Разное

Принятые в обществе правила поведения: понятие и виды социальных норм и правил

Социальные нормы общения человека в обществе и их функции

​ ​

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Каждый из нас — часть гигантского механизма под названием «общество». Как винтики в машине работают слаженно по одним и тем же правилам, так и люди в обществе живут дружно бок о бок благодаря им же. Эти правила называют социальными нормами — о них мы и расскажем простыми словами в сегодняшней статье.

Что такое социальные нормы в обществознании

Социальные нормы — это общие для всех людей правила и образцы поведения в обществе, которые обусловлены сложившимися общественными отношениями.

Важно понимать, что такие нормы не были придуманы для конкретного человека. Общество договорилось, что каждый его член будет придерживаться их. При этом отдельные правила есть как для всего общества разом, так и для отдельных его групп.

Например, люди придумали правила поведения для пассажиров метро, посетителей библиотеки, хозяев домашних питомцев и др.

Признаки социальных норм

Теперь давайте научимся определять, что можно отнести к социальным нормам, а что — нет. Ниже перечислим несколько признаков, которые помогут вам определиться. Итак, социальные нормы:

  • считаются общими для всех членов социума;

  • помогают управлять социальными отношениями;

  • вырабатываются в результате сознательной деятельности людей;

  • сформированы в ходе исторического развития общества;

  • зависят от воли и желания людей;

  • помогают измерять общественно значимое поведение.

В качестве примера возьмём одну знакомую всем социальную норму — уважать старших. Если пройтись по признакам выше, станет понятно, что каждый из них справедлив и для неё.

Разберёмся чуть подробнее. Уважать пожилых, по мнению общества, должны все люди — и дети, и люди зрелого возраста. Эта норма направляет отношения между людьми в нужное русло и помогает понять, какой человек поступает правильно, а какой — нет. При этом оно появилось, когда общество начало развиваться, и у него возникли новые моральные принципы. Люди приняли решение уважать старших по своей воле — это был их сознательный выбор. Итог — попадание по всем пунктам!

Функции социальных норм

Люди живут бок о бок друг с другом, а потому важно соблюдать правила, чтобы это сожительство было комфортным. В этом и состоит предназначение социальных норм — устанавливать рамки свободы так, чтобы регулировать поведение людей и делать жизнь в обществе спокойной.

А ещё помогать нам воспитывать в самих себе дисциплину, учиться контролировать своё поведение.

Теперь разберёмся, какие функции в обществе выполняют социальные нормы и сформулируем их по пунктам:

  1. Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность.

  2. Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества.

  3. Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе.

  4. Воспитательная функция — держат в рамках людей, которые склонны нарушать эти нормы, и наблюдают за ними.

Всего выделяют 3 способа регламентировать следование социальным нормам: дозволение, предписание и запрет. Давайте кратко разберём, чем они отличаются.

Способы контролировать поведение людей через социальные нормы

ДозволениеПредписаниеЗапрет

Это то, что можно делать.

Дозволение предлагает людям варианты, как можно поступать.

Это то, что нужно делать.

Предписание указывает на то, как человек обязан поступать.

Это то, что нельзя делать.

Запрет накладывают на действия, которые неприемлемы для общества.

Проверьте себя

Ещё раз ознакомьтесь со способами регламентировать поведение в обществе с помощью социальных норм. Придумайте по 2 примера, которые бы проиллюстрировали каждый из них. Во время ответа опирайтесь на личный жизненный опыт.

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Что такое социальные ценности

Социальные (общественные) ценности — это идеи, принципы и представления людей в обществе о том, что важно для них больше всего.

Их можно назвать ориентирами: с помощью общественных ценностей члены какого-либо общества могут описывать свою идеальную жизнь. А ещё одобрять или осуждать какие-либо явления или действия друг друга. При этом социальные ценности в разных общественных группах отличаются, а само это явление существует на 4 уровнях.

Виды социальных ценностей
Общечеловеческие ценностиЦенности народаЦенности социальных группИндивидуальные ценности
Объединяют всех людей мираОбъединяют всех представителей одного народаОбъединяют всех представителей конкретной социальной группыХарактерны для определённого человека

Ориентиры в жизни на каждом из этих уровней бывают разными. Например, среди общечеловеческих ценностей выделяют мир, свободу, любовь, семью и т. д. Ценностями конкретного народа можно назвать патриотизм и гражданский долг.

А для определённого человека это может быть финансовое благополучие, духовное развитие или честность.

Каждый человек лично устанавливает для себя систему индивидуальных ценностей. В то же время ценности народа и социальных групп зависят от общества в целом: особенностей его образа жизни, экономики, отношению к религии в стране, уровню участия людей в жизни государства и многого другого. Эти ценности и определяют социальные нормы, которым будет следовать общество.

Проверьте себя

Расскажите о социальных ценностях в вашей жизни. Какие из них характерны для вас лично? Каких принято придерживаться в вашей семье? Какие ценности объединяют другие социальные группы, к которым вы принадлежите?

Подумайте о том, какие ценности характерны для россиян как представителей одного народа.

Виды социальных норм

Социальные нормы бывают разными. Некоторые из них общество закрепило в кодексах и других документах разных организаций.

Другие же люди передают из поколения в поколение. Давайте разберёмся, какие виды социальных норм выделяют в обществознании для 7 класса и чем они отличаются друг от друга — в этом нам поможет таблица ниже.

Виды социальных норм

Название

Сущность

Пример

Традиции (обычаи)

Отражают одобренные обществом правила поведения и ценности, которые люди наследуют от предшественников. Относятся к культурному наследию

Встречи выпускников одного вуза или школы

Правовые нормы

Установлены государством и закреплены в нормативных документах. Регламентируют поведение граждан и различных организаций на уровне закона

«Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»

Конституция РФ, ст. 37, п. 1

Нормы морали (этики)

Отражают представления общества о плохом и хорошем, чести, долге и справедливости по отношению к другим людям

С дошкольного возраста детей учат не обижать тех, кто младше и слабее, а защищать их

Религиозные нормы

Основаны на принципах веры и регламентируют образ жизни верующих людей. Описаны в священных текстах или созданы религиозными организациями

Последователи буддизма стремятся достичь просветления через отказ от всяких земных желаний и чувств

Нормы этикета

Указывают на правила вежливости по отношению к другим людям

Главные правила поведения в библиотеке: соблюдать тишину и не мешать другим людям читать

Эстетические нормы

Отражают представления общества о красоте и искусстве

«Витрувианский человек», которым Леонардо да Винчи представил идеальные пропорции человеческого тела

Экономические нормы

Регулируют хозяйственную деятельность людей

Если человек оформил кредит, то по договору обязан выплачивать его в срок

Политические нормы

Регулируют политическую сферу: отношения между гражданами и государством, участие людей в политической жизни общества. Закреплены в законах и международных договорах

Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством и быть назначенными на государственную службу

Проверьте себя

Перечислите виды социальных норм и назовите по одному примеру из общественной жизни для каждого из них

Что будет, если не соблюдать социальные нормы

Поведение человека, которое выходит за рамки социальных норм, называется отклоняющимся.

Некоторые виды норм общество закрепило в нормативных документах. Если их нарушить, человека ждут серьёзные последствия вплоть до тюремного заключения. К таким видам относятся правовые, экономические и политические нормы. Их называют формальными.

Другие же виды норм не охраняет закон. Соблюдать их или нет — добровольное решение человека, которое связано с его жизненными принципами, мировоззрением и совестью. Но если их открыто нарушать, это тоже не останется незамеченным, потому что такое поведение общество будет осуждать. Такие нормы называются неформальными.

Проверьте себя

Приведите по 3 примера формальных и неформальных социальных норм.

Проверьте себя

Теперь, когда мы оставили теорию позади, давайте проведём небольшой чек-ап ваших знаний. Для этого выполните задание ниже — это поможет узнать, нужно ли вам глубже изучить тему социальных норм и их классификации. Не забывайте пользоваться материалом, изложенным выше!

Задание

Прочтите 10 утверждений ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Социальные нормы складываются на основе социальных ценностей.

  2. Люди осознанно пришли ко всем социальным нормам, и те стали частью жизни общества в результате его исторического развития.

  3. Все обязаны знать и следовать социальным нормам, потому что их нарушение преследуется по закону.

  4. Есть всего 3 способа контролировать поведение общества с помощью норм: принуждение, дозволение и запрет.

  5. Правило о том, что нельзя шуметь в библиотеке, — это моральная социальная норма.

  6. Если человек намеренно не следует социальным нормам, его поведение называют отклоняющимся.

  7. Индивидуальные социальные ценности обязаны совпадать с принятыми во всём обществе.

  8. Религиозные нормы могут быть закреплены в священных текстах или сформулированными религиозными организациями.

  9. Предписание не предполагает вариантов — оно указывает на то, как человек обязан поступить в той или иной ситуации.

  10. Социальная функция норм помогает следить за людьми с отклоняющимся поведением.

В этой статье мы разобрали понятие и виды социальных норм, а также поговорили об общественных ценностях. Если хотите погрузиться в эту тему ещё глубже, попробуйте заниматься с преподавателем. На курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают каждый раздел программы на увлекательных примерах и учатся понимать термины, а не зубрить их. Присоединяйтесь: первый урок — бесплатно!

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

К следующей статье

Социальные права человека

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Правила поведения в обществе: основные нормы и правила

Бесплатные практические материалы, которые помогут каждому легко и в радость изменить жизнь к лучшему

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное — не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.

Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом. Письмо с благодарностью, хоть и кажется пережитком прошлого, будет уместно и приятно для получателя.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Не нарушайте чужое личное пространство — например, не стоит слишком близко подходить к малознакомым людям и пользоваться душным парфюмом. Никогда не курите в обществе, не спросив разрешения собеседников, тем более в присутствии некурящих — пассивное курение никому не нравится.
  8. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  9. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир. Контролируйте свою речь, чтобы не повысить голос, даже если вы начали нервничать.
  10. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  11. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  12. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.
В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

Правильное поведение в обществе деловых людей

В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  • Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  • Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  • Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  • Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.

  • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
  • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
  • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
  • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.

Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

Как научиться поддерживать разговор: основы коммуникации

Как стать душой любой компании: секреты популярности



примеров социальных норм | Yourdictionary

  • Описание

    Иллюстрация друзей, которые едят с определением социальной нормы и примерами

  • Источник

    TopVectors / Istock / Getty Images Plus / Via getty Created Like Prydiction

Социальные нормы или нравы — это неписаные правила поведения, которые считаются приемлемыми в группе или обществе. Нормы служат для обеспечения порядка и предсказуемости в обществе. В целом люди хотят одобрения, они хотят принадлежать, а те, кто не следует нормам, получат неодобрение или даже могут быть изгнаны из группы. Вот как мы поддерживаем функционирование общества, не только с помощью прямых правил, но и с помощью ожиданий. Когда люди знают, чего от них ждут, они, как правило, подчиняются. В то время как некоторые люди стремятся быть разными, большинство просто хотят быть частью группы.

Нормы могут меняться в зависимости от среды, ситуации и культуры, в которых они встречаются, и поведение людей также будет меняться соответственно. Социальные нормы также могут меняться или модифицироваться с течением времени.

Реклама

Чтобы произвести хорошее впечатление на других членов вашего сообщества, существуют общепринятые социальные нормы, такие как:

  • Рукопожатие при встрече.
  • Установите прямой зрительный контакт с собеседником.
  • Если в кинотеатре не многолюдно, не садитесь рядом с кем-либо.
  • Не стойте достаточно близко к незнакомцу, чтобы касаться его рук или бедер. Не вторгайтесь в чье-то личное пространство.
  • Не ругайтесь в вежливой беседе и всегда избегайте расистских или дискриминационных комментариев.
  • Не ковыряйте в носу на публике, а если вам нужно отрыгнуть или пукнуть, скажите «извините».
  • Будьте добры к пожилым людям, например, откройте дверь или уступите свое место.
  • Если есть очередь, идите в конец очереди вместо того, чтобы проталкиваться или пробиваться вперед.
  • Если вы случайно ударили или наткнулись на кого-то, скажите «Извините».
  • Если кто-то чихнет рядом с вами, скажите «будь здоров».
  • Находясь в чужом доме, спросите разрешения, например, включить телевизор или сходить в туалет.
  • Смойте унитаз после использования и всегда мойте руки по окончании.
  • Говорите “пожалуйста”, когда что-то просите, и говорите “спасибо”, когда кто-то что-то для вас делает.
  • Позвоните, чтобы сообщить кому-нибудь, что вы опоздаете или не придете на прием.
  • Оденьтесь в соответствии с окружающей средой, в которой вы находитесь.
  • Не перебивайте собеседника во время его разговора. Подождите, пока они закончат, а затем переходите к своей очереди.

Реклама

Использование телефона, особенно смартфона, — это то, чем мы все сейчас занимаемся в течение дня. Ниже приведены примеры социальных норм при использовании телефона.

  • Поздоровайтесь, когда отвечаете, и попрощайтесь, прежде чем повесить трубку.
  • Не отвечайте на телефонные звонки во время ужина, ни на публике, ни дома.
  • Ставьте телефон на беззвучный режим, если вы находитесь на собрании, в церкви, в театре или в общественном месте, где нельзя пользоваться телефоном.
  • Не лгите и не кладите трубку, если кто-то ошибся номером. Сообщите им об их ошибке.
  • Не пишите СМС на свидании или во время разговора с другим человеком.

Когда вы ужинаете в ресторане, от посетителей обычно ожидают соблюдения социальных норм. К ним относятся:

  • Оставьте чаевые официанту или официантке. Чаевые должны составлять не менее 15% от суммы счета.
  • Жуйте с закрытым ртом и избегайте громких звуков во время жевания.
  • Не разговаривайте с едой во рту.
  • Оденьтесь в соответствии с дресс-кодом ресторана.
  • Не ешь суп вилкой.
  • Не рыгать громко за столом.
  • Не ешьте небрежно или быстро и не ешьте руками, если только это не пища, которую едят руками.
  • Не ешьте с чужой тарелки без спроса.
  • Всегда благодарите свой сервер.
  • Не говорите громко, вульгарно и не мешайте другим посетителям.

Реклама

Осознаете вы это или нет, но существуют даже нормы, применимые к езде в лифте. Эти нормы ожидаемы и в основном здравый смысл. Примеры:

  • Знакомьтесь с другими в лифте простым кивком или приветствием.
  • Встаньте лицом вперед. Не поворачивайтесь и не смотрите на других пассажиров.
  • Никогда не нажимайте лишние кнопки, только одну для вашего этажа.
  • Никогда не стойте рядом с кем-либо, если вы единственные два человека на борту. Вы не хотите, чтобы кто-то чувствовал, что вы вторгаетесь в их пространство.
  • Не оскорбляй лифт.
  • Не говорите “Я подожду следующего”, если на борту только один человек.

С раннего возраста учащиеся узнают, что существуют определенные нормы, которым необходимо следовать в классе или в школе. Вот некоторые примеры:

  • Не пользуйтесь мобильным телефоном во время занятий. Отправка СМС и звонки неуместны во время занятий.
  • Спросите у учителя, можно ли вам отпроситься во время урока, чтобы сходить в туалет. Никогда не вставай и не уходи.
  • Не слушать музыку в наушниках.
  • Не садитесь на стулья, отведенные другим людям.
  • Приходите на занятия подготовленными с книгой, бумагой, ручкой и т. д.
  • Никогда не читайте другие материалы во время занятий.
  • Противостоять хулиганам и не позволять издеваться над другими.
  • Не груби учителям и одноклассникам.
  • Приходить на занятия вовремя.

Реклама

В профессиональном мире существуют социальные нормы, которым необходимо следовать, чтобы обеспечить бесперебойную работу на рабочем месте. К ним относятся следующие:

  • Одевайтесь аккуратно и в соответствии с работой.
  • Будьте вовремя и следуйте расписанию, которое вам дали.
  • Сохраняйте позитивный настрой и не сплетничайте.
  • Будьте профессиональны и делитесь своими навыками по мере необходимости.
  • Сообщите начальству, если вы больны и не можете работать.
  • Если вам нужно уйти пораньше, сообщите об этом своему начальнику и примите соответствующие меры.
  • Уважительно относитесь к своим коллегам.

Для каждого пола ожидаются определенные нормы, которые существуют уже давно. Хотя это примеры норм, которые менялись с течением времени и продолжают меняться, они по-прежнему сохраняются во многих сообществах. Многие гендерные нормы являются стереотипами и могут считаться дискриминационными. Некоторые примеры гендерно-специфических норм включают следующее:

  • Девушки носят розовое; мальчики носят синее.
  • Мужчины должны быть сильными и не показывать эмоций.
  • Женщины должны быть заботливыми и заботливыми.
  • Мужчины должны заниматься ремонтом дома, работать и зарабатывать деньги, в то время как женщины должны заниматься домашним хозяйством и детьми.
  • Мужчина должен платить за еду женщины, когда идет на ужин.

Реклама

Имейте в виду, что эти примеры являются социальными нормами в западном обществе. Социальные нормы различаются между странами и от социального класса к социальному классу и от социальной группы к социальной группе. Каждая группа может разделять многие из одних и тех же социальных норм; и группа может иметь несколько особых норм. Когда вы перемещаетесь из страны в страну и из группы в группу, вы должны знать и применять соответствующие социальные нормы. Продолжите свое социальное исследование, взглянув на то, что такое социальная конструкция.

Социальные нормы | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Описать культурные нормы, нравы и обычаи

Нормы

До сих пор примеры в этом модуле часто описывали ожидаемое поведение людей в определенных ситуациях, например, при покупке еды или посадке в автобус. Эти примеры описывают видимые и невидимые правила поведения, посредством которых структурируются общества, или то, что социологи называют нормами. Нормы определяют, как вести себя в соответствии с тем, что общество считает хорошим, правильным и важным, и большинство членов общества придерживаются их.

Установлены формальные нормы , письменные правила. Это модели поведения, разработанные и согласованные для того, чтобы удовлетворить и служить большинству людей. Законы — это формальные нормы, как и инструкции для сотрудников, требования к вступительным экзаменам в колледжи и знаки «запрещено бегать» в бассейнах. Формальные нормы являются наиболее конкретными и четко сформулированными из различных типов норм, и они наиболее строго соблюдаются. Но даже формальные нормы в той или иной степени навязываются и отражаются в культурных ценностях.

Например, в США очень ценятся деньги, поэтому денежные преступления наказываются. Грабить банк противозаконно, и банки делают все возможное, чтобы предотвратить такие преступления. Люди охраняют ценные вещи и устанавливают противоугонные устройства для защиты домов и автомобилей. Менее строго соблюдаемая социальная норма – вождение в нетрезвом виде. Хотя вождение в нетрезвом виде запрещено законом, пьянство по большей части является приемлемым социальным поведением. И хотя существуют законы, предусматривающие наказание за вождение в нетрезвом виде, существует мало систем для предотвращения преступлений. Эти примеры показывают диапазон применения формальных норм.

Существует множество формальных норм, но список из неформальных норм — случайного поведения, которому обычно и широко следуют — длиннее. Люди усваивают неформальные нормы путем наблюдения, подражания и общей социализации. Некоторым неформальным нормам учат напрямую — «Поцелуй свою тетю Эдну» или «Используй салфетку», — в то время как другие усваиваются путем наблюдения, включая наблюдения за последствиями, когда кто-то другой нарушает норму. Но хотя неформальные нормы определяют личные взаимодействия, они распространяются и на другие системы. В США существуют неформальные нормы поведения в ресторанах быстрого питания. Клиенты выстраиваются в очередь, чтобы заказать еду, и уходят, когда они закончат. Они не садятся за стол с незнакомцами, громко поют, готовя приправы, и не дремлют в кабинке. Большинство людей не совершают даже незначительных нарушений неформальных норм. Неформальные нормы диктуют соответствующее поведение без необходимости письменных правил.

Эксперименты по взлому

Социолог Гарольд Гарфинкель (1917–2011) изучал обычаи людей, чтобы выяснить, как социальные правила и нормы не только влияют на поведение, но и формируют общественный порядок. Он считал, что члены общества вместе создают социальный порядок (Вебер, 2011). В его книге « Исследования в этнометодологии », опубликованной в 1967 году, обсуждаются предположения людей о социальном составе их сообществ.

Один из исследовательских методов Гарфинкеля был известен как «эксперимент с нарушениями», в котором исследователь ведет себя социально неловко, чтобы проверить социологические концепции социальных норм и конформизма. Участники не знают, что эксперимент продолжается. Однако, если взлом будет успешным, эти «невинные наблюдатели» каким-то образом отреагируют. Например, если экспериментатор, скажем, мужчина в деловом костюме, скачет по тротуару вприпрыжку или перепрыгивает на одной ноге, прохожие, скорее всего, будут смотреть на него с удивленным выражением лица. Но экспериментатор не просто «ведет себя странно» на публике. Скорее, дело в том, чтобы немного отклониться от определенной социальной нормы, тонко нарушить какую-то форму социального этикета и посмотреть, что произойдет.

Для проведения своей этнометодологии Гарфинкель намеренно навязывал странное поведение незнакомым людям. Затем он наблюдал за их ответами. Он подозревал, что странное поведение разрушит общепринятые ожидания, но не знал, как именно. Например, он организовал простую игру в крестики-нолики. Одного игрока заранее попросили поставить крестики и нолики не в клетках, а на линиях, разделяющих клетки. Другой игрок, не зная об исследовании, был ошеломлен и не знал, что делать дальше. Реакции второго игрока возмущения, гнева, замешательства или других эмоций иллюстрировали существование культурных норм, составляющих социальную жизнь. Эти культурные нормы играют важную роль. Они сообщают нам, как вести себя друг с другом и как чувствовать себя комфортно в нашем сообществе.

Есть много правил общения с незнакомцами в общественных местах. Нормально сказать женщине, что вам нравятся ее туфли. Нехорошо спрашивать, можно ли их примерить. Это нормально стоять в очереди за кем-то у банкомата. Нехорошо оглядываться через его плечо, когда он совершает транзакцию. Нормально сидеть рядом с кем-то в переполненном автобусе. Странно сидеть рядом с незнакомцем в полупустом автобусе.

При некоторых нарушениях исследователь напрямую взаимодействует с невинными прохожими. Экспериментатор может завязать беседу в общественном туалете, где принято настолько яростно уважать частную жизнь друг друга, что игнорируют присутствие других людей. В продуктовом магазине экспериментатор может взять продукт из тележки другого человека и сказать: «Выглядит хорошо! Думаю, я попробую». Экспериментатор может сесть за стол с другими в ресторане быстрого питания или следовать за кем-то по музею и изучать одни и те же картины. В таких случаях наблюдатели вынуждены реагировать, и их дискомфорт показывает, насколько мы зависим от социальных норм. Эксперименты по взлому раскрывают и исследуют множество неписаных социальных правил, по которым мы живем.

Нормы могут быть дополнительно классифицированы как нравы или народные обычаи. Нравы (mor-ays) — это нормы, воплощающие моральные взгляды и принципы группы. Их нарушение может иметь серьезные последствия. Самые сильные нравы юридически охраняются законами или другими формальными нормами. В США, например, убийство считается аморальным и преследуется по закону (формальная норма). Но чаще о нравах судят и охраняют общественные настроения (неформальная норма). Люди, которые нарушают нравы, считаются постыдными. Их даже можно избегать или запрещать в некоторых группах. Нравы школьной системы США требуют, чтобы учащийся писал своими словами или использовал специальные формы (такие как кавычки и целая система цитирования) для упоминания других писателей. Написание чужих слов, как своих собственных, имеет название — плагиат. Последствия нарушения этой нормы суровы и обычно заканчиваются отчислением.

В отличие от нравов, народные обычаи являются нормами без какой-либо моральной основы. Скорее, народные обычаи направляют соответствующее поведение в повседневных практиках и выражениях культуры. Они указывают, следует ли пожимать руку или целовать в щеку при приветствии другого человека. Они указывают, надеть ли на мероприятие галстук и блейзер или футболку и сандалии. В Канаде женщины могут улыбаться и здороваться с мужчинами на улице. В Египте это неприемлемо. В регионах на юге США встретить знакомого означает остановиться, чтобы поболтать. Считается грубым не делать этого, независимо от того, насколько человек занят. В других регионах люди охраняют свою конфиденциальность и ценят экономию времени. Достаточно простого кивка головой. Другие общепринятые обычаи в Соединенных Штатах могут включать в себя открытие двери для незнакомца или подарок кому-то на день рождения. Правила, касающиеся этих народных обычаев, могут меняться от культуры к культуре.

Многие народные обычаи являются действиями, которые мы принимаем как должное. Людям нужно действовать, не думая, чтобы без проблем справляться с повседневными делами; они не могут остановиться и проанализировать каждое действие (Самнер, 1906).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *