Разное

Принцип воспитывающего и развивающего обучения: Принципы обучения. Характеристика традиционного и развивающего обучения

Содержание

Принцип воспитывающего обучения

Особенности принципа воспитывающего обучения

Обучение – необходимый, но сложный и мгногокомпонентный процесс, организация которого требует применения огромного количества специализированных знаний. Для того, чтобы упростить процесс организации обучения, были придуманы принципы обучения – некие общие руководящие идеи, помогающие строить учебный процесс.

Любая методика преподавания скажет вам, что обучение – это взаимосвязь образования, воспитания и развития, а не просто получение знаний. Это значит, что преподаватель должен в первую очередь помнить о том, как, взаимодействуя с обучающимися, в одно и тоже время решить все три эти задачи. Ведь ни одна из них не может быть оставлена в стороне или признана менее значимой. В противном случае образование будет неполным, отрывочным и полон пробелов.

Замечание 1

Важно не отделять друг от друга воспитание и обучение: мы учим, воспитывая, и воспитываем, обучая.

Какими же особенностями обладает принцип воспитывающего обучения?

Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь посредством содержания учебных программ.

Например, при получении базовых научных знаний обучающиеся также начинают формировать своё мировоззрение. Понимание законов научного мира ложится в основу взглядов обучающегося.

Необходимо грамотно организовывать учебный процесс для того, чтобы создать в образовательном учреждении благоприятные условия для нравственного воспитания детей: формирования у них трудолюбия, дружелюбия, самодисциплины и прочих положительных качеств.

Ключевую роль в реализации принципа воспитывающего обучения играет учитель, а также используемые им методы и средства обучения – иными словами, культурно-образовательное пространство, в котором находится обучающийся. Учитель должен правильно ставить цель воспитательной работы и последовательно идти к этой цели, работать как индивидуально с каждым учащимся, так и с коллективом в целом, создавая дружественную и интеллектуальную атмосферу. Даже если преподаватель не ставит воспитательные цели намеренно, он оказывает воспитательное воздействие на своих подопечных через содержание учебного материала и своим отношением к ученикам и к своей работе.

Для осуществления грамотного воспитательного процесса преподаватель должен придерживаться следующих правил:

  • Воспитательный процесс должен быть продуманным и, главное, последовательным;
  • Не менее важна его систематичность: проводить воспитательную работу нужно на каждом занятии;
  • За любым материалом учебных программ учащимися должны пониматься явления общества и природы, за формой всегда должно скрываться содержание;
  • Преподавателю необходимо уважительно обращаться с обучающимися, не пересекая при этом линию фамильярности и оставаясь требовательным;
  • Преподаватель должен своими поступками и словами, на своём примере показывать общечеловеческие идеалы своим обучающимся;
  • Преподаватель должен стараться уделять время на индивидуальный подход к каждому ученику.

Помимо этого преподаватель должен представлять, что из себя представляет процесс формирования мировоззрения и убеждений учащихся в том или ином конкретном возрасте, чтобы вовремя и правильно вступить в процесс их строительства.

Еще одной важной задачей воспитывающего обучения является не только закладывание нравственных качеств личности, но и управление процессом формирования у учащихся эмоционального интеллекта – способности понимать и распознавать свои и чужие чувства и эмоции, а также реагировать на переживания и впечатления, которые возникают во время учебного процесса.

Замечание 2

В идеале учащиеся должны научиться тому, как управлять возникновением и выражением своих чувств.

Связь с другими принципами обучения

В процессе воспитания стоит держать в уме один из важных принцип обучения – принцип прочности усвоения знаний: содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании учащихся. Прочность обеспечивается соблюдением других принципов, в особенности принципов научности и систематичности.

Принцип научности регулирует уровень соответствия содержания образовательных программ последним научным достижениям. Этот принцип выступает против влияния суеверий, стереотипов и религиозных догм на эти образовательные программы. Принцип научности призван показать обучающимся, как нужно правильно вести научный поиск. Помочь научить этому могут лабораторные работы и исследовательские проекты, научные дискуссии и т.д. Так дети смогут научиться наблюдать, анализировать мир вокруг, а также аргументировать свою позицию.

Принцип последовательности обучения создаёт в образовательном учреждении уловия, в которых обучающися получают знания систематически, последовательно и рационально. Весь образовательный материал должен быть проработан и структурирован, обучающиеся должны получать его в определенном порядке: от простого к сложному, от общего к конкретному.

Замечание 3

Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого, занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.

Практика показывает, что учащиеся усваивают не весь объем информации, и далеко не сразу. Поэтому учитель должен опираться на психологические особенности памяти своего ученика, например, всегда выделять в своей речи главную мысль, проговаривая её и обсуждая с детьми. В данном случае может помочь обращение к принципу сознательной активности.

Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости обучающегося в образовательный процесс. Обучение – это активное действие, для выполнение которого необходимы полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов. Для качественного усвоения материала обучающимися преподаватель должен заинтересовать своего подопечного знанием и вовлечь его в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой.

Принципы развивающего обучения

Общие положения о развивающем обучении

Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс передачи знаний обучающимся, который чаще всего происходит по объяснительно-иллюстративному типу (учитель рассказывает, ученик слушает). Развивающее же обучение, основанное на исследованиях советского психолога Льва Семеновича Выготского, предлагает для использования активно-деятельностный тип обучения, обеспечивающий куда большую вовлечённость учащегося в образовательный процесс.

Замечание 1

Л. С. Выготский: «Хорошее обучение – это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».

Технология развивающего обучения ставит в приоритет гармоничное развитие личности и делает акцент на потенциал ребёнка.

В развивающем обучении знания детей делятся на три вида:

  • То, о чем учащиеся не знают;
  • Знания, уже полученные обучающимися;
  • «Зона ближайшего развития», расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь – иначе говоря, его возможности.

Развивающее обучение фокусируется на последнем виде, утверждая, что обучение на более трудном уровне способствует развитию способностей ученика. В детях нужно формировать теоретическое мышление, дающее возможность применять полученные знания на практике. При развивающем обучении развитие происходит во всех направлениях и касается мышления, речи, чувств и движений, мотивации и воли.

В развивающем обучении ребенок не просто усваивает информацию, а самостоятельно находит закономерности и связи между разрозненными знаниями и осознаёт, зачем эти знания получает.

Развивающее обучение строится на индивидуальном образовательном подходе. Вместо того, чтобы сравнивать детей и заставлять их соревноваться друг с другом, люди, поддерживающие подобный подход, предлагают приглядываться к ним и смотреть на них, как на личностей.

В развивающем обучении часто используются образовательные методы, как правило считающиеся «нетрадиционными»: уроки-дискуссии, уроки-семинары, игры и так далее.

Важно помнить о том, что любой процесс обучения так или иначе ведёт к развитию, однако обучение носит развивающий характер только в том случае, если своей главной своей целью ставит непосредственное развитие личности, обучение её анализу, сравнению, развитие в ней критического мышления и воображения.

Принципы развивающего обучения

Самым главной установкой развивающего обучения принято считать принцип творческого характера развития. Ребенок должен не усваивать чей-то опыт, а создавать свой собственный, используя свои креативные способности. Творческая деятельность, способная порождать уникальный опыт и уникальные знания, даёт ребёнку возможность полноценно и в своё время реализовать свой потенциал, раскрыв все свои способности.

Не менее важным для развивающего обучения является принцип совместной деятельности и общения. Контакт между педагогом и обучающимся очень важен в данном образовательном подходе. Исследованиями доказано, что совместная со взрослым деятельность помогает ребёнку быстрее овладеть культурой. Интеллектуальное и творческое сотрудничество учителя и ученика является основой качественного развивающего обучения, обеспечивающей, к тому же, столь необходимый индивидуальный подход.

Принцип ведущей деятельности гласит: каждому периоду жизни ребёнка соответствует свой преобладающий тип познания мира (игра, обучение, труд, общение и др.) и, соответственно, существуют оптимальные периоды обучения тому или иному навыку. Разные виды деятельности могут сосуществовать друг с другом, однако на разных этапах развития личности предпочтение отдаётся соответственно разным видам. Развивающее обучение призвано вызывать у ребёнка неподдельный интерес к образовательной деятельности, сформировать у него умение ставить цели, планировать путь их достижения и критически оценивать полученные результаты. Данный принцип во многом основывается на условии индивидуального подхода и личного общения между педагогом и обучающимся.

Принцип амплификации детского развития предполагает предоставление обучающемуся широкий спектр возможностей для деятельности, чтобы дать ему возможность найти то дело, которое будет более всего соответствовать задаткам и склонностям ребёнка.

Замечание 2

Л. С. Выготский: «Амплификация – это условие свободного развития, поиска и нахождения школьником себя в материале, в той или иной форме деятельности или общения».

Если не предоставить детям подобный выбор своевременно, то нанесённый вред практически невозможно будет чем-то перекрыть или восполнить.

Дополняет предыдущий пункт принцип быстрого темпа, обязывающий педагога отказаться от однообразного повторения пройденного материала. Педагог, обеспечивающий развивающее обучение своим подопечным, сам должен стремиться к саморазвитию, чтобы быть в состоянии непрерывно дополнять картину мира учеников новыми знаниями. Важно: принцип быстрого темпа не требует поспешности в работе или перегрузки обучающихся заданиями, он требует стремления к новым, ещё неизведанным горизонтам.

Принцип единства аффекта и интеллекта связывает эмоциональную и рациональную части сознания. Именно на эмоции, как ядро личности и способ самовыражения личности, ориентирован уже упомянутый выше индивидуальный подход. Взывая не только к разуму ученика, но и к его убеждениям, моральным ценностям и идеалам, преподаватель даёт обучающемуся гораздо больше возможностей для развития, чем при лишенной малейшей эмоциональности передаче фактов.

Воспитывая в ребёнке потребность в переживании, а тем самым и в любознательности, сочувствии и правде, преподаватель развивает в нём, помимо всего прочего, и эмоциональный интеллект ребёнка.

Определение 1

Эмоциональный интеллект – способность индивида осознавать и контролировать свои эмоции, а также понимать намерения и чувства других людей.

Для успешного развивающего обучения необходимо включить учащихся в активную познавательную деятельность, которая была бы им близка, понятна и интересна.

Принципы образования – О GCC

Эти принципы формулируют неявные предположения относительно преподавания и обучения, которыми дорожат члены Greenfield Community College, и представляют собой идеалы, к которым стремится сообщество GCC. Они применяются ко всем членам сообщества GCC — студентам, сотрудникам и попечителям.

Эти принципы призваны обеспечить основу, на которой члены сообщества разрабатывают и проводят курсы, привлекают студентов, нанимают преподавателей и сотрудников, разрабатывают мероприятия по профессиональному развитию и структурируют бюджеты. Эти принципы должны наполнять повседневную привычную жизнь всех членов колледжа, оказывая как непосредственное, так и долгосрочное влияние.

Поскольку преподавание и обучение лежат в основе деятельности колледжа, эти принципы должны соответствующим образом направлять колледж в будущем.

Колледж поддерживает учебную среду, в которой процесс обучения ценится так же, как и преподаваемые знания; среда, которая поощряет независимое мышление и дивергентную деятельность; и среда, которая возвышает членов сообщества и вдохновляет их на:

  • Разработка независимых и взаимозависимых стратегий обучения на протяжении всей жизни
  • Воспитывать их стремления, уверенность, любознательность, воображение, самоуважение и ответственность перед другими
  • Исследуйте и адаптируйтесь к новым идеям как на работе, так и на отдыхе
  • Понимать социальные изменения и индивидуальное развитие и брать на себя ответственность за поддержание обоих
  • Принимать постоянство изменений и справляться с изменениями, адаптироваться к ним и эффективно управлять ими во всех сферах своей жизни
  • Обладать самоопределением с реалистичной оценкой своих способностей и наклонностей

Члены сообщества стран Персидского залива имеют возможность приобрести знания, навыки и взгляды, которые позволят им разъяснять ценности, выражать идеи, решать проблемы и воспринимать обучение как процесс на протяжении всей жизни.

Разнообразие и сообщество

Колледж создает и поддерживает среду для работы и обучения, в которой можно достичь уровня комфорта со своей индивидуальностью и культурой, принимая и уважая индивидуальность и культуру других. Колледж поощряет каждого члена своего сообщества:

  • Осознавать, как основа его идеалов и ценностей исходит из его особого происхождения и опыта
  • Участвуйте в сообществах как учитель и ученик, общайтесь с другими, делитесь мыслями и создавайте знания, пользуясь преимуществами открытой среды, которая ценит критическое мышление и гражданский дискурс
  • Улучшить понимание различных форм дискриминации и угнетения, принимая при этом принципы доступа для обеспечения равных возможностей для всех в процессе преподавания и обучения
  • Исследуйте, поймите и уважайте устойчивость и действенность разнообразных ценностей и наследия
  • Ценить взаимосвязь глобальных событий и проблем и свое место в паутине жизни
  • Создать среду, которая поощряет активное обучение и ценит различные подходы всех членов сообщества

Грамотность и общение

Колледж способствует эффективному самовыражению во многих формах для придания общественного значения и личной значимости.

Символическая интерпретация и репрезентация идей и эмоций с использованием логических и эстетических систем, культивирующих различные способы самовыражения, способствуют успешному межличностному и внутриличностному общению. Политика и практика колледжа гарантируют, что все его члены продолжают развивать свои способности:

  • Повышение грамотности во всех областях — чтение, аудирование, просмотр, письмо, говорение, творчество и движение
  • Рассуждать количественно, используя числовые данные для удовлетворения личных и профессиональных потребностей и реагирования на мир, все более зависящий от понимания широкого спектра количественных концепций и процессов
  • Определите потребность в информации и узнайте, как и где ее найти
  • Использование языка для эффективного общения с другими людьми и группами, включая базовые функциональные способности на языке, отличном от родного
  • Конструктивно действовать как в роли лидера, так и в роли участия в группах

Знание и мышление

Колледж ожидает, что члены сообщества будут мыслить критически и проводить дисциплинированные исследования, используя как свой разум, так и сердце, чтобы понять сложность и простоту идей и действий; расставлять приоритеты и принимать решения; выявлять и решать проблемы; оценивать и судить; короче говоря, думать самостоятельно. Колледж поощряет каждого участника:

  • Доступ, организация, интерпретация, оценка, синтез и применение информации
  • Обдумывать и оценивать информацию и знания с разных точек зрения
  • Развитие знаний о своих чувствах, ценностях и предубеждениях и о том, как они соотносятся с мышлением и поведением
  • Объединять знания из разных дисциплин для принятия взвешенных и обоснованных решений
  • Основывайте решения на фактических и эмоциональных доказательствах, а не на непроверенных мнениях
  • Определить характер проблемы, проанализировать проблему и реализовать соответствующее решение, применяя, где это уместно, научные теории и методы
  • Оценка, интеграция и адаптация к технологическим изменениям

Утверждено Ассамблеей GCC 17 мая 2004 г.

Принципы обучения – Eberly Center

Преподавательское мастерство и образовательные инновации

Теория и принципы обучения, основанные на исследованиях

В следующем списке представлены основные принципы, лежащие в основе эффективного обучения. Эти принципы выведены из исследований в различных дисциплинах.

  1. Предыдущие знания учащихся могут помочь или помешать обучению.

    Студенты приходят на наши курсы со знаниями, убеждениями и взглядами, приобретенными на других курсах и в повседневной жизни. Когда учащиеся привносят эти знания в наши классы, это влияет на то, как они фильтруют и интерпретируют то, что изучают. Если предварительные знания учащихся являются надежными и точными и активированный в соответствующее время , он обеспечивает прочную основу для создания новых знаний. Однако, когда знания инертны, недостаточны для задачи, активизированы ненадлежащим образом или неточны, они могут мешать новому обучению или препятствовать ему.

  2. То, как учащиеся организуют знания, влияет на то, как они изучают и применяют полученные знания.

    Студенты естественным образом устанавливают связи между фрагментами знаний. Когда эти связи образуют структуры знаний, которые точно и осмысленно организованы, учащиеся могут лучше извлекать и применять свои знания эффективно и действенно. Напротив, когда знания связаны неточными или случайными способами, учащиеся могут не извлечь или применить их должным образом.

  3. Мотивация учащихся определяет, направляет и поддерживает то, что они делают для обучения.

    Когда учащиеся поступают в колледж и обретают большую самостоятельность в отношении того, что, когда и как они изучают и учатся, мотивация играет решающую роль в управлении направлением, интенсивностью, настойчивостью и качеством учебного поведения, в котором они участвуют. Когда учащиеся находят положительную ценность в учебной цели или деятельности, ожидают успешного достижения желаемого результата обучения и ощущают поддержку со стороны своего окружения, они, вероятно, будут сильно мотивированы к обучению.

  4. Чтобы развить мастерство, учащиеся должны овладеть составными навыками, практиковать их интеграцию и знать, когда применить то, чему они научились.

    Учащиеся должны развивать не только навыки и знания, необходимые для выполнения сложных задач, они также должны практиковать их комбинирование и интеграцию для развития большей беглости речи и автоматизма. Наконец, студенты должны узнать, когда и как применять навыки и знания, которые они изучают. Нам как преподавателям важно развивать сознательное понимание этих элементов мастерства, чтобы помочь нашим ученикам учиться более эффективно.

  5. Целенаправленная практика в сочетании с целенаправленной обратной связью повышает качество обучения учащихся.

    Учеба и успеваемость лучше всего развиваются, когда учащиеся занимаются практикой, направленной на достижение конкретной цели или критерия, нацеленной на соответствующий уровень сложности, а также в достаточном количестве и с достаточной частотой, чтобы соответствовать критериям успеваемости. Практика должна сочетаться с обратной связью, которая явно сообщает о некоторых аспектах успеваемости учащихся по отношению к конкретным целевым критериям, предоставляет информацию, помогающую учащимся продвигаться в соответствии с этими критериями, и предоставляется в то время и с такой частотой, которая позволяет ей быть полезной. .

  6. Текущий уровень развития учащихся взаимодействует с социальным, эмоциональным и интеллектуальным климатом курса, что влияет на процесс обучения.

    Учащиеся являются не только интеллектуальными, но и социальными и эмоциональными существами, и они все еще развивают весь спектр интеллектуальных, социальных и эмоциональных навыков. Хотя мы не можем контролировать процесс развития, мы можем формировать интеллектуальные, социальные, эмоциональные и физические аспекты климата в классе в соответствии с развитием. Фактически, многие исследования показали, что климат, который мы создаем, влияет на наших учеников. Негативный климат может препятствовать обучению и успеваемости, но позитивный климат может стимулировать обучение учащихся.

  7. Чтобы стать самостоятельными учениками, учащиеся должны научиться контролировать и корректировать свои подходы к обучению.

    Учащиеся могут участвовать в различных метакогнитивных процессах для наблюдения и управления своим обучением — оценивая поставленную задачу, оценивая свои сильные и слабые стороны, планируя свой подход, применяя и отслеживая различные стратегии, а также размышляя о степени, в которой их текущий подход работает. К сожалению, студенты, как правило, не вовлекаются в эти процессы естественным образом. Когда учащиеся развивают навыки вовлечения в эти процессы, они приобретают интеллектуальные привычки, которые не только улучшают их успеваемость, но и их эффективность в качестве учащихся.

Библиография

  • Андерсон, Дж. Р., Конрад, Ф. Г., Корбетт, А. Т. (1989). Приобретение навыков и репетитор по LISP. Когнитивная наука, 13(4), 467–505.
  • Бандура, А. (1989). Саморегуляция мотивации и действий через внутренние стандарты и системы целей. В Л. А. Первин (ред.), Целевые концепции в личности и социальной психологии (стр. 19-85). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Карвер, К.С. и Шайер, М.Ф. (1998). О саморегуляции поведения. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Клемент, Дж.Дж. (1982). Предубеждения студентов во вводной механике. Американский журнал физики, 50, 66-71.
  • Ди Сесса, А. (1982). Разучивание аристотелевской физики: исследование обучения, основанного на знаниях. Когнитивная наука, 6, 37-75.
  • Двек, CS (2002). Убеждения, которые делают умных людей тупыми. В Р.Дж. Штернберг (ред.), Почему умные люди могут быть такими глупыми (стр. 24-41). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Форд, Мэн (1992). Мотивация людей: цели, эмоции и личные убеждения. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage Publications, Inc.
  • Хили, А.Ф., и Синклер, Г.П. (1996). Долгосрочное сохранение обучения и обучения (стр. 525-564). В EL Bjork и RA Bjork (Eds.) Memory. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
  • Хиди С. и Реннингер К.А. (2004). Интерес, мотивационная переменная, которая сочетает в себе аффективное и когнитивное функционирование. В книге Д. Ю. Дай и Р. Дж. Штернберга (ред.), Мотивация, эмоции и познание: интегративный взгляд на интеллектуальное функционирование и развитие (стр. 89–115). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Холиок, К. Дж. (1984). Аналогическое мышление и человеческий интеллект. В RJ Sternberg (Ed. ), «Достижения в области психологии человеческого интеллекта», Vol. 2 (стр. 199-230). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Кух, Г.Д., Кинзи, Дж., Шух, Дж.Х., Уитт, Э.Дж. и партнеры. (2005). Успех студента в колледже: создание условий, которые имеют значение. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
  • Мэтлин, Массачусетс (1989). Познание. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Харкорт, Брейс, Янович.
  • Национальный исследовательский совет (2001 г.). Знание того, что знают учащиеся: наука и дизайн оценки образования. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.
  • Национальный исследовательский совет (2000 г.). Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.
  • Нельсон, Т.А. (1992). Метапознание. Бостон, Массачусетс: Allyn & Bacon.
  • Паскарелла, Э.Т. и Теренцини, П. (2005). Как колледж влияет на студентов. Сан-Франциско: Джосси Басс.
  • Шоммер, М. (1994). Возникающая концептуализация эпистемологических убеждений и их роли в обучении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *