Психология детей и родителей: рекомендации специалистов по отношениям в семье
Психология отношений между детьми и родителями
Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.
Что такое семья и родительские отношения
Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.
В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.
Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее.
Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:
- Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.
- Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
- Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.
- Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.
Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.
Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами.
Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:
- общение;
- совместная деятельность;
- влияние родителей на формирование характера ребенка;
- влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.
Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.
Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:
- взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;
- соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;
- союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;
- конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;
- антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.
Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:
1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.
2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.
Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.
Типы семейных отношений
Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:
1. Социально–биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.
2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.
3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.
4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.
5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.
6. Психологические.
Способы воспитания детей в семье
Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.
Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:
1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.
2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.
3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.
4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать.
5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.
Принципы детско-родительских отношений
Выделяют следующие основные принципы:
- равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;
- принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;
- совместного развития детей и родителей;
- понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;
- дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;
- общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.
Особенности воспитания в наши дни
Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.
Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!
Психология отношений между детьми и родителями
Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.
Что такое семья и родительские отношения
Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.
В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.
Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.
Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:
- Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.
- Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
- Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.
- Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.
Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.
Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.
Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:
- общение;
- совместная деятельность;
- влияние родителей на формирование характера ребенка;
- влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.
Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.
Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:
- взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;
- соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;
- союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;
- конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;
- антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.
Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:
1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.
2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.
Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.
Типы семейных отношений
Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:
1. Социально–биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.
2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.
3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.
4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.
5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.
6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.
Способы воспитания детей в семье
Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.
Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:
1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.
2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.
3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.
4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.
5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.
Принципы детско-родительских отношений
Выделяют следующие основные принципы:
- равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;
- принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;
- совместного развития детей и родителей;
- понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;
- дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;
- общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.
Особенности воспитания в наши дни
Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.
Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!
Родители и опекуны необходимы для здорового развития детей
Введение
Родители и опекуны следят за тем, чтобы дети были здоровы и находились в безопасности, вооружали их навыками и ресурсами, необходимыми для достижения успеха во взрослом возрасте, и передавали им основные культурные ценности. Родители и опекуны предлагают своим детям любовь, принятие, признательность, поддержку и руководство. Они обеспечивают наиболее интимный контекст для воспитания и защиты детей по мере развития их личности и личности, а также по мере их физического, когнитивного, эмоционального и социального взросления.
Младенчество и детство
Младенцы, чьи потребности удовлетворяются быстро и тепло (например, кормление, пеленание, удерживание/убавление и успокоение), выполняют важную задачу развития – приложение . Эта привязанность между родителями и детьми необходима для здоровых отношений между родителями и детьми, а также распространяется на отношения между детьми, их братьями и сестрами и другими членами семьи (например, бабушками и дедушками, тетями/дядями и т. д.) и опекунами. Когда младенцы успешно привязываются к своим родителям и опекунам, они учатся верить в то, что внешний мир является гостеприимным местом, и с большей вероятностью будут исследовать и взаимодействовать с окружающей средой. Это закладывает основу для дальнейшего социального, эмоционального и когнитивного развития.
Исследования показали, что отношения между родителями и опекунами и молодежью:
Теплые, открытые и общительные;
Включить соответствующие ограничения и
Обоснование правил поведения
связаны с более высокой самооценкой, лучшей успеваемостью в школе и меньшим количеством негативных последствий, таких как депрессия или употребление наркотиков у детей и подростков.
Кроме того, межкультурные различия в воспитании детей тесно связаны с установками, верованиями, традициями и ценностями конкретной культуры или этнической группы, к которой принадлежит семья. Эти методы воспитания также связаны с социальным и экономическим контекстом, в котором находятся эти семьи. Например, недавнее исследование, сравнивающее методы воспитания детей китайско-американского происхождения с практикой родителей белых американцев, показало, что родители китайско-американского происхождения демонстрировали больший контроль над поведением своих детей, что было связано с меньшим количеством проблем с поведением у их детей.
Подростковый возраст
По мере того, как дети достигают подросткового возраста, родители и опекуны сталкиваются с совершенно новым набором задач, которые требуют новых подходов к удовлетворению меняющихся потребностей детей. Дети меняются как в физическом, так и в когнитивном и социальном плане. Родители и опекуны должны подготовиться к предстоящим изменениям в отношениях между родителями и детьми; подростки начнут в большей степени отделяться от существующих семейных уз и больше сосредотачиваться на своих сверстниках и внешнем мире. Это стремление к большей независимости и автономии является естественной частью процесса развития в подростковом возрасте. Родители и опекуны должны найти тонкий баланс между поддержанием семейных уз и предоставлением подросткам большей автономии по мере их взросления. Подростки, которые чувствуют связь со своими семьями, но не ограничены ими, как правило, процветают. Исследования показали, что родители и опекуны, которые придерживаются теплого, коммуникативного и аргументированного стиля воспитания, воспитывают подростков, которые имеют более высокие показатели социально компетентного поведения, принимают меньше наркотиков и менее подвержены тревоге или депрессии.
Преодоление невзгод
Поддержка родителей, семьи и опекунов очень важна для помощи детям и подросткам в преодолении невзгод, особенно если они сталкиваются со стигмой или предрассудками, связанными с такими факторами, как их раса/этническая принадлежность, пол, инвалидность, сексуальность, вес или социально-экономический статус.
Например, исследование выявило защитные эффекты для цветных детей, когда их родители и опекуны рассказывают им о расизме и предрассудках и передают им положительные культурные ценности и убеждения об их расовом и культурном наследии. Было показано, что этот процесс расовой социализации повышает самооценку и успеваемость и снижает депрессию у молодежи из числа этнических меньшинств.
Аналогичным образом молодые лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры, которые получают заботу и признание со стороны членов семьи и опекунов, с большей вероятностью будут демонстрировать здоровое развитие в подростковом возрасте, например, активно участвовать со сверстниками, проявлять личную автономию и с нетерпением ждать будущее.
Бабушки и дедушки
Нельзя недооценивать роль бабушек и дедушек в воспитании здоровых и счастливых детей. Недавнее исследование пришло к выводу, что проведение времени с бабушкой и дедушкой связано с лучшими социальными навыками и меньшим количеством проблем с поведением у подростков, особенно у тех, кто живет в семьях с одним родителем или приемной семьей. Это исследование показало, что дети и подростки, чьи родители разошлись или развелись, считают своих бабушек и дедушек доверенными лицами и источниками утешения. На самом деле поддерживающие отношения с другими членами семьи, не являющимися ближайшими родственниками, могут привести к лучшей адаптации для всех детей и подростков.
Семейные ритуалы
Семейные ритуалы также способствуют здоровому развитию детей и подростков. Семейные рутины и ритуалы являются важной частью современной семейной жизни. Фактически, появляются доказательства того, что здоровье и благополучие детей подвергаются риску, когда члены семьи проводят меньше времени друг с другом. Например, хорошее общение между членами семьи во время семейного приема пищи связано с уменьшением симптомов тревоги и респираторных заболеваний. Семейные приемы пищи также могут создать условия для укрепления эмоциональных связей. Наконец, то, как семья проводит время приема пищи, регулярность семейных приемов пищи и ценность, которую семья придает регулярным семейным приемам пищи, могут улучшить пищевые привычки и здоровый вес у молодежи.
Семьи часто первыми замечают проблемы с психическим здоровьем у детей из-за их тесного участия в жизни своих детей и наблюдения за ними. Родители и опекуны, в частности, выступают в качестве критических защитников и важных партнеров в профилактике и лечении проблем психического здоровья детей. Психологи, занимающиеся поведенческими проблемами у детей и подростков, всегда отдают приоритет вовлечению семьи, поскольку было показано, что это способствует положительным результатам для детей и семей в целом.
Источники
Американская психологическая ассоциация. (2008). Ответы на ваши вопросы: Для лучшего понимания сексуальной ориентации и гомосексуализма (En español). Вашингтон, округ Колумбия: Автор. Проверено 29 мая 2009 г.
Целевая группа Американской психологической ассоциации по доказательной практике для детей и подростков. (2008). Распространение основанной на фактических данных практики для детей и подростков: системный подход к улучшению ухода. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Проверено 29 мая., 2009.
Целевая группа Американской психологической ассоциации по устойчивости и силе чернокожих детей и подростков. (2008). Устойчивость афроамериканских детей и подростков: взгляд на оптимальное развитие. Вашингтон, округ Колумбия: Автор. Проверено 29 мая 2009 г.
Аттар-Шварц, С., Тан, Дж., Бьюкенен, А., Григгс, Дж., и Флури, Э. (2009). Воспитание бабушек и дедушек и подростковая адаптация в биологических семьях с двумя родителями, семьях с одним родителем и приемных семьях. Журнал семейной психологии, 23(1), 67-75.
Fiese, BH (2006, лето). Семейные приемы пищи: возможности для здоровья и благополучия ребенка и семьи. Новости CYF (стр. 2-4). Проверено 29 мая 2009 г.
Хо, К., Блустейн, Д., и Дженкинс, Дж. (2008). Культурные различия в отношениях между воспитанием и поведением детей. Психология развития, 44 (2), 507–522.
Хантсингер, К. и Хосе, П. (2009). Отношения между родительским принятием и контролем и социальной адаптацией детей в китайско-американских и европейско-американских семьях. Журнал семейной психологии, 23 (3), 321–330.
Креппнер, К. (2000). Отношения между родителями и детьми: Подростковый возраст. В А. Е. Каздин (Ред.). Энциклопедия психологии, Vol. 6. (стр. 50-55). Вашингтон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Американская психологическая ассоциация; Издательство Оксфордского университета.
Лернер, Дж. В., и Кастеллино, Д. Р. (2000). Родительско-детские отношения: Детство. В А. Е. Каздин (Ред.). Энциклопедия психологии, Vol. 6. (стр. 46-50). Вашингтон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Американская психологическая ассоциация; Издательство Оксфордского университета.
Ресурсы для родителей и опекунов
Средства общественной информации
Защита наших детей от жестокого обращения и безнадзорности
Развитие подростков (PDF, 800 КБ)
Советы по общению с подростками (PDF, 576 КБ)
Да… Подросткам нормально до (PDF, 556 КБ)
Сексуализация девочек: что могут сделать родители
Воспитание лесбиянок и геев
Рекомендации для работающих семей
Оставайтесь на связи: руководство для родителей по воспитанию дочери-подростка
Справочный центр APA
Воспитание: подростковые годы
Воспитание: быть супермамой утомительно?
Как помочь детям и подросткам справиться со стрессом
Семьи: заставить приемные семьи работать
Семьи: родители-одиночки и современная семья
Книги АПА
Воспитание, которое работает: развитие навыков на всю жизнь
Желание здоровья: рабочая тетрадь для детей родителей с психическими заболеваниями
Решаем свои проблемы вместе: семейная терапия для всей семьи
Самодельные книги, которые помогут детям справиться с трудностями: простая в освоении методика для родителей и специалистов
Притворство: игры и занятия для творческой игры: книга для родителей, учителей и маленьких детей в их жизни
Стили воспитания и поведение детей — Психология в действии
Эта статья написана Джорданом Л. Маллинзом при наставничестве Сары М. Ташджян и является частью преддипломной недели внимания 2018 года.
По данным Американской психологической ассоциации, методы воспитания детей во всем мире преследуют три основные цели: обеспечение здоровья и безопасности детей, подготовка детей к продуктивной взрослой жизни и передача культурных ценностей (APA, 2018). Излишне говорить, что эти цели амбициозны. Быть успешным родителем — это немалый подвиг, и то, станут ли дети компетентными, здоровыми и продуктивными взрослыми, зависит от множества экологических и биологических факторов. Влияния на результаты детей многочисленны, но большое количество литературы указывает на то, что методы воспитания являются важной частью уравнения. Вопрос о том, в какой степени методы воспитания формируют поведенческое развитие детей, является сложным вопросом, и, хотя мы не можем ответить на него с уверенностью, мы можем быть уверены, что родители являются важными факторами в поведенческих результатах своих детей.
Исследования выявили устойчивую связь между воспитанием детей и корректировкой поведения ребенка. Например, родительское поведение матери, в том числе степень, в которой она проявляет привязанность к своему ребенку и осуществляет поведенческий и психологический контроль над ним, когда этому ребенку исполняется пять лет, связано с более поздним интернализацией и экстернализацией поведения ребенка (Aunola & Nurmi, 2005). ). Интернализирующие или эмоциональные поведенческие проблемы часто связаны с тревогой и депрессией (Akhter et al., 2011). Экстернализирующие или разрушительные поведенческие проблемы обычно включают синдром дефицита внимания с гиперактивностью и проблемы с поведением (Akhter et al., 2011). Это всего лишь несколько распространенных поведенческих проблем, которые отчасти формируются из-за определенных стилей воспитания.
Попытка изучить влияние методов воспитания на результаты детей сложна, потому что существует чрезвычайно широкий диапазон родительского поведения и столь же широкий диапазон результатов поведения детей. Причинно-следственная связь между практикой воспитания и результатами поведения ребенка также непрозрачна в зависимости от времени и измерения рассматриваемого поведения. Например, в исследовании восприятия подростками психологического контроля своих родителей или степени, в которой родители пытаются контролировать эмоции и убеждения своих детей, а также интернализации и агрессивного поведения подростков, о которых они сами сообщают, исследователи обнаружили, что детское поведение является более сильным фактором. предиктор изменения родительского психологического контроля, чем поведение родителей как предиктор изменений в поведении подростков (Albrecht et al., 2007). Поскольку эта связь является многонаправленной, изучение влияния родительских практик на результаты поведения ребенка становится еще более сложным.
Обычный способ решения этих сложностей заключается в разделении родительского поведения на четыре различных стиля воспитания: авторитарный, снисходительный, невовлеченный и авторитарный (Maccoby & Martin, 1983). Эти четыре стиля воспитания основаны на двух родительских аспектах: родительской теплоте, которая связана с родительской привязанностью к ребенку и его принятием, и родительским контролем, который связан с активной ролью, которую родители играют в поощрении соблюдения правил и социальных условностей (Маккоби). и Мартин, 19 лет83). Было проведено обширное исследование влияния стилей воспитания на поведенческие результаты детей.
Авторитарный
Авторитарный родитель сочетает низкий уровень теплоты с высоким уровнем контроля и использует строгий стиль дисциплины, характеризующийся минимальными переговорами с ребенком, высокими ожиданиями, ограниченной гибкостью, частым применением наказаний и односторонним общением. от родителя к ребенку (Baumrind, 1991). Авторитарное воспитание связано с такими последствиями для детей, как враждебность, правонарушения, непокорность и антисоциальная агрессия (Baumrind, 19).91). Исследования также показали, что ранний опыт ребенка с чрезмерным родительским контролем, как правило, коррелирует с развитием тревоги (Chorpita & Barlow, 1998). Возможно, эта тревога связана с отсутствием возможности развивать автономию посредством самостоятельного исследования окружающей среды (Bowlby, 1977). Было также высказано предположение, что низкая теплота, типичная для авторитарного воспитания, может быть связана с детской депрессией (Rapee, 1997).
Разрешающий
Снисходительный родитель проявляет высокий уровень теплоты и низкий уровень контроля. Он или она ведет себя скорее как друг, чем как родитель, используя слабый стиль дисциплины с небольшим количеством правил, практически без ожиданий и с минимальным руководством или руководством (Baumrind, 1991). Родители с этим стилем склонны быть очень любящими и заботливыми, но также позволяют своим детям решать проблемы без участия родителей (Baumrind, 1991). В исследовании снисходительного воспитания недостаточная вовлеченность, отсутствие контроля и неуверенность в своих способностях были важными предикторами проблем с поведением ребенка, о которых сообщали как родители, так и учителя (Calzada, 2001). Поскольку снисходительные родители, как правило, нетребовательны, становится гораздо труднее контролировать поведение детей и намечать границы в детской среде (Baumrind & Black, 19).67). Исследования выявили связь между чрезмерной родительской снисходительностью, часто проявляющейся в разрешительных методах воспитания, и сниженной социальной компетентностью детей и академической успеваемостью (Chen et al., 2000). Попустительское воспитание связано с властным, зависимым, импульсивным поведением детей, с низким уровнем самоконтроля и достижений и неспособностью научиться настойчивости и эмоциональному контролю (Baumrind, 1967).
Невовлеченный
Невовлеченный родитель сочетает в себе низкий уровень теплоты и низкий уровень контроля и не использует какой-либо особый стиль дисциплины (Baumrind, 1991). Он или она часто проявляют мало интереса к тому, чтобы быть родителем. Общение ограничено, забота низка, и ребенок, как правило, обладает чрезмерной свободой (Baumrind, 1991). Поскольку невовлеченный родитель не требует и не реагирует, а маленькие дети сильно зависят от родительской структуры и поддержки, невовлеченное воспитание связано с поведенческими проблемами и депрессией у детей (Downey & Coyne, 1990). Кроме того, подростки, столкнувшиеся с невовлеченными родительскими практиками, часто ощущают высокий уровень отторжения и, как правило, демонстрируют более экстернализирующее поведение, агрессивное поведение, делинквентное поведение, враждебность и проблемы с вниманием (Ruchkin et al., 19).98; Мистерс и др., 1995; и Барноу и др., 2002). Также возможно, что последствия невовлеченного воспитания сохраняются в подростковом возрасте и во взрослой жизни (Nijhof & Engles, 2007). В исследовании студентов-первокурсников колледжа исследователи обнаружили, что люди, которые сообщили, что их воспитывали невовлеченные родители, демонстрировали больше проблем с интернализацией и экстернализацией в ответ на негативные эмоции, такие как тоска по дому (Nijhof & Engles, 2007). Кроме того, эти учащиеся, как правило, справлялись с проблемами менее эффективно, чем те, кто рос в любящей и принимающей домашней среде (Nijhof & Engles, 2007).
Авторитетный
Авторитетный родитель демонстрирует как высокий уровень теплоты, так и высокий уровень контроля (Baumrind, 1991). Родители этой категории разумны и заботливы, возлагают большие надежды, четко объясняют дисциплинарные правила и часто общаются со своими детьми (Baumrind, 1991). Авторитетное воспитание ассоциируется с большей детской компетентностью, исключительной зрелостью, напористостью и самоконтролем (Baumrind, 1991). Авторитарные родители, применяющие дисциплинарные практики, ориентированные на ребенка, и использующие вербальные рассуждения и объяснения, как правило, воспитывают детей, демонстрирующих высокий уровень морального мышления, маркеров морального сознания и просоциального поведения (Krevans & Gibbs, 19).96).
Исследования показали, что авторитарное воспитание может быть наиболее эффективным стилем воспитания, однако оно также, как правило, является наиболее требовательным с точки зрения родительской энергии и времени (Greenberger & Goldberg, 1989). Возможно, что родители, живущие в стрессовых условиях, таких как бедность, с меньшей вероятностью будут демонстрировать авторитетное родительское поведение и с большей вероятностью будут использовать менее эффективные методы воспитания. Исследования показывают, что родители из домохозяйств с более высоким социально-экономическим статусом с большей вероятностью нанимают демократических (Хоффман, 19 лет).63) и ориентированные на ребенка (Sears et al., 1957) методы воспитания, в отличие от авторитарного и ориентированного на родителей стиля, характерного для домов с более низким социально-экономическим статусом. Это приведет к увеличению вероятности воспитания детей, которые демонстрируют проблемы интернализирующего и экстернализирующего поведения, что, в свою очередь, может подвергнуть семью большему стрессу. Эта круговая тенденция имеет серьезные последствия для будущего, поскольку она способствует системному неравенству для семей, живущих в бедности (Коэн, 1998).
Более обширные исследования имеют решающее значение для улучшения текущего понимания в этой области стилей воспитания и роли, которую они играют в результатах поведения детей. Более глубокое понимание корней различных методов воспитания может позволить более эффективно реагировать на факторы окружающей среды, которые заставляют родителей принимать менее идеальные стратегии. Это исследование следует использовать для разработки более эффективных программ профилактики и вмешательства, направленных на стимулирование адаптивного поведенческого развития у детей. Поскольку было обнаружено, что родительские программы продемонстрировали значительное и устойчивое влияние на ранние проблемы с деструктивным поведением (Comer et al., 2013), важно обеспечить, чтобы эти программы были широко доступны семьям из групп риска, и чтобы эти семьи были осведомлены о их доступность. Кроме того, программы для родителей обычно проводятся в групповом формате, а не в индивидуальной терапии, которая оказалась экономически эффективной, снижает стигматизацию и способствует поддержке сверстников (Comer et al., 2013; Gross et al., 2003; Sanders, 19).99). Крайне важно, чтобы родителей не обвиняли в их методах воспитания или в поведенческих результатах их детей, а вместо этого им предоставлялись возможности и ресурсы, в которых они нуждались. Использование этих ресурсов может помочь родителям использовать более подходящие методы воспитания и способствовать адаптивному поведенческому развитию своих детей.
———
Джордан Л. Маллинз окончил Калифорнийский университет в Дэвисе в 2017 году со степенью бакалавра. по психологии и двойной несовершеннолетний по испанскому языку и развитию человека. В настоящее время она работает научным сотрудником в Лаборатории нейробиологии развития доктора Гальвана. Джордан особенно интересуется клинической психологией, детско-родительскими отношениями и семейной динамикой и надеется провести исследование по этим темам после окончания аспирантуры.
———
Ссылки
Ахтер Н., Ханиф Р., Тарик Н. и Атта М. (2011). Стили воспитания как предикторы экстернализации и интернализации поведенческих проблем у детей. Пакистанский журнал психологических исследований, 26 (1), 23–41.
Альбрехт А., Галамбос Н. и Янссон С. (2007). Интернализирующее и агрессивное поведение подростков и восприятие психологического контроля родителей: панельное исследование, изучающее направление эффектов. Журнал молодежи и подростков, 36 (5), 673–684.
(АПА) Американская психологическая ассоциация (2018). Воспитание. Получено с: http://www.apa.org/topics/parenting/index.aspx
Аунола, К., и Нурми, Дж. (2005). Роль стилей воспитания в проблемном поведении детей. Детское развитие, 76 (6), 1144–1159.
Барноу, С., Шукит, М., Смит, Т.Л., Преус, У., и Данко, Г. (2002). Реальная связь между семейной плотностью алкоголизма и экстернализацией симптомов у 146 детей. Алкоголь и алкоголизм, 37 (4), 383–387.
Баумринд, Д. (1967). Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии, 75 (1), 43-83.
Баумринд, Д. (1991). Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности, 11 (1), 56–95.
Баумринд, Д. и Блэк, А. Э. (1967). Практики социализации, связанные с измерениями компетентности у дошкольников. Развитие ребенка, 38 (2), 291-327.
Боулби, Дж. (1977). Создание и разрыв любовных уз. Британский журнал психиатрии, 130 , 201-210.
Кальзада, Э. Дж. (2001). Нормативное и оптимальное воспитание в доминиканских и пуэрториканских матерях детей раннего возраста (Приказ № AAI9984400). Доступно на PsycINFO. (619708281; 2001-95004-303).
Чен, X., Лю, М., и Ли, Д. (2000). Родительская теплота, контроль и снисходительность и их связь с адаптацией китайских детей: лонгитюдное исследование. Журнал семейной психологии, 14 (3), 401–419.
Чорпита, Б.Ф., и Барлоу, Д.Х. (1998). Развитие тревоги: роль контроля в ранней среде. Психологический бюллетень, 124 (1), 3-21.
Комер Дж., Ферр Дж., Купер-Винс К., Мэдиган Р., Чоу К., Чан П., Идробо Ф., Чейз Р., Макнейл К., Эйберг , С. (2015). Обоснование и соображения для проведения терапии взаимодействия родителей и детей через Интернет. Когнитивная и поведенческая практика, 22 (3), 302-316.
Дауни, Г. и Койн, Дж. (1990). Дети депрессивных родителей: интегративный обзор. Психологический бюллетень, 108 (1), 50-76.
Гринбергер, Э. и Голдберг, В. (1989). Работа, воспитание и социализация детей. Психология развития, 25 (1), 22-35.
Гросс Д., Фогг Л., Вебстер-Страттон К., Гарви К., Джулион В. и Грейди Дж. (2003). Обучение родителей детей ясельного возраста дневному уходу в малообеспеченных городских сообществах. Журнал консультирования и клинической психологии, 71 , 261–278.
Хоффман, М.Л. (1963). Личность, структура семьи и социальный класс как предпосылки утверждения родительской власти. Развитие ребенка , 34 , 869–884.
Коэн, Д.Э. (1998). Поведение родителей: связанные характеристики и результаты для детей (номер заказа AAM9809732). Доступно на PsycINFO. (619378018; 1998-95006-332).
Креванс, Дж., и Гиббс, Дж. К. (1996). Использование родителями индуктивной дисциплины: отношения к детской эмпатии и просоциальному поведению. Развитие ребенка, 67 (6), 3263-3277.
Маккоби, Э. и Мартин, Дж. (1983). Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. Справочник по детской психологии Том. 4. Социализация, личность и социальное развитие, 4, 1-101.
Мистерс, К., Мурис, П., и Эсселинк, Т. (1995). Враждебность и воспринимаемое родительское воспитание. Личность и индивидуальные различия, 18 (4), 567–570.
Нийхоф, К., и Энгельс, Р. (2007). Стили воспитания, стратегии выживания и выражение тоски по дому. Журнал подростков, 30 (5), 709-720.
Рапи, Р. (1997). Потенциальная роль практик воспитания детей в развитии тревоги и депрессии. Clinical Psychology Review, 17 (1), 47-67.
Ручкин В., Эйземанн М. и Хэгглёф Б. (1998). Воспитание родителей и проблемное поведение у правонарушителей мужского пола по сравнению с контрольной группой на севере России. Эпидемиология социальной психиатрии, 33 (10), 477–482.
Сандерс, М.