила три основных стиля воспитания: авторитарный, авторитетный и вседозволенный. Четвертый стиль, пренебрежительный, был позже добавлен в 1980-х исследователями из Стэнфорда Элеонор Маккоби и Джоном Мартином. Позже Баумринд написала целую книгу об авторитарном стиле воспитания, который она считала наиболее полезным, но все четыре категории остаются в силе и сегодня.
Четыре типа стилей воспитания
Влияние стилей воспитания на развитие ребенка и то, как это влияние проявляется во взрослой жизни, до сих пор является предметом бурных дискуссий в психологическом сообществе. Его трудно измерить, так как эти последствия трудно поддаются количественной оценке, но есть несколько общепризнанных последствий каждого стиля воспитания. Здесь мы более подробно рассмотрим четыре стиля воспитания и обсудим их возможные последствия для детей, воспитанных в соответствии с ними.
Авторитарный
Этот стиль часто называют диктаторским и властным. Эти родители отвечают на любой вопрос: «Потому что я так сказал!» и ожидайте, что вам будут подчиняться без объяснения причин. Правила строгие, без права толкования, компромисса или обсуждения. Наказания за нарушение правил суровы. В таком доме дети редко имеют право голоса в своей жизни, и вместо этого ожидается, что они будут беспрекословно подчиняться всему, что им говорят. Наказания часто используются для обеспечения послушания, а привязанность проявляется редко, если вообще проявляется. Этот подход может иметь разрушительные последствия для ребенка, который может последовать за ними во взрослую жизнь. По словам терапевта и автора Элисон Шафер, эти последствия включают в себя:
- Развитие менталитета «последователя», когда эти дети не могут самостоятельно принимать решения
- Трудности самостоятельно отличать правильное от неправильного
- Низкая самооценка и поиск подтверждения их ценность от внешних авторитетных цифр
В дополнение к вышесказанному, авторитарное воспитание не дает прочных уроков; как только родитель уходит, ребенок часто начинает действовать. Они также часто обращаются за советом к кому-то, кроме своих родителей.
Авторитетный
Обычно считается лучшим стилем воспитания, поскольку он обеспечивает баланс между структурой и независимостью, позволяя ребенку расти в разумных пределах и развивать свои способности. Родители, использующие этот стиль, будут устанавливать строгие стандарты, которых, как они ожидают, будут соблюдать их дети, но также поддерживать их, создавая атмосферу эмоциональной заботы, которая способствует доверию. Этот стиль можно описать как «жесткий, но справедливый» или «твердый, но заботливый». У ребенка есть место для ошибок и свобода совершать их без осуждения в структуре, которая обеспечивает руководство. Баумринд так описал авторитетных родителей:
Они настойчивы, но не навязчивы и не ограничивают. Их дисциплинарные методы носят скорее поддерживающий, чем карательный характер. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми, а также социально ответственными и саморегулируемыми, а также готовыми к сотрудничеству.
Этот стиль может помочь детям:
- Обрести уверенность в себе
- Взять на себя ответственность
- Разобраться, как преодолевать трудности
- Стать уверенными в своих суждениях0059
Крайняя противоположность авторитарному стилю воспитания, снисходительные родители позволяют своим детям делать то, что они хотят, и не применяют правила или структуры, которые могут разочаровать или расстроить ребенка. Описания этого стиля часто предполагают, что родитель пытается действовать больше как сверстник или друг для своего ребенка, почти сразу же уступая его желаниям. Это может быть результатом того, что родитель рос с авторитарным стилем воспитания в своей семье и не хотел подвергать своего ребенка этому. Быть отзывчивым к потребностям вашего ребенка — это здорово, но отсутствие структуры и ограничений может иметь негативные последствия в долгосрочной перспективе. «Вы получаете либо ребенка, который имеет право, либо невероятно беспокоится, потому что никто не управляет кораблем», — сказал Шафер.
Другие негативные последствия чрезмерно снисходительного воспитания могут включать:
- Развитие слабого контроля над эмоциями
- Чрезмерный бунт и дерзость, когда ребенок не добивается своего
- Отказ при столкновении с трудностями , например злоупотребление наркотиками и алкоголем
Пренебрежительное отношение
Небрежно настроенные родители, как следует из этой категории, вообще мало взаимодействуют со своими детьми. Детям не дают никаких правил, структур или привязанностей, и они в основном предоставлены самим себе. Этот стиль воспитания, особенно когда он доведен до крайности, может подвергнуть детей опасности и привести к тому, что их заберут из дома. Этот стиль также можно назвать « невовлеченное воспитание детей ».
Нерадивые родители мало разговаривают и взаимодействуют со своими детьми, не посещают детские мероприятия и мероприятия и не стремятся к какой-либо эмоциональной связи. Даже если это не физический ущерб, психологические последствия такого стиля воспитания серьезны и могут привести к рождению детей:
- Впадение в депрессию
- Борьба за установление близких отношений
- Неудачные отношения
- Срыв из-за делинквентного или враждебного поведения
- Отрезание себя от других
«Беспечные родители.