Произношение звука р: Звук Р в русском языке: осваиваем произношение
Постановка твердого звука Р
При артикуляции твердого звука Р
- губы находятся в положении следующего гласного;
- зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
- кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
- посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
- под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.
Наиболее распространенные ошибки.
1. при выдохе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка и коренных зубов.
2. при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибраций. Ребенку предлагается «привязать» язык к альвеолам или поддержать язык снизу пальцем или зондом.
3. слишком слабая воздушная струя. Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять контроль усилий.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема: Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию в детском саду.
Цель: Добиваться правильного произношения звука р, воспитывать умение определить правильное положение языка.
Предшествующая работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках т, д, н, ш, ж, л; целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка, — на звуках ф, в, с, з; умение делать язык широким — на звуках ц, с, э, ш, ж.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук р. Приготовить картинку с изображением тигра.
Игра «Лошадки»
Краткое описание
Дети делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, сердито говоря: «тррр…» Потом дети меняются ролями.
Упражнение «Тигр рычит»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен тигр, и говорит, что тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук р, подражая рычанию тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук р? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».). Что делает язык, когда мы произносим звук p («Язык пляшет -дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно, когда мы произносим звук р, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит».
Методические указания
Выработка вибрации кончика языка.
Для вибрации необходимы следующие упражнения:
1. ребенок произносит р проторный, а в это время логопед шпателем, подложенным под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате механической помощи начинает вибрировать кончика языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука р.
2. ребенок произносит звуки (д-д-д-д…), при этом прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) проводим под языком влево, вправо. В результате помощи начинает вибрировать кончика языка.
Постановка звука Р при горловом произношении
Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.
СодержаниеСвернуть
После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.
Общая информация
Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.
Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:
- высокое небо;
- узкое небо;
- массивный язык.
Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.
Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.
Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.
Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.
Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.
Важные моменты
Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:
- лексика;
- грамматика;
- речевой слух.
Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.
При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.
В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.
Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.
Подготовительный этап
Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:
- рот широко улыбается;
- зубы обнажены;
- кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.
Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.
В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».
Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.
На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.
На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:
- рот широко открыт;
- язык касается неба;
- челюсть неподвижна.
Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.
Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.
Дыхательная гимнастика
Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.
Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.
Слуховое восприятие
Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.
Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.
Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.
Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.
Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.
Способы вызывания звука
После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».
Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.
Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.
Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.
Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.
Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.
Введение в речь
Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.
Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.
Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.
Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.
Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.
ЛОГОПЕД.РУ: Боковое произношение звука [P] и его коррекция.
Боковое произношение звука P и его коррекция.
При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков р и ль.
Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным искажением.
Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль. Посмотрев на артикуляцию ребенка, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.
Постановка звука.
Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка.
Желаю удачи!
Звук Р у двуязычных детей. Самостоятельная постановка.
Выработка сильной и длительной воздушной струи
Немаловажную роль для постановки звука [Р] играет правильная постановка фиксированного дыхания. Через артикуляционные органы должна проходить сильная целенаправленная воздушная струя. Это значит, что вам необходимо научить ребенка одновременно правильно и дышать, и говорить. Зачастую это бывает не так просто сделать. С помощью следующей серии упражнений вы поймете, как правильно располагать язык с последующей выработкой целенаправленной воздушной струи посередине языка:
1. Кладем язык в положении «Блинчик» (см. описание выше) и с силой подуть на него с включённым голосом. При колебании воздуха язык начнет вибрировать.
2. «Снежинка»: кладем маленький кусочек ватки на кончик носа и делаем глубокий вдох носом. Ставим язычок в положении «Ложка» (см. описание выше). Язык прижимаем к верхней губе и с силой выдыхаем воздух изо рта на кончик язычка. Кусочек ватки должен слететь с носа.
3. Подносим лоскуток или кусочек бумаги к носу и с придыханием произносим звук [Д]. При произнесении каждого звука [Д] кусочек бумаги должен сотрясаться от сильной струи воздуха.
Постановка звука [Р] от звукосочетаний [ДР] или [ТР]
Детям с двуязычием не стоит пытаться ставить звук [Р] по подражанию, так как зачастую они начинают использовать вместо кончика языка «маленький язычок» (увулярный звук [Р]), либо корень языка, который соприкасается с мягким небом (велярный звук [Р]). Самый результативный способ постановки звука [Р] – это использование вспомогательных звуков [Т] и [Д], которые повторяют расположение языка и направленность воздуха. Вот несколько вариантов постановки звука [Р] с использованием вспомогательных звуков:
1. Вы вспоминаете с ребенком упражнение «Гармошка» (см. выше описание), когда прикрепляете язык к твердому небу и удерживаете его там. Хорошо раскройте рот, чтобы уздечка максимально натянулась. Двумя большими пальцами приподнимите широкие края языка к верхним боковым зубам (середина языка и уздечка остаются свободными). Попросите ребенка произвести глубокий вдох носом и с силой выдохнуть воздух ртом с включённым голосом. У ребенка должен «набухнуть» язык, и вы услышите что-то похожее на [ТЖ]. С многократным повторением и постепенным увеличением напора выдыхаемого воздуха вы должны услышать сочетание звуков [ТР]. Следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал, а края языка плотно прилегали к верхним боковым зубам.
2. Механическая постановка звука [Р], для которой потребуется палец ребенка или же любая закругленная плоская палочка. Пальчик или палочку следует снизу подвести под язык (под кончик языка, ни в коем случае под корень языка!) и придать ему колебательные движения — из стороны в сторону, одновременно произнося слог [Т-ТЫ] или [Д-ДЫ] много раз подряд. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен, губы были в улыбке. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем. В таком положении можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание. Струна начинает звучать. Но если струна ослаблена, звука не будет.
Как только у ребенка получается произносить сочетание звуков правильно и четко, можно переходить к более длительному произношению [ДР] и [ТР] в слогах, словах и предложениях с помощью пальцев (или палочки) и сильным напором воздуха.
- Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у тра-т тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры
- Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трудный
- Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка, пе-трушка.
- Предложение: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.
Автоматизация звука [Р] в слогах и словах
Как только длительное произношение звукосочетания [ДР] и [ТР] отработано, можно переходить к изолированному произношению звука [Р]. Вы сами услышите, что ребенок начинает произносить звук, как только мышцы языка привыкнут к нужному положению и окрепнут. Необходимость в использовании вспомогательных звуков исчезнет. Если вы до сих пор слышите использование вспомогательных звуков [Д] и [Т], это значит, что мышцы языка еще недостаточно разработаны. В этом случае, продолжайте выполнять предыдущий комплекс упражнений в сочетании с более тщательным проговариванием слогов и слов со вспомогательными сочетаниями звуков [Д] и [Т].
Подрезка уздечки?
Часто практикуемым методом в прошлом, о котором я часто слышу от родителей и по сей день, является подрезка подъязычной связки (уздечки). Хочу отметить, что далеко не всегда такие кардинальные меры могут привести к желаемому результату – появлению звука [Р]. Я категорически не рекомендую подрезать уздечку, если к этому нет медицинских показаний. Отсутствие данного звука связано со общей слабостью мышц языка и неразвитостью подъязычной связки. Именно поэтому ребенок не в состоянии приподнять язык и плотно прижать его к небу. Следуйте советам выше, и желаемые результаты не заставят себя ждать.
Удачи вам и вашим деткам!
Логопед Алена.
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
Неправильное произношение звуков не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Ошибки на этапе формирования речи в дальнейшем могут привести к проблемам с чтением и письмом. Нарушенная речь нередко влияет и на социализацию ребёнка. Сонорные звуки [р] и [л] чаще всего устанавливаются в детской речи последними и считаются одними из самых сложных. Далеко не все языковые культуры способны их различать.
Когда начинать бить тревогу, если сложные звуки никак «не ставятся»? Разобраться в этом вопросе «О!» поможет речевой терапевт и ведущий логопед Центра реабилитации «Тоша & Cо» Анна Рябчикова.
Анна Рябчикова, речевой терапевт, ведущий логопед Центра реабилитации «Тоша & Cо»
Процесс усвоения звуков у каждого ребёнка индивидуален. По статистике, звуки [л] и [л’] закрепляются в речи к 4,5−5 годам, звуки [р] и [р’] — к 5−6 годам. До этого момента звук [р] проходит сложную эволюцию от [й] к [л’]-[л]-[р’] и уже потом превращается в полноценный [р].
Причины неправильного произношения звуков
Самая распространённая причина — ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата, иногда связанная с укороченной уздечкой, большим языком или высоким нёбом. Это не является патологией, но усложняет задачу малышу.
[Р] и [л] — звуки, для которых необходимо верхнее положение языка, а точнее кончика языка за верхними зубами, и ротовой выдох. В образовании этих звуков обязательно участвует голос. Воздух может проходить между боковыми краями щёк и языка. Тогда получаются сонорные звуки [л], [л’]. Если кончик языка поднимается за верхние зубы к альвеолам и «дрожит» под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’].
Возможны органические причины, такие как травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья речевого аппарата и отделы нервной системы, имеющие отношение к речевой функции. На произношение звуков [р] и [л] также могут повлиять слабый выдох и нарушение переключения (дифференциации) носового и ротового вдоха и выдоха.
Звук [р] — вибрант. Чтобы правильно артикулировать этот звук, помимо верхнего положения, необходим сильный направленный выдох (воздушная струя, которая проходит через «середину рта»). Для звука [л] необходим острый кончик языка и плавный, направленный выдох через рот. Для его произнесения не требуется сильный выдох.
Когда обращаться за помощью
Скорректировать звуки можно в любом возрасте. Но в 5 лет это займёт несколько месяцев, а в 7−8 лет — год и дольше. Каждое неправильное произнесение звука как насечка на коре головного мозга: ребёнок запоминает и привыкает говорить так. Если он уже 8 лет говорит звук [р] используя корень языка и мягкое нёбо, перевести звук на кончик языка гораздо сложнее, чем когда он только начал так говорить.
Если ребёнок произносит горловой звук [р], на французский манер, скорее всего, без помощи логопеда звук уже не встанет и не будет произноситься правильно. В таком случае лучше обратиться к специалисту как можно раньше, потому что горловое произношение очень быстро «застревает в речи».
Со звуком [л] история схожая, но в случае пропуска или отсутствия данный звук достаточно прост в постановке. Иногда маме достаточно пару раз посмотреть, как работает логопед и дальше повторять упражнения дома.
Что делать родителям
Много читать
Заведите привычку обязательно, хотя бы раз в день по 10−20 минут, читать с ребёнком стихи или сказки. Это поможет значительно расширить словарный запас и познакомить ребёнка с красотой и благозвучием русского языка. Он будет слушать, как произносятся слова, и стремиться их воспроизводить.
Чаще разговаривать с ребёнком
Стимулируйте и поощряйте собственную речевую активность ребёнка. Обсуждайте интересные события и явления, вечером вспоминайте прошедший день и просите ребёнка рассказать о том, что запомнилось и понравилось больше всего. Дети не сразу начинают говорить правильно, но частые тренировки с языком быстрее дадут положительный результат.
Развивать мелкую моторику
Банальный, но очень действенный совет! Мелкие движения пальцев запускают работу коры головного мозга. Прямое влияние мелкой моторики на развитие речи доказал в своих работах В. М. Бехтерев.
Делать артикуляционную гимнастику
Для звука [р] необходим направленный ротовой выдох, поэтому необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения:
- «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха. Пусть малыш постарается задуть воображаемое или реальное пламя свечи (вдох через рот). При этом необходимо следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. Можно сдувать шарики для пин-понга, салфетки, дуть в свистки и дудки.
- «Забей гол в ворота». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик и поиграйте с ребёнком в футбол. Он должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и посоревноваться, кто быстрее.
- Для постановки звука [л] малышу понадобится тянуть острый язык вверх (за верхние зубы), дышать ртом, зажимая кончик языка между зубами (чтобы не было вместо [л] — [н]): попросите ребёнка зажать кончик языка между зубами, улыбаться и дышать через рот.
- «Пароход гудит». Цель — вырабатывать подъём языка вверх. Ребёнок должен приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы-ы-ы» (как гудит пароход). При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался в верхние резцы или был зажат между зубами. Это наиболее близкое к произнесению звука [л] положение.
Читайте также:
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда
5 логопедических проблем, которые нельзя запускать
Записала: Надежда Фадеева.
Фото: Tatyana Vyc, Sofi photo, Yuganov Konstantin/Shutterstock.com
Артикуляция звука Р. Артикуляция звука РЬ. Ротацизм и его виды. Параротацизм.
Артикуляция звука Р
Артикуляция звука Р
Положение губ – в зависимости от последующего гласного (здесь и далее описывается естественная артикуляция, при постановке звука артикуляция более утрированная).
Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть спинки языка неподвижны и напряжены.
Кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от фонетического контекста).
Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы (язык в форме ложечки). Мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты ( Р — звонкий звук).
О постановке звука Р здесь.
Артикуляция звука РЬ
Артикуляция звука РЬ
Очень схожа с артикуляцией звука Р. Отличия: Средняя часть спинки языка приподнята. Кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.
Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.
Виды ротацизма
1. Горловой (картавый) ротацизм (встречается очень часто). Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при этом звук выше).
2. Губно-губной ротацизм (кучерский). Вибрируют губы (встречается редко). Может быть без вибрации.
3. Одноударный ротацизм (встречается достаточно часто).
Вибрации нет, есть только один удар. Если звучит приближённо к норме, коррекции не требует.
4. Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем вибрируют боковые края языка.
5. Носовой ротацизм . Звук с гнусавым оттенком.
6. Глухое произношение звука Р (без участия голоса).
7. Щёчный ротацизм. Вибрируют щёки.
Предрасполагающие факторы ротацизма. К ним относятся нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий., слишком большой), боковой открытый прикус, нарушения мышечного тонуса при дизартрии.
Параротацизм
Если звуки Р и Рь заменяются другими звуками, то такое нарушение называется параротацизмом. Чаще всего замены звуков свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия.
Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л,ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.
О постановке звуков Р и РЬ здесь.
Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.
Норма, правильное произношение звуков Р, Рь
Звуки [р], [р’-рь] в норме у ребенка появляется в возрасте от 5 -6 лет.
Если у ребёнка в 6 лет отсутствуют звуки [р], [р’] обязательно обратитесь к логопеду.
Если в речи ребенка звуки [р], [р’] появились в искажённом варианте раньше, например, горловой [р] у ребёнка появился в 4 года, обратитесь к логопеду сразу, как это случилось. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются, а только закрепляются в речи ребёнка, что будет затруднять коррекцию звуков в более старшем возрасте.
Как правильно произносится звук [р].
- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует;
- задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- спинка языка опущена;
- сильная струя воздуха проходит посередине;
- положение губ нейтральное, губы разомкнуты;
- зубы сближены до расстояния 4-5 мм;
- голосовые складки сомкнуты, вибрируют – производят голос.
Артикуляционные признаки звука [р].
[р] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;
[р] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает в ротовую полость;
[р] – звонкий звук. При произнесении звука [р] голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется;
[р] – дрожащий звук, вибрант по способу образования. Кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе;
[р] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка.
Акустические признаки звука [р].
[р] – сонорный (звучный) звук — его качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в образовании звука, а шум участвует в минимальной степени;
[р] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.
Нарушения звука [р].
- Звук [р] отсутствует в речи ребёнка — ротацизм.
- Звук [р] заменяется — параротацизм:
— на [ы];
— на [л];
— на [в];
— на [р’];
— на [г];
— на [й]. - Звук [р] искажается:
— велярное искажение звука;
— увулярное искажение звука;
— боковое;
— проторное или одноударное;
— носовое;
— кучерское или двугубное;
— щёчное.
Как правильно произносится звук [р’].
При произнесении звука [р’] положение органов артикуляции сходное, но:
- губы растягиваются в стороны больше;
- кончик языка поднят к верхним резцам (ниже, чем при произнесении звука [р]), вибрирует;
- средняя часть спинки языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Артикуляционные признаки звука [р’].
[р’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;
[р’] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает в ротовую полость;
[р’] – звонкий звук. При произнесении звука [р’], голосовые связки сомкнуты и дрожат, голос образуется;
[р’] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка;
[р’] – дрожащий звук, вибрант по способу образования. Кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.
Акустические признаки звука [р’].
[р’] – мягкий звук — средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается к твёрдому нёбу.
[р’] – сонорный (звучный) звук — его качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в образовании звука, а шум участвует в минимальной степени;
Нарушения звука [р’].
- Звук [р’] отсутствует в речи ребёнка — ротацизм.
- Звук [р’] заменяется — параротацизм:
— на [ы];
— на [л’];
— на [в’];
— на [г’];
— на [й]. - Звук [р’] искажается:
— велярное искажение звука;
— увулярное искажение звука;
— боковое;
— носовое;
— щёчное.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
НОРМЫ Артикуляции звуков:
Минимальная пара / б / и / п / | Произношение
как в b uy и p , т.е.
Ниже приведен список слов, которые различаются только тем, что одно имеет звук / b /, а другое – звук / p /.
Вы можете использовать этот список, чтобы попрактиковаться в произношении звуков, или как список слов, произносимых с осторожностью.
Основное различие между / b / и / p / состоит в том, что / b / – звонкий звук, тогда как / p / просто создается порывом воздуха. Кроме того, / b / произносится с меньшим выпуском воздуха, чем / p /, и это иногда может быть более полезным различием, так как трудно почувствовать вибрацию голосовых связок при воспроизведении звука / b /.
Элементарный
Б П
бар Па
be P
большая свинья
купить пирог
по пирогу
до свидания
Ниже среднего
Bay Pay
медведь пара
ставка питомца
банкнота
штифт бункера
отверстие плохое
купил порт
кубок
Промежуточный
полоса панорамирована
базовый темп
летучая мышь
медведь груша
пивной пирс
шкура ремня
ягодный перри
приямок для долот
лезвие сыграно
Планируется мягкий
планка глухая
blaze plays
расточенный лапчатый
тушеные молитвы
гордость невесты
Тяга быка
но удар
клюшка для масла
lib губа
паб щенок
халат веревка
метчик
Выше среднего
забанен панорамирован
голая пара
клюв козырек
торф побитый
пчела пописать
сука смола
прокачка
блот-участок
доска лапа
заливка отверстия
похвала тушеная
грудной пресс
бора на
крышка кабины
ребро ребра
Advanced
бат за номинал
бэтти пирожок
бусина моча
клюв заглядывать
звуковой сигнал
торф свекольный
би пи
bier peer
плед с лезвием
штукатурка пескоструйная
блестящая складка
цветущий шлейф
грубая ошибка грабежа
румяна плюшевые
кабанья лапа
заливка кабана
бу-пу
тушить добычу
паршивец болван
жареные креветки
казенная проповедь
колоть кирпич
бриг приг
кромка прим.
заусенец мурлыкать
удар прикладом
рубец племени
Написано для EnglishClub Алексом Кейсом
Озвучено Джонатаном Тейлором
Далее: / n / и / ŋ / EnglishClub: Учите английский: Произношение: Минимальные пары: / b / и / p /Начальные минимальные пары / f / и / p / | Произношение
как в f ast и p ast
Ниже приведен список слов, которые различаются только тем, что одно из них имеет начальный звук / f /, а другое – начальный звук / p /.
Вы можете использовать этот список, чтобы попрактиковаться в произношении звуков, или как список слов, произносимых с осторожностью.
Оба эти звука производятся только с помощью воздуха и без голоса, но то, как они произносятся, очень разное./ p / производит, создавая воздух и давление за губами, которые сжимаются, а затем выпускают его, подобно хлопку. Это означает, что ваш рот двигается во время производства звука и что невозможно продлить звук после того, как вы открыли рот и выпустили воздух.
/ f / произносится, когда ваши верхние зубы касаются вашей нижней губы, и звук можно продлевать сколько угодно долго, не двигая ртом, просто продолжая дуть через промежуток между этими двумя частями рта.
Элементарный
быстрое прошлое
поставка стопы
Вилка свиная
Средний уровеньтемп лица
поддон вентилятора
пакета факсов
плата P
пилинг на ощупь
футов торфа
фиговая свинья
сосна мелкая
блохи пожалуйста
бассейн дураков
боевой порт
найденный фунт
с пром
полная тяга
забавный каламбур
среднийфейл бледный
честная пара
далеко Па
толстый пэт
войлочная шкура
фен ручка
пенсов забор
несколько скамеек
стопка файлов
таблетка наполнения
найти сосновый
фирма пермь
первый кошелек
исправить выбор
тяжелый полет
флайс
фоп поп
бесплатно предварительно
более свежее давление
приз фри
фрай фрай
платное исчезновение
фазовые выплаты
Выше среднегоблокнот для причёски
бледная краска
пердеть часть
страсть к моде
паштет судьбы
пирс страха
паром перри
штифт ребра
приямок
план фланца
раза опрошено
народный тычок
пруд пруд
четыре заливки
пауза четверок
драться молиться
для про
замороженная проза
фонд наказан
фанк-панк
мех пер.
фраза похвалы
Продвинутыйпаста лицевая
клык
кормовой
переноска
зяблик ущипнуть
пластинка
Боковая доска
сбежал залог
заявление о бегстве
флот складка
флоп шлеп
шлейф лотка
фланк планка
утопленный плюш
щипцы для флюса
Опрос жеребят
враг позы
форд лил
оспа лисицы
откровенная розыгрыш
фриг приг
мопс фуг
жемчуг фурл
fuss pus
Написано для EnglishClub Алексом Кейсом
Озвучено Джонатаном Тейлором
Далее: начальные / k / и / g / EnglishClub: Учите английский: Произношение: Минимальные пары: начальные / f / и / p /p / b – английское произношение
/ p / и / b / разделяют манеру и место артикуляции и различаются по озвучке (/ p / глухой и / b / озвучен).Итак, теоретически это абсолютно одинаковый звук, за исключением того факта, что когда мы производим a / b /, наши голосовые связки вибрируют, а когда это a / p / – нет. К сожалению, все немного сложнее. Чтобы правильно произносить / p / и / b /, мы должны принять во внимание больше элементов, и это даже более важно, когда мы сравниваем их с испанскими / p / и / b /.
Одна очень важная вещь заключается в том, что почти все, что здесь сказано о / p / и / b /, можно применить к парам / t / – / d / и / k / – / g /, потому что три взрывные пары ведут себя одинаково. .
Давайте начнем с этих минимальных пар:
парк – кора
пирог – купить
питомец – ставка
моча – пчела
участок – клякса
Вы, вероятно, заметили, что, хотя / p / и / b / разные, они создаются очень похожим образом. И также совершенно ясно, что они не совпадают с соответствующими звуками в испанском языке.
р (двугубные, взрывные, глухие)
Написание: p (горшок), pp (щенок), pe (спелый).Исключительные варианты написания: gh (икота)
Сравните следующие слова:
парк – парк пингвинов – появление пингуйно – паника апаресер – панико
Слушайте их в контексте.
Пингвины не умеют летать. Los pingüinos no pueden volar.
Пожалуйста, не паникуйте. Por Favor no Entres en pánico.
В чем заключается большая разница между английским и испанским / p /? Я уверен, что вы слышали дуновение воздуха, похожее на небольшой взрыв, которое вырывается, когда производится английское / p /.Это называется aspiration и является важной характеристикой английских безмолвных взрывных устройств (/ p /, / t / и / k /), когда они появляются в начале ударного слога. Это функция, которой нет в испанском языке, поэтому мы должны привыкнуть делать ее по-английски. Как мы вскоре увидим, умение правильно произносить / p /, / t / и / k / – то есть в сопровождении вдоха – имеет решающее значение для предотвращения недопонимания.
Вот несколько примеров, когда / p /, / t / и / k / произносятся носителями языка:
Есть ли проблема говорить о правах ЛГБТ как о правах человека? (Лори Тейлор, BBC4).
Для писателя восемнадцатого века вполне нормально публиковать по крайней мере свой первый роман, а иногда и все свои романы, анонимно (Джон Муллан, BBC4).
Он довольно гордится этим последним владением (Джулиан Барнс, KUSP).
Напечатано на листе бумаги (Руперт Эверетт, BBC4).
b (двугубный, взрывной, звонкий)
Написание: b (спина), bb (кролик)
Теперь давайте посмотрим, что происходит с / b /, когда мы сравниваем английские и испанские звуки.
лодка – barco baby – bebé
Слушайте их в контексте.
Лодка прибыла поздно. El barco llegó tarde.
У нее только что родился ребенок. Acaba de tener un bebé.
Они, очевидно, тоже разные. Но в чем состоит эта разница? Можно сказать, что английский / b / звучит сухо и ровно, в то время как испанский / b / звучит несколько богаче. Звук на английском языке также более резкий и четкий. Для всего этого есть фонетическая причина: хотя / b / – звонкий звук, когда он появляется в английском языке в начале слова, это Deviced , что означает, что он воспроизводится без вибрации голосовых связок.Воспроизведение звонких взрывных звуков (/ b /, / d / и / g /) в исходной позиции – еще одна важная характеристика английского языка, которая объясняет разницу между английскими и испанскими звуками.
Вот несколько примеров из реальной жизни:
Французский ученый Кювье изучал кости таких существ, как киты и обезьяны (A.S. Byatt, BBC4).
Я думаю, что романтизм начинается с сильного чувства, а не с рациональной мысли (Джонатан Бейт, BBC4).
Что ж, книга была хорошо принята в узком кругу друзей и людей, которые были в курсе (Николас Роу, BBC4).
И на протяжении всей своей жизни они объединялись как для поддержки друг друга, так и для того, чтобы держать все под контролем (Джудит Хоули, BBC4).
Неожиданная путаница . Обучение звонких взрывных устройств имеет очень важное последствие. Когда / p / и / b / находятся в начале слов, носители английского языка не различают их по голосу, поскольку / p / глухой, а / b / лишен голоса (таким образом, нет активности голосовых связок ни в одном из слов. их, они оба глухие де-факто ).Они различают их из-за наличия или отсутствия аспирации – упомянутого ранее дуновения воздуха – потому что / p / является аспирационным, а / b / – нет (вспомните минимальную пару парк-кора). Итак, если вы произносите звук / p / по-испански, то есть без устремления-, говорящий по-английски, скорее всего, поймет a / b / (как я уже сказал, это происходит с парами / t / – / d / и / к / – / г / тоже).
Давайте посмотрим, как фонетик Джек Виндзор Льюис иллюстрирует эту проблему на своем очень интересном веб-сайте: «Услышав в первый раз испанское слово pacharán, я написал его как bacharan, что должно предупредить студентов, что если они не получат ударный слог с придыханием -initial / p / etc, носитель английского языка с большой вероятностью интерпретирует эту попытку / p / etc как соответствующий мягкий (звонкий) согласный «».
Из всего этого мы можем сделать очень интересный вывод : Испанский / p /, / t /, / k / во многих ситуациях звучит очень похоже на английский / b /, / d /, / g /. Таким образом, мы можем подумать, что говорим pitch , но на самом деле наш собеседник понимает сука .
Вот еще несколько примеров из реальной жизни, где / p / и / b / можно услышать в одном предложении.
И оба эти аспекта тоже важны, потому что они всегда имеют такого рода общественную роль (Джудит Хоули, BBC4).
А Кингс Линн была… В те дни сравнивать с Лондоном было чем-то вроде обратного (Джудит Хоули, BBC4).
Я не беспокоюсь о зданиях, я беспокоюсь о людях (Майкл Кейн, BBC4).
b между звуками . Наконец, мы рассмотрим проблему, которая является причиной сильного иностранного акцента у многих испаноязычных говорящих на английском: произношение звонких взрывных звуков (/ b /, / d / и / g /) в словах. Давайте послушаем следующие примеры:
about – abajo abolish – abolir Албания – Албания
черное дерево – ожирение ébano – повсеместное ожирение – убикуо
Очевидно, что английское / b / сильно отличается от испанского / b /, когда оно находится внутри слова.Проблема здесь в том, что в среднем положении испанское / b / уже не взрывное, а фрикативное. Это означает, что мы не останавливаем поток воздуха до появления звука. Вместо этого мы плавно переходим от одного звука к другому. Вы можете проверить это, поставив эксперимент: зажать палец между губами и произнести испанское слово abajo . Вы увидите, что когда вы произносите / b /, ваши губы не соприкасаются. Типичного закрытия взрывных устройств не происходит. Но в английском этот звук воспроизводится по-другому.Если вы произносите слово примерно, , вы должны на короткое время полностью закрыть рот, когда произносите / b /. Сделайте это так, и вы избавитесь от проблемы раз и навсегда.
А вот два примера среднего положения английского / b / in. Посмотрите, насколько четко то, о чем я говорил, можно увидеть в слове за границей .
Крупная выставка о том, как иностранные фотографы смотрят на Великобританию (Джон Уилсон, BBC4).
Но, к сожалению, на этом беда не заканчивается.Следует упомянуть еще одну небольшую деталь. Обычно мы говорим не отдельными словами, а кусками речи, в которых слова связаны друг с другом. Мы производим непрерывный звук. По этой причине мы, вероятно, плохо произносим / b /, даже если оно стоит в начале слова. Взгляните на этот пример:
Вам необходимо изучить основы грамматики английского языка.
Это правильное произношение основы Но многие испаноязычные люди, вероятно, скажут это так *
Как видите, в испанской версии этого предложения слово basics, не произносится с взрывным b .В этом контексте мы используем фрикативный звук b , потому что мы связываем его с предыдущим звуком. Этого следует категорически избегать на английском языке. К счастью, эту ошибку очень легко исправить.
А вот хороший пример того, насколько три взрывных / b, d, g / звучат по-разному от своих испанских аналогов. Сконцентрируйтесь на словах gay , Roberts и Madonna в частности.
Первые мемуары Руперта Эверетта, Красные ковры и другие банановые шкуры , полны остроумных, возмутительных анекдотов о Голливуде, где он играл роль лучшего друга гея Джулии Робертс и Мадонны (Кирсти Лэнг, BBC4).
Помните об этом, и вы значительно улучшите свое произношение.
Также очень интересно сравнить этот раздел с разделом, посвященным двум другим звонким взрывным звукам, так что вы можете проверить d между звуками и g между звуками.
предыдущий следующий
Звуки P и F
Произношение: Звуки «p» и «f»
Минимальные пары
Щелчок для звука
Face | Pace | Suffer | Ужин | Манжета | Чашка | ||||
Наполнитель | Таблетка | Дифференциал | Ковш | Главный | Дешевый | ||||
Вентилятор | 0 Поддон | Вентилятор | |||||||
Полный | Pull | Chiefest | Самый дешевый | Chaff | Chap | ||||
Flop | Plop | Refs | Reps | Beef 9099 | Медь | Laugh | Lap | ||
Fair | Пара | Reefer | Reaper | Puff | Pup | ||||
Fail | Ведро | Откашивается | Cops | Rife | RipeStrife | Stripe |
фразами
Нажмите для аудио
Чашку кофе, пожалуйста, |
Предложите ему яблоко |
905 Держите быстрый темп |
Передайте, пожалуйста, фрукты |
Приз за первое место |
Честная игра или нечестная игра |
Pay the piper / pay the fifer |
Sentences
9 9 для аудиоВстаньте и встаньте лицом к лицу с прессой, г-н.Президент. |
Во времена Фэй фраза была «Сила цветов». |
Рыба была свежей с продуктовой полки. |
Глупцы сейчас смеются, а потом заплатят. |
План Фрэн был передан начальству. |
Вечеринка в четверть пятого. |
«Отстань от телефона, Фред», – рявкнул отец. |
Пол невольно возится с футбольным мячом. |
«Довольно, Пенни», – ответил мистер.Филлипс. |
Поэзия
Щелкните для аудио
Таффи была валлийкой; Таффи была вором. |
Таффи пришла ко мне домой и украла говяжью ножку. |
Я пошел в дом Таффи; Таффи была в постели. |
Я взял говяжью ножку и ударил его по голове. |
Простой Саймон встретил пирожка, идущего на ярмарку. |
Простой Саймон сказал пирогу: «Дай мне попробовать твою посуду. |
Сказал пирог Простому Саймону: «Сначала покажи мне свою копейку». |
Сказал Простой Саймон пирогу: «В самом деле, у меня их нет». |
Произношение: F vs P – Simple Better English
Произношение английских согласных звуков [F] и [P] может быть сложным, особенно для носителей азиатского языка. Эти два сложных согласных звука не звучат одинаково . Чтобы лучше понять, как произносятся английские согласные звуки [F] и [P], посмотрите видео «Произношение: F vs P» и убедитесь, что повторяются за мной.
[F] звук | [В] звук |
штраф | лоза |
фея | очень |
лицевая | ваза |
достаточно | любовь |
пушистый | живой |
рисунок | энергично / энергично |
жизнь | в живую |
цветы | жизней / жизней |
Как произносить звук [F]
Осторожно положите верхние зубы на расслабленную нижнюю губу и просто дуйте воздухом .
Как произносить звук [V]
Используйте ту же форму рта, что и звук [F], и на выдохе издайте вибрирующий звук голосовыми связками.
Примеры предложений
1. У вас очень красивое лицо для феи.
2. Он живет яркой жизнью и страстно любит цветы.
3. Это очень забавно.
4. Он недостаточно пушистый.
5. Прекрасная ваза.
Дополнительные примеры предложений
1. У вас очень красивое лицо для феи.
2. Он живет яркой жизнью и страстно любит цветы.
3. Это очень забавно.
4. Он недостаточно пушистый. (* В слове «gh» используется звук [F].)
5. Это очень хорошая ваза.
Если вам нужна дополнительная помощь с произношением сложных согласных звуков на английском языке, ознакомьтесь с моим полным онлайн-курсом по произношению английского языка:
Щелкните здесь, чтобы просмотреть курс.
Работа с путаницей между / p / и / b /
Я только что вернулся из очень интересной и приятной поездки по работе с учителями в Бейруте, Аммане и Рамулле.Целью семинара, организованного Британским советом, было изучение способов работы с произношением, чтобы сделать изучение языка более ярким, мотивирующим и успешным в этих регионах. И, конечно же, в центре внимания были потребности говорящих на арабском языке, изучающих английский язык. Один из вопросов, который обычно возникает там (также заданный Сью Паунолл на Оксфордском дистанционном дипломном курсе, который я упоминала в предыдущем посте): Какой совет вы дали бы, чтобы решить путаницу между / p / и / b /?
Что касается путаницы между / p / и / b /, как всегда, первое, что нужно сделать, это выйти из-под контроля фонетического набора на родном языке, который влияет не только на мышцы, заставляя их по умолчанию использовать версии любого разговорного звука на родном языке. , но влияет и на слух.Ухо также находится в захвате фонетического набора родного языка, что является частью проблемы с подходом прослушивания и повторения к пронизу (и лучший способ перевоспитания уха – это заставить рот делать другой звук. Как только вы можете это сказать, вы внезапно можете его услышать. Вы испытали это? Это особенно интересно, поскольку это , противоположное типичной бихевиористской парадигме, которая гласит, что слух на первом месте, а ухо учит рот и т. д. и т. д.).
ОК.Много способов подойти к / п / и / б /. Большинство из них – это то, что я называю физическим , то есть помощь учащемуся восстановить связь с определенным набором мышц, который имеет значение. Первый шаг для вас, учитель, – это найти у вас во рту, что происходит с / p / и / b /. Никакая работа с произношением не может быть выполнена без того, чтобы учитель сначала пошел и исследовал территорию, не в книгах, а во рту, потому что в противном случае все, что вы сможете делать, это вариации на слух и повторение.
Итак, произнесите два звука / p / и / b / сами.Делайте их быстро, затем медленно, а затем очень медленно. Выполняйте их без следующей гласной (добавление гласной делает их обе озвученными), чтобы вы могли заметить разницу в голосе. Прижмите ладонь к адамову яблоку и обратите внимание на вибрацию / b /. Так что это направляет вас к голосу и без голоса. Перейдите к гораздо более безопасному контрасту / s / и / z /, чтобы помочь ученикам увидеть различие между голосом и голосом и управлять им по своему желанию, а затем перенесите понимание обратно в / p / и / b /. Но является ли voice / unvoice единственной разницей между / p / и / b /? Легко узнать: просто прошепчите эти двое и посмотрите, есть ли еще разница.Ладно, верно… .Так что есть. Да и что это? Поднесите ладонь к губам. Произнесите / p / и / b /. Что ты заметил? Проделайте то же самое с листом бумаги. Видишь, как он движется? Это говорит вам о том, что при использовании / p / за губами происходит большее наращивание силы дыхания перед выдохом. С / b / меньше. Изучите эту разницу. Например, произнесите / p / так медленно, чтобы почувствовать, как воздух накапливается за двумя губами, прежде чем он наконец выйдет.
Это означает две вещи: 1.Если мышцы двигаются, это, вероятно, видно. Говорите это достаточно медленно и обнаруживайте, как вы ощущаете небольшое выпадение губ, которое также видит ученик, когда сжатые губы выталкиваются вперед под действием невыпущенного давления воздуха. Заставьте их увидеть это, и это проинформирует их мышцы. 2. Это также означает, что мышечный тонус ваших губ для / p / и / b / немного отличается. Для / p / мышцы губ немного мягче и эластичнее, поэтому воздух может накапливаться и в конечном итоге «раздвигать» губы. Поскольку / b / нарастание давления на самом деле происходит за голосовыми связками, а не за губами, поэтому губы не обязательно должны быть такими гибкими, они не «хлопают» и не дуют на лист бумаги.Но это все слова. Вы должны ощутить материальность этого в своих собственных устах, только тогда вы будете точно знать, что вам нужно попросить учеников сделать. Только тогда вы будете квалифицированы как «гид». Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, а затем попросить своих учеников сделать:
1. Проведите различие между голосом и голосом (возможно, начните с / s / и / z /).
2. Проведите различие между сильной и слабой силой дыхания (называемой fortis / lenis) так, чтобы бумага двигалась для / p / и не двигалась. для / b /.
3. Попросите учащихся наблюдать и имитировать мини-надутые губы для / p /
4.Произнесите любой из звуков самостоятельно и попросите учащегося указать на соответствующее поле на схеме. Другие студенты согласны или нет
5. Обратное. Ученик произносит любой звук, а вы указываете на то, что на самом деле слышите. Сначала они не могут этого сделать. Будьте честны, чтобы они немного боролись. Если они издают звук, отличный от / b / или / p /, нарисуйте для этого временную звуковую коробку на доске с вымышленным символом внутри, таким образом расширив таблицу, чтобы включить один локально производимый «неправильный» звук. Теперь вы также можете указать на этот звук, когда они его произносят.Им нужна эта обратная связь, чтобы перевоспитать мышцы и уши.
6. Тихо укажите на таблицу, составляя слова с помощью / p / или / b /, и предложите классу произнести их. Может быть, сначала они не могут. Это нормально. Первый шаг исправления заключается не в том, что ученик исправляется, а в том, что он видит то, чего не видел раньше. Обычно они получают представление о мышцах. Второй шаг – (постепенно) превратить понимание в правильность, что может занять несколько дней, и учитель должен поддерживать мягкое давление.
Я уверен, что у читателей есть еще много интересных и новых подходов к / p / и / b /….
СвязанныеЗвуковое произношение букв и важность вырезания звуков
Помощь новым читателям в правильном произношении звуков букв
Что вы имеете в виду под «правильным» и «неправильным» способами произношения букв?
Новые читатели (и начинающие читатели, или читающие с трудностями) иногда добавляют гласный звук в конец согласного звука. (т.е. они говорят / puh /, а не / p /.)
Что означает отсечение звуков?
Обрезка звуков означает просто произнесение звука буквы p как / p / вместо добавления звука schwa / u / в конце, как в / puh /. Гласный звук / u / был вырезан из звука / p /.
Следующее видео демонстрирует артикуляцию всех букв с использованием букв / ключевых слов / звуковых карт. Согласные звуки обрезаются.
Почему это важно, если учащимся звучит «клип»?
Может показаться неважным, говорит ли студент / p / или / puh /.В конце концов, ученик НАКОНЕЦ понял, что у букв есть звуки. Это же победа, правда?
Да, это большой шаг, когда ученики, наконец, связывают звуки с буквами. Но если им разрешат и дальше добавлять звук шва в конце согласных, это может привести к путанице при чтении и правописании. Если ученик прочитает слово «кошка» как / cuh /… / a /… / tuh /, он может не распознать «cuh-a-tuh» как слово «кошка». То же самое и с орфографией. Мы видели, как студенты пишут слова, добавляя шва после согласных.Когда студенты возвращаются, чтобы читать свои записи, у них возникают проблемы, потому что слово, которое они написали, неузнаваемо.
Как я узнаю, каким учащимся нужны прямые инструкции по клиппированию звуков?
Это БЕСПЛАТНОЕ оценивание буквенного имени включает руководство по анализу. Щелкните ссылку (СЛЕВА)
Лучший способ определить учащихся, которые добавляют шва к своим согласным звукам, – это провести экзамен «Название буквы, звук буквы». Когда вы слышите, как ученик добавляет шва, отметьте это в протоколе.После того, как каждый студент сдал экзамен, просмотрите данные и составьте план для всей группы, небольшой группы или индивидуального обучения, используя названия букв и звуки.
Как я могу помочь студентам с правильным произношением?
После оценки «Название буквы, звук буквы» поработайте с небольшой группой студентов или один на один со студентом. Важно выполнять эту прямую инструкцию в небольшой группе, а не в классе, чтобы вы могли смоделировать звук и при необходимости внести немедленную коррекцию.
Используйте карточки с буквами ( Ознакомьтесь с нашим ресурсом по карточкам ЗДЕСЬ! ) и смоделируйте правильное произношение, используя метод «моя очередь, ваша очередь».