Разное

Психологическая характеристика дошкольника: Психолого – педагогическая характеристика на дошкольника | Материал (средняя группа) на тему:

Содержание

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего мини-центр

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего мини-центр

 

 

Фамилия, имя _____________________
Дата рождения  _____________________
Общее физическое развитие _________________
Состояние здоровья      _____________________
Состав семьи              ______________________

 Поступил в мини-центр      ______________________

 

Мини- центр посещает с августа 2016 года. К мини-центру адаптировался быстро.

Ребенок из  полной   семьи.  Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой.  Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует,  лего.  Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

Соматическое здоровье. Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться,  пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.

Особенности игровой деятельности: ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и  машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.

Основные трудности, отмечаемые в общении: У ребенка сформировано доброжелательное  отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

Особенности отдельных познавательных процессов: Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Речевое развитие: Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание.  Любит похвалу и одобрение,  которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив. 

 

Психолог м-ц «Күншуақ»_____________Литвякова Н.В.

Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.

 

Типологические особенности: 
1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.
2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.
3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.

4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.

Характерологические особенности:
1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.
2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч.
3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.
4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.
5. Каким видам деятельности отдает предпочтение.
6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.

7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.

Психологические особенности:
1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий.
2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.
3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.
4. Распределение внимания – достаточное, затруднено.
5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не сформировано.

Уровень развития мыслительной деятельности:
1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений. 

2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций:
1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.

Развитие воображения: 
1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) – соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

Вербальная часть:
1. Понимание рассказов со скрытым смыслом.
2. Парные аналогии.
3. Сюжетное рассказывание – номинативная и коммуникативная функции речи.
4. Умение работать в режиме диалога.
5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

Работоспособность на занятиях: 
1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное.
2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.
3. Быстро или медленно включается в работу.
4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.
5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.
6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр.
7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.
8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

Произвольность деятельности:
1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.
2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.
3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

Проводимая работа с ребенком:
1. Проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости).
2. Результаты, ее успешность, формирование навыков – по возрасту, с трудом, отсроченное.

3. Работа с родителями, семьей – отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад

Фамилия, имя _____________________
Дата рождения _____________________
Общее физическое развитие _____________________
Состояние здоровья _____________________
Состав семьи _____________________

Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в куклы. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам. В детском саду предпочитает ролевые игры на бытовые темы («Семья», «Парикмахерская»). В игровой деятельности проявляет активность: чаще всего является инициатором игр и распределителем ролей. В игровой, учебной, элементах трудовой деятельности старательна, собранна, уверена в себе. На музыкальных занятиях отличается активностью и артистичностью. Ответственно относится к исполнению ведущих ролей (неоднократно играла роли Снегурочки, Елочки, Осени). Любит слушать музыку, рисовать, общаться с детьми, при этом на себя берет роль лидера.

Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

В поведении спокойна, сдержанна, иногда непоседлива.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду ее учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Жизнерадостна, общительна, доброжелательна, пользуется любовью и уважением детей группы.

Психолог ДДУ №___:       __________________

Заведующая дошкольным
учреждением №___:       ___________________

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Как написать характеристику на ребенка

Многие задают вопрос по написанию характеристики на ребенка. Ее часто требуют на ПМПК, при оформлении попечительства, лишении родительских прав и т.д. Иногда не хватает “фраз” для описания имеющихся данных, да и просто полезно иметь образцы, для ускорения работы. Характеристика должна быть нейтральной, констатирующей факты, без оценочных выражений. Примерный план и образцы

реальных характеристик из практики ниже.

План составления характеристики.

Характеристика

на Ф.И. ребёнка_____________________      _________________________________________

                                                                                                         учреждение

 Сведения о семье.

Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)

 Личностно-характерологические, типологические и эмоционально-волевые особенности

 Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Общительный – замкнутый

Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)

Неречевой

Речевой

Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер)

Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.

Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)

В быту

Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня

Имеются ли трудности поведения и как они проявляются

Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности.

Характер волевой сферы (развита достаточно, слабая)

Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях

Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются.

Способности ребенка.

Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность, пассивность, безразличие, небрежность)

Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).

 Психологические особенности

 Особенности внимания

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

Запоминает быстро или медленно, с трудом

Запоминает надолго, быстро забывает

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)

Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала

Интеллектуальное развитие

Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания

Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе

Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье

Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета

Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления

Элементы развития логического мышления

Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)

Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)

Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)

Нарушение критичности

Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)

Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)

Уровень сформированности речи

 Состояние артикуляционного аппарата (дизартрия), занимается ли с логопедом

 Активный словарный запас (малый, достаточный)

Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные)

Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)

 

Работоспособность на занятиях

 Включается в работу (быстро, медленно, с трудом)

Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается

Характер отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей)

Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия)

Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий)

Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т. д.)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость….. Поведенческие нарушения….. Трудности социализации…. и т.д.).

 

Дата _________  Подписи __________

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ПРИМЕРЫ ХАРАКТЕРИСТИК

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ХАРАКТЕРИСТИКА XXXXXXX Дениса XXXXXXXXXXX

__ октября 20___ г.р.,

проживающего по адресу г. _____, ул. __________

 Денис поступил в детский сад в 2009г.

Характеристика семьи. Неполная семья, один ребенок. Занимаются  воспитанием  ребенка мама и бабушка, которые идут на контакт с воспитателем, детским садом. Мама является авторитетной личностью.

Общее состояние здоровья ребенка. Рост: 102см – норма. Вес: 17 кг.  Пропорционален.

Моторное развитие: неловкий. Перенесенные болезни: ветряная оспа. Травмы, ушибы: нет

Культурно-гигиенические навыки. Сам не застегивает пуговицы, шнурки завязывать и развязывать не умеет, ложку держит правой и левой  рукой, карандаш держит не правильно. Ест избирательно, неаккуратно, требуется докармливание. Пищу глотает, не пережевывая.

Игры  и  интересы. Любит играть на музыкальных инструментах, неосмысленно нажимая на клавиши,  мягкими игрушками. В сюжетно – ролевых играх не участвует. К своим игрушкам относится с интересом, не ломает, но и другим играть не дает.  Проявляет интерес к новым игрушкам, тайком забирая их домой. Игру сопровождает звукосочетаниями.

Черты характера. В детский сад идет с интересом, любит играть с некоторыми детьми. На обращения воспитателя никак не реагирует, только пристально смотрит в глаза. Свободное время проводит в одиночестве, играя сам с собой. Другим ребятам не помогает. Обидчив, жалуется на других детей с плачем. Дети в группе практически его не замечают. Радуется своим успехам, хлопая в ладоши.

Характеристика обучаемости.  Овладение программными требованиями:  полностью ни одним разделом программы не овладел,  больший интерес вызывает «Мир искусств – рисование». Речевое  и математическое развитие вызывают наибольшее затруднение.

Есть сложности в восприятии  материала. Тип мышления  наглядно – действенный.

Особенности учебной деятельности  и поведения. Не активен, не внимателен,  не включается в работу. В работе на занятиях не участвует, но дисциплину не нарушает. При любых затруднениях   за помощью не обращается,  просто сидит, не выполняя. Лучше организует ребенка – поощрение. Общественные поручения вообще не выполняет. Настойчив.

Особенности познавательной сферы. Познавательное развитие ниже возрастной нормы. Восприятие цвета, формы на среднем уровне развития. Восприятие времен года, внимание, воображение, моторика, мышление – на низком уровне развития. Зрительно-моторная координация нарушена.

Состояние речи: речь тихая, звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов,  словарный запас, грамматический строй речи несколько ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Дата

Воспитатель: ____________________________________

Педагог-психолог ________________________________.

Учитель-логопед _________________________________

Заведующий МАДОУ ___    ______________________  .

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

 ХАРАКТЕРИСТИКА

 Ф. И. ребенка: XXXXXXXXXXXX Соня, Дата рождения

Девочка  очень общительная,  эмоциональна,  любознательна, на занятиях проявляет активность и стремление узнать  что- то новое. Спокойно идет на контакт как со сверстниками так и со взрослыми, знает правила общения, умет управлять своим поведением, знает что можно и чего нельзя.

Хорошо адаптируется к новой обстановке. Имеет элементарный запас  сведений  о себе,  соей семье, быте, умеет  ими пользоваться.

 

Процессы восприятия сформированы по возрасту, однако восприятие пространства  формируется с затруднением ( знает . но применить в задании затрудняется).

 

Уровень развития памяти высокий. При запоминании не нуждается в многократном повторении  предлагаемого материала. Особые трудности в удержании информации и порядка зрительного и слухового ряда не возникают.

 

Уровень развития внимания (объем и устойчивость) соответствуют возрастной норме. Легко переключается с одного вида деятельности на другой, но очень часто отвлекается на внешние раздражители

 

Ребенок  владеет  мыслительными операциями. Умеет обобщать и дефференцировать предметы и явления окружающего мира, умеет планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Состояние фонематического слуха и восприятия находятся на высоком уровне.

                                    Педагог  – психолог _____________.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Психолого-педагогическая

ХАРАКТЕРИСТИКА

 на воспитанницу МДОУ № ___

XXXXXXXXX Дарью

___________ г.р.

 Девочка  малообщительная, спокойная. На занятиях не проявляет активность, но задания выполняет старательно. На контакт идет избирательно и по инициативе взрослого. Ребенок предпочитает индивидуальные игры. Умет управлять своим поведением, знает что можно и чего нельзя. Даша увлекается изобразительной деятельностью, любит рисовать, вырезать, раскрашивать. Ценит красоту и изящество.

Адаптация усложнена частыми соматическими заболеваниями.

Имеет элементарный запас  сведений  о себе,  своей семье, быте, умеет  ими пользоваться. Навыки самообслуживания хорошо развиты.

Познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление) находятся на среднем уровне возрастной нормы.

Нарушение экспрессивной стороны речи.

Воспитанием девочки занимается дедушка-опекун XXXXXXXXXXX. Непосредственное участие в воспитании принимает бабушка. Они находятся в постоянном контакте с воспитателями, интересуются проблемами девочки, ее успехами.

 

Заведующий МДОУ №  _______

Педагог-психолог _______________.

Логопед _____________________________

Воспитатель ____________________.

 

 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ХАРАКТЕРИСТИКА

 На воспитанника МДОУ № __

XXXXXXXXXX Артема

Мальчик очень активный, общительный, очень подвижный. На занятиях  неусидчив, но программу усваивает. Хорошо контактирует с взрослыми и детьми. Ребенок предпочитает подвижные игры.

Артем увлекается машинками, подвижными играми, любит физкультурные занятия и прогулки.

Адаптация проходила легко. Посещает сад меньше года.

Имеет достаточный словарный запас, соответствующий возрасту. Навыки самообслуживания хорошо развиты.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление) находятся на среднем уровне возрастной нормы. Внимание и произвольность поведения  низкая. Моторика и общая координация в норме. Путает пространственные ориентиры.

Речь в норме.

Воспитанием мальчика занимается дедушка ____________.  Активное участие в воспитании принимает бабушка. Они находится в постоянном контакте с воспитателями, интересуются проблемами Артема, его успехами.

 

Заведующий МДОУ №  _______

Педагог-психолог _______________.

Логопед __________________________

Воспитатель ____________________.

 

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ХАРАКТЕРИСТИКА

на воспитанника МДОУ № _____

XXXXXXXXX Армана, _________ года рождения.

Ребенок посещает детский сад с 2,5 лет.

Мальчик активный, любознательный, послушный. Любую просьбу воспитателя выполняет самостоятельно.  Со взрослыми и сверстниками  идет на контакт, проявляет инициативу. В играх с детьми активен, принимает участие в совместных играх.

На занятиях эмоционально откликается, но речевой активности не проявляет. В детском саду ребенок не говорит, общается с помощью «детского языка» и отдельных слов. Но, по словам бабушки, дома ребенок разговаривает, переставляя слоги.

Доброжелателен, неагрессивен.

Навыки самообслуживания соответствуют возрастным нормам. Ребенок опрятен, ухожен.

Все показатели познавательно развития  ниже возрастной нормы.

Воспитанием ребенка занимается бабушка. Она находятся в постоянном контакте с воспитателями, интересуется проблемами мальчика, его успехами.

 

Заведующий МДОУ №  _______

Педагог-психолог _______________.

Воспитатель ____________________.

 

 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

  ХАРАКТЕРИСТИКА НА

XXXXXXXXXXXX Ксению XXXXXXXX,

__ г..р.,

проживающую по адресу г. _______ ул. ___________________

 

Посещает МАДОУ № _____ города _________ с августа 20______г.

Характеристика семьи. Семья у Ксении многодетная, полная, имеет еще 2 старших сестры и брата. Воспитанием детей занимаются оба родителя. Взаимодействие с воспитателем и детским садом не осуществляется.

Общее состояние здоровья ребенка. Соотношение частей тела пропорциональное. Моторное развитие слабое: Ксюша неловка, неуклюжа. Наблюдается энкопрез.

Самообслуживание: расстёгивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки она не умеет; одевается и раздевается с помощью взрослых. Пищу ест правой рукой, но ее приходится докармливать, может поперхнуться едой, давится и выплевывает пищу.

Игры и интересы.Играет Ксюша в саду одна или повторяет игровые действия за другими детьми. Во время игры молчит. Устойчивого интереса к предметно – практической деятельности не проявляет. Любимых игрушек и игр у девочки не наблюдается, свои игрушки в сад не приносит, но часто чужие игрушки прячет у себя в шкафчике, чтоб унести домой. Друзей у девочки нет, возможно, из – за того, что она не общается и не разговаривает, замкнута в себе, молчалива, редко улыбается.

Обучаемость. Ксюша рассеянна, невнимательна, замкнута. Часто бывает не в настроении. Имеются проблемы с усвоением учебного материала. На контакт с воспитателями не идет, концентрации внимания на занятиях нет, ребенок быстро утомляется. Дисциплину не соблюдает, не всегда выполняет задания и просьбы воспитателя.  Общественные поручения выполняет не с первого раза, ей нужно несколько раз объяснить, что от нее требуется. Тип мышления наглядно – действенный.

Особенности познавательной сферы. Познавательное развитие ниже возрастной нормы. Воображение, моторика – на низком уровне развития. Сенсорное развитие не соответствует возрасту, т.к. девочка не различает цвета, формы предметов.  Диагностика затруднена из-за отсутствия речи.

Состояние речи: речь тихая, звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов,  словарный запас, грамматический строй речи ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Заведующий МДОУ №  _______

Педагог-психолог _______________.

Логопед __________________________

Воспитатель ____________________.

 

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

ХАРАКТЕРИСТИКА НА

XXXXX Дениса XXXXXX,

           XXXXXXX г.р.,

проживающего по адресу г. XXXXX, ул. XXXXXXXXXX.

 Характеристика семьи.  Денис проживает с мамой, папой и сестрой в частном домовладении. Жилищные условия удовлетворительные. У ребенка есть все необходимое для жизни, развития и обучения. Занимаются воспитанием оба родителя. которые являются для ребенка авторитетными личностями.

Общее состояние здоровья ребенка. Антропометрические данные соответствуют норме. У Дениса 1-я гр. здоровья,  ребёнок часто болеет.

Культурно – гигиенические навыки. Навыки самообслуживания сформированы слабо: в детском саду не желает самостоятельно одеваться, раздеваться, пользоваться столовыми приборами. Во время еды неаккуратен. Но в соответствии с возрастом, Денис умеет содержать свою одежду в чистоте, пользоваться платком, расчёской, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Игры  и  интересы.  Мальчик предпочитает спортивные игры. В игре с детьми всегда спокоен и уступчив. Никогда не проявляет инициативы к составлению сюжета, выбору ролей. В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием. В основном играет сам, любимые игрушки – машины.

Черты характера.  Взаимоотношения с детьми группы хорошие, ровные. Денис спокойный, отзывчивый и уравновешенный. Часто проявляет заниженную самооценку  к себе, замыкается (из-за нарушения речевого развития), чувствует себя неуверенно. Обидчив. Своим успехам радуется. Поощрение стимулирует. При любых затруднениях   за помощью не обращается.

Особенности учебной деятельности  и поведения.  На занятиях Денис дисциплинирован,  внимательно слушает информацию. Мальчик занимается по программе старшей группы.

Развитие элементарных математических представлений не соответствует возрасту. Испытывает трудности в запоминании цифр и счете предметов. Затрудняется в соотнесении числа предметов с цифрой. Знает, но не называет геометрические фигуры, не может их классифицировать и преобразовывать. Не владеет знанием последовательности дней недели, текущих месяцев, сезонов.

Речевое развитие не соответствует возрасту.

Изобразительная деятельность ребенка развита удовлетворительно. Мелкая моторика – на среднем уровне. Денис не очень любит рисовать, разукрашивать в детском саду.

Мальчик любит  конструировать постройки из  строителя, бумаги и природного материала, не испытывает большие трудности  в создании постройки.

Ребёнок очень любит трудиться. Он всегда готов всем помогать во всем. Предпочитает хозяйственно-бытовой труд. К трудовым поручениям относится ответственно, доводит начатое дело до конца.

Состояние речи: звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов сформирована недостаточно.  Фонематические процессы на стадии формирования. Лексический и грамматический строй речи ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Особенности познавательной сферы. Память развита удовлетворительно. Логическое мышление развито слабо: затрудняется в классификации предметов, в поиске закономерностей, плохо ориентируется в схемах и лабиринтах. Внимание рассеянное.

Дата  _____ г.

Воспитатель: ____________________________________

Учитель-логопед _________________________________

Заведующий МАДОУ №    ______________________

 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

 

на Ваш сайт.

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ОВЗ

Характеристика на воспитанника

МКДОУ «Детский сад №9 компенсирующего вида»

Алексеев Алексей Алексеевич

Дата рождения: 16.10.2010 г.

Домашний адрес:

Г.Ефремов, улица Дружбы, д., кв.

Ребенок проживает в полной семье. Отношения между членами семьи доброжелательные. Воспитанием в основном занимается мать. Семья проживает в изолированной квартире. У ребенка есть свое место для учебы и отдыха. В социальном и материальном плане семья благополучная (родители адекватно принимают имеющееся у ребенка нарушение и это не сказывается на взаимоотношениях в семье).

Алексей проходит систематическое стационарное лечение по основному заболеванию. Наблюдается положительная динамика.

Алексеев Алексей посещает МКДОУ «Детский сад №9 компенсирующего вида» с 5.12.2016г. В подготовительную группу пришел из другого ДОУ, по направлению ЕТ ПМПК, причина: системное нарушение речи. За 2016 – 2017 учебный год, программа подготовительной к школе группы была недостаточно усвоена, в результате рекомендовано дублированное обучение. За 2017 – 2018 учебный год программа подготовительной к школе группы усвоена в достаточном объеме, но пожеланию родительницы (речевые дефекты), мальчик оставлен на повторное обучение.

Общая осведомленность.

Ребенок с трудом вступает в контакт. Имеет достаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Активный словарь беден, неточен.

Самообслуживание.

Алексей самостоятельно одевается, ест, выполняет личную гигиену. Аккуратен.

Изобразительная деятельность. 

Воспитанник проявляет интерес к произведениям искусства, эмоционально откликается на красивое. Рисует, лепит самостоятельно. Кисть, карандаш держит правильно. При нанесении контура предмета простым карандашом не может контролировать нажим на карандаш, остаются грубые линии.  При индивидуальной работе, Алексей использует разнообразные приёмы в рисовании кистью.

Пользуется пластилином, лепит предметы разной формы, используя усвоенные приёмы и способы. Не всегда передает пропорции, позы фигур.

Конструктивная деятельность. 

Алеша планирует создания собственной постройки, создаёт постройки по рисунку, по образцу, по схеме. Воспитанник любит использовать строительный материал. Мальчик находит новые конструктивные решения, радуется, когда его хвалят. Не всегда у ребенка, получается, работать коллективно: забирает детали конструктора у детей, пытаясь самостоятельно создать собственную постройку.

Игровая деятельность.

2016 – 2017 учебный год. Игровая деятельность не сформированная. Нет предпочтений в выборе игр. Не подчиняется правилам, не признает распределения ролей. Играет один.

2017 – 2018 учебный год. Может играть в микрогруппах, устанавливает свои правила.

Моторное развитие. Основные движения выполняет неловко. Координация у ребенка нарушена. Не всегда успевает в общем темпе. Во время перестроения путается, чувство ритма нарушено. Ведущая рука – правая.

Поведение.

2016 – 2017 учебный год. Адаптационный процесс без особенностей. Пассивен. Избирателен в общении между сверстниками. Ко взрослым обращается за помощью, активно ее использует.

2017 – 2018 учебный год. Конфликтен. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими избирательные.

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу. Очень бурно реагирует на критические замечания. Отмечается эмоционально нестабильный фон.

Психические процессы.

2016 – 2017 учебный год.

Восприятие в соответствии с возрастной нормой.

Внимание. Алеша не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и быстрому переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного.

Память. Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания. Слуховая память, зрительная – ниже возрастной нормы

Мышление. Алексей самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь взрослого; последовательность действий при выполнении задания устанавливает с помощью.

2017 – 2018 учебный год.

Восприятие в соответствии с возрастной нормой.

Внимание. Объем внимания достаточный; устойчивость внимания снижена, так как отвлекается на внешние раздражители; легкая переключаемость внимания.

Память. Преобладает зрительная память.

Мышление. Арсений проявляет способность к сравнению, обобщению, классификации. Затрудненно речевого объяснение сделанного выбора. Хорошо устанавливает причинно-следственные связи, в наглядной ситуации. Понимает и выделяет главное в содержимом, понимает и передает содержание картин.

Речь. В речи многочисленные дефекты звукопроизношения, недостаточный уровень лексического запаса. Аграмматизмы: согласование слов в роде, числе, падеже, использование предлогов, различных частей речи. У мальчика наблюдается отставание в развитии фонематических процессов: ребенок допускает ошибки при воспроизведении слоговых рядов, состоящих из 2-3-х слогов; не может определить наличие звука или его отсутствие в слове, но способен услышать заданный звук на фоне звукового ряда; не может подобрать слово на определенный звук; затрудняется в различении оппозиционных фонем, затрудняется анализировать звуковой, слоговой состав слова, допуская пропуски, перестановки звуков. Низкая речевая активность и бледная эмоциональная окраска самостоятельных высказываний. Предложения, употребляемые ребенком нераспространенные, неполные; строит высказывания с помощью взрослого. Системное нарушение речи.

Особенности работоспособности. Темп деятельности: задания выполняет медленно; отмечается вялость, инертность. Медленно включается в работу. Быстро утомляется, теряет интерес.

Воспитатель ________________________________________

Педагог – психолог __________________________________

Учитель – логопед, дефектолог _________________________

Заведующий МКДОУ «Д/с №9 кв»_______________________

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад.

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад

Фамилия, имя _____________________
Дата рождения _____________________
Общее физическое развитие _____________________
Состояние здоровья _____________________
Состав семьи _____________________

Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в куклы. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам. В детском саду предпочитает ролевые игры на бытовые темы («Семья», «Парикмахерская»). В игровой деятельности проявляет активность: чаще всего является инициатором игр и распределителем ролей. В игровой, учебной, элементах трудовой деятельности старательна, собранна, уверена в себе. На музыкальных занятиях отличается активностью и артистичностью. Ответственно относится к исполнению ведущих ролей (неоднократно играла роли Снегурочки, Елочки, Осени). Любит слушать музыку, рисовать, общаться с детьми, при этом на себя берет роль лидера.

Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

В поведении спокойна, сдержанна, иногда непоседлива.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду ее учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Жизнерадостна, общительна, доброжелательна, пользуется любовью и уважением детей группы.

Психолог ДДУ №___:       __________________

Заведующая дошкольным
учреждением №___:       ___________________

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста | Правильный подход к воспитанию детей

Дошкольный возраст – это промежуток времени, когда ребенок открывает окружающий мир. Дети в таком возрасте имеют свои психологические особенности развития. Совершая первые шаги, ребенок делает множество открытий, знакомится с предметами, которые находятся в комнате, на улице, в детском саду.

Развитие воображения детей дошкольного возраста

Психологическая характеристика детей дошкольного возраста обуславливается тем, что у малышей начинают появляться разнообразные формы деятельности, такие как игровой процесс, рисунки, конструирование, что дает возможность подготовки к школьной программе. В возрасте трёх лет начинается значительный сдвиг в развитии игровой деятельности детей. В первую очередь, он проявляется в том, что у ребенка появляется понимание ролевых значений. При этом роль выступает не как особая социальная позиция, а скорее, как набор действий, которые нужно исполнить.  Игра носит процессуальный характер, поэтому для ее развития ребенка необходимо обучать различным действиям с игровыми предметами (например, покормить игрушечную куклу, уложить ее спать, катать в коляске, кормить и т.д.). Проявляется мотивация к учебе, эмоциональная устойчивость. В этом возрасте идёт развитие творческого воображения, чему способствуют различные игры, яркость образов и впечатлений.

Особенности дошкольного возраста:

  •         Развитие фантазии
  •         Творческая активность
  •         Развитие половой идентификации.

У ребенка начинает формироваться самосознание, проявление самооценки и осмысление личных переживаний. В возрасте 7 лет может возникнуть кризис, основным симптомом которого является потеря ребенком непосредственности. Появляется эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

В младшем возрасте у малышей огромное количество физических и духовных сил. Происходит быстрый рост, динамичное развитие всего организма, усложнение процессов высшей нервной деятельности. Ребенок начинает становиться ранимым и внимательным к сигналам окружающего мира, проявляет умение рассуждать и находить объяснение для той, или иной ситуации. Переживая определенные события и получая знания, ребенок аккумулирует их в памяти. А взрослея, кроху всё больше привлекают объекты внешнего мира, они заставляют его задаваться вопросами и искать ответы, развивают воображение и фантазию.

Особенности мозговой деятельности

Во время младшего дошкольного периода происходит активное развитие правого полушария головного мозга, что способствует усложнению детских восприятий: зрительных, слуховых и осязательных. Именно они формируют целостную картину мира. Родителям ребенка следует акцентировать особое внимание на полноценный объем информации из окружающего мира посредством разнообразных качеств (прохладный-горячий, гладкий-шершавый). Также активное развитие происходит в участках головного мозга, которые отвечают за крупную и мелкую моторику малыша.

Таким образом малыш проходит путь «Я сам», отделяя себя от взрослого, открывая свою внутреннюю жизнь, связанную с внешней деятельностью.

МБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи “Сопровождение”

При решении вопросов, связанных с необходимостью определения специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо комплексное обследование психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Одним из основных этапов деятельности ПМПК является анализ имеющегося пакета документов, который предоставляется в комиссию.

Для специалистов, проводящих обследование (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, врача психиатра) одним из основных документов, отражающих наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является характеристика.

  • Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она является результатом всестороннего предварительного изучения ребенка.
  • При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности, но и стремиться к выяснению  мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
  • Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за поведением, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со сверстниками и взрослыми.
  • Всестороннее познание ребенка требует применения специалистом и других методов обследования – бесед, анализа продуктивных видов деятельности, стандартизированных методик обследования и т.д.
  • В характеристике необходимо указать, какие проводились коррекционно-педагогические мероприятия, их эффективность, результативность.
  • В  характеристике отмечаются  условия семейного воспитания, характер взаимоотношений ребенка и взрослого, ребенка и его сверстников.
  • Характеристика – это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода.

Примерные психолого-педагогические, логопедические, дефектологические характеристики, которые составлены на основе методических разработок Семаго М.М., Семаго Н.Я., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Нищевой Н.В., Вильшанской А.Д.

 

Выявите лучшее в вашем ребенке

В феврале 2008 года исследование, опубликованное в журнале Journal of Personality , показало, что черты личности, проявляемые дошкольниками, являются хорошим предиктором их взрослых личностей. Это исследование выявило три типа личности:

  • Сверхконтролируемый – застенчивый, тихий, застенчивый, чувствует себя некомфортно с незнакомцами
  • Недостаточно контролируемый – недостаточный импульсный контроль, что может привести к агрессивному поведению
  • Устойчивый – может контролировать свои эмоции, взаимодействовать с другими и справляться с невзгодами

Неудивительно, что жизнестойкие дети, как правило, созревают первыми, но в статье также говорится, что «то, что дети начинают чрезмерно или плохо себя контролировать, не означает, что они не могут добиться успеха в жизни. «Родители могут помочь, обучая чрезмерно контролирующих детей социальным навыкам и делясь стратегиями повышения чувствительности к другим с теми, кто не контролирует их. В этой статье говорится, что другие исследования показывают, что «вы можете сгладить острые углы личности».

Аналогичный подход

WebMD классифицирует личности детей аналогичным образом, используя другой, но более простой язык; выделенный курсивом текст является точной цитатой:

  • Легко или весело, но не всегда в полный рост
  • Стеснительный или медленный, чтобы тепло – часто задумчивый и тихий
  • Spirited (хороший термин для «Слезай с холодильника прямо сейчас!»)

В статье предлагаются подходящие для малышей способы выявить лучшее из каждого из типов личности, и дух каждого из них также является хорошим советом для дошкольников и других детей младшего возраста.Это стоит прочитать.

Расшифровка личности

Parenting.com предлагает еще один способ взглянуть на тип личности вашего маленького ребенка: с помощью его доминирующего чувства. Детей может быть:

  • Тактильный
  • Аудитория
  • Визуальный
  • Обладает вкусом / запахом

Например, тактильные дети «выражают себя физически. Если счастливы, они пропускают; если грустно, они нуждаются в объятиях; если они злы или взволнованы, они толкаются или толкаются. Они учатся на практике.Если у вас есть тактильный дошкольник, потренируйтесь считать, используя что-то осязаемое, например кубики, и учите буквы, находя предметы, начинающиеся с одной буквы: кошка, кукуруза, кроватка и так далее.

Мы рекомендуем вам прочитать всю статью, чтобы узнать, как помочь своему ребенку, если он или она попадает в другую категорию, и в ней также рассказывается, как помочь своему ребенку и малышу в зависимости от типа личности.

Лучший способ маркировать

«Некоторые аспекты темперамента ребенка, по сути, запрограммированы», – говорит Джонатан Почили, доктор философии, детский психолог из Детской мемориальной больницы в Чикаго. «Многие предрасположены, скажем, к застенчивости. Но это не значит, что вы не можете помочь направлять и влиять на поведение своего ребенка». (Parents.com)

Один из простых способов научить вашего ребенка – это заменить старые, потенциально вредные ярлыки более продуктивными. Например, вместо того, чтобы называть ребенка «застенчивым», используйте «осторожно». Старый ярлык предполагает, что ребенок прячется, в то время как новый означает, что он или она «просто делает более разумные шаги, когда выходит в него [мир]». Вы можете заменить «дикий» на «энергичный»; «Привередливый» с «выборочным» и так далее.

Обратите внимание, что ни один из этих типов личности не является «плохим». Что наиболее важно, так это помочь вашему ребенку извлечь выгоду из обучения и жизни так, чтобы это соответствовало его или ее уникальной личности.

Ищете другие способы обогатить обучение и жизнь вашего ребенка? Образовательный центр Horizon предоставляет доступный качественный уход, в том числе возможности для получения образования и повышения квалификации для детей в следующих регионах северо-востока Огайо.

(PDF) Особенности психологических особенностей межличностных отношений у детей дошкольного возраста

120 Елена Е.Рукавишникова / Процедуры – Социальные и поведенческие науки 233 (2016) 118 – 122

Выбор в ответах некоторых детей можно объяснить недостаточным осознанием

осознанности своих отношений и особыми словесными трудностями.

Все мотивы выбора были разделены на четыре типа в зависимости от его содержания. Первый тип мотивов

включает оправдания, основанные на общем положительном эмоциональном отношении к сверстнику, без достаточной

реализации этого отношения («Он мне нравится – вот оно!») Или с глобальным описанием самого себя. Тип «Хороший»

(4%).Во втором типе выбор был оправдан тем или иным положительным качеством сверстника (43%). В третьем типе

выбор обоснован заинтересованностью ребенка в совместной деятельности (30%), в четвертом типе – дружескими

отношениями (19%)

В зависимости от характера качеств сверстников, отмеченных ребенок и по форме некоторых детских

ответов, все мотивы второго типа были разделены на три категории, в которых выбор был оправдан: 1)

по внешним качествам – 4%, 2) качествам, определяющим активность успех – 30%, 3) моральные качества – 32%.

Первая категория мотивов во втором типе мотивов выбора имеет наименьшую долю (4%). В этой категории мотивов

дети чаще всего указывали на внешнюю привлекательность сверстника, веселый нрав, рост или

силу. Обосновывая свои доводы, они сказали: «Она красивая»; «Он смешной – смешит»;

«Он большой», «Он силен», «Она нежнейшая», «Она мала».

Мотивы второго типа – где дети выбирают, в первую очередь, качества, обеспечивающие успех

в игровой деятельности (например, «Он или она придумывает интересные игры»; «Она лучшая»; «Он лучший футболист »;

« Он лучший полководец в военной игре »;« Он умеет строить крепости »;« Учитель хотел назвать ее

своим помощником »).

Дети уделяют большое внимание навыкам и умениям, которые обеспечивают успех в изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности (например, «Он или она хорошо рисует и моделирует»; «Он или она поет лучше всех»; «Ей

лет»)

всегда лидирует на школьных представлениях »;« Он может построить гараж »), а также достижениям на уроках физкультуры

(« Он или она быстро бегает »;« Он или она тот кто проводит упражнения »). Это

четко прослеживается как тенденция в группе, что дети в исследовании значительно чаще подчеркивали интеллектуальные способности своих сверстников

, в связи с тем, что роль деятельности, непосредственно связанной с обучением, увеличивалась

(«Он или она дает правильные ответы на вопросы учителя »,« Он знает обо всем »).

Наконец, есть моральные мотивы. Они составили большую часть мотивов второго типа. Моральные

мотивов были чрезвычайно разнообразны; они различались по содержанию и форме. Дети

отметили у сверстников умение играть дружно, готовность помочь, доброту, отсутствие агрессивности и т. Д. Содержание моральных мотивов

и форма ответов выявили существенные различия этих мотивов. в старших

дошкольников

.Чаще дети называли те моральные качества сверстника, которые положительно сказываются на всех

детей в группе. Как правило, эти мотивы давались в обобщенной форме (например, «Он дружно играет с

остальных детей», «Все дети принимаются в его игру», «Он дружит со всеми»). ;

«Приходит на твою защиту, если с тобой плохо обращаются»; «Делится с другими тем, что приносит из дома»; «Дает

другим детям хорошего совета, когда они ссорятся»; «Всем помогает»; «Он или она не жадная,

каждый может играть со своими игрушками “).

Теперь проанализируем мотивы третьего типа, оправданные интересным совместным занятием, в котором участвуют оба ребенка

(например, «С ним очень интересно играть»; «Вместе строим гаражи и дома», – рассказывает он.

мне страшные сказки »;« Он или она помогает учителю »;« Я смеюсь вместе с ним »). Очень большая доля мотивов третьего типа

относится к игровой деятельности. Мотивы третьего типа содержали ответы, показывающие, что ребенок

воспринимает активного агента совместной деятельности не как отдельный субъект – я или он / она, а как коллективный субъект деятельности

– мы (например, ” Играем вместе »;« Дежурим вместе »).Возрастная динамика этих ответов

очень показательна, поскольку косвенно подтверждает, что чувство общности начинает формироваться на протяжении дошкольных

лет. Этот факт убедительно свидетельствует об особом высокоразвитом чувстве коллективизма у детей этой группы.

В четвертом типе мотивов, основанных на дружеских отношениях, также ярко проявилась возрастная динамика.

старших дошкольников в своих ответах более подробно раскрыли содержание своей дружбы со сверстниками, а

попытались интерпретировать некоторые из их дружеских отношений (например, «Мы все делаем вместе: играем, дежурим,

»). Детская психология и развитие

Детская психология – одна из многих областей психологии.Эта конкретная ветвь посвящена сознанию и поведению детей от пренатального развития до подросткового возраста. Детская психология занимается не только физическим ростом детей, но также их умственным, эмоциональным и социальным развитием.

История и развитие

Исторически сложилось так, что дети часто рассматривались просто как уменьшенные копии взрослых. Когда Жан Пиаже предположил, что дети на самом деле думают иначе , чем взрослые, Альберт Эйнштейн заявил, что открытие было «настолько простым, что только гений мог подумать о нем.”

Сегодня психологи признают, что детская психология уникальна и сложна, но многие из них отличаются уникальным подходом к развитию.

Эксперты расходятся в своих ответах на некоторые из более серьезных вопросов детской психологии, например, имеет ли ранний опыт больше, чем более поздний, или природа или воспитание играют большую роль в развитии. Поскольку детство играет такую ​​важную роль в течение всей остальной жизни, неудивительно, почему эта тема стала такой важной в психологии, социологии и образовании.

Эксперты сосредотачивают внимание не только на многих факторах, способствующих нормальному развитию ребенка, но и на различных факторах, которые могут привести к психологическим проблемам в детстве. Самоуважение, школа, воспитание детей, социальное давление и другие предметы представляют огромный интерес для детских психологов, которые стремятся помочь детям развиваться и расти здоровыми и уместными способами.

Основные контексты детской психологии

Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, думаете о внутренних факторах, влияющих на рост ребенка, таких как генетика и личные характеристики.Однако развитие включает в себя гораздо больше, чем влияние, которое возникает внутри человека. Факторы окружающей среды, такие как социальные отношения и культура, в которой мы живем, также играют важную роль.

При анализе детской психологии необходимо учитывать три основных контекста.

Культурный контекст

Культура, в которой живет ребенок, вносит свой вклад в набор ценностей, обычаев, общих предположений и способов жизни, которые влияют на развитие на протяжении всей жизни.Культура может играть роль в том, как дети относятся к своим родителям, типу образования, которое они получают, и типу ухода за детьми.

Социальный контекст

Отношения со сверстниками и взрослыми влияют на то, как дети думают, учатся и развиваются. Семьи, школы и группы сверстников составляют важную часть социального контекста.

Социально-экономический контекст

Социальный класс также может играть важную роль в развитии ребенка. Социально-экономический статус (часто сокращенно SES) основан на ряде различных факторов, в том числе от того, какое образование имеют люди, сколько денег они зарабатывают, какую работу они занимают и где они живут.

Дети, выросшие в домохозяйствах с высоким социально-экономическим статусом, как правило, имеют больший доступ к возможностям, в то время как дети из домохозяйств с более низким социально-экономическим статусом могут иметь меньший доступ к таким вещам, как здравоохранение, качественное питание и образование. Такие факторы могут иметь большое влияние на детскую психологию.

Помните, что все три этих контекста постоянно взаимодействуют. Хотя у ребенка может быть меньше возможностей из-за низкого социально-экономического статуса, улучшение социальных отношений и прочные культурные связи могут помочь исправить этот дисбаланс.

Существенные влияния

Детская психология охватывает широкий круг тем, от генетического влияния на поведение до социального давления на развитие. Ниже приведены лишь некоторые из основных предметов, которые необходимы для изучения детской психологии:

Детские психологи, например, могут посмотреть, какие условия и методы ухода за детьми приводят к лучшим психологическим результатам, или они могут работать с детьми, чтобы помочь им развить установку на рост.

Детские психологи могут специализироваться на том, чтобы помочь детям справиться с конкретными проблемами развития, или могут использовать более общий подход. В любом случае эти профессионалы стремятся помочь детям преодолеть потенциальные проблемы и развиваться таким образом, чтобы это привело к здоровым результатам.

Слово Verywell

Понимание того, что движет детьми, – огромная задача, поэтому изучение детской психологии является одновременно широким и глубоким. Цель состоит в том, чтобы изучить множество влияний, которые объединяются и взаимодействуют, чтобы помочь детям стать такими, какие они есть, и использовать эту информацию для улучшения воспитания детей, образования, ухода за детьми, психотерапии и других сфер, ориентированных на благо детей.

Имея твердое представление о том, как дети растут, думают и ведут себя, родители и специалисты, работающие с детьми, могут быть лучше подготовлены к тому, чтобы помочь детям в их уходе.

Развитие личности: 2–6 лет

Развитие личности: 2–6 лет

Дошкольные годы связаны с большим развитием социализации маленьких детей. Не будучи полностью зависимыми от родителей, дошкольники начинают долгий путь к тому, чтобы научиться самостоятельно действовать в этом мире.В течение раннего детства (в возрасте 2–6 лет) дети обретают некоторое ощущение того, что они отделены и независимы от своих родителей. По словам Эриксона, задача дошкольников – развивать автономию, или самостоятельность, (возраст 1–3 года), а также инициативу , или предприятие (возраст 3–6).

Личность включает те устойчивые психологические характеристики, которые определяют уникальность каждого человека. И у детей, и у взрослых есть черт личности, (долгосрочные характеристики, такие как темперамент) и состояний (изменчивые характеристики, такие как капризность).Хотя возможны различные объяснения, большинство экспертов сходятся во мнении, что независимо от причин личность человека прочно устанавливается к концу раннего детства.

Согласно Фрейду, второй год детства – это анальная стадия психосексуального развития, когда родители сталкиваются с множеством новых проблем, приучая своих детей к туалету. Фиксации на этом этапе могут привести к появлению характерных черт личности, которые полностью проявляются во взрослом возрасте. Эти черты личности включают анальное удержание (чрезмерная аккуратность, организованность и сдержанность) или анальное изгнание (беспорядок и альтруизм).

Теоретики личности после Фрейда попытались объяснить развитие личности в раннем детстве. Теоретики обучения утверждают, что личность развивается в результате классической обусловленности (обучение Ивана Павлова по ассоциации), оперантной обусловленности (обучение Б.Ф. Скиннера посредством подкрепления и наказания) и обучения через наблюдение (обучение Альберта Бандуры путем подражания). Эта последняя категория включает в себя идентификацию , или интернализацию, при которой дети наблюдают и принимают ценности, идеи и стандарты своих близких.Когнитивные психологи предполагают, что личность отчасти возникает из-за отношения и предубеждений, выражаемых окружающими их взрослыми. Теоретики гендера утверждают, что личность развивается из «гендерной идентификации» и «гендерной социализации». Генетики предполагают, что личность возникает в результате «встроенных» генетических и биохимических влияний, а не психосоциальных.

В конечном счете, никакая перспектива сама по себе не может адекватно объяснить сложные процессы развития личности.Сочетание психосоциальных, родительских и биологических влияний, вероятно, отвечает за окончательное определение человеческих качеств и состояний.

Дети рассматривают поведение и психологические характеристики людей как обусловленные окружающей средой – ScienceDaily

Новое исследование показало, что дети в возрасте от 5 до 6 лет рассматривают окружающую среду людей, а не цвет кожи, как наиболее важный фактор, определяющий их поведение и психологию. характеристики. Эти результаты противоречат идее о том, что взгляды на расы, которые, как известно, ведут к предрассудкам, например, вера в то, что раса естественным образом делит мир на разные типы людей, неизбежно развиваются в раннем детстве.Исследование также показало, что степень, в которой дети придерживаются таких убеждений, варьировалась в зависимости от среды, в которой они выросли, особенно от общения с людьми разного расово-этнического происхождения в их районе.

Исследование, проведенное учеными из Нью-Йоркского университета (NYU) и Амстердамского университета, опубликовано в журнале Child Development .

«Наши результаты показывают, что представления о расе развиваются со временем и в зависимости от конкретной среды», – объясняет Тара М.Мандалайвала, научный сотрудник Нью-Йоркского университета, который руководил исследованием. «И что эти убеждения различаются для детей разного происхождения».

Исследователи обследовали 203 черно-белых ребенка в возрасте 5 и 6 лет, проживающих в Нью-Йорке, и 430 взрослых черных и белых со всех концов Соединенных Штатов. Они спросили респондентов, считают ли они цвет кожи чем-то, что может передаваться по наследству, и считают ли они, что расовая принадлежность определяет, какими люди будут расти (например, насколько они будут умными, красивыми или спортивными).Предыдущие исследования не оценивали представления маленьких детей о том, в какой степени расовая принадлежность определяет поведенческие и психологические характеристики человека. В исследовании также измерялся демографический состав детских кварталов.

Исследователи обнаружили, что дети рассматривают цвет кожи как нечто, что может быть унаследовано, но не поддерживают те типы убеждений, которые способствуют стереотипам и предрассудкам у взрослых: они ожидали, что поведенческие и психологические свойства человека будут определяться окружающей средой, в которой он или она выросли не по наследственной расе.

Представления детей о расе зависели от того, насколько они знакомы с разнообразием. В частности, дети, живущие в однородных по расовому признаку районах, были сильнее убеждены в том, что поведение определяется расой, чем дети из более разных районов, что позволяет предположить, что такие убеждения формируются окружающей средой.

«Наше исследование показывает, что представления о расе, которые способствуют возникновению предрассудков, требуют много времени, чтобы развиться – когда они появляются – и что их развитие в некоторой степени зависит от района, в котором растут дети», – говорит Марджори Родс, профессор психологии Нью-Йоркского университета, который был соавтором исследования.«Важный вопрос, который поднимает наше исследование, заключается в том, реагирует ли такое отношение детей на воздействие разнообразия в условиях ухода за детьми и в школе, а также на разнообразие в окружающей среде».

Исследование финансировалось Национальным институтом здравоохранения.

История Источник:

Материалы предоставлены Обществом исследований в области развития детей . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

Темперамент и личность вашего ребенка

Вы когда-нибудь разочаровывались в своем энергичном ребенке? Что вы можете сделать с ребенком, который глупо кричит, когда не добивается своего? Юноша, который перевозбуждается, когда к нему подходит товарищ по играм? Эксперты говорят нам, что, вероятно, мало что можно сделать, чтобы изменить способ достижения ребенка, если эта тенденция является врожденной, но есть способы помочь ему лучше управлять своими импульсами – и избавить себя от множества горя на этом пути.

Поймите, что незрелый стиль поведения вашего ребенка не является вашей «ошибкой», потому что темперамент является биологическим, а не тем, чему он научился у вас. Тем не менее, в ваших силах помочь своему ребенку справиться со своим темпераментом и, в конечном итоге, лучше понять себя, вместо того, чтобы жалеть себя за то, что у него шумный, отвлекаемый или застенчивый ребенок. Научитесь принимать это как свою природу, а затем разработайте стратегию, которая поможет ему или ей адаптироваться социально приемлемым способом. Замените репрессивный образ мыслей взрослым решимостью помочь ребенку справиться с его трудностями.Прежде всего, помните, что все качества характера можно сформировать так, чтобы они работали на пользу ребенку, если ими разумно управлять.

Чтобы стать «менеджером темперамента своего ребенка», убедитесь, что вы на минуту отстраняетесь от его нежелательного поведения и напоминаете себе, что его пронзительный крик возбуждения или его нерегулярные привычки сна не являются преднамеренными реакциями, но он еще может контролировать их. Ключ в том, чтобы включить объективную часть своего разума, а не впадать в эмоциональные затруднения его темперамента.Благодаря этой эмоционально «нейтральной» позиции вы сможете лучше помочь ему изменить его реакцию, потому что вы будете мыслить рационально.

Заранее разработайте конкретные планы, чтобы справиться с неприятным поведением, а затем доброжелательно, но неизменно твердо добиваться их выполнения. Если ваш ребенок склонен к безумству по семейным обстоятельствам или когда он или она с друзьями, отнеситесь к этой склонности с пониманием и примите меры, чтобы успокоить ее, прежде чем она обострится. (Решите заранее, сможет ли он с этим справиться.Для детей младшего возраста лучшим решением может быть избегание потенциальных проблемных ситуаций). С младенцем вы можете сказать своему хозяину, что хотите уйти с вечеринки пораньше. Вы также можете отвести ребенка в тихую комнату и посидеть с ним, пока он не заснет. Выполните аналогичную процедуру со старшим ребенком, либо отстранив его или ее от занятия, отвлекая его чем-то более спокойным, например, часом рассказа или закуской, либо назначив период «тайм-аута». См. В разделе «Успешное воспитание» практические советы по решению широкого спектра поведенческих проблем.

Младенцу с нерегулярными биологическими ритмами потребуется от вас особая структура, чтобы он или она со временем научились спать всю ночь, есть в обычное время приема пищи и контролировать свою функцию мочевого пузыря и кишечника. В этом случае врач или эксперт по детскому поведению может помочь составить график для вашего ребенка. См. Раздел «Проблемы со сном для детей и подростков» или «Ночное недержание мочи» для получения дополнительной помощи.

Для старшего ребенка, который сопротивляется засыпанию, вам, возможно, придется делать особые различия между временем отхода ко сну и «временем сна».«Чтобы помочь ему успокоиться, вы можете настоять на том, чтобы ребенок лег в постель в определенное время, но разрешите ему спокойно читать или играть, пока он не почувствует сонливость. Таким образом, вы регулируете его график, но при этом позволяете ему расслабляться в своем собственном темпе.

Научитесь различать поведение, вызванное темпераментом, и поведение, которому вы научились. Если ребенок по ошибке опрокинул вашу лучшую вазу, потому что он энергичный ребенок и весело бегал по гостиной, ваш ответ должен отличаться от того, если бы он сознательно разбил вашу вазу.

В некоторых случаях вы, вероятно, расстроитесь и можете выразить свое неудовольствие. Но действие, которое вы преследуете, должно быть другим. В первом случае вам, возможно, придется подумать о том, как не дать ребенку бегать по гостиной, и вспомнить другие способы, которыми он может отрабатывать свою энергию, находясь в доме. Во втором сценарии вы, вероятно, захотите наказать ребенка за умышленное уничтожение вашей личной собственности, чтобы убедить его / ее в том, что такое поведение социально неприемлемо.Цель темперамента – всегда управлять, а не систематически наказывать.

Точно так же научитесь различать истерику, обусловленную темпераментом, и истерику, которая является преднамеренно манипулятивной. Оба могут выглядеть одинаково, потому что в обоих случаях ребенок громко плачет или кричит, но причины для них разные. Сильный и энергичный ребенок может отреагировать на разочарование истерикой, но родитель должен понимать, что в некотором смысле ребенок действительно ничего не может с этим поделать – что это его врожденная поведенческая реакция.Это резко контрастирует с менее активным ребенком, который кричит и плачет таким же образом, когда вы говорите «нет», потому что он понял, что такое поведение ослабит вашу решимость и заставит вас уступить ему. Если вы станете экспертом по темпераменту вашего ребенка, это поможет вам различать два типа истерики, а затем вы сможете адекватно реагировать на истерику.

Наконец, помните, что одна из самых важных задач, которую может выполнять родитель, – это помогать своему ребенку развить чувство собственного достоинства. Это не означает чрезмерного раздувания его эго, а скорее помогает ему развить позитивное самосознание с четким пониманием своих сильных и слабых сторон.Понимание темперамента ребенка – это первый шаг к повышению его самооценки, потому что вы сможете чутко хвалить его в соответствии с его врожденными склонностями и помогать ему развивать эти качества в позитивном ключе. Пожалуйста, прочтите статью «Как помочь вашему ребенку развить самооценку», где есть несколько полезных советов.

Стратегии воспитания для очень активных детей:

  • Предлагайте успокаивающие занятия, такие как теплая ванна, массаж, игры в воде, рассказы.
  • Распознавайте реплики, которые сигнализируют о повышении интенсивности.
  • Помогите ребенку научиться распознавать сигналы, сигнализирующие о повышении интенсивности.
  • Используйте юмор, чтобы снизить интенсивность.
  • Научите ребенка использовать тайм-аут как время, чтобы успокоиться.
  • Избегайте нарастания интенсивности реакции ребенка на его / ее поведение. Дайте спокойный, четкий и краткий ответ.

Стратегии воспитания детей с медленной адаптацией:

  • Установите четкий распорядок дня.
  • Подготовьте ребенка, обсудив планы на день, когда распорядок изменится.
  • Подготовьте ребенка к переходам.
  • Подавать предупреждения за несколько минут до перехода от одного действия к другому.
  • Дайте время закрыть одно действие, прежде чем переходить к следующему.
  • Следите за количеством требуемых переходов и, если возможно, сведите число переходов к минимуму.

Характеристики поведения детей в течение первого года посещения детского сада

  • 1.

    Signell S: Запись в детский сад: превентивный подход к охране психического здоровья в сообществе. Commun Ment Health J 8 : 60–70, 1972.

    Google Scholar

  • 2.

    Чазан М., Джексон С: Поведенческие проблемы в детской школе. J Child Psychol Psychiatry 12 : 191–210, 1971.

    PubMed Google Scholar

  • 3.

    Коуэн Э: Как справиться с проблемами школьной адаптации. Psychol Sch. 8 : 322–329, 1971.

    Google Scholar

  • 4.

    Patto M: Privação culture e desenvolvimento Рио-де-Жанейро, Бразилия, Livraria Jose Olympio Editora, 1973.

    Google Scholar

  • 5.

    Zazzo B: Pour l’etude de l’adaptation. Enfance 1-2 : 99–131, 1976.

    Google Scholar

  • 6.

    Hartup W: Взаимодействие со сверстниками и социальная организация. В: P Mussen (Ed.) Руководство Кармайкла по детской психологии , New York, Wiley, 1970, стр.361–456.

    Google Scholar

  • 7.

    Рейтер Дж., Юник Г.: Социальное взаимодействие в детских садах. Психология развития 9 : 319–325, 1973.

    Google Scholar

  • 8.

    Партен М: Социальная игра дошкольников. J Abnormal Soc Psychol 28 : 136–147, 1933.

    Google Scholar

  • 9.

    Барнс К.: Нормы дошкольных игр: повторение. Психология развития 5 : 99–103, 1971.

    Google Scholar

  • 10.

    Смит П., Коннолли К.: Модели игры и социального взаимодействия у детей дошкольного возраста. В N. Blurton Jones (Ed.) Этологические исследования поведения детей , Лондон, Англия, Cambridge University Press, 1972, стр 65–95.

    Google Scholar

  • 11.

    Gottfried N, Seay B: Раннее социальное поведение: исходные данные о возрасте и поле от скрытого населения. J. Genet Psychol 125 : 61–69, 1974.

    Google Scholar

  • 12.

    Джонс, Н. Блартон: Категории взаимодействия ребенок-ребенок. В N. Blurton Jones (Ed.) Этологические исследования поведения детей , Лондон, Англия, Cambridge University Press, 1972, стр. 97–127.

    Google Scholar

  • 13.

    Raph J, Thomas A, Chess S, Korn S: Влияние детского сада на социальные взаимодействия. Am J Orthopsychiatry 38 : 144–152, 1968.

    PubMed Google Scholar

  • 14.

    McGrew W: Этологическое исследование поведения детей , Нью-Йорк, Academic Press, 1972.

    Google Scholar

  • 15.

    McGrew W: Аспекты социального развития в детском саду с акцентом на знакомство с группой.В N Blurton Jones (Ed.) Этологические исследования поведения детей , Лондон, Англия, Cambridge University Press, 1972, стр. 129–156.

    Google Scholar

  • 16.

    Хатт С., Хатт C: Прямое наблюдение и измерение поведения , Спрингфилд, Иллинойс, Чарльз Томас, 1970.

    Google Scholar

  • 17.

    Hutt C, Hutt S, Ounsted C: Метод изучения поведения детей. Development Med Child Neurol 5 : 233–245, 1963.

    Google Scholar

  • 18.

    Quilich H: портативный программируемый звуковой таймер. J App Behav Anal 5 : 599–500, 1972.

    Google Scholar

  • 19.

    Siegel S: Непараметрическая статистика для наук о поведении , New York, McGraw-Hill, 1956.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *