Прописная буква заглавная и: В чем разница между “заглавные буквы” и “прописные буквы” ?
ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ – это какие (большие или маленькие)? Пример
Заглавные буквы — это прописные буквы, которые отличаются бо́льшим размером по отношению к строчным буквам.
Что такое заглавные буквы?
В русской письменной речи буквы различаются своим графическим оформлением: одни являются большими, другие — маленькими, или строчными. Большие буквы часто называют заглавными. Как можно понять из этого «говорящего» названия, они начинают заголовки, то есть обозначают начало
- предложения
- периода
- абзаца
- строфы
- чужой речи и пр.
Сумерки в лесу наступают неожиданно рано (В. Арсеньев).
— Каждый рождается для какого-либо дела, — возразил Э. Хемингуей и добавил:
— Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает ваших слов
И современнее и резче.
Белла Ахмадулина
Заглавные буквы — это обиходное название. В русском языке используется специальный лингвистический термин — прописные буквы. Когда-то, на заре рукописного дела, их действительно тщательно прописывали в начале строки, причем всячески украшали, чтобы выделить среди других обычных букв. Выделение начальной буквы первого слова является древнейшим приемом письма, которое применялось до изобретения книгопечатания. Когда появилось книгопечатание, традиция использовать прописные буквы в начале предложения и для выделения собственных имен сохранилась.
Рассмотрим детально, в каких случаях употребляются заглавные, или прописные, буквы в современном русском языке.
Употребление прописных букв
Прописные буквы употребляются не только в заголовках, в начале предложений, но и для выделения некоторых слов, находящихся в любом месте письменной речи. К таким особенным словам отнесем
- имена собственные;
- наименования.
В русской орфографии обязательно с прописной буквы пишутся имена собственные:
1. имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища людей, имена богов, мифических существ, сказочных и литературных героев
- Таня, Василек, Андрюшка;
- Александр Сергеевич Пушкин;
- Гай Юлий Цезарь;
- Владимир Красное Солнышко;
- О’ Генри (Уильям Сидни Портер)
- Кудряш, Черныш, Жук, Волчок;
- Зевс, Гера, Аполлон;
- Василиса Прекрасная, Золушка, Щелкунчик.
2. клички животных
- черепаха Тортилла;
- кот Маркиз;
- пёс Оливер;
3. географические названия, кроме родовых слов (край, область, район, город, поселок, деревня, река, озеро, гора, море, залив и пр.)
- Краснодарский край;
- Саратовская область;
- город Мосты;
- Великий Устюг;
- поселок Сокол;
- деревня Понизовье;
- река Волга;
- озеро Селигер;
- Красное море;
- Эверест.
4. астрономические названия
- созвездие Лебедя;
- Солнечная Галактика;
- альфа Центавры.
Слова «Земля», «Луна» и «Солнце» в качестве названий небесных тел пишутся с прописной буквы и со строчной буквы, если они употребляются как имена нарицательные. Сравним:
В последнее время астрономы с трудом различают пятна на Солнце.
Шиповник стоял, повернувшись большими цветками к солнцу, покрытый множеством бутонов (К. Г. Паустовский).
Обратим внимание, что в именах собственных все слова, их составляющие, пишутся с большой буквы, кроме существительных, обозначающих родовые понятия, и служебных слов, например:
- город Ростов-на Дону;
- Людвиг ван Бетховен;
- виконт де Бражелон;
- Васко да Гамма.
Таким написанием имена собственные отличаются от наименований организаций, учреждений, производственных объединений, памятников архитектуры и пр.
В названиях с прописной буквы пишется только первое слово, например:
- Фонд социально-политических исследований;
- Научно-исследовательский институт дорожного машиностроения;
- Главное управление внутренних дел;
- Дом ученых;
- Медный всадник.
В названии могут быть больше прописных букв, если в нем имеется имя собственное, например:
- Объединение «Кристалл»;
- Информационное телеграфное агентство России;
- Большой зал Московской консерватории;
- Верховный суд Российской Федерации.
Прописная буква используется также в выделении местоимений Вы, Вас, Ваш в документах, деловых письмах при вежливом обращении к одному лицу.
Заглавная буква И | План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
Тема: Заглавная буквы И (стр. 8)
Задачи: познакомить учащихся с написанием заглавной буквы И;
развивать речь, память; воспитывать культуру поведения на уроке, усидчивость, старательность.
Ход урока:
- Организационный момент
Повернитесь назад, все поздоровайтесь. Ребята, к нам на урок пришли гости из ваших детских садиков. Они пришли посмотреть на вас, какие вы уже стали, как умеете сидеть, слушать, отвечать.
Повернитесь ко мне. А теперь тихонько сели и соседа не задели.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
– Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»
- Актуализация знаний
Сейчас у нас урок письма.
Работа на досточке.
Давайте вспомним буквы, которые уже умеем писать. Вспомним как они пишутся.
– заглавная большая буква А;
– строчная маленькая буква о;
– строчная маленькая буква и;
– строчная маленькая буква а;
– заглавная большая буква О.
– Молодцы ребята, хорошо запомнили как пишутся буквы.
- Самоопределение к деятельности
Загадка про Буратино.
Отгадайте загадку. Слушайте внимательно.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.. (Буратино)
Вывешиваю на доску картинку Буратино.
Буратино пришел на вас посмотреть, как вы будете стараться писать сегодня в прописи.
– С каким звуком мы познакомились на уроке чтения? (cо звуком и)
– Какой буквой на письме мы обозначим звук и? (буквой и)
– Верно. Вчера мы писали маленькую строчную букву и. Сегодня на уроке мы будем писать заглавную большую букву И (показ картинки написания буквы И).
– Из каких элементов она состоит? Похожа на строчную маленькую букву и?
- Работа по теме урока
- Показ учителя на доске с проговариванием.
- Работа с электронной доской
Просмотр написания заглавной больщой буквы И.
- Пропишем в воздухе.
- Работа на досточке
Пропишите на досточке заглавную большую букву И (проговаривайте)
- Работа в прописи.
– Ребята, Буратино принес нам ключик, чтобы мы смогли открыть страничку, которую сегодня на уроке будем прописывать.
Открываю ключиком пропись на странице 8.
Покажите левую руку, положите на левую страницу. Начинаем работать на той странице, на которой лежит левая рука (с.8 – прописать 3 строки)
Посмотрите на элементы вверху страницы. Обведите их.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Сначала мы пропишем элементы из которых состоит буква И.
– чуть ниже верхней вспомогательной линии ставим точку, ведем наклонную прямую линию вверх, касаемся верхней вспомогательной линии закругляем вправо; ведем вниз наклонную прямую линию доводя до нижней рабочей строки закругляем вправо, ведем наклонную прямую линию вверх до верхней вспомогательной линии. Отсюда по написанному ведем вниз, оставляя уголочек, ведем к нижней рабочей строке с закруглением вправо.
– Буратино также учился писать букву И. Вот что у него получилось (3 карточки с буквой И). На какой карточке у Буратино букву И получилось написать правильно? (неправильные убрать)
А сейчас пропишите заглавную большую букву И (написание буквы И)
Следить за правильной посадкой, правильным положением прописи на парте.
- Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо букву прописать.
А теперь тихонько сели и соседа не задели.
- Продолжение работы по теме урока
- Работа в прописи.
Продолжаем прописывать заглавную большую букву И.
Следить за правильной посадкой, правильным положением прописи на парте.
- Подведение итогов урока.
– Чему вы научились на уроке?
– Буратино шепнул мне на ушко, что ему понравился урок. Особенно как работали …, …, … .
А те дети, у которых не получилось прописать, вы дома еще раз потренируетесь в индивидуальных тетрадях.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
– У вас у каждого лежит на парте смайлик. Предлагаю оценить вам каждому свою работу на уроке. У смайликов есть глазки, но нет ротика. Если вам понравилось на уроке и вы хорошо работали на нем – нарисуйте улыбку.У кого вызывало затруднения – нарисуйте прямую линию.
– На этом наш урок окончен.
знаков препинания – Слово после вопросительного знака начинается с заглавной буквы?
Предложение заканчивалось знаком вопроса?
Да. Затем вам нужна заглавная буква, чтобы начать новое предложение, как обычно.
Нет. Тогда вопросительного знака не должно было быть, так как он заканчивает предложение.
Верно, я должен расширить это, а не просто быть сварливым стариком.
Правило использования заглавных букв, которое нас здесь интересует, состоит в том, что первое слово предложения начинается с заглавной буквы, поэтому вопрос на самом деле заключается в том, чем заканчивается предложение. Ответ на этот вопрос прост: терминальная пунктуация, т. е. цифра 9.0017 точка (или точка , если вы американец), вопросительный знак или восклицательный знак . В этом ‘?’ есть визуальная подсказка. и ‘!’ оформлены точки; вам просто нужно помнить, что двоеточие (‘:’) на самом деле не является украшенной точкой, хотя вы никогда не узнаете, взглянув на него. Двоеточия, точки с запятой и запятые не являются конечными пунктуационными знаками, поэтому они не заканчивают предложение и не заставляют следующую букву быть заглавной. Это может быть заглавная буква по какой-то другой причине, например, в начале имени собственного, но не потому, что с нее начинается предложение.
Существуют исключения из этого правила, случаи, когда ‘?’ и ‘!’ стать неконечной пунктуацией. Наиболее очевидным является цитируемая речь: если говорящий задает вопрос или произносит восклицание, знак ‘?’ или ‘!’ не обязательно должно быть конечным, если предложение продолжается после цитаты.
“Написать так?” он спросил. — Или, может быть, вот так?
Другой класс исключений относится к комментариям в скобках. Если у вас есть короткая фраза, которую вы могли бы поместить в круглые скобки или тире, то в конце этой фразы можно поставить вопросительный или восклицательный знак, не заканчивая предложение. Будьте осторожны с этим. При первом прочтении это выглядит неправильно и порождает спор, который у меня был с Джейсоном в комментариях ниже!
Мне так писать или абракадабра! нравится это?
Вернемся к примерам и добавим еще несколько для развлечения:
Мне так писать? Или, может быть, вот так?
Должен ли я писать так? а может вот так?
Должен ли я писать так или, может быть, так?
“Написать так?” — спросил он. — Или, может быть, вот так?
Пример 2 со строчными буквами
Закоренелые старые грамматики, не одобряющие начало предложений с союзов, могут сколько угодно хмуриться над примером 1, но это вполне приемлемое фрагментарное предложение. Является ли это правильным ответом или нет, это совсем другой вопрос. В примере 1 подчеркивается, что вопросы разные, хотя они тесно связаны, иначе вся структура не работала бы.
Пример 3, с другой стороны, подчеркивает, что два вопроса являются вариантами в общей ситуации, а также отражают различные способы их произнесения. В данном случае это очевидно, потому что два вопроса действительно представляют собой тесно связанные альтернативы. Однако учтите следующее:
Зеленый свет? Или переключатель встал?
Зеленый свет или выключатель включен?
Оба этих примера подразумевают, что состояние освещения и состояние переключателя каким-то образом связаны.
Версия 2 связывает их более тесно; Обычно я предполагаю (без дополнительного контекста), что либо это один и тот же вопрос, который задают двумя разными способами (т. переключатель находится в верхнем положении или индикаторы горят зеленым, но не оба или ни то, ни другое). Это не абсолютное правило, но оно строго подразумевается.Пример 4 тоже неверен, хотя и лучше замаскирован. Если развернуть кавычки, получится:
.Должен ли я писать так? а может вот так?
, который снова является нашим примером 2. На самом деле вам нужен один из:
“Написать так?” он спросил. — Или, может быть, вот так? (т.е. пример 1)
«Написать так, — спросил он, — или, может быть, так? (т.е. пример 3)
в зависимости от того, сколько перерыва должно быть в середине того, что было сказано. А вот разметка речи – тема для другого вопроса 🙂
Восклицательные знаки работают для этой цели так же, как и вопросительные! Точки с запятой нет; они заканчивают предложение, а не предложение.
Заглавные буквы в заголовках
Крейг Шрайвс
Заглавные и строчные буквы в заголовках (заголовок)
Использование заглавных букв в заголовках соответствует соглашению о регистре заглавий. В заголовке используются заглавные буквы только для первого слова, последнего слова и «основных» слов. Например:
- Последний из могикан (Обратите внимание, что первое «The» пишется с заглавной буквы. После этого «of» и «the» не пишутся с заглавной буквы. Это не основные слова.)
- Белоснежка и семь гномов (Обратите внимание, что «и» и «то» не пишутся с заглавной буквы. Это не основные слова.)
Основные слова . Основные слова — это все слова, которые являются , а не
одним из следующих:- Артикли (т. е. «an», «a», «the»).
- Союзы (например, «и», «или», «но»).
- Предлоги (например, «в», «с», «из»).
Эти типы слов не пишутся заглавными буквами, если только они не начинаются или не заканчиваются в названии.
Подробнее о титульном кейсе
Эта инфографика объясняет регистр заголовков:
При написании заголовка в деловом документе используйте с заглавной буквы только первое слово, последнее слово и так называемые «основные» слова. Это называется заглавным регистром. Используйте строчные буквы для артиклей, союзов и предлогов, если только они не начинают или не заканчивают заголовок.)
Дополнительные примеры регистра заглавий
- Вы смотрели “Про мальчика”? (Предлог «о» пишется с заглавной буквы, потому что с него начинается заголовок.)
- Мне понравилось “Что это такое?” больше чем ты. (Здесь слово «о» пишется с заглавной буквы, потому что оно заканчивается заглавием. Неосновное слово редко заканчивается заглавием.)
Несмотря на то, что заглавный регистр выглядит аккуратно, не все его используют. Многие компании используют заглавные буквы для всех слов в своих названиях. Вы должны скопировать официальные версии, если вы их знаете.
Четкие рекомендации, которые сделают вашу жизнь проще
Понимание регистра заголовков избавляет от необходимости думать о форматировании заголовков. Некоторые слова короткие и выглядят неуклюже, если написать их с заглавной буквы. Однако, если вы будете придерживаться правил, у вас будет четкое указание, использовать ли капитал или нет.
- Я прочитал “Как быть черным” за день.
- Я прочитал “Как быть черным” за день. (Несмотря на краткость, «Быть» является основным словом.)
Подробнее о регистре заглавий. Узнайте об использовании заглавных букв (включая регистр заглавий) в рекламе.
Тест для печати
Помогите нам улучшить Grammar Monster
- Вы не согласны с чем-то на этой странице?
- Вы заметили опечатку?
Найдите нас быстрее!
- При использовании поисковой системы (например, Google, Bing) вы быстрее найдете Grammar Monster, если добавите
См. также
Как написать «что можно и чего нельзя делать»Заглавные буквы и стрелки компасаИспользование заглавных букв с именами собственными и нарицательнымиЗаглавными буквами четыре времени годаЗаглавными буквами начинается предложениеТест на использование заглавных букв
URL страницы
Следующий урок >
Загрузите бесплатное расширение для браузера Grammarly. Это помогает:
Предотвращение орфографических ошибок
Исправление грамматических ошибок
Поиск лучших слов
Расширение работает с веб-почтой, социальными сетями, текстовыми приложениями, онлайн-формами и приложениями Microsoft Office (например, Word, Teams).
Купите книгу Grammar Monster .
Подходит для: Преподавателей, продвинутых студентов и деловых писателей.
Описание: Изданный лондонским издательством Octopus Publishing, “Smashing Grammar” является третьим и наиболее полным справочником по грамматике, написанным Крейгом Шривсом (основателем Grammar-Monster.com). Он разделен на три раздела:
- Глоссарий грамматики A-Z (В этом разделе объясняется грамматическая терминология, от основ до сложных терминов. Это особенно полезно, поскольку каждая статья заканчивается ценным и кратким объяснением того, почему грамматический термин важен для писателя.)
- A-Z Пунктуации (Этот раздел, наполненный занимательными примерами, содержит четкие, хорошо объясненные правила использования всех основных знаков препинания. Пунктуация не должна быть догадкой.