Психологическое развитие: Психическое развитие | это… Что такое Психическое развитие?
Психологическое развитие ребенка: закономерности, характеристики
Ученые расходятся во мнениях о точном количестве стадий психологического развития ребенка. В 1936 году швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию, описывающую четыре основных его этапа. Другие ученые описывают пять этапов, которые включают младенцев, детей ясельного, дошкольного, школьного возраста и подростков.
Неспособность достичь некоторых вех может сигнализировать о нарушениях развития. Из-за методов скрининга, используемых специалистами, много людей с отклонениями в развитии получают диагноз к тому времени, когда они достигают подросткового возраста. Имея это в виду, развитие ребенка можно разделить на пять этапов, у каждого из которых свои особенности и закономерности психологического развития.
Младенчество (от рождения до года)
В течение первого месяца жизни новорожденные автоматически реагируют на внешние раздражители. Другими словами, новорожденный повернет голову к руке матери, когда она погладит его по щеке, или схватит палец, если он будет положен ей в руку.
Новорожденный видит предметы крупным планом, распознает определенные запахи, улыбается или плачет, чтобы указать на необходимость, и двигает головой из стороны в сторону. Новорожденные могут иметь такие виды нарушения развития, как расщелина позвоночника или генетические нарушения.
Младенцы быстро развивают новые способности в первый год жизни. От трех до шести месяцев младенец контролирует движения головы, сводит руки вместе. К шести-девяти месяцам ребенок сидит без поддержки, лепечет и откликается на свое имя. В возрасте от девяти до двенадцати месяцев ребенок берет предметы, ползает и даже стоит с опорой.
Замедленное развитие у младенцев – признак синдрома Дауна или других нарушений. В задачи доктора входит раннее выявление расстройства развития детей.
Ранний возраст (от 1 до 3 лет)
Дети учатся ходить без посторонней помощи, подниматься по лестнице, прыгать на месте. Они могут держать карандаш, рисовать круг, складывать один блок поверх другого, использовать короткие предложения и даже следовать простым инструкциям.
Центры по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют проходить диагностику на аутизм в возрасте от 18 до 24 месяцев.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
В возрасте от трех до пяти лет дети совершенствуют свои моторные навыки. Они умеют бросать мяч над головой, прыгать, стоять на одной ноге десять секунд или дольше, одеваться и рисовать человека с чертами лица.
Церебральный паралич может появиться на этой стадии развития. Поэтому психологическая характеристика развития должна быть проведена на этом этапе.
Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)
Дети в этом возрасте способные, уверенные, независимые и ответственные. Отношения со сверстниками, особенно с друзьями того же пола, важны для этих лет. У 12-летних начинают развиваться половые признаки.
Проблемы с концентрацией внимания и легкостью отвлечения могут появиться у детей на этом этапе развития.
Подростковый возраст (от 12 до 18 лет)
Подростковый возраст – это время разнообразных изменений, вызванных такими факторами, как значительный физический, эмоциональный и когнитивный рост, новые ситуации, обязанности и люди. Часто наблюдаются перепады настроения, депрессия, а еще другие психологические расстройства. Подростки испытывают периоды ускоренного роста.
Подростковый возраст – важный период для когнитивного развития, знаменующий переходный период в мышлении и рассуждении о проблемах и идеях. Ребенок получит возможность решать более абстрактные и гипотетические задачи, но это также станет значительным шагом к независимости и эмоциональному развитию.
Важно иметь некоторое представление о процессе развития детей. Это позволит оценить, правильно ли развивается ребенок, понять, что он умеет, а что нет, и более эффективно реагировать на потребности и права каждого ребенка.
Тема 20. Психическое развитие человека
Понятие о развитии психики
Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психики, обусловливающих формирование и функционирование личности. Исследователями выработано две основных подхода к пониманию данного процесса. Представители первого утверждают, что психическое развитие носит непрерывный характер, т.е. не останавливается, не ускоряется и не замедляется. поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один его этап от другого, не существует. Однако большинство исследователей являются сторонниками второго подхода: они убеждены, что развитие дискретно (носит прерывистый характер). начавшись еще до рождения ребенка, оно разворачивается и продолжается неравномерно (то ускоряется, то замедляется). Это даёт основания для выделения стадий или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга. Все люди независимо от индивидуальных особенностей проходят каждую стадию развития.
Источники и механизмы психического развития
Источниками психического развития личности являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития. Ведущая деятельность – это, деятельность, которая преимущественно определяет психическое развитие ребенка в определенный период его жизни. Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Ведущими в разные периоды могут быть игра (дошкольное детство), учеба (младший школьный возраст), общение (подростковый возраст), труд (юношеский возраст). Определенному возрасту могут быть присущи и две ведущих деятельности. Пример. Младший школьный возраст: учебная и игровая деятельность.
Благодаря ведущей деятельности достигаются наибольшие результаты в развитии познавательных процессов, происходит формирование психологических (психических) новообразований. психологические новообразования – качественные особенности психики, которые впервые появляются в определенный возрастной период и определяют сознание человека, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Пример. дошкольный возраст: формируются общие (вербальные, креативные и т.п.) и специальные (музыкальные, художественные, танцевальные и т. п.) способности.
Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности. К типам общения
Противоречия, возникающие в процессе психического развития, могут приводить к кризисам развития (возрастным кризисам). Кризисы развития – это относительно непродолжительные периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями. Они необходимы для нормального, поступательного развития личности. Форма, длительность и острота протекания кризисов существенно отличаются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, условий его воспитания, типа семьи, общества и пр. Примеры. кризис трех лет; кризис младшего школьного возраста, кризис подросткового возраста.
Механизмы развития
Главные механизмы развития – это интериоризация и екстериоризация. Процесс превращения внешних, практических действий во внутренние, умственные, называется интериоризацией (лат. interior – внутренний). Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.
Важнейшим средством интериоризации является слово, которое выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей. Овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Усваивая слова, человек фактически усваивает опыт человечества. Таким образом, внутреннюю, психическую деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней, предметной деятельности. С другой стороны, внешнюю, предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности. Примеры.
Закономерности психического развития
1. Неравномерность развития. Данная закономерность проявляется в следующем.
А. Развитие отдельных психических процессов и функций происходит неравномерно. Пример. у одних людей в детском возрасте музыкальные и хореографические способности развиваются значительно быстрее, чем у других (явление «вундеркиндов»). Однако нет никаких гарантий, что и в дальнейшем эта тенденция сохранится. по данным психологов, примерно 75% «вундеркиндов» во взрослой жизни не становятся выдающимися мастерами своего дела.
Б. На разных этапах возрастного развития одни свойства личности выступают как ведущие, другие развиваются менее интенсивно. Пример. в юношеском возрасте наиболее активно развивается память, что позволяет человеку именно в этот период успешно овладевать знаниями и навыками в различных областях науки, искусства, техники и пр.
В. Существуют наиболее благоприятные возрастные периоды для развития определенных психических функций. Их называют сензитивними периодами или периодами повышенной возрастной чувствительности. Пример. для развития музыкальных способностей это дошкольное детство, речи – возраст от 1 года до 8-9 лет. Если сензитивный период не использовать должным образом, развитие соответствующего свойства либо замедляется, либо становится невозможным. Пример. «дети-маугли», у которых пропущен ряд сензитивних периодов, не могут приспособиться к человеческому обществу.
2. Интеграция психики. В основе развития психики лежит повторяемость определенных ситуативных состояний (тревога, агрессия, радость). Закрепляясь в памяти, они постепенно переходят в устойчивые свойства личности. Пример. повторяемость переживания радости приводит к формированию оптимизма как черты характера.
3. Пластичность психики и возможность компенсации одних свойств другими. Если определенные психические функции и свойства развиты недостаточно или отсутствуют, они могут компенсироваться развитием других. Пример. на фоне ослабленного зрения может развиваться повышенная чувствительность к музыкальным звукам.
Факторы психического развития
Развитие психики предполагает наличие биологических предпосылок (задатков), лежащих в основе возникновения, развития и функционирования психических свойств. Развитие личности происходит под воздействием двух основных факторов: природного и социального.
Природный
фактор психического развития (наследственность). В качестве источника насле́дственности (способности организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству) выступает генетический аппарат человека. В свою очередь, характер общения, учебы, воспитания и трудовой деятельности детерминированы принадлежностью человека к определенной нации, обществу, культуре.Становление человеческого организма происходит по определенной программе, заданной в генотипе (совокупности генов). Генотип определяет тип анатомо-физиологической структуры человеческого организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, принадлежность к определенному полу, характер физического созревания и пр.
Однако, конечный результат, достигаемый на каждом этапе индивидуального развития человека, изначально в генотипе не заложен. Существенное влияние на него оказывают
Социальный фактор психического развития – это совокупность элементов социальной среды, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления личности. в зависимости от степени контакта с индивидом социальная среда делится на микросоциум – близкое окружение ребенка (семья, друзья, школьные и внешкольные малые группы, педагоги) и макросоциум – широкое общественное окружение, которое влияет на развитие личности через СМИ, Интернет и т. п.
Влияние социального фактора на развитие личности происходит не прямо, непосредственно, а через внутренние условия. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые психологические образования, возникающие к его концу, получило название социальной ситуации развития. Это специфическая для каждого возраста, система отношений ребенка с окружающим миром, которая изменяется при переходе от одного возрастного этапа к другому.
единица анализа социальной ситуации развития – переживание. Переживание показывает, как в данный момент среда влияет на развитие личности ребенка. Из-за различия переживаний у разных детей одна и та же жизненная ситуация может по-разному сказываться на их развитиии. пример. Отношение разных детей к школьным отметкам.
Развитие и обучение
Автором второго был Л.С.Выготский. Он утверждал, что ведущая роль принадлежит обучению, которое «ведет за собой» развитие. Психическое развитие ребенка, по Выготскому, осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, которые передают ребенку знания о предметах и способах их примененения в обществе, то есть обучают его.
Выготский выдвинул идею об «уровне актуального и зоне ближайшего развития ребенка». Он считал, что состояние умственного развития можно определить по двум уровням. Первый – уровень актуального развития (умственные задания, которые ребенок может выполнить самостоятельно), второй – зона ближайшего развития (задания, которые он может выполнить с помощью взрослого).
Выготский установил, что развитие ребенка, проходит через зону ближайшего развития и только потом переходит на уровень актуального. В школе ребенок учится тому, что может сделать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей: то, что ребенок сегодня может сделать сотрудничая со взрослыми, завтра сумеет сделать и самостоятельно, а следовательно, перейдет на уровень актуального развития. Пример.
Выготский обосновал возможность и необходимость развивающего обучения, главная цель которого – не передача знаний в готовом виде, а психическое развитие ребенка в процессе их приобретения. Пример.
Движущие силы психического развития
Под движущими силами развития личности понимают собственные потребности ребенка, его мотивацию, внешние стимулы его деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые перед ребенком в процессе обучения и воспитания, а также противоречия между внешними условиями психического развития личности и ее потребностями, интересами, целями.
в разном возрасте эти противоречия могут иметь разное содержание, формы проявления и способы преодоления. На начальных этапах жизни они могут не осознаваться, но в последующем фиксируются самосознанием и переживаются личностью как недовольство собой, стремление к самоусовершенствованию.
Виды противоречий, возникающих в процессе психического развития ребенка:
1. Между психологическими потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Пример.
2. Между новыми физическими и духовными возможностями ребенка и существующим отношением к ней со стороны взрослых. Пример.
3. Между требованиями со стороны общества, взрослых и уровнем психического развития ребенка. Пример.
4. Между требованиями взрослых и желаниями ребенка. Пример.
5. Между знаниями и поступками, сознанием и поведением ребенка. Пример.
Противоречия возникают при переходе человека от одного возрастного периода к другому и проявляются в форме негативизма, конфликтов со взрослыми и сверстниками, противодействия их требованиям и пр. Успешное преодоление противоречий помогает личности подняться на новый уровень развития, если же этого не происходит, в личностном развитии могут возникать серьезные трудности и проблемы.
Возрастные изменения психики
Психическое развитие человека проявляется в возрастных изменениях психики и поведения. Данные изменения могут быть:
1. Эволюционными (сравнительно медленными и постепенными). Пример. развитие интеллекта в школьные годы.
2. Революционными (быстрыми, занимающими короткий промежуток времени). Пример. Изменения в периоды психологических кризисов.
3. Ситуационными (связанными с изменяющимися обстоятельствами). Пример. развитие музыкального или хореографического мастерства под воздействием интенсивной тренировки. Если человек перестает тренироваться, уровень мастерства падает.
Эволюционные и революционные изменения являются постоянными и необратимыми, ситуативные – нуждаются в закреплении.
Психологическое развитие | Определение, этапы, примеры и факты
младенцев
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эрик Эриксон
- Похожие темы:
- развитие младенцев и малышей эмоциональное развитие самореализация развитие ребенка Эдипов комплекс
Просмотреть весь связанный контент →
психологическое развитие , развитие когнитивных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей человека и функционирование в течение нормальной продолжительности жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология была традиционным центром исследований, но с середины 20 века многое стало известно и о младенчестве, и о взрослой жизни. Далее следует краткое рассмотрение психологического развития. Для более полной обработки см. поведение человека.
Младенчество — это период между рождением и приобретением языка через один-два года. Помимо набора унаследованных рефлексов, помогающих им добывать пищу и реагировать на опасность, новорожденные наделены предрасположенностью к определенным зрительным образам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они способны узнавать своих матерей по внешнему виду и обнаруживают поразительную чувствительность к тонам, ритмическому течению и отдельным звукам, составляющим человеческую речь. Даже маленькие дети способны к сложным перцептивным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут организовать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например, людей, мебели, продуктов питания, животных) таким же образом. пожилые люди делают.
Младенцы быстро развиваются как в узнавании, так и в запоминании воспоминаний, что, в свою очередь, повышает их способность понимать и предвидеть события в окружающей среде. Фундаментальным достижением в это время является признание постоянства объекта, т. е. осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физические взаимодействия младенцев с окружающей средой развиваются от простых нескоординированных рефлекторных движений к более скоординированным действиям, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому что их можно использовать для достижения внешней цели. Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не путем простого экспериментирования методом проб и ошибок.
Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, свидетельствующие о таких эмоциональных состояниях, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. Новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх, появляются к первому году жизни. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к своим матерям или другим основным опекунам, и посредством этих взаимодействий младенцы учатся любить других людей, доверять им и зависеть от них. Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно в два месяца, а их привязанность к матерям и опекунам развивается примерно к шести месяцам. Эти привязанности формируют основу для здорового эмоционального и социального развития на протяжении всего детства.
Вторая основная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет. Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. Младенцы в среднем говорят свои первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам их разговорный словарный запас составляет около 50 слов. Дети начинают использовать комбинации из двух, а затем и трех слов и переходят от простых комбинаций существительное-глагол к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью. К четвертому году жизни большинство детей могут говорить предложениями, похожими на взрослые, и начинают осваивать более сложные правила грамматики и значения.
В своих познавательных способностях дети совершают переход от опоры исключительно на конкретную, осязаемую реальность к логическим операциям с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетние дети ведут себя так, как будто внешний мир есть постоянное место, независимое от их восприятия, и проявляют экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может творчески и спонтанно адаптироваться к новым целям. В период от двух до семи лет дети начинают манипулировать окружающей средой посредством символического мышления и языка; они становятся способными к решению новых типов логических задач и начинают пользоваться мыслительными операциями, гибкими и полностью обратимыми в мышлении. В возрасте от 7 до 12 лет зачатки логики проявляются в форме классификации идей, понимания времени и числа, более глубокого понимания серийности и других иерархических отношений.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания, т. е. осознания своих собственных эмоциональных состояний, характеристик и потенциальных действий, и они также становятся все более способными различать и интерпретировать эмоции других людей. Это способствует эмпатии или способности ценить чувства и восприятие других и понимать их точку зрения. Эти новые способности способствуют нравственному развитию детей, которое обычно начинается в раннем детстве с заботы и избегания действий, которые влекут за собой боль и наказание, и переходит к более общему регулированию поведения, чтобы поддерживать уважение и одобрение родителей. Дальнейший сдвиг в моральных рассуждениях, основанный на избегании внутренней вины и самобичевания, знаменует собой переход от детства и юности к взрослой жизни. Все эти эмоциональные достижения улучшают социальные навыки и функционирование ребенка.
Психология развития 101: теории, этапы и исследования
Психология развития изучает, как мы растем и меняемся в своих мыслях и поведении.
Вы можете себе представить, насколько обширна эта область психологии, если она должна охватывать всю жизнь, от рождения до смерти.
Как и любая другая область психологии, она породила волнующие дебаты и привела к увлекательным исследованиям конкретных случаев.
В последние годы психология развития перешла на использование парадигм позитивной психологии для создания целостного подхода к продолжительности жизни. Например, знания, полученные из позитивной психологии, могут способствовать развитию детей в образовании.
В этой статье вы узнаете много нового о различных аспектах психологии развития, в том числе о том, как она впервые появилась в истории, а также об известных теориях и моделях.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое психология развития?
- 4 популярные теории, этапы и модели
- 2 вопроса и темы исследования
- Увлекательные тематические исследования и результаты исследований
- Взгляд на позитивную психологию развития
- Применение психологии развития в образовании
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое психология развития?
Люди резко меняются в течение жизни.
Американская психологическая ассоциация (2020) определяет психологию развития как изучение физических, психических и поведенческих изменений от зачатия до старости.
Психология развития исследует биологические, генетические, неврологические, психосоциальные, культурные и экологические факторы человеческого роста (Burman, 2017).
На протяжении многих лет психология развития находилась под влиянием многочисленных теорий и моделей в различных областях психологии (Burman, 2017).
История психологии развития
Психология развития впервые появилась как область изучения в конце 19 века (Baltes, Lindenberger, & Staudinger, 2007). Психология развития изначально была сосредоточена на развитии детей и подростков и занималась детским разумом и обучением (Hall, 1883).
В психологии развития есть несколько ключевых фигур. В 1877 году известный биолог-эволюционист Чарльз Дарвин предпринял первое исследование психологии развития врожденных форм общения. Вскоре после этого физиолог Уильям Прейер (1888 г.) опубликовал книгу о способностях младенцев.
В 1900-е годы многие выдающиеся личности доминировали в области психологии развития со своими подробными теориями развития: Зигмунд Фрейд (1923, 1961), Жан Пиаже (1928), Эрик Эриксон (1959), Лев Выготский (1978), Джон Боулби (1958). ) и Альберт Бандура (1977).
К 1920-м годам психология развития начала включать развитие взрослых и процесс старения (Thompson, 2016).
В последние годы он расширился и теперь включает пренатальное развитие (Brandon et al., 2009).). В настоящее время считается, что психология развития охватывает всю продолжительность жизни (Baltes et al., 2007).
4 Популярные теории, стадии и модели
Ключевые фигуры в истории психологии развития в основном известны своими собственными теориями и моделями.
Каждая из этих моделей способствовала пониманию процесса человеческого развития и роста.
Кроме того, каждая теория и модель фокусируется на различных аспектах развития: социальном, эмоциональном, психосексуальном, поведенческом, привязанности, социальном обучении и многих других.
Вот некоторые из наиболее популярных моделей развития, которые внесли большой вклад в развитие психологии развития.
1. Стили привязанности Боулби
Основополагающая работа психолога Джона Боулби (1958) продемонстрировала его интерес к социальному развитию детей. Боулби (1969, 1973, 1980) разработал наиболее известную теорию социального развития, известную как теория привязанности.
Боулби (Bowlby, 1969) предположил, что потребность в формировании привязанностей является врожденной, заложенной во всех людях для выживания и необходимой для развития детей. Эта инстинктивная связь помогает обеспечить заботу о детях их родителем или опекуном (Боулби, 19 лет).69, 1973, 1980).
Первоначальная работа Боулби по вложению была развита одной из его учениц, Мэри Эйнсворт. Она предложила несколько стилей привязанности между ребенком и опекуном (Ainsworth & Bell, 1970).
Эта теория ясно иллюстрирует важность стилей привязанности для будущего развития ребенка. Последовательный и стабильный уход приводит к безопасному стилю привязанности (Ainsworth, Blehar, Waters, & Wall, 1978). Напротив, нестабильный и ненадежный уход приводит к нескольким негативным стилям привязанности: амбивалентному, избегающему или дезорганизованному (Ainsworth & Bell, 19).70; Мейн и Соломон, 1986).
Теория Боулби не рассматривает влияние группы сверстников или то, как она может формировать личность и развитие ребенка (Harris, 1998).
2. Теория стадий Пиаже
Жан Пиаже был французским психологом, очень интересовавшимся развитием детей. Его интересовало мышление детей и то, как они приобретают, строят и используют свои знания (Piaget, 1951).
Четырехступенчатая теория когнитивного развития Пиаже (1951) определяет последовательность интеллектуального развития ребенка. Согласно этой теории, все дети проходят эти четыре стадии развития в одном и том же порядке (Simatwa, 2010).
Сенсомоторная стадия от рождения до двух лет. Поведение запускается сенсорными стимулами и ограничивается простыми двигательными реакциями. Если объект удаляется из поля зрения ребенка, он думает, что его больше не существует (Piaget, 1936).
Предоперационная стадия происходит в возрасте от двух до шести лет. Ребенок изучает язык, но не может мысленно манипулировать информацией или понимать конкретную логику (Wadsworth, 1971).
Бетон рабочий 9Стадия 0024 проходит с 7 до 11 лет. Дети начинают более логически мыслить о реальных событиях. Абстрактные или гипотетические понятия на этой стадии все еще трудно понять (Wadsworth, 1971).
На формальных операционных стадиях от 12 лет до взрослой жизни возникают абстрактное мышление и навыки (Piaget, 1936).
Компания Piaget не учитывала другие факторы, которые могли повлиять на эти этапы или на прохождение ребенком через них. Биологическое созревание и взаимодействие с окружающей средой могут определять скорость когнитивного развития у детей (Papalia & Feldman, 2011). Индивидуальные различия также могут определять прогресс ребенка (Бергер, 2014).
3. Теория психосексуального развития Фрейда
Одна из наиболее влиятельных теорий развития, охватывающая стадии психосексуального развития, была разработана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (Fisher & Greenberg, 1996).
Фрейд пришел к выводу, что детские переживания и бессознательные желания влияют на поведение после того, как он стал свидетелем того, как его пациентки испытывали физические симптомы и страдания без какой-либо физической причины (Breuer & Freud, 1957).
Согласно психосексуальной теории Фрейда, развитие ребенка происходит в несколько стадий, каждая из которых сосредоточена на различных участках тела, доставляющих удовольствие. На каждом этапе ребенок сталкивается с конфликтами, которые играют значительную роль в развитии (Сильверман, 2017).
Теория психосексуального развития Фрейда включает оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии. Его теория предполагает, что энергия либидо фокусируется на этих разных эрогенных зонах на каждом конкретном этапе (Сильверман, 2017).
Фрейд пришел к выводу, что успешное завершение каждой стадии ведет к здоровому взрослому развитию. Он также предположил, что неспособность пройти стадию вызывает фиксацию и трудности в развитии, такие как кусание ногтей (оральная фиксация) или навязчивая опрятность (анальная фиксация; Silverman, 2017).
Фрейд считал, что личность формируется в детстве по мере прохождения ребенком этих стадий. Критика теории психосексуального развития Фрейда включает ее неспособность учесть, что личность может меняться и расти на протяжении всей жизни. Фрейд считал, что ранний опыт играет наиболее важную роль в формировании развития (Silverman, 2017).
4. Теория социального обучения Бандуры
Американский психолог Альберт Бандура предложил теорию социального обучения (Bandura, Ross, & Ross, 1961). Бандура не считал, что классического или оперантного обусловливания достаточно для объяснения усвоенного поведения, потому что некоторые виды поведения детей никогда не подкрепляются (Бандура, 1986). Он считал, что дети наблюдают, подражают и моделируют поведение и реакции других (Bandura, 1977).
Бандура предположил, что наблюдение имеет решающее значение в обучении. Кроме того, наблюдение не обязательно должно происходить за живым актером, как, например, в эксперименте с куклой Бобо (Бандура, 1986). Бандура и др. (1961) считали, что обучение и моделирование также могут происходить при прослушивании словесных инструкций по выполнению поведения.
Социальная теория Бандуры (1977) утверждает, что как факторы окружающей среды, так и когнитивные факторы взаимодействуют, влияя на развитие.
Теория развития Бандуры подвергалась критике за то, что она не учитывала биологические факторы или реакции вегетативной нервной системы детей (Kevin, 1995).
Обзор теорий развития – Академия Хана
youtube.com/embed/WMv8A9qg6jY?feature=oembed&enablejsapi=1&origin=https://positivepsychology.com” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share” allowfullscreen=””/>2 Вопросы и темы исследований
Психология развития породила множество спорных вопросов и тем для исследований. Вот два наиболее часто обсуждаемых.
1. Дебаты о природе и воспитании
Один из старейших споров в области психологии развития ведется между природой и воспитанием (Levitt, 2013).
Является ли развитие человека результатом наследственных факторов (генов) или на него влияет окружающая среда (школа, семья, отношения, сверстники, сообщество, культура)?
Поляризованная позиция психологов развития прошлого теперь изменилась. Вопрос о природе/воспитании теперь касается отношения между врожденностью атрибута и влиянием окружающей среды на этот атрибут (Nesterak, 2015).
Область эпигенетики описывает, как поведенческие факторы и факторы окружающей среды влияют на экспрессию генов (Kubota, Miyake, & Hirasawa, 2012).
Многие тяжелые психические расстройства имеют наследственный компонент. Тем не менее, окружающая среда и поведение, такие как улучшенное питание, снижение стресса, физическая активность и позитивный настрой, могут определить, будет ли когда-либо проявляться это состояние здоровья (Śmigielski, Jagannath, Rössler, Walitza, & Grünblatt, 2020).
При рассмотрении классических моделей психологии развития, таких как теория схем Пиаже и психосексуальная теория Фрейда, вы увидите, что обе они считают развитие незыблемым и неизменяемым окружающей средой.
Современные теории психологии развития используют другой подход. Они подчеркивают важность нескольких уровней организации в ходе человеческого развития (Lomas, Hefferon, & Ivtzan, 2016).
2. Теория разума
Теория разума позволяет нам понять, что другие люди имеют другие намерения, убеждения, желания, восприятие, поведение и эмоции (Американская психологическая ассоциация, 2020).
Впервые он был идентифицирован в исследованиях Премака и Вудраффа (1978) и считается естественной стадией развития для всех детей. Примерно в возрасте четырех или пяти лет дети начинают думать о мыслях и чувствах других. Это свидетельствует о появлении теории разума (Wellman & Liu, 2004).
Тем не менее, способность всех людей достигать и поддерживать этот критический навык на одном и том же уровне является спорной.
У детей с диагнозом аутизм наблюдается дефицит теории сознания (Baron-Cohen, Leslie, & Frith, 1985).
Лица с депрессией (психотической и непсихотической) значительно нарушены в теоретических задачах ума (Wang, Wang, Chen, Zhu, & Wang, 2008).
Также было обнаружено, что люди с социальным тревожным расстройством менее точно расшифровывают психические состояния других (Washburn, Wilson, Roes, Rnic, & Harkness, 2016).
Дальнейшие исследования показали, что теория разума меняется с возрастом. Это предполагает процесс развития этой концепции на протяжении всей жизни (Meinhardt-Injac, Daum, & Meinhardt, 2020).
Увлекательные тематические исследования и результаты исследований
Психология развития включает множество увлекательных тематических исследований и результатов исследований. Вот два из них, которые показались нам особенно интересными.
1. Маленький Альберт
Маленький ребенок, ставший предметом экспериментов психологов-бихевиористов Уотсона и Рейнера (1920), назывался «Маленький Альберт». у ребенка может развиться фобия.
Альберт подвергся воздействию нескольких нейтральных раздражителей, включая вату, маски, белую крысу, кролика, обезьяну и собаку. Поначалу Альберт не выказывал страха перед этими раздражителями.
Когда к первоначально нейтральному стимулу присоединился громкий шум, Альберт сильно расстроился и развил фобию объекта, которая распространялась и на любой подобный объект.
Этот эксперимент подчеркивает важность факторов окружающей среды в развитии поведения у детей.
2. Дэвид Реймер
В возрасте восьми месяцев Дэвид Реймер потерял пенис в результате неудачной операции по обрезанию. Обеспокоенные родители обратились к психологу, который посоветовал им воспитывать Дэвида как девочку.
Молодой возраст Дэвида означал, что он ничего не знал об этом. Он прошел через процесс гормонального лечения и смены пола. В возрасте 14 лет Дэвид узнал правду и захотел отменить процесс смены пола, чтобы снова стать мальчиком. До этого времени он всегда чувствовал себя мальчиком, хотя социализировался и воспитывался как девочка (Colapinto, 2006).
Этот пример иллюстрирует важность наследственности и генов в развитии эмоций и поведения у детей.
Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Взгляд на позитивную психологию развития
Современные теории психологии развития часто включают целостный подход и более позитивный подход к развитию.
Позитивная психология пересекается с дисциплинами развития в таких областях, как воспитание детей, образование, молодежь и старение (Lomas et al., 2016).
Все эти парадигмы можно сгруппировать под эгидой позитивной психологии развития. Этот свежий подход к развитию фокусируется на аспектах развития, связанных с благополучием, при этом систематически объединяя их (Lomas, et al. , 2016).
- Позитивное воспитание — это подход к благополучию детей, в котором основное внимание уделяется роли родителей и опекунов (Latham, 1994).
- Позитивное образование рассматривает процветание в контексте школы (Seligman, Ernst, Gillham, Reivich, & Linkins, 2009).).
- Позитивное развитие молодежи — это продуктивное и конструктивное сосредоточение внимания на подростковом и раннем взрослом возрасте, направленное на усиление сильных сторон молодых людей и достижение положительных результатов (Larson, 2000).
- Позитивное старение, также известное как здоровое старение, фокусируется на позитивном старении как на здоровом, нормальном этапе жизни (Vaillant, 2004).
Большая часть эмпирической и теоретической работы, связанной с позитивной психологией развития, проводилась годами, еще до появления самой позитивной психологии (Lomas et al., 2016).
Мы рекомендуем эту статью по теме «Применение позитивной психологии в школах и образовании: полное руководство» для дальнейшего чтения.
Применение психологии развития в образовании
Теория и результаты психологии развития, которые мы показали вам, применимы в реальной жизни.
На занятиях по психологии развития учитываются психологические, эмоциональные и интеллектуальные характеристики детей в зависимости от стадии их развития.
Отчет о 20 главных принципах психологии в классе, от дошкольного до старшего школьного возраста, был опубликован Американской психологической ассоциацией в 2015 году. В отчете также сообщается, как учителя могут реагировать на эти принципы в классе.
В таблице ниже представлены 5 основных принципов и ответы учителей.
Пять приложений психологии развития в образовании | |
---|---|
Принцип 1: | Ответ учителя: |
Учащиеся, которые считают, что интеллект неизменен, вряд ли будут браться за сложные задания и уязвимы для отрицательной обратной связи. | Учителя должны поощрять детей к пониманию того, что интеллект податлив, и способствовать развитию мышления. |
Принцип 2: | Ответ учителя: |
Когнитивное развитие и обучение не ограничиваются общими стадиями развития. | Теории стадий психологии развития подходят не всем учащимся. Это не означает, что ученик потерпел неудачу, и учителя должны сообщить об этом ученикам. |
Принцип 3: | Ответ учителя: |
Учащиеся могут научиться эмоциональному обучению и навыкам саморегуляции. | Ученикам следует помогать контролировать свои эмоции и поведение, чтобы улучшить процесс обучения. Это означает использование внимания, организации, стратегий памяти и планирования. |
Принцип 4: | Ответ учителя: |
У учащихся можно развивать творческие способности. | Учителя могут развивать и развивать творческое мышление, используя инновационные подходы к обучению. Учителя должны подчеркивать различные точки зрения и методы для поощрения творчества. |
Принцип 5: | Ответ учителя: |
Эмоциональное благополучие жизненно важно для обучения, производительности и развития. | Учителя должны использовать эмоциональную лексику, обучать стратегиям эмоциональной регуляции, способствовать эмоциональному пониманию других и поощрять всех учащихся. |
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
Существует множество ценных ресурсов, которые помогут вам способствовать позитивному развитию независимо от того, работаете ли вы с маленькими детьми, подростками или взрослыми.
Чтобы помочь вам начать работу, ознакомьтесь со следующими бесплатными ресурсами из нашего блога.
- Принятие установки на рост
Это упражнение помогает клиентам распознать случаи установки на данность в своем мышлении и действиях и заменить их мыслями и поведением, более поддерживающими установку на рост. - Разочарования в детстве
Этот рабочий лист предоставляет клиентам место для документирования основных проблем, с которыми они столкнулись в детстве, а также их эмоциональных и поведенческих реакций. - Кем я хочу быть
Этот рабочий лист помогает детям определить поведение и эмоции, которые они хотели бы проявлять, и выбрать возможность в будущем вести себя таким идеальным образом. - 17 упражнений по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать. - Курсы по психологии развития
Если вы заинтересованы в карьере в области психологии развития, мы предлагаем 15 лучших курсов в этой статье.
Сообщение на вынос
Ранние модели и теории психологии развития были сосредоточены на конкретных областях, таких как привязанность, психосексуальное, когнитивное и социальное обучение. Несмотря на свою информативность, они не учитывали различные точки зрения и представляли собой фиксированные парадигмы.
Теперь мы поняли, что развитие не фиксировано. Индивидуальные различия имеют место в развитии, и факторов, которые могут повлиять на развитие, много. Он постоянно меняется на протяжении всей жизни.
Современный подход к психологии развития включает в себя разделы позитивной психологии. Он объединяет эти различные дисциплины, чтобы сформировать всеобъемлющую парадигму позитивной психологии развития.
Психология развития помогла нам лучше понять детские мотивы, социальные и эмоциональные контексты, а также их сильные и слабые стороны.
Эти знания необходимы преподавателям для создания богатой учебной среды для учащихся, чтобы помочь им позитивно развиваться и в конечном итоге полностью раскрыть свой потенциал.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Эйнсворт, доктор медицины, и Белл, С. М. (1970). Привязанность, исследование и разделение: проиллюстрировано поведением годовалых детей в странной ситуации. Развитие ребенка , 41 , 49–67.
- Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М.С., Уотерс, Э., и Уолл, С. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
- Американская психологическая ассоциация. (2015). 20 главных принципов психологии для преподавания и обучения PREK-12: Коалиция за психологию в школах и образовании . Получено 16 июля 2021 г. с
https://www.apa.org/ed/schools/teaching-learning/top-twenty-principles.pdf - Американская психологическая ассоциация. (2020). Психология развития. Словарь по психологии . Получено 20 июля 2021 г. с https://dictionary.apa.org/ .
- Балтес, П.Б., Линденбергер, У., и Штаудингер, У.М. (2007). Теория продолжительности жизни в психологии развития. В RM Lerner & W. Damon (Eds.), Справочник по детской психологии (стр. 569–564). Эльзевир.
- Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Прентис Холл.
- Бандура, А. (1986). Социальные основы мышления и действия: социальная когнитивная теория . Прентис-Холл.
- Бандура, А. Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным образцам. Журнал ненормальной и социальной психологии , 63 , 575–582.
- Барон-Коэн, С., Лесли, А. М., и Фрит, У. (1985). Есть ли у аутичного ребенка «теория разума»? Познание , 21 (1), 37–46.
- Бергер, К. С. (2014). Развитие человека на протяжении всей жизни (9-е изд.). Ценность.
- Боулби, Дж. (1958). Природа привязанности ребенка к матери. Международный журнал психоанализа , 39 , 350–371.
- Боулби, Дж. (1969). Приложение и потеря: Том 1: Приложение . Хогарт Пресс.
- Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря: Том 2: Гнев и тревога . Хогарт Пресс.
- Боулби, Дж. (1980). Привязанность и потеря: Том 3: Потеря, печаль и депрессия . Хогарт Пресс.
- Брэндон, А. Р., Питтс, С., Уэйн, Х., Дентон, К., Стрингер, А., и Эванс, Х. М. (2009). История теории пренатальной привязанности. Journal of Prenatal and Perinatal Psychological Health , 23 (4), 201–222.
- Брейер, Дж., и Фрейд, С. (1957). Исследования по истерии . Основные книги.
- Бурман, Э. (2017). Деконструкция психологии развития . Рутледж.
- Колапинто, Дж. (2006). Каким его создала природа: Мальчик, выросший как девочка . Харпер многолетник.
- Дарвин, К. (1877 г.). Биографический очерк младенца. Разум, 2 , 285–294.
- Эриксон, Э. (1959). Психологические проблемы . Издательство международных университетов.
- Фишер С. и Гринберг Р. П. (1996). Научная переоценка Фрейда: проверка теорий и терапии . Джон Уайли и сыновья.
- Фрейд, С. (1961). Эго и Ид. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (стр. 3–66). Хогарт Пресс. (Оригинальная работа опубликована в 1923 г.).
- Холл, GS (1883 г.). Содержание детских мыслей. Принстонское обозрение , 1 , 249–272.
- Харрис, младший (1998). Предположение о воспитании: почему дети вырастают такими, какие они есть . Свободная пресса.
- Кевин, Д. (1995). Социальная психология развития: от младенчества до старости . Уайли-Блэквелл.
- Кубота, Т., Мияке, К., и Хирасава, Т. (2012). Эпигенетическое понимание взаимодействия генов и окружающей среды при психических расстройствах: новая концепция клинической генетики. Клиническая эпигенетика , 4 (1), 1–8.
- Ларсон, Р. В. (2000). К психологии позитивного развития молодежи. Американский психолог , 55 (1), 170–183.
- Латам, Г.И. (1994). Сила позитивного воспитания . Чернила P&T.
- Левитт, М. (2013). Восприятие природы, воспитания и поведения. Общество и политика наук о жизни , 9 (1), 1–13.
- Ломас, Т., Хефферон, К., и Ивтзан, И. (2016). Позитивная психология развития: обзор литературы о благополучии на протяжении всей жизни. Журнал счастья и благополучия , 4 (2), 143–164.
- Мейн, М., и Соломон, Дж. (1986). Обнаружение модели небезопасно-дезорганизованной/дезориентированной привязанности. В TB Brazelton & MW Yogman (Eds.), Аффективное развитие в младенчестве . Аблекс.
- Мейнхардт-Инжак, Б., Даум, М.М., и Мейнхардт, Г. (2020). Теория развития разума от подросткового возраста до взрослой жизни: проверка двухкомпонентной модели. Британский журнал психологии развития , 38 , 289–303.
- Нестерак, Э. (2015, 10 июля). Конец природы против природы. Специалист по поведению. Получено 19 июля 2021 г. с https://behavioralscientist.org/the-end-of-nature-versus-nurture/ .
- Папалия, Д.Э., и Фельдман, Р.Д. (2011). Мир ребенка: от младенчества до подросткового возраста . Макгроу-Хилл.
- Пиаже, Дж. (1928). La causalité chez l’enfant. Британский журнал психологии , 18 (3), 276–301.
- Пиаже, Дж. (1936). Происхождение интеллекта у ребенка . Рутледж и Кеган Пол.
- Пиаже, Дж. (1951). Игра, мечты и подражание в детстве (т. 25). Рутледж.
- Премак, Д., и Вудрафф, Г. (1978). Есть ли у шимпанзе теория разума? Науки о поведении и мозге , 1 (4), 515–526.
- Preyer, WT (1888 г.). Психика ребенка: Наблюдения за психическим развитием человека в первые годы жизни (т. 7). Д. Эпплтон.
- Селигман, член парламента, Эрнст, Р.М., Гиллхэм, Дж., Райвич, К., и Линкинс, М. (2009). Позитивное образование: позитивная психология и занятия в классе. Oxford Review of Education , 35 (3), 293–311.
- Сильверман, Д.К. (2017). Психосексуальные стадии развития (Фрейд). В V. Zeigler-Hill & T. Shackelford (Eds.), Энциклопедия личности и индивидуальных различий . Спрингер.
- Симатва, EMW (2010). Теория интеллектуального развития Пиаже и ее значение для управления обучением на уровне дошкольного образования. Educational Research Review 5 , 366–371.
- Смигельски, Л., Джаганнат, В., Рёсслер, В., Валица, С., и Грюнблатт, Э. (2020). Эпигенетические механизмы шизофрении и других психотических расстройств: систематический обзор эмпирических данных о людях. Молекулярная психиатр г., 25 (8), 1718–1748.
- Томпсон, Д. (2016). Психология развития в 1920-е годы: период серьезного перехода. Журнал генетической психологии , 177 (6), 244–251.
- Вайян, Г. (2004). Положительное старение. В PA Linley & S. Joseph (Eds.