Прикорм по комаровскому таблица по месяцам: Первый прикорм комаровский таблица прикорма. Прикорм при грудном вскармливании
схема первого прикорма ребенка (таблица) при искусственном и грудном вскармливании, что можно давать грудничку
Необходимость введения прикорма у современных мам уже давно не вызывает никаких сомнений. Врачи-педиатры, детские диетологи и прочие дипломированные специалисты в один голос говорят о том, что в определенный момент и материнского молока, и смеси становится недостаточно, чтобы удовлетворить растущие потребности детского организма в полезных микроэлементах и витаминах. Вот тогда и наступает время введения прикорма. О том, что ваш малыш готов получать новый опыт и пробовать пока неизвестные ему вкусы, говорит наличие следующих признаков:
• увеличение изначального веса ребенка в два раза,
• способность сидеть с опорой,
• малыш не выталкивает еду изо рта,
• любопытство и желание попробовать что-то с общего стола.
Также важными сигналами для начала прикорма могут служить признаки недоедания у ребенка, постоянное чувство голода и связанное с ним беспокойство, потеря в весе. В этих случаях рекомендуется сразу обратиться к специалисту и поделиться с ним своими наблюдениями.
Содержание: Скрыть
- Когда начинать введение прикорма
- С каких продуктов начинать введение прикорма
- Избегаем ошибок
- Таблица прикорма по месяцам при искусственном вскармливании
- Таблица прикорма по месяцам при грудном вскармливании
- Как вводить прикорм по месяцам
Когда начинать введение прикорма
О времени начала прикорма до сих пор ведутся споры. Но если привести к общему знаменателю научные рассуждения, то напрашивается вывод, что прикорм можно вводить примерно с полугода, а детям с определенными медицинскими показаниями – с 3–5 месяцев. Многие специалисты считают, что полгода – это идеальное время для прикорма, когда первые колики остались позади, а система пищеварения достаточно сформировалась для того, чтобы попробовать новые продукты. Точный ответ на вопрос, когда вводить прикорм у конкретного ребенка, сможет дать только педиатр. В некоторых ситуациях может понадобиться ввести новые блюда в рацион малыша уже в 4 месяца, а кто-то будет к этому готов только после полугода.
С каких продуктов начинать введение прикорма
Фрукты, овощи или каши? Какие из этих продуктов наиболее подходят для начала прикорма? Специалисты давно ответили на этот вопрос так: если малыш недобирает в весе, страдает от частого жидкого стула, начинать желательно с каш (конечно же, безглютеновых и безмолочных), а если с весом все нормально, то первыми в очереди будут овощи. Также овощной прикорм рекомендован для детей на грудном вскармливании с проблемами запоров, рахитом или рожденными раньше срока, вес которых держится в норме или превышает стандарты.
Почему не фрукты? Все просто. Фрукты имеют яркий и сладкий вкус, и, попробовав сперва яблоко или банан, малыш, скорее всего, откажется от кабачков или брокколи, которые не имеют такого же насыщенного вкуса. Поэтому введение в рацион фруктовых пюре и соков откладывают до тех пор, пока в меню не станет привычным блюдом овощные пюре. Что касается каш, то сначала вводят гречку, рис и кукурузу, так как они характеризуются отсутствием глютена, насыщают и хорошо перевариваются.
Читайте также: Как правильно приучить ребенка к разным вкусам
Избегаем ошибок
Для того чтобы введение прикорма не стало испытанием ни для малыша, ни для мамы, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Самое главное – наберитесь терпения и не расстраивайтесь сильно, если все идет не по плану. Каждый ребенок индивидуален, как и его вкусовые пристрастия и потребности.
• Начинайте прикорм, если ребенок абсолютно здоров. Противопоказаниями для введения новых продуктов будут режущиеся зубки, простуда, стресс, связанный с разлукой или переездом, недавно перенесенные или планирующиеся прививки.
• Новые продукты вводятся постепенно, начиная с половины чайной ложки. При отсутствии аллергии или проблем с пищеварением на следующий день количество продукта увеличивается примерно вдвое. Иногда введение нового продукта растягивается до недели. Не спешите, дайте ребенку возможность «распробовать» это блюдо. Если малыш наотрез отказывается от предложенного, отложите знакомство как минимум на неделю.
• Не заставляйте ребенка есть насильно. Ведь ваша цель – познакомить ребенка с новыми вкусами и помочь выработать ему правильные пищевые привычки.
• Лучшее время для первого прикорма – после утреннего кормления до 12 часов, когда малыш уже проголодался и готов подкрепиться чем-то еще. В случае, если что-то пойдет не так, вы узнаете об этом в течение дня, а не ночью.
• При отрицательной реакции на продукт, например аллергии, незамедлительно обратитесь к доктору. Затем, по согласованию с врачом, предложите это блюдо через определенный промежуток времени.
• Увеличивайте порцию до рекомендованной педиатром постепенно. Если вы не укладываетесь за неделю, не переживайте. Прислушивайтесь к ребенку и действуйте по ситуации.
• Всегда начинайте кормление с прикорма. Только после него предлагайте грудное молоко или смесь.
• Придерживайтесь графика 5-разового питания. Кормите ребенка в одно и то же время каждый день.
• Продукты, предлагаемые малышу, должны быть термически обработаны – сварены или приготовлены на пару. Блюдо должно быть комфортной температуры – около 37 °С.
• Пюре и каши должны быть жидкой консистенции, чтобы ребенку, еще не умеющему жевать, было удобно их есть. Более густые блюда с комочками и кусочками вводятся в рацион примерно к году, когда уже есть несколько зубов.
• При приготовлении блюд для прикорма не используйте соль, сахар и специи. Также не добавляйте их для того, чтобы заставить ребенка съесть что-либо. Пусть малыш привыкает к натуральным вкусам.
• Блюда для прикорма готовятся на один раз и ни в коем случае не хранятся в холодильнике до следующего кормления. Все должно быть только первой свежести.
• Если вы предпочитаете готовое детское питание, внимательно изучите топ производителей, уделяйте особое внимание срокам хранения при покупке.
При введении прикорма ориентируйтесь на данные таблиц, где указано, какие продукты, в каком количестве и в каких месяцах рекомендуют давать специалисты.
Таблица прикорма по месяцам при искусственном вскармливании
Продукты | 6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10 мес. | 11 мес. | 12 мес. |
Овощи | 150 г | 170 г | 180 г | 180 г | 180 г | 200 г | 200 г |
Каши | 50–100 г | 150 г | 180 г | 180 г | 180 г | 200 г | 200 г |
Фрукты |
| 60 г | 70 г | 80 г | 100 г | 100 г | 100 г |
Мясо |
| 50 г | 60 г | 60 г | 70 г | 70 г | 70 г |
Творог |
|
| 10–30 г | 30 г | 40 г | 50 г | 50 г |
Желток |
|
| 1/4 | 1/4 | 1/2 | 1/2 | 1/2 |
Рыба |
|
|
|
| 30 г | 50 г | 60 г |
Масло растительное |
|
| 1 мл | 3–5 мл | 5 мл | 5 мл | 5 мл |
Масло сл. |
|
| 1 мл | 3–5 мл | 5 мл | 5 мл | 5 мл |
Таблица прикорма по месяцам при грудном вскармливании
Продукты | 6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10 мес. | 11 мес. | 12 мес. |
Каша безмолочная | 10–150 г | 150–180 г | 150–180 г | 180–200 г | 200 г | 200 г | 200 г |
Овощи | 10–120 г | 80–120 г | 150 г | 170 г | 180 г | 200 г | 200 г |
Каша молочная | – | – | – | – | – | – | 160–200 мл |
Фрукты | 5–60 г | 50–60 г | 60 г | 80–100 г | 100–120 г | 100–120 г | 100–120 г |
Мясо | – | – | 10–30 г | 30–70 г | 60–70 г | 60–70 г | 80 г |
Творог | – | – | 5–10 г | 10–30 г | 40 г | 40 г | 50 г |
Желток | – | – | ½ | ½ | ½ | ½ | ½–1 |
Рыба | – | – | – | – | 10–40 г | 10–40 г | 50–60 г |
Масло растительное | – | – | 1 мл | 3–5 мл | 5 мл | 5 мл | 5 мл |
Масло сливочное | – | – | 1–3 г | 3–4 г | 5 г | 5 г | 5 г |
Как видно, схемы введения прикорма при грудном и искусственном вскармливании отличаются не слишком сильно. В любом случае, начиная вводить в рацион малыша новые продукты, вам придется еще длительное время давать ребенку молоко или смесь, которые пока являются основой его питания.
Как вводить прикорм по месяцам
3 месяц
Если по совету врача вашему малышу, находящемуся на грудном или искусственном вскармливании, необходимо вводить прикорм в 3 месяца, начинайте с того, что вам рекомендовал специалист. Если это овощи, начинайте с классики – кабачкового пюре. Этот овощ содержит множество полезных нутриентов и клетчатку. Начинайте с половины чайной ложечки, внимательно наблюдая за реакцией организма ребенка. После обязательно докармливайте малыша грудным молоком или смесью. В случае, если кабачок не понравился ребенку, попробуйте дать брокколи или цветную капусту. Ну а если врач посоветовал кашу, смело выбирайте гречку или кукурузу.
4–5 месяц
После того как малыш попробовал кабачки, брокколи и цветную капусту, самое время добавлять другие овощи: морковь, картофель, зеленый горошек. Не переусердствуйте с морковью, давайте ее не чаще 2 раз в неделю. Еще лучше, если этот корнеплод сочетать с другими овощами. Настало время каш! Безглютеновых, приготовленных на воде гречки, риса или кукурузы. Если малыш отказывается есть такие каши, добавьте в них немного грудного молока или привычной смеси.
6 месяц
Время побаловать малыша компотом из сухофруктов, а детям на искусственном вскармливании начать давать молочные каши. Можно использовать для приготовления таких каш молочную смесь, а в некоторых случаях и молоко, разбавленное водой. Но вообще педиатры не советуют вводить коровье молоко в детский рацион до 8 месяцев, так как это может вызвать аллергические реакции.
7 месяц
После того как малыш привыкнет к овощным пюре, можно попробовать дать фруктовые пюре и при желании соки, которые следует разводить водой. Относительно соков в последнее время высказывается много негатива. Клетчатки в них нет, но зато много кислот, которые могут быть не совсем безопасны для желудка и иметь высокое содержание сахара. Так что посоветуйтесь с педиатром и хорошо подумайте, давать ли крохе соки или все же предпочесть пюре и компоты. Прекрасная альтернатива сокам – детские травяные чаи. Знакомить кроху с фруктами начинайте с яблок (предпочтительней зеленые сорта), бананов, груш. Меню малыша пополняется новым продуктом – мясом. Лучше всего подходят крольчатина, мясо индейки. Также неплохим вариантом считаются куриное филе и телятина. Берется нежирная мякоть без прожилок. Ее отваривают или доводят до готовности на пару, затем измельчают в блендере или мясорубке. Мясо с постепенным увеличением его количества дают в составе овощных пюре. Также в 7 месяцев пора давать малышу тыкву.
8 месяц
Важный момент в схеме введения прикорма при искусственном и грудном вскармливании наступает именно на 8 месяце. Самое время дать ребенку желток. Очень внимательно следите за реакцией организма: нет ли проявлений аллергии. В случае отрицательной реакции организма на куриный желток исключите его из меню и попробуйте перепелиный. Лучше всего этот продукт давать в утреннее кормление с 9 до 11 часов. Наряду с растительным и сливочным маслом вводят и глютеновые каши: овсяную, пшенную, ячменную, перловую. Самое время дать попробовать ребенку легкие овощные супчики. Компоненты блюда должны быть знакомы ребенку. Не экспериментируйте, вводя в рацион блюда даже с одним неизвестным ингредиентом. К мясу в виде пюре добавляются фрикадельки, сваренные или приготовленные на пару.
9 месяц
В этом возрасте малышу следует ввести в рацион рыбу нежирных сортов: минтай, хек, окунь, треска. Для этих целей берут филе и готовят его на пару, тушат или варят. В первые разы рыбу дают в очень маленьком количестве. Начинают с одного раза в неделю, постепенно доводя до двух. Запомните, что в один день дают либо рыбу, либо мясо, не смешивая эти 2 продукта. Если в возрасте 8 месяцев в меню ребенка еще не было чернослива, самое время это исправить. Отличным вариантом является и компот из сухофруктов, который поначалу лучше разводить водой. Однако курагой увлекаться однозначно не стоит, лучше подождите до достижения малышом годовалого возраста.
10–12 месяц
Рацион, характерный для этого периода, отличается увеличением порций до их максимальных значений, указанных в схеме. Также именно в этом возрасте последнее кормление постепенно заменяется молоком или кефиром.
Итак, познакомившись с набором важнейших рекомендаций, вы готовы к прикорму. Еще раз посоветуйтесь со специалистом, наберитесь терпения, не забывая прислушиваться к организму малыша. Мы уверены, что у вас все получится. Главное здесь, как и в любом другом деле, – позитивный настрой. Все зависит от вас и вашего желания вырастить здорового и счастливого малыша с грамотным пищевым поведением. Не останавливайтесь в случае неудачи и не расстраивайтесь, если что-то идет не по плану. Все обязательно наладится.
#Питание детей до года #Прикорм
Прикорм по Комаровскому: нюансы и специфические особенности
Несмотря на обилие информации, рекомендации педиатров и ВОЗ, для многих родителей вопрос о том, когда начинать прикорм, остается открытым. Ведь квалифицированные врачи говорят о том, что до полугода малышу ничего не надо, а бабушки твердят, что приучать ко взрослой пище ребенка необходимо уже с месячного возраста. Не менее актуальным остается вопрос о том, с чего же необходимо начинать знакомство малыша с обычной едой. Но тут даже врачи и ученые не могут прийти к единому мнению.
Одни говорят о том, что лучше начинать кушать овощи, другие настаивают на фруктовых пюре, третьи – на кашах. А вот прикорм по Комаровскому начинается с кисломолочных продуктов, например с кефира. Этот популярный на просторах СНГ врач обосновывает свое мнение тем, что желудочно-кишечный тракт малыша привык исключительно к молочным продуктам. Кроме того, именно в кефире содержатся специальные кисломолочные бактерии, которые способны противостоять различным микробам и уменьшить риск кишечных инфекций. Также этот продукт улучшает пищеварение и уменьшает нагрузку на еще слабую печень ребенка.
Первый прикорм Комаровский рекомендует вводить в начале дня, постепенно заменяя им второе кормление малыша. На пробу дается совсем немного: в первый раз достаточно скормить ребенку пару чайных ложек. В последующие дни доза удваивается, пока малыш не начнет съедать 100-150 грамм кефира в одно кормление. Дальнейший прикорм по Комаровскому вводится так: где-то на 5-й день употребления кефира в него добавляется творог. Конечно, это все делается при условии, что у ребенка нет никаких высыпаний, расстройств пищеварения, он бодр и здоров. К возрасту 6-8 месяцев вполне достаточно постепенно ввести 30 г творога, к 9-му его количество доводится до 50 г. Если ребенку такая пища не по вкусу, Комаровский рекомендует слегка подсластить ее.
Если вы вводите прикорм по Комаровскому, то после полной замены одного кормления кисломолочными продуктами (а на это должно уйти около 7-10 дней), можно вводить еще одно кормление. Этот врач рекомендует заменить самый последний прием пищи молочно-крупяными кашами: гречневой, рисовой или овсяной. Готовить ее самостоятельно или покупать растворимый вариант в коробке – это должна решить сама мама.
Вводя прикорм по Комаровскому, лишь к 8 месяцам в рацион вашего малыша вы добавите овощи и фрукты. Для начала он рекомендует дать ребенку попробовать овощной отвар, а лишь затем переходить на овощной суп или пюре. Спустя 2-3 недели необходимо добавить мясо или кусочек яичного желтка. Фрукты Комаровский рекомендует давать лишь после того, как у ребенка появится первый зубик, но не ранее 6 месяцев.
Так выглядит прикорм по Комаровскому. Таблица введения продуктов, которую рекомендуют использовать большинство педиатров, несколько отличается от этой схемы. Так, многие врачи считают, что кисломолочные продукты, а тем более творог, – слишком тяжелые для детского желудка продукты. Поэтому большинство все же рекомендуют для начала вводить овощи или фрукты. Но тут тоже есть свои подводные камни: попробовав сладкие яблоки или бананы, малыш может отказаться кушать пресную цветную капусту, кабачок или картофель.
Но в каком возрасте и с каких продуктов начинать знакомить своего малыша со взрослой пищей, должны решать только родители ребенка, ориентируясь на рекомендации врачей и здравый смысл.
Когда учить есть ложкой. Доктор Комаровский о том, как научить ребенка самостоятельно жевать, глотать и есть ложкой. Самостоятельное обучение пользованию ножом
Примерно к 9-10 месяцам у детей пробуждается интерес к столовым приборам.
Примерно к 9-10 месяцам у детей пробуждается интерес к столовым приборам, которыми пользуются родители, и с помощью которых мама дает прикорм.
Во время еды малыш пытается схватить ложку, рассмотреть ее, облизать и уже пытается копировать то, что делает мама: зачерпнуть кашу или пюре и поднести ко рту.
Разумеется, первые неумелые попытки заканчиваются разбрызгиванием и разбрасыванием еды во все стороны. Некоторые малыши обожают эту забаву и вместо того, чтобы учиться владеть ложкой, охотно ею играют (конечно, если мама разрешает).
При этом отобрать у маленького хулигана игрушку становится настоящей проблемой – ведь малыш совсем не хочет с ней расставаться. В этот момент матери необходимо вмешаться в ситуацию и постараться направить ее в мирное русло, то есть научить ребенка пользоваться столовыми приборами по назначению.
Когда начинать учить ребенка есть ложкой?
Начиная с 10-11 месяцев ребенок вполне может научиться правильно пользоваться ложкой. Во время кормления кладите ему в ручку ложку. Для первого испытания обязательно приготовьте любимое блюдо вашего малыша – пусть у него не возникнет желания раскидать его понапрасну.
Конечно, в любом случае процесс обучения добавит вам лишних хлопот – уборка и стирка. Малыш будет лезть ложечкой в тарелку, пытаться зачерпнуть еду, в результате чего вы потом будете собирать ее с одежды, столов, полов.
Здесь важно терпение. А вы успокаиваете себя тем, что от таких самостоятельных действий аппетит и настроение карапуза повышаются. С каждым разом процесс будет проходить все чище и чище, а крохотная ручка все увереннее будет держать ложку.
С какой ложки начать?
Лучше всего сначала дать малышу специальные силиконовые ложечки – они совершенно безопасны и удобно лежат в детской руке. Как вариант, можно попробовать десертную ложку — ведь она больше похожа на ту, которую едят родители. При этом купите детскую мисочку с высокими бортиками и присосками. И лучше, чтобы их было несколько – с разными картинками внизу, чтобы малышу было интереснее поскорее добраться до дна.
Сначала научитесь есть пюре и каши, только потом переходите на жидкие блюда. Не забывайте, что у каждого малыша свой график развития, и если он не хочет учиться есть ложечкой – ничего страшного, это придет к нему чуть позже.
Первое время малыш будет держать ложку так, как ему удобно – возможно, в кулачке. Если в это время вы начнете его подтягивать и учить правильно держать, скорее всего, вы только добьетесь того, что ваше сокровище совсем не захочет есть само по себе.
Мы едим за общим столом
Лучше поступить иначе – почаще усаживать ребенка за общий стол. Он увидит, как вы едите, и попытается скопировать ваше поведение.
Прием пищи за одним столом всей семьей для ребенка станет настоящим удовольствием – это и общение, и новые впечатления, и получение опыта – в частности, поведение за столом. Кстати, этот метод очень полезен для повышения аппетита у малышей. Не забывайте подавать своему малышу положительный пример – не разговаривайте за столом, не ерзайте и т. д.
Если ребенку совсем не хочется есть ложкой и он продолжает брать пищу руками, попробуйте обратный метод – иногда срабатывает. Все за столом едят ложками, а ложку крохе не дают. То же и с едой – все едят и хвалят, а малыш пусть посидит немного с пустой тарелкой. Он протянет руку и спросит!
Правила этикета
Если ребенок до двух лет еще не научился правильно держать ложку, можно попробовать поговорить с ним на эту тему и указать на ошибки, апеллируя к тому, что он уже большой и должен все делать Правильно. Ложку берут тремя пальцами — большим, средним и указательным, чуть ниже ее широкой части. Когда малыш научится этому, научите его правильно черпать пищу, подносить ее ко рту боком, а не сужающейся частью.
Объясните ребенку, что есть нужно медленно, не открывать широко рот и не издавать никаких звуков. После трех лет можно купить детскую вилку, ведь с этого возраста малыш уже четко понимает, какие предметы травмоопасны. Начните с мягких продуктов – ломтиков бананов, фрикаделек, и со временем научитесь колоть более твердые продукты.
Нужно ли заставлять ребенка есть ложкой?
Прежде чем настаивать на том, чтобы ребенок ел ложкой, разберитесь, зачем вам нужно, чтобы это произошло раньше, ведь строгого ограничения по времени нет.
Помните, вы когда-нибудь видели 13-летнего подростка или взрослого, который не умел бы пользоваться ложкой? Если не торопиться и не работать «на опережение», этот процесс пройдет незаметно и сам собой. И вы удивитесь только постфактум: «Неужели этому нужно было учить? Сам научился…»
Нравится
Нет однозначного ответа на вопрос, когда именно ребенка нужно учить держать ложку и самостоятельно есть с ее помощью. В основном все зависит от любопытства и от того насколько он продвинут. Одни малыши интересуются этим предметом уже в 6 месяцев, хотя еще не умеют его держать, а другие предпочитают есть «с ложечки» до 2, а то и 3 лет.
Но затягивать процесс обучения нельзя, чем раньше вы начнете обучать этому навыку, тем легче будет вам и вашему ребенку в процессе социализации в детском саду. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка есть самостоятельно и когда он к этому готов.
Когда начинать учить ребенка
Родители должны присматривать за своим ребенком, чтобы убедиться, что он готов учиться . Признаками готовности являются:
- проявление интереса к еде
- ребенок тянет в рот кусочки еды;
- выхватывает ложку из рук родителей и пытается удержать ее самостоятельно.
Естественно, вы не научите его сразу правильно держать ложку, а тем более есть ею. Приготовьтесь к тому, что еда будет разбросана по всей комнате, но пройти этот этап вам обязательно нужно.
Прежде чем приступить к обучению, учтите следующие советы:
Как научить ребенка есть ложкой
Чтобы процесс обучения ребенка есть самостоятельно ложкой был легче, алгоритм действий должен быть следующим образом:
Первое время тренировки не дадут видимых результатов, малыш будет просто мешать содержимое тарелки и размазывать его по столу или даже по лицу. Привыкание к ложке может занять много времени. Если он постоянно переворачивает посуду, используйте присоску.
Затем аналогичным образом можно научить ребенка правильно держать вилку и пить из стакана-непроливайки , а затем из кружки. Начинать следует с небольших порций, а затем, если ребенок проявляет интерес, увеличивать их. И никогда не показывайте, что вы недовольны тем, что пачкается одежда или мебель.
Как вести себя, если ребенок не хочет есть сам
Конечно, все дети разные. И если одних ложка интересует хотя бы как очередную игрушку, то другие категорически отказываются ее брать в руки. Однако заставлять ребенка это делать категорически нельзя, так как это может привести к формированию отрицательного отношения к еде в принципе.
Если малышу больше года, а ваши попытки приучить его кушать самостоятельно ничем не заканчиваются, то можно принять следующие меры:
- сначала покормить малыша с ложечки, потом дать ему отдохнуть , а затем попробуйте возобновить обучение через несколько дней;
- если у вас есть дети постарше, то попросите их показать младшему, как есть ложкой;
- попробовать организовать праздник для детей чтобы ребенок отработал навык в компании других детей.
Несмотря на то, что заставить малыша учиться невозможно, откладывать это надолго тоже не рекомендуется. Этот навык важен не только для развития, но и для социальной адаптации малыша в саду.
Правила поведения и безопасности за столом для родителей
Первое время ребенок вряд ли будет вести себя опрятно, поэтому задача родителей приучить его к правилам поведения и гигиены. Правила следующие:
Чего нельзя делать за столом:
- не кормить насильно и не заставлять ребенка делать что-либо против его воли;
- не торопись;
- не оставляйте в покое во время еды.
Также запрещается предъявлять к детям требования, которые они не в состоянии выполнить, а также делать за них то, что они в состоянии выполнить самостоятельно.
Итак, мы рассмотрели, как научить ребенка есть с помощью приборов. Самое главное в обучении не нервничать, если тренировка идет не очень. Переживать не стоит, со временем все наладится, и дети будут есть без посторонней помощи.
Все приходит с опытом, при обучении лучше выбирать ту еду, которая лучше прилипает к приборам. Возможно, сразу все не получится, но очень важный навык малыш приобретет.
Вот малыш уже умеет сидеть самостоятельно, но мама его еще кормит. Здесь соседка или бабушка может предложить неопытной маме не «баловать» ребенка и дать ему ложку, чтобы он начал есть самостоятельно. Нельзя слушать советы других людей, у каждого ребенка свои особенности развития, и то, что чей-то ребенок рано начал есть, не является причиной того, что все дети должны уметь держать ложку с раннего возраста.
Не торопитесь приучайте ребенка к самостоятельному кормлению, как только он начнет сидеть на стульчике. В результате такого усердия родителей у ребенка развивается боязнь столовых приборов и еды. Чаще всего из такого раннего обучения ничего не выходит, малыш не в состоянии зачерпнуть еду ложкой или поднести ее ко рту. В результате вместо того, чтобы его хвалили за старания, он видит, как расстроена его мать.
Начиная с семилетнего возраста месяцев многие дети начинают проявлять интерес к ложке. Если ребенок уже освоил свою и не боится там сидеть, то сначала дайте ему просто ложку. Пусть пока учится брать в рот без еды, положите перед ним кусочек твердой пищи, например, печенье. Пусть малыш попробует взять его рукой и отправить в рот. Не расстраивайтесь, если ваш ребенок кладет руку на вашу руку во время кормления, инициируя «самостоятельное кормление». Очень хорошо, что ему уже хочется поднести ложку ко рту, поддержать его начинания. Но чтобы начать есть самостоятельно, нужно приучать малыша только с 8-9 лет.месяцы.
Сначала в ненавязчивой форме предложите ребенку специальную детскую ложку. Поставьте ее на его стол рядом с тарелкой той стороной, которой малыш обычно любит держать предметы. Если ребенок не проявляет никакой инициативы и не хочет брать ложку в руку, постарайтесь пробудить в нем интерес к самостоятельному кормлению.
Для этого поставьте перед малышом тарелку с вкусной едой, а рядом – его ложку. Займитесь в это время чем-нибудь еще сами, видя, что вы не торопитесь его кормить, ребенок будет вынужден пытаться подносить еду ко рту самостоятельно.Все дети учатся едят самостоятельно на примере взрослых, поэтому кладите еду себе в тарелку и покажите ребенку, как вы едите сами. Большинство детей тянутся руками к матери, пытаясь схватить ее ложку. В этом случае лучше дать ему его ложку и тарелку с едой, пусть он попробует подражать вам. Первое время, желая есть самостоятельно, малыш сильно пачкается, может даже опрокинуть еду тарелкой. Поэтому перед кормлением не забудьте повязать ему на шею слюнявчик.
Не надейтесь, что ребенок научится есть самостоятельно с первого раза, ему потребуется как минимум неделя, чтобы научиться брать кусок еды с тарелки и еще неделя, чтобы он начал приносить ложку ко рту. Все это время малыш будет вести себя не очень приблизительно. Например, он положит руку в тарелку, выжмет ладонями содержимое ложки или превратит процесс еды в игру.
Нельзя ругать ребенка за то, что он не может есть, за неопрятный вид или высмеивать его внешний вид. Если малыш перестал есть самостоятельно и не хочет больше брать ложку в руку, спокойно покормите его сами. Затем почистите его стол и переоденьтесь, не обращая внимания на то, как он все испачкал. Если вы засмеетесь и скажете ему: «Какой ты грязный месиво», то малыш быстро поймет, что маме он нравится больше, и в следующий раз постарается рассмешить вас еще сильнее.
Во время обучения самостоятельному кормлению следите за тем, как ребенок держит ложку. В первые дни правильно кладите ему пальцы на ложку, помогайте набирать кашу в ложку. Если он хорошо держит ложку, погладьте его по голове и улыбнитесь. Не ругайте, если малыш упорно берет ложку в кулачок, пусть ест так, как ест первое время. Всему свое время, со временем он научится держать ложку пальцами. А держать ложку, как взрослые дети, начинают не раньше 1,5-2 лет, соответственно, и мы должны начинать учить их правильно держать ложку с этого возраста. Не давайте ребенку вилку или другие острые предметы в возрасте до 3 лет, чтобы избежать опасности укола острым предметом.
А с 3 лет дайте ему маленькую детскую вилку и покажите, как ею пользоваться. Если на тарелке есть еда, которую нужно наколоть на вилку, то удобно есть с вилки зубцами вниз. Есть вилкой рассыпчатую пищу, например, гречневую кашу, вилку нужно держать изгибом вверх. Так гораздо удобнее разгребать кашу и другую еду. Начиная с 2-3-летнего возраста начинайте сажать ребенка за общий стол. Дайте ему определенное место за общим столом и не меняйте его.
Не учите ребенка есть по договоренности: “Ложка маме, ложка папе”. Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него еду, тем больше он будет отказываться. В результате малыш перестанет есть совсем, пока родители не отвлекут его внимание игрушками или шутками. Также не стоит давать оценку ребенку: «Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что было на тарелке». Так малыш будет стараться каждый раз все съесть, а это может способствовать его ожирению. Нельзя вознаграждать за съеденную пищу, процесс приема пищи должен быть естественным. Родители не должны дарить подарки или ругать, желая приучить ребенка есть пищу. Ребенка нужно хвалить за хорошее поведение и ругать за плохое, но не за то, сколько он съел каши.
Вернуться к оглавлению раздела “”
Умение правильно пользоваться ложкой и пить из чашки – очень важные и полезные навыки на пути к самостоятельности и уходу за собой. Рано или поздно ребенок обязательно этому научится, но прививать интерес к самостоятельному приему пищи и учить ребенка необходимо своевременно, ненавязчиво и постепенно. Раз вы читаете статью, значит, вам интересно, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно. Я не согласен с теми, кто говорит, что нужно приучать ребенка кушать самостоятельно как можно раньше, потом будет поздно и намного сложнее. Что значит поздно? Я не видел ни одного здорового взрослого человека, которого мама до сих пор кормит с ложечки (то же самое касается и приучения к горшку). Это стереотипы, навязанные обществом, которым стараются следовать большинство родителей. Да, ребенка желательно научить пользоваться ложкой, чашкой и некоторым другим навыкам самообслуживания для детского сада, но только в том случае, если он не против научиться. А если такого желания нет, то он всему научится в садике, сверстники – это лучший пример для подражания.
Ребенок – личность, он развивается по индивидуальному графику. Ложкой не ест в 1,5 – 2 года, значит, еще не созрел. Возможно, вы сами однажды перебили его желание или не даете ему учиться, не желая жертвовать чистотой на кухне. Все имеет место быть.
Во время введения прикорма (“”) даже не надейтесь, что малыш начнет с аппетитом хватать ложку и заворачивать невкусные овощные пюре. В этом возрасте у детей еще совершенно несовершенная координация и четкость движений, хотя взмах рукой над ложкой пюре иногда работает точно.
С 6-7 месяцев ребенок способен схватить кусочек яблока, банана, бисквита и отправить в рот. Чтобы вдруг малыш не подавился кусочком, советую приобрести ниблер – аксессуар для кормления, который состоит из сеточки (тканевой или силиконовой) и ручки, которую легко обхватить маленькими пальчиками.
Когда ребенок научится уверенно сидеть, повысится интерес к еде. Он будет пытаться схватить еду руками и положить ее в рот, не откажется помахать или постучать предложенной вами ложкой, все это нормально и идет своим чередом. Не нужно ругать малыша за разбрызганную по стенам кашу, он еще не совсем понимает, зачем ему дали ложку.
Если на этом этапе перебить желание есть самостоятельно (ругать ребенка, брать ложку, кормить только себя), то оно вернется нескоро. Но не расстраивайтесь, он обязательно вернется хотя бы в период расцвета «я сам».
Процесс обучения ребенка самостоятельному приему пищи более четко разбит на пункты:
- Обязательно давать ребенку ложку во время еды (в возрасте не ранее 6 месяцев).
- Поощряйте, а не наказывайте первые попытки зачерпнуть еду ложкой. Консистенция пищи должна быть густой (молочная каша, нежидкие пюре, творог, мясные пюре).
- Сразу ориентируйтесь на правильный прием пищи: только на кухне, только на стульчике или за столом, без мультиков, игрушек и прочих развлечений. Идеальный вариант – покормить ребенка во время обеда/ужина на всю семью. Ребенок, как губка, впитывает все, что делают родители, и пытается повторить, поэтому процесс освоения ложки во время семейных трапез пройдет гораздо успешнее.
- Никогда не торопите ребенка! Сам кушать не хочет – не заставляйте; ест медленно – не торопитесь, со временем он научится есть быстрее.
- Попробуйте заинтересовать ребенка блюдом, оформленным в виде мультфильма. Вряд ли это оставит его равнодушным.
- Учись, играя. Использование лопатки в песочнице похоже на использование ложки на кухне. Пересыпая песок с лопаты в ямку или ведро, ребенок развивает координацию.
Ребенок не хочет есть ложкой – не вешай нос!
Каждой маме хочется похвастаться достижениями ребенка, но надежды не всегда оправдываются, даже если на тему, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, прочитана огромная куча литературы. Посмотрите внимательно на своего малыша со стороны: да, он не умеет самостоятельно есть ложечкой в 1,5 – 2 и даже в 3 года, при этом ребенок здоров, развивается в соответствии с возрастом. А ложка… Ох уж эта ложка… Да научится! Посмотрите на список навыков ребенка в 1 год (“”) и в 2 года (“”). Малыш освоил больше половины навыков? Если да, не расстраивайтесь и ищите пищу для размышлений. Это весь список умений, но не все из списка должен уметь делать ребенок. В конце концов, что-то может быть ему совсем не интересно.
Скорее всего, вы сами отбили у ребенка желание научиться есть самостоятельно, но кусать локти не стоит, нужно исправлять ситуацию. Как? Всегда давайте ребенку ложку, ешьте вместе с ним, на семейный ужин можно принести плюшевого мишку, который с помощью маминой руки будет есть сам или восхищаться умением ребенка орудовать ложкой.
Моему сыну сейчас 2 года и 5 месяцев, мы еще на пути к самостоятельному кормлению, но меня это совершенно не смущает. Да, не буду лукавить, мне было намного проще самой накормить ребенка, а не мыть потом всю кухню. И что-то затянулось. Сейчас ребенок уже наглеет и часто протягивает мне ложку со словами «Мама, коми» (Мама, накорми). Зато умеет пользоваться ложкой, сам может есть хоть и немного, но исключительно густую пищу. Получается есть жидкую пищу, но не так осторожно, но это вопрос времени.
По мере взросления дети делают многие вещи без участия взрослых. Одним из первых навыков самообслуживания и одновременно важным этапом развития является умение самостоятельно есть ложкой. Это не менее ответственно и для родителей, которые должны подумать о том, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.
С какого возраста ребенку можно давать ложку?
Для начала разберемся, когда давать ребенку ложку в руки. Прежде чем малыш освоит навык самостоятельного пользования ложкой, он должен познакомиться с этим инструментом и изучить его. В первый раз давать на прикорм можно уже в полугодовалом возрасте, когда малыш уже хорошо сидит с поддержкой, а особенно, если возникает необходимость познакомить.
Важно объяснить ребенку, что ложка нужна для того, чтобы есть, дать ему понять, что это не предмет для игры. Первое время при кормлении можно пользоваться двумя ложками – одной кормить, а другой позволять орудовать крохой, как ему хочется. При этом стоит придерживаться правила пользоваться ложкой только во время еды и не давать ее ребенку в другое время.
Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Самостоятельность в процессе приема пищи появляется у ребенка, когда он сам начинает есть печенье, сухарики. Далее следуют попытки взять еду из тарелки руками, за что его ни в коем случае нельзя ругать. Когда малыш уже умеет уверенно брать и удерживать предметы между двумя пальцами, допустимо начинать обучение его правильному пользованию ложкой. Это происходит примерно в 7-8 месяцев.
Одним из основных признаков того, что малыш готов сам пользоваться ложкой, является желание отобрать ее у взрослого. Затем нужно дать малышу ложку еды и помочь ему направить ее в рот. Первое время, когда ребенок сам ест ложкой, добавляются лишние хлопоты по уборке кухни, стирке, с которыми нужно смириться и, набравшись терпения, пройти этот этап. Скорость овладения навыком самостоятельного приема пищи ложкой у всех детей разная, но в большинстве случаев к 1-1,5 годам они умело пользуются первыми столовыми приборами.
Ложки для кормления детей
Не менее важно в вопросе, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, какое приспособление предлагается малышу. Первая ложка для ребенка должна быть безопасной, легкой, вместительной, иметь ручку, за которую удобно держаться. Нужно знать, что ложки с длинными тонкими ручками не подходят для использования ребенком, а предназначены только для кормления родителями.
Детские ложки представлены в широком ассортименте, изготовлены из разных материалов, имеют разные цвета и могут быть украшены яркими узорами, привлекающими внимание и делающими трапезу более интересной. Рассмотрим основные виды ложек, которыми можно пользоваться малышам:
Как научить ребенка правильно держать ложку?
Трудности у многих возникают в вопросе, как научить ребенка правильно держать ложку. Следует понимать, что в этом возрасте малыш еще не умеет держать ложку пальцами, поэтому берет ее в кулачок. Не о чем беспокоиться, и со временем он всему научится. Поэтому первое время следует лишь немного помогать малышу орудовать ложкой, направляя его ручку к тарелке и рту.
Чтобы у ребенка быстрее развивалась координация движений, важно больше времени уделять играм на развитие моторики. Например, игра с лопаточкой может стать отличной тренировкой для успеха на кухне. Предложите малышу вместе «покормить» любимые игрушки из ложки (или лопаточки). Полезно рисование мелками или карандашами, игры с хлопаньем в ладоши.
Как научить ребенка брать еду с ложки?
Если в семье принято устраивать совместные приемы пищи, то проблем с тем, как научить ребенка есть ложкой, в принципе не возникает. Малыши любят копировать поведение взрослых, поэтому, глядя на родителей, будут стремиться использовать столовые приборы по назначению. Не отвлекайте ребенка чем-то другим (мультики, игрушки и т. д.) во время еды. Важно научить его пользоваться ложкой, когда он действительно голоден, что будет хорошим стимулом.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Условием успеха в решении вопроса, как научить ребенка есть ложкой, являются слаженные действия всех членов семьи. Например, недопустимо, когда мама пытается привить малышу навык самообслуживания, а бабушка кормит его с ложечки. Чем дольше ребенок огражден от проб и ошибок, тем позже он обретет самостоятельность, и не только во время еды. Поэтому стоит заранее обсудить с домочадцами вопрос, как приучить ребенка есть ложкой.
Ребенок может есть ложкой, но не хочет
В вопросе, как научить маленького ребенка есть ложкой самостоятельно, может возникнуть еще одна трудность – ребенок отказывается пользоваться ложкой и ест руками или требует, чтобы взрослые кормили его.